что такое филиал университета
Филиалы высшего учебного заведения
Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ, ст.8
Смотреть что такое «Филиалы высшего учебного заведения» в других словарях:
Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия
Католические учебные заведения в России — Первое К. у. з. в России было основано в 1685 в Москве иезуитами. В 1707 в их училище, призванном готовить мальчиков к дипломатической службе, насчитывалось 50 учеников. При императоре Александре I иезуиты, нашедшие после роспуска ордена в… … Религии народов современной России
Высшее учебное заведение — образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник
Военный инженерно-технический университет — Военный институт (инженерно технический) (ВИ(ИТ)) Год основания 1810 Тип военный временно исп … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия
Филиалы московских вузов в регионах России
Учиться в престижном московском вузе — мечта каждого российского школьника. Поступить в столичные университеты и институты непросто, но есть выход: можно попытать счастья в филиалах московских вузов.
Зачем подавать документы в филиалы?
Причины, по которым абитуриенты решают поступить в филиал, а не в головной вуз, варьируются. Мы выделили три основных:
1. В столице очень дорогая жизнь
Студенту из регионов приходится тратить деньги не только на обучение и дорогу, но и на жилье и питание. Конечно, вузы часто предлагают студентам снимать комнаты в общежитиях, и в таком случае цены намного ниже. Однако количество мест в общежитиях ограничено, и многим приходится арендовать комнату или квартиру — а это намного дороже.
Варианты подешевле найти можно, но обычно такое жилье находится не в столице, а в городках Московской области вокруг столицы. Добираться до вуза оттуда очень долго и дорого.
Многие студенты из регионов, приезжающие в Москву учиться, вынуждены много работать, чтобы обеспечить себя. В результате чего время на учебу резко сокращается. Как правило, качество образования из-за этого ухудшается.
2. Не хочется уезжать из родного города
Московская жизнь насыщенная и быстрая; в столице живет много людей, хуже экология. Не каждый абитуриент готов жить в таком ритме и в таких условиях.
3. Невысокие баллы ЕГЭ
Если Единый государственный экзамен сдан не очень хорошо, но абитуриент хочет учиться именно в вузе Москвы и не терять год на подготовку и пересдачу, то можно подать документы в филиал московского вуза. Шансы поступить увеличатся.
Филиалы московских вузов в регионах России
Плюсы обучения в филиалах
У учебы в филиале московского вуза есть немало положительных сторон:
Минусы обучения в филиалах
Но есть и отрицательные стороны:
Список филиалов московских вузов
Мы сделали для вас таблицу с филиалами самых известных государственных московских вузов:
Название вуза
Где филиалы?
1. НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
2. МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)
3. РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)
Всего 54, включая филиалы в:
(Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)
Всего 15 филиалов (еще 5 — за рубежом), включая:
Всего 17 филиалов, включая:
6. МГТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана)
7. Губкинский университет (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина)
8. ВГУЮ (Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России))
Всего 15 филиалов, включая:
9. РГУП (Российский государственный университет правосудия)
Всего 11 филиалов, включая:
Важно: обязательно смотрите, действительна ли образовательная лицензия филиала и есть ли у него государственная аккредитация!
Проверить это можно на сайте вуза:
Раздел «Документы», Санкт-Петербургский филиал Российского государственного университета правосудия
Цены и проходные баллы
Мы уже писали, что цены на обучение в филиалах, как и проходные баллы, обычно ниже, чем в головном вузе. Уточнить все данные можно на страницах филиалов московских вузов.
Так, например, выглядит приемная кампания Одинцовского филиала МГИМО в 2020 году:
Сравните: в Волгоградском филиале РАНХиГС в 2020/2021 учебном году первокурсники заплатят 115 200 рублей за первый год (направление «Экономика», очная форма обучения). В Москве по тому же направлению и за тот же период — от 300 000 рублей в зависимости от специфики образовательной программы.
Не забывайте про архивы приемных кампаний: в этом разделе вы сможете узнать проходные баллы прошлых лет.
Подумайте о том, чтобы учиться в филиалах московских вузах. Место, конечно, играет важную роль. Но если в дипломе оно указано не будет, то ничего катастрофичного в том, что вы закончили университет в регионе, а не в столице, все же нет.
Идея для тех, кто ещё не определился с вузом: запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом по поступлению. Вдруг именно этого вам и не хватало?
Чем отличается институт от университета? В чем разница между учебными заведениями?
От выпускников школ можно часто услышать фразу: «Я собираюсь поступать в вуз». Что же это такое? И чем вуз отличается от института, куда после школы отправляются многие? На самом деле, никаких отличий здесь искать не нужно. Вуз, или высшее учебное заведение, это всего лишь обобщающее понятие, включающее в себя университет, академию и институт.
Все эти образовательные учреждения по их окончании предоставляют своим выпускникам дипломы о высшем образовании. Желательно, чтобы они были государственного образца. Теперь напрашивается другой вопрос: в чем отличие института от университета или академии? Но обо всем по порядку.
Что такое институт?
Первые институты в России появились не так давно, а потому вопросов по поводу того, как они функционируют, сегодня возникает больше всего. Тем не менее, это очень популярный среди абитуриентов вуз.
Что такое академия?
Считается, что название «академия» пошло от античной школы, которую древнегреческий философ Платон построил в роще, посвященной богу Академу. В нашей же стране это учреждение изначально было чисто научным и только спустя несколько лет стало учебным.
Чем академия отличается от института? Практически ничем. Обучение здесь также проводится лишь в одной области. Отсюда названия: академия туризма, академия сельского хозяйства и т.д. Но в отличие от института, академия дает и послевузовское образование, т.е. повышает квалификацию работников, уже имеющих диплом, и подготавливает специалистов по научно-педагогическому профилю.
Что такое университет?
Как правило, современный университет имеет сложную структуру. Он делится на факультеты, которые, в свою очередь, состоят из кафедр. Каждый факультет управляется своим деканом, а на кафедрах есть заведующие. При этом контроль за всем вузом, часто имеющим несколько корпусов, лежит на ректоре университета.
Чем отличается институт от университета?
Часто абитуриенты не понимают разницу между двумя этими понятиями, называя какой-либо вуз институтом, даже если при этом он является государственным университетом, готовящим студентов по множеству направлений. Или, наоборот, студенты узкопрофильного института коротко зовут свое учебное заведение «универом».
Поступая в вуз, важно видеть принципиальные отличия разных учреждений и, кроме того, знать точное название того из них, куда вы собираетесь поступать. Итак, чем отличается универ от института?
Для того чтобы институт приобрел статус университета, ему нужно расширить штат научных работников, обогатить местные аудитории современными техническими средствами обучения, усовершенствовать библиотечную систему и, самое главное, ввести разные специальности и направления.
Что такое колледж?
Многие выпускники школ предпочитают вузам колледжи. По сути, это техникумы и училища, переименованные на современный лад.
В системе образовательных учреждений колледж стоит ниже академии и университета по уровню аккредитации. У него он равняется 1-2, в то время как у других не может быть ниже 3 или 4. Кроме того, здесь студенты получают не высшее, а среднее специальное образование. Вот чем отличается колледж от института или академии, с которыми его часто путают.
Зачем нужны филиалы?
Большинство абитуриентов отдают предпочтение вузам, расположенным в крупных городах России. Здесь хотят учиться как жители столицы, так и приезжие из провинций. Однако не многие из них задумываются, что получить диплом престижного университета можно не только в Москве или Питере.
Сегодня практически все крупные высшие учебные заведения имеют целую сеть филиалов, раскиданных по всей стране и даже ближнему зарубежью. В филиалы поступить гораздо проще, чем в головной вуз.
Делаем выбор
Молодые люди, выбирающие высшее учебное заведение, руководствуясь лишь его статусностью, делают ошибку. Качественное образование можно получить как в университете, так и в институте, академии или даже колледже. Гораздо важнее правильно определиться с профессией, которая вам по душе, ознакомиться с преподавательским составом потенциального вуза, почитать отзывы студентов в интернете или расспросить знакомых.
Если образовательное учреждение имеет хорошую репутацию, то совсем не важно, как оно называется.
Заключение
Итак, сегодня мы разобрались, чем академия отличается от института и чем отличается институт от университета, узнали, что означают понятия «колледж» и «филиал». Осознание разницы между высшими учебными заведениями поможет определиться с выбором вуза. Однако важно помнить, что профессионализм преподавателей и современность методов и технологий обучения превыше всего.
Поступление в филиал крупного ВУЗа
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Сегодняшняя статья значительно отличается от остальных, размещенных в моём блоге. Хоть я уже упоминал про поступление в филиал, но сегодня приведу слова человека (я позволил себе назвать этот диалог «интервью», возможно я не прав), который в филиале крупного ВУЗа учился, возможно это будет интереснее, чем мои статьи, да и хочется разнообразия. Итак, начинаем.
Интервью с человеком, начинавшим обучение в филиале крупного ВУЗа.
Привет. Не против, давай поговорим. Тем более, есть что вспомнить.
Если честно, просто не очень хотел уезжать из дома и немного побаивался большого города, в котором находился головной ВУЗ, ведь я всю жизнь до поступления жил в своём небольшом городке и практически нигде не бывал (я имею в виду другие города). В филиале ВУЗа я учился первые два курса, а на третий нужно было ехать в другой город и учиться в головном ВУЗе
Это не совсем верное утверждение. Дело в том, что филиалы находятся в маленьких городах и даже из этих маленьких городов многие уезжают поступать в головные ВУЗы в крупные города. Поэтому в филиалах остаётся относительно немного абитуриентов и конкурс ниже, чем в головном ВУЗе. Например, когда я поступал, соотношение было примерно таким: на 15 мест было около 40 человек. В головном ВУЗе на 33 места абитуриентов было порядка 200. Так что поступление в филиал крупного ВУЗа действительно проще, просто в силу того, что на одно место приходится 2 – 3 человека, а в головном вузе 6 – 8. Но это вовсе не значит, что все поступят. У меня была парочка знакомых, которые не смогли поступить в тот же ВУЗ, что и я. Просто не прошли конкурс.
Давай сравним. Пробежимся по плюсам и минусам в обеих ситуациях.
Обучение в филиале – плюсы:
Обучение в филиале – минусы:
Обучение в головном ВУЗе – плюсы:
Обучение в головном ВУЗе – минусы:
А если брать конкретные факты, то вот статистика: в филиал в мою группу поступило 14 человек. После первой же сессии отчислили троих. Оставшиеся 11 благополучно доучились до перевода в головной ВУЗ. После первой сессии в головном ВУЗе из этих 11-ти уцелело лишь 5 человек. А до получения диплома из оставшихся пятерых дожило всего лишь трое. Дипломы получили, один даже с отличием (я)))). В группе головного ВУЗа ситуация была несколько иная: поступило 33 человека. К третьему курсу осталось всего лишь 11, которые доучились до получения диплома.
Суммарно из 33 + 14 = 47 человек осталось лишь 11 + 3 = 14, т.е. меньше трети из всех поступивших.
В моем случае никаких сложностей не было. Я как в филиале был отличником, так и в головном ВУЗе продолжил им быть. А вот у остальных одногруппников сложности появились. Как я говорил ранее, после первой же сессии из моих одногруппников из филиала отчислили 6 человек. На 4 курсе из 5 оставшихся ещё двое были отчислены.
Конечно же было. Самые большие трудности были бытовые. Когда я приехал в большой город, то вместе с двоими знакомыми из моего родного города мы решили снимать квартиру на троих. Но к сожалению, они оба после первой же сессии вылетели из ВУЗа, а мне пришлось перебираться в общежитие т.к. один я бы не потянул оплату квартиры. С заселением в общежитие тоже были трудности. Был шанс вообще не получить комнату в общежитии. На вопрос «как учиться если негде жить?» от человека, ответственный за заселение, был получен конкретный ответ: «сначала заселяем первокурсников, потом второкурсников и т.д., и, если места останутся, то и тебя заселим». К слову, в тот момент я был уже на 4 курсе, и шанс получить комнату был практически нулевым в таких обстоятельствах. Но всё-таки мне повезло, и я получил комнату в общежитии (правда, пришлось жить в съемной квартире два лишних месяца и тратить на аренду большие деньги, потому что из-за бюрократии мне никак не могли дать комнату). И да, общежитие было САМЫМ старым и САМЫМ убитым из всех имеющихся 20 общежитий.
Ну почему же? Была возможность. Вот только в нашем филиале полный курс обучения был только на экономических специальностях: экономисты, бухгалтера и т.п. На технических же специальностях (к которой относилась и моя специальность) такого не было. Только первые два курса, а потом – в головной ВУЗ. Да и в целом, в моем филиале было всего 5 основных специальностей: 2 экономических и 3 технических. Особого выбора как бы и не было.
Практически нет. Периодически общаюсь только с одним человеком. Примерно половина одногруппников из филиала вернулась в родной город. О судьбе остальных я ничего не знаю. Касательно одногруппников из головного ВУЗа – один из них стал моим лучшим другом и ещё парочка стали просто хорошими знакомыми. Об остальных ничего не знаю. Да и не интересна мне их судьба.
Ну, тут каждый решает сам для себя. Лично я не жалею о том, что учился в филиале. Если хотите постепенно подготовиться к студенческой жизни – вам прямая дорога в филиал, а если хотите почувствовать себя настоящим студентом с самого первого курса – то поступайте в головной ВУЗ и заселяйтесь в общагу. Непередаваемые ощущения обеспечены. )
Вот такое получилось «интервью», сделанное с помощью электронной почты.
Довольно удобно получилось
Надеюсь, почитать мнение не моё, а другого человека было интересно! Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже. До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru.
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 297 Об утверждении Типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)
Изменения и поправки
Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2005 г.
Регистрационный N 7273
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607) и пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350), приказываю :
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений).
2. Считать утратившим силу приказ Минобразования России от 16 марта 1999 г. N 643 «Об утверждении Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти» (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 1999 г., регистрационный N 1758).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)
3. Решение о создании филиала принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения о необходимости создания филиала, к которому прилагаются следующие материалы:
социально-экономическое обоснование создания и функционирования филиала, перспективы его развития;
выписка из решения ученого совета высшего учебного заведения о создании филиала с указанием его наименования;
согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
согласие Министерства образования и науки Российской Федерации;
перечень образовательных программ с указанием сроков обучения и предполагаемого контингента обучающихся по ним (для филиалов, осуществляющих образовательную деятельность);
копии документов, подтверждающих наличие учебно-материальной базы, информационного и социально-бытового обеспечения образовательного процесса (для филиалов, осуществляющих образовательную деятельность);
сведения о предполагаемом кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации научно-педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности.
4. Решение о ликвидации филиала принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения, к которому прилагаются следующие материалы:
выписка из решения ученого совета высшего учебного заведения с обоснованием ликвидации филиала и указанием условий завершения обучения студентов высшего учебного заведения, обучающихся в филиале;
согласие соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по месту нахождения филиала;
согласие Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Министерство образования и науки Российской Федерации дает согласие на создание или ликвидацию филиала только при представлении учредителем копий материалов, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящего Типового положения.
6. Наименование филиала устанавливается при его создании.
В случае если в наименовании филиала употребляется специальное название (институт, колледж, центр и другие), наряду с ним указывается слово «филиал» и принадлежность к высшему учебному заведению.
Наименование филиала, его местонахождение, реквизиты акта учредителя о создании, переименовании филиала отражаются в установленном порядке в уставе высшего учебного заведения.
7. Филиал не является юридическим лицом. Положение о филиале разрабатывается в соответствии с настоящим Типовым положением и утверждается ректором высшего учебного заведения, если иное не предусмотрено уставом высшего учебного заведения.
8. Управление филиалом осуществляется в соответствии с уставом высшего учебного заведения и положением о филиале.
Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель (директор), назначаемый приказом ректора высшего учебного заведения из числа работников, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и (или) научной и организационной работы в высшем учебном заведении.
9. Руководитель (директор) филиала имеет право по доверенности, выданной ректором высшего учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представлять высшее учебное заведение в отношениях с органами государственной власти, с физическими и юридическими лицами, заключать с ними договоры, контракты и иные соглашения по вопросам деятельности филиала, пользоваться печатью высшего учебного заведения с изображением Государственного герба Российской Федерации.
10. Филиал может реализовывать одну или несколько образовательных программ в полном объеме или не в полном объеме по различным формам получения образования.
Филиал может иметь в своей структуре факультеты, кафедры, подготовительные отделение и курсы, научно-исследовательские лаборатории и иные подразделения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений филиала определяется положением о данном филиале или уставом высшего учебного заведения.
11. Филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.
Филиал, в котором реализуется образовательная программа (образовательные программы) не в полном объеме, проходит аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, подразделением которого он является.
12. Объем и структура приема студентов на первый курс высшего учебного заведения для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета определяются ученым советом высшего учебного заведения в рамках контрольных цифр, устанавливаемых ежегодно высшему учебному заведению учредителем.
Сверх контрольных цифр, устанавливаемых высшему учебному заведению, подготовка специалистов может осуществляться в филиале на основании договоров, заключаемых высшим учебным заведением, с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, определяемом ученым советом высшего учебного заведения. При этом общее количество обучающихся в филиале не должно превышать предельную численность контингента, установленную лицензией на право ведения им образовательной деятельности.
Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия высшего учебного заведения в порядке, определяемом правилами приема в это высшее учебное заведение.
При приеме документов на обучение в филиале по образовательной программе (образовательным программам), реализуемой не в полном объеме, высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с условиями завершения образования.
Зачисление в высшее учебное заведение для обучения в филиале осуществляется ректором высшего учебного заведения, подразделением которого является филиал.
13. Филиал в соответствии с положением о нем может иметь отдельный баланс и осуществлять бухгалтерский учет в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.
Филиал в установленный высшим учебным заведением срок представляет ему бухгалтерскую отчетность по установленным формам.
14. Высшее учебное заведение наделяет филиал необходимым для осуществления его деятельности имуществом, которое учитывается в порядке, предусмотренном положением о филиале.
Филиал использует закрепленное за ним имущество в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, положением о филиале, в соответствии с целями создания филиала.
При ликвидации филиала имущество, оставшееся после завершения ликвидационных процедур, сохраняется на праве оперативного управления за высшим учебным заведением и используется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Филиал в соответствии с положением о нем может иметь штамп, бланк и печать со своим наименованием.
16. Создание филиала на территории иностранного государства, его лицензирование, аттестация, государственная аккредитация осуществляются в соответствии с международными договорами (межгосударственным договором или договором между учредителем и специально уполномоченными органами власти иностранного государства). Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен.