что такое физтех школа
Физтех-школы
Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий (ФРКТ)
Директор Физтех-школы: Гаврилов Дмитрий Александрович
Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий готовит специалистов в области инфокоммуникационных и вычислительных систем и технологий, беспроводной связи, радиолокации и информационной безопасности. Помимо базовых дисциплин, таких как физика и математика, в программе делается акцент на обучение инженерии, радиоэлектронике, Computer Science и управлению технически сложными системами. Фундаментальная, но вместе с тем практически направленная подготовка в Физтех-школе радиотехники и компьютерных технологий — это ценный капитал и прочная основа для дальнейшей успешной самореализации выпускников.
Директор Физтех-школы: Рогачев Андрей Вячеславович
Продолжая традиции факультетов общей и прикладной физики (ФОПФ) и проблем физики и энергетики (ФПФЭ), Физтех-школа физики и исследований им. Ландау (ЛФИ, до 2019 года — Физтех-школа фундаментальной и прикладной физики) готовит специалистов, способных совершать научные открытия на самых передовых рубежах физики и наукоемких технологий.
Научная работа студентов и аспирантов проходит под руководством ведущих профессоров — это основной критерий успешности всего цикла подготовки специалистов, востребованных в ведущих научных центрах в России и за рубежом. Исследовательские работы выпускников ЛФИ посвящены физическим закономерностям в области квантовых компьютеров и нанофизики, происхождению и строению материи, Вселенной и сил природы.
Физтех-школа аэрокосмических технологий (ФАКТ)
Физтех-школа аэрокосмических технологий ведет подготовку специалистов в области авиации и космонавтики на базе головных предприятий отрасли России и учреждений РАН. ФАКТ участвует в реализации крупнейших наукоемких национальных программ, определяющих оборонный и промышленный потенциал страны на ближайшие десятилетия.
Учебные программы, объединяющие фундаментальное образование и уникальный опыт работы в прикладных проектах с передовыми технологиями, гарантируют выпускникам Физтех-школы аэрокосмических технологий востребованность и профессиональный рост как в научно-производственных компаниях мирового уровня, так и в ведущих научных центрах по широкому спектру направлений.
Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики (ФЭФМ)
Физтех-школа электроники, фотоники и молекулярной физики готовит специалистов мирового уровня для приоритетных направлений технологического развития общества в сферах перспективной электроники и фотоники, альтернативной энергетики, уникальных материалов с заданными свойствами, аддитивных и нанотехнологий, определяющих то, каким будет выглядеть мир завтра. При всей широте спектра ключевых технологий будущего научная основа их функционирования была и остается единой. Именно на нее традиционно ориентирована образовательная миссия Физтех-школы электроники, фотоники и молекулярной физики. Фундаментальная научная подготовка и учебная практика проведения прикладных исследований обеспечивают студентов возможностью реализовать свои таланты как в сфере науки, так и в лидирующих технологических компаниях по всему миру.
Физтех-школа прикладной математики и инфо рматики (ФПМИ)
Физтех-школа прикладной математики и информатики создана с целью объединить направления в области математики, информатики и их приложений. В ее структуру интегрированы факультет инноваций и высоких технологий (ФИВТ) и факультет управления и прикладной математики (ФУПМ). Взаимодействие факультетов осуществляется в рамках уникальной физтеховской традиции базовых кафедр, среди которых ведущие научно-исследовательские институты и ИТ-компании, а также на площадках современных лабораторий, имеющих множество научных и индустриальных партнеров по всему миру.
Благодаря сочетанию науки и индустрии студенты получают качественное образование и применяют полученные знания в актуальных исследовательских задачах.
Физтех-школа биологической и медицинской физики (ФБМФ)
Физтех-школа биологической и медицинской физики дает мультидисциплинарную подготовку специалистов, обладающих знаниями в областях физики, математики, информатики, химии и биологии, а также специальными знаниями в сфере биотехнологий, включая био- и хемоинформатику, а также омикс-технологии.
Программы разрабатываются с участием академических институтов, фармацевтических и биотехнологических компаний и носят преимущественно прикладной характер. Образовательный процесс предполагает подготовку студентов к ведению проектной инновационной деятельности для развития бизнеса. Выпускники ФБМФ обладают большой свободой выбора карьеры и успешного профессионального развития.
Инстит ут нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуман итарных наук и технологий (ИНБИКСТ)
Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий (ИНБИКСТ) готовит междисциплинарно образованных специалистов, ориентированных на решение задач в области природоподобных технологий на стыке наук.
Научной и учебной базой для ИНБИКСТ является Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», в котором созданы уникальные научные лаборатории с самым современным оборудованием, включая МЕГА-установки мирового класса, работают высококвалифицированные ученые и специалисты, участвующие в глобальных международных научных проектах. Коллаборация с Курчатовским институтом гарантирует высокий уровень подготовки студентов и актуальные темы НИР.
Физтех-школа бизнеса высоких технологий (ФБВТ)
Директор Физтех-школы бизнеса высоких технологий: Сигова Мария Викторовна
Физтех-школа бизнеса высоких технологий МФТИ ведет междисциплинарную подготовку специалистов, обладающих техническими, экономическими и управленческими компетенциями, способных комбинировать их для реализации сложных технологических проектов, обладающих навыками создания собственных бизнес-проектов и их развития внутри различных экосистем.
Программы построены с учетом наиболее актуальных трендов в мировой образовательной практике и реализуются в сотрудничестве со СберУниверситетом и с другими Физтех-школами, лабораториями, стартап-студиями базовых кафедр МФТИ и индустриальными партнерами. Все это позволяет студентам получить профессиональные исследовательские компетенции при бизнес-подходе. Образовательные процессы построены по принципу гибкости на всех этапах освоения программ Бизнес-школы.
Телефоны Физтех-школ МФТИ указаны в телефонном справочнике.
О Физтех-школе
Уважаемые посетители, мы рады приветствовать Вас в одном из лучших технических вузов России – Московском физико-техническом институте, выпускающем выдающихся ученых, Нобелевских лауреатов и успешных бизнесменов. Физтех – прекрасный выбор для целеустремленного человека, сочетающего в себе способности к точным наукам и творческий подход.
Образование в нашей Физтех-школе отвечает современным тенденциям развития одного из самых актуальных направлений развития науки – биомедицины.
ХХI век называют веком «живых систем», так как именно в этих областях происходит бурная технологизация знаний во всем мире, связанная с успехами в расшифровке генома человека и микроорганизмов. Самой большой областью применения новых технологий является медицина. Именно поэтому во всем мире все больше и больше востребованы специалисты, которые наряду с сильными естественно научными знаниями, которые дает физика, биология и химия, обладают медицинскими знаниями и могут работать на стыке этих наук. На подготовку таких специалистов нацелен факультет биологической и медицинской физики.
А.В. Мелерзанов, заместитель директора
по постдипломному образованию и
международному сотрудничеству ФБМФ
Наши координаты
Copyright
Дизайн, рисунки и информационное наполнение, представленные на сайте ФБМФ МФТИ, являются интеллектуальной собственностью сотрудников и студентов факультета или физических и юридических лиц, чьи фамилии и названия указываются рядом с материалом. При использовании материалов в некоммерческих целях ссылка на сайт ФБМФ МФТИ обязательна. Использование материалов сайта с целью извлечения материальной или иной выгоды без письменного согласия деканата ФБМФ запрещено.
Администраторы сайта относятся с уважением к интеллектуальной собственности других лиц и надеются на взаимное понимание.
Как устроена учёба студентов Физтеха: одиннадцать факультетов и шесть школ
На Физтехе началась приёмная кампания. В этом году абитуриенты впервые будут подавать документы не на привычные всем факультеты, а в Физтех-школы. Рассказываем, в чём принципиальное отличие набора этого года от привычной приёмной кампании, чему учат в МФТИ и как сюда поступить.
Нельзя просто так взять и рассказать об образовании в МФТИ, не упомянув «Систему Физтеха». Так называют принцип обучения, по которому до сих пор работает институт. Систему предложил академик Капица, по инициативе которого на базе Физико-технического факультета МГУ (ФТФ МГУ) и был создан Физтех.
Основная идея Системы заключается в том, что научить заниматься наукой может только практикующий учёный. Поэтому, начиная со второго-третьего курса, студенты Физтеха слушают лекции, участвуют в семинарах и выполняют лабораторные работы не только в стенах самого МФТИ, но и в реальных исследовательских центрах.
Там же под руководством крупных научных деятелей, именитых академиков и прочих светил науки студенты старших курсов участвуют в настоящих исследованиях, результаты которых становятся основой их будущих дипломных работ. Такие партнёрские НИИ и КБ называют базовыми организациями или сокращённо — базами. В последние годы научные лаборатории стали открываться и внутри кампуса — сейчас их уже больше 40, и принципы, заложенные в Систему Физтеха, остаются непреложными.
Как устроен Физтех
Изначально в вузе было четыре факультета: по основным направлениям развития физики и технологий на момент образования института. За 70 лет существования МФТИ число факультетов и их направленность несколько раз менялись, дополнялись и всячески эволюционировали.
В мире менялся фокус развития научных исследований, и на Физтехе, вслед за этим, образовывались новые факультеты. Какие-то разрастались и делились на несколько.
Сейчас в вузе есть 11 факультетов. Они выполняют функцию администрирования: именно деканаты непосредственно следят за успеваемостью студентов, общаются с ними, разрешают проблемные ситуации.
Исторически так сложилось, что администрация факультета не занимается научной деятельностью студентов, а скорее «прикрывает тылы» будущих учёных. Деканаты работают для того, чтобы студенты испытывали как можно меньше бытовых и бюрократических неудобств, связанных с утверждением учебных планов, расписанием, ведомостями, занятиями на базах, общежитием.
При описанном подходе научной деятельностью студентов занимаются чаще всего научные руководители и, возможно, заведующий кафедрой. Такой подход хорош, когда речь идёт о подготовке специалистов в узких областях. И не очень практичен, когда дело доходит до необходимости вырастить современного учёного — практика, способного работать с коллегами из смежных и родственных сфер, выступать экспертом по своей узкой специальности во время комплексных исследований.
В 2016 году были созданы Физтех-школы, которые решили эту проблему. Каждая из них объединяет несколько факультетов, чтобы студенты близких областей могли учиться вместе, обмениваться знаниями и опытом. Руководителями Школ стали российские учёные, которые хорошо знакомы с исследовательским процессом и имеют реальный опыт руководства крупными научными проектами. Руководство Школы становится ещё одним наставником будущего учёного и поставщиком альтернативного мнения в вопросах построения карьеры и исследований.
Почему будущих учёных учат в школах
Сама идея Физтех-школ, описанная выше, многим покажется разумной. Диссонанс вызывает название «Школа», которое на фоне статуса такого университета может показаться несёрьезным.
С точки зрения мирового университетского сообщества, «Физтех-школа» или «Phystech-school» звучит разумно и уместно. Школами называют, например, аналогичные подразделения в Гарвардском университете, Массачусетском технологическом институте и других лучших университетах с большой историей. Там школа представляет достаточно независимую часть университета, её студенты изучают разные области одной и той же науки. Например в Гарварде существуют Школа инженерных и прикладных наук, Медицинская школа, Школа права и другие.
В России есть несколько профильных вузов, в названии которых фигурирует слово «школа». Например, молодой, но успешный вуз — Высшая школа экономики, престижная Британская высшая школа дизайна.
Для тех, кого приведённая выше аргументация в пользу названия «Физтех-школа» убедила не до конца, напомним, что МФТИ был создан как «пилотный» проект Высшей физико-технической школы СССР. Для иностранных экспертов такое название тоже кажется привычным и понятным.
Какие физтех-школы есть сегодня
На данный момент в МФТИ студентов учат в шести Физтех-школах. Они составлены из всем знакомых факультетов, чтобы объединить самые близкие из них по направлениям исследований.
Физтех-школа радиотехники и компьютерных технологий создана на базе Факультета радиотехники и кибернетики, где готовят специалистов по информационным технологиям, computer science, hardware-разработчиков, востребованных в компаниях мирового уровня (например, в Intel).
Физтех-школа прикладной математики и информатики объединила Факультет управления и прикладной математики и Факультет инноваций и высоких технологий. На них учатся будущие специалисты по вычислительной математики, программированию, моделированию и управлению технологическими проектами. Они проходят подготовку по уникальным программам, разработанным совместно с компаниями-лидерами рынка: Яндекс, Acronis, Parallels, РВК.
Фундаментальными исследованиями в области физики элементарных частиц, энергетики, физики космоса и климата занимаются студенты Физтех-школы фундаментальной и прикладной физики, в состав которой вошёл факультет с традиционно самым высоким проходным баллом — ФОПФ, а также Факультет проблем физики и энергетики. Здесь сохранилась школа физиков-теоретиков Ландау, и студенты некоторых кафедр до сих пор сдают теорминимум выдающегося учёного.
Много задач — от межзвездной плазмы до электроники и биомолекул — изучают в Физтех-школе электроники, фотоники и молекулярной физики, в которую объединили Факультеты молекулярной и химической физики и физической и квантовой электроники.
Будущие геофизики, аэродинамики, проектировщики космических летательных аппаратов, специалисты по физике атмосфер других планет и добыче полезных ископаемых учатся в Физтех-школе аэрокосмических технологий, организоваонной из Факультета аэрофизики и космических исследований и Факультета аэромеханики и летательной техники. Они проектируют самолёты и искусственные спутники в РКК «Энергия» и ЦАГИ, рассчитывают оборудование для добычи полезных ископаемых для «Роснефти» и «Газпрома».
Междисциплинарно подготовленных специалистов области биофизики, биоинформатики и когнитивных технологий готовят в Физтех-школе биологической и медицинской физики. Она образована из Факультета нано-, био- и когнитивных технологий и Факультета биологической и медицинской физики, где проходят подготовку новые поколения нейрофизиков, инженеров человеческих тканей и разработчиков медицинского оборудования.
Понятно, что при таком многообразии абитуриенту сложно выбрать будущую специальность. Именно поэтому в концепцию Физтех-школ заложена возможность смены базовой кафедры во время обучения. Эта процедура не вызовет особых проблем с учёбой и не приведёт к необходимости досдавать большое количество предметов на младших курсах, поскольку учебные программы на разных кафедрах внутри одного факультета и одной Школы отличаются не сильно.
Кроме того, в процессе поступления на Физтех будущего студента ждёт собеседование с представителями всех базовых кафедр того факультета в составе Школы, на который он подаст документы. Очная встреча с профессорами не только позволяет познакомиться с будущим студентом и проверить его знания, но и даёт возможность подсказать поступающему, на какой базовой кафедре или в какой Физтех-школе изучают самые близкие абитуриенту области науки.
Я хочу поступить в МФТИ, где мне узнать детали?
Любую информацию по поступлению можно найти на сайте приёмной комиссии МФТИ.
Мне понравилась идея со Школами, где можно узнать о них подробнее?
На сайте МФТИ вышла целая серия интервью с директорами Школ, в них есть все детали.
Кто такой академик Капица?
Это один из отцов-основателей МФТИ, а ещё крупный учёный и лауреат Нобелевской премии по физике. Вообще Физтех был основан четырьмя научными деятелями первой половины ХХ века: Петром Капицей, Львом Ландау, Николаем Семёновым и Сергеем Христиановичем.
Мне ещё рано поступать, но я уже хочу познакомиться с направлениями исследования поближе. Что мне делать?
У нас есть открытый лекторий — Физтех.Читалка. Приходите по четвергам вечером и узнавайте новое про современные исследования и научные разработки.
Объединение факультетов в физтех-школы
В течение последнего полугода в физтеховской среде обсуждается грядущая масштабная административная реформа: факультеты МФТИ будут преобразованы в школы. Поток попробовал разобраться в том, как сильно эти нововведения изменят институт и что в итоге станет с факультетами.
Ректор МФТИ Николай Кудрявцев на протяжении последних нескольких лет неоднократно выступал с идеей создания специализированных школ по направлениям. По его словам структура Физтеха с факультетами и базовыми кафедрами нуждается в консолидации по направлениям и темам обучения, а в самом институте необходимо развивать научную базу: количество научных работ, выполненных внутри МФТИ, должно увеличиваться. Ректор подчеркнул, что изменения не противоречат действующей системе и будут надстроены поверх нее.
Об этом он рассказывал, например, на III Ежегодной конференции выпускников 28 ноября 2015 года.
На настоящий момент у нас 11 факультетов, и мы ощущаем необходимость определенной консолидации в образовательном цикле. Поэтому мы идем по пути создания школ.
Также о предстоящем создании школ ректор говорил на встрече со студентами в апреле 2016 года.
5 августа 2016 года на сайте МФТИ опубликован приказ ректора о создании физтех-школ, в котором перечислен их список:
В беседе с редакцией Потока и.о. директора ФФПФ Валерий Киселев подчеркнул, что речь идет не об объединении, а о сотрудничестве между факультетами в образовательной среде. По его словам, образование школ позволит расширить спектр доступных для студентов специализаций, базовых кафедр и научных руководителей, и при этом оставит возможность факультетам сохранить свою специфику.
Согласно приказу ректора представители школ и факультетов должны были подготовить планы развития и другие документы к 1 октября. На текущий момент никаких официальных документов на сайте института не опубликовано. Источник, близкий к администрации института, на условиях анонимности согласился ответить на несколько вопросов редакции.
Тема объединения факультетов в школы на слуху уже некоторое времени, что стало причиной для начала преобразований?
Одной из причин может быть приближающееся заседание международного совета МФТИ. На нем будут рассмотрены достижения и реформы, которые были проведены с момента последнего собрания. В частности, крупная административная реформа по созданию школ по образцу западных университетов могла бы стать неплохим показателем успеха для администрации.
Стоит отметить, что формирование школ предполагает большое количество изменений, которые не устраивали сотрудников вуза и внешних людей, причастных к его судьбе. Возможно, именно сейчас удалось достичь компромисса со всеми заинтересованным лицами.
Насколько сильно эти изменения повлияют на жизнь института?
Значительно. Поступление на Физтех теперь будет вестись по школам — приема на факультеты в 2017 году уже не будет (подробнее о наборе в бакалавриат в 2017 году можно почитать на сайте приемной комиссии — прим. Потока). Весьма вероятно, что уже на ближайшем Дне открытых дверей в январе вместо 11 стендов факультетов будет 6 стендов школ.
Направления набора в 2017 году. Вместо факультетов представлены школы.
Что касается студентов, то с одной стороны произошло изменение текущей административной модели управления, поступления и распределения студентов, и сейчас можно утверждать, что формально факультеты полностью упразднены.
С другой стороны все понимают, что такой глобальный процесс нельзя завершить в один момент. В частности, студенты, набранные до 2016 года, будут учиться и жить по-прежнему, будучи распределёнными по «факультетскому принципу». Многие моменты, связанные с административной деятельностью, например распределение по кафедрам, будут сохранены.
Сейчас студенты могут переводиться с одного факультета на другой, как изменится этот процесс?
Переводы между факультетами происходят при наложении ряда условий, в том числе при сдаче академической разницы. Создание школ позволит не только упростить процедуру перехода — внутри одной школы разница будет меньше — но и позволит студенту более гибко формировать свою собственную программу обучения внутри школы, производить набор желаемых курсов и предметов.
В приказе о создании школы перечислены и.о. директоров школ. Их будет назначать ректор? Как ученый совет МФТИ отреагировал на то, что его лишают возможности выбора руководителя?
Да, функция назначения руководителей школ передана от Ученого совета ректору. Некоторые члены совета института, а также члены советов факультетов высказали беспокойство по поводу этого решения. Часть из них — в том числе, по всей видимости, бывший декан ФОПФ Михаил Трунин — настолько не согласны с такой постановкой вопроса, что предпочли продолжить свою работу в других организациях (имеется в виду недавно открывшийся физический факультет НИУ ВШЭ — прим. Потока).
Стоит отметить, что у Ученого совета МФТИ по-прежнему остаётся существенное влияние на значимые процессы и право голоса по ключевым вопросам, поэтому говорить о том, что возможности этого органа существенно уменьшились не вполне корректно.
UPD: согласно последней полученной информации, директора школ будут выборными должностями. Ректором были назначены исполняющие обязанности. Как только будет сформирован международный совет этих школ, пройдут выборы директоров.
Как будет организовано финансирование школ?
Основное финансирование, выделение средств, приходит «на институт». Внутренние процессы распределения средств не будут существенно усложнены и отличаться от текущих. Работа над реорганизацией финансирования уже ведется: в частности, факультеты лишились остатков своих денежных фондов на культурно-массовые и спортивные мероприятия, в ближайшее время планируется в каком-то другом виде эти деньги вернуть. Материальная помощь для студентов будет распределяться внутри школ по тем же правилам, что и на факультетах.
Что произойдет со студенческими советами факультетов и профкомом студентов?
Формат деятельности общественных организаций и органов самоуправления никак не формализован: это остается внутренним вопросом сообщества. Студсоветам объединенных факультетов предстоит проработать дальнейшую систему работы, и на всех институтских решениях от них будет требоваться один общий голос. Внутри школ работа студенческих советов будет организована индивидуально.
Свои комментарии дали и представители Профкома студентов, которые пытались разобраться в вопросе еще в сентябре, и Молодежного комитета института.
Принятых решений по поводу изменений в Профкоме студентов нет, но скорее всего адаптация профкома произойдёт после всех изменений и полного упразднения факультетов, если такое действительно произойдёт. Формально мы можем не менять нашу структуру, поскольку профорг факультета представляет группу студентов, которая его избрала и в этом смысле все профорги останутся легитимными даже если факультет как сущность полностью упразднится и останутся только школы. То есть в школе, являющейся объединением двух факультетов, один профорг будет отвечать за одну часть студентов, другой — за другую.
Председатель профком студентов Тагир Гадельшин
Введение системы школ взамен факультетов пока что сложно оценить положительно или отрицательно. С одной стороны, уже сейчас ощущается дискомфорт в связи с кадровыми перестановками [в институте], неопределенностью в наборе первокурсников на следующий год (это особенно остро ощущается в преддверии Дня открытых дверей) и многими другими вопросами. Есть вероятность, что никто сейчас не видит итоговую картину, что и как будет работать. Но есть и другая сторона вопроса, это данные изначально обещания по улучшению учебного процесса в рамках школ. Главным новшеством должна стать возможность составлять собственный набор изучаемых предметов (такая система реализована во многих ведущих вузах мира). Если такая система реализуется — Физтех может приобрести большой импульс развития, при обратном исходе введение школ не будет под собой иметь значительных выгод. Остаётся верить в лучшее и ждать перемен, которые уже совсем близко.
И.о. председателя МКИ Шамиль Мусин
Также на эту тему мы пообщались с профессором МФТИ, заместителем директора Института теоретической физики имени Л. Д. Ландау Михаилом Викторовичем Фейгельманом.
Что вы думаете о создании физтех-школ?
Я думаю, что это административная возня, которая мало продумана с точки зрения существа дела. С одной стороны, это довольно существенная административная реконструкция системы обучения. И, казалось бы, надо ожидать, что перед тем, как ее начинать, нужно представить какой-то план действий: что мы имеем сейчас, а что и почему мы хотим иметь в результате этих трансформаций. Должно быть внятное описание и процесса, и результата, к которому хочется прийти. Этого же ничего нет, этого никто никогда не видел. Не знаю, может у них там где-то и есть, но это никогда не было представлено, во всяком случае даже на уровне деканов, насколько я знаю. Неизвестно, что делается. Решения такого рода, которые принимаются на основании устных речей, это, в общем, похоже на безумие.
И никакого обсуждения с кафедрами и преподавателями?
Да с какими уж там преподавателями, вообще никакого [обсуждения], насколько я понимаю, не было. Что происходит внутри ректората я не знаю, но на более широком, так сказать, профессорском уровне не было никаких обсуждений. Нам об этом неизвестно ровным счетом ничего.
Как давно об этом стали говорить?
Разговоры уже идут года два по крайней мере. Я уж не помню точно. Началось с того, что было заявлено, что мы сейчас организуем школу живых систем или что-то в этом роде.
А кто руководителем был в школе живых систем?
Там руководители сменялись не раз. Я не знаю, кто там сейчас. Первым руководителем этой школы был назначен член-корреспондент Владимир Разумов из Института проблема химической физики в Черноголовке. Для этого было серьезнейшее основание, чтобы его назначить на эту должность. Он только перед этим ушел с поста мэра Черноголовки, который некоторое время занимал. Вот Кудрявцев и назначил его руководителем Школы живых систем. Вдобавок никто не знал, что это такое, как оно должно работать, из чего оно состоит. Потом через некоторое время выяснилось: что-то ничего не происходит со Школой живых систем, вот что-то оно не взлетело. Дальше там кого-то другого назначали, я уж не помню кого. Но, в общем, честно говоря, последний год я не следил за всей этой историей, не знаю, появились ли какие-нибудь описанные на бумаге планы создания этих школ или так их и нет, но по состоянию на год назад их не было.
Как вы думаете, какие вообще могут быть причины у этих преобразований? О чем может думать Николай Кудрявцев, вводя эти школы?
Я не знаю, я не могу залезть к нему в голову и могу лишь предполагать. К примеру, вот имеется факультет, на нем имеется некоторая совокупность базовых кафедр. Допустим, ректор догадывается, или знает, что заметная часть этих базовых кафедр, так скажем, не очень эффективно работает. Такое вполне возможно. На разных факультетах это может быть разная часть. Казалось бы, что надо сделать руководителю, который хочет добиться реального результата? Ему нужно не торопясь устроить процесс реальной оценки того, что где происходит. Причем оценки силами некоторого внешнего по отношению к МФТИ научного сообщества. Понятно, что исключительно внутренними средствами — по «методике барона Мюнхгаузена» — не сработает, сам себя из болота не вытащишь. Нужны более-менее надежные оценки профессионалов, которые смотрят на происходящее несколько со стороны, сами не слишком заинтересованные в том или ином решении.
Ситуация не новая, она многократно повторяется в разных местах. Известно, как это надо сделать. Мировая практика показывает, что надо получить внешние профессиональные оценки, как на самом деле обстоит дело, и потом на основании этих оценок принимать какие-то решения. Это то, что говорилось Кудрявцеву, по крайней мере лично мною, несколько раз в течение нескольких лет, и лично, и публично. Ответ был всегда один и тот же: этого не будет. Или вообще никакого ответа не было. Почему так? Одна из причин состоит в том, что этот процесс, не столько даже проведения оценки, сколько принятия после нее каких-то решений, неизбежно довольно конфликтный. Кто-то пострадает, кто-то лишится своих мест, а там что ни начальник, то какой-нибудь крупный чин с лампасами, со званиями. В общем, с одной стороны понятно, что провести что-то такое надо, а с другой — страшно очень. Скандал будет, влиятельные люди обидятся.
Можно ли сказать, что это попытка ограничить автономию факультетов? В прошлом году были темные моменты с выборами деканов, а теперь все гораздо проще — ректор просто назначает директора школы.
Так дело в том, что в тех условиях формирования Ученого совета МФТИ, какие в последнее время сложились, это же, фактически, почти одно и то же. Конечно, есть отличие в том, что либо происходит какая-то публичная суета, имеющая внешние признаки выборов, либо она вообще не происходит. Но результат-то всегда один и тот же: кого ректор захотел, того и поставил.
Я бы сказал про другое. В чем, с точки зрения общей бюрократической логики, может быть смысл устройства этих самых школ? Вот смотрите, идет игра в шахматы. Возникла какая-то затруднительная позиция. Нету никакого очевидного перевеса сил. Такая сложная позиционная игра, в которую надо играть долго и мучительно. Какой есть вариант у одного из игроков? Да просто доску перевернуть. Кончилась игра, потому что перевернули доску. А сейчас мы устроим новую доску, на ней играть будем по новым правилам. Теперь я не должен с каждым Иван Иванычем разбираться и выяснять, он работает хорошо или плохо, а у него звезды и лампасы, а просто я вот новую такую доску устрою, на которой все правила игры будут другие. Может быть, предполагается, что тогда станет проще разбираться. Тоже в некотором роде попытка начать, если можно так выразиться, с чистого листа. Но в чем план действий состоит – этого никто из нас не знает. И даже неизвестно, есть ли он вообще.
Активно высказываются на тему реформы представители альтернативного профсоюза сотрудников МФТИ «Университетская солидарность». 15 июня в газете Коммерсант вышла статья, о том, что часть сотрудников Физтеха недовольна предстоящими изменениями. В материале приведен комментарий проректора по научной работе и стратегическому развитию Тагира Аушева.
В свою очередь, проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев заявил “Ъ”, что реформа «находится на стадии разработки», поэтому «говорить о каких-то конкретных изменениях пока рано». По его словам, за последние десять лет Физтех сильно увеличился в размерах: стало больше студентов, к образованию добавились серьезные научные исследования. «Мы готовимся к так называемой болезни роста, когда системой все труднее будет управлять централизованно»,— пояснил господин Аушев. Ректорат хочет, чтобы в результате изменений «принятие решений стало доступнее на уровень ниже», подчеркнул он. «Один из ключевых элементов новой системы — максимальная открытость университета как для прихода новых сильных ученых и профессоров, так и в методах принятия решений,— сказал проректор.— Поэтому обсуждение новых форм управления проходит с вовлечением широкого круга заинтересованных сторон».
проректор по научной работе и стратегическому развитию Тагир Аушев
11 октября на сайте «Университетской солидарности» были опубликованы ответы на вопросы о школах, заданные ректору представителями профсоюза во время встречи для обсуждения реформы. В ответах упоминается возможное объединение одинаковых учебных курсов на факультетах в рамках одной школы, возможность создания Ученого совета школы в том числе для представления ректору кандидатуры директора и возможное преобразование кафедр в «департаменты».
31 октября члены профсоюза и преподаватели МФТИ Максим Балашов и Андроник Арутюнов опубликовали колонку в издании RusWeb, в которой они говорят о том как реформа повлияет на преподавателей института.
В институте появились школы, и будут возникать департаменты. Кафедры иностранного языка, химии и физкультуры уже стали департаментами. Сотрудники в них — не профессорско-преподавательский состав (ППС), у них должности методистов. На них не распространяются разные законы о ППС, все отдается на откуп начальству. Перспективы этих реформ не ясны. Кроме того, все это делается, чтобы повысить управляемость. Начальники школ и департаментов будут избираться только ректором, в отличие от начальников факультета и кафедры, которые избираются коллегиальным органом, ученым советом. Это очень плохо с точки зрения академической свободы. Это общая тенденция во многих российских вузах: эксперты, ученые и преподаватели отстраняются от принятия принципиальных решений. При этом я хочу напомнить, что ректор МФТИ не избирается преподавателями, а избирается Министерством образования.
профессор кафедры высшей математики МФТИ Максим Балашов
В изначальном текста материала и.о директора ФАКТ Александр Родин был назван заместителем заведующего кафедрой космической физики МФТИ, что не соответствует действительности. Редакция приносит извинения своим читателям.