что такое фер и тер в смете
ТЕР и ФЕР при формировании сметы
14 сентября 2020 г.
При формировании сметной документации и выполнении вычислений для строительства в России применяются отечественные стандарты по расценкам на конструкции, элементы, материалы и работы. Как цифровое моделирование упрощает расчет сметы? Какой из сборников нормативов выбрать, чем они различаются и для чего предназначены?
Расценки в строительстве
При расчете сметы инженер опирается на данные сметно-нормативной базы. Он ориентируется на цены, действующие на строительную продукцию в России. Одновременно существует несколько вариантов нормативов, зафиксированных в определенных сборниках. С течением времени показатели пересматриваются и корректируются.
Одними из самых распространенных более 15 лет остаются базы ФЕР и ТЕР. Они позволяют определять стоимость элементов проекта на конкретную дату. Нормы и правила для составления сметной документации вводятся в действие Госстроем РФ, а также органами госуправления администрации отдельных регионов. При проектировании 3D-модели в BIM WIZARD поддерживается передача информации в едином формате из бим-модели в программе для автоматизированного составления сметных расчетов.
Что такое ТЕР
Аббревиатура ТЕР образована от определения «Территориальные единичные расценки», используемого в строительстве. Базовые нормативы нужны для расчета сметной стоимости в процессе разработки проекта строительства, восстановления или реконструкции объектов капитального, жилищного, промышленного и инфраструктурного назначения.
Для каждого вида работ применяются отдельные расценки. Получить информацию можно из специальных сборников. Они необходимы в том случае, если подрядчик привлекает средства областного бюджета. Заменять данные этой базы на сведения, полученные из иного источника, нельзя. Для высокоточных и сложных процессов замена на данные иных баз недопустима.
Что такое ФЕР
Аббревиатура ФЕР образована от названия «Федеральные единичные расценки». Действующая в текущем году тарифная сетка сформирована в ценах на 01.01.2000. Это основа, используемая для расчета укрупненных нормативов сметы. Она нужна для определения прямых затрат, указанных в сметной документации. Данные нужны для расчетов по завершенным строительным работам.
Для формирования базы использованы цены Московской области и нормативы ГЭСН-200. Эти данные позволяют формировать полный комплект сметной документации. Они действуют при проектировании зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и производства.
В чём разница между ТЕР и ФЕР
Главное различие между сборниками заключается в применяемых источниках финансирования:
При использовании ТЕР регион, где зарегистрирован подрядчик, не имеет значения. При строительстве в Москве будут использованы данные ФЕР или ТСН-2201. Если строительство финансирует коммерческая организация, то заказчик и подрядчик самостоятельно определяют, какую нормативную базу использовать.
Применение ТЕР и ФЕР в сметных программах
Нормативы необходимы для расчета локальных смет и формирования комплекта сметной документации. Единичные расценки применяются без корректировок, однако учитываются коэффициенты на условия работ. Возможно внесение корректировок в процессе формирования сметы.
Уровень цен при расчете сметы может быть текущим и базисным. Инфляция и изменение стоимости материалов, работ, техники учитываются при помощи специальных индексов. При изменении коэффициентов необходимо ссылаться на использованные сборники единичных расценок. В программе для автоматизированного составления сметных расчетов в строительстве SmetaWIZARD эта информация подгружается в автоматическом режиме.
Обновления индексов ФЕР и ТЕР
В нормативных базах использован средний уровень цен и расходов по разным видам строительных работ. В отдельных случаях за эталон принимается средний уровень расходов по отрасли.
С течением времени многие процессы меняются, инфляция и кризис приводят к росту стоимости материалов, работ, конструкций. В результате индексы увеличиваются. Они не только дополняются, но и меняются. Это позволяет узнавать реальную стоимость каждого элемента.
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
Все говорят про ФЕР 2020. А что же с ТЕР? Когда и где их можно применять?
О ПРИМЕНЕНИИ ТЕР-2001 и ФЕР-2001
👉 В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (Начало действия документа — 01.04.2020) обращаем внимание на необходимость исключительного применения Федеральных сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются ДОТАЦИИ НА ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям.
💥 Для справки: Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), которые включены в Федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, допускается в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых исключительно полностью за счет средств регионального (муниципального) бюджета.
👉 В случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации определена c применением сметных нормативов, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, проверка достоверности определения сметной стоимости, включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия таким сметным нормативам, расценкам, ценам, методическим и другим документам в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.
✔️ Следует обратить внимание на необходимость применения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК (ФЕР) в редакции 2017 года (с учетом изменений и дополнений), а с 31 марта 2020 года – в редакции 2020 года Минстроя России в отношении расходов по государственным (муниципальным) контрактам, контрактам, источником финансового обеспечения которых являются средства Федерального бюджета Российской Федерации, в том числе следующие целевые средства:
👉 для объектов капитального строительства по адресному распределению Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП), на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Федеральных целевых программ (ФЦП);
👉 государственных контрактов на выполнение работ (государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных Федеральным Законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Федеральным Законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в том числе
— целевые средства, предоставляемые юридическим лицам на основании государственных контрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в отношении государственных контрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам, федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и бюджетные инвестиции юридическим лицам из Федерального бюджета Российской Федерации на финансирование (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
— субсидии, предоставляемые юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— бюджетные инвестиции, предоставляемые в соответствии с концессионными соглашениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
— субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний;
👉 дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, предоставляемые на осуществление капитальных вложений, а также закупки в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, главным администраторам (администраторам) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (с учетом положений пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), федеральным бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
👉 имущественный взнос (бюджетные ассигнования) Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и в уставный капитал акционерного общества «ДОМ.РФ» для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и объектов инфраструктуры, средств, получаемых юридическими лицами по контрактам (договорам), заключаемым с публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов;
👉 финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет целевых безвозмездных поступлений от государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственных внебюджетных фондов, некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
👉 при осуществлении деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и других случаях, когда источником финансового обеспечения расходных обязательств, частично или полностью, являются средства федерального бюджета. При соблюдении положения об обязательной проверке получателями средств федерального бюджета, предоставившими субсидии, и органами государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий.
Выбор нормативной базы для составления смет (ФЕР, ТЕР или ТСН)
Как определиться с выбором в чем составлять сметы в ФЕР или ТЕР или ТСН. Данная статья подскажет как это сделать и в первую очередь будет полезна подрядчикам впервые начинающим работать с федеральным и муниципальными заказчиками.
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года). Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы. ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 – наиболее совершенная база сметных расценок.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету, нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.
Сметная база ТЕР
Сметная база ТЕР
ТЕР — это один из видов единичных расценок, которые применяются для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ. О том, что такое ТЕР, написано в методическом документе в строительстве МДС81-35.2004.
Территориальные единичные расценки применяются при составлении сметных форм на различные виды работ в зависимости от региона России. По своей сути ТЕР и ФЕР имеют схожий состав в части норм, однако в части цен и стоимости отдельных ресурсов они различаются.
Сборники ТЕР. Общие положения
Смета в ТЕРах составляется на основании тех же расценок, что присутствуют в сметных нормативных базах ГЭСН или ФЕР. Если обратиться к рисунку 1, можно убедиться в большой степени схожести частей в базе территориальных единичных расценок с остальными базами.
Рисунок 1. Состав ТЕР
Тогда возникает логичный вопрос, в чем разница ФЕР и ТЕР. ФЕР — это федеральные единичные расценки, которые наряду с расценками ГЭСН составляют общую систему ценообразования в Российской Федерации. То есть данные базы обладают универсальностью в применении при составлении сметы по форме №4, локального сметного расчета, локальной ресурсной сметы и прочих сметных форм на территории всей страны.
ТЕРы в строительстве, как правило, применяются при создании сметных форм определенного региона страны. В ТЕРах учтена индивидуальная региональная экономическая ситуация, на основании которой и созданы сборники ТЕР.
Можно понять, что ФЕРы и ТЕРы — это схожие сборники, объединенные в аналогичные части по видам работ. Как видно на рисунке 1, в состав базы ТЕР входят сборники строительной, монтажной, ремонтно-строительной, пусконаладочной части, а также части на капитальный ремонт оборудования. Кроме этого, в ТЕРы входят также сборники сметных цен, различные нормативы, расценки на перевозку грузов, а также прочие необходимые при составлении сметной документации элементы.
Так как выяснилось, что ТЕР и ФЕР — это схожие по составу базы сметных нормативов, то и содержание сборников в них будет в большинстве случаев идентично. Далее более подробно будет рассмотрена каждая из частей ТЕР.
Сборники ТЕР на строительные работы
При возникновении вопроса: «ТЕР и ФЕР — что и когда применять?», следует, прежде всего, разобраться с требованиями Заказчика или Застройщика, а также с источником финансирования. Как правило, ответ на поставленный вопрос заведомо известен еще на стадии проведения торгов и тендеров.
Если составлена смета в ТЕР, то важно опираться при проведении проверки и утверждении сметной документации на нормы и правила в ценообразовании именно того региона, ТЕРы которого были использованы. Если это смета на строительные работы, то в подавляющем большинстве в ней применены нормы из строительной части сборников.
База ТЕР в строительной части насчитывает 47 сборников, каждый из которых объединяет в своем составе расценки по какому-либо виду работ. Так первый сборник содержит нормы на производство земляных работ, сборник под номером 02 предназначен для определения стоимости горно-вскрышных работ.
И ФЕРы, и ТЕРы в строительстве в сборнике 03 объединяют расценки на буровзрывные работы, а в сборнике 04 — на работы в скважинах. Если необходимо определить стоимость свайных работ или работ с монолитными бетонными конструкциями, то применяют нормы из сборников 05 и 06 соответственно.
7 сборник ТЕР также рассчитан на работу с бетонными и железобетонными конструкциями, только уже сборного типа. Если же предстоит составление сметной формы на возведение различных конструкций из кирпича и блоков, то нормы из восьмого сборника будут наиболее подходящими в данном случае.
При помощи сборника ТЕР09 составляются сметные формы на металлические конструкции различного типа, например, сооружение бункеров, каркасов зданий, галерей и эстакад и пр. Также в этом сборнике находятся расценки на сварочные работы, работы по облицовке профлистом, расценки ТЕР в смете на резку металла и остальные работы с металлоконструкциями.
Нормы сборника ТЕР10 будут уместны в сметных формах на разнообразные деревянные конструкции. При помощи расценок из данного сборника можно определить стоимость возведения не только деревянных стен и перекрытий или эстакад и лестниц, но также и стоимость устройства градирен и перегородок разного типа.
ТЕР 11 — сборник, объединяющий нормы по устройству полов. В то время как 12 сборник используется при составлении сметной документации в ТЕР на кровельные работы различного типа.
Защита строительных конструкций рассчитывается в локальных сметах при помощи норм из сборника 13. Кстати, следует отметить, что все сборники ТЕР содержат в своем составе помимо расценок еще и техническую часть. В технической части ТЕР13 приведены общие сведения о нормах на защиту конструкций и оборудования, принципы исчисления объемов работ, а также различные приложения.
Отличие ФЕР от ТЕР, как отмечалось выше, состоит в региональной принадлежности, поэтому сборник ТЕР14 по составу норм и таблиц идентичен ФЕР14. Нормы данного сборника применяются при возведении сельскохозяйственных конструкций.
Сборник ТЕР15 содержит в себе нормы на производство отделочных работ. В составе сборника находятся ТЕР на укладку плитки, ТЕР на грунтовку стен, ТЕР на шпатлевку стен и т.д.
Нормы сборника ТЕР16 применяются при составлении сметных форм на прокладку внутренних трубопроводов канализации, водопровода и отопления. А воспользовавшись сборниками ТЕР 17, 18 и 19, можно определить стоимость установки внутренних устройств водопровода, отопления и газоснабжения.
Следует отметить, что разница смет в ФЕРах и ТЕРах будет состоять в стоимости и примененных индексах. Однако нормирование ресурсной части расценок останется одинаковым.
То есть сборники под номерами 20, 21 и 22 в обеих базах будут иметь не только аналогичное название, но и будут объединять нормы на одни и те же виды работ. То же можно сказать и о том, чем отличается ФЕР от ТЕР в сборниках 23, 24, 25 и 26.
Техническая часть ТЕР27 содержит в себе данные о нормах, которые применяются при составлении смет на автомобильные дороги. Сборники 28 и 29 касаются устройства железных дорог и метрополитенов.
Так как расшифровка ТЕР — это территориальные единичные расценки, то естественно, что для каждого региона разрабатывается своя база ТЕР. Таким образом, сборник 28 строительной части ТЕР Москвы будет отличаться от расценок того же сборника в ТЕР Челябинской области, а сборник 29 ТЕР ЛО редакции 2014 года будет отличаться от ТЕР Московской области за тот же период.
При применении расценок из строительного сборника 30 сразу становится понятно, что это — смета в ТЕРах на мосты и трубы. А расценки ТЕР31 используются в сметных формах на устройство аэродромов.
Сборник 32 означает, что это — ТЕР в смете на трамвайные пути. Высоковольтные линии электропередач, установка открытых распределительных устройств, монтаж опор расцениваются при помощи норм из сборника 33.
ФЕРы и ТЕРы из сборников 34 и 35 являются основными при составлении различных сметных форм на сооружения связи и горнопроходческие работы. А порядковые номера с 36 по 41 говорят о том, что смета составлена на основании сборников на работы на гидротехнических сооружениях.
Территориальные единичные расценки ТЕР 2001 используются и при составлении смет на берегоукрепительные работы и на работы по устройству судовозных путей. Для этого в составе нормативных баз предусмотрены сборники 42 и 43 соответственно.
Использование сборников ФЕР и ТЕР свойственно и при определении стоимости производства подводно-строительных работ и работ по кладке промышленных печей и труб, для коих предусмотрены нормы и таблицы в сборниках 44 и 45.
Становится понятно, что это — сметы в ТЕРах на работы по реконструкции зданий и сооружений, если использованы нормы из сборника 46. В составе данного сборника находятся расценки на пробивку и заделку отверстий, усиление конструкций, устройство временных защитных ограждений и многое другое.
Сборник 47 территориальных единичных расценок — это последний сборник в строительной части, который содержит в себе нормы на благоустройство территории. К благоустройству в данном случае относятся различные работы по озеленению и высадке защитных лесонасаждений.
Следует отметить, что расценки в базе ТЕР имеют, как отмечалось выше, схожий состав даже в ресурсной части. Поэтому стоимость большинства материалов сразу находится в каждой норме на любой вид работ.
Однако иногда возникает вопрос, как определить в сметах оборудование и материалы, особенно если стоимость материалов в смете по прайс-листам. В данном случае, происходит добавление отдельной позиции в состав сметной формы с применением всех необходимых индексов и коэффициентов.
Территориальные сметные нормы на ремонтно-строительные работы
В составе ремонтно-строительной части ФЕР, ТЕР и ГЭСН числится на сегодняшний день 19 сборников, список которых приведен на рисунке 2. Во многом, как видно на иллюстрации, названия сборников совпадают с названиями строительной части.
Рисунок 2. Состав ТЕРр
Так, сборник 51 используется при составлении сметы на земляные работы, а ТЕРр52 — на ремонт фундаментов. Следует отметить, что ГЭСН и ТЕР имеют также схожие нормы в части как шифров и наименовании, так и в части ресурсов и коэффициентов. Поэтому сборники 53 и 54 в обеих базах будут использованы в сметах на ремонт стен и перекрытий.
В таком случае кажутся вполне логичными вопросы, чем отличаются ФЕР от ТЕР и чем отличаются ГЭСН от ФЕР или ТЕР. А также иногда возникает сомнение о том, что применяется в сметах в федеральном бюджете — ФЕР или ТЕР.
Как правило, федеральный бюджет предполагает использование расценок баз ФЕР, которые, как отмечалось выше, по своему составу являются идентичными ТЕРам, однако не привязаны к региону строительства. Поэтому когда применяются ТЕРы, а когда — ФЕРы можно определить из источника финансирования.
Когда сметы разрабатываются в ТЕРах или в ФЕРах, сборники используются аналогичные за исключением наименования шифра норм. Так при составлении сметных форм на ремонт перегородок, проемов или полов применяются нормы из 55, 56 или 57 сборников выбранной базы.
О том, можно ли в одной смете применять ТЕР и ФЕР, существуют специализированные сметные темы и форумы, на которых обсуждается данная проблема. Как правило, такое совмещение баз не приветствуется. Однако изредка при отсутствии какой-либо расценки в базе ТЕР может быть применена необходимая расценка из ФЕР. Такое явление должно быть согласовано со всеми сторонами, законно заинтересованными в строительстве объекта.
При возникновении дилеммы, что применить — ТЕР или ФЕР в смете, например, на ремонт крыш или лестниц, следует обращаться как к договору подряда на отдельный объект и к источнику финансирования строительства.
Если строительство производится в определенном городе или регионе, например, в Москве и Московской области, не из федерального бюджета, то расценки из сборников 58 и 59 ТЕР-2001 Московской области и ТЕР для Москвы станут вполне подходящими.
ТЕР на ремонт кровли не будет подходить, если необходимо составить смету в ГЭСН. Таким образом, следует вернуться к вопросу о том, чем отличается ГЭСН от ФЕР и ТЭР не только в ремонтно-строительной части, но и во всех остальных частях сметных нормативов.
По сути, как отмечалось выше, отличие ГЭСН от ТЕР или ФЕР в части ресурсов и нормативов отсутствует. Однако базы ФЕР-2001 и ТЕР-2001 чаще всего используются при составлении сметной документации базисно-индексным методом, а расценки из ГЭСН свойственны сметам ресурсным методом.
То есть при предоставлении сметы в ТЕР на ремонтные работы печей с использованием сборника 60 уровень цен в ней будет указан в базисном уровне. Если же сметная форма составляется посредством ГЭСНов, то уровень цен будет текущим. Поэтому становится понятно, что такое ФЕР и ТЕР в смете.
Сборник ТЕРр61 применятся для ремонтных штукатурных работ. Пример сметы в ТЕРах с использованием расценок из данного сборника, как и из сборников 62, 63 и 64 на малярные, стекольные или лепные работы, можно найти на специализированных ресурсах и в профессиональной литературе.
Расценки ТЕР в строительстве на производство ремонтных работ внутренних и наружных инженерных сетей объединены в сборники 65 и 66. Сборник ТЕРр65 содержит нормы на разборку и смену различных элементов внутренних трубопроводов водопровода, отопления, канализации, вентиляции и газоснабжения. Сборник 66, соответственно, относится к наружным сетям.
Что такое ТЭР в смете на ремонт электромонтажных сетей и изделий, можно понять посредством расценок из сборника ТЕРр67. А образец сметы на благоустройство территории в ТЕР может быть составлен не только при помощи расценок из строительного сборника 47, но и с использованием расценок из ТЕРр68 ремонтной части.
То, как читать смету в ТЕРах, если в ней применены расценки из ТЕРр69, не отличается от чтения сметных форм на основании прочих норм и таблиц. Подсказкой в данном случае будет именно шифр сборника. То есть ТЕРр69 говорит о том, что смета составлена на прочие ремонтно-строительные работы такие, как пробивка и сверление отверстий, заделка гнезд, устройство лесов и пр.
Список сборников ТЕР в монтажной части
ТЕРм в смете — это расценки на производство монтажных работ оборудования различного типа. Монтажные работы собраны в 40 сборников в зависимости от вида оборудования и вида работ.
Смета в ТЕРм с использованием сборников 01 и 02 содержит расценки на монтаж металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования. Подъемно-транспортное, дробильное и весовое оборудование расценивается сборниками ТЕРм03, 04 или 05 соответственно. Примечательно, что расценки на подъем материала находятся либо в составе работ каждой нормы, либо определяются в сметах отдельной позицией.
Что значит ТЕР на теплосиловое оборудование и монтаж компрессорных установок, можно понять из сборников 06 и 07. Одним из самых часто применяемых является сборник 08 в ТЕРм-2001 на электротехнические установки.
Сборник 08 в ТЕРм-2001 применяется при прокладке как наружных, так и внутренних кабельных сетей. Кроме того, нормами данного сборника определяется стоимость установки различного оборудования, начиная от выключателей, заканчивая трансформаторами.
Техническая часть ТЕРм08, как и технические части других сборников, содержит общие данные о расценках сборника, приложения и методы по подсчету объемов работ. Состав сборника ТЕРм08 приведен на рисунке 3.
Рисунок 3. Состав ТЕРм08
Что такое ТЕРы монтажной части, можно понять, обратившись и к любому другому сборнику с литерой «м» в шифре. Например, к сборнику 09 на электрические печи или к ТЕРм10 на оборудование связи.
Установка приборов расценивается при помощи норм из 11 монтажного сборника. А техническая часть ТЕРм12 содержит сведения о применении расценок на технологические трубопроводы.
Далее сборниками с 13 по 40 в ТЕРм можно воспользоваться в зависимости от того, на какой именно вид монтажных работ оборудования составляется сметная форма. При этом смета в ТЕР онлайн может быть составлена с таким же успехом, как и смета в специализированной программе. Ведь все сборники ТЕР находятся на сайте Минстроя РФ.
Кроме того, методика определения сметных цен на материалы для всех видов расценок во всех сборниках является идентичной при составлении документации и в ФЕРах, и в ТЕРах.
Сборники ТЕР на пусконаладочные и прочие работы
ТЕРп — это сборники на пусконаладочные работы. В части на пусконаладку содержится 16 сборников, выбор норм из которых зависит от оборудования. В ТЕРп предусмотрена наладка электротехнических устройств, автоматизированных систем управления, теплоэнергетического оборудования и т.д.
ТЕРмр включают в себя сборники на капремонт оборудования. Кроме того, если вернуться к рисунку 1, можно увидеть, что в ТЕР входят также и сборники цен на материалы, нормативы и перевозки.
Следует, однако, заметить, что с 2017 года применение ФЕР вместо ТЕР становится наиболее предпочтительным в связи со множеством факторов. На данный момент в некоторых регионах России происходит отмена территориальных единичных расценок.
Подвести итог можно следующим образом: сборники ТЕР являются таким же удобным инструментом при составлении форм сметной документации, как и ГЭСН или ФЕР. Однако, в связи с привязкой к территориальным показателям сборники ТЕР имеют свои нюансы в применении, что сказывается на общей сметной стоимости строительства объекта.