что такое фониксы в английском
Что такое фониксы или как помочь ребенку научиться читать по-английски
Как научить детей читать на английском эффективно?
Что такое фониксы и почему это работает?
Родительская помощь в процессе обучения чтению на английском
На сегодняшний день изучение английского языка детьми, начиная с дошкольного возраста, находится на самом пике моды. Но это не просто тренд, такая тенденция свидетельствует скорее об уровне развития общества в целом. Ведь знание иностранных языков так же, как и несколько сотен лет назад, остается показателем высокого воспитания и уровня интеллектуального развития. Главная сложность для родителей заключается в том, что они не всегда знают, как правильно подойти к обучению своего ребенка, как найти хорошего учителя, и какую учебную программу выбрать. Рекламного шума много, а разобраться в этом порою бывает очень сложно.
Вспоминая свои школьные уроки иностранного языка, родители четко понимают, что по той, устарелой схеме учиться неэффективно. Ведь выпускники общеобразовательных школ старого образца редко могут похвастаться хорошими навыками владения английской речью.
Как научить детей читать на английском эффективно?
Обучение чтению на английском для детей дошкольного и младшего школьного возраста – задача первой важности. Но как научить ребенка читать по-английски, так, чтобы навыки сохранились на всю жизнь, а не только в стенах школы? Современный подход к освоению навыков чтения по методу фониксов, поможет вашим детям научиться читать английские тексты автоматически, бегло и с правильным произношением слов.
Огромное количество обучающих программ, по прежнему предлагают обучение чтению на английском языке методом целых слов. То есть дети учат новые слова по картинкам, где написано слово и нарисован предмет, которое оно обозначает. Так ребенок запоминает лексику путем аудиовизуальной ассоциации, затем, встречая то или иное слово в тексте, он просто вспоминает, как оно звучит и воспроизводит его.
Начинать тренировать чтение на английском целыми словами можно сразу после изучения букв алфавита и звуков, которые эти буквы обозначают. Чаще всего буквы учат с помощью песенок и карточек, где под буквой изображена транскрипция звука. И здесь важно знать, что транскрипция не учит читать, она нужна только для того, чтобы схематически изобразить произношение слова или звука на случай, если рядом нет педагога, или аудиозаписи. Ранее, когда под рукой был только словарь, ученикам приходилось писать транскрипции, но с приходом технологий, это стало лишним, так как звучание слова можно услышать. Тем более, введение новой системы знаков – слишком сложно для дошкольников или учеников младшей школы, что в итоге может запутать детей, и привести к потере желания изучать английский язык.
Что такое фониксы и почему это работает?
Фониксы – метод обучения, благодаря которому дети учатся соотносить фонемы (звуки) и буквы между собой. Основная сложность чтения на английском заключается в том, что 44 звука, имеющихся в языке, можно записать 90 разными буквосочетаниями. Метод фониксов упрощает процесс обучения чтению, ведь в отличие от связки алфавит – транскрипция, детей учат не только звукам, но и вариантам их слияния – блендам (blend от англ. – смешивать). С его помощью дети не просто технически заучивают звуки и буквы, они учатся отличать их акустически – на слух, для того чтобы применять сначала для чтения, а затем и в процессе живого общения.
Фониксы представляют собой наглядные учебные пособия, в которых простые слова для чтения на английском для детей собраны в группы, согласно правилам их чтения. Впервые фониксы начали использовать в Великобритании еще в 2012 году, для преподавания детям носителям, с целью повышения уровня успеваемости. Учитывая то, что правила чтения в английском языке ранее вызывали трудности даже у англоязычных детей, методика показала себя с наилучшей стороны, повысив успеваемость учеников в первый же год ее применения. Чуть позже, использование фониксов в процессе оттачивания навыка чтения по-английски, ввели и в языковых школах для детей, которые изучают английский, как иностранную речь.
Прослушав и прочитав несколько раз отдельную группу слов, ребенок интуитивно уловит правило, которое затем сможет применить на схожей по написанию лексике. Например: усвоив слова ball, fall, call, tall, ребенок без проблем сможет прочитать незнакомое ему «wall», потому что у него уже сложилась логическая цепочка звукового воспроизведения схожих буквосочетаний.
После того, как дети выучили основные фонемы и наиболее распространенные способы их написания словами, они начнут изучать их многочисленные вариации. Фониксы уделяют отдельное внимание словам из списков исключения, а также самым часто употребляемым группам, изучают буквосочетания с одинаковым звучанием, но разным написанием. Схемы чтения помогают им делать это структурированно, не перегружая их. Задача методики научить ребенка распознавать общие закономерности в словах, которые выглядят и звучат одинаково. Для этого в учебниках и схемах используют рифмующиеся рассказы или рассказы с элементами частого повторения схожих слов.
Родительская помощь в процессе обучения чтению на английском
Преимущество фониксов в том, что этот метод очень логичен и понятен детям. В силу особенностей психики малышей, они – большие консерваторы, и очень плохо воспринимают то, что им не понятно. Именно поэтому способ изучения схожих по звучанию слов группами настолько действенный и высокоэффективный. Но полагаться на постоянство ребенка, а также упорство педагога не стоит. Ведь поддержка родителей детям очень важна. Родители должны постоянно интересоваться успехами своего ребенка, хвалить его, всячески подчеркивать достижения.
Просите малыша почитать для вас вслух, и не спешите исправлять ошибки, дайте шанс самостоятельно заметить несовпадения. Предложите повторить проблемные группы и слова, придумайте игру или соревнование, постоянно демонстрируйте уверенность в способностях ребенка. Также вы можете прибегнуть к хитрости, попросив его рассказать, как правильно читать то или иное слово. Пока малыш будет стараться объяснить вам, он сам того не замечая, лучше усвоит материал.
Цель данного обзора объяснить родителям, как научить ребенка читать на английском методом фониксов. После того, как вы вникните в смысл процесса обучения, вы сможете помочь своему ребенку, поддержать его в моменты сомнений и потери мотивации.
Jolly Phonics
Данный продукт выпустила компания Jolly Learning Ltd. Основная цель – обучить детей чтению. Методика активно используется по всему миру. Программа состоит из следующих элементов: activity book, finger phonics, parent/teacher guide, pupil book, workbook, writing practice, songs.
Обратите внимание, что сделав выбор в пользу данной техники обучения, вы должны посвятить ей достаточное количество времени, несмотря на то, что вы преподаватель с огромным стажем или родитель, желающий научить ребенка читать.
Итак, начать стоит с ознакомления с Jolly Phonics. Это, прежде всего, методика, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. Она предназначена для детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов. Освоив первую группу звуков, малыш сможет читать элементарные слова. Добиться такого результата порой довольно сложно, используя традиционные правила или надеясь на самоорганизацию ребенка.
Для того чтобы понять, как работать с Jolly Phonics, нужно знать, что в английском языке есть 42 основных звука. Помните, что для того, чтобы научить детей чтению, важны звуки, а не буквы. Изначально дети приступают к изучению простых звуков, всего звуковых групп 7.
Отдельно отметим, что фонетика английского языка является сложной для восприятия русскоязычными детьми, так как большому числу звуков в русском языке нет аналогов. Интересно, что каждый звук представляет собой определенное движение руки или пальцев (то есть кроме аудиального восприятия, ребенок запоминает и движения, развивая мышечную память).
А теперь о самом интересном: сколько дней понадобится юному ученику, чтобы начать читать и писать? Как утверждают авторы методики, всего пару недель. Впрочем, цифра может меняться.
К первой группе относятся следующие звуки: s, a, t, i, p, n (внимание родителей и педагогов должно быть обращено на то, что гласные читаются так, как будто они представлены в закрытом слоге, т.е. фактически как вижу, так и читаю). Освоив эти 6 звуков, дети смогут читать короткие слова, а это целое достижение, не так ли? Прежде чем давать карапузам задания, познакомьте их с книгой (серия книг workbooks 1-7), где на каждой странице ребенок вместе с родителем или педагогом может познакомиться со звуками, написать их и представить визуально. Важно отметить, что дети запоминают действие, а только потом звук, сопровождающий его. Не спешите скорее читать, пусть ребенок освоится и насладится игрой.
Ниже представлены слова из первой группы (перевод слов на данном этапе детям знать совсем не обязательно: наша цель научить ребенка чтению, а не переводу).
Group 1 (s, a, t, i, p, n)
sit – сидеть
pan – сковородка
tip – тонкий конец
sat – сидел (пр.вр.)
in – в
ant – муравей
pat – похлопывать
snip – клочок
sap – сок растений
snap – треск
it – оно, это
tap – кран
pip – пятнышко
at – у, в, за
spin – вращение
nap – дремать
an — неопределен.артикль
pin – булавка
its – его, ее
sin – грех
spat – ударяться
pit – яма
sip – маленький глоток
tin – олово
pant – тяжело дышать
tan – загар
spit – шампур
nip – щепотка
span – небольшой участок
stint – ограничение
Перейдя на сайт Jolly Phonics, вы можете приобрести все необходимые материалы для обучения. После того как дети запомнили первые звуки, распечатайте карточки со словами и пусть малыши читают.
Ниже вы можете увидеть, как дети работают с гласными звуками в песнях:
Когда материал хорошо усвоен, пора переходить ко второй группе звуков: c, k (ck), e, h, r, m, d (к ней добавляется и первая группа s, a, t, i, p, n), в результате чего дети могут читать гораздо большее количество слов. Удивительно, что всего каких-то 13 звуков способны творить чудеса.
Снова читаем слова:
cat — кошка
hen — курица
net — сетка
men — мужчины
man — мужчина
hat – шляпа
kit — набор инструментов
nest — гнездо
map — карта
tent — палатка
rest — отдыхать
trap — ловушка
mad — сумасшедший
mat – коврик
hit — удар
cap — кепка
can — иметь возможность
rat — крыса
him — его
pen — ручка
hiss – шипеть
rent — арендовать
mid — средний
trip — поездка
ran — бежал (пр.вр.)
dip — окунать
Sam — Сэм (имя)
hip — бедро
kid — малыш
rim — ободок
pet — домашнее животное
ten — десять
rec — записывать
drip — капать
tram — трамвай
Если освоили вторую группу звуков, значит можно снова давать детям карточки для чтения. И не забывайте заглядывать в workbooks (там всегда много полезной информации).
Третья группа звуков: g, o, u, l, f, b
Четвертая группа звуков: ai, j, oa, ie, ee, or
Пятая группа звуков: z, w, ng, v, oo
Шестая группа звуков: y, x, ch, sh, th, th
Седьмая группа звуков: qu, ou, oi, ue, er, ar
Помните, что каждое знакомство с новым звуком должно сопровождаться детальным объяснением того, как звук нужно произносить. Обо всем этом написано в activity books и workbooks.
Кроме разбора самих звуков, движений, песен и стихов, методика Jolly Phonics предлагает занимать детей и обучающим видео, в котором представлены интересные упражнения, способные молниеносно захватывать детское внимание.
Теперь обратим внимание на остальные книги из серии Jolly Phonics. Это, прежде всего, audio book, в которой собраны веселые песни на каждый из 42 звуков английского языка. CD и DVD материалы помогают как можно лучше усвоить звуки. Есть также и учебники для учителей (Finger Phonics Big Books), которые содержат дополнительные материалы для занятий, есть флешкарточки со звуками и словами. Отдельно стоит сказать о дополнительных материалах для дома и школы – Home And School Kits, Jolly Phonics Extra. Тем, кто уже выучил все звуки, подойдет книга для начинающих читателей Jolly Phonics Readers. Дополнительным материалом могут служить постеры, дополнительные задания для чтения и мягкие игрушки, которые можно надевать на руку.
На сайте можно найти множество бесплатного материала, доступного для скачивания.
❤ Поделись статьей с друзьями! И подпишись на email-рассылку и Twitter. ❤
Илона Прошкина
Илона Прошкина Автор 46 статей в этом блоге.
Преподаватель английского языка и литературы. Круг интересов: двуязычие, бизнес-английский, сериалы на языке оригинала, английский для путешествий, обучение английскому языку онлайн, ESP, denglish, spanglish & globish, влияние английского языка на русскую речь.
Использование методики «Phonics» при обучении младших школьников технике чтения. Мозолев Е.
Важно отметить, что ребенок фактически называет не букву, а звук (или даже один из звуков), который обозначается данной буквой, поэтому не следует говорить ребенку, что он оперирует с «буквами», но отмечать, что прежде всего, работа идет именно со «звуками». Освоив графико-фонетические соответствия, можно приступать также и к формированию навыка письма. В обучении письму называйте звук, который обозначает та или иная буква, и просите ребенка написать соответствующую данному звуку букву на листе бумаги.
Затем можно перейти к чтению простейших слов, имеющих следующий буквенный состав — CVC (согласная, гласная, согласная). Сейчас, чтение слов очень напоминает всем знакомое нам чтение «по складам», когда соответствующие звуки-буквы читаются последовательно. Приведем такой пример:
Учась читать слово «мама» на русском языке, ребенок последовательно произносит звуки [м] [а] [м] [а]. По мере того, как он начинает произносить их все быстрее и уже не останавливаться перед каждой последующей буквой, он все ближе приближается к тому, чтобы прочитать полноценное слово.
По такому же принципу можно обучить ребенка читать и простейшие английские слова. Например, слово «cat». Прежде чем приступить непосредственно к чтению данного слова, можно поупражняться в последовательном чтении наших «звуко-букв»: [k]-[ac]-[t], при этом сокращая промежутки между звуками.
На представленном выше изображении видно, что буквы в левом столбце заключены в окружности. Сделано это для того, чтобы еще раз показать мы имеем дело со звуками, и каждое слово можно сегментировать на набор звуков, представленных конкретными графемами. Такое графическое «исполнение» привычных нам слов поможет детям наглядно освоить элементарное словосложение. В правом столбце мы видим уже стандартное написание простых английских слов, чтение которых ребенок должен освоить на начальном этапе. Умение раскладывать простейшие слова на звуки позволит ребенку освоить письмо на слух. Так, научившись читать слова «cat», «pan» и др. можно попросить ребенка написать слово «fan» и, если он столкнется с определенными трудностями, можно помочь ему разложить слово на звуки.
По такому же принципу проходит процесс обучения чтению буквосочетаний. Важно отмечать, что буквосочетания всегда используются для обозначения одного звука, что будет выражено графически следующим образом:
На данном рисунке видно, как открытый и закрытый тип слога отрабатываются по принципу противопоставления. Чтение гласных по типу открытого слога, однако, не входит в правило «побуквенного» прочтения слова и не может быть применимо с учетом методики «Phonics». В данном случае ребенку следует объяснить, что существует особое правило чтения, которое «изменяет способ произнесения» данной буквы.
Совершенно очевидно, что данная методика не универсальна и имеет ограниченное применение, так как предполагается, что каждый буква имеет лишь один способ звуковой организации и не учитывает множественные варианты. Данная методика также не учитывает существование «немых букв», то есть не звучащих в слове. Слова, которые имеют сложное написание, где количество графем превышает количество фонем, в рамках данной методики должны быть выучены как слова-исключения («non-patterns»). Имея как достоинства, так и недостатки, данная методика снискала большую популярность среди учителей младших классов. И, хотя, существуют ее противники («non-Phonics»), все же в целом она одобрена множеством мелодистов, так как показывает высокие результаты в освоении техники чтения на начальном этапе («Phonics first approach»). В интеграции с другими методиками, такими как «чтение по аналогии» и «пословное чтение», применение «Phonics» поможет отойти в обучении чтению от множественности правил чтения и необходимости заучивать типы слогов. Дискретный взгляд на графико-фонемную природу слова открывает большие возможности для развития операциональных навыков, вовлечения детей в игровую деятельность. Методика могла бы, при определенной адаптации, быть использована в обучении чтению и российских детей, так как особенно на начальном этапе, лишена сложностей и сразу ориентирована на результат.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Методы и приемы раннему обучению чтению на занятиях по английскому языку
В современном обществе утвердилось мнение, что раннее обучение иностранному языку способствует более легкому, свободному применению его на практике, а также несет в себе интеллектуальный, познавательный потенциал.
Чтение – это вид речевой деятельности, занимающий одно из главных мест по важности, доступности и использованию.
Каждый век придумывает свои методы приучения детей к чтению. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся хотя бы в нескольких.
Чтение коротких книг с картинками ( Picture books) в кругу
Занимает не более 5 минут и не каждый урок, чтобы этот приём не наскучил и запас пособий не исчерпал себя.
Берём настоящие детские книги (в интернете сейчас десятки групп, где их можно купить новые или б/у по вполне сносным ценам. Одна из самых старых — UkiBOOKi).
Phonics или Фониксы
Это метод обучения чтению, основанный на фонемах — звуках и их blends – блендах ( слиянию нескольких звуков). Чем они лучше алфавита и транскрипции?
Вот пример: вы можете знать историю создания палочек для еды и чёткую их классификацию, а можете уметь ими есть. Второй вариант предпочтительнее.
Совет:
Для своих пятилетних читателей я остановилась на серии Jolly Phonics. Даже не столько на всём УМК (в нём столько компонентов, что я даже не рискнула взять что-либо помимо Workbook), сколько на порядке подачи звуков — не алфавит, а частотность. То есть через месяц мои ученики могли находить и сами читать знакомые слова из 2-4 букв.
Бесплатные варианты тоже существуют, самый простой — SuperSimple Phonics. Все материалы предоставляются на сайте, видео — на официальном канале на youtube.com. Там же находится восхитительный мультфильм Alphablocks. Как и Jolly Phonics, он создан для маленьких англичан. Ненавязчиво и очень наглядно буквы-кубики берутся за руки, сливаются и даже удваиваются, чтобы показать, как они звучат.
Отлично, допустим, фонемы сдались под нашим напором. Что дальше?
Можно начать с того, что пока ученики собирают вещи в рюкзачки, учитель пишет на доске простые слова. Все удивляются, но читают.
Зачем? Теперь ученики искренне верят, что читать — это легко. Снимать в начальной школе страхи барьеры — трудно, проще их сразу не строить.
Методический Совет:
На сайтах вроде Teachers pay teachers учителя выкладывают хорошие разработки, некоторые — бесплатно.
Оттуда и берутся в моей коллекции буквы-тыквы, карандаши, снеговики и прочее. С ними мы работаем в кругу, на данном этапе исключаю соревновательный момент между учениками, иногда допускаю вариант группа против учителя.
Не секрет, что все учатся с разной скоростью, а мне, как учителю, важна высокая мотивация каждого ребёнка. Раскладываем по созвучию, называем или складываем слова, слушаем слова и указываем, какой из нескольких звуков в нём присутствует (g/t/p – cat? T!), настольные игры-бродилки (попал на квадрат — прочитал слово), домино и Доббли. На данном этапе нам важно, чтобы сформировалась чёткая связь между слышимым и графическим образом звука.
Фонетические игры
Игра из пособия Петра Степичева «Фонетическая битва», но, в принципе, можно и самим напечатать красивые карточки с нужными словами (эстетика пособий важна в любом возрасте, с дошкольниками — особенно. Интонация преподавателя + красивые читаемые буквы + приятные на ощупь пособия = воздействие на все три канала восприятия. )
Суть игры:
Заранее отбираю те карточки, которые мои ребята смогут точно прочесть и те, которые дадутся не всем.
Кладём их на пол и садимся в круг.
Переворачиваем карточку, пробуем прочесть. Пока работает коллективный разум, цель — перевернуть и прочесть все слова.
Постепенно усложняем правила, теперь читаем по одному, не справился — вернул карточку на пол рубашкой вверх.
С «более продвинутыми читателями» ошибка — и помимо текущего слова преподаватель переворачивает ещё одно на свой выбор. Со школьниками можно перейти на индивидуальный зачёт — прочитанные слова они оставляют себе и в конце игры считают, кто же победил.
Данная методика подходит лишь для тех слов, которые читаются «по правилам». Все прочие сами англичане именуют sight words (зрительные слова). И их мы читаем, как «иероглифы».
В учебнике слово mother появляется раньше, чем я ввожу диграф th. Поэтому мы просто принимаем звучание этого слова как должное. И с этими сложными явлениями можно очень просто играть.
Виселица
Для уже знающих алфавит (вводится на следующий после фониксов год) классика — виселица, которую заменяем на поросёнка. Проигравшая сторона обязана хрюкать столько раз, сколько в слове букв. Ученики в восторге и просят загадывать длинные слова. Для них это отличная мотивация как следует повторить их перед уроком, ведь хрюкающий преподаватель — это весело.
Подвижные игры на чтении?
Методика проведения:
Развешиваем картинки или карточки в файлах по кабинету, а ученики за определённое время раскладывают слова в соответствующие кармашки.
Это — соревнование с учителем, ведь за каждые 5-10 слов они получают балл, за каждую ошибку — балл уходит педагогу.
Игра обезличена, никто не знает, кто ошибся, потому нет виноватого.
Хотим индивидуальности?
Печатаем списки на цветной бумаге.
Ещё сложнее?
Играем в шпионов. Картинки вешаются лицевой стороной к стене, то есть чтобы увидеть изображение, файл нужно немного приподнять, рядом — непрозрачный конверт для слов.
Разминка
В качестве разминки составляем заглавные буквы из учеников ( T – это ноги вместе и руки в стороны, M, H, A – два человека по-разному держатся за руки). При достаточном количестве учеников можем писать целые слова.
Игры с карточками в кругу.
Для малышей — положи игрушку или картинку на верное слово (на помощь приходит мешок, из которого извлекать предметы куда интереснее). Или выкладываем на пол 2-4 слова, запоминаем порядок, перемешиваем, восстанавливаем. Можно спрятать одно из слов или подкинуть новое.
Азарт педагога и подача: «А вот угадаете? А так? А если усложнить?» делает знакомую игру интересной.
Ещё один важный фактор — время. Как только ученики постигли суть, ставим таймер. Игра не должна надоесть. Все ученики должны четко знать фразу «One more time, please!» (Ещё раз, пожалуйста!)
Таким образом, при раннем обучении чтению наиболее важными являются следующие факторы:
1) Снятие страхов и барьеров. Читать — это легко.
2) Высокая мотивация. Читать — это интересно и мало. «One more time, please!»
3) Привлекательный внешний вид пособий. Они должны быть разными. Читать — это красиво.
4) Разнообразие форм и приёмов работы. Читать — это каждый раз что-то новое.