что такое фундаментальная информатика и информационные технологии
«Фундаментальная информатика и информационные технологии» (бакалавриат)
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
По всей стране 52 вуза предоставляют вам возможность обучаться у них на специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
Для поступления минимальный средний балл ЕГЭ составляет 30. Абитуриентам нужно сдавать:физику или информатику (на выбор студента), русский язык и математику (профильный предмет).
Кто не хочет, сразу окончив вуз, найти высокооплачиваемую и постоянную работу? Однако специалисты не всех специальностей могут похвастаться таким достижением. Выпускникам специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии» это не грозит, они могут устроиться на ряд престижных должностей: бизнес-консультант, 1С программист, ИТ-специалист, специалист по сетям, веб-программист и многие другие, зарабатывать от 30-35 тыс. рублей в месяц. Перед поступлением необходимо сдать несколько экзаменов: русский язык и математика (профильные и обязательные) и физика или информатика – по выбору студента.
Описание специальности
На сегодняшний день человечество не может представить себя без информационных технологий. Соответственно, на специалистов, окончивших обучение в этой сфере, всегда есть спрос.
Многие абитуриенты не могут выбрать между схожими направлениями: «Фундаментальная информатика и информационные технологии» и «Прикладной математикой и технологиями». Обучение второму направлению, в отличие от первого, нацелено на более глубокое изучение математики, чем на информационные технологии. Так что окончательный выбор молодые люди принимают только в зависимости от своих наклонностей и желаний.
Что изучается
Есть несколько основных направлений, которые усиленно изучаются студентами данной специальности:
Вообще, план обучения довольно обширен, студенты, помимо основных направлений, изучают огромное количество прочих дисциплин – данное направление действительно широкопрофильное. Важной частью обучения считаются многочисленные практические занятия.
Навыки, приобретенные по окончании обучения
По окончании вуза молодой специалист уже должен владеть определенным набором навыков и познаний для трудоустройства:
Продолжительность обучения
Срок получения образования колеблется от четырех до пяти лет, в зависимости от формы обучения. На специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии» можно учиться как на очной, так и на заочной, вечерней или смешанной форме. Для получения диплома бакалавра вам потребуется четыре года на очной форме и пять – на других.
Где и кем работать
На сегодняшний день огромное количество крупных (и не очень) компаний нуждаются в специалистах в сфере информационных технологий. В современном мире никак не обойтись без системного администратора, специалиста по сетям и т.д. Поскольку обучение данному направлению широкопрофильное, то шансы устроится на высокооплачиваемую и стабильную работу значительно повышаются.
Многие студенты получают подработку, даже до окончания вуза. Размер минимального оклада молодого специалиста в сфере информационных технологий стартует от тридцати до тридцати пяти тысяч рублей. Если же у работника уже имеется опыт, то стартовая сумма зарплат гораздо выше – от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.
Выпускник, закончивший обучение по данному направлению, сможет устроиться на следующие должности:
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Узнать о том, какие документы необходимо подать и в какие сроки проводится набор можно в разделе Поступить на факультет.
Чему вас будут учить
Фокус образовательной программы сосредоточен на фундаментальных основах информатики и программирования. Программа первого курса содержит цикл классических математических дисциплин, включающих ключевые для ИТ-специалиста разделы, такие как дискретная математика, математический анализ, алгебра и геометрия.
На первом курсе изучаются несколько дисциплин, позволяющих наработать практические навыки программирования:
В процессе изучения дисциплины происходит ознакомление студентов с понятием алгоритма, способами и средствами их представления, классификацией и эволюцией языков программирования, и современными тенденциями их развития, а также детальное изучение одного из языков высокого уровня (язык C).
Студенты изучают основные этапы, методы, средства и стандарты разработки программного обеспечения, детальное изучение одного из объектно-ориентированных языков программирования (Java), обучение студентов разработке кроссплатформенных приложений.
Отличительная особенность этой программы в наличии дисциплин, углубленно изучающих фундаментальные основы современной информатики:
Цель изучения дисциплины состоит в освоении основ фундаментальных знаний, позволяющих разобраться в математическом описании проблем, связанных с математической логикой и теорией алгоритмов, умении решать стандартные задачи, давать интерпретацию полученным результатам. У слушателей формируется представление о современном состоянии теоретической информатики и приобретению специальных знаний из области моделирования и анализа сложных информационных систем.
Целью дисциплины является изучение общих основ разработки и анализа алгоритмов, включая асимптотический анализ верхней, нижней и средней оценок сложности алгоритмов; сравнение наилучших, средних и наихудших оценок, эмпирические измерения эффективности алгоритмов; проведение оценок накладных расходов по времени и памяти; рекуррентные соотношения и анализ рекурсивных алгоритмов, анализ алгоритмов динамического программирования; изучение NP класса сложности задач.
Данный курс вырабатывает у студентов навыки использования аппарата теории формальных языков, теории автоматов, что является фундаментальной основой многих современных информационных технологий.
В рамках дисциплины студенты учатся применять в исследовательской и прикладной деятельности современный аппарат разработки и анализа корректности алгоритмов и развивают умение исследовать свойства программ и математически доказывать их корректность.
Центральным объектом дисциплины является современная теория графов и графовые модели, базирующиеся на аппарате дискретной математики, а также подходы к использованию теории графов на практике. Данный курс вырабатывает у студентов навыки использования математического аппарата теории графов, совершенствует навык построения математически строгих доказательств и развивает способность использовать графовые модели на практике, в том числе для написания эффективных программ.
Этот фундамент подкрепляется циклом дисциплин, связанных с развитием практических навыков, необходимых успешному ИТ-специалисту:
Целью освоения дисциплины является подготовка специалистов, которые могут спроектировать web-приложение (фронтэнд и бэкэнд). В рамках дисциплины рассматриваются задачи верстки, включая адаптивную верстку, и построения веб-серверов с использованием стека Apache-MySQL-PHP, современных CMS, а также ASP.NET.
Цель дисциплины состоит в изучении базовой теории, умении ориентироваться в базовых концепциях и терминах, и овладении техник тест-дизайна: разработки способов создания тестовых сценариев и тестовых данных.
В рамках дисциплины студенты осваивают теоретические основы построения информационно-поисковых систем, базирующиеся на теории алгоритмов, теории информации, а также практические подходы к реализации данного класса программных систем. Данный курс вырабатывает у студентов навыки использования математического аппарата для решения прикладных задач информационного поиска в вебе, а также хранения, обработки и поиска текстовой и другой информации в иных хранилищах данных.
Часть преподаваемых дисциплин является дисциплинами по выбору, что позволяет обучающемуся сформировать собственную образовательную траекторию.
Вы также можете ознакомиться с полной версией учебного плана 2020 года приема.
Ваша будущая профессия
Специальность «Фундаментальная информатика и информационные технологии» гарантирует трудоустройство в сферах, где активно используются IT-технологии. При получении диплома специалиста вы становитесь программистом широкого профиля со знаниями языков программирования, технологий автоматизации IT систем, обладая навыками разработки и сопровождения соответствующих информационных сервисов и продуктов.
Программисты широкого профиля – инженеры, web-разработчики, администраторы, профессионалы глобальных компьютерных сетей – востребованы всегда и везде. В процессе обучения вы можете заниматься подработкой, которая поможет в становлении на будущем рабочем месте:
Примеры выпускных работ
Объектом исследования являются раскрашенные сети Петри и протокол Gossip.
Цель работы – построить модель протокола Gossip с использованием инструментального средства моделирования CPN Tools и проанализировать его работу на примере нескольких топологий коммутируемых сетей.
В процессе работы создавались модификации модели, позволяющие анализировать модель по многим параметрам.
По завершении работы проведен анализ работы модели в различных ситуациях и на разных примерах, что показывает правильность работы модели и ее свойства.
В данной работе рассматриваются три алгоритма для выделения контуров в изображении.
Цель работы – разработка приложения для операционной системы Android, которое позволяет выделить контуры в изображении тремя алгоритмами с последующим сохранением полученного результата.
В рамках работы данное приложение было разработано и протестировано на ряде устройств.
Актуальной задачей в рамках разработки информационных систем является автоматизация создания структуры имеющихся текстовых документов в виде связного графа. Наличие связей между туристическими объектами, удовлетворяющих описанным характеристикам, используется для более качественного и полноценного предоставления информации пользователю.
Разработан метод автоматического выделения ключевых слов для сайтов и информационных систем из сферы туризма, при этом тексты связываются друг с другом через общие ключевые слова, тем самым формируя граф, достаточно связный для удобной навигации по сайту/системе. Метод представляет собой комбинацию известного алгоритма выделения ключевых слов с процедурой постобработки при помощи тезауруса. Разработанный метод сейчас находится на этапе внедрения в туристическую информационную систему проекта Open Karelia.
Основной целью работы является написание программы визуализации двумерных полулинейных множеств, согласно выдвинутым гипотезам. Основными задачами работы – изучить построение одномерных линейных множеств, а также двумерных полулинейных, выбрать и изучить язык программирования и вспомогательные элементы, написать программу визуализации.
В ходе работы были изучены одномерные линейные множества, двумерные полулинейные множества и их примеры. Практическим результатом работы является программа, написанная на языке программирования Java, визуализирующая двумерное множество достижимости.
Целью данного проекта является создание ПО в виде сетевого приложения для ПКС контроллера Floodlight, не допускающего появление различных коллизий в правилах межсетевого экрана и списка контроля доступа.
В ходе работы был изучен способ борьбы с коллизиями, возникающими между правилами политик безопасности, предложенный Эль-Шаером. На его основе был построен алгоритм для недопущения возникновения коллизий в правилах межсетевого экрана и списке контроля доступа ПКС контроллера Floodlight. На основе полученного алгоритма было реализовано сетевое приложение. Эффективность и корректность работы данного приложения была доказана экспериментально в ходе модульного тестрования ядра, а так же системного тестирования сетевого приложения.
Институт № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»
Фундаментальная информатика и информационные технологии
Фундаментальная информатика и информационные технологии — направление подготовки, дающее будущим специалистам знания и навыки во многих областях: математические основы информатики, общетеоретическая информатика, практическое использование инновационных технологий. По мере обучения студент будет овладевать разнообразными навыками: умелое обращение и эффективное использование современных технологий, создание, поддержка и использование сервисов и продуктов ИТ и языков программирования, проектирование, разработка баз данных и клиентских приложений к ним, методы защиты, хранения и обработки информации.
Основной отличительной чертой подготовки студентов по профилю «Информатика и компьютерные науки» является фундаментальность, позволяющая выпускникам быстро изучать и применять на практике постоянно изменяющиеся конкретные технологии разработки информационных систем. Студенты получают полный спектр знаний в области IT.
Изучаемые студентами дополнительные разделы математики (высшая и компьютерная алгебра, теория графов, теория автоматов, неклассические логики ) и теории информации (прикладное программное обеспечение, программная инженерия, разработка прикладных компьютерных систем, компьютерные сети, базы данных ) проясняют структуру, теоретические ограничения и возможности разработки новых и использования существующих алгоритмов, языков, информационных технологий.
Почему бакалавриат в России готовит ИТ-недоучек? Советы первокурсникам
Поздравляю всех поступивших в ВУЗ!
Хочу поделиться некоторыми мыслями по поводу ИТ-образования в России. Шо, опять?!
В настоящее время Россия переходит на систему бакалавр+магистр. Переходит с большим скрипом.
Чему учат
Что же за зверь такой «бакалавр»?
Откроем новый образовательный стандарт (для примера специальность 230200 «Информационные системы и технологии»).
Бакалавра учат 4 года, из них:
13% Гуманитарный, социальный и экономический цикл
27% Математический и естественнонаучный цикл
1% Физ-ра
3% Практика, НИР
6% Аттестация, диплом
Собственно на предметы по специальности остается ровно 50%. В предыдущем стандарте было 45%.
В эти 50% еще входят такие далекие от компьютеров предметы, как метрология и БЖД.
Если открыть список курсов Computer Science какого-нибудь европейского (Кембридж) или американского (МИТ) ВУЗа, то видно что на загнивающем Западе к образованию относятся более прагматично. Беглый обзор дает основания считать, что в computer science за рубежом все предметы так или иначе связаны со специальностью. Оторванных дисциплин нет — если есть экономика или математика, то она дается применительно к ИТ. Это оказалось неправдой, спасибо MaximKat. Соотношение профильные/непрофильные предметы на Западе примерное такое же как у нас (хотя это зависит от университета, а у нас жестко прописано в образовательном стандарте).
Я не буду спорить, хорошо или плохо наличие гуманитарных предметов или вопрошать зачем программисту матан, макроэкономика и экология. Факт в том, что они здорово кушают часы основной программы.
Диплом. Дипломный проект специалиста должен быть завершенной разработкой. Выпускная работа бакалавра — некое «исследование» по теме. Нагони туману и налей воды. Никакого проектирования.
Как учат
Вторая проблема: у нас предметы часто преподаются без взаимосвязи друг с другом и в отрыве от основной специальности. Преподаватели не утруждают себя объяснением, зачем вообще нужен их предмет, какие дисциплины являются смежными, как это потом понадобится на практике? Оно и не надо: в отличие от зарубежных студентов, у нас просто нет выбора — почти все предметы обязательны. Отсутствие дисциплин по выбору — еще один недостаток. Конечно, в стандарт заложены часы на курсы по выбору студента, но в реальной жизни это все остается на бумаге.
В итоге качество подготовки выпускников и их компетенции не соответствует ожиданиям бизнеса. И наоборот, предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям выпускников 🙂 Одной из причин этого является то, что бизнес слабо сотрудничает с ВУЗами — хороших специалистов он хочет получить «на блюдечке», без затрат.
Что должен уметь специалист с точки зрения крупнейших ИТ-фирм можно посмотреть здесь.
Что делать?
Если вы собираетесь поступать на ВМК МГУ, на физтех или учиться за рубежом — дальше можно не читать 🙂 Текст для среднестатистического абитуриента/студента.
Советую почитать образовательный стандарт по своей специальности: перечень образовательных стандартов, рубрикатор специальностей. Учтите, что коды специальностей менялись уже 2 раза, например, «Информационные системы и технологии» были 071900, потом стали 230200, а теперь уже 230400.
Что дальше?
По окончании бакалавриата изучите возможность поступления в магистратуру. Насколько «сильная» она у вас в ВУЗе? Возможно стоит поступить в другой ВУЗ или немного поменять специальность?
В последнее время появились серьезные платные магистратуры с высоким уровнем подготовки (например, тыц, тыц).
Фундаментальная информатика и информационные технологии, что с ними можно делать?
На каком направлении нужно учиться, чтобы работать на уровне микроархитектуры, работать с физическими устройствами?
«Фундаментальная информатика и информационные технологии».
«Программной инженерии» и «Прикладной информатики»
Можно ли переучиться с одного на другое
работать только с прикладным уровнем (вэб, мобильная разработка)?
работать на уровне микроархитектуры, работать с физическими устройствами
Где изучаются сетевые технологии в качестве основного направления?
как при этом подтверждать свои знания
Мне почему-то кажется, что освоить работу на прикладном уровне проще: больше сообщество, больше открытой информации, в большинстве случаев все сводится к использованию пары фреймворков (ну и изучению шаблонов, местами фантазия при разработке чего-то нового, сложного), изучить которые, имея базу, можно за относительно небольшой период (год, два), в то время как на низком уровне приходится разрабатывать ПО, напрямую учитывая характеристики железа, его работу т.п., что сложнее, или я заблуждаюсь?