что такое финансы простыми словами в экономике

Финансы

Деньги, которые получает, копит и использует государство, компания или гражданин

Финансы — это все деньги, которые принадлежат государству, бизнесу или физическим лицам, находятся в постоянном обращении и приумножаются.

Рассказываем, какие бывают финансы, какие функции они выполняют и как их оценивать.

Что такое финансовая система

Финансовая система — это движение вообще всех денег в мире: между государственными и региональными бюджетами, внебюджетными фондами, компаниями и физлицами.

Государственный бюджет. Его иногда называют федеральным бюджетом или бюджетным фондом. Это годовой план сбора и использования денег для нужд страны. На средства госбюджета содержат армию, строят больницы и школы. Госбюджет помогает грамотно распределять финансы, обеспечивать социальные нужды населения, контролировать прибыль от производства товаров и услуг на территории страны.

Региональные и муниципальные бюджеты. Это финансы субъектов государства. Часть из них поступает в государственный бюджет, а другая используется на нужды регионов и городов.

Внебюджетные фонды. Их формируют из обязательных страховых взносов, которые платят юрлица и физлица.

Они имеют целевое назначение: например, обеспечение населения медицинскими и социальными услугами. Внебюджетные фонды в России — это пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы предприятий. Это деньги юрлиц, которые они получают в результате продажи товаров или услуг. Финансы предприятий — основной источник доходов государства, поэтому от их состояния зависит общее финансовое положение страны.

Финансы населения. Это деньги граждан, которыми оплачивают покупки, платят налоги и обязательные страховые взносы.

Чтобы не было кризисов, важно сохранять баланс между бюджетами всех уровней, поэтому основные функции финансов — накопление и распределение.

Какие финансы бывают

Есть три вида финансов по форме собственности: государственные, корпоративные, общественные и личные.

Государственные. Это деньги государственных фондов и бюджетов разных уровней: федеральных, муниципальных и региональных. Госфинансы состоят из бюджета страны, золотовалютных запасов, госкредитов и страховых отчислений.

Корпоративные. Это все деньги компании: выручка, прибыль, инвестиции и накопления, а еще имущество, которое можно оценить в денежном эквиваленте. Основная функция корпоративных финансов — покрытие расходов бизнеса.

Общественные. Общественные финансы — понятие, которое объединяет деньги всех некоммерческих организаций: благотворительным фондам, политическим партиям и другим общественным объединениям. Их доходы складываются из взносов, вкладов и даров.

Личные. Это деньги граждан, которые они получают в виде зарплаты, пенсии, стипендии или социальных пособий. Люди чаще живут семьями, поэтому личные финансы обычно называют финансами домохозяйств.

Управление финансами

Управление финансами — это перераспределение денег. Оно состоит из трех элементов:

Чтобы проанализировать движение денег, составляют отчеты. На их основании можно оценивать эффективность вложений, строить прогнозы и планы, куда направить деньги.

На государственном уровне этим занимаются правительство РФ, федеральное собрание и аппарат президента: они утверждают бюджет и принимают отчеты о целевом использовании средств.

На предприятии управлением финансами занимается финансовый менеджер. Он составляет годовые и квартальные планы, контролирует все денежные операции, анализирует доходы и расходы компании.

Физические лица тоже управляют личными финансами. Например, человек получает зарплату и должен распределить деньги на свои нужды: оплатить коммунальные услуги, внести ежемесячный платеж за кредит в банк, купить продукты.

Оценка финансов и составление прогнозов

Оценка финансов нужна для определения благополучия и перспективы развития государства или компании. Для этого используют аудит — анализ отчетной информации о доходах и расходах. Данные сравнивают по периодам, то есть проводят анализ в динамике.

Чтобы оценить перспективы распределения ресурсов и объема доходов, строят прогнозы.

Например, ООО «Искра» хочет открыть филиал в соседнем городе. Для этого нужно арендовать помещение и закупить оборудование. Общая сумма первичных расходов по прогнозам составит 4 млн рублей за первый квартал. Дальше филиал должен выйти в плюс и начать сам себя обеспечивать. Сейчас чистая прибыль компании — 5 млн рублей в месяц. Это значит, что «Искра» сможет открыть филиал и содержать его первое время, пока он не выйдет на окупаемость.

