что такое федресурс и для чего он нужен
Что такое Федресурс и для чего он был создан?
Работа всех государственных органов и всех сопутствующих систем в нашей стране должна иметь прозрачный характер. Именно поэтому все федеральные порталы и официальные государственные сайты общедоступны в средствах массовой информации, и публикуют максимально открытую, полную и понятную, любому человеку информацию. В соответствии с этими же требованиями работает Федресурс. Что такое Федеральный ресурс? Мы расскажем, для чего он был создан и кому может быть полезен.
Что такое Федеральный ресурс и для чего его создали
Федеральный ресурс ранее имел и другие названия: «Единый Федеральный реестр сведений», «Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц», а в настоящее время именуется как «Единый Федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Обязанность раскрывать сведения на официальном сайте Федресурса появилась у юридических лиц еще в 2011 году с появлением Федерального Закона №228 от 18 июля 2011 года. Данный закон содержал пакет поправок в законодательство, в том числе, законодательство об акционерных обществах. Данные поправки были направлены, в первую очередь, на защиту прав кредиторов.
Основной целью создания Федерального ресурса сведений являлась защита прав кредиторов и контрагентов.
Федеральный ресурс един, но состоит из двух смысловых частей:
За последнее 4 года реестр претерпел множество изменений. Как в законодательном, так и в техническом плане. Юридическая структура ресурса меняется с появлением новых законов, либо же поправок к ним, а интерфейс совершенствуется для максимальной простоты работы с порталом.
Как работает портал
Федеральный ресурс представляет собой реестр сведений, связанных с экономической деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Преимуществом ресурса является общедоступность, то есть любой контрагент может зайти на портал и бесплатно получить всю требующуюся информацию о потенциальном партнере.
Все сообщения, которые предоставляют экономические субъекты, так же регистрируются в электронном формате. Все сведения регистрирует специально уполномоченное лицо. В соответствии с приказом Министерства экономического развития № 121 2011 года и на основании п. 4 статьи 6 Федерального Закона № 228-ФЗ оператором электронного ресурса было назначено ЗАО «Интерфакс».
Для того чтобы начать работу на портале в качестве активного экономического субъекта, необходимо зарегистрироваться, и получить доступ к личному кабинету.
Вся информация на портале должна размещаться от первого лица и регистрируется самостоятельно!
К сожалению, в последнее время участились случаи попытки мошенничества, связанные с работой на федресурсе. Злоумышленники осуществляют звонки от имени работников федерального реестра и предлагают платные услуги по ведению и юридическому сопровождению личного кабинета экономического субъекта.
В действительности работники федресурса никогда не звонят зарегистрированным пользователям портала. Если необходимо, им направляется письменное уведомление о решении проблемы или вопроса от официальной службы поддержки пользователей сайта.
Все сведения, которые размещают юридические лица на федеральном портале, должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Пользователь сайта также должен иметь актуальный сертификат ключа проверки электронной подписи. Данный сертификат так же имеет вид электронного документа. Выдается специализированным удостоверяющим центром.
Зарегистрированный пользователь сайта может пользоваться электронной цифровой подписью в течение одного календарного года после ее получения. По истечении данного срока, юридическое лицо обязано самостоятельно произвести перезапись ЭЦП. Процедура перезаписи подписи осуществляется идентично процедуре получения.
В соответствии с законодательством, юридическое лицо и ИП на Федеральном ресурсе должны размещать исключительно правдивую, точную и актуальную информацию. Немаловажным фактором является так же своевременность подачи сведений.
Если зарегистрированный субъект по ошибке подал неверную информацию, ему следует незамедлительно написать сообщение в службу поддержки пользователей сайта с просьбой удалить предыдущее сообщение. В письме так же должна быть указана причина подачи некорректной информации.
В конечном счете каждый субъект несет полную ответственность за предоставленные им данные.
Какие данные нужно предоставлять на Федресурс?
На сайте Федерального ресурса экономическим субъектам необходимо раскрывать все виды сообщений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основные виды сведений, обязательных для раскрытия экономическими субъектами:
Нераскрытие информации на Федресурсе считается достаточным основанием для отказа в регистрации, реорганизации или ликвидации юридического лица.
Для раскрытия сведений о возникновении признаков недостаточности имущества установлен нестандартный срок размещения информации – 10 рабочих дней от даты, с которой стало известно о данном факте.
Практически все вышеперечисленные виды сведений, обязательные для раскрытия, должны быть поданы юридическим лицом на портал Федерального ресурса самостоятельно, в течение трех дней после наступления того или иного события.
Ответственность за нарушение правил работы с Федресурсом
Несмотря на то, что многие сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Федеральный ресурс подает налоговая служба, экономические субъекты не освобождаются от ответственности публикации сведений, входящих в перечень обязательных для раскрытия.
Основным нормативным документом, регламентирующим ответственность за нераскрытие, не полное раскрытие или недостоверное раскрытие информации, служит Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
При нераскрытии информации на сайте Федерального ресурса субъекта могут привлечь к административной ответственности. В частности, п.3, п.6 и п.7 статьи 14.25 КоАП РФ подробно описывают ситуации, когда должностные лица могут получить предъявлены предупреждение, дисквалификацию или административный штраф (в зависимости от тяжести нарушения).
Если оказывается, что на Федресурс не поданы данные, которые могли предостеречь контрагентов от заключения невыгодных сделок или при признании юридического лица банкротом, к должностным лицам предприятий будет представлена субсидиарная ответственность.
Статистика показывает рост количество привлекаемых участников, одновременно являющихся директорами банкротов. К слову, в 2018 году доля директоров-участников среди лиц, к которым было подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, составляла 17,5%, то в 2019 году она возросла до 23,4%.
Опубликование сведений на Федресурсе: что меняется с 1 апреля?
peshkova / Depositphotos.com |
1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в ст. 7.1 Закона о госрегистрации юридических лиц и ИП (Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. № 377-ФЗ), регулирующую внесение сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также Реестр, Федресурс). С указанной даты:
Обратите внимание: если компания воспользуется этим правом и внесет в Федресурс указанные сведения, третьи лица будут считаться извещенными об установленных правах или ограничениях со дня, следующего за днем опубликования в Федресурсе соответствующего сообщения (за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также случая, если такое лицо знало или должно было знать о наличии права или ограничения ранее даты публикации). Это правило будет применяться при условии однозначной идентификации объекта, в отношении которого установлены соответствующие права или ограничения, лицом, внесшим сведения.
Федресурс как инструмент опубличивания действующих гражданских прав
М.Полуэктов / АК Полуэктова и партнеры
В нашей стране существуют различные механизмы опубличивания гражданских прав и обязанностей (ограничений) конкретного лица, посредством которых другие лица могут о них узнать.
Это может быть система государственной регистрации прав, которая построена на принципе внесения (хотя этот принцип действует за некоторыми исключениями). Примерами такой системы государственной регистрации прав является ЕГРН (для недвижимого имущества) и ЕГРЮЛ (для долей в обществах с ограниченной ответственностью).
Это может быть система учета залога движимого имущества посредством направления нотариусу уведомлений о залоге и их регистрации на сайте www.reestr-zalogov.ru (ст.339.1 ГК РФ).
В этом случае принцип внесения не действует. Не учтенный в реестре, то есть не опубличенный, договор залога действителен, он лишь не противопоставим третьим лицам. Залогодержатель может обратить взыскание на предмет залога, пока он остается в собственности залогодателя.
Но если залогодатель передаст предмет залога по возмездному договору в собственность другого лица, которое о залоге не знало и не должно было знать, то залог прекратится на основании пп.2 п.1 ст.352 ГК РФ.
Если же залог будет опубличен, то у него появляются свойства противопоставимости и следования. Если собственник продаст предмет залога другому лицу, которое о залоге не знало и не должно было знать, то залог сохранится, новый собственник станет на место залогодателя и залогодержатель сможет обратить взыскание на предмет залога (п.4 ст.339.1 ГК РФ).
Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс, https://fedresurs.ru/ ) является еще одним инструментом опубличивания прав.
Информацию на Федресурсе могут размещать только субъекты экономической деятельности, в частности, юрлица и ИП.
Закон предусматривает какие сведения лица обязаны раскрывать на Федресурсе, а какие раскрывать вправе, но не обязаны.
Например, сведения об обременении залогом движимого имущества подлежат обязательному внесению в Федресурс (подп. н.1 п.7 ст.7.1 Закона № 129-ФЗ). Однако какие-либо гражданско-правовые последствия внесения или невнесения этих сведений законодатель почему-то не предусмотрел. Поэтому неразмещение в Федресурсе сведений о залоге не влияет на действительность договора залога и возникших из него прав.
Могут быть внесены в Федресурс следующие сведения: право на обратный выкуп имущества, ограничения прав собственника (владельца) по договору, удержание вещи, сохранение права собственности на товар, поручительство, любые иные сведения о лице (п.12 ст.7.1 Закона № 129-ФЗ).
А вот последствия внесения в Федресурс этих факультативных сведений законодатель уже предусмотрел — со дня, следующего за днем опубликования в Федресурсе этих сведений, третьи лица считаются извещенными об установленных правах и (или) ограничениях (при условии однозначной идентификации объекта, в отношении которого установлены соответствующие права и (или) ограничения, лицом, внесшим сведения), за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также случая, если такое лицо знало или должно было знать о наличии права или ограничения ранее даты публикации (п.5 ст.4 Закона от 12.11.2019 N 377-ФЗ).
Но что дает такое знание третьих лиц? Законодатель прямо об этом ничего не говорит, а судебная практика еще не сформировалась, так как возможность внесения в Федресурс факультативных сведений появилась только с 1.04.20. Поэтому попытаемся найти ответ самостоятельно.
Очевидно, что фраза “считаются извещенными” означает, что опубличенное в факультативном порядке право лица становится противопоставимым третьим лица. Третьи лица уже не смогут ссылаться на то, что они не знали о таких правах.
Однако это еще не означает, что такое опубличенное право также приобретает свойство следования, так как для этого требуется прямое указание в законе как, например, в ст.617 ГК РФ (при переходе права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу договор аренды продолжает действовать).
Рассмотрим некоторые примеры влияния размещенной в факультативном порядке на Федресурсе информации на результат судебных споров.
В Федресурс внесены сведения о сохранении права собственности на товар за стороной договора
Предположим, лицо А продало лицу В автомобиль (далее — а/м) с отсрочкой платежа и с условием сохранения права собственности на а/м за лицом А до его полной оплаты. Лицо А внесло в Федресурс сведения о сохранении у него права собственности на а/м до получения оплаты.
Далее лицо В повело себя недобросовестно и продало а/м лицу С. Лицо А узнало об этом и предъявило к лицу С виндикационный иск об истребовании у него а/м.
Подлежит ли такой иск удовлетворению? Очевидно, что да. Поскольку сведения о сохранении права собственности на а/м за лицом А были внесены в Федресурс, то лицо С не может ссылаться на то, что не знало об этом. Следовательно, лицо С не является добросовестным приобретателем. А значит а/м может быть у него истребован в порядке ст.301 ГК РФ.
В Федресурс внесены сведения о наличии права на обратный выкуп имущества, переданного по договору
Предположим, остро нуждающееся в деньгах лицо А продало лицу В а/м с правом его обратного выкупа в течение определенного срока по определенной цене, включающей в себя процентный доход лица В (альтернатива займу под залог а/м). Лицо А внесло в Федресурс сведения о наличии у него права на обратный выкуп а/м.
Далее лицо В повело себя недобросовестно и продало а/м лицу С до истечения срока на обратный выкуп.
В этом случае лицо А не может истребовать а/м у лица С, поскольку не является собственником. Однако лицо А может потребовать признать договор купли-продажи а/м между лицами В и С недействительным и в порядке реституции обязать лицо С вернуть а/м лицу В, а уже от лица В потом требовать обратного выкупа.
В доктрине такого рода споры стали именовать “интервенцией в чужие договорные отношения” (хотя ранее абсолютная защита относительного права кредитора ставилась под сомнение).
Судебная практика в основном идет по пути оспаривания сделок интервента по связке статей 10 и 168 ГК РФ.
В этом случае сделка между лицами В и С является ничтожной, так как она нарушает требования закона (а именно, статьи 10 ГК РФ, которая запрещает злоупотребление правом) и при этом посягает на права и охраняемые законом интересы третьего лица (А).
Злоупотребили правом обе стороны. Лицо С злоупотребило правом, так как купило а/м, зная о том, что он подлежит обратной продаже лицу А. Мы говорим о том, что лицо С знало о праве обратного выкупа а/м, поскольку сведения об этом были внесены в Федресурс.
Если бы лицо А успело заплатить лицу В цену обратного выкупа, то при определенных условиях оно могло бы потребовать отобрания а/м непосредственно у лица С по деликтному иску о возмещении вреда в натуре (ст.1082 ГК РФ).
В Федресурс внесены сведения об ограничениях прав собственника (владельца) вещи по договору
Предположим, лицо А (собственник нежилого помещения) заключило с лицом В договор купли-продажи помещения с отсрочкой платежа на 3 года и условием перехода права собственности на помещение после его полной оплаты. Такой договор не подлежит государственной регистрации.
В Федресурс стороны внесли сведения о том, что лицо А в период действия вышеуказанного договора не вправе отчуждать помещение третьим лицам.
Тем не менее, лицо А повторно продало помещение лицу С и перерегистрировало на него право собственности. Как лицу В защитить свои права?
Этот казус более сложный. Лицо С может сказать, что оно доверилось данным государственного реестра — оно получило выписку из ЕГРН, в которой никаких ограничений прав лица А, как титульного собственника помещения, не было. А согласно п.6 ст.8.1 ГК РФ приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.
Однако с помощью записи в Федресурсе как раз и можно доказать, что лицо С должно было знать об отсутствии у лица А права на отчуждение помещения, а значит оно не является добросовестным.
Лицо С может возразить — мол в силу ст.131 ГК РФ любые ограничения прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, а таковой не было.
Однако это не совсем так. Не любое ограничение прав можно зарегистрировать. Действующая регистрационная система не предусматривает возможность регистрации договора купли-продажи помещения с отсрочкой платежа либо вытекающих из этого договора ограничений.
Получается, что лицо С недобросовестно вторглось в чужие договорные отношения и его сделка с лицом В по покупке помещения может быть оспорена на основании статей 10 и 168 ГК РФ.
В Федресурс юрлицо или ИП внесли “иные” сведения о себе
Предположим, юрлицо ограничило в уставе полномочия директора и внесло сведения об этом в Федресурс. Директор совершил сделку с превышением этих полномочий.
Могут ли участники этого юрлица оспорить такую сделку?
Еще недавно действовал следующий подход к разрешения подобных споров. Третьи лица по общему правилу вправе исходить из неограниченности полномочий директора юрлица. Сделка, совершенная директором с превышением своих полномочий, может быть оспорена только если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об ограничении полномочий директора на совершение сделки. Одна лишь ссылка в договоре на то, что директор действует на основании устава не свидетельствует о том, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Опубликование устава в сети Интернет, само по себе не создает презумпцию знания контрагентом его содержания (п.6 «Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Но данные правовые позиции были выработаны еще до того, как законодатель в п.5 ст.4 Закона от 12.11.2019 N 377-ФЗ установил презумпцию, что после опубликования в Федресурсе факультативных сведений, предусмотренных пунктом 12 ст.7.1 Закона № 129-ФЗ, “третьи лица считаются извещенными об установленных правах и (или) ограничениях”.
Вполне вероятно, что с 1.04.20 суды начнут распространять данную презумпцию и на рассматриваемый кейс. Во всяком случае это соответствует букве закона.
Если так, то сделка, совершенная директором с превышением своих полномочий, может быть признана недействительной на основании п.1 ст.174 ГК РФ.
Выводы
Мы рассмотрели только 4 возможных казуса. Однако очевидно, что случаев, когда факт размещения в Федресурсе факультативных сведений может сыграть решающую роль в судебном споре, значительно больше.
Не исключено, что Федресурс будет использоваться недобросовестными лицами специально для того, чтобы создать условия для оспаривания сделки в будущем.
В любом случае, пострадавшими будут те, кто не удосужился заглянуть в Федресурс перед совершением сделки.
ЕФРСФДЮЛ: что это и как с ним работать
Что такое ЕФРСФДЮЛ? Какие данные подлежат размещению в ЕФРСФДЮЛ? Какова ответственность за несвоевременное размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ?
