что такое фальсификация товаров

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Чем «контрафакт» отличается от «фальсификата»

Чем «контрафакт» отличается от «фальсификата»

В настоящее время проблема незаконного оборота промышленной продукции актуальна как никогда. Это связано с тем, что незаконный ввоз, производство и оборот контрафактной и фальсифицированной продукции не только способствует недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит достаточно серьезный ущерб экономике нашей страны, вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и происхождения продукции. Не стоит забывать о том, что контрафактная и фальсифицированная продукция может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.

Понятие «контрафактной» продукции четко определяется в п.1 ст.1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Также в п. 3 ст.1519 ГК РФ указано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными».

Из этого следует, что в случаях, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными (п.4 ст.1252 ГК РФ). Кроме того, контрафактной признается продукция без маркировки, предусмотренной законом. При этом признание товара контрафактным, не всегда свидетельствует о его качестве.

Понятие «фальсификации» приводится в Федеральном законе Российской Федерации от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» — «фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».

Исходя из анализа понятий «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция, необходимо отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной. Для признания же продукции фальсифицированной необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе использование иных (не указанных в составе) компонентов.

Таким образом, фальсификат не всегда является контрафактом. Во многих случаях изготовитель товара, с целью снижения расходов по изготовлению, просто использует более дешевые компоненты. Результатом таких действий является изменение свойств и качества готовой продукции. Контрафакт и фальсификат необходимо отличать друг от друга. Контрафакт предполагает, что продукция копируется либо подделывается, при этом за основу чаще всего берется известный бренд. Фальсифицированная же продукция предполагает нарушение технологии производства и/или не использование акцизов, когда это обязательно. Целью фальсификации, как правило, является обман потребителя, заключающийся в неверном указании или сокрытии свойств товара.

Проблематика незаконного оборота промышленной продукции более всего затрагивает отрасли пищевой промышленности.

Незаконный оборот продукции может осуществляться следующими способами:

– состав и свойства продукта не соответствуют заявленным характеристикам;

– товары, выдающие себя под известные бренды;

– производство товаров под собственным товарным знаком продукции, очень схожим с известным брендом в названии и оформлении;

– несанкционированное тиражирование товара;

– импорт оригинального продукта без согласия правообладателя.

За нарушения, выявленные в сфере контрафактной продукции, предусмотрена ответственность следующими нормативно-правовыми актами:

1. Уголовным Кодексом РФ:

Статья 146 Нарушение авторских и смежных прав;

Статья 147 Нарушение изобретательских и патентных прав;

Статья 180 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).

2. Кодексом РФ об административных правонарушениях:

Статья 7.12 Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав;

Статья 14.10 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).

Если у потребителя возникли подозрения, что перед вами продукция сомнительного происхождения, необходимо обратиться с заявлением в органы МВД, территориальные управления Роспотребнадзора и Россельхознадзора, органы ФТС, которые наделены полномочиями в этой сфере в пределах компетенции.

В случае приобретения товара, который оказался контрафактным (фальсифицированным), а при его покупке не была предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре, то в соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей), вы имеете право требовать от продавца возмещения убытков, в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст.14 Закона о защите прав потребителей, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. В случае неудовлетворения продавцом соответствующего требования гражданина добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с частями 2, 7 и 10 ст.29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) и с п.2 ст.17 Закона о защите прав потребителей, исковое заявление в суд потребитель вправе предъявить по своему месту жительства или месту пребывания либо по месту нахождения организации либо по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он также может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.

При обращении с иском в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст.11 ГК РФ, п.3 ст.17 Закона о защите прав потребителей).

Наряду с компенсацией имущественного вреда, потребитель, на основании ст.151 ГК РФ и ст.15 Закона о защите прав потребителей, вправе потребовать также возмещения морального вреда, причиненного продавцом вследствие нарушения им прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Источник

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Всемирный день шопинга. Что такое «контрафакт» и «фальсификация»

Сегодня, во Всемирный день шопинга, Роспотребнадзор напоминает, что такое контрафактные изделия и фальсифицированная продукция.

Само слово «фальсификация» происходит от лат. falsificatio, от falsifico — подделываю; итал. falsificare — подделывать) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

Фальсифицированными считаются пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара.

Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие.

Качественная — подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Стоимостная — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.

Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.

«Контрафакт» (англ. counterfeit — подделка) — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав.

Контрафактные товары произведены без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощённой в товаре.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Объекты интеллектуальной собственности:

· произведения науки, литературы и искусства;

· программы для электронных вычислительных машин; базы данных;

· исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач;

· изобретения; полезные модели; промышленные образцы;

· топологии интегральных микросхем;

· секреты производства (ноу-хау);

· фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания;

· наименования мест происхождения товаров;

Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью, как правило, с целью получения денежной выгоды.

• Подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений. Это актуально для таких вещей как мебель, одежда, наручные часы и т. д.

• Использование чужого логотипа или настолько похожего, что их легко перепутать

• Незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ, например, выпуск «пиратских дисков»

Пресечению подобных правонарушений на рынке может помочь активная позиция информированного и небезразличного потребителя. Приобретайте качественную, оригинальную продукцию, остерегайтесь подделок!

Источник

Вниманию потребителя: что такое «контрафакт» и «фальсификация»?

Поступающие на внутренний рынок фальсифицированные и контрафактные товары нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков. Кроме того, это оказывает негативное воздействие на экономику государства, представляет угрозу жизни и здоровья для потребителей такой продукции, затрагивает интересы всего общества.

Понятие «контрафактной» продукции четко определяется в п.1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) – «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Также в п. 3 ст. 1519 ГК РФ указано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными».

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными.

Деятельность, связанная с незаконным использованием известных на рынке товарных знаков направлена на извлечение доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя.

«Фальсификация» (лат. falsificatio, от falsifico — подделываю) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов.

В ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» раскрывается понятие — «фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — это пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».

Иными словами, это умышленное качественное изменение продукта, изменение вида или свойства какого-то предмета с целью обмана для того, чтобы выдать его за предмет другого вида или качества; действия, направленные на обман покупателя (потребителя) путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. «Фальсификация», в широком ее понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара.

Анализ терминов «фальсификация» и «контрафакт» позволяет выделить основные их различия. Особенностью «контрафакта» является нарушение интеллектуальных прав создателя (владельца исключительных прав) продукта или товара, (автора, изобретателя и пр.). При этом признание товара контрафактным не всегда свидетельствует о его ненадлежащем качестве. Для признания же продукции фальсифицированной необходимо установить факт нарушения процесса ее изготовления, в том числе, использование иных (не указанных в составе) компонентов.

— качественная (подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств, либо замена товара высшей категории качества низшей);

— количественная (обман потребителя за счет отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений);

— ассортиментная (осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков);

— стоимостная (обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам товаров высокого качества или товаров меньших размерных характеристик по цене больших);

— информационная (обман потребителя путем предоставления неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.)

— комплексная (сочетает несколько видов фальсификации).

— продукция произведенная без разрешения правообладателей объектов интеллектуальной собственности (подделка внешнего вида товара и его дизайнерских решений);

— использование чужого логотипа или настолько похожего, что легко перепутать;

— незаконное использование мультимедиа-продукции, книг и компьютерных программ.

Действия по изготовлению, сбыту, в том числе продаже контрафакта, фальсифицированных товаров, направлены на обман потребителя с корыстной целью получения денежной выгоды.

Источник

Что такое фальсификация товаров

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ И КОНТРАФАКТА

Термины и определения

Fraud and counterfeit countermeasures system. Terms and definitions

Дата введения 2018-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Международной ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке по группам. Внутри каждой из групп термины расположены в алфавитном порядке.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины-синонимы приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Термины и определения, приведенные в подразделе 2.4, не направлены на классификацию или выделение приоритетных технологий защиты от фальсификации и контрафакта.

В настоящем стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области защиты от фальсификаций и контрафакта.

2 Термины и определения

2.1 Термины в области объектов защиты

2.1.2 аутентичность (authentic): Свойство объекта, свидетельствующее о его подлинности.

2.1.3 бренд (brand): Связанный с рыночными отношениями нематериальный актив, направленный на индивидуализацию товара, услуги или организации либо их комбинации, создающий однозначное восприятие данных товара, услуги или организации у любой заинтересованной стороны, что приводит к возникновению экономической ценности.

2.1.4 действительный изготовитель компонента (изделия); ДИИ (изготовитель изделия с правами разработчика изделия) (original component manufacturer, ОСМ): Физическое лицо или организация, которые осуществили разработку и/или проектирование компонента (изделия), имеющие на это изделие права интеллектуальной собственности или намеренные получить такие права.

1 Изделие и/или его упаковка обычно идентифицируются средствами индивидуализации ДИИ.

2 ДИИ может передать в стороннюю организацию изготовление или дистрибуцию своей продукции.

2.1.5 действительный изготовитель оборудования; ДИО (original equipment manufacturer, OEM): Физическое лицо или организация, которые разработали и изготавливают продукцию (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций) с использованием приобретенных компонентов и реализуют продукцию со своими средствами индивидуализации.

1 Под оборудованием понимаются сборочная единица, комплекс или комплект, являющиеся товарной продукцией изготовителя.

2 Термин «original equipment manufacturer (OEM)» в коммерческой практике используют также в иных значениях, что создает неоднозначность в определении термина. Так, этот термин применяют для обозначения организации, которая изготавливает детали или подсистемы, используемые другими организациями в качестве комплектующих элементов своей финальной продукции. Термин применяют также для обозначения организации, осуществляющей перепродажу продукции других изготовителей с добавленной стоимостью value-added reseller (VAR), за счет придания этой продукции дополнительных свойств или предоставления дополнительных услуг, которые поставляются потребителю вместе с продукцией. Кроме того, данный термин может применяться в отношении тех организаций, которые осуществляют деятельность по изготовлению продукции по заказу правообладателя в соответствии с его требованиями. При этом с целью подтверждения аутентичности на изделии и/или его упаковке размещают бренд, товарный знак и/или иное средство индивидуализации правообладателя. В таких случаях ДИО является разновидностью изготовителя по контракту.

Термин может быть также применен не к организации, а к продукции. Так, OEM-продукцией называют версии продукции, поставляемой изготовителем в минимальной комплектации, с упаковкой более низкой стоимости, с сокращенным объемом гарантийных обязательств, поступающей в таком виде в розничную торговлю. Возможны и другие версии значения термина, не совпадающие с указанным значением термина в международных стандартах и документах.

2.1.6 действительный разработчик и изготовитель; ДРИ (original design manufacturer, ODM): Физическое лицо или организация, которые осуществляют разработку и изготовление продукции в соответствии с требованиями заказчика и с использованием на продукции средств индивидуализации заказчика.

документ (document): Зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.

2.1.9 идентичность (identity): Набор характеристик, присущих данному объекту.

1 Идентичность может рассматриваться с точки зрения физического и/или юридического лица, а также физических и виртуальных объектов.

2 Идентичность может быть связана с наличием уникальных характеристик, присущих только данному объекту.

2.1.10 изготовитель по контракту; ИК (contract manufacturer; СМ): Физическое лицо или организация, которые изготавливают продукцию согласно контракту, заключенному с другой организацией, с нанесением на производимую продукцию средств индивидуализации этой организации.

2.1.11 изделие [part(s)]: Любой предмет или набор предметов производства, которые могут быть использованы для удовлетворения потребности потребителя.

2.1.12 интеллектуальная собственность (intellectual property): Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);

6) данные, звучащие в эфире или передающиеся по кабельным проводам радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименование места происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2.1.13 конечный пользователь (end user): Физическое лицо или организация, использующие продукцию по назначению.

2.1.14 объект интеллектуальной собственности (intellectual property object): Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в любой области науки и творчества и приравненные к ним средства индивидуализации.

2.1.15 однородная партия (homogeneous lot): Группа изделий, которые:

— получены как один груз (в одной или нескольких упаковках);

— маркированы или иным образом идентифицированы как одна партия, серия, группа и имеют одинаковую идентифицирующую информацию (например, коды дат, партий);

— идентичны (изделия и упаковки) при визуальном контроле без привлечения инструментальных средств;

— упакованы, обработаны и/или хранились в одинаковых условиях;

— находятся на местах своего физического размещения в непосредственной близости (т.е. не подвергались разделению исходя из общих признаков: источника поступления, упаковки и маркировки).

2.1.16 право на интеллектуальную собственность (intellectual property rights): Право на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (объекты интеллектуальной собственности).

2.1.18 системный интегратор (systems integrator): Организация, специализирующаяся на объединении подсистем в общую систему, в пределах которой эти подсистемы функционируют и взаимодействуют.

товарный знак: Охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

2.1.20 торговая марка (trademark): Общепринятое обозначение товарного знака.

2.2 Термины в области выявления фальсификации и контрафакта

2.2.1 восстановленное изделие (refurbished): Бывшее в употреблении изделие, которое было подвергнуто техническим воздействиям с целью восстановления внешнего вида, идентичного изделию с известной аутентичностью, без вмешательства в конструкцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *