Что такое этническая музыка
Что такое этно-музыка
Одним из самых активных пропагандистов мировой музыки стал бывший вокалист группы GENESIS Питер Габриел. Именно он с единомышленниками устроил первый в мире фестиваль этнической музыки в Лондоне WOMAD («Мир музыки, искусств и танца»). На сегодняшний день этот фестиваль является центральным событием в этнической музыке.
Целью этого направления стало создание особого эмоционального настроения (экстаза, транса) для общения с добрыми духами высшего мира и темными силами мира низшего. Оказалось, что только фольклор способен виртуозно воздействовать на человека. И это воздействие гораздо успешнее аналогичных попыток психоделики.
Одним из самых известных музыкантов этого направления является Карлос Сантана. Основатель афро-латинского рока уже более 30 лет пользуется неизменной популярностью во всем мире.
В этно-роке, восходящем к европейскому музыкальному фольклору, наиболее популярна кельтская музыка, которая в последнее время приобретает все больше приверженцев, в том числе и в России. Легенды о «кельтской цивилизации», основанной не на насилии и подчинении, а на волшебной мудрости друидов, позволил многим найти в кельтской музыке утраченные идеалы гармоничного и духовного общества. Самой известной группой, играющей кельтскую музыку, является Chieftains («Вожди»).
Не меньший интерес представляют группы, работающие в направлении ethnic fusion («этническое слияние») и world fusion («мировое слияние»). К ethnic fusion относятся Enigma, Dead Can Danсe, Deep Forest, Cusco, Art of Noise и некоторые другие. Представителей этого стиля привлекает созерцательное (медитативное) начало. Ритм отступает перед мелодией, а мелодия растворяется в прозрачной гармонии. Свое вдохновение они черпают у народов высокоразвитых цивилизаций, приверженных традициям буддизма и индуизма.
Этническая музыка особенно популярна в молодежной культуре как выражение приверженности всему подлинному, естественному в противовес массовой культуре и шоу-бизнесу. Приверженцы этники выступают за сохранение многообразия, за ценность всего индивидуального и неповторимого, за то, чтобы у каждого человека была возможность выбирать собственный путь.
Этническая музыка
Этническая музыка
Этническая музыка (этника, этно) —- современная «западная» музыка с заимствованными из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения. В композициях этнической музыки используются звуки хоомей, ситара, волынки, джембе, диджериду.
Этническая музыка близка к английскому термину «World music» (музыка народов мира, музыка мира). «World music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки, и берущей начало вне сферы культурных влияний западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить, как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка». Данное словосочетание получило распрoстранение в восьмедисятых годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с элементами, отличными от элементов западных стран (кельтская музыка), и та музыка, на которую оказала влияние этническая музыка развивающихся стран (например, рэггей).
В 1960-х годах многие рок-музыканты заимствовали элементы традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские мотивы, а участников группы учил играть на ситаре популярный индийский музыкант Рави Шанкар.
В 1980-х годах на западе опять начали проявлять интерес к этнике. Западные музыканты искали новых влияний и ощущений и при этом они открывали для себя народную музыку, помимо этого этническая музыка считалась весьма перспективной с финансовой точки зрения и музыкальной индустрии. В то время начали появляться передачи на радио, среди которых «World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra» и прочие, так же организовывались фестивали (WOMAD), и появлялись лейблы («Real World» Питера Гэбриела, «Luaka Bop» Дэвида Бирна), практикующие этническую музыку. В России так же можно отметить большое количество лейблов World Music и этники, среди них Dom Records, Sketis Music, Dolina Bortanga.
Среди представителей этнической музыки следует отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, написавшего саундтреки к нескольким голливудским кинолентам. Нельзя также не сказать о Николае Ооржаке одного из самобытных шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении можно услышать и горловое пение и многое другое.
В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Важными представителями российской world music сцены стали Инна Желанная, Ва-Та-Га, Нино Катамадзе, Пелагея, Намгар, Волга, Иван Смирнов, Yarga Sound System, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Барабаны АШЕ
Основные инструменты этнической музыки : ситар, варган, бубен, диджериду, калимба, кото, перкуссия.
К этническому вокалу относится: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие
В русской этнической музыке (фольклоре), встречаются достаточно много традиционных русских инструментов: гудок, гусли, жалейка, свирель, рожок и другие.
Этническая музыка
Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.
В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синоним народной музыки. Такое использование следует признать сознательной или бессознательной дезинформацией слушателя, поскольку (если исходить из синонимичности понятий «этническая музыка» и «World music») запись в коммерческой студии, и вообще любой акт, связанный с получением прибыли за производство музыки, ни при каких условиях не является традиционным действием, и соответственно имеет лишь символическое отношение к народной музыке.
Содержание
Терминология
Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:
Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» (музыка мира) звучит в переводе непонятно, а термин «народная музыка» частично дискредитирован советской официальной культурой и некорректен по отношению к классическим традициям музыки Востока. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии)
История
Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы, и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлл, Джон Кейдж, Лу Харрисон и Алан Хованесс.
В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар.
В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли.
В 1980-х годах на западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка были перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; «Piranha Music»; World Music Network; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие. В связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music.
Произошло её пересечение с такими стилями как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, Рада и Терновник, Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: Волга, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, Иван Купала), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя ее творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient) многие треки проекта являются отличными примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.
Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть Николая Ооржака одного из замечательнейших шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении вы можете услышать и горловое пение и многое другое.
В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как Рада и Терновник, Инна Желанная, ТЛ «Руда Нави», Ва-Та-Га, Намгар, Волга, ВеданЪ КолодЪ, Волков Трио, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Иван Смирнов, Степанида Борисова|Якутия, Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Sandal, Fudjin-HAO.
Инструменты
Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар, диджериду, калимба, варган, бубен, кото, перкуссия и другие
Примерами этнического вокала могут служить: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие
Если говорить о русской этнической музыке (фольклоре), то можно выделить довольно много традиционных русских (славянских) инструментов: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и другие
Этническая музыка – душа народа
Во все времена музыка имела невообразимое влияние на человека. Еще в древнем мире наши предки наряду с инструментами для обработки земли изготавливали музыкальные инструменты. Таинственные и мистические звуки помогали племенам в проведении ритуалов. Благодаря специфическим мелодиям, старейшины вызывали дождь, задабривали недружелюбных богов и просили об удачном урожае. А также, еще из тех времен этническая музыка стала возможностью самоидентификации и демонстрации собственной культуры.
Фото истории: предновогодняя Москва
Термином «этническая музыка» называют национальную музыку народов мира, или народный фольклор». Каждая страна имеет свои уникальные и самобытные народные мотивы, но есть что-то общее между этнической музыкой стран мира. Это желание продемонстрировать свою культуру и национальные традиции. Этно музыка, как универсальный и понятный всем язык, выражает стремление и переживания своего народа. Сегодня, народные мотивы обрели второе дыхание и завоевывают сердца огромной аудитории слушателей.
Этническая музыка и ее влияние на современную культуру
В современной культуре интерес к этносу проявился в эпоху барокко. В ХХ веке на пике популярности оказался этнос народов Африки, что повлекло за собой становление культурного и музыкального направления под названием джаз. Его особенностью стала музыкальная импровизация и ритмичная мелодия – свинг. Благодаря джазу, сегодня мы стали свидетелями образования целой национальной культуры афроамериканцев.
Также, свое влияние этническая музыка оказала на рок. Популярная во всем мире культовая рок-группа The Beatles часто использовала в своем творчестве индийские национальные мотивы. Кроме восточных мелодий, участники группы играли на классическом индийском инструменте – ситаре.
Культовым исполнителем, обратившимся к истокам, стал Боб Марли. В средине шестидесятых годов прошлого века, Боб Марли произвел настоящий фурор, объединив современную музыку с национальными мотивами народов Ямайки, впоследствии этот стиль получил название регги.
Сегодня можно говорить о влиянии этноса на практически все музыкальные направления:
Кроме того, безусловное влияние этнос оказал на становления народных ансамблей, главная цель которых – создан ие и популяризация народной музыки своей страны.
Этническая, народная музыка России
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.
Ряд условий определил длительное сохранение древних слоев: принятие Русью в конце 10 в., христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с 18 в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались гораздо менее затронутыми европеизацией, чем т.н. образованное общество.
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты – гудок (трехструнная скрипка, известна по раскопкам в древнем Новгороде с конца 12 в.), гусли (народные крыловидные, по данным археологии, относятся к 11 в.; шлемовидные, называемые также псалтирь, – их самые ранние изображения в рукописных книгах относятся к 14 в.). Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка) – продольная флейта, известная по данным новгородских раскопок с конца 11 в.; жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога, появившийся, по некоторым данным, в 18 в.; кувиклы (цевница, флейта Пана – инструмент, известный с 18 в., преимущественно в южном регионе. В летописях упоминаются также военные трубы (изображения на книжных миниатюрах конической и цилиндрической ратных труб относятся к 15–17 вв.), охотничьи рога (та же эпоха), бубны (ратные бубны упомянуты в летописях 12 в.). Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды. Древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов (этот жанр представлен в русской музыке как устными, так и письменными, «книжными» образцами, в том числе записанными древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 в. в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.
Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16–17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). К самым поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 в. частушки, а также городская лирическая песня (романс).
Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 в. – Собрание русских простых песен с нотами В.Ф.Трутовского (1776–1795) и Собрание народных русских песен с их голосами Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина (1830–1840-е годы). Все они были приспособлены для салонного музицирования. Еще ранее, в середине 18 в., был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, – т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии. Для развития профессионального творчества важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А.Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др. Сборники Ю.Н.Мельгунова Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные (1879–1885) явились первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили Великорусские песни в народной гармонизации Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф. В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Таковы, например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд Песни Пинежья (1937), А.М.Астаховой Былины Севера (1938), А.М.Листопадова Песни донских казаков (1949–1954), Н.Л.Котиковой Русские частушки (1956), А.В.Рудневой Народные песни Курской области (1957) и др. Следует также отметить антологии Русская народная протяжная песня И.И.Земцовского (1966), его же Образцы народного многоголосия (1972), Былины. Русский народный эпос Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981). Наиболее развернутым трудом, посвященным народному инструментарию, является Атлас музыкальных инструментов народов СССР (К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая, 1975).
Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского (основана в 1868), которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом, хотя нередко в «эстрадных» обработках. В начале 20 в. возникли Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого: в первом коллективе был расширен и реформирован бытовавший в народе инструментарий, во втором была впервые предпринята попытка исполнения народных песен в их аутентичном виде. В советский период оба ансамбля продолжали свою деятельность; к ним присоединились Северный русский народный хор, Волжский хор, Воронежский хор, Уральский хор, Оркестр русских народных инструментов имени Н.П.Осипова и другие исполнительские коллективы. Однако весьма часто их трактовка народной музыки оказывалась весьма стилизованной, «монументализированной», далекой от подлинника.
В 1960-е годы начали появляться небольшие фольклорные группы, часто состоявшие из молодых музыкантов-профессионалов, ставившие своей целью точное воспроизведение народного репертуара и манеры – обычно определенного региона или даже одного села или группы сел; тогда же получила распространение практика «фольклорных концертов» с участием настоящих народных певцов (первые выступления народных певцов, преимущественно северных сказителей былин, относятся к началу 20 в.). Из этой среды выросли такие коллективы, как Ансамбль народной музыки Д.Покровского и хоровой ансамбль «Сирин» А.Котова: оба коллектива исполняют ныне как народную крестьянскую, так и духовную музыку устной и письменной традиций.
Этно-поп, как второе дыхание этнической музыки народов мира
Сегодня специалисты и просто ценители, считают именно этно-поп логическим продолжением этнической музыки. В мире этно-поп обрел огромную популярность и породил множество отдельных музыкальных направлений и течений.
Фолк – это музыкальный жанр, объединивший поп и этнические мотивы. Благодаря этому жанру этнос получил второе дыхание и популярность в средине двадцатого века. Фолк возник в США в средине пятидесятых годов прошлого века, на территории Америки получил название кантри. Яркими представителями этого этнического направления стали американские исполнители Боб Дилан, Джоан Бпэз и Джуди Коллинз.
Кубинская народная музыка – этническое направление, которое характеризируется самобытными местными музыкальными мотивами и классической аранжировкой. Кубинский этнос породил такой уникальный стиль, как пачанга. Яркими представителями стиля сегодня стали: Селия Крус, Сильвио Родригес и Пабло Миланес.
Латин-рок – пожалуй, самое известное направление современной этнической музыки. Латин-рок объединяет в себе силу звучания классического рока с латиноамериканскими ритмичными и танцевальными мелодиями. В популяризацию современного латин-рока большой вклад сделал известный американский исполнитель Карлос Сантана.
Этно-электроника – поистине уникальное и своеобразное направление. Жанр объединяет в себе, казалось бы, совсем не совместимые течения – электронную и этническую музыку. Представителями жанра являются Hidden Tribe, Yarga Sound System, State of Bengal, а также Enigma и Deep Forest. Главная цель этно-электроники – подарить гармонию и наслаждение своим слушателям. Исполнители этого жанра вдохновляются традициями буддизма и индуизма. В этно-электронике часто слышны именно индийские мелодии и мотивы.
С популяризацией фолка в мире начали активно развиваться и различные фестивали. Первым в этом направлении стал WOMAD – фестиваль этнической музыки и танца. Его организатор – популяризатор этноса и бывший участник группы Genesis – Питер Габриел. Фестиваль проводится каждый год и за тридцать лет своего существование побывал в двадцати семи странах мира: Великобритания, США, ОАЭ, Канада, Германия, Япония и другие. Цель фестиваля – продемонстрировать красоту и самобытность этнической музыки.
Главные инструменты для исполнения этнической музыки
Классическая этническая музыка народов мира исполняется на особых национальных музыкальных инструментах:
Благодаря работе многих групп и ансамблей, этнос не придалась забвению, а, наоборот, с каждым годом набирает все большей популярности. Ведь именно этнос способен вернуть человека к его корням, напомнить о традициях и уникальной культуре его народа. Сегодня, народные звучания кардинально преобразились, объединились со многими популярными направлениями и заиграли с новой силой. Но, несмотря на это, этническая музыка всегда останется гимном традиций и уникальности каждой страны и народов мира.