что такое формат diy
Что такое формат diy
Do it yourself — так расшифровывается аббревиатура DIY в обозначении торговых сетей для дома и сада. Что переводится как «сделай это сам» — почини, улучши, отремонтируй, построй. И это не просто громкий лозунг, а настоящий девиз и часть возникшей в Штатах субкультуры, «культа самоучек», который объединяет и музыку, и литературу, и — как ни странно — рынок строительных гипермаркетов. О последних и поговорим.
DIY-сети — как и где появились
Первые строительные супермаркеты появились в 50-х годах 20 века в Штатах и Европе. Одновременно с зарождающейся философией «do it yourself», которая пропагандировала самостоятельное решение многих бытовых проблем и задач без обращения к профессионалам. Большой спрос на строительные и отделочные материалы, а также мебель и сантехнику возник после окончания Второй мировой войны и был связан с потребностью восстановить разрушенные здания и построить новые. Уже позже все это вылилось в образ жизни и некий протест — «зачем я буду платить кому-то, если могу сделать сам»? Интересно, что и по сей день, в Штатах, например, DIY-сети не утрачивают своего первоначального «философского» значения. Строительные и ремонтные работы стоят дорого, обращаются к услугам профессиональных бригад в сложных случаях и при наличии больших денег, а так, стараются обустроить быт самостоятельно. С этой целью почти во всех магазинах на Западе установлены экраны, где транслируют инструкции по замене крана, покраске стен и даже кирпичной кладке.
В нашей стране строительные гипермаркеты появились только в конце 90-х. До этого товары для дома покупали на рынке и в небольших магазинчиках. СССР вообще был родоначальником субкультуры «сделай сам», правда, причины для этого кардинально отличались от западных. Довольно скромный выбор стройматериалов, а впоследствии и дефицит, заставляли советского человека фантазировать на тему старых ненужных вещей, которые если не дома, то на даче и в гараже уж точно сгодятся.
Российский рынок современного DIY-ретейла развивался довольно сложно. Первым отечественным, а затем и международным сетям приходилось бороться с самой привычкой россиян покупать инструменты на рыночных развалах. Ведь так было принято, а если учесть, что в первые годы основными покупателей строймагазинов были мужчины, переломить стереотип и перевести их на светлую сторону комфорта было очень непросто.
В итоге сети победили, это был лишь вопрос времени, особенно в крупных городах. Экспансия международных сетей — OBI, Leroy Merlin, Castorama — привела российского потребителя в мир огромного ассортимента и сервиса.
ТОП самых востребованных DIY-сетей в России
Новый всплеск популярности магазинов для дома формата самообслуживания произошел в «нулевых», когда начали расти объемы многоэтажного и частного строительства. Развивающиеся коттеджные поселки, массовая застройка городов, модернизация дачных хозяйств и даже доступность ипотечных программ — все это положительно повлияло на рост рынка, открытие магазинов по всей территории России, привлечение иностранных инвестиций.
Сегодня практически во всех российских областях на рынке представлены как свои локальные сети, так и международные игроки — всего 300. Если оценивать масштаб всей страны, то рейтинг самых популярных DIY-сетей выглядит так:
ТОП-5 (на начало 2017 года по данным агентства M.A.Research)
Первое место французская сеть Leroy Merlin — по выручке и количеству магазинов — занимает с момента своего прихода на рынок России. А это далекий 2004 год. Leroy Merlin работает в нескольких форматах — магазины площадью 12 000 кв.м. для мегаполисов и 10 000 кв.м. с меньшим ассортиментом для городов до 700 000 человек.
Несмотря на большой отрыв, вторая сеть в рейтинге — немецкая OBI — также является крупнейшей в России и отличается повышенным интересом к регионам.
Отечественный игрок DIY-рынка — СТД «Петрович» — наоборот, планирует идти от регионов в столицу и открыть до 10 точек в Москве к 2020 году. Цель стоит амбициозная — обогнать по всем цифрам Castorama и войти в тройку лидеров.
Основные тенденции на рынке DIY-сетей
Первая тенденция и одновременно результат плодотворной работы в ассортиментной политике магазинов для дома — привлечение женщин. Сегодня именно женщины интересны DIY-магазинам как основной потребитель, а потому, в ассортимент добавлены различные аксессуары, текстиль, светильники и прочие товары, необходимые для оформления и декора дома.
Сегодня стандартный ассортимент DIY-магазинов выглядит так:
Вторая тенденция — активное развитие собственных интернет-магазинов. По данным информационно-аналитического агентства INFOLine, 186 DIY-компаний из представленных 300 ведут полноценную онлайн-торговлю и в 2018 году планируют увеличить обороты. Так, Leroy Merlin сделала доступным для онлайн-заказа уже 85% всего каталога продукции. Хотя ставку на интернет-магазин пока делает небольшую. В 2017 году с просторов интернета пришло всего около 1% выручки. «Петрович», напротив, объем онлайн-продаж увеличил на 34%. Эксперты делают позитивный прогноз на будущий год, объясняя это тем, что крупногабаритный товар и сыпучие стройматериалы, которые не требуют детального визуального изучения, проще заказывать на сайте с доставкой, а не тратить время на поездку в магазин.
Третья тенденция, которая окончательно не сформировалась, но находится в зоне интересов двух крупнейших сетей Leroy Merlin и OBI — это открытие уменьшенных форматов магазинов. Их площадь, по задумке, не должна превышать 6 000 кв.м., а располагаться они будут в центре и спальных районах Москвы (пока). По данным газеты «Коммерсантъ», официально представители сетей эту информация не подтвердили, но и не опровергли. Однако отметили очевидный мировой тренд уменьшенных форматов. И у него есть несколько весомых преимуществ:
Что касается сотрудничества с DIY-сетями профессиональных оптовых заказчиков, то и здесь стоит ожидать роста. В том числе и за счет строительства домов с отделкой квартир под ключ
DIY-рынок: особенности, возможности и предостережения
Для большей части современных людей DIY (do it yourself, «сделай сам») — это товары для рукоделия и собственно продукты этого рукоделия. Но по факту рынок DIY — огромный процветающий сегмент современного eCommerce. В него входят магазины, продающие товары для строительства и ремонта, сада, дачи, а также домашний декор, мебель, инструменты, сантехнику и многое другое. Причем строительство и ремонт — самая обширная ниша, о ней и поговорим.
Рассмотрим эту нишу как стартовую для нового онлайн-магазина и ответим на вопрос: а стоит ли? А если стоит, на что нужно обратить внимание.
50% — это товары для строительства и ремонта
К DIY-рынку можно даже отнести, например, производство и продажу крафтового пива, или пошив дизайнерских кошельков. Вот только доля у этого вида товара будет микроскопической. Всё-таки половину от всего объема продаж делают товары для стройки и ремонта — это около 22 млрд. рублей по данным Data Insight за 2015 год.
Кстати, в Европе расцвет DIY-магазинов впервые выпал на послевоенное время, середину сороковых — всем нужны были стройматериалы для восстановления поврежденных жилищ. Война обогатила не только поставщиков топлива и оружейников.
Итак, один из самых востребованных товаров — строительные материалы, сантехника и инструмент для ремонта и строительства.
На рынке становится тесно
DIY стал одним из самых быстрорастущих сегментов, «товары для дома» даже вошли в топ-5 по версии InSales за 2015-ый, показав рост в 60% («стройматериалы» чуть меньше, 44%).
Рост происходил в основном за счет выхода крупных сетей в онлайн. Поэтому не стоить думать, что открыть магазин и пополнить рейтинги успешных будет легко. Тем более, стоит учитывать, что только около половины всех известных сетей открыли свои интернет-магазины — а значит, конкуренция усилится.
На рынке правят крупные игроки (но только в больших городах)
Leroy Merlin, Castorama, Мегастрой и другие гипермаркеты, которые у всех на слуху — это офлайновые сети, которые решили, что неплохо бы выйти и в онлайн тоже.
Конкурировать с ними невероятно сложно, даже если у вас есть инвестор — эти ритейлеры влили миллиарды в разработку и продвижение своих онлайн-магазинов.
Однако есть такая маленькая, но приятная особенность — крупные игроки не заходят в города с небольшим населением. Исключением является Леруа Мерлен, который начал экспансию на города с 200+ тысячами жителей и внедряет там новый формат своих магазинов.
В остальном же конкуренция в некрупных городах существенно меньше, и попробовать откусить свою часть рынка можно.
Схема: выбрал в интернете, купил в магазине
В DIY работает следующая схема: люди выбирают товары и сравнивают цены в онлайне, а едут покупать в офлайновый гипермаркет.
Такое поведение можно объяснить двумя факторами:
Таким образом, вам скорее всего потребуется офлайновая точка. Однако не со всеми товарами работает та же схема — поведение клиентов и их предпочтения покупать в интернете или в магазине отличается от категории к категории.
Различия существуют даже в рамках одной категории, отдельные товары охотнее покупают в онлайне, другие — в физическом отделе.
По этой причине магазинам в сегменте DIY стоит особенно внимательно отнестись к возможностям мультиканальных продаж, бесшовному опыту покупателей. Расходы на CRM и платформу мультиканального маркетинга стоит включить в свой бизнес-план.
Плохая экономическая ситуация не так страшна для DIY
Этот сегмент электронной коммерции меньше страдает в кризис — чего нельзя сказать о многих других отраслях (та же электроника или одежда). Это объясняется несколькими факторами:
Нельзя сказать, что DIY процветает в кризис — многие сети значительно урезали количество своих филиалов, «Метрика» оказалась в тяжелом финансовом положении. Однако снижение платежеспособности населения не так больно бьет по DIY — например, «Петрович» после кризиса продемонстрировал рост продаж на 20% (доля онлайн-продаж тоже выросла с 14 до 23%).
DIY чувствителен к изменениям на жилищном рынке
Так как половину всех движений в этом сегменте представляет продажа товаров для строительства и ремонта, не удивительно, что колебания на рынке жилой и коммерческой недвижимости также раскачивают и продажи в DIY.
Вместе с этим снижаются объемы вводимого в эксплуатацию жилья и объем выданных кредитов по ипотеке.
Всё это ожидаемо ведет к проблемам на рынке DIY, продажи падают:
Покупатели стали очень чувствительны к ценам
Низкая платежеспособность населения, желание сэкономить на ремонте, делая его своими силами — эти предпосылки толкают магазины к политике скидок и распродаж.
«Спрос сместился в сторону товаров среднего и низкого ценовых сегментов и потребители стали очень чувствительны к различным акциям и распродажам. Кроме того, сегодня покупатель все чаще выбирает отечественные товары: цены на них более стабильны» — Мария Евневич, сеть «Максидом».
Для онлайна это означает: магазин должен максимально усилить свое присутствие в информационном пространстве покупателя, сообщать о выгодных предложениях быстро, с высоким процентом «попадания» в аудиторию.
Мы помним, что в DIY цепочка покупок часто начинается именно в онлайне — поэтому приоритетными инструментами для интернет-магазинов в этом сегменте являются инструменты коммуникации — они помогают доставить сообщение о скидке до покупателя вовремя:
Также стоит уделить внимание автоматизации всех коммуникаций (триггерные письма и веб-пуши), это позволит онлайн-магазину значительно экономить бюджет.
Каждый покупатель на вес золота
Несмотря на то, что большая часть покупателей будет искать там, где дешевле, не отдавая предпочтения какому-то конкретному магазину, ритейлерам стоит приложить максимум усилий для удержания клиента.
Программы лояльности для офлайна и онлайна, товарная персонализация и ремаркетинг брошенных корзин для онлайна — эти инструменты помогут не только «выжать максимум» из каждого покупателя, но и перехватить почти потерянного клиента на пути на сайт конкурента.
Две группы покупателей
DIY интересен еще и тем, что здесь совершают покупки две большие группы покупателей, и их поведение радикально отличается.
Заключение
Если делаете ставку на онлайн-сервис, не забудьте о тех рекомендациях, которые мы привели в этой статье. Используйте мультиканальный маркетинг, отраслевую (прогрессивную) персонализацию товаров и современные инструменты информирования покупателей об акциях и других интересных им событиях.
DIY: «Сделай сам» в новом формате
Квартблог разобрался, что же такое DIY, как расшифровывается эта аббревиатура, нашел интересных DIY-блоггеров и множество идей. А теперь мы готовы поделиться этим и многим другим с читателями.
DIY что это такое?
Неудивительно, что DIY практикуется без преувеличения в большинстве сфер нашей жизни – музыке, литературе, кино, кулинарии, строительстве, дизайне – список можно продолжать очень долго. Главное – вдохновляющий процесс и результат, при грамотном подходе, который поможет не только изрядно сэкономить, но и даже стать делом всей жизни.
Как расшифровывается DIY?
Так что же такое DIY? Аббревиатура от английского «Do it yourself» – «сделай это сам» абсолютно точно и прозрачно отражает суть этого понятия. Это самодельничество, рукоделие в самом широком смысле, и люди занимались им с самой зари своего развития. Однако как отдельное течение и даже более того – как общественное явление, целая субкультура, DIY стал развиваться параллельно с развитием промышленного производства.
Иными словами, с того времени, когда самостоятельное изготовление предметов обихода и прочих товаров широкого потребления перестало являться необходимостью и превратилось скорее в хобби, позволяющее обновить или реконструировать старые вещи или создать своими руками новые.
История DIY-формата
Начало этого периода выпало на послевоенные 50-е годы прошлого века – когда промышленность «развернулась» к обыденной жизни, а люди начали по-новому, в условиях мирной жизни выстраивать свой быт. В России традиции формата «сделай сам» были сильны как нигде – в трудные десятилетия после революции и гражданской войны умение обеспечить себя необходимыми повседневными предметами – будь то одежда или мебель, являлось очень ценным навыком, а наличие дома швейной машинки было целым богатством.
Сейчас формат DIY во всём мире переживает буквально бум своей популярности, и в первую очередь речь идёт именно о, так сказать, осязаемых объектах: «крафтовые» изделия в большинстве случаев не только весьма декоративны и функциональны. Они стали элементом современной массовой культуры и даже приобрели статус модных, в полной мере отражающих индивидуальность их авторов, объектов. А для того, чтобы «адепты» DIY могли творить в своё удовольствие, во всём мире развёрнуты целые торговые сети, в которых можно приобрести не только традиционные бисер, пряжу и фурнитуру, но и целые «конструкторы» для самостоятельного строительства или ремонта дома.
DIY-идеи уходят в народ: популярные DIY-блоггеры и блоги
Ещё один видеоблоггер Afinka DIY – у девушки 1,9 млн подписчиков, работает в похожем формате. Среди множества видео, размещённых на её канале в Youtube найдутся и идеи декора комнат, в том числе и тематические, а также DIY-идеи подарков.
На фото DIY-стол с использованием эпоксидной смолы.
На фото DIY-идея по организации пространства прихожей.
Канал видеоблоггера Ann Le с почти 1,7 млн подписчиков изобилует интересными DIY-решениями не только в декоре дома, но и в организации пространства вокруг себя. У автора канала отличный вкус, что и демонстрируется в видеороликах.
DIY-магазины с богатым выбором
Если до эпохи DIY творить приходилась буквально из того, что было под рукой, то сейчас к услугам современных Самоделкиных целые магазины и даже торговые сети. По сути, под это определение попадают почти все строительные магазины, большая часть хозяйственных, книжных и канцелярских, а также многочисленные лавочки с товарами для рукоделия. Однако с каждым годом сфера DIY расширяется и, соответственно, формирует спрос на самые разные товары для творчества в самом широком понимании этого слова.
Действительно, в торговой сфере уже официально существует DIY-сегмент, выросший в своё время из небольших скобяных и хозяйственных лавочек, где продавалось всё необходимое для самостоятельного изготовления предметов обихода. Теперь же речь идёт в большей степени о строительных магазинах, и в нём работают такие сетевые гиганты, как:
Ассортимент их примерно одинаков, различия же в перечне производителей и соответственно ценовой политике – от бюджетных до класса премиум. Да и практически в каждом регионе России имеются собственные торговые сети, которые предлагают DIY-товары. А к таковым относятся буквально все, предназначенные для строительства, ремонта и отделки помещений: гипсокартон, строительные и отделочные материалы из дерева, лакокрасочные материалы, фурнитура, напольные покрытия, электротехника, охранные системы, инструменты, сантехника, мебель и многое, многое другое.
По большому счёту, одним из самых любимых магазинов в формате DIY можно считать шведскую IKEA – функциональные и простые предметы мебели и декора как нельзя лучше подходят для проявления своей фантазии. И неудивительно, что процессу переделки, оформления и даже серьёзной реконструкции товаров этой сети посвящено множество мастер-классов. Даже создатели культовой “Игры престолов” не удержались и использовали коврики IKEA в качестве основы для шкур Ночного дозора – чем не DIY в действии?
Относительно недавно на рынок вышел Леонардо. Сеть позиционирует себя как хобби-гипермаркет и предлагает покупателям материалы для любого творчества.
DIY-идеи от Квартблога
Особое внимание мы в Квартблоге уделяем декору помещений и организации пространства. А подробные инструкции с качественными иллюстрациями помогут «прокачать» ваши навыки и создать настоящие шедевры. И главное – вы это сделаете сами. Do it yourself!
Еще больше интересных DIY-идей и мастер-классов ищите в нашей одноименной рубрике.
Формат DIY: история, характеристика, товары и особенности
Название формата DIY (или D.I.Y.) — это аббревиатура известного английского выражения Do It Yourself, то есть «Сделай это сам». Данный формат появился в экономике западных стран еще в 50-60-е годы прошлого века.
Первоначально к категории «Сделай сам» относились все те виды деятельности, которыми человек занимался самостоятельно, чаще всего в домашних условиях. Например, изготовление своими руками мебели, различных дизайнерских элементов интерьера и так далее.
На сегодняшний день под DIY сетями чаще всего подразумеваются строительные гипермаркеты, предлагающие широчайший ассортимент товаров — от сухих смесей, бетона и фанеры до сантехники, светильников и различных предметов для обустройства и украшения дома, то есть всего, что поможет человеку самостоятельно или с помощью профессионалов осуществить ремонт в квартире и обустроить свой дом.
История
Предками строительных супермаркетов формата «Сделай сам» можно назвать небольшие скобяные лавки, в которых жители близлежащих кварталов покупали гвозди, металлическую посуду, кухонную утварь и другие изделия мастеров. Встретить такие лавки, где сам ремесленник часто оставался и единственным продавцом, можно было и в Европе, и в США и в Российской империи.
Первые строительные супермаркеты появились в Соединенных Штатах, Великобритании и других государствах Европы в 1950-е годы. В целом, строительный бум начался в европейских странах сразу после Второй мировой войны, когда спрос на материалы и предметы интерьера был высок как никогда. Долгое время крупных розничных магазинов, которые могли бы полностью удовлетворить спрос покупателей, не существовало и магазины «Сделай сам» стали настоящими пионерами в этой области.
В Советском Союзе формат «Сделай сам» был популярен как нигде больше, так как отсутствие в магазинах выбора товаров, способного удовлетворить спрос, вынуждало граждан самостоятельно решать вопросы с обустройством квартиры или дома. Способствовало популярности формата также и широкое распространение таких кружков и журналов, как «Юный техник» и так далее. А вот сами строительные магазины, которые могут быть отнесены к категории DIY, появились в России уже в 90-е годы.
И хотя этот формат для России и других стран СНГ — явление достаточно новое и начал активно развиваться только чуть более десяти лет назад, сегодня DIY сеть уже представлена в нашей стране многочисленными крупными сетями гипермаркетов, в которых каждый покупатель может выбрать все необходимое для ремонта и обустройства дома.
Первопроходцами на российском рынке строительных магазинов стали западные компании, начавшие активно завоевывать новый рынок. К наиболее широко распространенным, крупным сетям можно отнести: OBI, Leroy Merlin, K-Rauta, Castorama и Хоум центр.
Российские сети гипермаркетов — это, в первую очередь Вимос, Метрика, СуперСтрой, Домоцентр, Стройландия, Домовой, Максидом и другие. Стоит отметить, что практически в каждом российском регионе есть свои собственные строительные розничные сети.
Товары
Как уже было сказано выше, к формату DIY можно отнести очень широкий ассортимент товаров и изделий, в частности:
И это далеко не полный перечень DIY товаров, в целом к продукции «Сделай сам» относится и такая категория, как товары для сада и огорода, например, цветочные вазоны, инструменты для работы на участке, даже удобрения и семена.
Особенности DIY формата в России
Стоит отметить, что строительные гипермаркеты в западных странах нацелены действительно на то, чтобы покупатель мог с помощью приобретенных изделий самостоятельно завершить ремонт. Услуги специалистов в Европе достаточно дороги, поэтому в большинстве гипермаркетов прямо на установленных в торговых залах экранах посетителей подробно инструктируют: как самостоятельно заменить кран, наклеить обои или обустроить открытую веранду.
В России же формат строительных супермаркетов можно было бы назвать Do it for me, то есть «Сделай это для меня», так как крупные проекты, такие как капитальный ремонт дома или обустройство ванной у нас все чаще доверяют профессионалам, а сами владельцы дома только выбирают материалы или предметы интерьера.
Кроме того, эксперты отмечают, что если раньше основной категорией покупателей строительных магазинов оставались мужчины, то теперь все чаще выбор товаров категории «Сделай сам» делают женщины. Возможно, это связано с дальнейшим расширением ассортимента, в который может входить и посуда, шторы, занавески, вазы и другие мелочи, становящиеся деталью интерьера.
Удобный для покупателей и выгодный для владельцев, проверенный временем формат DIY в настоящее время получает все большее распространение во всех регионах России, а новые супермаркеты уже известных сетей открываются ежегодно.