Что такое эволюционный путь
ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
По сферам протекания
По масштабам протекания:
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
По сферам общества:
Новые типы революций 20-21 веков:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.
Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Феномен Востока: два пути развития
Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.
1. Особенности развития гомеровского общества
1. Особенности развития гомеровского общества Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом
Два пути развития
Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый
Два пути развития сельского хозяйства
Два пути развития сельского хозяйства Наиболее часто критикуется основное положение социалистического уклада — общественная собственность: общее — значит ничьё.Это мнение не лишено оснований. Хотя так рассуждает далеко не каждый. Тот, кому хотелось бы поживиться
Условия и обстоятельства выбора пути развития
Условия и обстоятельства выбора пути развития Вернемся, однако, к проблеме выбора пути развития. Проблема эта для стран зависимых встала в начале XX в., для колоний – после деколонизации в середине века. Однако если учесть сложность и неоднозначность процесса выбора и
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в.
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в. Развитие латиноамериканского региона характеризовалось общими, типичными чертами, в большей или меньшей степени свойственными всем находящимся в регионе странам. Вместе с тем, отдельным
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА Период перехода от палеолита к неолиту был временем кардинальных перемен во всех областях как материальной, так и духовной жизни тех групп людей, которые десять тысяч лет назад населяли нынешнюю территорию
Траектории развития по пути капитал + принуждение
Траектории развития по пути капитал + принуждение Не вся Верхняя Адриатика одинаково хорошо иллюстрирует капиталистический путь в развитии государства. Со временем, например, Австрия заявила права на значительный кусок побережья, включая Триест, и подчинила его
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития? Закон о независимости Индии предусматривал создание двух доминионов – Индийского союза и Пакистана. Бывшая колония Великобритании была разделена по религиозному признаку. Размежевание происходило в условиях острой
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества Горбачеву предстояло решить нелегкую задачу, ибо чувство хозяина человек должен был обрести там, где все является коллективным. Попытки устранить это очевидное противоречие не отличались последовательностью.
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции – демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт
Разнонаправленные пути развития
Разнонаправленные пути развития Берлинский конгресс увеличил территорию Сербии и Черногории, однако и Австро-Венгрия стала больше по территории после оккупации Боснии и Герцеговины. В результате количество сербов, проживавших в независимых государствах и в монархии
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где формально число крепостных не превышало 4% населения, это событие не несло с собой таких масштабных сдвигов,
Эволюционный и революционный пути развития
Почему возникает «революционная ситуация»? Я помню, как на уроках истории в старом добром СССР нам давали такую формулировку: «Верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому». И поэтому, мол, возникает революционная ситуация. Всё очень просто и понятно, но в жизни всё намного сложней, и не всегда понятно – кто «верх», а кто «низ», и кто кем управляет на самом деле.
В современном мире, если не демократическом, то хотя бы стремящемся к демократическим идеалам, такое разделение на «верхи и низы» уже не актуально. Но в каждом человеке всегда можно выделить две тенденции: консерватизм (стремление сохранить существующий уклад) и революционный настрой (стремление к изменениям). И каким-то непостижимым образом эти две тенденции существуют вместе и одновременно, дополняя друг друга.
В чистом виде ярые консерваторы и революционеры встречаются редко. Но давайте представим таких «идеальных» прототипов по отдельности, чтобы понять их сущность.
Чистый консерватор – это тот, кто создал в своей жизни идеальный порядок: у него всё разложено по полочкам – и в доме, и в делах, и в голове. У него устоявшееся мировоззрение, налажены все взаимосвязи и отношения. Он считает свой образ жизни самым лучшим и правильным, и не намерен ничего менять. Более того, он готов защищать его ценою жизни, т.к. всё это было достигнуто большим трудом, ценою усилий не только личных, но и совместных, его семьи, родных и друзей, отцов и дедов. Всё это является частью его культуры, менталитета, теми духовными ценностями, которые ему дороги. И его консерватизм можно понять.
Кто же такой чистый революционер? Это тот, кого совершенно не устраивает ни существующий общественный порядок, ни существующее мировоззрение. Он видит все недостатки и несправедливости мира и горит желанием разрушить всё «до основанья», чтобы построить новый мир – более совершенный и даже идеальный. И его тоже можно понять.
В каждом из нас есть и консерватор, и революционер. И для нормального развития важно уметь различать: что следует сохранить, а что необходимо изменить или даже разрушить? Что является вечной ценностью, а что является преходящим и подверженным совершенствованию? Только обладая этим различением, можно создавать устойчивые, развивающиеся системы. И я имею в виду не только социально-политические или экономические системы.
Каждый организм, каждый биологический вид представляет собой эволюционирующую систему, стремящуюся к самосохранению. Это делает нас консервативными по своей природе. Наше тело было сформировано приспособленным к данным условиям среды. И на подсознательном уровне мы не хотим, чтобы эти условия менялись. Наши привычки и пищевые предпочтения, наша культура поведения и образ жизни формировались на протяжении множества поколений, и мы не можем измениться в одночасье, даже при всем желании. Всё это составляет ту силу инерции в природе, благодаря которой возникают и сохраняются материальные структуры.
Но когда человек поставил себя выше биологической природы, он начал активно менять окружающую среду, подстраивая её под свои интересы. Он начал воспринимать природу только лишь как ресурс для достижения своих «великих и возвышенных» целей. Вот только внятно сформулировать эти цели не получалось, будучи оторванным от матери-природы – всё сводилось к удовлетворению эгоистичных и неоправданных человеческих амбиций. Результатом этого стала та техническая цивилизация, которую мы построили.
Я не берусь утверждать, что техническая цивилизация – это зло, но и делать из неё самоцель, строить мировоззрение вокруг неё было бы большой ошибкой. Если мы будем ставить во главу угла наши научно-технические или экономические достижения, то никогда не сможем прийти к согласию. Ведь эти цели и достижения субъективны и преходящи. Это то, что всегда подвержено изменениям, совершенствованию, прогрессу.
А что же тогда является вечным и непреходящим? Это то, что нас объединяет изнутри – наша единая природная сущность, сама жизнь, которая нас сотворила. А она по своей природе консервативна. Она стремится сохранить достигнутое устойчивое равновесие. На протяжении миллионов лет она создавала эти экосистемы, виды и организмы, пополняла биоразнообразие, и вдруг кто-то хочет всё это разрушить, объявляет природу несовершенной?! Нет, так не получится. В природе нельзя построить новое, разрушив всё «до основанья». Всё новое в природе призвано лишь дополнять и совершенствовать созданное предыдущими поколениями и эпохами, а не противоречить ему. В природе ты вынужден приспосабливаться к существующим условиям и принимать те ограничения, которые они на тебя накладывают. И совершенствовать систему можно лишь изнутри – совершенствуясь лично, в первую очередь, совершенствуя свое сознание, тело и образ жизни, расширяя границы своего сознания.
И поэтому, если вы считаете мир несовершенным, то в первую очередь, надо начинать с себя и своего сознания, с осознания своей природы и своего происхождения. Это то, что является объективным, а значит не подлежит оценке.
Вы можете считать себя коммунистом или либералом, верующим или атеистом, правым или левым, противником или сторонником чего-либо, но всё это субъективно и не отражает вашу истинную сущность. А то, как вы живете, где родились, чем питаетесь, кого любите, кто ваши родители, деды и прадеды, какие у вас отношения в семье и в роду – это то, что составляет вашу сущность, определяет ваши черты, потребности и наклонности.
Проявлением высшей степени разумности является способность создавать устойчивые и гармоничные экосистемы, наиболее совершенные, благоприятные и здоровые для всех обитателей условия жизни. А гармония между экосистемами создает общий климат на планете. И то, что сейчас происходит с климатом, говорит о том, что мы живем в эпоху глобальных перемен.
Как оптимист по натуре я вижу в этом возможности для развития, для создания более устойчивого и совершенного образа жизни на Земле и перехода на новый уровень развития сознания. И я вижу очень много зачатков нового мира – не того нового, которое стремится разрушить всё старое, а того, которое берет от него всё самое лучшее и преобразует в новое качество, совершенствуя всю систему в целом. Это эволюционный, а не революционный путь развития.
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ
В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.
Эволюционный путь(слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Революция(от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т.е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Насильственный путь, путь революции (по—латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально—политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными.
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Концепция (лат. – совокупность) – основополагающая идея, система взглядов, понятий по тому или иному вопросу, явлению.
Естествознание – наука о явлениях и законах природы, направленная на поиск сущности природы; совокупность наук о природе, взятая как целое.
Естественно-научное познание структурно состоит из эмпирическогои теоретическогонаправлений научного исследования.
К методам эмпирического уровня исследований относятся:
К методам теоретического уровня исследований относятся:
3) идеализация — это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.
После изучения того или иного предмета запоминаются, как правило. Основные идеи, при развитии которых создается наиболее полное представление о сущности предмета. Такие идеи для естествознания удачно сформулировали в двадцати фразах современные американские физики Роберт Хейзен и Джеймс Трефил. Первые семь из них общие для естествознания, а остальные относятся к его отраслям. Вот эти великие научные истины.
· Вселенная регулярна и предсказуема.
· Все движения можно описать одним набором законов (имеются в виду три закона Ньютона).
· Энергия не исчезает.
· При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы (первый и второй законы термодинамики).
· Электричество и магнетизм – две стороны одной и той же силы.
· Все состоит из атомов.
· Все – материя, энергия, квантовые характеристики частиц – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив ее.
Вся химия в двух фразах:
· Атомы склеиваются электронным «клеем».
· Поведение вещества зависит от того, какие атомы входят в его состав и как они расположены.
Физика, включая астрофизику и космогонию.
· Атомы, из которых состоит все. Сами состоят из кварков и лептонов.
· Звезды рождаются, живут и умирают, как и все остальное в мире.
· Вселенная возникла в прошлом в определенный момент и с тех пор она расширяется.
· Законы природы едины для любого наблюдателя (резюме специальной и общей теории относительности).
· Поверхность Земли постоянно изменяется, и на ее лице нет ничего вечного.
· Все процессы на Земле происходят циклами.
Биология сводится к четырем фразам:
· Все живое состоит из клеток, представляющих собой заводы жизни.
· Все живое основано на генетическом коде.
· Все формы появились в результате естественного отбора.
· Все живое связано между собой (в этой фрезе заключена суть всей экологии).
В основе естествознания лежит математика. Поэтому большинство математиков считают, что следовало бы добавить фразу о том, что Вселенная может быть описана математическими уравнениями.
Эволюционный и революционный пути развития
Почему возникает «революционная ситуация»? Я помню, как на уроках истории в старом добром СССР нам давали такую формулировку: «Верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому». И поэтому, мол, возникает революционная ситуация. Всё очень просто и понятно, но в жизни всё намного сложней, и не всегда понятно – кто «верх», а кто «низ», и кто кем управляет на самом деле.
В современном мире, если не демократическом, то хотя бы стремящемся к демократическим идеалам, такое разделение на «верхи и низы» уже не актуально. Но в каждом человеке всегда можно выделить две тенденции: консерватизм (стремление сохранить существующий уклад) и революционный настрой (стремление к изменениям). И каким-то непостижимым образом эти две тенденции существуют вместе и одновременно, дополняя друг друга.
В чистом виде ярые консерваторы и революционеры встречаются редко. Но давайте представим таких «идеальных» прототипов по отдельности, чтобы понять их сущность.
Чистый консерватор – это тот, кто создал в своей жизни идеальный порядок: у него всё разложено по полочкам – и в доме, и в делах, и в голове. У него устоявшееся мировоззрение, налажены все взаимосвязи и отношения. Он считает свой образ жизни самым лучшим и правильным, и не намерен ничего менять. Более того, он готов защищать его ценою жизни, т.к. всё это было достигнуто большим трудом, ценою усилий не только личных, но и совместных, его семьи, родных и друзей, отцов и дедов. Всё это является частью его культуры, менталитета, теми духовными ценностями, которые ему дороги. И его консерватизм можно понять.
Кто же такой чистый революционер? Это тот, кого совершенно не устраивает ни существующий общественный порядок, ни существующее мировоззрение. Он видит все недостатки и несправедливости мира и горит желанием разрушить всё «до основанья», чтобы построить новый мир – более совершенный и даже идеальный. И его тоже можно понять.
В каждом из нас есть и консерватор, и революционер. И для нормального развития важно уметь различать: что следует сохранить, а что необходимо изменить или даже разрушить? Что является вечной ценностью, а что является преходящим и подверженным совершенствованию? Только обладая этим различением, можно создавать устойчивые, развивающиеся системы. И я имею в виду не только социально-политические или экономические системы.
Каждый организм, каждый биологический вид представляет собой эволюционирующую систему, стремящуюся к самосохранению. Это делает нас консервативными по своей природе. Наше тело было сформировано приспособленным к данным условиям среды. И на подсознательном уровне мы не хотим, чтобы эти условия менялись. Наши привычки и пищевые предпочтения, наша культура поведения и образ жизни формировались на протяжении множества поколений, и мы не можем измениться в одночасье, даже при всем желании. Всё это составляет ту силу инерции в природе, благодаря которой возникают и сохраняются материальные структуры.
Но когда человек поставил себя выше биологической природы, он начал активно менять окружающую среду, подстраивая её под свои интересы. Он начал воспринимать природу только лишь как ресурс для достижения своих «великих и возвышенных» целей. Вот только внятно сформулировать эти цели не получалось, будучи оторванным от матери-природы – всё сводилось к удовлетворению эгоистичных и неоправданных человеческих амбиций. Результатом этого стала та техническая цивилизация, которую мы построили.
Я не берусь утверждать, что техническая цивилизация – это зло, но и делать из неё самоцель, строить мировоззрение вокруг неё было бы большой ошибкой. Если мы будем ставить во главу угла наши научно-технические или экономические достижения, то никогда не сможем прийти к согласию. Ведь эти цели и достижения субъективны и преходящи. Это то, что всегда подвержено изменениям, совершенствованию, прогрессу.
А что же тогда является вечным и непреходящим? Это то, что нас объединяет изнутри – наша единая природная сущность, сама жизнь, которая нас сотворила. А она по своей природе консервативна. Она стремится сохранить достигнутое устойчивое равновесие. На протяжении миллионов лет она создавала эти экосистемы, виды и организмы, пополняла биоразнообразие, и вдруг кто-то хочет всё это разрушить, объявляет природу несовершенной?! Нет, так не получится. В природе нельзя построить новое, разрушив всё «до основанья». Всё новое в природе призвано лишь дополнять и совершенствовать созданное предыдущими поколениями и эпохами, а не противоречить ему. В природе ты вынужден приспосабливаться к существующим условиям и принимать те ограничения, которые они на тебя накладывают. И совершенствовать систему можно лишь изнутри – совершенствуясь лично, в первую очередь, совершенствуя свое сознание, тело и образ жизни, расширяя границы своего сознания.
И поэтому, если вы считаете мир несовершенным, то в первую очередь, надо начинать с себя и своего сознания, с осознания своей природы и своего происхождения. Это то, что является объективным, а значит не подлежит оценке.
Вы можете считать себя коммунистом или либералом, верующим или атеистом, правым или левым, противником или сторонником чего-либо, но всё это субъективно и не отражает вашу истинную сущность. А то, как вы живете, где родились, чем питаетесь, кого любите, кто ваши родители, деды и прадеды, какие у вас отношения в семье и в роду – это то, что составляет вашу сущность, определяет ваши черты, потребности и наклонности.
Проявлением высшей степени разумности является способность создавать устойчивые и гармоничные экосистемы, наиболее совершенные, благоприятные и здоровые для всех обитателей условия жизни. А гармония между экосистемами создает общий климат на планете. И то, что сейчас происходит с климатом, говорит о том, что мы живем в эпоху глобальных перемен.
Как оптимист по натуре я вижу в этом возможности для развития, для создания более устойчивого и совершенного образа жизни на Земле и перехода на новый уровень развития сознания. И я вижу очень много зачатков нового мира – не того нового, которое стремится разрушить всё старое, а того, которое берет от него всё самое лучшее и преобразует в новое качество, совершенствуя всю систему в целом. Это эволюционный, а не революционный путь развития.