что такое философский материализм тест
Тест с ответами по философии
1. Философия – это
а) любовь к мудрости+
б) любовь к мышлению
2. Кто является представителем объективного идеализма:
а) Маркс
б) Беркли
в) Демокрит
г) Гегель+
3. Выберите исторические типы мировоззрения:
а) миф+
б) мораль
в) наука
г) философия+
д) религия+
4. Что такое рефлексия?
а) специфический способ мышления+
б) направленность на свою внутреннюю сущность
5. Какой принцип определяет разум, как основу познания?
а) сенсуализм
б) скептицизм
в) рационализм+
г) релятивизм
6. Определите учение, прочитав фразу:
«Мир имеет одно начало: духовное или материальное».
а) монизм+
б) плюрализм
в) материализм
г) дуализм
7. Автор работы «Математические начала натуральной философии»?
А) Кант
Б) Ньютон+
В) Герон
8. Онтология – это учение о:
а) бытии;+
б) познании;
в) ценностях;
г) нравственности.
9. Какой век до н.э. определяет начало греческой философии?
А) V
Б) VI+
В) VII
10. Совпадают ли по объему понятия “философия” и “наука”?
а) да
б) нет
в) частично совпадают+
11. Материализм – это:
а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц – атомов, молекул и т.п.
б) практический, здравый взгляд на вещи
в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания+
г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира
12. Где жил Гераклит?
А) В Гефесе+
Б) на о. Самос
В) В Элее
13. Идеализм – это:
а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально
б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное+
в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству
г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира
14. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:
а) материализм,
б) идеализм,
в) агностицизм,
г) диалектика,+
д) метафизика.
15. Кто является представителями материализма:
а) Демокрит+
б) Гегель
в) Платон
г) Маркс+
д) Беркли
16.Где родился Пифагор?
А) о. Самос+
Б) колония Милеет
В) г. Акрагант
17.Сколько было причин в философской парадигме Аристотеля?
А) 3
Б) 4+
В) 5
18.Агностицизм – это:
а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира+
б) теория познания
в) отрицание сотворения мира Богом
г) признание относительности любого человеческого знания
19.Гносеология – это учение о:
а) бытии
б) законах и формах правильного мышления
в) ценностях
г) познании+
д) морали
20.Из чего состоит теоретическая философия?
а) познание природы+
б) познание познания+
в) философских исследований
Тест с ответами по философии
1. Объективный идеализм, выберите представителя:
а) Маркс
б) Гегель +
в) Демокрит
2. Необходимо выбрать исторические типы мировоззрения:
а) наука
б) мораль
в) философия +
г) миф +
3. Выберите методологический принцип, который признаёт разум за основу познания:
а) рационализм +
б) сенсуализм
в) релятивизм
4. Как называется философское учение, согласно которому у мира есть одно начало, или материальное, или духовное:
а) монизм +
б) дуализм
в) материализм
5. Что такое онтология:
а) учение о ценностях
б) учение о познании
в) учение о бытии +
6. Можно ли сказать, что понятия “философия” и “наука” совпадают по объёму:
а) да
б) нет
в) частично +
7. Что называется материализмом:
а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц – атомов, молекул и т.п
б) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания +
в) практический, здравый взгляд на вещи
8. Что называется идеализмом:
а) признание идеального начала первичным, определяющим материальное +
б) утверждение, что идеи, мысли существуют реально
в) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира
9. Как называется учение о развитии, источником которого признают становление, а также разрешение противоречий:
а) метафизика
б) диалектика +
в) агностицизм
10. Материализм, выберите представителя:
а) Демокрит +
б) Беркли
в) Маркс +
г) Гегель
11. Что называется агностицизмом:
а) признание относительности любого человеческого знания
б) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира +
в) теория познания
12. О чём учение гносеология:
а) познании +
б) морали
в) ценностях
13. Как называется философское учение о ценностях:
а) антропология
б) онтология
в) аксиология +
14. С чем связывают начало формирования философского мышления в Индии:
а) брахманизмом +
б) буддизмом
в) исламом
15. Где изложены основные идеи брахманизма:
а) в Книге перемен
б) в Упанишадах +
в) в Бхагавадгите
16. Даосизм, чья философия:
а) Лао-цзы +
б) Цзоу Яня
в) Мо-цзы
17. Выберите категории философии у Конфуция:
а) небо +
б) мокша
в) жэнь +
г) недеяние
18. Какую проблему в античной философии, выдвинули представители Милетской школы:
а) счастья
б) первоначала +
в) человека
19. Кто считается создателем формальной логики:
а) Аристотель +
б) Сократ
в) Эпикур
20. Учения Платона можно отнести именно к этому философскому направлению:
а) субъективный идеализм
б) материализм
в) объективный идеализм +
21. Кто считал огонь первоначалом сущего:
а) Фалес
б) Гераклит +
в) Анаксимен
22. Выберите представителя диалектической традиции в философии:
а) Демокрит
б) Фалес
в) Гераклит +
23. Выберите представителя (-ей-) материалистического направления в античной философии:
а) Фалес +
б) Демокрит +
в) Платон
г) Сократ
24. Кому принадлежат следующие слова:””Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют”:
а) Демокрит
б) Фалес
в) Протагор +
25. Выберите представителя атомизма:
а) Демокрит +
б) Аристотель
в) Платон
26. Сократ считал, что дурные поступки это следствия:
а) божественного промысла
б) человеческого незнания +
в) плохого воспитания
27. Кто из античных философов, назвал свой диалектический метод майевтикой:
а) Сократ +
б) Платон
в) Гераклит
28. Выберите характерную черту философии в средние века:
а) гуманизм
б) космоцентризм
в) теоцентризм +
29. Что оказало определяющее влияние на развитие философии в средние века:
а) наука
б) искусство
в) религия +
30. К какому философскому направлению относится философский реализм:
а) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи +
б) утверждающее, что реальны только единичные вещи
в) адекватно воспроизводящее реальность
31. Что подразумевается под устойчивой совокупностью взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям?
а) мировосприятие
б) миропонимание
в) мировоззрение+
г) мироощущение
32. Философия это:
а) рассуждение
б) компетентное мнение
в) профессиональную деятельность
г) любовь к мудрости+
33. Для Демокрита начало всего сущего это:
а) атомы+
б) огонь
в) числа
г) ум
34. Платон считал, что вещи:
а) копии идей+
б) сформованная материя
в) устойчивые пучки восприятий
г) продукты активности человеческого воображения
35. Кто является создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии?
а) Н.Г. Чернышевский
б) В.С. Соловьев+
в) А.И. Герцен
г) М.А. Бакунин
Что такое философский материализм тест
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
+ в. Нравственно-религиозный характер
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
+ б. Любовь к мудрости
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Материализм в философии: понятие и основные идеи
Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
Ключевые идеи материализма
Можно выделить несколько ключевых идей материализма:
Кратко о сути материализма
Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.
Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.
Разновидности материализма
Выделяют три главных разновидности материализма:
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Материализм современности
Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Заключение
Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.