Единый федеральный реестр для регистрации значимых сообщений о деятельности юридических лиц и прочих экономических субъектов официально заработал 1 января 2013 года. Это самый крупный сайт с информацией о работе всех экономических агентов в России. Открытые данные снижают риски и расходы сторон, делают бизнес прозрачнее, что способствует общему экономическому развитию страны.
Основные принципы ЕФРСФДЮЛ:
Какая информация предназначена для размещения в ЕФРСФДЮЛ
Обычно сведения в реестр Федресурса заносят сами экономические агенты. Автоматически загружаются сведения из ЕГРЮЛ, систем раскрытия данных о судебных актах, реестра арбитражных управляющих. Часть информации размещает налоговая служба. В течение пяти дней появляются сообщения о следующих событиях:
Часть сведений передаются экономическими агентами. Ими выкладывается более 50 видов сообщений, и этот перечень постоянно расширяется. Перечислим основные сведения:
Содержание сообщений для размещения в ЕФРСФДЮЛ зависит от их специфики. Например, при реорганизации предприятия с уменьшением уставного капитала необходимо два сообщения:
При сообщении о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ также необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации».
Ответственность за несвоевременное размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ
На сегодня законодательство предполагает три временных интервала:
За отсутствие записей о существенных событиях грозит следующая ответственность:
Конкретная санкция зависит от систематичности нарушения, его специфики. Если, например, не внести информацию о банкротстве компании, то это может потенциально стать презумпцией вины юридического лица, а это риск привлечения к субсидиарной ответственности.
Дополнительной косвенной санкцией может стать отказ в проведении государственной регистрации процедуры. Например, ФНС может отказаться выдать подтверждение при желании реорганизовать предприятие, подать на ликвидацию либо снизить размер уставного капитала.
ЕФРСФДЮЛ и банкротство
В базе по банкротствам предприятий можно найти следующие сведения:
Кому доверить размещение в ЕФРСФДЮЛ
На сегодня экономическим агентам доступно 3 варианта:
Самостоятельный процесс включает:
При размещении в ЕФРСФДЮЛ через нотариуса процедура аналогична, за исключением использования его собственной квалифицированной электронной подписи.
Проще всего разместить сообщение через сервис-посредник Здесь сотрудники сформируют текст сообщения, оплатят государственную пошлину, решат вопросы с КЭП. Клиент оплачивает услуги и предоставляет отсканированные копии документов.
Сколько стоит размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ
В общем случае, расходы составляют:
В итоге расходы на размещение сообщения в ЕФРСФДЮЛ составляют порядка 6000 рублей. Иногда можно сэкономить и упростить задачу, обратившись в компании, публикующие сообщения на платформе.
В будущем планируется введение абонементного обслуживания. Ожидается, что стоимость неограниченного размещения сведений составит около 9000 рублей (эквивалент десяти сообщений).
Регистрация в ЕФРСФДЮЛ
Зарегистрироваться можно следующим образом:
Если вас интересует размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ, то универсальным вариантом станет обращение в нашу компанию. Мы предлагаем подобные услуги, в том числе:
Уточнить вопросы и запросить консультацию, коммерческое предложение можно по телефону либо оставив заявку на сайте.
Федресурс: что бизнес обязан в нем о себе раскрывать
С 2013 года в России действует Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности). В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. Подробно о системе рассказывают специалисты TaxCoach.
За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.
Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.
Прежде всего, в этом реестре размещаются сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях на основании Федерального закона «О госрегистрации юридических лиц. «(Статья 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), то есть из ЕГРЮЛ.
Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.
К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:
Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.
В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 года ( части 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.
Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестр ( статья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.
Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».
Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.
Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:
Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе в ЕГРЮЛ или на Федресуре, о своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п., лишает контрагентов такого должника возможности получения информации, подлежащей публичному раскрытию, вводит их в заблуждение.
. в случае представления недостоверных сведений (непредоставления сведений, наличие которых в ЕГРЮЛ и Федресурсе предусмотрено законом), предоставившая их сторона должна возместить убытки, а в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации, в том числе действующие по доверенности, должны нести субсидиарную ответственность.
Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».
Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.
В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18).
Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.
Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.
Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов.