что такое фров в магазине пятерочка расшифровка
Что Такое Фров в Торговле Пятерочка
🗣 Для обработки «Акта о выявленных недостатках» / «Акта о штрафе поставщику» в режиме просмотра нажмите кнопку «Подписать», если согласны с содержимым, или «Отклонить», если обнаружены расхождения (Рис. 9).
☑ что такое фров в магазине пятерочка
Автоматизация штрафов по упрощенной приемке для категории ФРОВ при работе с X5 Retail Group
Расскажу про три незаметных нововведения в Пятерочке, которые должны будут увеличить продажи. Люди редко осознают, насколько сети продумывают все эти мелочи, чтоб заставить покупателя оставить в магазине как можно больше денег. Внимание маркетологов к деталям просто удивляет.
Даже пол в новой Пятерочке сделан так, чтоб больше продать
Внимание маркетологов к деталям просто удивляет.
Значит, звонит мне оператор и предлагает пройти какой-то опрос про новую Пятерочку. Обещает 1000 баллов ( 100 руб). Согласился. Заняло все это 2-3 минуты. Что понравилось? Что нет? Какой лучший отдел, какой худший? Такого плана вопросы.
Потом вспомнил, что покупал в этой Пятерочке кофе и засветил свою карту лояльности.
Первый раз сталкиваюсь с таким сильным желанием получить обратную связь. Концепт настолько важен для сети, что готовы раздавать по 3000 руб, чтоб просто узнать мнение покупателей.
Категория получила свое развитие и в интернет-пространстве: 13, 4% домохозяйств за прошедший год приобретали fresh в онлайне. За год – в марте 2021 к марту 2021 – пенетрация ФРОВ в e-commerce составила 9, 4% (+ 3 пп), частота покупок – 3, 1 раза (+4, 9%), средний чек 564 руб. (+21, 5%). Около 38% покупателей при выборе магазина отдают предпочтение тому, в котором есть фрукты и овощи.
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Ожидался стабильный рост категории свежие фрукты и овощи, однако пандемия усилила положительный тренд, говорит Анастасия Сидорина.
«Командор»: ФРОВ-стратегия для каждого формата
«Экзотика обеспечивается в обязательном порядке, несмотря на сложную логистику, – говорит Светлана Колтуновская. – Возможна даже доставка самолетами. Это дорого, но необходимо». Драйвер среднего чека
«Ашан» вводит доверительную приемку
За 8 месяцев 2021 года законтрактовано 40 позиций зелень, корнеплоды, фрукты, заключено более 20 контрактов.
В пандемию динамика категории увеличилась. «Ожидался стабильный рост категории «свежие фрукты и овощи», однако пандемия усилила положительный тренд, – говорит Анастасия Сидорина. – В период COVID’19 продажи ФРОВ выросли: в 1 квартале – на 4% больше прогнозируемого показателя, во II квартале – на 17%».
Свежий формат «Пятерочки»
Пятерочка» расширила ассортимент товаров категории «фреш»
§ Для просмотра Актов от X5 Retail Group перейдите в раздел «Документы» (Рис. 4).
🏫 На жесткий диск будет сохранен zip-архив с файлами электронной подписи и Актом в PDF-формате. В зависимости от типа Акта, будет отличаться PDF: Уведомление, Акт, Соглашение о зачете, Счет (Рис. 8).
Как Часто Необходимо Проверять Качество Фров Свежесть в Пятерочке
🗣 Суть состоит в том, что в случае, когда покупатель находит просрочку, приобретает ее и потом заявляет об этом на кассе, ему возвращают деньги, он может в пределах уплаченной суммы выбрать такой же или аналогичный по стоимости товар совершенно бесплатно.
☑ как часто проводится проверка качества группы фров пятерочка
Магазины одной из популярных сетей нашей страны «Пятерочка» действительно начали преобразовываться. Делается ремонт в помещениях, повышается качество товара и т. п. Особенно стали следить за качеством, для чего и была введена акция «за качество отвечаю», благодаря которой можно было получить даже бесплатный товар. Более подробно я об этом уже писал (ссылка тут).
Халявы больше нет
Пятерочка перестала отвечать за качество.
Что поменяется в акции
Какие точно условия меняются, сказано не было. Но по примеру некоторых магазинов, которые начали применять новые правила, можно сделать определенный вывод. Почему решили изменить условия акции?
Сама задумка хорошая, ведь контроль качества продуктов питания очень важен.
Получается, что у некоторых покупателей отпадет желание часами выискивать просроченный товар, так как пару бесплатных печений стоимостью 30 рублей – не самая достойная оплата потраченного времени.
Халява закончилась — Пятерочка меняет условия акции; За качество отвечаем
Как получить бесплатный товар в магазине «Пятерочка»
Уточните, как работает программа «За качество отвечаю»? Сколько товара я могу получить в подарок?
Программа «Пятерочки»; «За качество отвечаю! «
Следовательно, если по чеку пробито 5 просроченных продуктов, все 5ть должны быть заменены.
А также должны вернуть деньги за все эти 5 товаров, не правда ли??
Миляуша, акция За качество отвечаем действует во всех магазинах Пятерочка на территории РФ.
А если я нашла просрочку до того, как дошла до кассы магазина пятерочка, мне ее поменяют на такой же товар надлежащего качества в подарок?
Программа «Пятерочка за качество отвечаем»: условия, как проходит контроль качества
§ акция в пятерочке за качество отвечаем срок действия акции Какие точно условия меняются, сказано не было. Но по примеру некоторых магазинов, которые начали применять новые правила, можно сделать определенный вывод.
🏫 Получается, что у некоторых покупателей отпадет желание часами выискивать просроченный товар, так как пару бесплатных печений стоимостью 30 рублей – не самая достойная оплата потраченного времени.
Что Такое Фров в Магазине Пятерочка Расшифровка
Результат
На основе аналитической платформы для удержания уходящих клиентов и возврата ушедших были разработаны кампании, предложения и варианты коммуникации — свои для каждого типа и в зависимости от профиля. Например, чтобы вернуть клиента, ушедшего в сеть конкурента, часть предложений делается через прямые каналы коммуникации, часть — через партнерские программы. В общей сложности внедренная аналитическая платформа сегодня позволяет «Пятерочке» ежемесячно делать более 30 млн персонализированных предложений. Это помогает «Пятерочке» повышать лояльность клиентов и оставаться на лидирующих позициях российского ритейла. Что Такое Фров в Торговле Пятерочка.
Контакты
Чтобы начать сотрудничество с Х5 Retail Group, необходимо зайти на официальный сайт компании и заполнить анкету. Достаточно быстро придёт ответ с информацией о месте и времени встречи с представителями франчайзера. После личного обсуждения всех интересующих стороны вопросов договор о франчайзинге или будет заключён, или нет.
Предприниматели могут получить консультацию о том, как открыть “Пятёрочку”, позвонив по телефонам:
Кроме того, на сайте “Пятёрочки” представлены контактные данные ответственных сотрудников департамента по развитию федеральной торговой сети.
Статистически подтверждено, что франшиза “Пятёрочка” повышает продажи обычного универсама в полтора раза. Во все времена при любых катаклизмах люди не перестанут покупать продукты питания. Поэтому открытие собственного продовольственного магазина — один из наиболее перспективных на сегодня способ инвестирования денег. Франшиза крупной торговой сети делает торговую точку востребованной, а бизнес — стабильным.
Чем на самом деле отличаются продуктовые магазины премиум-класса от привычных нам «Пятерочек» и «Магнитов»
«Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», «Бахетле», Магазин купцов Елисеевых — все это премиальные гастрономы и супермаркеты, цены в которых неподготовленного человека могут и шокировать. Для сравнения: средний чек в торговых точках «Глобус Гурмэ» составляет ₽ 2 500, а в той же «Пятерочке» — 370. Вот нам и стало любопытно, что же такого особенного в этих магазинах и почему, казалось бы, обычные продукты стоят в них намного дороже.
Редакция AdMe.ru решила выяснить, чем отличаются магазины продуктов премиум-класса от привычных нам «Магнитов» и «Дикси» и какие преимущества можно получить, став их клиентом.
Расположение и атмосфера
Руководство таких торговых сетей тщательно выбирает место, где будет располагаться магазин. Если посмотреть на карту, видно, что большинство этих супермаркетов сосредоточено в центре городов, некоторые — рядом с достопримечательностями. В общем, поближе к туристам и богатым жителям. В некоторые гастрономы, например в Магазин купцов Елисеевых, можно ходить просто как в музей, что, кстати, многие и делают: настолько роскошный там интерьер.
Сама обстановка премиальных супермаркетов подготавливает человека к тому, что здесь придется как следует раскошелиться. Овощи и фрукты выложены огурчик к огурчику, вишенка к вишенке. Залы просторные, оформлены по темам, на полках стоят многочисленные подарочные наборы. Здесь почти нет очередей, а кое-где еще и не принято следить за клиентами с помощью камер, потому что это противоречит особой политике приватности.
Кое-где запрещено проводить акции и делать скидки
В некоторых магазинах одной и той же торговой сети запрещено продавать товары по акциям или со скидкой. Дело в том, что клиенты там воспринимают уценку как знак того, что с продуктом что-то не так и им пытаются продать нечто некачественное. Никто не станет брать товар с наклейкой «скидка», и он так и останется лежать на полке.
Покупатели редко смотрят на цены
Если в обычном магазине покупатели быстро обнаружат и дадут знать, что цена в чеке не соответствует заявленной на ценнике, то в помпезном гастрономе такого не увидишь. Как правило, публика здесь редко смотрит на ценники.
Недавно мне сказали, что на буррито скидка. Я взяла, а ее не было. В итоге администратор все равно сделал мне скидку. Спасибо. © VictoriaKo / Отзовик
Карты лояльности
В премиум-магазинах бонусные карты не выдают просто так, их можно только купить, хотя иногда на них бывают акции. В «Глобус Гурмэ», например, дисконтная карта на год стоит ₽ 250 000. За эту сумму вы получите скидку 25 % на товары (но не на все) и 10 % на обеды в ресторанах определенных компаний.
Дегустация
В дорогих продуктовых магазинах часто проводят дегустации: несколько раз в неделю покупателей приглашают попробовать импортные сыры, колбасу и даже икру. Масштаб такого мероприятия несравним с раздачей бесплатной еды в обычных супермаркетах: здесь угощают товарами на несколько десятков тысяч рублей.
Сервис
Люксовые гастрономы — это не только атмосфера роскоши, но и особый сервис. Здесь запросто можно попробовать любой весовой товар, даже красную икру или дорогущий сыр: нужно только попросить. У служащих магазина это даже прописано в инструкции. Покупки не придется складывать в пакет самому: за вас это сделает персонал.
Продукты, которые больше нигде не купишь
В премиальные магазины большинство людей приходит отнюдь не за ассортиментом базовой корзины. Основной доход такие гастрономы получают от продажи продуктов собственного производства, частных марок и, конечно, эксклюзивных товаров, деликатесов и импорта. Здесь можно найти то, что нельзя купить ни в одном другом магазине, например консервированное алое с медом, фисташковую пасту, шоколад с сушеными грибами, томленые бобрятину или медвежатину, кобылье сухое молоко и знаменитый кофе Milani Kopi Luwak. Товары, которые больше нигде не найдешь, привлекают сюда и простых смертных с не самым тугим кошельком.
Прилетел я к брату в Москву. Гуляем по парку, всем захотелось пить. Зашли мы в магазин просто купить воды. Я выбрал самую дешевую, за ₽ 84. И тут ко мне подбегает сын и просит купить игрушку. Согласился. Идем к кассе пробивать, а продавец озвучивает нам сумму ₽ 27 684. Меня ошеломило количество денег, и я переспросил. Кассирша повторила, что сумма составляет ₽ 27 684. Попросил сынишку убрать игрушку на полку, пообещав, что куплю ему 5 киндер-сюрпризов. Я подошел к администратору данного гастронома и спросил, почему у них такие цены, а он ответил: «Наш магазин продает самую качественную продукцию, которой нет нигде». © Robot2304 / Отзовик
«Пятерочка» вывела из продажи 59 товарных позиций из-за плохих оценок от покупателей
Торговая сеть «Пятерочка» вывела из ассортимента 59 товарных наименований, получивших критически низкий рейтинг по результатам опроса потребителей. Об этом говорится в сообщении компании. Названия брендов не раскрываются. В сети добавили, что это были продукты из разных категорий, «никакой зависимости нет».
Еще 22 товара были ротированы из-за низких оценок. Под этим понимается снижение доли продукта на полке магазина либо полная его замена аналогом в определенном кластере (группе магазинов), пояснили в пресс-службе ритейлера.
Вместе с поставщиками «Пятерочка» начала дорабатывать 125 товарных позиций, а еще по 138 наименованиям запущен дополнительный опрос покупателей для получения более подробной информации.
В сети убеждены, что интерес покупателей к оценке товаров будет только расти. «Наши гости активно используют все каналы обратной связи, потому что видят, что компания реагирует, то есть гости убеждаются в том, что инструмент реально работает. Меньше чем за год мы получили более 140 миллионов оценок по товарам, и каждый месяц количество выставленных оценок прирастает в среднем на 5–10%», — говорит директор по клиентскому опыту торговой сети «Пятерочка» Александр Чухонцев. Ритейлер и дальше будет дорабатывать или выводить из продажи товары с низким рейтингом и продвигать в офлайн- и онлайн-позициях продукцию, получившую высокие оценки, добавил он.
Проект «Обратная связь» был полноценно запущен в 2020 г. Пользователи мобильного приложения ритейлера могут проставлять оценки товарам и указывать причину, если продукт не понравился. Эта информация используется для дальнейшей доработки продукта.
В этом году в поддержку программы «Обратная связь» рителер запустил рекламную кампанию, получившую слоган: «Говорите — сделаем!».
Магазин пятерочка ориентируется на клиентов и в его задачах максимально прислушаться к мнению покупателей. В связи с этим, в Пятерочке появился сервис обратной связи. С помощью него вы сможете максимально быстро и удобно сообщить о важных моментах, которые требует корректировки. Вы можете оставить свои пожелания или замечания о:
Чтобы оставить обратную связь через мобильное приложение, нужно попасть в раздел «Служба поддержки». Перейти в него можно несколькими способами:
Через приложение вы можете проставлять оценки товарам и узнавать их рейтинг. На основании рейтинга вы сможете выбирать самые лучшие товары!
Работа «Пятерочки» изнутри: бывшие сотрудники рассказали о просрочке, воровстве и меняющихся ценниках
«Пятерочка» — один из самых популярных сетевых магазинов в России. О работе в этом магазине ходят слухи, а сотрудники соглашаются рассказать о том, что там и как, только после увольнения. Бывшие кассир и заместитель директора рассказали изданию «Зеленоград.ру» о том, сколько они зарабатывали в магазине, продавали ли просрочку и как выстроена работа в магазине. Публикуем самые интересные моменты.
Рабочий график
Смена продавца-кассира длится 10 часов 40 минут, при этом он работает посменно. При графике 2/2 кассиры приходят на работу за полчаса до ее начала. Кассирам положены перерывы в течение смены: два раза по 30 минут. Но второго перерыва, как правило, не бывает, поскольку он попадает на большой поток покупателей, час пик с 17:00 до 21:00 — люди возвращаются с работы. Бывает, что кассиры работают по 13 часов. Но оплачивается смена строго по тарифу 10:40.
Думали, из-за чего возникают очереди в магазине? Всё просто — из-за нехватки кассиров. На просьбы покупателей вызвать еще одного кассира приходится отвечать: «Работать некому — уволились». Фактически в некоторых магазинах работают две кассы вместо положенных четырех. Из-за долгого ожидания покупатели нервничают, бросают тележки и уходят.
Несоответствие цены
В «Пятерочке» также часто конфликтуют из-за несоответствия цены на товар в торговом зале и на кассе, когда покупатель видит пробитый чек. Происходит это по следующей причине. Каждое утро в магазин приходит распечатка — от 400 до 1000 ценников. Продавцы-кассиры должны до 11:00 вырезать каждый чек из распечатки, сверить с каждым выставленным в зале товаром и переклеить (или не переклеить). При нехватке персонала вырезать и выставить ценники в зал до этого времени невозможно.
Проверка ценников не означает, что стоимость товаров меняется каждый день, но кассир всё равно обязан сверить все товары. При этом, если придут с проверкой, за не сверенный вовремя ценник оштрафуют.
Оплата труда
Зарплата сотрудников складывается из тарифа и премий. Час работы стоит 163 рубля. Так называемый пик — 11 копеек. Пик — это количество проданных штук товара, скорость обслуживания. Например, бывает 400-500 чеков за смену. Если скорость обслуживания падает, кассира могут оштрафовать. Состояние кассового оборудования при этом не учитывается. Как рассказывает бывший кассир Мария (имя изменено — прим. ред.), касса иногда может несколько раз отключиться за смену, потому что оборудование старое, а программное обеспечение новое. Кроме того, кассир обязан предлагать покупателям «товары по акции».
Если я не продам в течение смены этот товар, то либо сама должна купить что-либо из акционного, либо уменьшается моя зарплата, — рассказывает девушка.
Премии складываются из нескольких составляющих. Это «пики» + скорость + проданный товар на кассе + выставленные ценники в закрепленном за конкретным сотрудником отделе. Плюс проговаривание кассиром стандартного набора фраз: «Здравствуйте… пакет… товар на кассе… цена вашей покупки… ваша сдача… ждем вас снова».
Решение о премировании сотрудника принимает директор магазина на основе всего упомянутого, а главное, личной оценки его работы. Составляет соответствующую бумагу и направляет в отдел кадров. Премия составляла раньше 4-5,5 тысячи рублей. В целом размер премии зависит от товарооборота конкретного магазина. В миллионнике (магазин, который дает выручку больше миллиона рублей в день) она, соответственно, будет больше. Кроме того, из премий вычитается списанный товар магазина.
В месяц у меня выходило 30-33 тысячи рублей, в последнее время около 25 тысяч. Люди увольняются, — говорит Мария.
Как рассказывают бывшие сотрудники, на оплате труда постоянно экономят. Так, в июле изменились условия труда. В новом договоре были прописаны новые ставки за час работы (меньше, чем было) и новые условия получения премии — упомянутые составляющие и покупка акционного товара кассирами, если он не продается. А если кассир не согласен, то не будет премии. Новый договор уменьшил оплату труда сотрудников на 3-5 тысяч рублей.
Работа в праздничные дни
Работа в праздничные дни должна оплачиваться в двойном размере. Но руководство «Пятерочки» считает, что это накладно, поэтому вместо двойной оплаты дает людям отгулы. Переработки не оплачиваются. Инвентаризация товара (3-4 раза в год), за которую тоже отвечают замы, также не оплачивается.
Просроченные продукты и списание товаров
Магазин нередко списывает товар, вопрос в его количестве. Как рассказывает Мария, раньше в день приходит 9-13 палет (поддон — прим. ред.) с товаром. Для небольшого магазина, в котором работала девушка, это много. Так как складов в некоторых магазинах нет, товар сразу выставлялся в торговый зал, чтобы люди покупали свежие продукты. Сейчас приходит одна-две палеты, то есть общее количество товаров резко уменьшилось. А списать могли, допустим, 2-3 просроченные куры, немного фруктов, банку грибов.
По словам кассира, просроченных товаров нет и ценники со сроком хранения не переклеивают. За три дня до окончания срока хранения продукта делается ценник со снижением на 30%. Магазину проще списать товар, чем платить большие штрафы за просрочку.
Как работают заместители директора?
Марина (имя изменено — прим. ред.) работала заместителем директора в нескольких «Пятерочках». У нее высшее экономическое образование, опыт работы на руководящих должностях. Замдиректора тоже работает посменно, два через два или три дня через один. Смена — 12 часов. А фактически бывает по 16-17 часов: начиная с 7 утра и заканчивая глубокой ночью.
Замдиректора приходит к семи утра, потому что в семь начинают привозить товар. Ему нужно принять поставки, зарядить кассы, проследить за чистотой, то есть подготовить магазин к открытию. В магазине замдиректора делает практически всё. Заменяет директора в его отсутствие, принимает товар в течение дня, сидит на кассе, если нужно (замдиректора одновременно и старший кассир), проверят ценники, отвечает за качество товара. Заодно работает грузчиком — двигает и разгружает палеты, которые бывают рассчитаны на 700 килограммов товара.
Оплата труда — тоже зарплата плюс премии. Надбавки зависят от товарооборота — чем он больше, тем больше и премии. «В месяц выходило около 40 тысяч, в прошлом году прибавили еще 3 тысячи», — говорит Марина.
Кто кого контролирует?
Кассиры-продавцы и аутстаф — сотрудники сторонней компании, которых вызывают, если не хватает людей, — низовые работники. Аутстаф — это в основном приезжие из ближнего зарубежья. Над ними стоит администратор, над ним — замдиректора, который, соответственно, подчиняется директору магазина. Группу магазинов — 10-12 штук — на конкретной территории курирует супервайзер.
Над супервайзерами стоит начальник операционного отдела. Еще выше — директор кластера. Есть еще служба безопасности, призванная следить, чтобы не было краж. Главный отдел кадров, куда уходят трудовые книжки, — в Пензе. Еще один офис — в Санкт-Петербурге. Куда обращаться сотрудникам в случае трудовых конфликтов или с судебным иском, непонятно. Как правило, их посылают в оба города, поскольку на месте ничего решить нельзя.
Воруют ли в «Пятерочке»?
Бывшие сотрудники отвечают однозначно: да, воруют. Во время инвентаризации (она бывает примерно раз в три месяца) обнаруживается большое количество списанного товара. Списанный товар не вывозится, а обнаруживается где-то под столом у директора. Наемный персонал портит упаковку, делает в ней дырки, чтобы товар списали и чтобы потом его забрать.
Списанный товар в торговле всегда был определенной статьей расхода, но в «Пятерочках» пошли по другому пути — убытки из-за списанных, испорченных и пропавших возмещают путем вычитания из премий низшего звена сотрудников. Люди, естественно, увольняются, потому что платят всё меньше. Торговый оборот в магазине падает. На зарплате директоров это не сказывается — за списанные товары у них ничего не вычитают.
Воруют и покупатели. Охраны во многих «Пятерочках» сейчас нет. Следить за покупателями и физически их задерживать, если произошла кража, обязывают опять-таки продавцов-кассиров. Но далеко не всегда они могут что-то сделать.
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Свежие фрукты и овощи – якорная категория магазинов всех форматов. Продажи ФРОВ год от года стабильно увеличивались, но пандемия сильно ускорила тренд роста. Покупатели с обостренным вниманием относятся к здоровью, повышают требования к полезным свойствам продукта и ищут положительные эмоции. Ритейлерам приходится прокачивать свои компетенции в работе с поставщиками, формировании ассортимента и искусстве мерчандайзинга. Об этом рассказали специалисты сетей «Командор», «Магнит» и «Ашан» на конференции в рамках выставки WorldFood Moscow 2020.
Фото: MNStudio/shutterstock
Несмотря на то что фрукты и овощи занимают прочное место в корзине российских потребителей, у этой категории еще есть хороший потенциал роста. По оценке генерального директора InfoLine Ивана Федякова, потребление свежих фруктов и овощей в России до сих пор не дотягивает до рекомендации ВОЗ – 400 г свежих фруктов и овощей в день на человека, – примерно на 10%. И при том рекомендации врачей – только минимальный показатель. Один из благоприятных трендов российского рынка – развитие крупных тепличных хозяйств: за последние 9 лет площадь теплиц увеличилась в 2,5 раза.
Главные потребительские тренды – упакованные фрукты и овощи, готовые решения (салаты, миксы), органическая продукция. «В прошлом году принят закон об органической продукции, внедрена маркировка и разработаны требования, обеспечивающие регулирование отрасли, – рассказывает Иван Федяков. – Но пока никто из российских производителей не воспользовался маркировкой «Органик», не заработали лаборатории и системы сертификации. При том что крупные европейские сети активно пользуются знаками органической продукции в своих private label, что позволяет выводить их в более высокие ценовые категории».
Драйвер среднего чека
По данным исследовательского холдинга «Ромир», фрукты и овощи входят в десятку самых популярных товаров категории FMCG food и занимают в корзине потребителя 26,3 и 23,4% соответственно. В 2020 году средние траты на категорию выросли: за прошедший год (март–август 2020 к марту-августу 2019) домохозяйство в среднем приобретало фрукты и овощи 85 раз, что на 5,3% выше, чем год назад. Средний чек категории – 128 руб., это +7,9% – год к году.
По словам заместителя директора по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасии Сидориной, свежие фрукты и овощи являются значимой категорией для ритейлеров: доля чеков с фруктами и овощами от всех чеков FMCG food составляет 29%, доля чеков с фруктами и овощами в денежном выражении от всех чеков FMCG food – 42%.
Средний чек, в котором есть фрукты и овощи, составляет 581 руб., чек без этой категории значительно ниже – 322 руб. Таким образом присутствие категории позволяет наращивать размер среднего чека.
В пандемию динамика категории увеличилась. «Ожидался стабильный рост категории «свежие фрукты и овощи», однако пандемия усилила положительный тренд, – говорит Анастасия Сидорина. – В период COVID’19 продажи ФРОВ выросли: в 1 квартале – на 4% больше прогнозируемого показателя, во II квартале – на 17%».
Категория получила свое развитие и в интернет-пространстве: 13,4% домохозяйств за прошедший год приобретали fresh в онлайне. За год – в марте 2020 к марту 2019 – пенетрация ФРОВ в e-commerce составила 9,4% (+ 3 пп), частота покупок – 3,1 раза (+4,9%), средний чек 564 руб. (+21,5%). Около 38% покупателей при выборе магазина отдают предпочтение тому, в котором есть фрукты и овощи.
«Витрины с фруктами и овощами – первое, что видит покупатель в магазине, поэтому надо впечатлять у самого входа, делать доминантный акцент, – рассказывает руководитель JosDeVries The Retail Company Russia Ирина Болотова. – Сегодня ритейл борется за обедневшего покупателя, который при этом не хочет чувствовать себя обездоленным, стремится хорошо питаться, ищет вдохновения и развлечения. Чтобы удовлетворять его запросам, ритейлерам надо прокачивать свои компетенции в поиске правильных поставщиков и мерчандайзинге».
В отделах фруктов и овощей важно качественно подсвечивать продукты, использовать разные типы оборудования, оригинальные мобильные коммуникации.
«Командор»: ФРОВ-стратегия для каждого формата
«Командор» – мультиформатная сеть, включающая супермаркеты, суперсторы и дискаунтеры. Как рассказала коммерческий директор направления fresh-food сети «Командор» Светлана Колтуновская, для каждого формата разработана отдельная стратегия развития категории ФРОВ.
Для суперстора важны эффектная широкая выкладка, присутствие всех ценовых категорий, экзотические товары.
В супермаркетах акцент делается на премиальный сегмент и различные виды экзотических плодов.
«Экзотика обеспечивается в обязательном порядке, несмотря на сложную логистику, – говорит Светлана Колтуновская. – Возможна даже доставка самолетами. Это дорого, но необходимо».
Дискаунтер закрывает базовые потребности и делает сезонные предложения.
Главные векторы развития ФРОВ в сети:
широкий ассортимент – преимущество и отличие от других игроков;
презентабельная выкладка – выбран формат фермерского рынка;
свежесть и качество – работает система контроля;
стабильность поставок – долгосрочное партнерство с поставщиками и внешнеэкономическая деятельность;
конкурентная цена – еженедельный мониторинг цен конкурентов, по товарам-индикаторам цена подстраивается вровень с рынком.
Для обеспечения разнообразного ценового предложения выстраиваются «ценовые шаги» – от нижней границы рынка. Например, ассортимент может включать до 12 SKU яблок c шагом удорожания 10 руб. Верхняя цена на премиум устанавливается сетью, это могут быть яблоки за 250 руб. Чтобы уйти от прямой ценовой конкуренции, вводятся уникальные позиции: «Все знают цену обычного банана, поэтому мы организовали поставки более редких сортов – mini и red. Это собственный импорт, поэтому товары всегда есть в наличии, что очень важно для позиционирования», – поясняет Светлана Колтуновская.
Стабильность поставок ФРОВ достигаются несколькими основными решениями. Централизация поставок – эффективная логистическая цепочка от производителя до покупателя. В 2016 году запустили собственные камеры газации бананов. С 2017 года налажен собственный импорт бананов. В январе 2020 года поставки ФРОВ централизованы на 90% (остальные 10% приходятся на отдаленные магазины и очень сложные в транспортировке категории).
Долгосрочное партнерство с производителями. Производится плановая закладка овощей – картофеля, моркови, свеклы и других корнеплодов – под объемы, прогнозируемые на следующий год, что обеспечивает стабильное наличие востребованных товаров. В 2020 году впервые произведена целевая закладка яблок в садах Краснодарского края. Оказывается содействие развитию местных производителей. «Сеть входит в ассоциацию переработчиков и торговли Красноярского края «Енисейский стандарт», – рассказывает Светлана Колтуновская. – В общении с производителями мы обсуждаем возможности рынка, требования сетей и покупателей, предлагаем ниши и перспективные направления для производства». Ведется работа с тепличными комбинатами близлежащего региона по поставкам помидоров и огурцов.
Развитие внешнеэкономической деятельности. Налажен прямой импорт из Турции, Эквадора, Египта, Молдовы, Сербии, Узбекистана. В планах – поставки из Китая и Марокко.
Для увеличения доли ФРОВ и удовлетворения потребности покупателя, сеть исследует тренды, ищет незанятые ниши, изучает драйверы роста категории. Например, вводятся такие редкие категории, как «голубика свежая», строятся собственные камеры газации для набирающего популярность авокадо. В сентябре 2020 года доля категории ФРОВ в товарообороте сети составила 11%.
«Магнит» обеспечивает собственную «свежесть»
«Магнит» продолжает развивать СТМ «Магнит свежесть», производя продукцию на четырех собственных агропредприятиях. Бренд «Магнит Свежесть» запущен в конце 2019 года, к сентябрю 2020 включал 44 товарные позиции, до конца года планируется расширить линейку до 84 позиций. Под маркой производится около 70 тыс. тонн продукции в год. Как рассказала директор департамента фрукты и овощи сети «Магнит» Юлия Крымова, собственные предприятия закрывают потребности сети: на 25% – в огурцах, на 13% – в томатах, на 85% – в шампиньонах.
Кроме собственной агропромышленной площадки развивается партнерство с сельхозпроизводителями и наращивается собственный импорт.
«Магнит сотрудничает с сельхозпроизводителями по схеме фьючерсных контрактов. Запускаются кобрендинговые проекты на условиях контрактации объемов поставки и совместного контроля качества. За 8 месяцев 2020 года законтрактовано 40 позиций (зелень, корнеплоды, фрукты), заключено более 20 контрактов.
Согласно контракту, агроспециалисты сети «Магнит» сопровождают высадку семян и сбор урожая, осуществляют контроль качества выращенных плодов. На сезон 2020-2021 года заключены контракты на 53 позиции, в основном, это корнеплоды. За сезон планируется реализовать 234 тыс. тонн корнеплодов.
«Одна из самых сложных категорий – зелень, – говорит Юлия Крымова. – На собственных площадках производим салаты, остальной ассортимент также обеспечивают партнерские контракты».
Динамично растет категория бахчевых за счет предложения сортовых арбузов. За последние 4 года продажи арбузов в сети выросли на 120%, из них 40% роста обеспечены вводом новых ассортиментных позиций. Доля контрактации по арбузам составляет 93%. На сезон 2020 года был заключен контракт с крупным российским производителем сортовой бахчи «Агросоюз «Романовский», который уходит от выращивания простых арбузов, тестирует новые сорта и создает уникальное ассортиментное предложение. Благодаря контракту, на полках «Магнит» появились такие сорта арбузов как «Оранжевое лето», «Подарок солнца». Планируется в кобрендинге выпустить арбуз с минимальным количеством косточек.
С 2020 года веден упрощенный прием товара, – контроль качества производится прямо при отгрузке, на площадке поставщика, чтобы можно было сразу заменить некачественные овощи или фрукты. Вывоз может осуществляться на собственном транспорте сети. «Магнит» готов к запуску эксклюзивного ассортимента с эксклюзивными брендами», – говорит Юлия Крымова.
В тренде фасованные фрукты и овощи. «Магнит» уделяет большое внимание упаковке как способу коммуникации с целевой аудиторией и наращивает объемы фасованной продукции среднего и высокого ценового сегментов по приемлемой цене. К концу 2020 года планируется запуск собственной линии фасовки на РЦ в Новороссийске, что позволит увеличить объем фасованного товара в 2 раза и нарастить долю с 3 до 6%.
«Ашан» вводит доверительную приемку
Сеть «Ашан» поставила перед собой задачу повысить качество продаваемых фруктов и овощей, обеспечить своим покупателям такое предложение, как на фермерском рынке.
«Решили, что единственно возможное решение – полностью доверять своим поставщикам ФРОВ, – рассказывает директор департамента «Овощи-фрукты» сети «Ашан» Александр Никитин. – Поэтому в апреле 2020 года запустили эксперимент «Доверительная приемка».
Фактически переложили ответственность за качество на поставщиков, понимая, что они хорошо знают свой товар, и самоконтроль лучше, чем контроль сотрудников на РЦ. Решили строить отношения с поставщиками как историю взаимной ответственности. И эта история сработала».
Поставщикам не выдвигались никакие дополнительные условия. Работа продолжалась в рамках прежних договоров. При этом поставщик сам обеспечивал контроль качества. На распределительных центрах «Ашан» сократили отдел контроля качества, оставив только одного специалиста, проверяющего сопроводительные документы и соблюдение температурного режима доставки. Товар поставляется в сеть и оценивается сотрудниками и покупателями в магазинах. Если качество не устроило, принимаются меры вплоть до возвращения всей партии товара. Поставщики стремятся привозить только качественный товар, полностью соответствующий заявленным требованиям. В результате уровень списания ФРОВ в сети снизился на 20%.
«Поставщики заинтересованы в долгосрочном прогнозируемом сотрудничестве с «Ашан», – поясняет Александр Никитин. – Товар расходится по всей сети, и покупатели сами видят качество товара. Оценка покупателя и является аргументом в пользу или против поставщика, становится ясно, что делается не так и что исправить».
Сеть сделала открытыми свои торги, теперь все поставщики видят предложения и цены. Поставщик, предложивший самую низкую цену, обеспечивает весь объем.