что такое фармазонский рубль

Фармазонский рубль

Сгинул Фомка Васильев в одночасье. Пошел скотинку досмотреть и пропал, будто и не было никогда. Поначалу не верила Палашка, бегала по окрестным полям и лугам, тайком лошадь запрягала и мчалась в соседнюю Шустриху. Добрые люди донесли, будто бы Фомку с солдаткой Дунькой видели.

Вернулась под утро — лицо расцарапано, волосы растрепаны. А потом подвязалась черным платком и замолчала. От зари и до зари, не покладая рук, отрабатывала горький хлеб в доме свекра. В первое время свекровь да золовки разговорить пытались: и ругались, и ластились, но Палашка словно каменная. Беда, Бог детей не дал, а прожили с Фомкой четыре годочка. Материнское сердце каменеет редко — глянула на забавы, на чумазые личики и оттаивала бы потихоньку. Шушукались за ее спиной, осуждали. Мужик, мол, пропал, а она ходит — ни слезинки, только избу Дуньке разнесла зря, да космы солдатке выдрала.

По весне испустила дух Палашка, будто ушла из дому тихо, даже дверью не хлопнула. А через три года пришел Фомка — исхудавший, заросший, с бегающими, безумными глазами. По иссохшему телу нет-нет, да и пробежит судорожная волна, словно перед падучей. И дышит часто, хватает жадно воздух. Уходил молодым, видным, а вернулся стариком дряхлым. Домашние с расспросами кинулись, а он лишь рукой отмахивался, потом, мол, отлежусь, пирогами матушкиными силу верну.

Неделю с жаркой печи не слезал, лихорадило. Стал спускаться, ходил робко по дому, озирался от любого шороха. Через месяц окреп, выходил к околице, на могилку жены пошел. Вернулся оттуда с посветлевшими глазами, заговорил.

Про фармазонские деньги слышал еще мальцом, когда с батькой на ярмарку ездили. В трактире один хвастался, мол, знает, где взять. Вроде у них один мужик с фармазонского рубля разбогател и даже лавку свою открыл в уезде. Запала мне эта история, не вытравишь. Все мечтал — раздобыть такой рубль, открыть бы свою лавочку, в люди выбиться.

А в тот день еще и с Палашкой разругались. Звала меня на отдельное житье, трудно ей было в доме. Злой вышел во двор, думал, остыть чуток. Слышу, будто скребет кто в ворота. А дело к ночи. Отворил — старичок, манит за собой. Как во сне шел, ничего не видел, не чувствовал — куда, зачем…

Подошли к избушке ветхой, отворил дверь старый — приглашает. Вошел, хотел, было, лоб перекрестить — иконы нет. А старик сел на лавку, посмеивается.

— О рублике, молодец, мечтаешь? Вот тебе три рубля, сходи в лавочку, купи водки, — и протягивает деньги.

Взял я, вышел, что такое? Вроде избушка в лесу стояла, а тут — дорога, трактир, смех, крики. Зашел внутрь, купил водочки, сдачу в карман положил. Вернулся в стариково жилище, полез в карман — смотрю, а три рубля так и лежат. И водка — вот она. Старик смеется, скрипит гнилым деревом.

— Пойдем, — кивнул и повел лесами темными. Ночь уже силу набрала, я все боялся его из виду потерять. Привел на опушку. А там вроде церкви, только странной, разрушенной, без крестов. Зашли мы внутрь — в середине чан кипит, у стен фармазоны стоят, молятся. Вдруг из стены вылезает чудище седое, мохнатое, от одного вида можно дух испустить.

— Денег хотите? Берите, сколько надо. В тот же миг в чан посыпались монеты. Фармазоны бросились забирать. Бросился и я, только меня отталкивают.

— Сначала, — говорят, — в нашу веру перейти надо. Давай мизинец, мы с него крови нацедим, да той кровью портрет твой напишем. Станешь ты одним из нас. Как понадобишься, в любом месте найдем. А если не захочешь, выстрелим в твой портрет — ты и умрешь.

Выскочил оттуда, как лесом тем бежал — не помню. Ничего не помню. Все время до дома шел, а по дороге один только трактир встретил, тот самый, в котором водку на стариковы деньги покупал. В кармане-то у меня три рубля оставались. Купил себе опять водки, а как вышел — в кармане только мелочь, ничего не прибавилось.

Дома только узнал, что три года прошло, что Палашенька моя не дождалась. Вчера на могилку сходил — чую, сходит камень с души. Простила…

Источник

Неразменный рубль в российской литературе

Инклюз – неразменная монета

В поверьях западных славян заколдованная неразменная монета звалась «инклюз», «инклюзник», «анклюз» или «анталюз». Это обязательно монетка из серебра. Она не только возвращалась к владельцу после уплаты, но и притягивала другие деньги (например, приносила обратно все отданные вместе с ней монеты). Происхождение её всегда шло от тёмных сил. Её могли добыть из заклятого клада, охраняемого нечистью, или сторговаться с чёртом или домовым. Для добычи заколдованного червонца или неразменного рубля требовалось продать чёрту в полночь на перекрёстке чёрного кота, не соглашаясь ни на какие иные сокровища. В других сюжетах покупался чёрный гусак, которого выпекали до полуночи, а затем шли к дороге близ кладбища на торговлю с нечистью. В сказке «Свеча Святого Андрея» богомольца по пути в Киев останавливает старик, попросив поставить свечу Святому Андрею. Однако богомолец далее встречает цыгана, под чьим обличием прячется чёрт. Нечистый покупает свечу за четвертак, и эта монета непременно возвращается к богомольцу. Но у того нет от неожиданного прибытка радости: заново купленная свеча не зажигается у святыни. Лишь ловкий знахарь сумел надоумить богомольца, как избавиться от чёртовой монеты.

что такое фармазонский рубль. Смотреть фото что такое фармазонский рубль. Смотреть картинку что такое фармазонский рубль. Картинка про что такое фармазонский рубль. Фото что такое фармазонский рубль

Неразменный рубль

Наибольшую известность в русской литературе приобрела неразменная монета рублёвого номинала. Во многом это случилось благодаря рассказу Николая Лескова, открывавшего сборник «Святочные рассказы».

что такое фармазонский рубль. Смотреть фото что такое фармазонский рубль. Смотреть картинку что такое фармазонский рубль. Картинка про что такое фармазонский рубль. Фото что такое фармазонский рубль

Если принять за основу, что на месте главного героя Лесков видит себя («Смотрите, каков наш барчук Миколаша» и пр.), то можно предположить, как выглядела неразменная монета. По сюжету герой нам предстаёт восьмилетним («Мне тогда было всего лет восемь»), а родился Лесков в 1831 году. В момент действия рассказа «новенькой, чистой серебряной монетой» являлся рубль 1839 года. Рождество в Российской империи отмечали 25 декабря, поэтому к началу зимы в обороте уже водилось много монет с этой датой. А что такое «полный и превосходный калибр»? Это означает, что рубль отчеканен в полном соответствии со стандартным диаметром и весом. Для чеканки тогда бралась 868-я проба серебра (82 и 14/25 доли в золотниковой системе проб, как указано на гурте). При диаметре 35,5 мм монета весила 20,73 грамма, а чистого металла в ней было 17,9936 грамма или 4 золотника и 21 доля.

В отличие от мифов и легенд главным условием сделки было не отдавать волшебную монету за что-то пустое и ненужное. Но мальчик, погнавшись за блеском стеклянных пуговиц ненужного жилета, расстался с неразменным рублём. Правда, выяснилось, что зачарованный рубль ему лишь приснился. Зато, проснувшись и получив от бабушки рубль без волшебных свойств, маленький Коля покупает на него вещи, необходимые родным и близким людям.

Анализируя легенды о неразменном рубле, можно найти варианты, где такой монетой становился лишь рубль чеканки Петра Великого, которым было уплачено за ношение бороды. В этом сюжете причудливо сплелось описание портретного рубля и медного знака – «бородовой копейки». При появлении бумажных денег (а первый кредитный билет достоинством в рубль выпустили в обращение в 1843 году) трансформировались и легенды. Отныне волшебными свойствами можно было наделить и бумажный рубль. Здесь снова не обходилось без чёрной кошки, об которую обтирали банкноту, предварительно пролежавшую на каменке в бане, протопленной по-чёрному. С этим рублём следовало отправиться в церковь и в нужный момент сказать: «У меня неразменный рубль есть». В действительности фраза звучала куда короче: «Анталюз маю». Поверья также говорили, что упущенные в результате нарушения правил неразменные рубли можно было добыть в обороте. У таких рублей намеренно загнут угол или проделана дырочка.

Неразменный пятак

Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий» так описывал находку главного героя: «И тут под ногами мальчик заметил какой-то небольшой кружок. Он поднял его и задрожал от радости. Это был пятак, черный и пятнистый, с бирюзовым лишаем вместо орла. Вернее всего, пятак пролежал здесь с лета, когда его потеряли игравшие в орлянку мастеровые или обронила ночевавшая под кустом нищенка. Однако монета сразу приобрела в глазах мальчика значение как бы заколдованной, не говоря уже о том, что это было целое богатство: пять копеек! В классе пятак переходил из рук в руки. Среди товарищей нашлись люди, опытные в такого рода делах. Они божились, крестясь на купола Пантелеймоновского подворья, что наверняка это не что иное, как неразменный пятак, младший брат сказочного неразменного рубля. Он должен принести Пете неслыханные богатства».

В наше время попытки наделить пятачок магией продолжаются. В нём высверливают дырочку и носят в кошельке, надеясь на скорую прибыль. Так что, найдя пятачок с небольшим отверстием, не удивляйтесь. Это просто кем-то упущенная в оборот «счастливая монета» или «неразменный» пятак, не оправдавший возложенных на него ожиданий.

Неразменные 3 рубля

Неразменный грош

Прикарпатье – регион, находящийся на землях Чехии, Польши, Украины и Румынии. Поэтому неудивительно, что в мифах и легендах, послуживших основой многих украинских сказок, встречаются не российские монеты, а деньги европейских государств. В этих местах неразменным становился серебряный грош. Обрести волшебные свойства он мог, вылёживаясь в ласточкином гнезде, пока его не покинет третье поколение птенцов. Если же так долго ждать невмоготу, то чародейскую монету покупали на Львовском базаре. Поймать неразменный грош можно было и в обороте. Для этого серебряную монету прикусывали, что привязывало необычный грош к новому хозяину, заставляя возвращаться.

Грош ассоциировался и с самой мелкой медной монеткой. Именно такой грошик появляется в сказке Карлиса Скалбе о неразменном медяке, на основе которой в 1969 году Рижская киностудия сняла мультфильм. Здесь в облике медяка прячется сам чёрт. Мелкая монетка достаётся бедному банщику Ансу, целью которого с этой минуты становится копить и копить монетки, появляющиеся с помощью волшебного гроша. В финале нечистый смеётся над главным героем, потратившим всю жизнь на пересчёт нескончаемых денег, которые так и не принесли ему счастья.

Монетка на удачу

Многовековые суеверия не умирают даже в ХХI веке, оставаясь в культуре разных народов. На страницах интернета множатся советы, как получить свою счастливую монетку. Ведь желание легко разбогатеть у людей никуда не делось. Новое поколение писателей на старой основе возводит своё здание. В произведении «Погляди в глаза чудовищ» (авторы Лазарчук и Успенский) нам встретится «модернизированный пятак образца 1961 года». В современной российской литературе и неразменный рубль нередко становится основой сюжета небольших рассказов, связанных с мистикой или потусторонними силами. Но авторам XXI века приходится сильно напрягать фантазию, чтобы герой мог использовать волшебную монету рублёвого номинала. Ведь в наше время за рубль не купить столько товаров, как юному герою Лескова. И сдачу с него уже практически не получишь.

Источник

Неразменный рубль в российской литературе

Для финансистов понятие неразменные деньги лишено магического ореола. Они знают: это всего лишь расчётные знаки, указанный номинал которых значительно выше, чем стоимость материала, ушедшего на их печать или чеканку. Они призваны облегчать повседневные расчёты, замещая полноценные деньги, стоимость металла которых примерно равна их достоинству. После финансовой реформы Витте кредитные билеты беспрепятственно обменивались на золотую монету по номиналу. Но лишь началась Первая мировая война, обмен на золото прекратился, и банкноты вмиг перешли в разряд неразменных денег. Однако большинство людей, услышав словосочетание неразменные деньги, тут же почувствуют дух сказочной истории. Ведь о волшебных неразменных деньгах, возвращающихся к хозяину, с давних пор повествуют легенды и мифы различных народов. Неразменный рубль никогда не истощается, сколько ни меняй и ни издерживай его, он всегда при хозяине, — пишет Владимир Иванович Даль в Толковом словаре живого великорусского языка.

Инклюз неразменная монета

В поверьях западных славян заколдованная неразменная монета звалась инклюз, инклюзник, анклюз или анталюз. Это обязательно монетка из серебра. Она не только возвращалась к владельцу после уплаты, но и притягивала другие деньги (например, приносила обратно все отданные вместе с ней монеты). Происхождение её всегда шло от тёмных сил. Её могли добыть из заклятого клада, охраняемого нечистью, или сторговаться с чёртом или домовым. Для добычи заколдованного червонца или неразменного рубля требовалось продать чёрту в полночь на перекрёстке чёрного кота, не соглашаясь ни на какие иные сокровища. В других сюжетах покупался чёрный гусак, которого выпекали до полуночи, а затем шли к дороге близ кладбища на торговлю с нечистью. В сказке Свеча Святого Андрея богомольца по пути в Киев останавливает старик, попросив поставить свечу Святому Андрею. Однако богомолец далее встречает цыгана, под чьим обличием прячется чёрт. Нечистый покупает свечу за четвертак, и эта монета непременно возвращается к богомольцу. Но у того нет от неожиданного прибытка радости: заново купленная свеча не зажигается у святыни. Лишь ловкий знахарь сумел надоумить богомольца, как избавиться от чёртовой монеты.

что такое фармазонский рубль. Смотреть фото что такое фармазонский рубль. Смотреть картинку что такое фармазонский рубль. Картинка про что такое фармазонский рубль. Фото что такое фармазонский рубль

Главное свойство волшебной монеты непременный возврат, пока не будет нарушено какое-то важное условие сделки. Условия эти в различных сказках порой диаметрально противоположны. В одних легендах говорилось, что при покупке товара нельзя брать сдачу, как бы её ни навязывали. Другие же утверждают, что сдачу, напротив, надо брать всю до копейки. Оставил малую денежку у продавца, и волшебная монета тут же вернётся к чёрту. В сказках Западной Европы тоже имелись свои волшебные деньги. Это мог быть особенный пенни (Hatch-Penny), над которым провели определённый ритуал, или медная монетка неопределённого номинала (The Copper Coin). Держите в кармане пенни, обёрнутый бумагой, — бытовал совет на Британских островах. Счастливый пфенниг в кошельке убережёт его владельца от потери денег, — говаривали в немецких землях. Носите в кармане монетку в два чентезимо или любую новую и яркую монету, — до сих пор рекомендуют итальянцы (правда, в современной Италии пару чентезимо заменяют два евроцента). Если же под рукой вообще не оказывалось монет, в ход шли подручные предметы. Французы заменяли счастливую монетку обрывком шпагата, испанцы гвоздём или пуговицей, итальянцы рыбьей чешуёй, а японцы кусочком змеиной кожи.

Неразменный рубль

Наибольшую известность в русской литературе приобрела неразменная монета рублёвого номинала. Во многом это случилось благодаря рассказу Николая Лескова, открывавшего сборник Святочные рассказы.

что такое фармазонский рубль. Смотреть фото что такое фармазонский рубль. Смотреть картинку что такое фармазонский рубль. Картинка про что такое фармазонский рубль. Фото что такое фармазонский рубль

Бабушка уже стояла над моею кроваткою в своем большом чепце с рюшевыми мармотками и держала в своих белых руках новенькую, чистую серебряную монету, отбитую в самом полном и превосходном калибре.
— Ну, вот тебе беспереводный рубль, — сказала она. — Бери его и поезжай в церковь. После обедни мы, старики, зайдем к батюшке, отцу Василию, пить чай, а ты один, — совершенно один, — можешь идти на ярмарку и покупать все, что ты сам захочешь. Ты сторгуешь вещь, опустишь руку в карман и выдашь свой рубль, а он опять очутится в твоем же кармане.

Если принять за основу, что на месте главного героя Лесков видит себя (Смотрите, каков наш барчук Миколаша и пр.), то можно предположить, как выглядела неразменная монета. По сюжету герой нам предстаёт восьмилетним (Мне тогда было всего лет восемь), а родился Лесков в 1831 году. В момент действия рассказа новенькой, чистой серебряной монетой являлся рубль 1839 года. Рождество в Российской империи отмечали 25 декабря, поэтому к началу зимы в обороте уже водилось много монет с этой датой. А что такое полный и превосходный калибр? Это означает, что рубль отчеканен в полном соответствии со стандартным диаметром и весом. Для чеканки тогда бралась 868-я проба серебра (82 и 14/25 доли в золотниковой системе проб, как указано на гурте). При диаметре 35,5 мм монета весила 20,73 грамма, а чистого металла в ней было 17,9936 грамма или 4 золотника и 21 доля.

В отличие от мифов и легенд главным условием сделки было не отдавать волшебную монету за что-то пустое и ненужное. Но мальчик, погнавшись за блеском стеклянных пуговиц ненужного жилета, расстался с неразменным рублём. Правда, выяснилось, что зачарованный рубль ему лишь приснился. Зато, проснувшись и получив от бабушки рубль без волшебных свойств, маленький Коля покупает на него вещи, необходимые родным и близким людям.

Анализируя легенды о неразменном рубле, можно найти варианты, где такой монетой становился лишь рубль чеканки Петра Великого, которым было уплачено за ношение бороды. В этом сюжете причудливо сплелось описание портретного рубля и медного знака бородовой копейки. При появлении бумажных денег (а первый кредитный билет достоинством в рубль выпустили в обращение в 1843 году) трансформировались и легенды. Отныне волшебными свойствами можно было наделить и бумажный рубль. Здесь снова не обходилось без чёрной кошки, об которую обтирали банкноту, предварительно пролежавшую на каменке в бане, протопленной по-чёрному. С этим рублём следовало отправиться в церковь и в нужный момент сказать: У меня неразменный рубль есть. В действительности фраза звучала куда короче: Анталюз маю. Поверья также говорили, что упущенные в результате нарушения правил неразменные рубли можно было добыть в обороте. У таких рублей намеренно загнут угол или проделана дырочка.

Неразменный пятак

Когда сказочные сюжеты проникли в отечественную фантастику, появились и неразменные деньги, соответствующие эпохе. Здесь сразу вспоминается действующая модель неразменного пятака образца ГОСТ 718-62 из повести братьев Стругацких Понедельник начинается в субботу. Предположительно заимствованный из музейной витрины экспонат достался главному герою на сдачу от смотрительницы музея Наины Киевны. Как истинный советский учёный-энтузиаст Александр Привалов немедленно начинает эксперименты с удивительным пятикопеечником, по виду неотличимым от обычной монеты: Скорее я удивился бы, если бы пятака в кармане не оказалось. Но он был там — влажный, 1961 года, с выщерблинкой на цифре ‘6’. Но, к сожалению читателей, эксперименты пресекает доблестная милиция, которая изымает монету, вручив Привалову взамен ту же сумму обычными деньгами. Почему в описании появилась выщерблинка? Оказывается, по народным приметам именно монеты с щербинкой приносят достаток и удачу.

Валентин Катаев в повести Белеет парус одинокий так описывал находку главного героя: И тут под ногами мальчик заметил какой-то небольшой кружок. Он поднял его и задрожал от радости. Это был пятак, черный и пятнистый, с бирюзовым лишаем вместо орла. Вернее всего, пятак пролежал здесь с лета, когда его потеряли игравшие в орлянку мастеровые или обронила ночевавшая под кустом нищенка. Однако монета сразу приобрела в глазах мальчика значение как бы заколдованной, не говоря уже о том, что это было целое богатство: пять копеек! В классе пятак переходил из рук в руки. Среди товарищей нашлись люди, опытные в такого рода делах. Они божились, крестясь на купола Пантелеймоновского подворья, что наверняка это не что иное, как неразменный пятак, младший брат сказочного неразменного рубля. Он должен принести Пете неслыханные богатства.

В наше время попытки наделить пятачок магией продолжаются. В нём высверливают дырочку и носят в кошельке, надеясь на скорую прибыль. Так что, найдя пятачок с небольшим отверстием, не удивляйтесь. Это просто кем-то упущенная в оборот счастливая монета или неразменный пятак, не оправдавший возложенных на него ожиданий.

Неразменные 3 рубля

Золотой трёхрублёвик фигурирует в сказке о фармазонских деньгах. Странно звучащее слово фармазон — это исковерканное франкмасон, утерявшее изначальный смысл и обозначающее людей, чёрной магией наживающих богатство. Главный герой, надеясь разбогатеть, странствует по Симбирской губернии и получает от таинственного старика трёхрублёвый золотой на покупку водки, причём обязательно взяв копейку на сдачу. Выполнив наказ, парень внезапно обнаруживает золотую монету у себя. Старик, показав, что путь к богатству несложен, уводит парня в чёрный храм, где послушники с помощью седого и мохнатого существа добывают магическое золото. Чтобы стать одним из них, с парня должны написать портрет кровью из его мизинца. Однако главный герой пугается и убегает, а золотой становится обычной монетой и при размене больше не возвращается.

Неразменный грош

Прикарпатье регион, находящийся на землях Чехии, Польши, Украины и Румынии. Поэтому неудивительно, что в мифах и легендах, послуживших основой многих украинских сказок, встречаются не российские монеты, а деньги европейских государств. В этих местах неразменным становился серебряный грош. Обрести волшебные свойства он мог, вылёживаясь в ласточкином гнезде, пока его не покинет третье поколение птенцов. Если же так долго ждать невмоготу, то чародейскую монету покупали на Львовском базаре. Поймать неразменный грош можно было и в обороте. Для этого серебряную монету прикусывали, что привязывало необычный грош к новому хозяину, заставляя возвращаться.

Грош ассоциировался и с самой мелкой медной монеткой. Именно такой грошик появляется в сказке Карлиса Скалбе о неразменном медяке, на основе которой в 1969 году Рижская киностудия сняла мультфильм. Здесь в облике медяка прячется сам чёрт. Мелкая монетка достаётся бедному банщику Ансу, целью которого с этой минуты становится копить и копить монетки, появляющиеся с помощью волшебного гроша. В финале нечистый смеётся над главным героем, потратившим всю жизнь на пересчёт нескончаемых денег, которые так и не принесли ему счастья.

Монетка на удачу

Многовековые суеверия не умирают даже в ХХI веке, оставаясь в культуре разных народов. На страницах интернета множатся советы, как получить свою счастливую монетку. Ведь желание легко разбогатеть у людей никуда не делось. Новое поколение писателей на старой основе возводит своё здание. В произведении Погляди в глаза чудовищ (авторы Лазарчук и Успенский) нам встретится модернизированный пятак образца 1961 года. В современной российской литературе и неразменный рубль нередко становится основой сюжета небольших рассказов, связанных с мистикой или потусторонними силами. Но авторам XXI века приходится сильно напрягать фантазию, чтобы герой мог использовать волшебную монету рублёвого номинала. Ведь в наше время за рубль не купить столько товаров, как юному герою Лескова. И сдачу с него уже практически не получишь.

Источник

Что говорят поверья о серебряном неразменном рубле

В 1883 году самый популярный в Российской империи детский журнал «Задушевное слово» публикует святочный рассказ Николая Семеновича Лескова «Неразменный рубль». Мораль рассказа заключается в том, что полное счастье достигается лишь тогда, когда ты живешь не для себя, а для других.

Впервые народное поверье, даже суеверие, легло в основу серьезного размышления о смысле человеческой жизни. Также впервые простоватая сказка о «неразменном рубле» была мастерски облечена в искусную литературную форму.

Итак, каковы же волшебные свойства «неразменного рубля»? И, самое важное, как его можно получить?

В славянском мире на эти вопросы отвечают народные легенды, поверья и сказки, записанные в разное время на пространстве от Закарпатья до Байкала. Замечательный этнографический обзор о волшебной неразменной монете, дающей хозяину возможности распоряжаться безграничными суммами денег, в свое время дала известный антрополог, доктор наук О.В. Белова.

Но наибольшую известность легенда о волшебной монете получила с помощью рассказа Лескова.

Итак, идём за рублём. Берём черную кошку. И в ночь перед Рождеством будем продавать ее на перекрестке, одна из дорог которого обязательно уходит к кладбищу. За несколько мгновений до двенадцати сжимаем кошку посильнее, чтобы замяукала. И ровно в полночь нам явится нечистая сила, чтобы торговаться за животное.

Черт будет предлагать любые деньги, огромные суммы и всё, что пожелаешь. Но мы просим только серебряный рубль. И как бы ни был настойчив нечистый, как бы ни соблазнял нас несметными сокровищами, продолжаем требовать рубль. Получив желаемую монету, тут же прячем ее в карман, зажимая рукой, и немедленно уходим. Нечистая сила будет всяческим образом звать и пугать, а мы не обернёмся. Лишь обернись, не успев зайти домой, потеряешь волшебную монету, а иногда и жизнь.

Монета, полученная за черную кошку, и будет тем самым «неразменным» или «безрасходным» рублем, который, всегда вернётся в карман. В сказочном фольклоре образ «неразменного рубля» схож с образами скатерти-самобранки и горшочка, где никогда не кончается каша.

Конечно сейчас, глядя из нашего XXI века, кажется смешным и наивным желание получить бесконечное богатство. Но разве психология человека так сильно изменилась? Разве немало среди нас любителей дармовщинки?

А почему именно рубль стал той чудесной монетой, открывающей дорогу к безграничному богатству?

В силу времени и экономических изменений, рубль сейчас практически ничего не стоит. И вряд ли кто-то сегодня пойдет в рождественскую ночь выполнять ритуал с черной кошкой в надежде получить «неразменный рубль» образца 2020 года. Но еще во времена Лескова на серебряный целковый на рынке в Санкт-Петербурге можно было купить 2 курицы, или 8 кг отборной пшеничной муки, или 5 кг свинины, или 10 литров парного молока. Стоимость продуктов в провинциальных городах, а тем более в деревне были в несколько раз меньше. А если заглянуть вглубь истории, то мы увидим, что ценность рублевой монеты была еще выше.

А что же такое рубль?

В Древней Руси так назывался отрубленый кусок серебряной гривны. После реформы Елены Глинской 1535 года рубль стал денежно-счетной единицей, состоящей из 100 копеек. Первая же монета номиналом рубль появилась в России в 1654 году в ходе денежной реформы царя Алексея Михайловича.

Это была серебряная монета в весовой норме европейского талера – 28 г. Правительством был установлен номинал рубля в 100 копеек. И это при том, что реально в рубле 1654 года содержалось серебра лишь на 64 копейки. Население быстро разгадало уловку правительства и реформа провалилась. Рубль 1654 года является нумизматическим раритетом.

В статье читатель может увидеть рисунки редчайших рублевых монет, которые для большинства коллекционеров являются недостижимой мечтой, своеобразной погоней за «неразменным рублем».

Регулярная чеканка монет рублевого номинала начинается лишь в 1704 году в ходе масштабной денежной реформы Петра Великого. Это была первая массовая монета крупного номинала, вызывавшая изумление и интерес у современников уже тем, что на ней все подданные московского царя и всея России повелителя могли впервые узреть его портрет во всей красе.

Ряд нумизматов считают, что бородовые знаки с особым надчеканом могли также использоваться как средство платежа.

Поверий и легенд о «неразменном рубле» или другой чудесной безрасходной монете немало. Со временем они обрастали деталями и подробностями. Так, считалось, что нельзя тратить волшебный рубль без остатка. Непременно нужно получить хотя бы копейку сдачи. Попав в карман владельца, мелочь превращается в волшебный рубль. Если же рубль истратить полностью, то он вновь возвратится нечистой силе.

По поверьям славян Прикарпатья получить «неразменный рубль» можно и без черной кошки. Наделить волшебными неразменными свойствами монету можно было, положив ее в гнездо ласточки. Монета должна пролежать там пока не выведется третье поколение птенцов. Был и еще один магический способ – зарезать монетой летучую мышь, после чего носить ее (монету) под мышкой девять дней, не посещая церковь, не крестясь и не произнося молитвы, после этих манипуляций монета приобретала магические свойства.

Но, как правило, главным посредником в получении неразменного рубля была именно черная кошка. У русских крестьян в Западной Сибири в XIX веке считалось, что всех черных кошек сатана сразу же забирает себе, кроме тех, которые сразу же после рождения побывали в человеческих руках. Нужно взять такого котенка, воспитать его и на Пасху, когда в церкви священник возгласит «Христос воскресе», сказать в ответ «У меня черная кошка есть». Именно этот неправильный и кощунственный возглас вызовет нечистого, который и придёт торговаться за кошку. Тогда и можно получить от черта «неразменный рубль».

Суеверия о «неразменном рубле» удивительно живучи. Стоит только заглянуть сегодня на страницы всемирной паутины, как читателя захлестнет волна предлагаемых многочисленных магических практик, с помощью которых, якобы, можно увеличить свое благосостояние, а то и вовсе достичь нескончаемого богатства. Но, как сказал автору этой статьи его сын, достичь бесконечного благосостояния, надеясь на халяву, ласточкины гнезда и черных кошек, не получится, для этого нужно бесконечно «пахать, пахать и пахать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *