что такое функциональный бенчмаркинг
Бенчмаркинг: что это такое, для чего он нужен и как его использовать
Бенчмаркинг – залог эффективного развития бизнеса. Он помогает компании противостоять условиям жесткой конкуренции на рынке, систематизировать доход и наладить организационную структуру. Благодаря изучению результатов компаний-лидеров в своей отрасли владельцы бизнеса принимают успешные решения.
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг позволяет сравнить способы организации бизнеса, зафиксировать его сильные и слабые стороны, предсказать последствия внедрения определенных изменений. Бенчмаркинг процесса развития компании помогает преодолеть застой, анализируя и прогнозируя эффективность стратегии.
Для чего проводят бенчмаркинг
Бенчмаркинг нужен для изучения качества рабочих процессов других компаний. Если обычные инструменты для сравнения и анализа могут оценить показатели конкурентов только в количественном эквиваленте, то бенчмаркинг предлагает комплексный подход.
Правильный анализ может продемонстрировать степень развития компании по сравнению с конкурентами, вывести факторы, влияющие на успех и неудачу при организации работы. Такие открытия касаются всех уровней организации бизнеса: от производственных до управленческих. Бенчмаркинг знакомит владельцев бизнеса с положительным примером, на который можно ориентироваться при создании планов и установок для собственной компании.
Бенчмаркинг предлагает не просто зафиксировать ситуацию в моменте, но и дает механизмы для дальнейших изменений, чтобы работать на опережение. В перспективе это позволит сравняться с конкурентами и даже обойти их по ключевым показателям.
Цели и задачи
Главная цель использования бенчмаркинга – улучшение позиций компании на рынке. После сравнения и анализа показателей лидеров рынка с текущими показателями компании чужой опыт интегрируется в рабочую практику и помогает исправить ошибки. Бенчмаркинг может преследовать как глобальные цели, например, повышение доходов компании, так и более локальные – оценка технического оснащения производства.
Для реализации целей бенчмаркинг ставит следующие задачи:
Инструменты
Инструменты бенчмаркинга – это объединение всех действий в единую стратегию для выполнения задач, стоящих перед бизнесом. В число основных инструментов бенчмаркинга входят такие практики, как:
Социальные медиа и бенчмаркинг
Социальные медиа неотрывно связаны с бизнес-процессами, и в том числе с бенчмаркингом. Соцмедиа предоставляют информацию о новых и эффективных путях взаимодействия с аудиторией, подсказывают дополнительные каналы сбора информации о конкурентах.
Сфера применения
Бенчмаркинг используют в разных сферах бизнеса, связанных с коммерческими и некоммерческими структурами: магазины, муниципалитеты, частные организации, государственные компании. Его применяют для изучения управленческих и производственных секторов.
Плюсы и минусы
К преимуществам этого исследования можно отнести:
Также следует учитывать, что опыт конкурентов не всегда может быть полезным, а старые приемы могут не сработать в новых условиях.
Виды бенчмаркинга компании
Для понимания всех особенностей бенчмаркинга, рассмотрим несколько его видов.
Внутренний бенчмаркинг
Внутренний бенчмаркинг представляет собой анализ разных подразделений собственной компании, с целью выявить наиболее эффективные модели развития. Внутренний бенчмаркинг делится на подвиды:
Конкурентный бенчмаркинг
Конкурентный бенчмаркинг основан на анализе деятельности, ключевых показателей конкурентов и сравнении их с собственными. Конкурентный бенчмаркинг требует более трудоемкой работы, зато его результат поможет увидеть глубокие проблемы и задать правильный вектор развития.
Функциональный бенчмаркинг
Это не только качественное, но и количественное сравнение главных показателей своего бизнеса с компаниями из той же отрасли. Сравнивают операции, методы и процессы внутри компании с параметрами у успешных конкурентов.
Общий бенчмаркинг
Этот вид учитывает качественные и количественные показатели, связанные с продажами, маркетингом, производством, управлением. Собственные результаты сравнивают с компанией, которая имеет более высокие позиции на рынке и занимается аналогичной деятельностью. После сравнения разрабатывается план с пошаговым внедрением успешных технологий конкурентов. Провести такой анализ непросто, так как не вся информация находится в открытом доступе.
Бенчмаркинг бизнес-процессов (бенчмаркинг процесса)
Бенчмаркинг процесса – это узкоспециализированный инструмент для снижения затрат и устранения максимального количества факторов, способствующих сильным растратам. По результатам анализа изучают различия в себестоимости продукции лидера рынка и собственного бизнеса. Затем принимают решения по изменениям в конкретных структурах компании.
Стратегический бенчмаркинг
Этот вид бенчмаркинга строится на анализе технологических, административных, производственных и маркетинговых процессов для выявления уникальных разработок. Изменение ключевых показателей приводит к конкурентному преимуществу путем адаптации проанализированных стратегий к реалиям бизнеса.
Принципы использования бенчмаркинга
Бенчмаркинг основан на четырех принципах, которые влияют на качество сравнительного анализа и результат внедрения успешных технологий конкурентов.
Взаимность
Этот принцип важен для внутренней работы компании. Сотрудники должны прийти к согласию, чтобы выявить критерии оценки и поставить цели. Путем совместной работы, совещаний определяют необходимые сведения и обмениваются информацией. В коллективе должно быть взаимное понимание применяемых решений.
Аналогия
Оценивать и сравнивать можно любые схожие процессы. Не удастся получить практический результат, если брать достижения конкурентов, которые не соответствуют особенностям вашего бизнеса.
Измерение
Показатели и объекты сравнения должны быть измеримы. Для анализа нужно составить план с параметрами оценки. В процессе определяют причины различия этих параметров у компаний и предлагают пути улучшения результатов. Для определения критериев необходимо произвести измерения бизнес-процессов.
Достоверность
В качестве данных для анализа выступает только фактическая информация о компании. Бенчмаркинг нельзя провести на основе приблизительных данных. Анализ будет точным и принесет результат только в случае работы с информацией, которая подтверждена документально.
Этапы проведения
Чтобы добиться положительного результата, нужно последовательно пройти каждую стадию проведения бенчмаркинга.
Подготовка
На первом этапе нужно выбрать объект анализа и обосновать актуальность этого выбора, отследить его положение на рынке.
При подготовке заранее прописывают потенциально трудные этапы, устанавливают критерии для определения степени успешности компании. Главными при расчете становятся финансовые аспекты, на которые ориентируется исследование.
Для полного анализа нужно использовать не только основные, но и сторонние источники информации: отчеты, опросы, публикации, доступные бизнес-планы, справочная информация. Эти источники изучаются при отборе конкурентов для бенчмаркинга. Их поиск обычно происходит в том же сегменте, куда входит компания. Однако в некоторых случаях полезно исследовать и другие ниши, чтобы получить как можно больше идей для внедрения.
Анализ
На втором этапе бенчмаркинга анализируют процессы, технологии и методы, определяют их эффективность и востребованность. Основные пункты для анализа:
Анализ основывается на ранее заданных критериях для исследования. Этот шаг предполагает выбор главных направлений, на которые нужно сделать упор для улучшения положения компании на рынке.
Внедрение
На третьем этапе определяют цели и структуру, подлежащие изменению после проведенного анализа. Здесь разрабатывают стратегию будущего развития с учетом коррекции проблемных моментов и прописывают новые требования и стандарты к ним. Также на этапе внедрения определяют допустимые финансовые расходы, затраты на реорганизацию внутренних процессов. Утверждают новые рабочие графики и составляют прогнозы о времени появления первых изменений.
Повторение
Рыночные процессы изменчивы и интенсивны. Произведенные нововведения со временем становятся стандартом, из-за чего эффективность деятельности компании в лучшем случае остается на месте, а в худшем — снижается.
Типичные ошибки бенчмаркинга компании
К распространенным ошибкам в этой области можно отнести:
Пример использования
Использование бенчмаркинга можно рассмотреть на примере сайтов и вопросов поисковой оптимизации. Найдите сайт конкурента, чьи показатели трафика лучше, выявите сходства и различия со своим ресурсом.
Стандартными считаются следующие критерии для сравнения:
Заключение
Метод бенчмаркинга – полезный инструмент для анализа рынка, с помощью которого можно найти функциональные решения для бизнеса. Важно придерживаться вдумчивого подхода и оценивать целесообразность внедрения новых методик в соответствии с положением компании. Для развития необходимо ориентироваться на лидеров рынка, но не стоит слепо внедрять их установки, надеясь на тот же результат.
Что такое бенчмаркинг простыми словами, виды и этапы
Обновлено 28 октября 2021
В последние годы в России активно стали применяться различные бизнес-инструменты, помогающие увеличить выручку, улучшить управление, систематизировать доход.
Инструментов много, все они эффективны и позволяют увеличивать конкурентоспособность на рынке. Одним из самых выгодных и интересных инструментов является бенчмаркинг. Разберёмся, что это такое и в чём он проявляется.
Что такое бенчмаркинг простыми словам
Бенчмаркингом называют непрерывный процесс оценки качества услуг, товаров, различных методов работы, основываясь на предложениях конкурентов или лидеров рынка.
Благодаря использованию такого инструмента, ведение бизнеса становится открытым и одновременно эффективным. Бенчмаркинг отвечает на многие вопросы, которые так или иначе появляются в процессе развития кампании.
Какие преимущества для предпринимателя может иметь бенчмаркинг?
Для чего проводят бенчмаркинг
Бенчмаркинг позволяет выгодно изучить качественную, а не как это делается с другими инструментами, количественную суть всех процессов конкурентов.
Если был сделан правильный анализ, то он может не только показать, насколько вы отстаёте, но и сделать выводы о факторах успеха, которые могут положительно повлиять на работу в вашей компании.
Открытия могут поджидать на уровне управленческих решений, маркетинговой службы, производственного цеха или логистических структур.
Это своеобразный прием чужого положительного опыта, который позволяет создать новые возможности для своего бизнеса.
Таким образом можно увереннее почувствовать себя на рынках услуг, заявлять о своих идеях, который активно продвигает ваше предприятие.
Можно создать реалистичную картину вашей ниши, определить свое место и долю в ней, также представить, насколько вас обгоняют конкуренты и по каким параметрам. Работать следует на опережение, даже если у вас недостаточно опыта или каких-то ресурсов, необходимых за отдельно взятый временной отрезок нагнать конкурентов и, при желании, перегнать их.
Сущность бенчмаркинга
Под бенчмаркингом понимается набор определенных действий.
Таким образом повышается конкурентоспособность на рынке, растёт качество товаров и услуг, что полезно не только для потребителей, но и для самих бизнесменов.
Цели и задачи бенчмаркинга
Бенчмаркинг — сложный многоуровневый процесс. Однако, он имеет одну весьма четкую цель. Это улучшение положения компании по какому-либо показателю или в целом, по направлению деятельности. Чтобы достигнуть своей цели, руководитель компании или сотрудник должен поставить перед собой несколько задач.
Инструменты бенчмаркинга
Инструменты бенчмаркинга — совокупность поэтапных действий, которые включают в себя этапы проведения процедуры. Основная цель инструментов — преследование целей и задач, поставленных перед компанией.
К основным инструментам относят следующие наименования.
Виды бенчмаркинга компании
Бенчмаркинг имеет огромное количество определений и в основном потому, что разделён сразу на несколько видов. Поэтому следует рассмотреть каждый конкретно, чтобы иметь представление о нюансах.
Внутренний бенчмаркинг
Внутренний бенчмаркинг представляет собой сравнительный анализ, выполненный различными подразделениями и службами организаций. Основная цель — выявить все лучшие показатели и самые эффективные бизнес-процессы, которые происходят внутри конкретной организации.
Этот вид бенчмаркинга широко распространён и активно используется.
Конкурентный бенчмаркинг
Такой вид бенчмаркинга должен проводиться на основании информации о конкурентах-предприятиях, которые расположены в той же отрасли, или же на основании опыта своих бизнес-партнеров.
Функциональный бенчмаркинг
Бенчмаркинг, который предполагает не только качественное, но и количественное сравнение всех основных показателей действия предприятия. Сюда входят операции, применяемые методы и процессы. Все эти показатели должны сравниваться с аналогичными параметрами успешных компаний, которые работают в вашей сфере, имеющие идентичные условия.
Например, производят ту же продукцию или оказывают ту же услугу в рамках субъекта или города.
Такой бенчмаркинг предполагает быстрое выявление лидера ниши, также доступ ко всем его значимым показателям, которые часто находятся в открытом доступе в интернете.
В анализе присутствуют широкие возможности, а также многочисленные приемы и технологии, которые помогут быстрее найти функциональные отличия и внедрить их в свою компанию.
Есть одна отрицательная черта такого вида. К сожалению, иногда невозможно адаптировать под свою компанию результаты, которые получены в ходе исследовательской работы ввиду разных условий, созданных для компаний.
Общий бенчмаркинг
Этот вид подразумевает также качественное и количественное сравнение процесса продаж, маркетинга, производства и руководства. Сравнивается всё с компанией, которая достигла лучших результатов и ведёт точно такую же деятельность.
По факту проведения сравнения должен быть разработан план, который направлен на эффективное развитие, а также внедрение полученных технологий и выявленных процессов. Иногда подобное позволяет активизировать различные инвестиционные процессы. Это сложный бенчмаркинг, который проводить должны профессионалы, основываясь на труднодоступности информации, которая необходимы для рассмотрения.
Бенчмаркинг бизнес процессов
Этот бенчмаркинг должен выделяться в зависимости от имеющейся проблематики. Его основная задача — снизить все затраты, а также, убрать затратообразующие факторы. На основании анализа просматриваются различия, которые складываются вокруг себестоимости у компании лидирующей в нише и у вас. В итоге, должны быть решены задачи в конкретной сфере функционирования компании.
Стратегический бенчмаркинг
Производится анализ на основании процессов и опыта других компаний, конечным результатом является возможность нахождения уникальных возможностей, методов и способов, которые позволят предприятию получить конкурентное преимущество и повысить свои показатели.
Принципы использования бенчмаркинга
Бенчмаркинг осуществляется на основании принципов, которые влияют на процесс проведения сравнения.
Взаимность
Взаимность предполагает взаимодействие, которое складывается внутри компании, также обсуждение и возможность пришествия к единому мнению и согласию. Представители компании должны эффективно обмениваться данными, цель такого общения должна быть одна. Это извлечение пользы, в которую вносит вклад каждый из участников.
Каждый из представителей компании должен быть уверен, что поведение участников бенчмаркинга находится в строго оговоренных рамках. Важно, чтобы правила соблюдались всеми, в этом и проявляется принцип взаимности.
Аналогия
Аналогия помогает быстро ориентируясь, наблюдать за схожими процессами, которые применяют компании участники. Оценочному суждению нужно подвергать практически любой процесс, главное, чтобы результаты были выявлены и, также применены в рамках своей компании. Успех в этом случае будет гарантирован, но только тогда, если будут правильно отобраны партнёры, на основании установленных критериев.
Измерение
Когда принимается решение о бенчмаркинге, составляется план, который включает в себя определенные параметры. А на основании этих параметров и делается анализ организаций. Выясняется, почему эти параметры различные у двух, трёх и более компаний, а также предлагаются варианты, которые позволят добиться лучших результатов.
Чтобы определить основные параметры процесса, необходимо правильно их изучить, а главное, произвести измерения.
Достоверность
Нельзя проводить бенчмаркинг, используя приблизительные данные, притянутые за уши. Это должны быть фактические данные, имеющие документальное подтверждение, именно тогда можно провести точный анализ и изучить главные процессы. Однако, если исследование основывается на интуиции, в таком случае добиться хороших результатов будет невозможно.
Этапы проведения бенчмаркинга компании
Подготовка
На стадии подготовки нужно быть хорошо подкованными.
Вы можете осуществлять поиск как в вашем сегменте и в вашей нише, так и заходя на другие, чтобы применить как можно большее количество инструментов и получить большее количество информации.
Анализ
На данном этапе определяются процессы, технологии, методы, услуги и товары, выявляется их эффективность, а также возможная неэффективность на основании выбранных величин измерения и факторов, которые имеют значение для предприятия.
Вторым шагом делается выбор основных направлений, которые позволяют эффективно повысить различные бизнес-процессы и применяемые технологии. При этом здесь нужно будет тщательно выяснить, в чём причина у преимущества конкурентов перед вами.
Какую информацию собирать и анализировать
Информация собирается из различных источников. Конечно, первостепенное значение имеет официальная информация, которая находится в открытом доступе. Однако не стоит забывать и про дополнительные источники, которые также вносят весомый вклад. Сюда можно включить различные публикации, упоминания, посты в социальных сетях, бизнес-планы, проведение культурно-массовых мероприятий и так далее.
Внедрение
Этап внедрения предполагает, что определяются цели, которые планируют изменения и дальнейшую разработку стратегии проведения.
Повторение
Рыночные процессы и методы, которые внедряются с целью поднятия эффективности деятельности компаний применяются очень интенсивно. Они постоянно находятся в процессе изменения, и новшества переходят в разряд стандартных. А это значит, что необходимо постоянно подключать процесс совершенствования, основанный на деятельности предприятия.
Нужно постоянно повторять процессы, постоянно дополняя их новыми и новыми особенностями для того, чтобы улучшить эффект.
Как провести бенчмаркинг компании самостоятельно
Не существует единого алгоритма процедуры, которая бы подошла каждой компании. Поэтому, разрабатываться бенчмаркинг должен самостоятельно, индивидуально под каждую организацию.
Выбор компании
Выбирать для сравнения нужно услуги или выстроенные процессы, в качестве которых вы неуверены и оцениваете как неудовлетворительные. Если вы сравниваете показатели, которые, по вашему мнению, находятся на высоком уровне, то в таком случае бесполезно потратите денежные средства и много времени.
Не следует выбирать очень большой перечень показателей, можно запутаться или не уделить внимание важным аспектам.
Сбор информации
Для сбора информации следует использовать специальные программы, которые помогут быстро и эффективно собирать данные. Сведения обрабатываются как из открытых, так и из закрытых источников. Анализируется только те сведения, которые имеют прямое отношение к вашему делу.
Анализ и адаптация
Анализ полученной информации должен проходить собранной группой высококвалифицированных специалистов. Анализируются все полученные сведения, обсуждаются возможности их применения в ваших условиях.
Типичные ошибки бенчмаркинга компании
Плюсы и минусы бенчмаркинга
Где можно применять инструменты бенчмаркинга
Бенчмаркинг может принести пользу в любой сфере экономики. Его применяют магазины, муниципалитеты, компании, предоставляющие услуги, частные и государственные корпорации.
Исследуется как управленческая деятельность, так и производственная сфера. В странах запада уже давно применяется внутренний бенчмаркинг. Таким образом компании обмениваются опытом и повышают качество услуг.
Если вы хотите поднять свой бизнес на новый уровень, обогнать конкурентов и предложить своим потенциальным потребителям лучшее, то бенчмаркинг — как раз тот метод, который поможет вам выйти из общей массы и стать лидером ниши.
Бенчмаркинг: сущность, этапы и инструменты
Эффективное развитие бизнеса в современных условиях жёсткой конкуренции «по всем фронтам» возможно только с учётом опыта передовых компаний. Изучение достижений лидеров, сопоставление их со своими и итоговое внедрение полученных результатов – вот ключ к выходу из кризиса. В экономической науке и на практике этот процесс называется бенчмаркинг. Рассмотрим подробно механизм, который открывает второе дыхание любому бизнесу.
Бенчмаркинг: теоретические аспекты
Сущность бенчмаркинга
Слово «бенчмаркинг» пришло в экономическую науку из геодезии. «Бенчмарк» в английском языке означает отметку уровня или поверочную точку. Следовательно, бенчмаркинг следует понимать как определение уровня согласно эталону.
В теории до сих пор не сложилось единого понятийного аппарата. Каждый исследователь трактует диапазон его применения по своему, но единодушно считается, что зарождение концепции бенчмаркинга состоялось в 50-х годах прошлого века в Японии. После второй мировой войны этой маленькой стране как никому нужно было восстанавливаться из руин. И она стала одной из лучших в мировой экономике.
Несмотря на то, что термин «бенчмаркинг» методически конкретизирован в 1972 году американскими учёными, его трактовка продолжает развиваться.
Бенчмаркинг понимается как:
В итоге различное понимание явления помогает отчётливо прояснить его сущность. Наиболее полно раскрывающей является следующая трактовка:
Бенчмаркинг — систематическая деятельность (непрерывный процесс) экономического субъекта по поиску эталонного предприятия с целью изучения его положительного опыта. На основании сравнительного анализа результаты этой деятельности заимствуются для повышения конкурентоспособности предприятия — исследователя.
Если на предприятии нет специалиста, осуществляющего бенчмаркинг на постоянной и непрерывной основе, то его функции выполняет периодически создаваемая или приглашаемая группа специалистов. Выгоднее и удобнее призывать на помощь специализированные фирмы и для проведения самой аналитической работы, и для обучения собственных специалистов.
Цели и задачи бенчмаркинга
Бенчмаркинг как процесс имеет одну цель: улучшить положение по какому-либо направлению деятельности.
Для достижения своей цели субъект экономики решает следующие задачи:
Определение и применение наилучшего метода дальнейшего развития есть суть, цель и задачи бенчмаркинга.
Виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг не зря имеет массу определений. Его разная направленность обеспечивает универсальность использования. Но на практике сформировалось пять видов бенчмаркинга:
Общий бенчмаркинг
Общий бенчмаркинг – количественное и качественное сравнение производства, продаж, оказания услуг своим предприятием с аналогичной деятельностью компаний, достигших больших результатов. Итогом сравнения должна быть разработка направления развития и внедрение передовых технологий. Иногда это позволяет активизировать инвестиционную деятельность. Считается, что это наиболее сложный процесс, ввиду труднодоступности необходимой информации.
Функциональный бенчмаркинг
Функциональный бенчмаркинг — количественное и качественное сравнение параметров отдельных функций предприятия (процессов, операций, методов) с аналогичными параметрами более успешных коллег, которые работают в идентичных условиях. Имеет много преимуществ по сравнению с предыдущим видом: лёгкость выявления лидера, отсутствие проблем с доступом к значимым показателям, широта возможностей для обнаружения искомых подходов и технологий. Наряду с положительными свойствами данный вид имеет одно отрицательное: иногда невозможно применить, внедрить, адаптировать результаты провёденного исследования.
Внутренний бенчмаркинг
Внутренний бенчмаркинг подразумевает сравнительный анализ различных подразделений и служб компании в целях выявления наилучших показателей и наиболее эффективных бизнес-процессов внутри отдельно взятой организации. Данный вид очень распространён из-за простоты его проведения и доступности требуемой информации.
Конкурентный бенчмаркинг
Конкурентоориентированный бенчмаркинг проводится на базе данных предприятий-конкурентов в своей отрасли или же предприятий-партнёров из другой отрасли.
Бенчмаркинг процесса
Бенчмаркинг процесса выделяется в зависимости от проблематики. Если он призван снизить затраты, то определяются затратообразующие факторы, находятся различия в формировании себестоимости у компании-лидера и у себя. В итоге решается задача по конкретной ограниченной проблеме.
Этапы бенчмаркинга и практические аспекты
Методология бенчмаркинга заключается в ряде поступательных действий, производимых поэтапно. Процесс определения, понимания и адаптации эффективного функционирования лидирующих компаний с целью повышения качества собственной работы условно подразделяется на восемь этапов. Кратко охарактеризуем каждый из них.
Этап 1. Выявление функций и бизнес-процессов, нуждающихся в совершенствовании
Чтобы выявить собственные недостатки, достаточно посмотреть на себя со стороны. Эту прописную истину все знают с детства. Аналогично следует действовать и в поисках нуждающихся в улучшении функций и бизнес-процессов в организации. Здесь уместно применить методы конкурентной разведки. Менеджеры-бенчмаркеры зачастую не обращают внимания на информацию, которая «лежит под ногами», а планируют масштабные исследования.
На этом этапе важно расставить приоритеты над функциями. В первую очередь определяются процессы, играющие главную роль в формировании себестоимости продукции. Затем выявляются функции с большим потенциалом корректировки. Также следует систематизировать позитивно мотивирующие стимулы. И в заключение определить наиболее успехообразующий фактор-показатель.
Этап 2. Определение анализируемых показателей
На втором этапе следует изучить бизнес-план на предмет выявления набора количественных и качественных переменных.
Этап 3. Идентификация наилучших экономических субъектов внутри и вне исследуемой отрасли
На третьем этапе выявляются лидеры в интересующей отрасли и вне её. Выбор не должен быть ограничен явными, прямыми конкурентами. Часто бывают полезны достижения параллельных конкурентов, которые не давят на исследуемое предприятие. С другой стороны, параллельные конкуренты всегда имеют потенциал в перспективе стать прямыми.
Интересно изучать компании из других сфер бизнеса. Бесспорно, неоценимое значение сыграет информация о мировом опыте.
В идеале список компаний-лидеров не должен быть более десятка, а то и ещё меньше. Но он должен быть креативным, то есть успешные предприятия лучше подбирать по принципу разнообразия.
Этап 4. Оценка собранных показателей по выбранному направлению
На этапе сбора и оценки информации об интересующих процессах обращаются к различным источникам. В собственной фирме с этим проблем нет, а для изучения посторонней компании следует проявить изобретательность, особенно для получения труднодоступных данных.
Здесь могут помочь различные (формальные и неформальные) опросы (сотрудников, поставщиков, оптовых покупателей, розничных клиентов, претендентов на вакансии фирмы, отраслевых консультантов). Неоценимую помощь оказывают стажировки сотрудников в фирмах – партнёрах, посещение конференций, специализированных выставок. На данном этапе важно соблюсти умеренность.
Этап 5. Подготовка информации об измерениях
Собранную информацию следует систематизировать и привести к сопоставимому виду.
Этап 6. Сопоставление и анализ лидерских и собственных показателей
Собранные данные извне следует соотнести с имеющимися собственными. Выявленные отличия позволяют вычленить нюансы для проработки.
Этап 7. Работа над ошибками на основании проведённого исследования
Теперь стоит задача ликвидировать ошибки в собственной работе. Для улучшения качества работы нужно выявить слабые места (логистические проблемы, высокие издержки, низкий уровень системы реализации). Затем можно скопировать стиль и метод работы лидера, но здесь важно остаться собой.
Этап 8. Внедрение, проработка и подведение итогов
Большинство компаний по результатам бенчмаркинга применяют программу революционных преобразований «Двадцать ключей», разработанную японским профессором Ивао Кобаяси.
Видео: как провести бенчмаркинг (анализ конкурентов)
Реализация системы «Двадцать ключей»
По итогам бенчмаркинга необходимо систематизировать задачи управления предприятием. На рисунке обозначены двадцать ключей к деловому совершенству. В реальной жизни программу можно реализовать на предприятии любой отрасли, размера и формы собственности. Она направлена на повышение качества производства в целом. На своём предприятии вы можете разработать собственную модификацию, взяв эту за основу.
Бенчмаркинг нельзя понимать как слепое подражание. Его основная задача состоит в изучении и адаптации опыта лучших. В качестве рекомендации хочется подсказать читателю, что не вся полученная информация на первый взгляд покажется годной к использованию. Некоторые вещи подлежат переосмыслению.