что такое фактические обстоятельства дела
Всё об уголовных делах
I). Возбуждение дела
— п.3 ч.2 146 УПК в постановлении указывается основание возбуждения дела (описание события)
II). Предъявление обвинения
— п.4 ч.2 171 УПК описание преступления в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого
— ч.1 175 УПК при изменении обвинения обвинение предъявляется заново
III). Обвинительное заключение
— п.3 ч.1 220 УПК место и время преступления в обвинительном заключении
— ч.2 252 УПК изменение пределов разбирательства, только улучшение
— ч.1 307 УПК описание преступного деяния в приговоре (фактические обстоятельства дела)
— п. 18 Пленума № 55 описание преступного деяния в мотивировочной части приговора
— 389.16 УПК в чем заключается несоответствие приговора фактическим обстоятельствам дела
Запрет обжалования фактических обстоятельств в стадии кассации (п. 16 Пленума № 19)
ПРИМЕР (дело № 51-АПУ17-9)
— если выявились противоречия между выводами суда и фактическими обстоятельствами дела, установленными (установленными, это означает прошедшими обязательную процедуру исследования доказательств ч.1 240 УПК ) в суде первой инстанции.
— в таком случае, это является нарушением, относимым к категории существенных нарушений . Это прямо следует из нормы 389.16 УПК .
Фактические обстоятельства дела, что под ними понимается
Фактические обстоятельства дела, это описание события преступления которое суд обязан раскрыть в описательно-мотивировочной части приговора ( ч.1 307 УПК ).
До того как попасть в приговор, это описание события (место, время) проходит последовательную цепочку:
Во-первых: самое первое описание события преступления встречается в сообщении о преступлении . Затем это описание переходит в постановление о возбуждении дела ( п.4 ч.2 171 УПК ).
Во-вторых: второе описание события преступления приводится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого ( п.4 ч.2 171 УПК ). Если в последующем какие-то факты дополняются или наоборот, не подтверждаются, то требуется обязательная процедура перепредъявления обвинения ( ч.1 175 УПК ).
В третьих: следующее, третье по счету описание преступления указывается в обвинительном заключении ( п.3 ч.1 220 УПК ).
— п. 14 Пленума N 28 несовпадение с предъявленным обвинением, возврат
Важно: в обвинительном заключении должно быть точно такое же описание события как и в постановлении о привлечении обвинения. В ином случае, дело будет возвращено прокурору (п. 14 Пленума N 28)
В четвертых: наконец описание события преступления переходит в описательно-мотивировочную часть приговора ( ч.1 307 УПК ). При этом, для того, чтобы попасть в приговор, чтобы судья получил право указывать их в приговоре, они должны пройти обязательную процедуру исследования доказательств ( ч.1 240 УПК ). Просто так перекочевать из обвинительного заключения это описание не может. Это нередко встречающаяся ошибка судов, подробнее о ней можно прочитать здесь: Копирование в приговоре доказательств из обвинительного заключения.
Важно: описание события на этом этапе может изменится по сравнением с тем, что было указано в обвинительном заключении, но только в лучшую сторону. В норме ч.1 252 УПК указано, что разбирательство ведется лишь по предъявленному обвинению.
— ч.2 252 УПК изменение пределов разбирательства, только улучшение
— п. 20 Пленума № 55 изменение квалификации судом, только улучшение
— суд имеет право изменить предъявленное обвинение, но только в сторону улучшения ( ч.2 252 УПК и п. 20 Пленума № 55). Это правило действует и дальше, после суда первой инстанции, подробнее можно прочитать здесь: Ухудшение положения осужденного на всех стадиях процесса
Особенности для кассации
— с фактическими обстоятельствами уголовного дела связан одна из специфических особенностей при кассационном обжаловании. Неучет этой особенности при подаче кассационных жалоб влечет частые отказы в их удовлетворении. Подробнее об этом можно прочитать здесь: Запрет обжалования фактических обстоятельств в стадии кассации (п. 16 Пленума № 19).
Реализация права
Там, где есть любовь, в мире сияет свет;
там, где ненависть, мир остается в темноте.
Папа Римский Бенедикт XVI
Понятие и виды реализации права
Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.
Существуют следующие формы реализации норм права:
Осуществление прав это использование возможностей, предоставленных правовыми нормами. Исполнение обязанностей есть обязательное совершение активных действий, предписываемых нормами права. Соблюдение обязанностей (запретов) это воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
Применение норм права
Применение права необходимо в тех случаях, когда:
Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.
Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны «делом» называется также совокупность документов, комплектуемая «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).
Стадии правоприменительного процесса:
Цель этого процесса заключается в установлении объективной истины по делу, а в конечном счете в обеспечении правопорядка.
К основным принципам правоприменения относятся: законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность.
Установление фактических обстоятельств дела
Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми.
Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Это логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке. В результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания.
От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность.
Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются прежде всего нормативного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта). Это значит, что перед применением нужно проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая критика подразделяется на «высшую» и «низшую».
Сюда же включается «высшая критика» подзаконного нормативного акта с точки зрения его соответствия закону. Его нельзя применять, если несоответствие обнаружено.
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт обладает следующими признаками:
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в конкретном отношении властными полномочиями.
Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:
Юридическая констатация, т.е. в признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения;
Среди актов применения права различают: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом; вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.
Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.
Существуют многообразные средства обеспечения эффективности правоприменительных актов. Основными из них являются:
1. Материально-техническое обеспечение
2. Организационное обеспечение
Изучение проблемы показывает, что эффективное организационное обеспечение действия закона в нынешних условиях возможно лишь при коренном реформировании государственных структур (штаты, зарплату госслужащих целесообразно поставить в прямую зависимость от качества обслуживания интересов предприятий и организаций).
Реализуя закон о земле, необходимо иметь землеустроителей, почвоведов, знающих фермеров, крестьян.
3. Идеологическое обеспечение
4. Специально-юридические механизмы (средства) обеспечения реализации закона
В правоприменительном процессе нередко применяется такая форма, как делегированное законодательство или делегирование полномочий на определенных условиях. В некоторых случаях государство делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления или распределяет их по различным уровням органов государственной власти. Например, Московская городская Дума в сентябре 2005 г. приняла Закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Уровни обеспечения закона:
Пробелы в праве
Пробелы в праве устраняются изданием соответствующего нормативного правового акта или компенсируются использованием либо аналогии права (когда решение по конкретному делу принимается исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства), либо аналогии закона (когда в какой-либо конкретной ситуации применяются нормы права, регулирующего сходные общественные отношения). Аналогия применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
Установление фактических обстоятельств дела
Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права.
Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы.
Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности.
Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (смерть потерпевшего, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым.
Выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам
После установления подлинности юридических доказательств определенного дела начинается вторая стадия применения права.
На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела.
1) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц.
Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
— действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;
— действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
— распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.
При выборе нормы, подлежащей применению, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта и убедиться, что в этот текст не вносились изменения в последующих изданиях. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила — во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться текст акта более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.
При применении правовой нормы может возникнуть проблема “обратной силы” закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т. е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого).
В частно-правовых отношениях, основанных на договорах и иных сделках, закон обратной силы не имеет, поскольку cуществование и содержание этих отношений зависит от вольихучастников, рассчитывающих на неизменность действующего законодательства. Придание обратной силы закону, регулирующему частно-правовые отношения, неизбежно обернулось бы необоснованной выгодой для одной стороны этих отношений за счет другой, внезапно пострадавшей от изменения закона.
В публичном праве (в том числе в уголовном, административном, финансовом) придание закону обратной силы нежелательно, ели это ухудшает правовое положение какой-либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет положение к лучшему. На этом основаны обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего оказание (ст. 10 УК РФ), и запрет придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ст. 54 Конституции РФ).
· Следующая стадия — толкование текста нормативного акта. Под толкованием текста понимается прежде всего уяснение смысла текста нормативного акта.
К приемам уяснения смысла нормативного акта относится грамматическое толкование, т. е. уяснение смысла терминов, предлогов (и/или), иногда даже знаков препинания, наличие или отсутствие разделительной запятой. Систематическое толкование текста закона состоит в определении места применяемой статьи закона в его структуре, самого закона — в системе законодательства, изучении связей с другими нормативными актами. Иногда для уяснения смысла закона возникает надобности в историческом толковании, в сравнении текста применяемого закона с текстами ранее действовавших нормативных актов.
Важное значение имеет логическое толкование, состоящее в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. С логическим толкованием связано телеологическое (целевое) толкование, под которым понимается уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением.
При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.
Разъяснения-толкования делятся на виды по источнику (а тем самым и по юридической силе») и по объему применения.
Официальные толкования законов и других нормативных актов даются издавшимиих («аутентическое толкование») или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ, согласно ст. 125 Конституции, дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно носит нормативный характер и обязательно при его применении.
По объему применения от нормативных толкований-разъяснений отличаются «казуальные», т. е. относящиеся к тому конкретному делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Это толкование обязательно только для данного дела.
Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона. Таковы истолкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором в процессе, журналистом — в газете, лектором — в аудитории и т. п. Одним из видов неофициального толкования является доктринальное (научное), т. е. Толкование закона учеными-правоведами и их коллективами (например, комментированный кодекс).
Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но не обязательно при его применении.
Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование всех элементов правовой нормы и вывод об объеме ее применения к данному случаю.
При исследовании обстоятельств дела может оказаться, что среди этих обстоятельств нет юридических фактов или юридический состав неполон (например, еще не достигнут возраст, необходимый для назначения пенсии), либо отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимый для полноты состава юридический факт (нет документов о полном стаже работы). В первых двух случаях выносится мотивированное решение об отказе в применении права (об отдельных исключениях см. далее — об аналогии права или закона), в последнем случае дело может быть отложено до (и для) представления документов или иных доказательств.
Редко, но в административной и судебной практике встречаются случаи, когда правоприменительные органы обнаруживают так называемый пробел в праве.
Пробелом в праве (пробелом в законодательстве) называется ситуация, когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание юристов властно диктует необходимость юридической квалификации этих фактов и отношений, принятия акта, имеющего правовое значение для данного конкретного дела. Такие случаи крайне редки.
Решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм («аналогия закона»); если даже и таких норм нет — дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, «духа закона» данной правовой системы («аналогия права»). Решение дела на основе аналогии права или аналогии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными инстанциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве.
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм.
Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами:
— если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона;
— если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;
-при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;
— в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.
При коллизии между общими и специальными нормами (например, между нормами Гражданского кодекса РФ, регулирующими создание акционерных обществ, и нормами ФЗ “О банках и банковской деятельности”, регулирующими создание кредитных организаций, в том числе в форме акционерных обществ; между нормами Гражданского кодекса РФ, регулирующими переход прав кредитора другому лицу (уступку требования), и подпунктом 4 ст.575 Гражданского кодекса РФ, запрещающим дарение между коммерческими организациями, разновидностью которого является безвозмездная передача имущественных прав) приоритет имеют специальные нормы.
Решение конкретного юридического дела и его документальное оформление
Это завершающая и основная стадия применения норм права.
Результатом применения правовой нормы является принятие специального акта, содержащего юридическую оценку данного случая, определяющего его правовые последствия. Акт применения права должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции, в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований.
В акте должны быть обозначены:
— наименование органа, принявшего этот акт;
— точное наименование дела, которое решено этим актом;
— установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юридические факты, иногда требуется перечень основных доказательств, их подтверждающих);
— юридические выводы из установленных обстоятельств.
Решение может быть отрицательным в том смысле, что управомоченный орган, исследовав обстоятельства дела, не нашел оснований для применения правовой нормы (нет оснований для восстановления в прежней должности, нет права на пенсию, обвиняемый оправдан и т. п.). Отрицательное решение должно быть так же мотивировано, как и положительное.
Решение должно быть обоснованным т. е. соответствовать обстоятельствам дела, основываться на исследовании и объективной оценке собранных доказательств. Решение должно быть законным, т. е. оно должно соответствовать действующим нормам права и правилам их применения. Оно должно быть исполнимым в том смысле, что изложенный в нем вывод должен быть ясно сформулирован с указанием конкретных лиц, точного объема и содержанияих прав и обязанностей, с определением, в случае необходимости, качеств или видов имущества, размеров денежных сумм, сроков и т. п.
Акт применения правовых норм, а также процесс его принятия может быть обжалован лицами, чьи права и обязанности затронуты правоприменением, по мотивам необоснованности решения или его несоответствия праву. Законом определен порядок и срок рассмотрения таких жалоб.