Есть три вида прогнозирования в зависимости от срока, на который делают предположения:

Например, Государственная дума сделала краткосрочный прогноз бюджета на 2022 год. По прогнозу доходная часть составит 20,6 трлн рублей, а расходная — 21,88 трлн рублей. Экономика должна вырасти на 3,4%.

Физлица тоже оценивают финансы. Для этого они сравнивают общую сумму доходов и обязательные расходы. Например, перед тем как брать ипотеку, семья рассчитывает, хватит ли ее постоянных доходов, чтобы покрывать ипотечный платеж и при этом обеспечивать себя всем необходимым: покупать продукты, оплачивать проезд, платить за жилье, одежду, развлечения и хобби.

Источник

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Источник

Финансы — что это такое, финансовые рынки и инвестиции

Слово «финансы» слышал каждый. Многие уверены, что это понятие означает просто деньги и всё. Но суть этого слова несколько глубже, чем деньги. В этой статье мы поговорим про функции финансов, рынки, услуги и инвестиции.

1. Что такое финансы простыми словами

Финансы могут принадлежать физическому лицу, бизнесу, государству. На бытовом уровне для каждого из нас финансы означают «денежные средства».

Есть множество и других определений. Например:

Глагол «финансировать» означает «снабжать деньгами».

В науке существует дисциплина «финансы», которая изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика.

Финансы можно разделить на два вида:

2. Функции финансов — цели и задачи

У финансов есть целый ряд важных функций, без которых никакая экономика бы не смогла работать.

В России ключевой орган управления финансами – «Министерство финансов» (Минфин). В его задачи входит:

3. Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги:

Дадим ещё определения, без которых обзор темы финансов был бы не полным.

Существуют следующие рынки:

4. Финансовые инвестиции

Экономика страны не сможет должным образом функционировать без денежных потоков, вливаний. Финансы — это средства для достижения блага. В этой главе мы рассмотрим варианты для инвестирования частного лица. Более подробно вопрос инвестиций рассмотрен в отдельной статьях:

Современный мир предлагает множество возможностей инвесторам для инвестирования. Есть гарантированные варианты с небольшим доходом и отсутствием риска. Есть более рискованные варианты, где можно как заработать, так и потерять. Инвестор самостоятельно выбирает подходящий рынок в зависимости от целей и склада ума.

Большинство составляют инвестиционные портфели, как один из самых логичных и здравых подходов к инвестированию. С одной стороны мы стремимся получать доход, который превзойдет инфляцию, но при этом не принимая большие риски. За счёт включения нескольких активов в портфель создаётся диверсификация риска (снижение риска отдельных компаний).

Итак, для частного лица хорошим вложениями денег являются:

Приобрести акции и облигации можно на Моковской фондовой бирже ММВБ. Для выхода на биржу необходимо открыть счёт у брокерской компании. Рекомендую всем следующих брокеров (сам работаю с ними):

Это лучшие брокеры для торговли на ММВБ, которые оказывают услуги большей половине всех трейдеров в России. У них самые низкие комиссии на торговлю, есть офисы по всей России, крупный сервис поддержки клиентов. Здесь можно покупать американские акции, следовать стратегиям профессионалов и прочее.

Торговать можно через мобильное приложение, которое предоставит брокер. Всё максимально удобно и прозрачно.

Рекомендую обратить внимание на следующие статьи, которые детально объясняют как выйти на биржу:

Главный недостаток ПИФов — они берут комиссию за управление независимо от дохода. Плюс к тому же, статистика показывает, что 95% фондов проигрывает обычному инвестированию в фондовые индексы.

С 2014 г. у российских инвесторов появились отличные возможности вложиться в ETF фонды, которые представляют из себя индексный фонд. Стоит такой биржевой фонд 1000-9000 рублей, что вполне доступно для рядовых инвесторов. У ETF есть комиссии, но она значительно ниже ПИФов и составляет до 0,9%. У некоторых комиссия ещё ниже (вплоть до 0,35%). В будущем комиссии будут снижаться ещё больше. Например, американские фонды ETF берут комиссию ниже 0,15%.

Мы рассмотрели самые ликвидные варианты. Осталось выделить ещё варианты, которые отличаются надёжностью, но имеют сложность с продажей.

Рентабельность бизнеса обычно выше, но за это приходится расплачиваться большим риском. Заранее предсказать успех невозможно. Покупка готового бизнеса будет стоить дорого.

Смотрите также видео «что такое финансы, деньги, инвестиции»:

Источник

Финансы

Фина́нсы (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать)

совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства (См. Государство) и его потребностей в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства, закономерности развития определяются экономическим строем общества и классовой природой государства.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путём установления различного рода натуральных повинностей и сборов. К. Маркс отмечал, что «. в Римской империи, в период наибольшего ее развития, основу составляли натуральные подати и повинности. Денежное хозяйство было там вполне развито, собственно, только в армии, оно никогда не охватывало весь процесс труда в целом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 729). Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты: на ведение войн, содержание двора монарха; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов), государственный аппарат. Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (Доменов) и регалий (См. Регалии) (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча; дань с покорённых народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы. Государственные Ф. выступали орудием дополнительной эксплуатации рабов, крестьян, ремесленников. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства всё большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы; монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны (См. Казна) и полным отделением её от собственности монарха в 16 в. во Франции возникают понятия государственных Ф. (как совокупности доходов и расходов государства), государственного бюджета, государственного кредита. Государственные Ф. послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала (См. Первоначальное накопление капитала).

В условиях капитализма Ф. выражают экономические отношения, возникающие в связи с образованием и использованием фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода. Сущность их определяется действием экономических законов капитализма, природой и функциями капиталистических государства, которое использует Ф. как средство дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах укрепления господства буржуазии и для осуществления государством его функций. Финансовые системы капиталистических государств включают в качестве главных звеньев государственный бюджет, местные Ф., специальные правительственные фонды, Ф. государственных предприятий и корпораций.

Для государственных Ф. капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики (образование постоянных армий, совершенствование военной техники). К концу 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели и погашение государственного долга (См. Государственный долг), связанного с милитаризацией, составляли свыше 9 /10 государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, прокуратуры, полиции, тюрем и т.д. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основной источник доходов капиталистических государств – Налоги всей тяжестью ложились на трудящихся.

В период государственно-монополистического капитализма государственные Ф. активно используются империалистическими государствами в целях государственно-монополистического регулирования экономики, обогащения монополий, подавления рабочего и национально-освободительного движения, сохранения капиталистического строя, развязывания агрессивных войн. Через механизм Ф. государство воздействует на производство и структуру национального дохода, темпы его роста. Важнейшая функция государственных Ф. – перераспределение национального дохода в пользу монополий. Если в начале 20 в. в промышленно развитых капиталистических странах через государственные Ф. перераспределялось 9–18% национального дохода, то в 60–70-х гг. – от 45 до 60%. Крупные средства из государственного бюджета достаются ведущим монополиям в форме оплаты государством военных заказов по резко завышенным ценам, выплаты процентов по государственным займам, крупных субсидий, экспортных премий. Для всех империалистических государств характерна милитаризация их бюджетов. Только за 1966–75 прямые государственные военные расходы возросли в США с 56,8 млрд. долл. до 94,8 млрд. долл. (в 1976 – 112 млрд.), в Великобритании – с 2,1 млрд. ф. ст. до 4,5 млрд. ф. ст. (в 1976 – 5,6 млрд. ф. ст.), в ФРГ – с 19,4 млрд. марок до 31,8 млрд. марок. Государственно-монополистическое регулирование экономики в сфере государственных Ф. проявляется в увеличении государственных средств, направляемых на капитальные вложения, индустриализацию сельского хозяйства, финансирование государственных и смешанных государственно-частных предприятий, инфраструктуры (См. Инфраструктура), научно-технического прогресса.

В связи с крахом колониальной системы империализма увеличиваются расходы империалистических государств на оказание «помощи» развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Неоколониалистская сущность этой «помощи» состоит в том, что империалистические государства пытаются удержать экономически слаборазвитые страны в орбите своего влияния; сохранить их в качестве источников дешёвого сырья и рабочей силы, сферы выгодного приложения капиталов. Усиление государственно-монополистических тенденций вызывает всё больший рост расходов на содержание государственного аппарата – полиции, суда, прокуратуры, высших государственных органов, административного аппарата власти и управления на местах.

После 2-й мировой войны 1939–45 во всех империалистических странах возросли и затраты на социальные нужды. Это связано, с одной стороны, с усилением борьбы трудящихся за улучшение условий их жизни (в особенности под влиянием успехов в повышении уровня жизни (См. Уровень жизни) в социалистических странах), а с другой – с тем, что научно-техническая революция требует оснащения предприятий сложным оборудованием, использовать которое могут технически грамотные работники, а это в свою очередь вызывает рост затрат на подготовку кадров. Монополии перекладывают на государственный бюджет значительную часть своих расходов по воспроизводству рабочей силы.

Огромный рост государственных расходов вызывает постоянное увеличение прямых и косвенных налогов. Но несмотря на повышение налогов, государственные бюджеты большинства империалистических стран сводятся с хроническим дефицитом, что вызывает рост государственной задолженности. Государственный долг США с 1913 по 1975 увеличился с 1,2 млрд. долл. до 577 млрд. долл. (или более чем в 440 раз), в Великобритании за эти же годы – с 0,7 млрд. ф. ст. до 46 млрд. ф. ст. (или более чем в 65 раз). Рост государственного долга влечёт за собой новое увеличение налогов и усиление инфляции (См. Инфляция).

В местных Ф. главное место занимают местные бюджеты, которые не входят в государственный бюджет. На это звено финансовой системы переложена значительная часть расходов на инфраструктуру, а также на воспроизводство рабочей силы. В 60–70-е гг. расходы местных бюджетов быстро росли, что вызвано стремлением монополий шире использовать в своих интересах местные Ф. Рост расходов местных бюджетов при ограниченной собственной доходной базе усиливает их зависимость от центрального правительства. В ряде стран (Великобритании, Японии) за счёт субсидий центрального бюджета формируется более 50% ресурсов местных бюджетов.

Расширение государственного сектора в экономике привело к созданию государственных корпораций – крупных государственных производственных объединений, охватывающих все или значительную часть предприятий отрасли. К ним, в частности, относятся национализированные отрасли промышленности в Великобритании: угольная, электроэнергетическая, газовая, сталелитейная, ж.-д. транспорт (всего 17 корпораций). Государственные объединения функционируют также в США, Франции, Австрии, Японии и многих др. капиталистических странах. Эти объединения находятся на самостоятельном балансе, осуществляют регламентированную законом связь с государственными и местными бюджетами. Отличительные черты Ф. государственных корпораций: низкая рентабельность, высокая доля в источниках финансирования капитальных затрат привлечённых средств, небольшие размеры резервных фондов, крупная задолженность перед госбюджетом. Так, в 1974/75 финансовом году 4 крупнейшие государственные корпорации Великобритании (электроэнергетическая, газовая, ж.-д. транспорт, почтовое ведомство) имели совокупный убыток, выразившийся в 749 млн. ф. ст., в то время как общая прибыль двух др. объединений (угольной и сталелитейной промышленности) составила только 123 млн. ф. ст. Капитальные вложения всех государственных объединений страны в 1975/76 определились в 3939 млн. ф. ст. Из них 1052 млн. ф. ст., или 27%, было профинансировано за счёт собственных средств (амортизация, прибыль) и 2887 млн. ф. ст., или 73%, за счёт привлечённых средств (правительственных кредитов, субсидий, иностранных займов). Использование для финансирования инвестиций крупных кредитов вызывает рост задолженности государственных объединений. Если ко времени национализации (1946) задолженность национализированных отраслей Великобритании составляла 2,1 млрд. ф. ст., то в 1975 она достигла 16,4 млрд. ф. ст.

Ф. развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки служат важным орудием преодоления их экономической отсталости и развития независимой национальной экономики. В странах, где проводятся прогрессивные социально-экономические преобразования (Алжир, Бирма, Сомали, Гвинейская Республика, Танзания и др.), Ф. активно используются государством для преодоления тяжёлого наследия колониализма, перестройки структуры экономики, развития государственного сектора, ограничения сферы деятельности иностранного капитала, повышения жизненного уровня народа. В странах, идущих по капиталистическому пути развития, Ф. служат прежде всего интересам укрепления позиций национальной буржуазии.

В большинстве стран, где государственный сектор не получил сколько-нибудь значительного развития или используется для перераспределения средств в интересах буржуазии, основу государственных доходов составляют налоги, главным образом косвенные (в основном таможенные пошлины и акцизы), на которые приходится 70–95% доходов государства.

Национализация в ряде стран кредитных учреждений и страховых компаний, а также создание национальных банков развития содействуют мобилизации внутренних накоплений. Однако всё возрастающая потребность в ресурсах вынуждает развивающиеся страны постоянно прибегать к внутренним и внешним займам. Развитые капиталистические страны предоставляют кредиты преимущественно на развитие инфраструктуры, производство экспортных культур (кофе, какао-бобы, арахис, хлопок и др.). Внешняя задолженность 86 развивающихся стран по государственным и гарантированным государством кредитам (включая не выплаченные кредиторами суммы) в 1974 достигала 140–160 млрд. долл. (против 74 млрд. долл. в 1970). У большинства стран, по данным Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ежегодные платежи в счёт погашения кредитов превышают 20%, а иногда даже 30% и более экспортной выручки.

Большое значение для укрепления Ф. развивающихся стран имеет расширение их взаимного сотрудничества и прежде всего сотрудничества с нефтедобывающими странами. Страны – члены организации экспортёров нефти (ОПЕК) часть своих «нефтедолларов» направляют на оказание помощи др. развивающимся странам (в первую очередь арабским и африканским странам). С этой целью в странах ОПЕК создан ряд специальных фондов; с 1974 функционирует Арабский банк для экономического развития Африки.

Финансовая помощь социалистических стран содействует развитию национальной экономики и укреплению подлинной экономической независимости развивающихся стран. Долговременные кредиты стран – членов СЭВ предоставляются на финансирование крупных хозяйственных объектов. Ведущая роль в оказании финансово-кредитной помощи развивающимся странам принадлежит СССР. За счёт кредитов, предоставленных СССР, в 47 развивающихся странах (на конец 1974) сооружаются и реконструируются 870 предприятий, из которых 450 введены в строй. Финансово-кредитное сотрудничество стран – членов СЭВ с развивающимися странами расширяется также на многосторонней основе через Международный инвестиционный банк (МИБ).

Б. Г. Болдырев, Л. А. Дробозина.

При социализме Ф. являются экономической категорией, выражающей производственные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе расширенного социалистического воспроизводства. Их сущность определяется социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства, природой и функциями социалистического государства.

Ф. обеспечивают планомерный и бесперебойный кругооборот и оборот средств в каждой хозяйственной единице и в народном хозяйстве в целом, играют важную роль в установлении плановых пропорций развития народного хозяйства, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов воспроизводства, в повышении эффективности всей экономики. Социалистическим Ф. присущи плановость, прочность и устойчивость, непосредственная связь с материальным производством и обращением товаров; они активно используются государством для решения многогранных экономических, политических и социальных задач.

Основные функции социалистических Ф.: распределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства и подъёма жизненного уровня народа, осуществление финансового контроля (См. Финансовый контроль) и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем Ф. служат важным инструментом развития социалистической экономической интеграции, укрепления дружественных связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических, культурных связей с капиталистическими странами.

Финансы СССР. На всех этапах социалистического и коммунистического строительства в СССР Ф. играют активную роль в развитии производительных сил, в осуществлении социалистических преобразований и совершенствовании производственных отношений. Формирование социалистической собственности, индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, осуществление культурной революции, бесперебойное удовлетворение потребностей фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941–45, послевоенное восстановление и динамичное развитие народного хозяйства, неуклонный рост народного благосостояния, строительство материально-технической базы коммунизма – все эти процессы происходили и совершаются под непосредственным воздействием Ф. В условиях развитого социализма возрастает значение Ф. и единой финансовой политики (См. Финансовая политика) в формировании рациональной структуры общественного производства и повышении его эффективности в интересах ускорения темпов коммунистического строительства и роста народного благосостояния.

Советские Ф. включают: Ф. социалистических предприятий (объединений), отраслей хозяйства и общегосударственные. Ф. предприятий (объединений) и отраслей хозяйства – исходное звено всей финансовой системы, т.к. они функционируют непосредственно в сфере материального производства, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход – источники финансовых ресурсов. Ф. предприятий связаны с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта (См. Хозяйственный расчёт), предусматривающего необходимость возмещения затрат по производству и реализации продукции из выручки и получения прибыли в размерах, обеспечивающих потребность в средствах для развития производства (Фонд развития производства), образования фондов экономического стимулирования (См. Фонды экономического стимулирования) и выполнения обязательств перед государством. Прибыль государственных предприятий и организаций увеличилась с 27,7 млрд. руб. в 1960 до 87 млрд. руб. в 1970 и 109,8 млрд. руб. (по плану) в 1976. При этом прибыль, оставляемая в распоряжении предприятий на капитальные вложения, прирост оборотных средств, экономическое стимулирование и др. затраты, в 1976 составила свыше 41% всей прибыли. В Государственный бюджет СССР предприятия и хозяйственные организации вносят: из прибыли – плату за производственные фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли, налог с оборота [см. Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей (См. Финансы социалистических предприятий и отраслей)].

Общегосударственные Ф. включают: государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Центральное место в общегосударственных Ф. занимает Государственный бюджет СССР – основной финансовый план государства, по своему материальному содержанию – основная экономическая форма образования централизованного фонда денежных средств (см. Бюджет государственный). Государственному бюджету принадлежит координирующая роль в единой системе сов. Ф. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и возрастания хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства государственный бюджет всё более становится бюджетом всего народного хозяйства, усиливается его роль в расширенном социалистическом воспроизводстве. Посредством государственного бюджета распределяется и перераспределяется более 50% национального дохода и примерно 1 /3 всех финансовых ресурсов страны.

Концентрация в государственном бюджете огромных финансовых ресурсов, их планомерное централизованное распределение создают прочную финансовую базу для обеспечения высоких темпов развития обществ, производства, науки и техники, подъёма жизненного уровня народа, укрепления экономической и оборонной мощи страны. Вместе с тем централизация в государственном бюджете значительной части чистого дохода способствует выявлению и эффективному использованию внутрихозяйственных резервов, укреплению хозяйственного расчёта и режима экономии. Посредством государственного бюджета обеспечиваются распределение и перераспределение средств между производственными и непроизводственными сферами, между отраслями народного хозяйства, между республиками и экономическими районами страны. Это даёт возможность концентрировать средства на наиболее важных направлениях общественного производства и решать др. общегосударственные задачи. Ведущее место государственного бюджета в системе сов. Ф. определяется не только его высокой долей в объёме распределяемых ресурсов, но и его регулирующим воздействием на формирование и использование денежных средств во всех звеньях финансовой системы. Государственный бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, объединений и отраслей хозяйства в процессе финансового планирования (См. Финансовое планирование), аккумуляции денежных средств и бюджетного финансирования. Отличительная черта сов. государственного бюджета состоит в том, что его ресурсы формируются преимущественно за счёт доходов и накоплений социалистического хозяйства, достигающих более 9 /10 общего объёма бюджета. Налоги с населения составляют менее 9% доходов бюджета. В 9-й пятилетке (1971–75) доходы государственного бюджета составили 950,6 млрд. руб., из них 865 млрд. руб. (91%) поступило от социалистического хозяйства. Решающая часть ассигнований государственного бюджета (в 1975 примерно 85%) направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, что характеризует их производительный характер. В 9-й пятилетке расходы государственного бюджета составили 933,2 млрд. руб., в том числе ассигнования на народное хозяйство – 467,1 млрд. руб., на науку и социально-культурные мероприятия – 338,6 млрд. руб., оборону – 88,7 млрд. руб., управление – 9,4 млрд. руб. Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему (См. Бюджетная система), объединяющую около 50 тыс. различных видов бюджетов. В Государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, который составляется и исполняется органами ВЦСПС. Составление, утверждение и исполнение Государственного бюджета СССР и разграничение его доходов и расходов между звеньями бюджетной системы проводятся на основе принципов демократического централизма, единства бюджетной системы и финансовой политики Сов. государства.

Государственное имущественное и личное страхование осуществляется на началах государственной монополии страхового дела путём образования страхового фонда для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному производству и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется за счёт страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть народно-хозяйственных резервов, предназначенных обеспечивать непрерывность социалистического производства (см. Страхование, Социальное страхование).

Государственный кредит используется государством для мобилизации временно свободных денежных средств предприятий и сбережений населения страны на расширение социалистического производства (см. Государственный кредит, Сберегательные кассы).

Финансы зарубежных социалистических стран, как и Ф. СССР, характеризуются единством финансовой системы и ведущей ролью в ней государственного бюджета. Вместе с тем в этих странах имеются некоторые особенности организации Ф. предприятий и отраслей народного хозяйства и методов мобилизации доходов социалистических предприятий в бюджет. В ряде стран мобилизация части прибыли социалистических предприятий в бюджет осуществляется на основе твёрдых норм – фиксированной доли по отраслям хозяйства (ЧССР) или путём отчислений налогового типа с применением прогрессивной шкалы ставок (Венгрия, Польша). В целях экономического регулирования средств на оплату труда введён налог на зарплату, уплачиваемый предприятиями из прибыли (ЧССР и Польша) или в форме начислений на себестоимость (Венгрия). Имеются различия в методах формирования и использования хозрасчётных фондов. В большинстве стран фонд развития производства предприятия (объединения) предназначается не только для финансирования капитальных вложений, но и для формирования оборотных средств. В Польше, Болгарии широко используется банковский кредит на капитальные вложения, а в др. социалистических странах главными источниками финансового обеспечения расширенного воспроизводства основных фондов выступают собственные средства предприятий и хозяйственных организаций и ассигнования из государственного бюджета.

Лит.: Маркс К., Парламент. – Голосование 26 ноября. – Бюджет Дизраэли, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; его же, Новая финансовая махинация, или Гладстон и пенсы, там же, т. 9; его же, Фунты, шиллинги, пенсы, или классовый бюджет и кому он идет на пользу, там же; его же. Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Капитал, т. 1, гл. 24, § 6, там же, т. 23; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6; его же, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад на 1 Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов 18 мая 1918 г., там же, т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Солюс Г. П., Налоги в системе государственно-монополистического капитализма, М., 1964; его же, Государственные финансы в современном капиталистическом воспроизводстве, М., 1974; Бурлаков М. И., Военное потребление и капиталистическое воспроизводство, М., 1969; Валютно-финансовые отношения развивающихся стран, М., 1971; Павлова Л. П., Местные бюджеты капиталистических государств, М., 1972; Осипов Ю. М., «Третий мир»: инфляция и экономический рост. Критический анализ, М., 1975; Можайсков О. В., Финансы и кредит в системе государственно-монополистического регулирования, М., 1973; Финансы капиталистических государств, 2 изд., М., 1975; Дьяченко В, П., Общее учение о советских финансах, М., 1946; Александров А. М., Вознесенский Э. А., Финансы социализма, М., 1965; 50 лет советских финансов, М., 1967; Зверев А. Г., Национальный доход и финансы. СССР, 2 изд., М., 1970; Финансы и кредит СССР, М., 1972: Дробозина Л, А., Можайской О. В., Финансовая и денежно-кредитная система Англии, М., 1976.

издательство системы Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Основано в 1924 в составе Наркомфина СССР под название Финансовое издательство, в 1928 преобразовано в Государственное финансовое издательство (Госфиниздат), с 1964 – «Ф.». Выпускает научную, учебную, справочную литературу и практические пособия по финансам, кредиту, денежному обращению, расчётам в народном хозяйстве, бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности промышленных и строительных предприятий, а также бюджетных учреждений, рекламные материалы для сберегательных касс и системы государственного страхования, заказные издания и бланки для финансовых органов. Издаёт журналы: «Финансы СССР», «Деньги и кредит», «Бухгалтерский учёт». Ежегодно выпускается около 500 названий объёмом 140 млн. печатных листов-оттисков, в том числе книг около 100 названий, тиражом свыше 2,4 млн. экз. Награждено орденом «Знак Почёта» (1974).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *