что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Образовательные учреждения в России

Образова́тельное учрежде́ние — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Содержание

Классификация

В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения могут быть:

Федеральное государственное образовательное учреждение (ФГОУ) — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

История развития системы образовательных учреждений

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Типы современных образовательных учреждений в России

В Российской Федерации к образовательным относятся учреждения следующих типов:

Статус образовательного учреждения

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.

Источник

Образовательные организации как бюджетные учреждения

«Аудит и налогообложение», 2014, N 9

Образовательная организация, согласно Закону об образовании, может быть создана только в форме, установленной для некоммерческих организаций. Одной из таких форм является учреждение, которое может быть частным, государственным или муниципальным. Государственные, муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть казенными, бюджетными или автономными. Рассмотрим особенности регулирования и налогообложения образовательных организаций как бюджетных учреждений.

Имущество бюджетного учреждения, собственником которого является РФ, ее субъект или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 9 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

При этом некоторыми видами имущества бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Так, на основании п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ), закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на его приобретение.

К особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Согласно Порядку N 538 виды ОЦДИ бюджетных учреждений могут определяться:

В силу п. 4 Порядка N 538 при определении перечней ОЦДИ бюджетных учреждений в состав такого имущества включается:

Остальным движимым имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Основной деятельностью бюджетного учреждения, предмет и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом учреждения, признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано.

В то же время учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, но при условии, что это служит целям создания бюджетного учреждения и соответствует им, а сами виды иной деятельности перечислены в учредительных документах.

Доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). При этом субсидирование осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет выделенных учредителем средств, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Обратите внимание: в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, регулируется ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность регулируется ст. 78.2 БК РФ.

Бюджетные учреждения, в том числе действующие в сфере образования, получателями бюджетных средств не являются. Кроме того, свою деятельность они ведут не на основании сметы, а на основании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Напомню, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 91 Закона N 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Бюджетные учреждения, в том числе и в сфере образования, самостоятельно определяют систему оплаты труда, действующую в учреждении. Однако при ее разработке они должны руководствоваться единым подходом к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (Протокол N 11).

Особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений установлены разд. IX указанных Рекомендаций.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников утверждена Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Профессиональные квалификационные группы должностей работников в сфере образования утверждены Приказами Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с п. 2(1) Положения N 583 руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения N 583).

Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Бюджетные образовательные учреждения, будучи российскими организациями, на основании п. 1 ст. 246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль организаций. Хотя деятельность бюджетного учреждения не направлена на извлечение прибыли, тем не менее при ведении уставной деятельности она может иметь место. А если прибыль есть, то она облагается налогом в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ. Причем с 1 июля 2012 г. каких-либо особенностей в части исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями гл. 25 НК РФ не предусмотрено. Следовательно, после указанной даты бюджетные учреждения, в том числе образовательные, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

В то же время нужно иметь в виду, что при определении налоговой базы бюджетное образовательное учреждение не учитывает доходы:

На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного бюджетным образовательным учреждением в рамках целевого финансирования.

Средства целевого финансирования не учитываются в целях исчисления налога на прибыль при условии, что бюджетное образовательное учреждение ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

В силу ст. 284.1 НК РФ бюджетные образовательные учреждения имеют право на льготу в виде применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций.

Однако, чтобы воспользоваться нулевой ставкой налога, бюджетное образовательное учреждение должно удовлетворять следующим условиям:

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письмах УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099195@, от 05.10.2012 N 16-15/094918@.

Обратите внимание: нормы ст. 284.1 НК РФ не предусматривают возможности округления доли доходов образовательного учреждения до целых единиц, поэтому если доходы учреждения от ведения образовательной деятельности составляют менее 90%, то учреждение не вправе пользоваться нулевой ставкой налога на прибыль (Письмо Минфина России от 23.05.2012 N 03-03-06/4/46).

В отношении обложения НДС услуг, оказываемых бюджетным образовательным учреждением, необходимо отметить следующее: согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Следовательно, образовательные услуги, оказываемые бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, не образуют у учреждения объекта налогообложения.

В то же время оказывать образовательные услуги бюджетное учреждение может и сверх установленного задания, кроме того, оно может совершать иные налогооблагаемые операции. В силу этого бюджетному учреждению следует особое внимание обратить на ст. 149 НК РФ, которой предусмотрено большое количество льгот по НДС, часть которых имеет отношение к организациям, работающим в сфере образования.

В частности, согласно ст. 149 НК РФ не облагаются налогом:

Следовательно, бюджетные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, могут воспользоваться данной льготой;

Таким образом, названных услуги, оказываемые бюджетным образовательным учреждением, не подлежат налогообложению.

Практика показывает, что бюджетные образовательные учреждения в ходе осуществления своей деятельности могут проводить разовые лекции, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

В Письмах Минфина России от 21.06.2012 N 03-07-07/59, от 28.04.2012 N 03-07-07/47 указано, что дополнительные образовательные услуги, оказываемые некоммерческой образовательной организацией, имеющей лицензию на право реализации профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от обложения НДС при условии соответствия дополнительных образовательных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

При этом Минфин отмечает, что данные Письма не являются нормативными правовыми актами.

Согласно абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется или нет доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено НК РФ.

В пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям, не подлежит налогообложению.

Таким образом, если бюджетное образовательное учреждение производит продукты питания, которые реализуются в самом учреждении, то их реализация будет проходить в льготном налоговом режиме.

Если учреждение совершает операции, не признаваемые объектом налогообложения, равно как и льготные операции, то суммы «входного» налога по приобретенным ресурсам, использованным учреждением в данных операциях, учитываются в стоимости этих ресурсов на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.

Если образовательное учреждение совершает операции, облагаемые налогом, то НДС исчисляется в общем порядке, а суммы «входного» налога на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ принимаются учреждением к вычету.

При одновременном совершении налогооблагаемых операций и операций, освобожденных от налогообложения, бюджетное учреждение в силу п. 4 ст. 149 НК РФ обязано вести раздельный учет таких операций.

Однако в каком порядке организуется при этом учет, в гл. 21 НК РФ не указано, в силу чего образовательное учреждение вправе использовать собственную методику ведения раздельного учета таких операций. Главное, чтобы ее применение позволяло достоверно определить, к каким операциям, осуществленным учреждением, относятся суммы «входного» налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав при их приобретении. Лучше, если используемый метод ведения раздельного учета будет закреплен бюджетным учреждением в его учетной политике для целей налогообложения, что не позволит контролерам при проверке оспорить суммы налога, принятые учреждением к вычету (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237, Постановление ФАС Северо-западного округа от 23.03.2012 по делу N А56-27831/2011).

Источник

Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами

Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Выгода и преимущества

Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.

Автономного учреждения

К плюсам этой формы относят следующее:

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Бюджетного

Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.

что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Смотреть картинку что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Картинка про что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Фото что такое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Методы определения учреждений

Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

КритерийАвтономные организацииБюджетные организации
Закон о государственных закупкахРазрешается работать по 223-ФЗ.Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитовРазрешается получать заемные средства.Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществомСпособны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства.Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счетРазрешается открывать счета в кредитных компаниях.Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
НалогообложениеРазрешается пользоваться упрощенной системой.Нельзя применять упрощенную систему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *