что такое фэнтези в литературе определение кратко
Фэнтези
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств (см. уся).
Содержание
Литература
Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению [3] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.
Предтечей современного фэнтези стали романы А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837) и «Новый Емеля, или Превращения» (1845).
Кинематограф
Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов (манги) или снято по их мотивам. Самые известные фильмы в жанре фэнтези:
Телевизионные сериалы
Телесериалы в жанре фэнтези — жанр фантастического кино, в основе которого лежит мифология и сказки народов мира.
Сериал фэнтези больше похожи на исторические или приключенческие произведения, события в которых проходят в мифическом или фантастическом мире, похожем на историческое Средневековье, персонажи в котором борются с невероятными существами и событиями.
Фэнтези отличается от фантастики тем, что не пытается пояснить мир, с научной точки зрения. Мир фэнтези вымышлен от начала и до конца, географическое расположение — не поясняется: это может быть параллельная вселенная, иная планета, подчиненная иным чем на Земле законам. В таковом мире обычно реально существуют колдовство, боги и мифические создания (эльфы, драконы, тролли, гномы) и привидения.
Одним из популярнейших телесериалов в настоящее время является сериал, снятый по саге «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина (по названию первой книги) — «Игра Престолов»
Ролевые игры
Настольные ролевые игры
В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения нового типа ролевых игр. В таких ролевых играх партия из одного/нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений (выполнение заданий, поиск артефактов).
Для количественного описания игрового мира используются различные ролевые системы. Среди ролевых систем можно выделить такие как Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы») и GURPS (Generic Universal RolePlaying System — «общая универсальная система ролевых игр»).
Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.
Ролевые игры живого действия
Живопись
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
Некоторые из остальных известных действующих художников:
Музыка
К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл.
Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как Blind Guardian, Summoning, Battlelore, с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев — книгам Толкина.
Группы Rhapsody of Fire и Bal-Sagoth издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Тематика последних близка к книгам Р. Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Российская группа Эпидемия также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись» и его продолжение «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена». Существуют целые рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia» и «Дорога без Возврата».
Отдельно следует рассматривать т. н. бард-фолк или менестрелей, целиком посвятивших своё творчество фентазийной или средневековой тематике (Тэм Гринхилл, Йовин, Канцлер Ги, Ренни, Джем etc).
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах — стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской, славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
фэнтэзи как жанр художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фэнтэзи как жанр художественной литературы
Фэнтэзи – это жанр, сочетающий в себе мистику и реальные события. Мистическим при этом может выступать что угодно – от вымышленных автором существ до существ мифических, взятых из различных верований. Фэнтэзи, как жанр, возник достаточно давно – еще в середине девятнадцатого века. Истоком этого жанра принято считать мифологию.
Во всей русской литературе самым выдающимся классиком, писавшим то, что сегодня называют фэнтэзи, был Николай Васильевич Гоголь. Его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос» и многие другие были написаны именно в этом жанре, по мотивам украинских поверий и сказаний. Так, Гоголя можно по праву считать основателем данного жанра в русской художественной литературе.
В зарубежных странах фэнтэзи тоже пользовалось популярностью. Самым известным произведением в фэнтэзи можно считать «Фауста» Гете. Это философское произведение, содержащее черты мистического.
Довольно известным произведением первой половины двадцатого века в русской художественной литературе в жанре фэнтэзи можно считать роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом романе благодаря зеркальной композиции прекрасно уживается как реальность, так и мистика. Главным героем произведения является сам дьявол, прибывший в Москву с единственной целью: узнать, изменились ли горожане духовно.
Итак, к характерным чертам фэнтэзи как жанра художественной литературы можно отнести:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, мы разобрали несколько наиболее характерных черт для жанра фэнтэзи. Присутствие одной из них обязательно практически в каждом фэнтэзийном произведении художественной литературы.
Можно сказать, что в середине двадцатого века фантастика практически вытеснила фэнтэзи из мира художественной литературы. Однако, в начале двадцать первого века жанр фэнтэзи вновь обрел свою популярность.
Итак, фэнтэзи – это довольно старый жанр, однако, неоднократно переживавший «второе рождение». В России он возник в середине девятнадцатого века, вновь возродился в начале двадцатого и начале двадцать первого веков. В зарубежной литературе фэнтэзи как жанр художественной литературы возник гораздо раньше – после эпохи Возрождения, однако последующие периоды его популярности совпадают по временам с популярностью в русской художественной литературе.
Наиболее известные фэнтэзи-произведения
Фэнтэзи действительно стало в последние годы популярным. Причин этой популярности может быть несколько: вызванный приключенческими фэнтэзи интерес у читателя, развитие технологий, исторический подтекст. Все это находит отражение в следующих популярных произведениях современной художественной фэнтэзи-литературы:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фэнтэзи, как жанр художественной литературы, зародился достаточно давно, однако, несмотря на это, свою популярность он получил только в начале двадцать первого века, полюбившись многим читателям и зрителям. Фэнтэзи – это неотъемлемая часть художественной литературы, в том числе и современной.
Что такое фэнтези, и что оно означает?
Чем так интересен жанр фэнтези? Ответы в статье!
Значение слова «фэнтези» интуитивно понятно каждому. Даже тот, кто ничего не слышал об этом жанре, хоть что-то да знает о Гарри Поттере, Гендальфе или Джоне Сноу.
Но, что значит “фэнтези”? Откуда взялся этот жанр?
Фэнтези, как литературный жанр
Если вы попытаетесь взглянуть в любой литературоведческий словарь, чтобы раз и навсегда понять, что же собой представляет этот литературный жанр, вас постигнет жестокое разочарование. Ничего, кроме расплывчатых формулировок, вы там увидеть не сможете.
Поэтому после признания в том, что термин «фэнтези» был взят из зарубежной литературы без какого-либо точного понимания, необходимо определить этот жанр, отделив его от других разновидностей фантастической литературы – прежде всего, научной фантастики.
Это сделать достаточно просто. Итак, что значит “фэнтези”?
Если в рациональной фантастике автор стремится логически обосновать включение вымышленных элементов в сюжет произведения, то создателя фэнтези это нисколько не беспокоит, и он демонстрирует читателю свой волшебный мир без каких-нибудь объяснений.
В самом деле, непонятно, каким образом шкаф или вокзал может превратиться в портал в другой мир, и где живет вся эта сказочная живность: хоббиты, гномы, эльфы.
Однако подобная «алогичность» фэнтези не для всех является достаточно убедительным доказательством отличия от научной фантастики.
И для желающих в сотый раз поспорить о том, что невероятней: зарождение жизни на далекой планете или говорящие бобры, напомним о важности не только сюжетного наполнения, но и самой логики преподнесения фантастического материала.
Другой же частой ошибкой является отнесение едва ли не всех произведений мировой литературы к жанру фэнтези только на том основании, что превращение портрета Дориана Грея или уменьшение шагреневой кожи из произведения Оноре де Бальзака никак не объяснено.
Вторая важная черта фэнтези – это применение специфических персонажей и хронотопа (термин, заключающий в себе и пространство и время).
Чаще всего героями подобных произведений становятся выходцы из западноевропейских и других мифов.
В этом отношении славянские предания и легенды “не пасут задних”, предоставляя жанру большое количество материала (например, знаменитый цикл «Волкодав» Марии Семеновой). Кроме того, авторы время от времени обращаются к восточным, африканским и американским мифам.
Что же касается хронотопа, то чаще всего действие в фэнтези происходит в мире, напоминающем отдаленно средние века.
Чем интересно фэнтези: тематика и основная идея
“Иногда фантастическая книга захватывает настолько, что кажется, будто из неё торчит когтистая лапа или свисает чешуйчатый хвост”.
Надея Ясминска
Тематическая «разбросанность» фэнтези, в какой-то степени обусловленная большим количеством источников заимствований, потребовала немедленного решения вопроса его классификации.
И здесь, как можно догадаться, единого мнения нет. Сейчас существует не менее десятка различных классификаций фэнтези. Например, исходя из сюжета, выделяют эпические фэнтези (которые, как правило, изображают длительную борьбу с сильным врагом) и «темные».
Для последних характерно заимствование элементов романов ужасов и фильмов нуар, передающих атмосферу кошмарного мира, где победило зло. Основываясь на этом же принципе, иногда выделяют романтические, мистические фэнтези и т. д.
Между тем, пусть подобное разнообразие героев и сюжетов не вводит вас в заблуждение. Жанр фэнтези может быть сведен к единому идейному посылу – стремлению через судьбу конкретного героя (неважно, в каком обличье он живет, – человека, животного или какого-то непонятного существа) решить вселенские вопросы бытия, понять, в чем состоит смысл жизни.
Пожалуй, это и есть главная черта фэнтези, отличающая его от других жанров.
Истоки фэнтези
Предшественниками и одновременно источниками современных фэнтези-романов считаются древние мифы и средневековые легенды о короле Артуре с присущим им магически-романтическим окрасом.
В русской литературе первым начал писать фэнтезийные тексты ныне забытый прозаик Вельтман, в произведениях которого переплелись исторические и сказочные элементы.
В Белоруссии в это же время творил Ян Барщевский, бравший за основу своих рассказов произведения фольклора.
Основатели жанра фэнтези
Рассмотрим первых писателей фэнтези.
Эдвард Дансени
ХХ век для фэнтези открылся именем Эдварда Дансени. Его «Боги Пеганы» и «Дочь короля Эльфландии» – едва не первый пример в литературе создания оригинального и абсолютно автономного мира со своими законами и традициями, о существовании которого читателю говорится просто так, без всяких ненужных объяснений.
Но Эльфландия не могла существовать, если бы не специфическое воспитание писателя: ему запрещали читать те книги и журналы, которые отсылали к событиям современности.
Напротив, мальчик помещался в мир сказок, что в сочетании с большими способностями лорда Дансени в древних языках помогло в будущем создать эти шедевры.
Джеймс Кейбелл
Вторым основателем фэнтези считается Джеймс Кейбелл, который предложил иронический вариант жанра. На страницах «Путешествия Мануэля», насчитывающего восемнадцать томов, автор создает целую энциклопедию различных мифологий, которые сейчас можно считать введением во всю литературу фэнтези.
Стиль автора неповторим: этакий коктейль иронии, сарказма и цинизма, оборачивающиеся неожиданным образом мягкой тоской писателя по «прекрасным событиям» (выражение самого Кейбелла).
К сожалению, литературная судьба писателя сложилась достаточно жестко: несмотря на то что в начале творческого пути с ним почитали за честь познакомиться классики американской литературы, затем его слава утихла, и последующие произведения не вызвали особого интереса.
Роберт Говард
Настоящей загадкой американской литературы считается Роберт Говард, который, казалось, весь был соткан из противоречий. Прожив каких-то тридцать лет, он оставил после себя огромное литературное наследство, давшее работу издателям на долгое время.
Роберт увлекался боксом, ему не был чужд культ силы и мощи (вспомним цикл о Конане-варваре). И вместе с тем, будучи другом Лавкрафта, он писал мистические произведения, работа над которыми открыл некое подспудное, невидимое для других «я», заставившее сильного мужчину выстрелить в себя после сообщения медсестры о близкой кончине матери.
Но любители фэнтези помнят и уважают Роберта Говарда, конечно, не за животрепещущую биографию, а за плодотворные эксперименты над этим жанром. В первую очередь речь идет о создании особого стиля «меча и магии», основанного на привлечении многих жанров, в том числе фэнтези и хоррора.
Такова история жанра фэнтези в первые десятилетия века. Затем ему суждено пережить необычайный расцвет благодаря творчеству всего лишь одного человека – английского писателя Джона Толкина.
Дж. Р. Толкин
Будучи молодым человеком, он уже мог похвастаться знанием нескольких языков, в том числе и мертвых, что помогло ему при изучении мифологии. Писатель, читавший «Беовульфа» и «Калевалу», хотел написать нечто походившее на эти произведения. Он даже создал собственный язык, эльфийский, на котором бы говорили герои будущего эпоса.
Экскурс по книгам Толкина
Таким монументальным полотном не суждено было стать «Хоббиту», ведь он являлся лишь сюжетом, вышедший из сказки. Однако таковым может считаться его продолжение. «Властелин колец» писался семнадцать лет, однако титанический труд того стоил.
Книга, переведенная на множество языков, считается среди почитателей фэнтези недостижимым идеалом писательского мастерства, а само имя Толкина осталось навсегда в сердцах благодарных читателей.
Итак, мы рассмотрели, что такое фэнтези, что это за жанр, и что он означает. Хотите что-то добавить? Пишите комментарии!
Фэнтези как жанр литературы
«Фэнтези» как жанр литературы
Анализ существующих определений.
Во время своей работы я сталкивалась с несколькими определениями фэнтези, но чаще всего встречалось такое: фэнтези – это романтическая фантастика. Возникает вопрос: что такое фантастика. Всеволод Ревич даёт определение, с которым я полностью согласна. Фантастика – это наша реальность, доведённая до абсурда [«Память человечества», предисловие]. Но я не согласна с данным определением фэнтези. На мой взгляд фэнтези и фантастика уже настолько отошли друг от друга, что определять одно через другое стало невозможным, так как основным атрибутом фэнтези является магия, а фантастики – технология.
Также я встретила следующее определение: Фэнтези представляет собой историческое и символическое описание нашего субъективного жизненного опыта [«В поисках героя», Уистен Х. Оден]. Это определение подходит больше, чем первое, но всё-таки оно не полно и не включает в себя особенности жанра.
В «Энциклопедии для детей» есть такое определение: «жанр фэнтези предлагает читателю реальность, похожую на сказку» [Энциклопедии для детей, М.,Аванта, 2000, Русская литература, ХХ век, часть 2, статья «Фантастика 90х годов. Фэнтези»]. Я практически полностью согласны с этим определением, но считаем, что фэнтези уже отдалилось от сказки.
И ещё одно определение, встреченное там же: « Фэнтези – это произведения, авторы которых делают вид, что всё изображённое ими может существовать – на другой планете, в ином времени или же в далёком прошлом»
В современных книгах (в предисловиях и вступлениях) говорится в основном о биографии автора, его писательских достижениях. Нередко можно встретить такие фразы: «… один из лучших авторов русской/зарубежной фэнтези», но нигде не даётся чёткое определение фэнтези. Поэтому я поставила перед собой задачу вывести более чёткое определение, хотя необязательно оно будет исчерпывающим и полностью охватывающим жанр. Это сделать практически невозможно, так как фэнтези развивается очень быстро, и каждый новый автор вносит что-то новое. Но я попытаелась вывести определение более точное и полное по сравнению с приведёнными выше определениями.
Итак, выведено четыре основных признака фэнтези. Есть ещё много признаков, но так как современное фэнтези очень разнообразно, то признаки меняются с изменениями жанра. А по этим четырём признакам можно безошибочно определить фэнтези любого направления.
Наше рабочее определение фэнтези, выведенное на основе анализа определений, предлагаемых другими авторами и поверхностных признаков фэнтези таково: фэнтези – это литературный жанр, интерпретирующий проблемы реального мира в вымышленном мире, предлагающем специфические возможности их разрешения.
Иными словами, психологические проблемы, существующие в вымышленных мирах фэнтези, присущи психологии современного человека. Фэнтези занимается конструированием возможных социальных (реже – экономических) отношений между людьми (существами) в иных, невозможных на сегодняшний день, условиях.
Таким образом,моя а формулировка тяготеет к определению, данному Уистеном Х. Оденом в плане психологического отражения жизненного опыта. Однако считаем необходимым остановиться на специфических чертах фэнтези, как жанра «фантастики мечей и волшебства».
Данная научная работа была опубликована в сборнике работ, представленных на Научно-практической конференции МАН, Алматы, 2003г.
Фэнтези
Из Википедии — свободной энциклопедии
Фэ́нтези (англ. fantasy [1] — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа (Властелин колец) и Клайв Стейплз Льюис (Хроники Нарнии).
Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д. В то же время, принципиальное отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире.