что такое фундаментальная подготовка
Что такое фундаментальная подготовка
Высокий уровень вашей конкурентоспособности как выпускника на рынке труда – один из основных показателей успешной деятельности образовательного учреждения, в которым вы обучаетесь. Залогом такой конкурентоспособности может быть не только высокое качество вашей подготовки, но и еще много факторов процесса обучения. Эти факторы будут рассмотрены в данной главе.
Под фундаментальной подготовкой по направлению обучения следует понимать углубленное профессиональное обучение в вузе, освоение теоретической базы и наработку практических навыков. Но как сделать так, чтобы годы обучения в вузе были максимально полезными и дали глубокие знания?
В ходе проведенного в ПГУАС исследования[2]по изучению уровня фундаментальной подготовки по направлению обучения среди студенчества выяснилось, что наиболее сложным для 44 % студентов в обучении является посещение занятий, а для 41 % респондентов с большой сложностью дается сдача зачетов и экзаменов. 70 % респондентов считают, что для успешного обучения в вузе необходимо посещать полный курс лекций в семестре; 16 % разграничивают предметы по степени важности и в зависимости от этого посещают лекции по ним; 14 % считают, что вузовское обучение не предусматривает посещения лекций. Многие студенты предпочитают индивидуальный план обучения. Таким студентам вполне достаточно изучить лекционный курс самостоятельно, и они без труда успешно сдают экзамены.
В то же время 35 % респондентов сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе обучения в вузе, так как не всегда оно дается им легко. Лишь 35 % с легкостью преодолевают все трудности студенческой жизни и отлично учатся.
По мнению 45 % респондентов, студентам необходимо заниматься самообразованием, поэтому помимо обучения в вузе они еще получают дополнительное образование. 46 % студентов считают, что вуз дает достаточно знаний и нет необходимости в дополнительном образовании.
Не секрет, что иные студенты за все пять лет обучения в вузе не проявляли большого интереса к учебе, а посещали занятия просто для того, чтобы в последующем получить диплом о высшем образовании. Значит, это время они потратили без пользы для себя.
Мы разработали модель фундаментальной подготовки студенчества по направлению обучения (рис. 2.1).
Раздел II
Стратегические факторы формирования конкурентоспособности студента
Глава 2. Фундаментальная подготовка по направлению обучения
2.1. Что такое фундаментальная подготовка
В ходе проведенного в ПГУАС исследования [2] по изучению уровня фундаментальной подготовки по направлению обучения среди студенчества выяснилось, что наиболее сложным для 44 % студентов в обучении является посещение занятий, а для 41 % респондентов с большой сложностью дается сдача зачетов и экзаменов. 70 % респондентов считают, что для успешного обучения в вузе необходимо посещать полный курс лекций в семестре; 16 % разграничивают предметы по степени важности и в зависимости от этого посещают лекции по ним; 14 % считают, что вузовское обучение не предусматривает посещения лекций. Многие студенты предпочитают индивидуальный план обучения. Таким студентам вполне достаточно изучить лекционный курс самостоятельно, и они без труда успешно сдают экзамены.
В то же время 35 % респондентов сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе обучения в вузе, так как не всегда оно дается им легко. Лишь 35 % с легкостью преодолевают все трудности студенческой жизни и отлично учатся.
По мнению 45 % респондентов, студентам необходимо заниматься самообразованием, поэтому помимо обучения в вузе они еще получают дополнительное образование. 46 % студентов считают, что вуз дает достаточно знаний и нет необходимости в дополнительном образовании.
2.2. Как сделать время обучения в вузе максимально полезным
Учеба – чрезвычайно сложный вид человеческой деятельности, требующий владеть методами решения множества возникающих задач, например: как понять и выделить главное, как запомнить, как лучше отчитаться в усвоенном и т. д. Далеко не каждый студент владеет продуктивными методами решения этих задач. Выявление трудностей позволит определить пути их преодоления и быстрее двигаться к цели своего обучения в вузе.
Умение эффективно организовать свою учебную деятельность способствует хорошему усвоению материала разных учебных дисциплин, а также значительно больший эффект достигается при целенаправленном развитии такого умения.
Успех вашей учебной работы зависит от умения постоянно анализировать учебную ситуацию, то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого следует:
• четко определить цель – чего вы хотите достичь;
• осознать то, что имеете в настоящее время;
• выяснить, какие внешние и, особенно, внутренние причины мешают достижению поставленной цели, вызывают у вас затруднения;
• определить возможные и наиболее эффективные пути преодоления трудностей и достижения цели.
Наибольшего успеха достигнет тот, кто строит свое обучение именно таким образом, т. е. в виде формирования и решения задач [75. С. 21].
Рис. 2.1. Модель фундаментальной подготовки студента по направлению обучения
Надо сознательно относиться к обучению в вузе, ставить себе задачи самообучения и решать их. Это намного эффективнее. Если вы активно идете навстречу информации, ищете ее, вы получаете значительно больше других.
Мастерство в первую очередь предполагает умение выделять главное звено ситуации, т. е. ту информацию или те действия, которые максимально позволяют приблизиться к цели. Полезным является привычка постоянно выделять основное звено в любой деятельности, задавая себе вопрос: «А что здесь главное?»
Человеческое время измеряется не секундами и минутами, а тем полезным продуктом, который человек успел произвести за это время (в том числе и при умственном труде).
Если хотите приучить себя к какому-либо делу, например регулярно выполнять полезные рекомендации, можно выписать основные из них на карточки, поместив их на видное место, чтобы они все время напоминали о себе.
Не следует ложиться спать, прежде чем не ответишь себе на вопрос: «Чему же ты конкретно научился за прошедший день?» Обязательно нужно планировать свою деятельность. При этом предварительно надо составить списки предстоящих дел на день, неделю, месяц и тщательно продумывать их рациональную последовательность и продолжительность.
План будет реальным только в том случае, если точно известно, на что и как в действительности расходуется ваше время. Наиболее удобна для студентов система наглядной регистрации времени. Постоянно старайтесь внимательно изучать себя. Допустим, по таким направлениям:
• какие виды информации запоминаются лучше, а какие – хуже;
• что и как лучше запоминается – зрительно, на слух, при записи;
• в какие часы дня наиболее (наименее) эффективна та или иная умственная работа и при каких условиях;
• когда и где удается быть внимательным, а когда нет;
• когда и какой материал понимается и усваивается легко, а какой – трудно;
• каковы эффективные индивидуальные приемы отдыха и восстановления сил в процессе умственной работы.
Вспоминая первые этапы своего образования, вы, наверное, понимаете, что в школе действовали больше по указаниям старших и в соответствии с установленным ими порядками. Приступая к обучению в вузе, вы уже можете большую долю ответственности за свое обучение принять на себя. Возможность развития себя как личности, действующей исходя из своих собственных побуждений, выражается в ответственности за свое обучение.
2.3. Эффективная работа на занятиях
2.4. Работа в библиотеке
2.5. Работа в сети Интернет
Информационные ресурсы являются важнейшей частью национальных ресурсов и служат базой для развития науки и практики. Значение информационных ресурсов для развития науки пропорционально значению развития общества. Постоянная потребность молодых специалистов в полной и оперативной информации о достижениях науки и практики сегодня не может быть обеспечена только традиционными средствами и методами. Поэтому в результате интенсивного развития технических ресурсов с каждым годом среди студентов растет потребность в применение ресурса сети Интернет.
Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые вам необходимо изучить и применять в образовательном процессе.
Поисковые услуги:
• каталоги;
• поисковые системы;
• мегапоисковые системы.
Интерактивные услуги:
• электронная почта;
• электронные телеконференции;
• IRC (Internet Relay Chat). Вещательные услуги:
• книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
• обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
• электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
• обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари и справочники.
Безусловно, во время вузовского обучения вам необходимо использование ресурсов сети Интернет. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании сети Интернет в образовательном процессе. Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Они предоставляют совершенно уникальные возможности. Интернет обладает колоссальными информационными ресурсами и предоставляет не менее впечатляющие услуги.
2.6. Активность и творчество как условия получения фундаментальных знаний
2.7. Как получить глубокие знания (памятка студенту)
Практические задания
Контрольные вопросы
Глава 3. Формирование стремления к жизненному успеху
Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег.
3.1. Понятие «успехоориентированный студент»
В результате исследования, проведенного на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по изучению процесса формирования успехоориентированности студенчества, выяснилось, что большинство студентов подразумевают под понятием «успешный студент» того, кто уже в студенческие годы смог найти достойную работу (55 %), некоторые считают залогом успеха хорошую учебу (20 %), а остальные – активную общественную деятельность и начинания, касающиеся реализации жизненных целей (25 %). Среди качеств, необходимых студенту в жизни для достижения успеха, безусловное первенство занимают целеустремленность (30 %), уверенность в себе (23 %) и трудолюбие (10 %). Люди, добившиеся успеха в жизни, начинали с постоянного стремления к нему еще в студенческие годы.
Образование: от фундаментальности к практике или путь в никуда
Высокое качество образования традиционно связывали с последовательным и систематическим изучением как профильных прикладных, так и фундаментальных гуманитарных и естественнонаучных предметов. В ходе реформ российского высшего образования взаимосвязь науки и образования меняется: глобальным вопросам и теориям отводятся роли второго плана, даже относительно собственно научных теорий возникает дискуссия об их месте в образовании.
В качестве примера можно сослаться на позицию Министра здравоохранения и социального развития Т.Голиковой: «В первую очередь были внесены изменения в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, регламентирующего порядок подготовки студентов.
Теперь на шестом курсе студенты смогут пройти специальный электив по выбранной специальности и уже в ходе прохождения интернатуры оказывать амбулаторную помощь населению в условиях поликлиники, то есть, например, работать участковым терапевтом или педиатром. Подобный поворот к прикладным аспектам образования характерен для большинства направлений профессиональной подготовки в высшей школе.
Возникает вопрос: нужно ли нам так называемое фундаментальное образование?
Стоит вспомнить, что впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.
С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.
Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области («образование вглубь»). Но таковым и должно быть качественное образование.
Другие понимают фундаментальное — как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов («образование вширь»).
Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.
Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.
В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.
Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:
1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.
2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.
3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.
Фундаментальное — стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).
Перспективы развития рынка труда как раз связаны с квалифицированным трудом. Образование не может ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию, оно должно работать на будущее, что невозможно без ориентации на фундаментальноть.
Разница между фундаментальными и прикладными исследованиями
Главное отличие
Основное различие между фундаментальными исследованиями и прикладными исследованиями состоит в том, что в фундаментальных исследованиях упоминаются такие исследования, которые указывают на увеличение существующей базы технических знаний, тогда как прикладные исследования предлагают такие исследования, которые рассматриваются для решения конкретных проблем.
Фундаментальные исследования против прикладных исследований
Фундаментальное исследование — это тип исследования, в котором объявляется такая информация, которая направлена на увеличение текущей базы технических знаний, тогда как прикладное исследование — это тип исследования, который рассматривает возможность решения реальных трудностей или ответа на конкретные запросы. Фундаментальное исследование — это исследование, которое заполняет некоторые знания, которых нет, и оно пытается узнать о тех вещах, которые не сразу полезны, в то время как прикладное исследование — это исследование, которое ищет решения некоторых вопросов в существующем мире. а потом решает проблемы.
Масштаб фундаментальных исследований часто универсален, потому что они используются для различных мыслей и идей, тогда как масштабы прикладных исследований в основном особенные, потому что они сосредоточены на конкретных темах, которые преследуют цель ответить на достоверные проблемы. Фундаментальные исследования в основном не связаны с усовершенствованием технологий. Напротив, прикладные исследования больше связаны с развитием технологий. Основные исследовательские цели — расчет предстоящих событий, в то время как прикладные исследования — расчет будущих проблем. Фундаментальные исследования носят теоретический характер, а прикладные исследования — практические.
Фундаментальные исследования призваны расширить текущие знания человека, тогда как прикладные исследования планируют решить жизненные проблемы человека. Фундаментальные исследования мотивируются интересом, а прикладные исследования мотивируют клиентов. Фундаментальные исследования не полностью относятся к маркетинговому процессу, тогда как прикладные исследования тщательно изучают маркетинговый процесс. Фундаментальные исследования развивают систематическую осведомленность и оценку, в то время как прикладные исследования развивают знания и навыки.
Сравнительная таблица
Фундаментальные исследования | Прикладное исследование |
Фундаментальные исследования направлены на расширение существующей базы технических знаний. | Прикладные исследования рассматриваются для решения конкретных проблем и ответа на поставленный вопрос. |
Ценить | |
Широкий | Узкий |
Природа | |
Теоретическая | Практичный |
Цель | |
Чтобы добавить немного информации о выживших. | Чтобы найти решения проблем. |
Сфера | |
Универсальный | Особенно |
Мотивация | |
Любопытство | Клиенты |
Что такое фундаментальные исследования?
Фундаментальные исследования говорят об исследованиях, которые указывают на расширение существующей базы практических знаний, а фундаментальные исследования также называют фундаментальным анализом, что означает, что это важные исследования, которые в основном касаются расширения научных знаний. Фундаментальные исследования сосредоточены на технических знаниях, позволяющих получить полное представление о конкретной теме.
Фундаментальные исследования — это полностью теоретическое исследование, оно основывается на элементарных принципах и переходит к упрощению и подготовке теории о социальном воздействии. Базовые исследования поддерживают добавление инновационных знаний к ранее существующим знаниям. Целью фундаментального исследования является только сбор дополнительной информации.
Фундаментальные исследования направлены на расширение нынешнего понимания личности. Фундаментальные исследования носят более теоретический характер, когда они обычно создают концепции и обнаруживают информацию, которая в настоящее время не применяется. Он также сосредоточен на текущих академических концепциях. Фундаментальные исследования часто проводятся по всему миру, потому что они касаются различных идей. Фундаментальные исследования определяются любознательностью. Фундаментальные исследования возникают в антисептической атмосфере, например, в лабораториях. Базовое исследование заполняет знания, которых нет в наличии, и пытается изучить вещи, которые не всегда могут быть непосредственно применимы или полезны немедленно.
Фундаментальные исследования предоставляют ценную информацию, а затем ее используют в прикладных исследованиях. Фундаментальные исследования имеют более широкий охват по сравнению с прикладными исследованиями. Фундаментальные исследования просчитывают грядущие чудеса. Фундаментальные исследования в основном публикуются в научных публикациях.
Что такое прикладные исследования?
Прикладные исследования говорят об исследованиях, которые рассматриваются для решения конкретных проблем или поиска решений проблем и ответов на конкретные вопросы. Прикладные исследования охватывают как актуальное жизненное представление естествознания; Другими словами, это исследования, которые претворяются в реальные жизненные ситуации. Он сообщает практический набор условий для соотнесения результатов с его постоянными ситуациями. Прикладные исследования сосредоточены на определенных предположениях, которые несут в себе бизнес-проблемы. Прикладные исследования позволяют найти объяснения или предупредить серьезные проблемы.
Прикладное исследование — это исследование, которое мы используем, чтобы найти ответы на вопрос в реальном мире и решить проблему. Это приобретение новых знаний. Прикладные исследования больше узнают о реальных мировых трудностях и предпринимают шаги для их решения. Прикладные исследования — это более практичные и выразительные исследования, связанные с технологиями. Прикладные исследования имеют узкую область применения.
Прикладные исследования мотивируют клиентов, и, как и фундаментальные исследования, прикладные исследования более тесно связаны с целями, связанными с экономией. Прикладные исследования в основном проводятся в неупорядоченных условиях реального мира.
Основная цель прикладных исследований — решить жизненные проблемы, они находят способ продвинуть вперед недавние проблемы во многих областях, и больше всего озабочены процедурой завершения. Прикладные исследования связаны с повышением квалификации, потому что они защищают прямой запрос знаний. Прикладные исследования направлены на предотвращение ожидаемых осложнений или возникновение решений для предстоящих задач.
Ключевые отличия
Заключение
Исследования делятся на два типа: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования добавляют дополнительную информацию к реальным знаниям. Но прикладные исследования находят практическое применение и помогают объяснить возможные проблемы. Фундаментальные исследования применяются, когда целью является добавление конкретных научных знаний. Напротив, когда важно найти правильное решение изучаемой проблемы, предпочтительнее прикладные исследования.
Что такое современная фундаментальная и прикладная наука?
Прикладные науки представляют область человеческой деятельности, которая используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.
Фундаментальные и прикладные системы знаний
Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической — понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.
Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология). Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.
Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.
Связь между фундаментальной и прикладной системой знаний
Во время исследований применяется как фундаментальная так и прикладная наука. Изобретения тщательно планируются, но важно отметить, что некоторые открытия делаются благодаря случайности; то есть, путем счастливой случайности, как счастливый сюрприз. Пенициллин был обнаружен, когда биолог Александр Флеминг забыл чашку с бактериями стафилококка. Нежелательная плесень выросла на блюде, убивая болезнетворные бактерии. Плесень оказалась пенициллином и таким образом был обнаружен новый антибиотик. Даже в высокоорганизованном мире, удача, в сочетании с внимательным, пытливым умом, может привести к неожиданным прорывам.
В области естественных наук теоретическая система знаний используется для разработки информации для объяснения явлений естественного мира. Затем эту информацию используют для практических начинаний через прикладную.
Типы получения знаний
Научное сообщество обсуждает последние несколько десятилетий о значимости разных типов получения знаний. Выгодно заниматься познанием ради просто получения знаний, или же их можно применить к решению конкретной проблемы или для улучшения нашей жизни? Этот вопрос фокусируется на различиях между двумя типами: фундаментальная и прикладная наука.
Фундаментальные или «чистые» науки стремятся к расширению знаний независимо от краткосрочного применения этих знаний. Она не сосредоточена на разработке продукта или услуги непосредственно государственной или коммерческой ценности. Цель фундаментальных наук — знание ради познания, хотя это не значит, что в конце концов, это не может привести к практическому применению.
В отличие от прикладных наук или «технологий» система стремится использовать полученный продукт для решения реальных мировых проблем, таких как повышение урожайности сельскохозяйственных культур, лекарство от определенной болезни или спасать животных которым угрожает стихийное бедствие. В прикладных науках, проблема обычно определяется для исследователя.
Медицинская микробиология является примером прикладных знаний. Эти познания биологии дают новые технологии, хотя и не обязательно только медицинские, которые разработаны конкретно через биомедицину и биомедицинскую инженерию.
Эпидемиология, которая изучает закономерности, причины, последствия и условия влияния на здоровье заболевания в определенной популяции, является применением формальных наук статистики и теории вероятностей. Генетическая эпидемиология применяет как биологические, так и статистические методы относящиеся к разным типам наук.
Примеры прикладной системы знаний
Некоторые люди могут воспринимать прикладную науку как «полезная» и фундаментальную как «бесполезная».
Внимательный взгляд на историю, однако, показывает, что базовые знания влекут за собой множество замечательных приложений имеющих большое значение. Многие ученые считают, что базовое понимание необходимо до разработки приложения.
Другие ученые думают, что настало время перейти от теории к практике вместо того, чтобы найти решения для актуальных проблем. Оба подхода допустимы. Это правда, что есть проблемы, которые требуют немедленного практического внимания. Однако, многие решения находятся только с помощью широкого базиса полученных фундаментальных знаний.
Один пример того, как фундаментальные и прикладные науки могут работать вместе, чтобы решить практические проблемы произошли после открытия структуры ДНК, что привело к пониманию молекулярных механизмов, регулирующих репликацию ДНК. Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где они дают инструкции, необходимые для жизни. Во время репликации ДНК они делает новые копии незадолго перед делением клетки. Понимание механизмов репликации ДНК позволили ученым разработать лабораторные методики, которые сейчас используются для выявления, например, генетических заболеваний или определить лиц, которые были на месте преступления или определить отцовство.
Другой пример связи между фундаментальными и прикладными исследованиями является проект геном человека, исследование, в котором каждая хромосома человека была проанализирована и сопоставлена, чтобы определить точную последовательность субъединиц ДНК и точное расположение каждого гена (ген — основная единица наследственности, полный комплект генов — геном). Менее сложные организмы также были изучены в рамках данного проекта для того, чтобы лучше понять хромосомы человека. Проект «геном человека» опирался на фундаментальные исследования простых организмов где позже был описан геном человека. Важной конечной целью в итоге стало использование данных прикладных исследований с целью поиска методов лечения и ранней диагностики генетически обусловленных заболеваний. Проект генома человека был результатом 13-летнего сотрудничества между исследователями, работающими в различных областях. Проект, который секвенировал весь геном человека, был завершен в 2003 году.
Таким образом, фундаментальная и прикладная человеческая деятельность неотделимы и зависят друг от друга.