что такое финансовый бизнес на почте россии
Финансовые услуги Почты России
Почта России оказывает населению стандартные почтовые услуги, среди которых отправка посылок, бандероли, груза и заказных писем, оплата коммунальных и других услуг, рассылка журналов и прочих печатных изданий. Предприятие продолжает активно развиваться по сей день, ежемесячно открываются новые подразделения и филиалы, а качество обслуживания улучшается во всех регионах страны.
Помимо почтовых услуг, Почта России оказывает очень популярные финансовые услуги. В данной статье мы хотели бы подробнее разобрать их и остановиться на самых востребованных, чтобы у клиентов в будущем возникло как можно меньше вопросов по их устройству.
Основные финансовые услуги Почты России
Отношение конкретной услуги к категории основных достаточно условно. Тем не менее, проанализировав количество совершенных операций и обращений в филиалы Почты России, некоторые из них все же можно поставить в отдельный ряд.
1) Безналичный перевод с карты на карту. В переводе могут участвовать продукты основных международных платежных систем Visa, MasterCard, American Express и даже Diners Club. За один перевод можно отправить не больше 50 000 рублей. Комиссия за совершение операции на настоящий момент — 1,8% (минимум 65 рублей). Для карт, эмитированных не в Российской Федерации, можно совершать переводы и в иностранной валюты. Но размер комиссии уже будет равен 2,8%.
2) Срочные денежные переводы «Форсаж». Они разделяются на две категории — внутрироссийские и международные. Отправить деньги можно безадресным (возможность получения средств в любом подразделении Почты России, подключенном к услуге) или адресным способом (с доставкой получателю соответствующего извещения). Размер комиссии может составлять от 1,2% до 1,8%.
3) Онлайн страхование. На официальном сайте Почты России www.russianpost.ru вы буквально за один клик сможете оформить нужную вам страховку: здоровья, имущества или финансовых интересов. Главный партнер страхования Почты России — компания «ВТБ Страхование».
4) Приобретение полноценной банковской карты, которая называется «Почтовая карта». Ее основные условия:
— Валюта счета — рубли РФ;
— Дополнительный доход в размере до 10% годовых;
— Карта действует 5 лет;
— Выпуск и обслуживание — совершенно бесплатно.
По такой карте удобно получать денежные переводы и совершать их самому. Для этого достаточно лишь знать карточный номер. Также держатели продукта участвуют в нескольких программах скидок и привилегий. К карте могут быть подключены и дистанционные сервисы.
5) Погашение кредитов, оформленных в российских банках. Не всегда есть возможность посетить офис банка, тем более что филиал Почты России может находиться прямо в вашем дворе. Не потратив много времени, вы с легкостью сможете погасить здесь практически любой кредит. Погасить в режиме онлайн можно кредиты следующих банков: Русский Стандарт, Русский Торговый Банк, Газэнергобанк, ВУЗ-банк, Связной банк, банк МИРЪ, Инбанк, Первомайский, Пробизнесбанк, банк ИТБ, Бенифит-банк, Кредит Европа Банк. За закрытие задолженности таким способом будет взиматься дополнительная комиссия в размере около 2%.
6) Прием коммунальных платежей. В отделении Почты России можно внести плату за жилье, телефон, газ, отопление, водоснабжение и электроэнергию.
7) Выплата пенсий и пособий. Чтобы стать участником программы Пенсионного Фонда Российской Федерации и получать свои пособия и накопительные сбережения на Почте России, вам достаточно явиться в ближайшее отделение и написать соответствующее заявление.
С другими финансовыми услугами Почты России можно ознакомиться на официальном сайте организации, который мы уже указывали ранее в данной статье.
На заметку: финансовые услуги на Почте России
Что предлагает Почта России потребителям финансовых услуг
Все знают, что в любом отделении Почты России можно отправить или получить посылку, некоторые продолжают вносить с помощью национального почтового оператора платежи за коммунальные услуги или получают пенсии и пособия. Однако на сегодняшний день Почта России значительно расширила спектр предоставляемых услуг, особое внимание заострив на финансовом секторе.
Как на днях заявил замгендиректора ФГУП «Почта России» Владимир Салахутдинов, в ближайшие годы компания намерена существенно увеличить долю услуг, предоставляемых гражданам с безналичной оплатой. «Финансовые услуги — это наиболее серьезная тема с точки зрения стратегии, нужно по максимуму переводить в безналичный формат свои услуги, в том числе по получению пенсий», — сказал Салахутдинов, отметив, что оборот по финансовым услугам Почты России составляет 3,5 трлн руб. в год (что составляет чуть более трети годового дохода компании).
Пока главы компании решают, как изменить стратегию развития, мы проверили, что может предложить Почта России потребителям финансовых услуг уже сегодня.
В качестве альтернативы множеству платежных систем, осуществляющих денежные переводы по России и за рубежом, «Почта России» предлагает клиентам свои сервисы.
По системе «Форсаж» можно осуществлять срочные внутрироссийские и международные денежные переводы, которые можно получить в течение часа после отправки. Пока эта услуга предоставляется не во всех отделениях Почты России, а международные переводы распространяются только на страны бывшего СНГ. Система «Форсаж» предусматривает два вида денежных переводов: безадресные (выплата наличных происходит в отделении почты, подключенного к услуге) и адресные (адресату поступит извещение о поступлении перевода в отделение выплаты). Цены в зависимости от выбранной технологии также будут различаться.
Безадресный перевод до 3 000 руб. будет стоить 99 руб.; если клиент хочет перевести больше, комиссия составит 1,2%, но не менее 149 руб. Адресный перевод на сумму до 3 000 руб. обойдется отправителю в 150 руб., а при отправке до 7 500 руб. — 300 руб. Если сумма адресного перевода превышает 7 500, то комиссия составит 1,7%. Международный перевод до 150 тыс. руб. можно совершить с комиссией в 1,8%, но не менее 149 руб.
В отличии от «Форсажа», услугу «Кибер. Деньги» предоставляют любые отделения Почты России, причем услугой можно воспользоваться также онлайн, с помощью отправки средств на счет почты с последующим получением их в отделении. Однако такой сервис хорош лишь для тех клиентов, кто не любит спешить — денежные средства переведут за 2–8 рабочих дней.
Тарифы в случае перевода с помощью «Кибер. Денег» будут такие: до 1 000 руб. — 40 руб. плюс 5% от суммы; до 5 000 руб. — 50 руб. плюс 4% от суммы; до 20 000 руб. — 150 руб. плюс 2% от суммы; до 500 тыс. руб. — 250 руб. плюс 1,5% от суммы. С помощью «Кибер. Денег» можно также отправить денежный перевод в страны ближнего и дальнего зарубежья, стоить это будет от 1,5% до 5% от суммы с дополнительной оплатой от 40 до 260 руб.
Оба сервиса предлагают за дополнительную плату доставить денежный перевод прямо на дом адресату за 1,77% от переводной суммы, но не менее 29,5 рублей за один перевод.
Почта России также предоставляет некоторые банковские услуги, в том числе и в режиме онлайн. К примеру, через специальную защищенную страницу можно совершить безналичный перевод с карты одного банка на карту другого, в том числе и иностранного. По России максимальная сумма перевода составляет 50 тыс. руб., а комиссия — 1,8% (минимум 65 руб.). Если же необходимо перевести деньги по номеру карты, эмитированной не в РФ, то минимальная сумма перевода составит 1 500 руб., 50 долл. или 40 евро, а максимальная 2 500 долл. или эквивалент в другой валюте. Комиссия за перевод составляет 2,8%.
В режиме онлайн можно также осуществить денежный перевод с выдачей наличных в почтовом отделении, либо с доставкой на дом адресату — комиссии в этом случае составят 2,45% (минимум 60 руб.) и 4,5% (минимум 90 руб.) соответственно. Также клиентам доступны переводы наличных из отделения Почты России на счет банковской карты. Срок перевода в таком случае составит до 3 банковских дней, а комиссия не превысит 2% от суммы перевода. Перевод денежных средств на карту осуществляется на основании предъявленного отправителем перевода паспорта и бланка почтового перевода.
Кроме того, Почта России дает возможность снятия наличных с банковских карт любых российских банков без дополнительной комиссии со своей стороны. Также у национального почтового оператора есть своя «Почтовая карта» — это банковская карта для покупок в интернете и денежных переводов, о ней мы рассказывали ранее.
В любом отделении Почты России можно вносить платежи по кредитам. Погашение займа осуществляется посредством приема почтового перевода денежных средств в адрес ООО НКО «Рапида». Далее ООО НКО «Рапида» направляет банковский перевод в нужный банк. Тариф за данный сервис составляет 1,90%, минимум 50 руб. В 12 банков-партнеров системы денежные средства будут зачислены в режиме онлайн, в остальные — на следующий день после отправки платежа.
Клиенты банка «Хоум Кредит» могут получить кредит наличными в одном из тысячи отделений Почты России. Почтовый оператор выдает деньги заемщику посредством почтового перевода, а сама процедура получения кредита занимает от 30 мин. до 1 часа.
Платежи и страхование
Помимо отправления и получения посылок, одной из самых востребованных функций Почты России является возможность оплаты различных услуг: коммунальных, оплата сотой связи и Интернета, а также школ, детских садов и различных штрафов.
В целом по России более 80% объема коммунальных платежей принимаются на Почте России без комиссии с клиента, сообщили в пресс-службе почтового оператора. Комиссию не придется платить за услуги фиксированной связи (Ростелеком), однако проценты с платежей за сотовую связь и поставщиков других услуг будут зависеть от условий договоров с получателями платежей.
Что касается страхования, то, по словам пресс-службыПочты России, компания пересмотрела формат сотрудничества со страховыми компаниями и в 2014 году начала пилотные продажи новой линейки страховых продуктов, в которую входят полисы ДМС страхования для мигрантов и страхование имущества от кражи с ведущими страховыми компаниями. Так как проект удался, то в 2015 году линейка продуктов будет расширена до 4-х унифицированных продуктов, которые появятся для продажи в большинстве почтовых отделений. При этом при покупке полиса Почта России не будет взимать дополнительных комиссий — клиент должен будет заплатить только за стоимость полиса.
На данный момент, в отделениях Почты России можно приобрести полисы ОСАГО (от компаний «ВСК», «ВТБ Страхование» и «Росгосстрах»), а также на различные добровольные виды страхования — страхование жилья, имущества и жизни, а также страхование заемщиков кредитов от несчастных случаев или потери работы.
Топ-менеджер «Яндекс.денег» и Альфа-банка взяла под контроль финтехнологии «Почты России»
Финансовые технологии стали отдельным направлением бизнеса «Почты России». Руководить им будет Алена Бочарова, пять лет проработавшая в Альфа-банке и по два года в Промсвязьбанке и «Яндекс.деньгах».
Разделение «Почты России»
«Почта России» решила заняться развитием финансовых технологий, для чего выделила их в отдельное направление бизнеса. Новое направление госпредприятия возглавит Алена Бочарова, бывший коммерческий директор «Яндекс.денег» и топ-менеджер Альфа-банка и Промсвязьбанка.
Как сообщили CNews представители «Почты России», под «отдельным направлением бизнеса» в данном случае подразумевается новое структурное подразделение внутри компании. Новое направление возьмет под свой контроль не только развитие финансовых технологий непосредственно внутри компании. Попутно оно будет разрабатывать различные финансовые продукты и сервисы для ее клиентов. В «Почте России» рассказали CNews, что ключевые проекты нового подразделения еще предстоит определить.
В список задач также войдет выстраивать отношений с финансовыми партнерами «Почты России», в том числе с Почта банком. Вместе с перечисленным новый бизнес будет управлять эффективностью бизнес-модели финтех-направления и займется снижением времени разработки финтех-продуктов.
Важность финтеха для «Почты России»
Как стало известно CNews. В общей структуре доходов «Почты России» финансовые услуги в общей массе находятся на третьем месте. Так, по итогам всего 2019 г. россияне провели оплату своих счетов через «Почту России» сумму свыше 358 млрд руб. Объем почтовых переводов денежных средств в 2019 г. достиг 46,2 млн шт.
Почта банк, с которым новое финтех-направление «Почты России» будет налаживать связи, был создан в январе 2016 г. Как сообщал CNews, у его истоков стоят «Почта России» и банк «ВТБ 24».
В рамках сделки «Почта России» выкупила у «ВТБ 24» 50% минус одну акцию Лето-банка (этот банк был приобретен «ВТБ 24» несколько лет назад). Сумма сделки составила 5,5 млрд руб, то есть весь «Лето банк» оценен в 11 млрд руб. «Почта России» оплатила эту покупку собственными средствами.
«Лето банк» и стал основной для почтового банка, получив новое название. Свою сеть банк развивает на базе отделений «Почты России». По результатам первой половины 2020 г. сеть насчитывала свыше 19 тыс. точек обслуживания в 83 регионах России, а клиентская база достигла 14,6 млн человек.
Биография Алены Бочаровой
Алена Бочарова окончила Международный институт менеджмента ЛИНК по специализации «Менеджмент организаций». С сентября 1998 г. по январь 2000 г. работала в компании «Софтсервис» руководителем центра обучения.
В январе 2000 г. Алена Бочарова перешла в компанию «Стинс Коман» на пост главы направлений «Project Management» и «Конкурентная разведка на основе Интернет», где проработала до августа 2004 г. после чего стала работать в консалтинговой компании Russee (директор по развитию бизнеса, август 2004 г. – март 2006 г.).
С марта 2006 г. по ноябрь 2006 г. Алена Бочарова работала в «Системном операторе Единой энергетической системы» (СО ЦДУ ЕЭС) сперва на должности консультанта отдела организации закупок, затем – и. о. начальника отдела. Следующей ступенью ее карьерной лестницы стала работа в компании CareerLab на посту главы центра профессионального роста (с марта 2007 г. по март 2009 г.).
С марта 2010 г. Алена Бочарова начала строить карьеру в финансовых организациях. Она заняла пост коммерческого директора в «Яндекс.деньгах», но покинула компанию в мае 2012 г., чтобы перейти в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ), где проработала до 2013 г., и стать в ней исполнительным директором.
После АКИТ Алена Бочарова стала работать в Альфа-банке на различных руководящих должностях. В частности, она занималась разработкой розничных цифровых продуктов. В Альфа-банке она проработала дольше, чем в других организациях – лишь в 2018 г. она сменила место работы, устроившись в Промсвязьбанк главой дирекции по развитию розничных продуктов.
Карьера Бочаровой в Промсвязьбанке завершилась в конце октября 2020 г., когда она была назначена главой финтех-направления «Почты России».
«Почта России» займется финансовым бизнесом
«Почта России» планирует создать финансовый дискаунтер на базе своей сети отделений, крупнейшей в стране, говорится в материалах к совещанию у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященному стратегии компании до 2018 г. («Ведомости» ознакомились с документами).
Дискаунтер будет предоставлять банковские услуги людям с низкими доходами, сказано в документах. Его услугами к 2018 г. должно быть охвачено 10% клиентов «Почты России».
Новое руководство «Почты» знакомо с таким форматом не понаслышке. До назначения гендиректором «Почты» Дмитрий Страшнов 3,5 года возглавлял сотовый дискаунтер — российское подразделение шведского оператора Tele2.
Финансовый дискаунтер «Почты» будет ориентирован «на массовый и нижнемассовый» сегмент населения, отмечается в документах. Таким клиентам должны быть предложены понятные «коробочные» продукты — их всего шесть: кредитная карта, потребительский кредит, депозиты, платежи и денежные переводы, текущий счет, страхование. Продукты дискаунтера должны быть одними из самых доступных на банковском рынке. В качестве ориентира «Почта» собирается использовать Сбербанк — стоимость ее услуг должна быть «на 2,1-1,5% ниже», указано в стратегии. «Ценовое позиционирование: низкие ставки — низкий риск», — убеждают ее авторы.
Авторы стратегии считают банковские услуги масштабным и прибыльным бизнесом: согласно анализу BCG в 2018 г. операционный доход может составить 52 млрд руб., а чистая прибыль — 16 млрд, еще через пять лет — 140 млрд и 32 млрд руб. соответственно. На каких объемах бизнеса (размер кредитного портфеля, страховые премии и проч.) планируется заработать такой доход, в стратегии не уточняется. В середине ноября стратегию планируется представить премьеру Дмитрию Медведеву, рассказывает источник в Минкомсвязи.
Сеть финансового дискаунтера составит 6500 «компактных офисов на базе почтовых отделений» (всего у «Почты» 42 000 отделений). Офисы дискаунтера должны быть открыты в 80% городских почтовых отделений, указано в докладе.
С такой сетью дискаунтер «Почты» будет уступать только Сбербанку (около 19 000 отделений). Каждый офис дискаунтера будет оборудован банкоматом и терминалом вместо кассы, для клиентов будет реализована «концепция самообслуживания».
Бизнес дискаунтера будет расти за счет «конвертации текущих клиентов» «Почты России», надеются авторы стратегии.
В «Почте России» отказались комментировать стратегию развития. По словам сотрудника пресс-службы, «Почта» планирует развивать направление финансовых услуг, а после получения банковской лицензии — расширить их список. Представитель BCG, разработавшей вторую стратегию финансового бизнеса «Почты», также не стал комментировать доклад.
«У “Почты” колоссальная сеть, и понятно, что ее нужно задействовать, — рассуждает зампред правления “Уралсиба” Илья Филатов. — Финансовый дискаунтер как бизнес-модель имеет перспективы, и на горизонте 10 лет это задача вполне подъемная». Он приводит в пример сотовых ритейлеров с большими сетями (у «Евросети» их более 5000), которые научились зарабатывать на них, продавая кредиты и страховки. Но они не несут кредитных и операционных рисков и выступают только как агенты, подчеркивает Филатов.
Такой проект потребует серьезных инвестиций. Если это будут привычные банковские мини-офисы — на 50-60 кв. м, с ремонтом, мебелью и двумя устройствами АТМ, то на такую сеть может потребоваться 12-15 млрд руб., говорит Филатов. Менеджер одного из крупнейших розничных банков оценивает инвестиции в оборудование зон банковских услуг при таком масштабе сети минимум в 10 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» участники банковского рынка скептически отнеслись к затее «Почты». Представитель Сбербанка отказался комментировать перспективы «Почты» составить конкуренцию госбанку, а человек, близкий к госбанку, напомнил, что Почтовый банк «тоже планировался как конкурент Сбербанку».
Чистая прибыль «Почты России» за год выросла на 14%
В 2019 году чистая прибыль АО «Почта России» выросла на 14% по сравнению с показателем 2018 года и составила 3,01 млрд руб. Это следует из первого годового отчета компании, преобразованной из одноименного ФГУП 1 октября прошлого года. Документ опубликован на сайте «Почты России».
Выручка составила 206,86 млрд руб., что на 9% выше, чем в позапрошлом году. Показатель EBITDA увеличился на 27% и составил 19,36 млрд руб.
Основными статьями дохода «Почты России» в прошлом году были посылки и EMS-отправления (на них приходилось 69,27% выручки), финансовые услуги (47,1%), письменная корреспонденция (45,68%), розничная торговля (19,42%), подписка и операции с периодическими печатными изданиями (8,9%).
На конец 2019 года в компании работали более 331 тыс. человек, или на 1,5% меньше, чем по итогам 2018-го.
В прошлом году компания потратила 21,97 млрд руб. на реализацию инвестиционной программы, это на 27% больше, чем в 2018-м. Увеличение расходов связано с ростом затрат на финансово-инвестиционную сферу — участием в капитале Почта Банка и компании «Национальные логистические технологии» (СП «Почты» и ВТБ), а также приобретением административно-складского комплекса ЛПЦ «Москва» во Внуково-2.
В 2020 году инвестиционная программа «Почты России» должна составить почти 60 млрд руб. Одно из наиболее затратных направлений — логистика и транспорт (почти 20 млрд руб.). Как сообщил в интервью РБК гендиректор «Почты России» Максим Акимов, основная задача, поставленная перед ним во время назначения на должность в феврале, — сделать «Почту» в ближайшие пять лет технологической компанией, лидером национального рынка логистики и электронной коммерции. Для курьерских служб «Почта» закупает автомобили — сейчас идет поставка 1,1 тыс. Lada Largus. По словам Акимова, компания сдвинула срок закупки машин с 2022 года на текущий, чтобы поддержать автопром. В планах компании к двум имеющимся у нее самолетам добавить еще семь, поскольку в условиях пандемии собственная авиация оказалась весьма кстати.
Еще более 14 млрд руб. в инвестпрограмме 2020 года запланированы на трансформацию сети, а более 6,5 млрд руб. — на цифровую трансформацию и информационные технологии.