что такое файловый дескриптор
Решение задания с pwnable.kr 01 — fd. Файловые дескрипторы и процессы
Специально для тех, кто хочет узнавать что-то новое и развиваться в любой из сфер информационной и компьютерной безопасности, я буду писать и рассказывать о следующих категориях:
Чтобы вы могли узнавать о новых статьях, программном обеспечении и другой информации, я создал канал в Telegram и группу для обсуждения любых вопросов в области ИиКБ. Также ваши личные просьбы, вопросы, предложения и рекомендации рассмотрю лично и отвечу всем.
Вся информация представлена исключительно в образовательных целях. Автор этого документа не несёт никакой ответственности за любой ущерб, причиненный кому-либо в результате использования знаний и методов, полученных в результате изучения данного документа.
Файловые дескрипторы
Файловый дескриптор — это неотрицательное число, которое является идентификатором какого-либо потока ввода-вывода, который может быть связан с файлами, каталогами или сокетами.
В системной файловой таблице (SFT — System File Table) и таблице индексных дескрипторов (INode Table) содержится информация, необходимая для доступа процесса к данным файла. Если несколько процессов запрашивают доступ к одному и тому же файлу, то каждый из тих процессов получит собственный элемент системной файловой таблицы, несмотря на то что они будут работать с одним и тем же файлом.
Ядро предоставляет процессу файловый дескриптор, когда тот получает доступ к файлу. Можно сказать, что файловый дескриптор — это индекс массива открытых файлов, который является уникальным для каждого процесса. Но первые три индекса жестко закреплены:
Решение задания fd
Нажимаем на первую иконку с подписью fd, и нам говорят, что нужно подключиться по SSH с паролем guest.
При подключении мы видим соотвтствующий баннер.
Давайте узнаем какие файлы есть на сервере, а также какие мы имеем права.
Таким образом мы можем можем прочитать исходный код программы, так как есть право читать для всех, и выполнить с правами владельца программу fd (установлен sticky-бит). Давай просмотрим исходный код.
Из кода следует, что программа принимает в качестве параметра число, отнимает от него 0x1234 и использует в качестве дескриптора для получения строки, которая должна быть равна «LETMEWIN».
Таким образом нам нужно послать программе строку «LETMEWIN» через стандартный поток ввода (stdin). Для этого дескриптор, который передается в функцию read(), должен быть равен 0. То есть в качестве параметра программы нужно использовать число 0х1234. Переведем его в десятичный вид.
Теперь запустим программу с параметром 4660, отпавим нужную строку и заберем флаг.
Что такое файловый дескриптор
С точки зрения модели КИС (Клиент-Интерфейс-Сервер), сервером стандартных механизмов ввода вывода языка C (printf, scanf, FILE*, fprintf, fputc и т. д.) является библиотека языка. А сервером низкоуровневого ввода-вывода в Linux, которому посвящена эта глава книги, является само ядро операционной системы.
Пользовательские программы взаимодействуют с ядром операционной системы посредством специальных механизмов, называемых системными вызовами (system calls, syscalls). Внешне системные вызовы реализованы в виде обычных функций языка C, однако каждый раз вызывая такую функцию, мы обращаемся непосредственно к ядру операционной системы. Список всех системных вызовов Linux можно найти в файле /usr/include/asm/unistd.h. В этой главе мы рассмотрим основные системные вызовы, осуществляющие ввод-вывод: open(), close(), read(), write(), lseek() и некоторые другие.
5.2. Файловые дескрипторы
Вы уже знаете из предыдущей главы, что при запуске программы в системе создается новый процесс (здесь есть свои особенности, о которых пока говорить не будем). У каждого процесса (кроме init) есть свой родительский процесс (parent process или просто parent), для которого новоиспеченный процесс является дочерним (child process, child). Каждый процесс получает копию окружения (environment) родительского процесса. Оказывается, кроме окружения дочерний процесс получает в качестве багажа еще и копию таблицы файловых дескрипторов.
Возникает вопрос: сколько файлов может открыть процесс? В каждой системе есть свой лимит, зависящий от конфигурации. Если вы используете bash или ksh (Korn Shell), то можете воспользоваться внутренней командой оболочки ulimit, чтобы узнать это значение. Если вы работаете с оболочкой C-shell (csh, tcsh), то в вашем распоряжении команда limit:
В командной оболочке, в которой вы работаете (bash, например), открыты три файла: стандартный ввод (дескриптор 0), стандартный вывод (дескриптор 1) и стандартный поток ошибок (дескриптор 2). Когда под оболочкой запускается программа, в системе создается новый процесс, который является для этой оболочки дочерним процессом, следовательно, получает копию таблицы дескрипторов своего родителя (то есть все открытые файлы родительского процесса). Таким образом программа может осуществлять консольный ввод-вывод через эти дескрипторы. На протяжении всей книги мы будем часто играть с этими дескрипторами.
Таблица дескрипторов, помимо всего прочего, содержит информацию о текущей позиции чтения-записи для каждого дескриптора. При открытии файла, позиция чтения-записи устанавливается в ноль. Каждый прочитанный или записанный байт увеличивает на единицу указатель текущей позиции. Мы вернемся к этой теме в разделе 5.7.
5.3. Открытие файла: системный вызов open()
Чтобы получить возможность прочитать что-то из файла или записать что-то в файл, его нужно открыть. Это делает системный вызов open(). Этот системный вызов не имеет постоянного списка аргументов (за счет использования механизма va_arg); в связи с этим существуют две «разновидности» open(). Не только в С++ есть перегрузка функций 😉 Если интересно, то о механизме va_arg можно прочитать на man-странице stdarg (man 3 stdarg) или в книге Б. Кернигана и Д. Ритчи «Язык программирования Си». Ниже приведены адаптированные прототипы системного вызова open().
Системный вызов open() объявлен в заголовочном файле fcntl.h. Ниже приведен общий адаптированный прототип open().
5.4. Закрытие файла: системный вызов close()
Системный вызов close() закрывает файл. Вообще говоря, по завершении процесса все открытые файлы (кроме файлов с дескрипторами 0, 1 и 2) автоматически закрываются. Тем не менее, это не освобождает нас от самостоятельного вызова close(), когда файл нужно закрыть. К тому же, если файлы не закрывать самостоятельно, то соответствующие дескрипторы не освобождаются, что может привести к превышению лимита открытых файлов. Простой пример: приложение может быть настроено так, чтобы каждую минуту открывать и перечитывать свой файл конфигурации для проверки обновлений. Если каждый раз файл не будет закрываться, то в моей системе, например, приложение может «накрыться медным тазом» примерно через 17 часов. Автоматически! Кроме того, файловая система Linux поддерживает механизм буферизации. Это означает, что данные, которые якобы записываются, реально записываются на носитель (синхронизируются) только через какое-то время, когда система сочтет это правильным и оптимальным. Это повышает производительность системы и даже продлевает ресурс жестких дисков. Системный вызов close() не форсирует запись данных на диск, однако дает больше гарантий того, что данные останутся в целости и сохранности.
Системный вызов close() объявлен в файле unistd.h. Ниже приведен его адаптированный прототип.
Теперь можно написать простенкую программу, использующую системные вызовы open() и close(). Мы еще не умеем читать из файлов и писать в файлы, поэтому напишем программу, которая создает файл с именем, переданным в качестве аргумента (argv[1]) и с правами доступа 0600 (чтение и запись для пользователя). Ниже приведен исходный код программы.
Обратите внимание, если запустить программу дважды с одним и тем же аргументом, то на второй раз open() выдаст ошибку. В этом виноват флаг O_EXCL (см. Таблицу 4 Приложения 2), который «дает добро» только на создание еще не существующих файлов. Наглядности ради, флаги открытия и флаги режима мы занесли в отдельные переменные, однако можно было бы сделать так: Или так:
5.5. Чтение файла: системный вызов read()
Системный вызов read(), объявленный в файле unistd.h, позволяет читать данные из файла. В отличие от библиотечных функций файлового ввода-вывода, которые предоставляют возможность интерпретации считываемых данных. Можно, например, записать в файл следующее содержимое:
Теперь, используя библиотечные механизмы, можно читать файл по-разному:
Системный вызов read() читает данные в «сыром» виде, то есть как последовательность байт, без какой-либо интерпретации. Ниже представлен адаптированный прототип read().
Теперь напишем программу, которая просто читает файл и выводит его содержимое на экран. Имя файла будет передаваться в качестве аргумента (argv[1]). Ниже приведен исходный код этой программы.
Как можно заметить, в нашем примере системный вызов read() вызывается ровно столько раз, сколько байт содержится в файле. Иногда это действительно нужно; но не здесь. Чтение-запись посимвольным методом (как в нашем примере) значительно замедляет процесс ввода-вывода за счет многократных обращений к системным вызовам. По этой же причине возрастает вероятность возникновения ошибки. Если нет действительной необходимости, файлы нужно читать блоками. О том, какой размер блока предпочтительнее, будет рассказано в последующих главах книги. Ниже приведен исходный код программы, которая делает то же самое, что и предыдущий пример, но с использованием блочного чтения файла. Размер блока установлен в 64 байта.
Теперь можно примерно оценить и сравнить скорость работы двух примеров. Для этого надо выбрать в системе достаточно большой файл (бинарник ядра или видеофильм, например) и посмотреть на то, как быстро читаются эти файлы:
5.6. Запись в файл: системный вызов write()
Для записи данных в файл используется системный вызов write(). Ниже представлен его прототип.
В этом примере нам уже не надо изощеряться в попытках вставить нуль-терминатор в строку для записи, поскольку системный вызов write() не запишет большее количество байт, чем мы ему указали. В данном случае для демонстрации write() мы просто записывали данные в файл с дескриптором 1, то есть в стандартный вывод. Но прежде, чем переходить к чтению следующего раздела, попробуйте самостоятельно записать что-нибудь (при помощи write(), естественно) в обычный файл. Когда будете открывать файл для записи, обратите пожалуйста внимание на флаги O_TRUNC, O_CREAT и O_APPEND. Подумайте, все ли флаги сочетаются между собой по смыслу.
5.7. Произвольный доступ: системный вызов lseek()
Как уже говорилось, с каждым открытым файлом связано число, указывающее на текущую позицию чтения-записи. При открытии файла позиция равна нулю. Каждый вызов read() или write() увеличивает текущую позицию на значение, равное числу прочитанных или записанных байт. Благодаря этому механизму, каждый повторный вызов read() читает следующие данные, и каждый повторный write() записывает данные в продолжение предыдущих, а не затирает старые. Такой механизм последовательного доступа очень удобен, однако иногда требуется получить произвольный доступ к содержимому файла, чтобы, например, прочитать или записать файл заново.
Для изменения текущей позиции чтения-записи используется системный вызов lseek(). Ниже представлен его прототип.
Первый вызов устанавливает текущую позицию в начало файла. Второй вызов смещает позицию вперед на 20 байт. В третьем случае текущая позиция перемещается на 10 байт назад относительно конца файла.
Я долго думал, какой бы пример придумать, чтобы продемонстрировать работу lseek() наглядным образом. Наиболее подходящим примером мне показалась идея создания программы рисования символами. Программа оказалась не слишком простой, однако если вы сможете разобраться в ней, то можете считать, что успешно овладели азами низкоуровневого ввода-вывода Linux. Ниже представлен исходный код этой программы.
Функция init_draw() пишет в файл N_ROWS строк, каждая из которых содержит N_COLS пробелов, заканчивающихся переводом строки. Это процедура подготовки «холста».
Функция draw_point() вычисляет позицию (исходя из значений координат), перемещает туда текущую позицию ввода-вывода файла, и записывает в эту позицию символ (FG_CHAR), которым мы рисуем «картину».
Функция draw_hline() заполняет часть строки символами FG_CHAR. Так получается горизонтальная линия. Функция draw_vline() работает иначе. Чтобы записать вертикальную линию, нужно записывать по одному символу и каждый раз «перескакивать» на следующую строку. Эта функция работает медленнее, чем draw_hline(), но иначе мы не можем.
Полученное изображение записывается в файл image. Будьте внимательны: чтобы разгрузить исходный код, из программы исключены многие проверки (read(), write(), close(), диапазон координат и проч.). Попробуйте включить эти проверки самостоятельно.
Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library
Персональные инструменты
Файловый дескриптор
Все открытые файлы ссылаются к ядру через так называемые файловые дескрипторы. Файловый дескриптор — это неотрицательное целое число. Когда мы открываем существующий файл и создаем новый файл, ядро возвращает процессу файловый дескриптор.
Содержание
По умолчанию UNIX-шеллы связывают файловый дескриптор 0 со стандартным вводом процесса (терминал), файловый дескриптор 1 — со стандартным выводом (терминал), и файловый дескриптор 2 — со стандартной ошибкой (то есть то куда выводятся сообщения об ошибках). Это соглашение соблюдается многими UNIX-шеллами и многими приложениями — и в ни коем случае не является составной частью ядра.
Стандарт POSIX.1 заменил «магические числа» 0,1,2 символическими константами STDIN_FILENO, STDOUT_FILENO и STDERR_FILENO соответственно.
Файловые дескрипторы могут принимать значения от 0 до OPEN_MAX. Старые версии UNIX имели верхний предел до 19, позволяя одному процессу открывать до 20 файлов. Сейчас это значение увеличено до нескольких тысяч.
Таблицы дескрипторов файлов и системные таблицы открытых файлов
Структуры данных, содержащие список открытых файлов и список дескрипторов файлов, позволяют отслеживать обращения процессов к файлам и гарантировать целостность данных.
Таблица дескрипторов файлов
Преобразует индексы таблицы (дескрипторы файлов) в указатели на открытые файлы. Для каждого процесса в области u_block создается своя собственная таблица дескрипторов. Каждая запись такой таблицы содержит следующие поля: поле флагов и указатель на файл. Допустимо не более OPEN_MAX дескрипторов файлов. Таблица дескрипторов файлов имеет следующую структуру:
Таблица открытых файлов
Управление дескрипторами файлов
Несколько обращений к файлу может потребоваться в следующих случаях:
Совместная работа с открытыми файлами
При выполнении каждой операции открытия в таблицу открытых файлов добавляется запись. Это гарантирует, что каждый процесс будет работать со своим указателем в файле. Такой подход позволяет сохранить целостность данных.
При копировании дескриптора два процесса начинают работать с одним и тем же указателем. В этом случае оба процесса могут попытаться одновременно обратиться к файлу, при этом данные будут считаны или записаны не последовательно.
Копирование дескрипторов файлов
Функции dup и dup2
Функция fork
Функция fcntl
Стандартные дескрипторы файлов
При запуске программы в оболочке открывается три дескриптора 0, 1 и 2. По умолчанию с ними связаны следующие файлы:
0 | Стандартный ввод. |
1 | Стандартный вывод. |
2 | Стандартный вывод сообщений об ошибках. |
Перечисленные дескрипторы файлов связаны с терминалом. Это означает, что при чтении данных из файла с дескриптором 0 программа получает ввод с терминала, а при записи данных в файлы с дескрипторами 1 и 2 они выводятся на терминал. При открытии других файлов дескрипторы присваиваются в порядке возрастания.
Если ввод-вывод перенаправляется с помощью операторов (знак больше), то стандартные дескрипторы связываются с другими файлами. Например, следующая команда связывает дескрипторы файлов 0 и 1 с необходимыми файлами (по умолчанию эти дескрипторы связаны с терминалом).
В следующем примере программы продемонстрировано перенаправление стандартного вывода:
При получении запроса на дескриптор выделяется первый свободный дескриптор из таблицы дескрипторов (дескриптор с наименьшим номером). Однако с помощью функции dup файлу можно присвоить любой дескриптор.
Ограничение на число дескрипторов файлов
Что такое файловый дескриптор простыми словами
Файловый дескриптор — это неотрицательное число, которое является идентификатором потока ввода-вывода. Дескриптор может быть связан с файлом, каталогом, сокетом.
Например, когда вы открываете или создаете новый файл, операционная система формирует для себя запись для представления этого файла и хранения информации о нем. У каждого файла индивидуальный файловый дескриптор Linux. Открыли 100 файлов — где-то в ядре появились 100 записей, представленных целыми числами.
Как файлы получают дескрипторы
Обычно файловые дескрипторы выделяются последовательно. Есть пул свободных номеров. Когда вы создаете новый файл или открываете существующий, ему присваивается номер. Следующий файл получает очередной номер — например, 101, 102, 103 и так далее.
Дескриптор для каждого процесса является уникальным. Но есть три жестко закрепленных индекса — это первые три номера (0, 1, 2).
Когда вы завершаете работу с файлом, присвоенный ему дескриптор освобождается и возвращается в пул свободных номеров. Он снова доступен для выделения под новый файл.
В Unix-подобных системах файловые дескрипторы могут относиться к любому типу файлов Unix: обычным файлам, каталогам, блочным и символьным устройствам, сокетам домена, именованным каналам. Дескрипторы также могут относиться к объектам, которые не существуют в файловой системе: анонимным каналам и сетевым сокетам.
Понятием «файловый дескриптор» оперируют и в языках программирования. Например, в Python функция os.open(path, flags, mode=0o777, *, dir_fd=None) открывает путь к файлу path, добавляет флаги и режим, а также возвращает дескриптор для вновь открытого файла. Начиная с версии 3.4 файловые дескрипторы в дочернем процессе Python не наследуются. В Unix они закрываются в дочерних процессах при выполнении новой программы.
Для чего нужны файловые дескрипторы
Чтобы оценить важность файловых дескрипторов, нужно разобраться, как работает файловая система.
Когда нужно выполнить ввод или вывод, процесс через системный вызов передает ядру дескриптор нужного файла. Ядро обращается к файлу от имени процесса. При этом у самого процесса нет доступа к файлу или таблице индексных дескрипторов.
Что такое плохой файловый дескриптор
Это ошибка, которая может возникнуть в многопоточных приложениях, — Bad file descriptor. Чтобы исправить ее, нужно найти код, который закрывает один и тот же дескриптор файла. Может произойти и другая ситуация — например, один поток уже закрыл файл, а другой поток пытается получить к нему доступ.
В однопоточных приложениях такая проблема обычно не возникает.
Что можно делать с файловыми дескрипторами
Файловые дескрипторы можно использовать для исправления ошибок. Например, если на диске нет свободного места, но вы не видите файлы, которые занимают пространство, то можно посмотреть открытые дескрипторы. Это поможет понять, какое приложение заняло весь доступный объем.
Важно понимать, что если мы один раз открыли файл, и он получил файловый дескриптор, то мы можем взаимодействовать с ним дальше. Не имеет значения, что с этим файлом происходит. Его могут переименовать, удалить, могут изменить его владельца, отобрать права на запись и чтение. Если вы уже начали работать с файлом и знаете его дескриптор, то можете продолжать с ним работать.
Файл дескриптор в Linux с примерами
Однажды, на одном интервью меня спросили, что ты будешь делать, если обнаружишь неработающий сервис из-за того, что на диске закончилось место?
Конечно же я ответил, что посмотрю, чем занято это место и если возможно, то почищу место.
Тогда интервьюер спросил, а что если на разделе нет свободного места, но и файлов, которые бы занимали все место, ты тоже не видишь?
На это я сказал, что всегда можно посмотреть открытые файл дескрипторы, например командой lsof и понять какое приложение заняло все доступное место, а дальше можно действовать по обстоятельствам, в зависимости от того, нужны ли данные.
Интервьюер прервал меня на последнем слове, дополнив свой вопрос: «Предположим, что данные нам не нужны, это просто дебаг лог, но приложение не работает из-за того, что не может записать дебаг»?
«окей», — ответил я, «мы можем выключить дебаг в конфиге приложения и перезапустить его».
Интервьюер возразил: «Нет, приложение мы перезапустить не можем, у нас в памяти все еще хранятся важные данные, а к самому сервису подключены важные клиенты, которых мы не можем заставлять переподключаться заново».
«ну хорошо», сказал я, «если мы не можем перезапускать приложение и данные нам не важны, то мы можем просто очистить этот открытый файл через файл дескриптор, даже если мы его не видим в команде ls на файловой системе».
Интервьюер остался доволен, а я нет.
Тогда я подумал, почему человек, проверяющий мои знания, не копает глубже? А что, если данные все-таки важны? Что если мы не можем перезапускать процесс, и при этом этот процесс пишет на файловую систему в раздел, на котором нет свободного места? Что если мы не можем потерять не только уже записанные данные, но и те данные, что этот процесс пишет или пытается записать?
Тузик
В начале моей карьеры я пытался создать небольшое приложение, в котором нужно было хранить информацию о пользователях. И тогда я думал, а как мне сопоставить пользователя к его данным. Есть, например, у меня Иванов Иван Иваныч, и есть у него какие-то данные, но как их подружить? Я могу указать напрямую, что собака по имени «Тузик» принадлежит этому самому Ивану. Но что, если он сменит имя и вместо Ивана станет, например, Олей? Тогда получится, что наша Оля Ивановна Иванова больше не будет иметь собаки, а наш Тузик все еще будет принадлежать несуществующему Ивану. Решить эту проблему помогла база данных, которая каждому пользователю давала уникальный идентификатор (ID), и мой Тузик привязывался к этому ID, который, по сути, был просто порядковым номером. Таким образом хозяин у тузика был с ID под номером 2, и на какой-то момент времени под этим ID был Иван, а потом под этим же ID стала Оля. Проблема человечества и животноводства была практически решена.
Файл дескриптор
Проблема файла и программы, работающей с этим файлом, примерно такая же как нашей собаки и человека. Предположим я открыл файл под именем ivan.txt и начал в него записывать слово tuzik, но успел записать только первую букву «t» в файл, и этот файл был кем-то переименован, например в olya.txt. Но файл остался тем же самым, и я все еще хочу записать в него своего тузика. Каждый раз при открытии файла системным вызовом open в любом языке программирования я получаю уникальный ID, который указывает мне на файл, этот ID и есть файл дескриптор. И совершенно не важно, что и кто делает с этим файлом дальше, его могут удалить, его могут переименовать, ему могут поменять владельца или забрать права на чтение и запись, я все равно буду иметь к нему доступ, потому что на момент открытия файла у меня были права для его чтения и/или записи и я успел начать с ним работать, а значит должен продолжать это делать.
В Linux библиотека libc открывает для каждого запущенного приложения(процесса) 3 файл дескриптора, с номерами 0,1,2. Больше информации вы можете найти по ссылкам man stdio и man stdout
Список файл дескрипторов можно посмотреть у любого процесса, если вы знаете его PID.
Например, откроем консоль с bash и посмотрим PID нашего процесса
Во второй консоли запустим
Файл дескриптор с номером 255 можете смело игнорировать в рамках данной статьи, он был открыт для своих нужд уже самим bash, а не прилинкованной библиотекой.
Сейчас все 3 файл дескриптора связаны с устройством псевдотерминала /dev/pts, но мы все равно можем ими манипулировать, например запустим во второй консоли
И в первой консоли мы увидим
Redirect и Pipe
Вы можете легко переопределить эти 3 файл дескриптора в любом процессе, в том числе и в bash, например через трубу(pipe), соединяющую два процесса, смотрим
Наш родительский процесс bash с PID 15771 парсит нашу команду и понимает сколько именно команд мы хотим запустить, в нашем случае их две: cat и sleep. Bash знает что ему нужно создать два дочерних процесса, и объединить их одной трубой. Итого bash потребуется 2 дочерних процесса и один pipe.
Перед созданием дочерних процессов bash запускает системный вызов pipe и получает новые файл дескрипторы на временный буфер pipe, но этот буфер никак пока не связывает наши два дочерних процесса.
Для родительского процесса это выглядит так будто pipe уже есть, а дочерних процессов еще нет:
Затем с помощью системного вызова clone bash создает два дочерних процесса, и наши три процесса будут выглядеть так:
Не забываем, что clone клонирует процесс вместе со всеми файл дескрипторами, поэтому в родительском процессе и в дочерних они будут одинаковые. Задача родительского процесса с PID 15771 следить за дочерними процессами, поэтому он просто ждет ответ от дочерних.
Следовательно pipe ему не нужен, и он закрывает файл дескрипторы с номерами 3 и 4.
В первом дочернем процессе bash с PID 9004, системным вызовом dup2, меняет наш STDOUT файл дескриптор с номером 1 на файл дескриптор указывающий на pipe, в нашем случае это номер 3. Таким образом все, что первый дочерний процесс с PID 9004 будет писать в STDOUT, будет автоматически попадать в буфер pipe.
Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash меняет с помощью dup2 файл дескриптор STDIN с номером 0. Теперь все, что будет читать наш второй bash с PID 9005, будет читать из pipe.
После этого в дочерних процессах так же закрываются файл дескрипторы с номерами 3 и 4, так как они более не используются.
Файл дескриптор 255 я намеренно игнорирую, он использует для внутренних нужд самого bash и в дочерних процессах будет также закрыт.
Далее в первом дочернем процессе с PID 9004 bash запускает с помощью системного вызова exec исполняемый файл, который мы указали в командной строке, в нашем случае это /usr/bin/cat.
Во втором дочернем процессе с PID 9005 bash запускает второй исполняемый файл, который мы указали, в нашем случае это /usr/bin/sleep.
Системный вызов exec не закрывает файл дескрипторы, если они не были открыты с флагом O_CLOEXEC во время выполнения вызова open. В нашем случае после запуска исполняемых файлов все текущие файл дескрипторы сохранятся.
Проверяем в консоли:
Как видите уникальный номер нашего pipe у нас в обоих процессах совпадает. Таким образом у нас есть связь между двумя разными процессами с одним родителем.
Для тех, кто не знаком с системными вызовами, которые использует bash, крайне рекомендую запустить команды через strace и посмотреть, что происходит внутри, например, так:
Вернемся к нашей проблеме с нехваткой места на диске и попыткой сохранить данные без перезапуска процесса. Напишем небольшую программу, которая будет записывать на диск примерно 1 мегабайт в секунду. При этом если по какой-либо причине мы не смогли записать данные на диск, мы будем просто игнорировать это и пытаться записать данные вновь через секунду. В примере я использую Python, вы можете использовать любой другой язык программирования.
Запустим программу и посмотрим на файл дескрипторы
Как видим у нас есть наши 3 стандартные файл дескрипторы и еще один, который мы открыли. Проверим размер файла:
данные пишутся, пробуем поменять права на файл:
Видим, что данные все еще пишутся, хотя наш пользователь не имеет права писать в файл. Попробуем его удалить:
Куда пишутся данные? И пишутся ли вообще? Проверяем:
Да, наш файл дескриптор все еще существует, и мы можем работать с этим файл дескриптором как с нашим старым файлом, мы можем его читать, очищать и копировать.
Смотрим на размер файла:
Размер файла 19923457. Пробуем очистить файл:
Как видим размер файла только увеличивается и наш транкейт не сработал. Обратимся к документации по системному вызову open. Если при открытии файла мы используем флаг O_APPEND, то при каждой записи операционная система проверяет размер файла и пишет данные в самый конец файла, причем делает это атомарно. Это позволяет нескольким тредам или процессам писать в один и тот же файл. Но в нашем коде мы не используем этот флаг. Мы можем увидеть другой размер файла в lsof после транкейт только если откроем файл для дозаписи, а значит в нашем коде вместо
мы должны поставить
Проверяем с «w» флагом
Программируем уже запущенный процесс
Часто программисты при создании и тестировании программы используют дебагеры (например GDB) или различные уровни логирования в приложении. Linux предоставляет возможность фактически писать и менять уже запущенную программу, например менять значения переменных, устанавливать breakpoint и тд и тп.
Возвращаясь к оригинальному вопросу с нехваткой места на диске для записи файла, попробуем сэмулировать проблему.
Создадим файл для нашего раздела, который мы подмонтируем как отдельный диск:
Создадим файловую систему:
Подмонтируем файловую систему:
Создаем директорию с нашим владельцем:
Откроем файл только на запись в нашей программе:
Ждем несколько секунд
Итак, мы получили проблему, описанную в начале этой статьи. Свободного места 0, занятого 100%.
Мы помним, что по условиям задачи мы пытаемся записать очень важные данные, которые нельзя потерять. И при этом нам нужно починить сервис без перезапуска процесса.
Допустим, у нас все же есть место на диске, но в другом разделе, например в /home.
Попробуем «перепрограммировать на лету» наш код.
Смотрим PID нашего процесса, который съел все место на диске:
Подключаемся к процессу через gdb
Смотрим открытые файл дескрипторы:
Смотрим информацию о файл дескрипторе с номером 3, который нас интересует
Помня о том, какой системный вызов делает Python (смотрите выше, где мы запускали strace и находили вызов open), обрабатывая наш код для открытия файла, мы делаем то же самое самостоятельно от имени нашего процесса, но биты O_WRONLY|O_CREAT|O_TRUNC нам нужно заменить на числовое значение. Для этого открываем исходники ядра, например тут и смотрим какие флаги за что отвечают
#define O_WRONLY 00000001
#define O_CREAT 00000100
#define O_TRUNC 00001000
Объединяем все значения в одно, получаем 00001101
Запускаем наш вызов из gdb
Итак мы получили новый файл дескриптор с номером 4 и новый открытый файл на другом разделе, проверяем:
Мы помним пример с pipe — как bash меняет файл дескрипторы, и уже выучили системный вызов dup2.
Пробуем подменить один файл дескриптор другим
Закрываем файл дескриптор 4, так как нам он не нужен:
Проверяем новый файл:
Как видим, данные пишутся в новый файл, проверяем старый:
Данные не потеряны, приложение работает, логи пишутся в новое место.
Немного усложним задачу
Представим, что данные нам важны, но места на диске у нас нет ни в одном из разделов и подключить диск мы не можем.
Что мы можем сделать, так это перенаправить куда-то наши данные, например в pipe, а данные из pipe в свою очередь перенаправить в сеть через какую-либо программу, например netcat.
Мы можем создать именованный pipe командой mkfifo. Она создаст псевдофайл на файловой системе, даже если на ней нет свободного места.
Перезапускаем приложение, и проверяем:
Места на диске нет, но мы успешно создаем там именованный pipe:
Теперь нам надо как-то завернуть все данные, что попадают в этот pipe на другой сервер через сеть, для этого подойдет все тот же netcat.
На сервере remote-server.example.com запускаем
На нашем проблемном сервере запускаем в отдельном терминале
Теперь все данные, которые попадут в pipe автоматически попадут на stdin в netcat, который их отправит в сеть на порт 7777.
Все что нам осталось сделать это начать писать наши данные в этот именованный pipe.
У нас уже есть запущенное приложение:
Из всех флагов нам нужен только O_WRONLY так как файл уже существует и очищать нам его не нужно
Проверяем удаленный сервер remote-server.example.com
Данные идут, проверяем проблемный сервер
Данные сохранились, проблема решена.
Пользуясь случаем, передаю привет коллегам из компании Degiro.
Слушайте подкасты Радио-Т.
В качестве домашнего задания предлагаю подумать, что будет в файл дескрипторах процесса cat и sleep если запустить такую команду: