что такое фцкм в детском саду расшифровка
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для воспитателей
«Формирование целостной картины мира»
Подготовила воспитатель: Накарякова Т.А.
Целью программы «Формирование целостной картины мира» является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через осмысление своего опыта, использование различных видов деятельности.
Основными задачами деятельности по реализации программы являются:
1. развитие познавательно – исследовательской деятельности;
2. расширение и закрепление представлений детей о предметном и социальном окружении;
3.ознакомление дошкольников с природой, сезонными изменениями в природе;
4. формирование основ экологической безопасности.
Рабочая программа по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира» разработана на основе содержания деятельности, определенного Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы в образовательной области «Познание», Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Программы «Ребенок и окружающий мир» автор – О.Б.Дыбина.
Особенностью программы является интегрированный подход к деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, ее реализация в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
Освоение содержания образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира» осуществляется в процессе организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности в объеме от 6 до 30 минут в неделю, в зависимости от возраста детей, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
Реализация программы рассчитана на 6 лет:
1 – возрастная группа детей 1 – 2 года;
2 – возрастная группа детей 2 – 3 года;
Основное содержание работы по данной программе строится по следующим разделам:
Ознакомление с природой.
Сезонные изменения в природе.
Итогом освоения образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира» является сформированные у ребенка интегрированные качества.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, вне зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира.
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знает герб, флаг, гимн России. Называет главный город страны.
Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представления о школе, библиотеке.
Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные).
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Мониторинг освоения образовательной области Познание раздел «Формирование целостной картины мира» проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае. К основным методам оценки результатов освоения образовательной области «Познание » раздела «Формирование целостной картины мира» относятся: наблюдение, опрос, результаты деятельности детей (проекты).
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста»
Юлия Анискова
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста»
Формирование целостной картины миры — важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира. Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :
1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью, учитывать региональный компонент.);
2. развивать познавательную активность;
3. обучать различным способам познания.
Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора,то она включает в себя изучение:
— предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах. Совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п); а, также, социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).
— связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;
— ориентировку в пространстве; внимание;
— стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей. Разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.
Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
формирование представления о целостном понимании предмета дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал.
развитие способности ориентироваться в пространстве в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада.
получение и закрепление информации о флоре и фауне в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней — средой обитания, особенностями разведения, ухода.
Какими представлениями может овладеть ребенок
Может называть окружающие предметы: мебель, посуду, одежду, обувь, игрушки, транспорт. Учиться называть цвет, форму, величину предмета, материал из которого он сделан.
Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).
Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.
Различать и называть части тела животного и человека.
Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора)
Знать название города, деревни, где живут, улицу.
Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения младших дошкольников:
Рассматривание. Наблюдение. Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность. Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций и книг. Ситуативный разговор. Заучивание. Рассказ. Беседа. Развивающие игры. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. Физкультурные досуги. Творческие задания. Конструирование.
Временной план занятия
Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:
• в младшей группе — 15 минут;
• в средней — 20 минут.
Проработка сути темы идёт в три этапа:
• вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
• основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
• завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).
Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп:
Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Первая младшая
«Деревья» — Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает?Дети: — Люди, машины, дома, деревья и т. д. …> Педагог благодарит детей за работу.
Вторая младшая
«Птички» Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…>
Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>
Таблица: пример картотеки опытов для занятий по ФЦКМ
Возрастная группа Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Первая младшая группа Сухой и влажный песок Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку. Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком — куличик удаётся.
Вторая младшая Воздух Показать, как воздух поддерживает предметы Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным.Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит — его воздух поддерживает, а второй — опускается быстрее — его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.
Средняя Вода как источник роста и жизни Показать, что для проращивания лука нужна только вода. Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.
Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)
месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Наш детский сад, наша группа»
сентябрь «Детский сад»Цели:
• уточнить знания детей о детском саде;
• расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
• развивать наблюдательность, внимание;
• воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.
1. Беседа о сотрудниках детского сада.
2. Рассказывание по сюжетной картине.
3. Игра «Найди ошибку»
4. Отгадывание загадок.
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?»Цели:
• выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
• учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
• учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.
Дидактическая игра «Наряды матушки-земли»Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена».Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
• познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
• рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
• уточнить знание адреса детского сада
и маршрута в детский сад и домой;
• совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
• приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
1. Экскурсия по детскому саду.
2. Игра «Чьи предметы?»
3. Чтение стихотворения.
4. Танцевальные движения под музыку.
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Куда залетела пчела».Цели:
• развивать память и мышление;
• закрепить знания о предметах мебели;
• учить называть признаки и количество предметов.
Дидактическая игра «Времена года»Цели:
• закреплять знания детей о последовательности сезонов;
• выявить характерные признаки каждого времени года;
• познакомить с изменениями видов осадков;
• рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.
Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух».Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей».Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных. Рассматривание комнатных растений.Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»
• учить детей различать овощи по внешнему виду;
• устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
•познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
• развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
• воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: огород, грядка, овощи.
Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» — создание рисунков овощей.
1. Рассматривание муляжей овощей.
2. Игра «Найди овощи».
3. Отгадывание загадок.
5. Итог занятия. Дидактическая игра — Из чего сделано».Цели:
• учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
• активизировать словарь детей;
• учить называть времена года в правильной последовательности.
Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме».Цели:
• познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
• выяснить причины этого явления.
Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит».Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь».Цель: учить описывать овощи разными способами. Изобразительная деятельность.Цель:
поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.
Золотая осень Цели:
• учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
• устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий — постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
• организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
• учить работать с календарём природы;
• развивать знания об осенних работах на огороде;
• воспитывать интерес к природе.
1. Беседа о приметах осени.
2. Игра «Закончи предложение.
3. Описание картинки.
4. Подвижная игра «Дождик».
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Времена года».Цели:
• закреплять знания детей о последовательности сезонов;
• выявить характерные признаки каждого времени года;
• познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.
Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…».Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве».Цели:
• развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
•учить сравнивать листья по признакам: окраске,
Для успешного формирования целостной картины мира младших дошкольников акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности».
Консультация для родителей «Игрушки — средство формирования целостной картины мира и расширения кругозора» Игрушки, целостная картина мира и расширение кругозора. Игрушки крайне важны для развития личности ребенка. Многочисленные исследования.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Космическое путешествие» Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Космическое путешествие» Задачи: 1. Расширять знания детей.
Конспект ООД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка» Конспект ООД — познавательное развитие (формирование целостной картины мира) с детьми младшего возраста. Тема: «Осенняя пргулка» Программное.
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» Формирование сенсорных эталонов – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является.
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста Методическая разработка по инновационной технологии «Ситуация» для формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста. «Играем,.
Перспективно-тематический план реализации раздела «Формирование целостной картины мира» (подготовительная группа) Перспективно-тематический план реализации раздела «Формирование целостной картины мира». Тема Программные задачи Источник литературы 1. Предметы.
«Деревья». Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира. Беседа: «Деревья». Задачи: Закрепить названия деревьев,.
Формирование целостной картины мира дошкольников
Марина Владимирова
Формирование целостной картины мира дошкольников
Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность ее решения обусловлена, прежде всего, значением картины мира в развитии ребенка и становлении его личности. Новые нормативные документы, регламентирующие содержание дошкольного образования, актуализировали внимание специалистов и педагогов-практиков к проблеме формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей. Термин «картина мира» прочно вошел в современный педагогический обиход, однако само понятие пока не имеет четкого определения. В практике дошкольного образования оно зачастую трактуется упрощенно, а задача формирования целостной картины мира у дошкольников сводится к накоплению сведений из разных областей знаний.
Между тем картина мира —сложное интегративное образование: особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития (В. В. Абраменкова); личностная характеристика и результат мировидения, выраженный в представлениях о мире (И. Э. Куликовская); целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры (И. А. Лыкова).
Формирование картины миры — сложный и длительный процесс. Она начинает складываться в дошкольном детстве, однако обогащается новым содержанием, усложняется и изменяется на протяжении всей жизни человека. В картине миравыделяют четыре основные сюжетные линии: «человек и космос», «человек и природа», «человек и человек», «человек и нечто (непознанное)», а главные факторы ее формирования в детском возрасте — влияние взрослых, личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Наиболее соответствующей дошкольному возрасту формой и средством умственного воспитания является дидактическая игра экологического содержания.
О важности экологической игры в умственном воспитании дошкольников писали А. И. Грехова, В. А. Дрязгунова, Л. П. Молодова, С. Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребёнка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития психических и познавательных процессов малыша. А. В.Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединять».
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие принципы: системность, развивающее обучение, доступность, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Работая по данной теме,я определила для себя задачи:
— формирование системы элементарных экологических знаний;
— развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы;
— развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Для успешного решения задач по формированиюу детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности:
1) взаимодействие с детьми;
2) взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме дидактических игр, использую игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения.
В процессе проведения дидактической игры поощряю выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отражённым в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе- в играх типа «Угадай, кто где живёт?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольноговозраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об них заинтересованности
Дидактические игры использую во всех видах деятельности. Во время НОД осуществляю прямое обучение с использованием дидактических игр. Познавательные задачи объединяю с игровыми моментами (определение свойств, качеств предмета, классификация различных групп предметов).
Дидактические игры экологического содержания использую во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай», и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков.
Работая с детьми, использую материалы книг Ф. Виноградовой «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления детей с природой», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», М. В. Лучича «Детям о природе» и других. Результаты педагогических наблюдений позволили мне сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, и соответственно умственному воспитанию.
Дидактические игры,которые я использую в своей работе:
1. Игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Правила игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
2. Игра «Волшебный поезд»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
Ход игры: Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника, которые сидят за отдельными столами). На столе перед командой лежит «поезд».
Воспитатель: «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир».
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
3. Игра «Зоологическая столовая»
Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
Ход игры: Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: «Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим». Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
4. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери; развивать познавательный интерес.
Материалы: мешочек с различными предметами.
Ход игры: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.
Цель: закреплять знания о животных Африки; развивать фантазию.
Ход игры: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.
Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.
Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.
Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.
Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет».Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.
Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.
Материал: Картинки животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных. Схема для составления описательных рассказов о животных.
Правила игры: Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.
— Назови животных. Где они живут?
— Выбери и опиши животного по схеме.
— Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья)
— Подбери животным их домики. Кто где живет?
— Чем питаются животные? Выбери картинки.
Цель: Закреплять знания о природе; развивать познавательный интерес.
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе; развивать мышление.
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
10. Игра «Волшебный цветок»
Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Вариант: У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.
11. Игра «Кто дружит с деревом?»
Цель: Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал: Панно с изображением леса; карточки с картинками животных, птиц, насекомых; кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры: На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети по очереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает, почему это животное дружит с деревом.
Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
Цель: Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части; развивать умение сравнивать; учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое; закреплять названия растений; развивать чувство формы, цвета.
Правила игры: Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».
13. «Подарок для Капельки»
Цель: Закрепить представления об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.
Материал: Карточки с изображением комнатных растений.
Ход игры: Воспитатель или ведущий переворачивает изображение комнатного растения и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое это растение. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.
14. «Помоги Капитошке»
Цель: Закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы, стебель).
Материалы: изображение листьев, стеблей и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.
Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например, бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка.
Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями зоопарка. Воспитывать любовь к животным и птицам.
Ход игры: игровые поля раздают игрокам. Карточки кладут в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки карточку и читает вслух текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть рисунок с изображением данного животного или птицы назовет ее, то ведущий отдает ему карточку. Игрок кладет карточку на участок своего поля с изображением данного животного или птицы. Если игрок не разгадывает загадку, ведущий кладет эту карточку вниз стопки.
Цель: Формировать представление о домашних птицах. Закрепить название взрослых птиц и их детенышей.
Ход игры: На столе карточки с изображением домашних животных; у детей – карточки с детенышами. Воспитатель загадывает загадку о животном, детям необходимо отгадать ее, назвать детеныша.
17. «Что в корзинку мы берем?»
Цель: Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
18. «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
19. «Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Ход игры: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя)
Цель: Учить узнавать растения по характерным признакам
Ход игры: На столе разложить картинки с изображением листьев, плодов и семян деревьев. Сначала ребенок должен выбрать один лист и подобрать к нему плод или семена. Потом берется второй лист и тоже подбирается плод. По ходу игры выясняется название растения, где растет, есть ли такое растение на территории детского сада. Играя в следующий раз можно разложить листья в ряд и сразу подбирать плоды ко всем листьям.
Цель: расширение представлений о диких животных.
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. ; формировать представление о том, где они растут; научить различать их. ; закрепить названия овощей и фруктов; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить, где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
23. «Загадки с подвохом»
Цель: закреплять представления о животных и явлениях природы; развивать мышление.
Ход игры: воспитатель читает загадку, детям необходимо правильно назвать ответ, не в рифму, а по смыслу.
Дидактическая игра по формированию целостной картины мира «Армия России» Анонс: Данная игра может быть использована как непосредственно игровой материал, так и при проведении режимных моментов (утро, вечер,.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.
Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.
Конспект ОД по формированию целостной картины мира. Вторая младшая группа Конспект ОД по формированию целостной картины мира. 2 младшая группа. Знакомство детей второй младшей группы с дикими животными. цель: дать.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано» Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Оживим планету» Тема «Оживим планету» Подготовительная группа Цель: закрепить представление о том, что для жизни на планете нужны – свет, тепло, воздух,.
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира и расширению кругозора Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. СЕНТЯБРЬ 1. Тема Детский сад. (Предметное окружение. Явления общественной.