что такое формативное оценивание

Система оценивания: «Тенденции и пути совершенствования»

Необходимость совершенствования процесса оценивания, как важной составляющей процесса обучения.

Baldwin и Ford приводят следующие факты: американское правительство тратит до 100 миллиардов долларов на обучение и развитие, и при этом «не более 10 процентов этих затрат реально трансформируются в последующую работу» (Baldwin & Ford, 1988, стр.63).
Приведем примеры наиболее часто используемых методик оценки. Например, появившиеся в США в 50-х и 60-х годах, представленная в работах Gagne and Briggs (1974), Goldstein (1993), и Mager (1962). Оценка по данной системе обычно появляется на завершающей стадии и ее целью является определение способов улучшения процесса (формативная оценка) или определение эффективности процесса (суммативная оценка) (Gustafson & Branch, 1997). А, например, Tennyson предлагает включить оценку непосредственно в процесс обучения (Tennyson, 1999). В нашей школе этой оценке, которая у нас называется текущей, уделяется большое внимание. Она и является мерилом эффективности учебного процесса, превращаясь в конце периода обучения в средне арифметическую.

В данной работе бы хотелось рассмотреть процесс формативного оценивания процесса обучения преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации.

Тренинги в группах, при правильной организации и проведении, имеют ряд неоценимых преимуществ, которыми можно воспользоваться для получения высоких результатов обученности слушателей. Знания, получаемые в группе, слагаются из предшествующего опыта слушателей и того личного опыта, который они получили во время работы в группе, и после рефлексии групповой работы по достижению поставленных группой целей.

Оценить работу группы достаточно трудно. Все члены группы имеют различную степень мотивированности и разный уровень подготовки.

В проверке степени освоения содержания учебного материала модулей в основном используют формативное оценивание.

Иногда в литературе формативное оценивание называют мониторингом продвижения (Дудкина О. И., Буркитова А. А., Шакиров Р. Х, 2012). Применяют в качестве оценивания для обучения.

Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня (Руководство для тренера, с. 190).

Посредством формативного оценивания тренер осуществляет проверку правильности направления обучения, определяются потребности по приданию дополнительной мотивации работающих в группе слушателей, для использования других методов или научных источников.

Способы форматированного оценивания

1. Фронтальный опрос

2. Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал».

Кроме устной обратной связи часто применяется стратегия критического мышления «Знаю/Хочу знать/Узнал». В этом случае тренер может ответить слушателям не только в устной форме, но и в письменной.

В работе «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям (2002) корректировку процесса обучения с учетом результатов оценивания обозначают как обязательный компонент формативного оценивания. Поэтому необходима работа, которую можно выделить в следующий пункт.

Внесение корректив в свою деятельность по результатам обратной связи с целью улучшения процесса обучения, обычно проводится несколькими способами:

Вместо исправлений ошибок используйте рекомендации перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует предъявляемым требованиям.

4. Целенаправленное действия

Концентрирую свое внимание на тех ошибках, которые встречаются часто. Если большинство слушателей выполнили неправильно какое-либо задание, необходимо внести изменения в свою деятельность, например: продолжить изучение проблемных мест темы; выделить дополнительное время для улучшения понимания изучаемого материала; корректирую методику преподавания.

Можно предложить слушателям сравнить работу другой группы, найти отличия, объяснить возникшие расхождения, проанализировать их и сделать выводы. А после этого можно вернуться к своей работе и сделать корректировку.

Мы называем этот вид работы чаще всего Самооценивание и взаимооценивание.

П. Блэк и Д. Уильям (2002) пишут: «Ученики должны уметь сами оценивать свои знания». Эта фраза подходит и для слушателей наших курсов. Поэтому я часто провожу формативное оценивание в форме взаимооценивание и самооценивание.

Такой вид оценивания является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает возможность закреплять изученный материал, а также проанализирировать собственный прогресс.

Для взаимооценивания я использую техники формативного оценивания «Внутренний и внешний круг» и «Динамические пары». Можно использовать технику «Две звезды и пожелание» в качестве не только оценивания, но и создания благоприятной атмосферы в группе.

Удачным примером формативного оценивания можно считать самопроверку. Обучающимся раздаются карточки, которые содержат несколько заданий. Учащиеся отвечают на них, а потом получают документ с правильными ответами и подробным разъяснением по ходу выполнения работы и с возможными вариантами ошибок.

Пока все заняты письменным заданием, приглашаем отдельных слушателей по одному и тихо беседуем с ними о ходе его работы.

7. Избирательное оценивание

Сообщается слушателям, что проверяется или прослушивается только часть выполненной работы, наиболее значимой для дальнейшего продвижения каждого слушателя и всей группы.

Например, фраза может звучать так: «Сегодня я уделю внимание графическому представлению информации на плакатах, потому что…»

Сбор и регистрация результатов формативного оценивания

По итогам формативного оценивания тренер получает информацию об уровне учебных достижений слушателей. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого курсанты могут использовать доску, ватман, листы бумаги с текстами анкет, различные формы регистрационных журналов. Это могут быть специально заведенные журналы, такие как «Журналы комментариев», «Учетные листы бесед», и т.д.

В дальнейшем просматриваются все собранные факты, и делается вывод о результативности проведенного занятия.

«Журналы комментариев» позволяет вести учет успешности занятий в течение длительного времени, а также проводить сравнительный анализ результатов занятий, упражнений, успехов слушателей.

Анализ результатов формативного оценивания

Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов работ.

Тренер должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов формативного оценивания позволит выявить группы слушателей, для которых определенные задания представляют сложность и наиболее трудные, проблемные для большей части группы вопросы или задания.

Анализируя, в общем, результаты формативного оценивания, тренер может определять темы, цели и задачи, в которых слушатели добились хороших результатов и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания, возможные пути их совершенствования.

Например, при обработки рефлексии слушателей после окончания занятия было отмечено, что 36% всех слушателей курса указали на отсутствие материала по теме Преподавание в соответствии с возрастными особенностями. Это позволило к следующему занятию подобрать дополнительный материал для освещения данной темы.

Все перечисленные выше виды формативного оценивания можно использовать во время проведения мастер-классов, совещаний МО, педагогических советов.

Вывод: Формативное оценивание – это движущий фактор развития каждого слушателя и один из решающих компонентов обучения. Тренер или учитель посредством такого мониторинга регулирует процесс обучения, обеспечивает продвижения всех обучающихся к успешному усвоению материала, а также, изучая потребности слушателей, не показавших достижений на требуемом уровне, оказывает им дополнительную помощь. В этом смысле, результаты фактической деятельности учителей превращаются в реальные индикаторы эффективности обучения для тренера.

Источник

Что такое формативное оценивание

г.Караганда, КГУ СОШ№30

В ходе своей педагогической деятельности я поняла, что причина в низкой успеваемости кроется в необъективном оценивании знании учащихся, в отсутствии стимула, мотиваций в обучении. Часто задумывалась над тем, как улучшить, какие методы, эффективные приемы применить на своих уроках.

А именно в модуле «Оценивание обучения и оценивание для обучения» мне понравилась интересная форма оценивания, где используются параметры, критерии оценивания, можно применить различные формы оценивания: взаимооценивания, самооценивания, межгрупповое оценивание. Я узнала, что этот вид оценивания исследовали и разработали восточные ученые и называется формативное оценивание или оценивание для обучения. (ОдО)

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Компоненты формативного оценивания

1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.

2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.

3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.

4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.

5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям.

Особенность техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике на каждом уроке, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в таком виде, который приемлем как для учащихся, так и для учителя.

В процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания и оценок.

Цель обучения является основной частью урока, и вся деятельность учителя и учеников направлена на достижение этой цели. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания.

Формативное оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.

Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует его о достижениях и проблемах учащихся.

Обратная связь бывает двух видов: устная и письменная.

Вне зависимости от вида обратной связи учителю следует:

отметить то, что выполнено учениками хорошо;

при наличии ошибок предоставить ученикам конкретные рекомендации по

улучшению своих работ.

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и конкретные рекомендации для продвижения вперед;

для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида. Для достижения этой цели необходимо использовать методы самооценивания и взаимооценивания.

Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Оно более всего связано с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.

Учитель может рекомендовать ученикам следующий алгоритм самооценивания (вопросы, на которые отвечает ученик):

2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?

3. Справился с заданием полностью правильно или с ошибкой? Если не справился, то какие ошибки допущены, в чем имеются затруднения? Для ответа на этот вопрос ученику нужно:

либо получить эталон правильного ответа задания и сравнить с ним свой ответ; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственный ответ исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-либо помощью (кто помогал, в чем)?

5. Какие умения развивались при выполнении задания?

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.

Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» ( взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Техника заключается в следующем:

Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет два положительных момента и отмечают звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по его мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.

Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки «желания» предоставляется им время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель, после которого может выставить отметку.

Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов оценочных работ. Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/ наблюдения на протяжении всей учебной деятельности. Анализ результатов проверочных работ позволит выявить:

. группы детей, для которых определенные задания представляют сложность;

. отдельных учеников, испытывающих проблемы по теме, разделу;

. наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы, задания.

Анализируя результаты проверочных работ класса в целом, учителя могут определять темы, под темы и задачи, где ученики проявили себя хорошо и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения в обучении.

Также на уроках я использовала взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Проверка и оценивание проводились по эталонам и критериям, данным мною на доске. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. Потому что в первое время ученики не хотели при оценивании обидеть своих друзей. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. После поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке. Оценивая работу школьников в стратегии «дуэль» или «аквариум», то здесь все учащиеся класса становились наблюдателями и оценщиками их работы. Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы.

1. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для

учителя/ Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А. Буркитова. – Б.: «Билим»,

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГУ «Николаевская средняя школа»

Подготовил: учитель химии,

Николаевской СШ Кононец О.В.

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников»

На сегодняшний день возникла необходимость в новом подходе к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Считаю, что одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Данный подход помогает:

устранить пробелы в знаниях

повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся

индивидуализировать процесс обучения

Что же такое формативное оценивание?

Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. Это значит находиться рядом с учеником и вести его к успеху.

Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно является «неформальным» (чаще всего без отметочным) оцениванием и основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Первым шагом в применении формативного оценивания стало целеполагание, так как убедилась, что конкретная цель – это путь к успеху.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Компонентами формативного оценивания являются:

Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися;

Активное участие учащихся в процессе собственного учения;

Корректировка процесса обучения с учётом результатов оценивания;

Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учёбу;

Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Способы фомативного оценивания:

Начинается уже на этапе после получения слушателями задания. Тренер должен задать вопросы и оценить ответы на них.

– Есть ли вопросы по заданию?

– Необходима ли Вам какая-либо дополнительная информация?

– Хотите ли Вы что-нибудь добавить?

– Есть ли у Вас другие варианты?

– Готовы ли Вы записать Ваши разработки на доске?

– Сколько ещё времени Вам необходимо?

Приведённая выше техника формативного оценивания применяется в том случае, если:

– изучен некоторый объём нового материала;

Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал».

Кроме устной обратной связи часто применяется стратегия критического мышления «Знаю/Хочу знать/Узнал». В этом случае ученик может ответить не только в устной форме, но и в письменной.

Концентрирую своё внимание на тех ошибках, которые встречаются часто. Если большинство учащихся выполнили неправильно какое-либо задание, необходимо внести изменения в свою деятельность, например, продолжить изучение проблемных мест темы; выделить дополнительное время для улучшения понимания изученного материала.

Пока все заняты письменным заданием, приглашаем отдельных учащихся по одному и тихо беседуем с ними о ходе его работы.

Формативное оценивание – это практика учителя, которая позволяет интегрировать обучение и оценивание через множество взаимосвязанных элементов на уроке. Ожидаемые результаты и цели обучения по каждому разделу учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания. При этом процесс формативного оценивания не будет стандартизирован, т.е. каждый учитель самостоятельно сможет определять собственную практику и нести ответственность за ее результаты. Процесс формативного оценивания в деятельности учителя предполагает реализацию следующих этапов:

• планирование и организация формативного оценивания;

• выбор методов формативного оценивания;

• предоставление обратной связи;

• анализ результатов формативного оценивания.

Планирование и организация формативного оценивания

Для того чтобы спланировать эффективный и соответствующий потребностям обучающихся процесс формативного оценивания, учителю предоставляется возможность самостоятельно определять форму, содержание и частоту, а также инструменты формативного оценивания. Учителю необходимо включить в процессы обучения и формативного оценивания все цели обучения согласно учебной программе.

Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом потребностей обучающихся и контекста обучения.

Отличный результат получается, когда учитель не одиночка в этом процессе, а существует в школе единая система формирующего оценивания. На первых порах, при вовлечении учеников в этот процесс, возможно отрицание, особенно, у подростков. А предмет «Химия» начинает изучаться именно с этого возраста. Но здесь результат принятия зависит от мастерства педагога. Если это будет преподнесено как навязывание, то результат может быть отрицательный.

Цель учителя не только проверить знания учеников, но и научить их проводить рефлексию и оценку своих знаний. Я использую для этого опросники. Например, опросник при обобщении темы «Простые вещества. Решение расчетных задач»

Карта самодиагностика по теме «Простые вещества. Решение расчетных задач»

Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях.

Я могу рассчитать массу вещества по известному количеству вещества.

Я могу рассчитать число частиц по известной массе или объему вещества

Я могу рассчитать объём вещества по известной массе вещества.

Подобная оценка своих знаний учениками может быть проведена накануне контрольной работы, в которой ученики будут выполнять аналогичные задания. После анализа с учеником этой карты может следовать корректировку поставленных целей.

Пример формативного задания по предмету «Химия» 7 класс

Раздел 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси

Тема Предмет химии

Цель обучения 7.1.1.1 Знать, что изучает наука химия

• Формулирует определение химии как науки

Уровень мыслительных навыков : Знание и понимание

Используя предложенный набор слов, сформулируйте определение химии как науки:

Дескриптор Обучающийся − формулирует определение химии как науки, располагая предложенный набор слов в правильной последовательности.

− понимает смысл слова «Химия»

− делает вывод о науки химии

Укажите предложения где речь идет о химии

Из древесины делают бумагу

Горение железа сопровождается треском и «фейерверком» искр

Картофель относится к семейству паслёновые

Здоровье – это главная ценность человека

Из нефти получают бензин

− правильно указывает предложения в которых речь идет о химии

обосновывает свой выбор

Вставьте пропущенные слова в предложение (используя параграф 1)

Вещества, элементы, эксперимент, переработка, наука.

Дескриптор обучающийся − определяет подходящие слова в предложение

− обосновывает свой ответ

Тема: Агрегатное состояние веществ

Цель учёбы: Знать различные агрегатные состояния веществ и уметь объяснять структуру твёрдых, жидких, газообразных веществ согласно кинетической теории частиц.

Критерий оценивания: Обучающийся

Различает агрегатное состояние вещества

Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание

Разделите вещества в зависимости от их агрегатного состояния на три группы:

Лёд, кислород, воздух, чай, мороженое, шоколад, мел, гвоздь, вода, азот, сахар, кола, доска, молоко, нефть.

Источник

«У учеников выросла мотивация»: что такое формативное оценивание и как оно работает

что такое формативное оценивание. Смотреть фото что такое формативное оценивание. Смотреть картинку что такое формативное оценивание. Картинка про что такое формативное оценивание. Фото что такое формативное оценивание

Иллюстративное фото: pexels.com

Одним из главных новшеств для казахстанских школьников в текущем учебном году стало введение формативного оценивания. Отныне учитель ежедневно выставляет баллы за работу учащегося на уроке, с учетом этих баллов в конце четверти будет выводиться итоговая оценка. Подробнее о том, что представляет из себя формативное оценивание и как оно влияет на успеваемость учащихся, читайте в материале NUR.KZ.

Напомним, что привычной нам ежедневной 5-балльной системы оценивания в школах страны нет с 2016 года, когда в рамках обновленного содержания образования была внедрена система критериального оценивания. С тех пор, домашняя работа учащихся, подготовка ими рефератов, презентаций, активное участие при обсуждении темы урока, а также комментарии, представленные учителем, при подведении итогов оценки за квартал не учитывались. Многие эксперты тогда критиковали нововведение за то что, из-за этого у школьников снижалась мотивация к учебе, ведь в расчет принимались только оценки за СОР и СОЧ.

Пандемия расставила все на свои места: анализ итогов 4-й четверти показал, что при дистанционном обучении проведение суммативного оценивания не дает объективной картины. Потому было принято решение о введении дополнительного, формативного, оценивания.

Педагоги ощутили результаты нововведения сразу же. Многие из них отмечают, что у детей стало больше заинтересованности к учебе.

Учитель начальных классов специализированного лицея №82 «Дарын» города Нур-Султан Акмарал Уракова отмечает, что с новой системой оценивания дети стали более активными, а родители – более вовлеченными в учебный процесс.

Из чего складывается итоговая оценка

Таким образом, система электронного журнала на основании заложенной формулы автоматически выводит итоговую оценку за четверть и за полугодие.

Есть ли разница в формативном оценивании при штатном и дистанционном обучении

В штатном режиме балл может выставлятся и за устную работу, и за письменную работу, и за домашнее задание. К тому же, в штатном режиме учитель может непосредственно проверить работу учеников, и занести оценку в журнал.

При дистанционном режиме учащийся может показать выполненные учебные задания как в синхронном формате (онлайн), так и в асинхронном (выслав фото работы через электронную почту или мессенджер). Учитель оценивает результаты по таким критериям, как качество выполненных письменных и устных заданий, а также активность ученика.

Обратная связь от учителя

Если раньше учитель при оценивании классной и домашней работ обучающегося давал только комментарий, то теперь эти комментарии будут отражены в баллах. Балл за формативное оценивание выставляется в электронный журнал. Для более расширенной обратной связи учитель использует рубрики в виде комментариев, которую предоставляет через электронный дневник ученика.

Отмечается, что новшество никак не отразится на нагрузке учителей.

Что даст формативное оценивание

Что говорят эксперты?

В рамках проекта «Модернизация среднего образования» проводится независимая оценка учебной программы обновленного содержания. Респонденты-эксперты считают, что учителя все еще испытывают серьезные затруднения, реализуя формативное оценивание в школьной практике.

По их мнению, основными причинами являются отсутствие у педагогов достаточных знаний, опыта, а в ряде случаев и мотивации, отсутствие мотивации к высоким учебным достижениям у обучающихся и их родителей, а также высокая наполняемость классов. Кроме того, учителя не всегда предоставляют обратную связь или предоставляют ее формально.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *