что такое фонация в логопедии

Фонация

Способы образования согласных
Шумные
Смычные
Взрывные
Аффрикаты
Фрикативные
Сибилянты
Сонорные
Носовые
Одноударные
Дрожащие
Аппроксиманты
Плавные
Гласные
Скользящие (полугласные)
Боковые
Воздушные потоки
Абруптивные
Ингрессивные
· Имплозивные
· Щёлкающие
Фонация
Время начала озвончения (VOT)
Звонкие
Глухие
Придыхательные
Эта страница содержит информацию о Международном фонетическом алфавите, знаки которого могут неправильно отображаться в некоторых браузерах.

Фона́ция — в фонетике использование гортани для порождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта. Традиционно считалось, что источником звука (то есть инструментом фонации) является только гортань, однако в последние годы появились работы, описывающие типы фонаций в других областях речевого тракта.

Звонкость

Звук, при производстве которого воздух, проходя из лёгких через голосовые связки, заставляет их вибрировать, называется звонким. При этом образуется один основной тон и ещё несколько гармоник. Частота основного тона индивидуальна и зависит от строения гортани. В процессе фонации её можно изменять, регулируя скорость прохождения воздуха через гортань и степень сближения голосовых связок. Изменения самой частоты основного тона вызываются различные тональные явления; изменения в способе колебания голосовых связок приводят к появлению различных регистровых противопоставлений. Регистровые противопоставления также могут называться фонациями.

Если голосовые связки не напряжены и разведены достаточно далеко, они не вибрируют и не вызывают периодических колебаний в сигнале; звуки, произносимые таким образом, называются глухими (это могут быть как согласные, так и гласные).

Фонация и состояние гортани

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии

В традиционном понимании фонация рассматривается как функция от напряжения и положения голосовых связок. Иногда описывались и более сложные процессы, но до недавних пор понятия «состояние гортани» и «фонация» рассматривались практически как синонимы.

Если голосовые связки полностью расслаблены, а черпаловидные хрящи максимально разведены, не препятствуя прохождению воздуха, связки не колеблются. Такая фонация приводит к появлению глухих звуков (чаще всего это шумные). Если связки, напротив, полностью сведены, то при их размыкании производится звук, известный как гортанная смычка. Между этими крайностями существует одно положение, в котором связки вибрируют с максимальной амплитудой: такая фонация называется (модальным) голосом и участвует в образовании звонких звуков. Однако в языках мира используются и другие положения голосовой щели. Эти типы можно представить на таблице (от максимально открытого до максимально закрытого глоттиса). В русской традиции часто используются также английские термины.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – расстройство речи, возникающее из-за неумения воспринимать и произносить фонемы (звуки). За восприятие звуков отвечает фонематический слух (способность четко различать и анализировать фонемы), который может быть нарушен даже при хорошем биологическом слухе. То есть ребенок хорошо слышит, но не может отличить близкие по звучанию звуки «с» и «з», «п» и «б» и так далее.

ФФНР бывает врожденное и приобретенное. Причинами врожденных нарушений фонематического слуха являются наследственные болезни, тяжелая беременность и роды. Приобретенный ФФНР развивается вследствие травм, дефектов прикуса, отсутствия достаточного общения, психологических нарушений.

Симптомы и обследование ФФНР

Диагноз ФФНР ставится при хорошем лексическом запасе, если у ребенка в возрасте 5-6 лет и старше наблюдается замена близких по фонетическому звучанию звуков, нечеткая артикуляция, сложность в разбиении слова на предлоги, ошибки при изменении слов по падежам. Если он переставляет слоги в словах или вовсе исключает отдельные слоги из слова.

Есть и более общие симптомы, не касающиеся речи прямо. Стоит внимательнее присмотреться к ребенку, если ему трудно сосредоточиться, он сложно переключается с одного занятия на другое, наблюдается неустойчивость внимания.

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии
Вместе с логопедом ребенка с ФФНР должны обследовать лор, педиатр, детский невролог, окулист. Работа логопеда – четко обозначить наличие болезни, проведя тесты на нарушение звукопроизношения, и ознакомившись с заключениями других специалистов.

Лечение и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи в логопедическом центре в Москве

Коррекция ФФНР логопедом осуществляется в три этапа:

Подготовительный. Он включает установление контакта и доверительных отношений с ребенком. Логопед выясняет степень нарушения и фиксирует, на каких звуках необходимо сосредоточиться. Происходит закрепление изученных малышом фонемов.

Дифференцированный. На логопедических занятиях ФФНР ребенку предлагается сравнивать изученные фонемы с близкими по звучанию, с целью научиться их различать. Ребенок учится произносить звуки, которые у него раньше не получались.

Заключительный. Происходит работа со слогами. Ребенок учится их различать, правильно произносить, не пропуская и не переставляя местами. Материал закрепляется.

Для успешного излечения ФФНР, кроме занятий с логопедом требуется работать над мелкой моторикой рук с помощью игр с и гимнастики с пальчиками, специальных упражнений, выполняемых в игровой форме. Нанизывание бусин, лепка из пластилина, собирание пирамидки – все эти игры благоприятно действуют на развитие участков мозга отвечающих и за речь. С ребёнком занимаются артикуляционной гимнастикой.

Важно диагностировать фонетико-фонематическое недоразвитие речи как можно раньше, так как заболевание может вызвать другие логопедические проблемы, например, дискографию. При своевременном обращении к логопеду, работы специалиста с ребенком и выполнении всех рекомендаций, наблюдается полное излечение от фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР).

Источник

Что такое фонация в логопедии

ФОНАЦИОННО-АУДИОЦИОННЫЙ — то же, что произносительно-слуховой.

ФОНАЦИЯ [фр. phonation от греч. phone звук] — см. Голосообразование.

ФОНЕМА [греч. phonema звук] — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

ФОНЕМА АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ — фонема, воспроизведенная в речи в одном из своих вариантов.

ФОНЕМАТИКА — обширная область знаний, включающая кроме фонетики и фонологии физический, физиологический и психологический аспекты речеобразования.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к фонеме, к фонемному составу языка.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

ФОНЕМИКА — раздел фонологии, изучающий фоны и их объединение в фонемы как единицы сегментного (линейного) ряда.

ФОНЕМИЧЕСКИЙ — см. Фонематический.

ФОНЕМОЛОГИЯ — см. Фонематика.

ФОНЕТИКА — раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.

ФОНЕТИКА АКУСТИЧЕСКАЯ — раздел экспериментальной фонетики, изучающий особенности речевого звукообразования в аспекте возникающих при этом звуковых волн.

ФОНЕТИКА ОБЩАЯ — раздел языкознания, изучающий звуковые возможности речевого аппарата и разнообразные способы их использования в различных языках.

ФОНЕТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — то же, что словообразование морфологическое; см. Словообразование.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ АКУСТИКА — раздел акустики, изучающий физическое состояние тонов и шумов при фонации.

ФОНИАТРИЯ [греч. phone звук, голос + iatreia лечение] — раздел оториноларингологии, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата человека.

Источник

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

МКБ-10

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии

Общие сведения

О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. ФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.

что такое фонация в логопедии. Смотреть фото что такое фонация в логопедии. Смотреть картинку что такое фонация в логопедии. Картинка про что такое фонация в логопедии. Фото что такое фонация в логопедии

Причины

Фонетические нарушения характерны для целого ряда логопедических нозологий: дислалии, ринолалии, стертой дизартрии, нарушений голоса. Их отличает наличие звукопроизносительных и фонационных дефектов. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут являться:

Фонетическое недоразвитие также может выступать частью более сложных речевых нарушений, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) речевом недоразвитии.

Механизмы развития

Фонетическая сторона речи включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму. При фонетических нарушениях изменяются механизмы речепроизводства, что приводит к искаженному звучанию речевого потока.

Плохая подвижность языка при аномалиях строения или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет принимать точные артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба происходит утечка воздушного потока через носовые ходы, в результате чего голос становится гиперназализованным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к их несмыканию и неучастию в фонации ‒ появляется осиплость, хриплость, глухость голоса.

Симптомы ФНР

Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова могут быть представлены пропусками согласных/гласных или целых слогов, вставкой «лишних» слогов, перестановкой звуков и слогов, персеверациями и др. В младшем дошкольном возрасте такие ошибки в длинных, незнакомых словах являются нормотипичными. К старшему дошкольному возрасту практически все дети овладевают звуко-слоговой структурой многосложных слов (исключение составляют иноязычные, малочастотные слова, узкоспецифичные термины). Ошибки в виде пропусков согласных при их стечении, сокращения количества слогов преимущественно указывают на нарушение артикуляционной моторики.

Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.

Осложнения

Оформление произносительной стороны речи в основном заканчивается к 5-6 годам, т. е. в дошкольном детстве. Если возрастное косноязычие не исчезает самостоятельно, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые по артикуляции звуки создают базу для появления артикуляторно более сложных фонем. Если первые произносятся неверно, искаженно, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается несформированной.

Ошибки звуко-слогового состава негативно влияют на развитие лексико-грамматической и фонематической сторон речи, отражаются на письме в виде дисграфии. В целом фонетические трудности «тормозят» психическое развитие ребенка, препятствуют познание окружающего мира, затрудняют коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Диагностика

Логопедическая диагностика всегда начинается с выяснения общего и речевого анамнеза. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о протекании беременности и родов, раннем постнатальном развитии ребенка, перенесенных детских болезнях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медкарты уточняется состояние слуха, нервно-психического развития. Специальные методы диагностики фонетических нарушений включают:

Расширенная диагностика фонетических нарушений при необходимости также включает медицинский блок. Перечень исследований определяется врачом-специалистом (детским неврологом, ортодонтом, челюстно-лицевым хирургом):

Коррекция ФФН

Лечение

Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:

Логопедическая коррекция

Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.

Прогноз и профилактика

Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.

Избежать появления фонетических дефектов возможно, если родители будут следить за «чистотой» собственной и детской речи, своевременно обращаться к логопеду по вопросу профилактики речевых нарушений. Необходимо предупреждать и своевременно устранять проблемы, приводящие к произносительным трудностям.

Источник

Что такое фонация в логопедии

Понятно, что для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя — к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18 — 20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 — 7 лет, а затем — в пубертатный период: у девочек в 12 — 13 лет, у мальчиков в 13 — 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.

Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис. 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т. д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *