что такое фольклор в музыке
Народная музыка
Народная музыка, музыкальный фольклор, или фолк-музыка (англ. folk music ) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. [1] Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. [1] Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической. [2]
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. [1] Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен). [1] Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы). [1] Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия). [2]
Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). [1]
Наиболее фундаментальные черты народной музыки сформировались в период дописьменного развития музыкальной культуры, исследование которого возможно в следующих направлениях: а) теоретически и косвенно, исходя из аналогий в смежных областях; б) по сохранившимся письменным и материальным источникам (трактаты о музыке, свидетельства путешественников, летописи, музыкальные инструменты и рукописи, археологические раскопки); в) по непосредственным данным устной музыкальной традиции, способной хранить в себе формы и формотворческие принципы тысячелетней давности. [1]
Для конкретизации понятия «Народная музыка» необходима её региональная, а затем и жанровая дифференциация.
Содержание
Региональная дифференциация
Жанровая дифференциация
Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песнепляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры музыкального искусства — песенные, инструментальные, танцевальные.
Этническая дифференциация
История
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
1) древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историч. граница связывается со временем официального принятия той или иной гос. религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
Выразительные средства народной музыки
Народные артисты, певцы и сказители
В разное время и в разных странах носителями народной музыки были не только безымяные исполнители, но и талантливые творцы-исполнители:
Фольклор в музыке
Музыкальный фольклор, народная или этническая музыка – это самый древний вид музыкального творчества. Народная музыка – фундамент, на котором построена, как академическая, так и массовая музыка.
Так, широко известно высказывание великого русского композитора М.И. Глинки: «Народ создаёт музыку, а мы, композиторы, только аранжируем её». То есть, мелодии и музыкально-выразительные средства во многом определяют облик профессиональной музыки различных стран. Очень часто композиторы прямо цитируют народные песни. Например, в симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинка «аранжирует» две мелодии – свадебную «Из гор-гор высоких» (первая тема с 00:38) и плясовую – камаринскую(вторая тема с 02:45).
Фольклор африканских рабов, которых массово вывозили на территорию Америки, стал одним из основных источников джаза – одного из основных направлений неакадемической музыки. Выдающиеся мастера, например Луи Армстронг, джазовой музыки часто исполняли народные песни афроамериканцев.
В рок-музыке выделяется отдельное направление фолк-рок.
Вне связи с другими направлениями музыкального искусства фольклор – особый вид творчества, со своими законами, жанрами и формами бытования.
Что такое фольклор?
Термин «фольклор» происходит от английского слова folklore – народная мудрость. Наряду с песнями фольклор – это и поэзия (предания, песни, сказки, эпос), театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Все виды творчество объединяет то, это коллективное творчество – они созданы и создаются народом.
Попробуем назвать признаки, которые отличают эти произведения:
Исследованием фольклора целенаправленно занимается специальная наука – фольклористика. Самые большие споры вызывает проблема «подлинности» и вопрос о том, а можно ли сейчас услышать «настоящий» фольклор, так как носителей традиций почти не осталось
Русская народная песня «Возле речки, возле мосту». Дореволюционная открытка. Изображение взято с сайта https://ru.wikipedia.org
В итоге ученые сделали вывод о том, что музыкальный фольклор в наше время существует в трёх основных вариантах.
Первый вариант – народное искусство непосредственно в среде бытования. Это редкая форма существует у аборигенного населения: народностей крайнего севера, представителей племенных общин экваториальной Африки и Амазонии. В этом случае, как и в далёкие времена, фольклор – часть быта и образа жизни людей, сопровождает их труд и отдых.
Второй вариант – это «реконструкция» или творчество исполнителей, которые стремятся записать и сохранить музыкальный фольклор от немногих оставшихся носителей или на основе ранее сделанных записей. Они стремятся петь в той манере, в которой это могли бы делать наши предки.
Третий вариант – это свободная трактовка народной песни. В этих случаях фольклор адаптируется к восприятию широкой аудитории, происходит смешивание народной и эстрадной манеры. Таких исполнителей и коллективы очень часто критикуют за «искажение подлинно народной песни», но возможно, благодаря им народная музыка пусть и в «осовремененном» варианте сохраняется в памяти слушателей.
Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают?
Жанры музыкального фольклора – это основные виды музыкальных произведений, созданных неизвестными авторами и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от одного человека к другому.
Об этих видах мы и поведём сегодня разговор, но сначала внесём некоторую ясность по отношению к понятиям «фольклор» и «жанр», чтобы никто не путался.
Что такое фольклор и что такое жанр?
Вообще, слово «фольклор» относится не только к сфере именно музыкального творчества. Это слово – английское, и в переводится как означает «народная мудрость». К фольклору мы относим многие явления духовной культуры. Это и легенды, предания и сказки, поговорки и пословицы, заклинания и заговоры, приметы и гадания, танцы, религиозные и праздничные обряды, различные игры и даже считалки, стишки и анекдоты!
Жанры – это исторически сложившиеся виды произведений с присущими им особенностями содержания и формы, а также конкретным жизненным предназначением и особенностями их бытования и исполнения. Примеры музыкальных жанров – опера, балет, симфония, песня, романс и так далее.
Какие бывают жанры музыкального фольклора?
Всяких фольклорных музыкальных жанров у разных народов (всего мира) чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются – главным образом, песни), инструментальные (которые играются – в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют).
Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие).
Жанры русского песенного фольклора
Назвать все жанры музыкального фольклора – значит, объять необъятное. Каждый новый вид песни или танца – это отдельный жанр. Например, былина, хоровод, трепак, колыбельная, и веснянка, и колядка, и частушка – всё это названия жанров.
Мы остановимся подробнее на жанрах русского народного музыкального творчества. Основной жанр здесь – песня, но песни бывают разные и поэтому существуют многочисленные жанровые разновидности русской песни. Лучше всего эти разновидности запоминать по тому, какую роль они играли в жизни народа, в какой обстановке и при каких обстоятельствах могли прозвучать.
А обстоятельства могут быть, например, вот какие – одни песни поются раз в год (в день какого-нибудь праздника), другие песни привязаны к какому-либо обряду и исполняются только тогда, когда совершается этот обряд (например, в день рождения, в день свадьбы или на похоронах). Есть песни, которые поются только зимой или летом, а есть и такие, которые можно петь круглый год в любой день недели и в любую погоду. Эти песни не привязаны ни ко времени, ни к обрядам и поются тогда, когда просто есть настроение их петь – например, песня о грусти, когда грустно или песня о неразделённой любви, когда есть таковая, или песня-сказка, рассказываемая гусляром, когда его слушают много людей.
Итак, русские песни бывают такие:
Вот, таким образом, обращаясь к содержанию песен и их жизненному назначению, можно условно распределить жанры музыкального фольклора в такие группы.
В качестве живого музыкального примера из старинной русской народной музыки послушайте кант «Буря море раздымает» о суровой доле моряков в исполнении слаженного мужского хора.
Старинный русский кант «Боре море раздымает»
Фольклорные жанры в классической музыке
Для профессиональных композиторов народная музыка всегда была источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев – излюбленный художественный приём композиторов-классиков.
Алмаз, огранённый в бриллиант
Фольклорные жанры в музыке русских композиторов-классиков воспринимаются, как естественная и неотъемлемая её часть, как её достояние. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов и воплотив её живой облик в своих произведениях.
Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней изливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни диатонична, оснащена богатейшими распевами.
Песня Любаши из оперы “Царская невеста”
C легкой руки М.И Глинки, увлеклись ориентальным (восточным) фольклором многие русские композиторы: А.П. Бородин и М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.
Романс “Не пой, красавица, при мне”
Знаменитая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на основе одноимённого кабардинского народного танца. Буйный ритм неистовой мужской пляски сочетается в этом произведении с певучей, томной темой – она татарского происхождения.
Восточная фантазия для фортепиано “Исламей”
Жанровый калейдоскоп
Фольклорные жанры в музыке западноевропейских композиторов – весьма распространённое художественное явление. Старинные танцы – ригодон, гавот, сарабанда, чакона, бурре, гальярда и другие народные песни – от колыбельных до застольных, частые гости на страницах музыкальных сочинений выдающихся композиторов. Вышедший из народной среды грациозный французский танец менуэт, стал одним из любимых у европейской знати, а, спустя некоторое время, его включают профессиональные композиторы в качестве одной из частей инструментальной сюиты (XVII век). У венских классиков этот танец занял почетное место третьей части сонатно-симфонического цикла (XVIII век).
Хороводный народный танец фарандола родился на юге Франции. Держась за руки, двигаясь цепочкой, исполнители фарандолы образуют различные фигуры под аккомпанемент весёлого тамбурина и нежной флейты. Зажигательная фарандола звучит в симфонической сюите Ж. Бизе «Арлезианка» сразу после маршевого вступления, которое основано также на подлинном древнем напеве – рождественской песне «Марш трёх королей».
Фарандола из музыки к “Арлезианке”
Ритуальный танец огня из балета «Любовь – волшебница»
Блюз, зародившийся в конце XIX века на Юго-востоке США, стал одним из выдающихся явлений афроамериканской культуры. Он сложился, как сплав негритянских трудовых песен и спиричуэлс. Блюзовые песни американских негров выражали тоску об утраченном счастье. Классическому блюзу свойственны: импровизационность, полиритмия, синкопированные ритмы, понижение ступеней мажора (III, V, VII). Создавая «Рапсодию в стиле блюз», американский композитор Джордж Гершвин стремился к созданию музыкального стиля, который бы объединил классическую музыку и джаз. Этот своеобразный художественный эксперимент блестяще удался композитору.
Рапсодия в блюзовых тонах
Отрадно заметить, что любовь к фольклорному жанру не иссякла в музыкальной классике и сегодня. «Перезвоны» В. Гаврилина – ярчайшее этому подтверждение. Это потрясающее произведение, в котором – вся Россия – не нуждается в комментариях!
Симфония-действо “Перезвоны”
Музыкальный фольклор
История термина «фольклор». Различие музыкального фольклора от профессиональной музыки. Его типы и жанры. Мотивы народных песен в произведениях русских композиторов. Песни, связанные с календарём, с событиями в семейной жизни, будней и праздников.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.12.2013 |
Размер файла | 18,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Фольклор это чаще всего именно устное народное творчество. В его произведениях воплотился весь народный опыт и его мировоззрение. Из поколения в поколение передавались нравственные традиции и идеалы.
В произведениях русских композиторов мы часто слышим мотивы народных песен. Вся русская музыка пропитана интонациями, оборотами и напевами, взятыми из родного фольклора. Это и создает отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Русский музыкальный фольклор можно разделить на три типа:
2. Инструментальный (наигрыши)
3. Вокально- инструментальный ( игорные песни, хороводы)
1. Песни, связанные с календарём, календарными праздниками и обрядами.
музыкальный фольклор песня
Ужъ я золото хороню, Чисто серебро хороню, Я у батюшки въ терему, Я у матушки въ высокомъ. Гадай, гадай, д?вица, Отгадай, красавица, ты не буд?ш гадать Зм?иная крылица!
2. Песни, связанные с событиями в семейной жизни (рождение ребёнка, колыбельные, величальные, детские игровые хороводы, свадебные и т.д.).
Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли
Бояре, вы зачем пришли, молодые, вы зачем пришли
Бояре, мы невесть выбирать, молодые,мы невест выбирать
Бояре, вам какая мила, молодые, вам какая мила…
3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, небылицы, баллады.).
Баллада. Сумская область.
4. Лирические песни (протяжные песни, «страдания», городские песни.).
Черный ворон воду пил
Черный ворон воду пил
Не наяпившись, да воязмутил…
5. Песни будней и праздников (балаганные песни, частушки и шуточные.).
На горе стоял Шамиль
За свободу, за народ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Историческая справка села Подлесная Тавла Кочкуровского района. Музыкальный фольклор, жанровые особенности и исполнительские формы традиционной народной песни. Вопросы исторической трансформации бытования народного фольклора в последние десятилетия.
курсовая работа [34,6 K], добавлен 20.12.2009
Музыкальный жанр как исторически сложившийся тип произведения в единстве его формы и содержания. Основные жанры в современной музыке. Сущность электронной музыки, поп-жанра, рок-музыки, рэпа. Новые жанры XXI в. Самые необычные музыкальные инструменты.
курсовая работа [69,0 K], добавлен 20.12.2017
Колокольные звоны как органичная часть музыкального стиля и драматургии произведений русских и советских композиторов в различных жанрах. Колокольная музыка как вид народного творчества. Использование колоколов и колокольчиков в повседневной жизни.
реферат [9,1 K], добавлен 30.09.2013
Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.
курсовая работа [224,4 K], добавлен 20.12.2009
Проблема развития музыкальных способностей в психолого-педагогическом аспекте. Исторический анализ значимости фольклора в развитии мелодического восприятия. Развития звуковысотного слуха и чувства лада, ритма и чувства музыкальной формы у школьников.
дипломная работа [330,5 K], добавлен 06.06.2015