что такое федеральная территория на территории рф
Да Бог уже с этим обнулением, есть вещи поважнее, даже страшно становится…
Старый и новый варианты
Статья 67 – старый вариант:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 67 (с изменениями) – крупным выделены новшества:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
2.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ДЕЙСТВИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЛИМИТАЦИИ, ДЕМАРКАЦИИ, РЕДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ), НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗЫВЫ К ТАКИМ ДЕЙСТВИЯМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Несколько терминов для ясности
Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Получается, что эта самая делимитация, закрепляемая в Конституции, спокойно позволит по международному договору отдать любую часть страны другому государству. В общем, суверенитет с оговорочкой «если нельзя, но очень хочется, то можно»
Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации.
То есть если договор будет подписан на международном уровне, то и пограничные знаки легко перенести…
А что такое федеральные территории и для чего они вообще нужны?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в федеральном государстве территория, НЕ ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц.
Давайте обратимся к «первоисточнику», то есть к основному инициатору данной поправки депутату Андрею Клишасу, который определил необходимость появления в Конституции федеральных территорий: «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ». А что – без таких территорий нет привлекательности для инвестирования, зачем надо создавать районы, которые будут регулироваться специальным законом? Они что, не в России будут, а на необитаемом острове? Причем Клишас подтверждает, что будут приняты по этим территориям отдельные законы и «мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации». Мы – это кто? И будет ли народ влиять на эти решения? Да что там народ, губернатор-то хоть сможет сказать свое слово? Скорее, нет, ведь, по словам инициатора, к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса. чтобы установить там более удобный для бизнеса режим». Для бизнеса! Но не для нас, россиян.
Аналитики считают, что за термином Федеральные территории может быть скрыто намерение государственно-территориального переустройства России. Это означает, что начиная со 2 июля 2020 года, на территории страны могут быть выделены целые куски, на которые никак не будет распространяться действие законов РФ, кроме закона о самом образовании этих кусков («федеральных территорий»). То есть ЛЮБАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (ГОРОД, РАЙОН, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, ИЛИ ЛЮБЫЕ ИХ ЧАСТИ) МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕНА НЕКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ «ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ».
Например, будет объявлен федеральной территорией, ну скажем, Краснодарский край. Это будет означать, что выборные органы власти в крае прекращают своё существование, вместо них распоряжаться будет иная власть и отдельным, никому неведомым пока образом.
А где суша и земля под ногами?
В статье 67 непонятным образом прописано: « Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЮРИСДИКЦИЮ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
Получается, что юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. А шельф согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя МОРСКОЕ ДНО И НЕДРА ПОДВОДНЫХ РАЙОНОВ, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Это как? А где суша и земля? Может, в исключительной экономической зоне?
Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”).
В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются РАЗЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (СУХОПУТНОЙ И ВОДНОЙ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. А у нас про сушу ничего не сказано. Мы что все – водоплавающие? Жители континентального шельфа? Уточним, что внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Причем здесь вообще этот шельф и почему нет упоминания о суше? Или мы должны радоваться тому, что все же прописаны территории 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции. Фу, даже легче стало… А то не очень-то хочется ощущать себя подводным существом… на дне морском. Хотя на дне уже привычно.
Напрашивается вопрос – зачем так витиевато и непонятно для большинства россиян писать основополагающие пункты Основного закона страны? Чтобы головы сломали или вообще не вникали? А потом с радостью узнали, что живут или на шельфе, или на федеральной территории, которая подчиняется кучке заморских хозяев?
«В концепцию не вписываются». Как Россию поделят на федеральные территории
В обновленной российской Конституции появилась статья, о которой в течение нескольких месяцев подготовки к голосованию не говорили совсем ничего. За исключением только того февральского дня, когда предложение о выделении федеральных территорий было озвучено как поправка в Основной закон страны. Однако что это за территории, по какому принципу они должны создаваться и управляться, наконец, когда они могут появиться, пока остается неясным. Какой бонус может получить Собянин, чего лишатся нефте- и газодобывающие регионы и какова связь с Римской империей? «ФедералПресс» расскажет о сценариях создания федеральных территорий и вместе с экспертами спрогнозирует, как такое деление может выглядеть в России.
Асимметричная федерация
Далекоидущие генпланы. Насколько продвинулись власти в создании нижегородской агломерации
Тема создания федеральных территорий в России возникла в медиапространстве, пожалуй, единожды. В начале февраля член рабочей группы по подготовке поправок к Конституции России, спикер Тульской областной думы Сергей Харитонов предложил внести в Основной закон страны изменения, которые позволят создавать территории, «в силу своей специфики требующие особого управления». «Это обусловлено вопросами безопасности, экологии, экономики. Например, это территории, где размещаются военно-стратегические объекты, такие как космодром Восточный, заповедники и иные особые особо охраняемые зоны (озеро Байкал, Кавказские минеральные воды)», – пояснил Харитонов.
Озвученную спикером Тульской облдумы поправку поддержали и другие члены рабочей группы, в том числе ее сопредседатель, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Более того, сенатор заявил, что это принципиальная, достаточно важная новелла, и привел свои примеры территорий, которые могли бы иметь особый статус: Арктика, крупные военные объекты, а также закрытые территориальные образования (ЗАТО).
«Не хватает инициативы». В Екатеринбурге назвали проблемы создания агломерации
Свои федеральные территории имеют многие зарубежные страны, в том числе США, Австралия, Канада, Индия, Малайзия, Венесуэла, Бразилия, Мексика, Аргентина. В ряде из них созданы столичные федеральные территории. Что-то из зарубежного опыта наверняка будет учтено и в российском конституционном законе о федеральных территориях.
Как рассказал «ФедералПресс» заместитель председателя Общественной палаты Москвы, журналист Алексей Венедиктов, «приблизительная схема понятна»: федеральные территории после принятия конституционного закона могут появиться в любой точке страны, где, по сути, будет введено прямое президентское управление (другой вариант, как это есть в ряде стран, – прямое подчинение федеральному правительству). Причем по разным причинам: это может быть как кризисное управление, так и особые экономические условия. Наместником президента на федеральной территории станет, по словам Венедиктова, чиновник с более широкими полномочиями, чем у нынешних полномочных представителей главы государства в округах. «Указом президента с согласия Госсовета будет назначен префект. Он будет иметь те же полномочия, что и постпред президента, плюс бюджетные полномочия, то есть добавится распоряжение финансами. Таким образом, реальная власть на этих территориях перейдет от избранных губернаторов, если там еще внутри останутся губернии, к этому префекту. Возможно, он как-то будет по-другому называться, но это а-ля проконсул Римской Империи», – рассказал Венедиктов.
Во всей истории с федеральными территориями не менее важно другое: выделение таких особых административных образований приведет к возникновению асимметричной федерации. Алексей Венедиктов поясняет: сейчас «все субъекты обладают одними и теми же полномочиями», из общего списка регионов выделяются, пожалуй, только несколько субъектов (в том числе национальные республики, Ямал и ХМАО), где губернаторов по представлению президента утверждают местные парламенты (собственно, это тоже признак асимметричности). Но с принятием закона асимметрия усилится.
Территория ЗАТО
Каким будет (должен быть) российский вариант создания федеральных территорий, пока никто сказать не может. Да, с одной стороны, упомянутые выше сенатор Клишас и спикер Тульской облдумы Харитонов дали наметки, по какому принципу нужно пойти. С другой – как это оформить юридически? А может быть, пойти по наилегчайшему пути: ведь сохранились в России с советских времен закрытые города (сегодняшние так называемые ЗАТО), есть особые экономические зоны – их статус скорректировать?
В России на текущий момент 38 ЗАТО. Вместе с тем их количество постепенно сокращается: 44 ЗАТО было еще в 2013 году. Согласно федеральному закону, ЗАТО имеет свои органы местного самоуправления и статус городского округа. При этом его границы «могут не совпадать с границами субъектов РФ», а «населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа». Закрытые административно-территориальные образования находятся в ведении федеральных властей: например, по вопросам административной подчиненности, границ и отведения земельных участков организациям и объектам, управления здравоохранением решения принимаются федеральным правительством. Но в случае, если ЗАТО входит в границы конкретного субъекта, отдельными полномочиями по управлению закрытой территорией наделяются региональные органы власти. В любом случае, полный надзор за такими территориями идет из Москвы.
Кудрин: Екатеринбург и Челябинск могут составить конкуренцию Москве
В самом начале обсуждения конституционной поправки о федеральных территориях сенатор Андрей Клишас говорил, что эти образования не будут входить в состав субъектов. И все же, как считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков, исключать вероятность того, что «определенную связь с субъектами РФ, в состав которых они ранее входили, эти территории сохранят», нельзя. Собственно, отчасти по такому принципу и существуют закрытые города.
В некоторой степени федеральную территорию напоминает Байконур, который имеет временный статус города федерального значения РФ. Находится он, правда, за пределами страны, и не входит в состав России, а арендуется у Казахстана (пока договор аренды до 2050 года). Но в городе действует российское законодательство (правда, граждане РК живут еще и по своим законам), работают российские структуры – миграционная и налоговая служба, военный суд, органы внутренних дел, пенсионный фонд и т. д. Даже автомобильные номера имеют привычный для России вид – с кодом, в Байконуре это 94Rus. Глава Байконура назначается совместным решением президентов России и Казахстана. Но в городе действует еще и общественное самоуправление. В общественный совет входят представители ТОСов (территориальное общественное самоуправление) и работники местных предприятий и организацией. Действует этот орган на основе положения, которое приняли жители города.
Похожий на байконурский принцип управления, который могут распространить на будущие федеральные территории (только, понятно, они уже будут располагаться на российской земле), описывает политолог Михаил Нейжмаков. «Возможно, территориальный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий федеральные полномочия и распоряжающийся федеральными средствами, будет сосуществовать на таких территориях с муниципальными органами власти, – отмечает эксперт. – Возможен и более простой вариант – с назначаемым из Центра главой администрации и избираемым жителями представительным органом власти».
Столичная федеральная территория
Тогда, в 2011 году, тезис Медведева развил его помощник Аркадий Дворкович. Комментируя эту идею СМИ, он заявил, что после расширения границ Москва получит статус федерального округа, что позволит приблизиться к основной задаче – «повышение качества управления в московском регионе». Однако для этого необходимо было внести поправки в Конституцию. Спустя год границы Москвы расширились, спустя девять лет внесены изменения в Основной закон.
Означает ли это, что недалек тот день, когда в границах московской агломерации появится столичная федеральная территория? Если такая территория появится, важно, кто ею будет руководить. Из суждений экспертов и зарубежного опыта следует, что, как и любая другая федеральная территория, она будет находиться в подчинении либо президента (через его ставленника), либо федерального правительства, и ни мэр Москвы, ни губернатор Подмосковья (а может быть, к тому времени уже официально объединенной агломерации, если следовать стратегии пространственного развития страны) не получат ее под свое крыло.
Мегаполис проблем. Краснодарская агломерация, или Каждый сам за себя
Но может случиться и другая история: столичная федеральная территория (да и другие) в случае ее создания уйдет под управление правительства России, возглавит которое нынешний мэр Москвы Сергей Собянин.
Вместе с тем директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин сомневается, что сейчас возможно создание столичной федеральной территории как таковой. «Московский мэр и так является супертяжеловесом по должности. Он станет тогда еще более тяжеловесным», – поясняет эксперт.
С другой стороны, неизвестно, как изменится политическая система в России в обозримом будущем, и «в новой конфигурации возможно все что угодно». Дело в том, что упомянутая выше идея Медведева в свое время была связана с конкретными бизнес-проектами. «Тогда были бизнес-интересы команды и окружения Медведева, под них была заявлена инициатива. Ситуация изменилась, команды Медведева не существует, она разгромлена, и инициатива… Хотя она исчезла еще раньше. Сейчас нет ни тех интересов, ни тех бенефициаров», – говорит Салин.
Депутат Госдумы Олег Нилов, в свою очередь, считает, что начинать выделение федеральных территорий со столичного региона будет опасно. «Москва и так уже государство в государстве, которое поглощает огромные ресурсы – людские, финансовые. Здесь с перебором централизация всего и вся, – убежден Нилов. – Разрастание государства Московия точно не полезно для страны в таких тяжелых демографических условиях, экономической отсталости большинства регионов. Это будет путь в никуда. Мы должны делать разворот в обратную сторону – из Москвы надо забирать многое, начиная с денег, институтов, центров влияния и т. д.».
По мнению политолога Михаила Нейжмакова, рискованно выделять федеральные территории внутри существующих субъектов «с проживающим там многочисленным населением и влиятельными местными элитами». «Такие территории, как правило, обладают большим конфликтным потенциалом – и Центру объективно выгоднее находиться «над схваткой», чем быть погруженным в местные конфликты в регулярном режиме», – поясняет эксперт.
Территория Next
«Агломерационный центр Сибири должен быть местом для чиновников в командировке»
До появления хотя бы проекта федерального закона тему федеральных территорий пока не комментируют в профильном комитете Госдумы. По словам депутата Дениса Парфенова,«тон будет задавать Администрация президента». «Если создание федеральных территорий будет укладываться в стратегию пространственного развития, по которой хотят всю страну свести к 20 крупнейшим агломерациям, это, конечно, очень плохо, – убежден Парфенов. – При таких гигантских просторах, как у нас, загонять людей в 20 сверхгородов, – это плохая идея и с точки зрения национальной безопасности, и с точки зрения эпидемиологической».
Пока эксперты лишь анализируют текущую ситуацию и события. Например, политолог Павел Салин допускает, что закон о федеральных территориях после его появления может быть апробирован на Ненецком автономном округе. Напомним, в мае врио глав НАО и Архангельской области подписали меморандум об объединении. Однако вскоре от этой идеи им пришлось отказаться – жители НАО, пусть их и не много, выступили категорически против присоединения своего самодостаточного региона к бедному Беломорью. «В итоге от этой формы отказались. Сейчас как раз удобная поправка о федеральных территориях. Жители НАО обоснованно опасаются, что эта поправка может быть использована для того, чтобы каким-то образом НАО инкорпорировать в Архангельскую область», – поясняет Салин.
Дальше – больше. Если следовать логике «богатые должны помогать бедным», подобная схема может быть наложена на ресурсообеспеченые Ямал и ХМАО. Объединение «тюменской матрешки» – тема гораздо более давняя, чем присоединение НАО к Архангельской области. И здесь свою роль еще играет многосоставность этих регионов.«Следует понимать, что у федерального центра сейчас основная задача – максимальное упрощение процесса управления. Он отказывается от федерализма 90-х годов. Матрешечные регионы в эту концепцию не вписываются, – уверен Павел Салин. – Фундаментальная позиция Москвы как федерального центра в этом вопросе понятна, а как, в какой форме и когда она будет этот вопрос решать, остается ждать».
В экспертном сообществе также высказываются мнения, что создание федеральных территорий на основе самых богатых регионов страны даст Центру свободу в распоряжении их сверхдоходами. Сами ресурсообеспеченные субъекты делиться с бедными регионами не хотят, а в случае смены статуса и перехода под прямое федеральное управление выбора у них не останется.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева
Федеральные территории
С точки зрения упомянутой новации, Россия – редкое федеративное государство, вся территория которой состоит из ее субъектов. Чаще всего в структуре федеративных государств существуют территории, не являющиеся субъектами федераций, управляемые на иных, не федеративных, основаниях. Например, федеральный округ, исполняющий столичные функции; регионы прямого подчинения федерального центра, не являющиеся субъектами федерации – обычно это удаленные территории, острова, сложные природно-климатические зоны. Или регионы с тяжелым историческим наследием. Или – конфликтным потенциалом.
США далеко не единственный подобный пример: федеральная столичная территория выделена в Пакистане, в ней располагается столица страны Исламабад, а также прилегающие к этому городу земли. Столица Малайзии Куала-Лумпур также располагается на федеральной территории, которая управляется напрямую из центра и не принадлежит ни одному штату. Национальный столичный округ Дели не входит ни в один штат и управляется администратором, представляющим непосредственно правительство Индии.
Кроме федеральных округов со столичными функциями, в составе многих федераций существуют иные территории, не имеющие статуса субъектов федерации. Так, в Пакистане помимо 4-х штатов и федеральной столичной территории существует федеральная территория племен, а также две территории Кашмира (спорные с Индией земли), административно подчиненных напрямую пакистанским властям. В Канаде кроме 10 провинций существует три территории, в Малайзии наряду с 11 штатами – 2 федеральные территории, в Индии кроме 28 штатов существует 6 союзных территорий, Венесуэла в своей структуре кроме штатов и федерального округа имеет федеральные владения, включающие большинство принадлежащих этой стране островов. Состоящая из шести штатов Австралия обладает также тремя материковыми территориями и иными небольшими территориями.
Упомянутые примеры территориальных образований, не являющихся субъектами федерации, но являющимися частью территории государства, чаще всего управляются напрямую федеральными органами власти или же назначается специальный администратор-представитель федеральной исполнительной власти.
В России институт федеральных территорий было бы полезно использовать с целью:
• сокращения численности субъектов РФ для повышения управляемости страной;
• перевода территорий, являющихся основными донорами федерального бюджета, под федеральных контроль, а как иначе выравнивать региональные диспропорции;
• разрешения потенциальных этнических конфликтов – федеральная территория лишена этнической окраски, вопрос о титульном этносе автоматически снимается;
• сохранения природной или культурно-исторической уникальности отдельных регионов страны.
Может быть стоит преобразовать прибрежные арктические регионы в федеральные территории. Обоснование: территориальная удаленность от основных экономических районов страны; малая численность населения; сложность освоения в виду дефицита инфраструктуры и суровости климатической зоны; стратегическое значение – запасы сырья, арктический межконтинентальный морской путь, военно-стратегическое значение.
Можно рассмотреть вариант перехода из статуса субъектов РФ в статус федеральных территорий трех нефтедобывающих автономных округов – Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Югра (ХМАО). Тем самым, решилась бы и проблема сложносоставных субъектов РФ.
Особой проработки, в силу чувствительности, заслуживает идея создания федерального округа со столичными функциями на базе территории Москвы и части Московской области (в пределах ЦКАД). Дальние – от Москвы – территории Московской области могут усилить экономический потенциал соседних субъектов РФ.
Отдельная тема – природные заповедники: КавМинВоды, Байкал, Алтай – здесь статус федеральных территорий может увязываться с федеральным же финансированием.
И наконец, Русский Север – значительные части Вологодской, Архангельской областей, Коми и Карелии – могут стать единым масштабным культурно-исторически-природным федеральным заповедником, призванным спасти уникальную русско-северную культуру. По сути, мы ее уже утратили. Так тем более с целью сохранения ее наследия стоит подумать о создании специальной федеральной территории, управляемой напрямую из центра, с соответствующим финансированием и соответствующей миссией.