Что такое этническая музыка

Что такое этно-музыка

Одним из самых активных пропагандистов мировой музыки стал бывший вокалист группы GENESIS Питер Габриел. Именно он с единомышленниками устроил первый в мире фестиваль этнической музыки в Лондоне WOMAD («Мир музыки, искусств и танца»). На сегодняшний день этот фестиваль является центральным событием в этнической музыке.

Целью этого направления стало создание особого эмоционального настроения (экстаза, транса) для общения с добрыми духами высшего мира и темными силами мира низшего. Оказалось, что только фольклор способен виртуозно воздействовать на человека. И это воздействие гораздо успешнее аналогичных попыток психоделики.

Одним из самых известных музыкантов этого направления является Карлос Сантана. Основатель афро-латинского рока уже более 30 лет пользуется неизменной популярностью во всем мире.

В этно-роке, восходящем к европейскому музыкальному фольклору, наиболее популярна кельтская музыка, которая в последнее время приобретает все больше приверженцев, в том числе и в России. Легенды о «кельтской цивилизации», основанной не на насилии и подчинении, а на волшебной мудрости друидов, позволил многим найти в кельтской музыке утраченные идеалы гармоничного и духовного общества. Самой известной группой, играющей кельтскую музыку, является Chieftains («Вожди»).

Не меньший интерес представляют группы, работающие в направлении ethnic fusion («этническое слияние») и world fusion («мировое слияние»). К ethnic fusion относятся Enigma, Dead Can Danсe, Deep Forest, Cusco, Art of Noise и некоторые другие. Представителей этого стиля привлекает созерцательное (медитативное) начало. Ритм отступает перед мелодией, а мелодия растворяется в прозрачной гармонии. Свое вдохновение они черпают у народов высокоразвитых цивилизаций, приверженных традициям буддизма и индуизма.

Этническая музыка особенно популярна в молодежной культуре как выражение приверженности всему подлинному, естественному в противовес массовой культуре и шоу-бизнесу. Приверженцы этники выступают за сохранение многообразия, за ценность всего индивидуального и неповторимого, за то, чтобы у каждого человека была возможность выбирать собственный путь.

Источник

Этническая музыка

Этническая музыка

Этническая музыка (этника, этно) —- современная «западная» музыка с заимствованными из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения. В композициях этнической музыки используются звуки хоомей, ситара, волынки, джембе, диджериду.

Этническая музыка близка к английскому термину «World music» (музыка народов мира, музыка мира). «World music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки, и берущей начало вне сферы культурных влияний западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить, как «местная музыка извне» или «чья-то ещё местная музыка». Данное словосочетание получило распрoстранение в восьмедисятых годах, как раздел для классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает не только народная, но и популярная музыка с элементами, отличными от элементов западных стран (кельтская музыка), и та музыка, на которую оказала влияние этническая музыка развивающихся стран (например, рэггей).

В 1960-х годах многие рок-музыканты заимствовали элементы традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские мотивы, а участников группы учил играть на ситаре популярный индийский музыкант Рави Шанкар.

В 1980-х годах на западе опять начали проявлять интерес к этнике. Западные музыканты искали новых влияний и ощущений и при этом они открывали для себя народную музыку, помимо этого этническая музыка считалась весьма перспективной с финансовой точки зрения и музыкальной индустрии. В то время начали появляться передачи на радио, среди которых «World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra» и прочие, так же организовывались фестивали (WOMAD), и появлялись лейблы («Real World» Питера Гэбриела, «Luaka Bop» Дэвида Бирна), практикующие этническую музыку. В России так же можно отметить большое количество лейблов World Music и этники, среди них Dom Records, Sketis Music, Dolina Bortanga.

Среди представителей этнической музыки следует отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, написавшего саундтреки к нескольким голливудским кинолентам. Нельзя также не сказать о Николае Ооржаке одного из самобытных шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении можно услышать и горловое пение и многое другое.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Важными представителями российской world music сцены стали Инна Желанная, Ва-Та-Га, Нино Катамадзе, Пелагея, Намгар, Волга, Иван Смирнов, Yarga Sound System, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Барабаны АШЕ

Основные инструменты этнической музыки : ситар, варган, бубен, диджериду, калимба, кото, перкуссия.

К этническому вокалу относится: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие

В русской этнической музыке (фольклоре), встречаются достаточно много традиционных русских инструментов: гудок, гусли, жалейка, свирель, рожок и другие.

Источник

Этническая музыка

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыка

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыка

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыка

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синоним народной музыки. Такое использование следует признать сознательной или бессознательной дезинформацией слушателя, поскольку (если исходить из синонимичности понятий «этническая музыка» и «World music») запись в коммерческой студии, и вообще любой акт, связанный с получением прибыли за производство музыки, ни при каких условиях не является традиционным действием, и соответственно имеет лишь символическое отношение к народной музыке.

Содержание

Терминология

Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:

Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» (музыка мира) звучит в переводе непонятно, а термин «народная музыка» частично дискредитирован советской официальной культурой и некорректен по отношению к классическим традициям музыки Востока. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии)

История

Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы, и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлл, Джон Кейдж, Лу Харрисон и Алан Хованесс.

В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар.

В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли.

В 1980-х годах на западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка были перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; «Piranha Music»; World Music Network; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России также есть немало лейблов, специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие. В связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music.

Произошло её пересечение с такими стилями как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, Рада и Терновник, Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: Волга, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, Иван Купала), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука — «Руда Нави», хотя ее творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient) многие треки проекта являются отличными примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.

Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть Николая Ооржака одного из замечательнейших шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении вы можете услышать и горловое пение и многое другое.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как Рада и Терновник, Инна Желанная, ТЛ «Руда Нави», Ва-Та-Га, Намгар, Волга, ВеданЪ КолодЪ, Волков Трио, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Иван Смирнов, Степанида Борисова|Якутия, Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Sandal, Fudjin-HAO.

Инструменты

Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар, диджериду, калимба, варган, бубен, кото, перкуссия и другие

Примерами этнического вокала могут служить: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие

Если говорить о русской этнической музыке (фольклоре), то можно выделить довольно много традиционных русских (славянских) инструментов: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и другие

Источник

Этническая музыка – душа народа

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыка

Во все времена музыка имела невообразимое влияние на человека. Еще в древнем мире наши предки наряду с инструментами для обработки земли изготавливали музыкальные инструменты. Таинственные и мистические звуки помогали племенам в проведении ритуалов. Благодаря специфическим мелодиям, старейшины вызывали дождь, задабривали недружелюбных богов и просили об удачном урожае. А также, еще из тех времен этническая музыка стала возможностью самоидентификации и демонстрации собственной культуры.

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыка

Фото истории: предновогодняя Москва

Термином «этническая музыка» называют национальную музыку народов мира, или народный фольклор». Каждая страна имеет свои уникальные и самобытные народные мотивы, но есть что-то общее между этнической музыкой стран мира. Это желание продемонстрировать свою культуру и национальные традиции. Этно музыка, как универсальный и понятный всем язык, выражает стремление и переживания своего народа. Сегодня, народные мотивы обрели второе дыхание и завоевывают сердца огромной аудитории слушателей.

Этническая музыка и ее влияние на современную культуру

В современной культуре интерес к этносу проявился в эпоху барокко. В ХХ веке на пике популярности оказался этнос народов Африки, что повлекло за собой становление культурного и музыкального направления под названием джаз. Его особенностью стала музыкальная импровизация и ритмичная мелодия – свинг. Благодаря джазу, сегодня мы стали свидетелями образования целой национальной культуры афроамериканцев.

Также, свое влияние этническая музыка оказала на рок. Популярная во всем мире культовая рок-группа The Beatles часто использовала в своем творчестве индийские национальные мотивы. Кроме восточных мелодий, участники группы играли на классическом индийском инструменте – ситаре.

Культовым исполнителем, обратившимся к истокам, стал Боб Марли. В средине шестидесятых годов прошлого века, Боб Марли произвел настоящий фурор, объединив современную музыку с национальными мотивами народов Ямайки, впоследствии этот стиль получил название регги.

Сегодня можно говорить о влиянии этноса на практически все музыкальные направления:

Кроме того, безусловное влияние этнос оказал на становления народных ансамблей, главная цель которых – создан ие и популяризация народной музыки своей страны.

Этническая, народная музыка России

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыкаИстоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 в. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Ряд условий определил длительное сохранение древних слоев: принятие Русью в конце 10 в., христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с 18 в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались гораздо менее затронутыми европеизацией, чем т.н. образованное общество.

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты – гудок (трехструнная скрипка, известна по раскопкам в древнем Новгороде с конца 12 в.), гусли (народные крыловидные, по данным археологии, относятся к 11 в.; шлемовидные, называемые также псалтирь, – их самые ранние изображения в рукописных книгах относятся к 14 в.). Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка) – продольная флейта, известная по данным новгородских раскопок с конца 11 в.; жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога, появившийся, по некоторым данным, в 18 в.; кувиклы (цевница, флейта Пана – инструмент, известный с 18 в., преимущественно в южном регионе. В летописях упоминаются также военные трубы (изображения на книжных миниатюрах конической и цилиндрической ратных труб относятся к 15–17 вв.), охотничьи рога (та же эпоха), бубны (ратные бубны упомянуты в летописях 12 в.). Распространение в народном быту таких инструментов западноевропейского происхождения, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), относится к самому позднему периоду (19–20 вв.).

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды. Древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов (этот жанр представлен в русской музыке как устными, так и письменными, «книжными» образцами, в том числе записанными древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 в. в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.

Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16–17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). К самым поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 в. частушки, а также городская лирическая песня (романс).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 в. – Собрание русских простых песен с нотами В.Ф.Трутовского (1776–1795) и Собрание народных русских песен с их голосами Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина (1830–1840-е годы). Все они были приспособлены для салонного музицирования. Еще ранее, в середине 18 в., был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, – т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии. Для развития профессионального творчества важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А.Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др. Сборники Ю.Н.Мельгунова Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные (1879–1885) явились первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили Великорусские песни в народной гармонизации Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф. В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Таковы, например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд Песни Пинежья (1937), А.М.Астаховой Былины Севера (1938), А.М.Листопадова Песни донских казаков (1949–1954), Н.Л.Котиковой Русские частушки (1956), А.В.Рудневой Народные песни Курской области (1957) и др. Следует также отметить антологии Русская народная протяжная песня И.И.Земцовского (1966), его же Образцы народного многоголосия (1972), Былины. Русский народный эпос Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981). Наиболее развернутым трудом, посвященным народному инструментарию, является Атлас музыкальных инструментов народов СССР (К.Вертков, Г.Благодатов, Э.Язовицкая, 1975).

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского (основана в 1868), которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом, хотя нередко в «эстрадных» обработках. В начале 20 в. возникли Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого: в первом коллективе был расширен и реформирован бытовавший в народе инструментарий, во втором была впервые предпринята попытка исполнения народных песен в их аутентичном виде. В советский период оба ансамбля продолжали свою деятельность; к ним присоединились Северный русский народный хор, Волжский хор, Воронежский хор, Уральский хор, Оркестр русских народных инструментов имени Н.П.Осипова и другие исполнительские коллективы. Однако весьма часто их трактовка народной музыки оказывалась весьма стилизованной, «монументализированной», далекой от подлинника.

В 1960-е годы начали появляться небольшие фольклорные группы, часто состоявшие из молодых музыкантов-профессионалов, ставившие своей целью точное воспроизведение народного репертуара и манеры – обычно определенного региона или даже одного села или группы сел; тогда же получила распространение практика «фольклорных концертов» с участием настоящих народных певцов (первые выступления народных певцов, преимущественно северных сказителей былин, относятся к началу 20 в.). Из этой среды выросли такие коллективы, как Ансамбль народной музыки Д.Покровского и хоровой ансамбль «Сирин» А.Котова: оба коллектива исполняют ныне как народную крестьянскую, так и духовную музыку устной и письменной традиций.

Этно-поп, как второе дыхание этнической музыки народов мира

Что такое этническая музыка. Смотреть фото Что такое этническая музыка. Смотреть картинку Что такое этническая музыка. Картинка про Что такое этническая музыка. Фото Что такое этническая музыкаСегодня специалисты и просто ценители, считают именно этно-поп логическим продолжением этнической музыки. В мире этно-поп обрел огромную популярность и породил множество отдельных музыкальных направлений и течений.

Фолк – это музыкальный жанр, объединивший поп и этнические мотивы. Благодаря этому жанру этнос получил второе дыхание и популярность в средине двадцатого века. Фолк возник в США в средине пятидесятых годов прошлого века, на территории Америки получил название кантри. Яркими представителями этого этнического направления стали американские исполнители Боб Дилан, Джоан Бпэз и Джуди Коллинз.

Кубинская народная музыка – этническое направление, которое характеризируется самобытными местными музыкальными мотивами и классической аранжировкой. Кубинский этнос породил такой уникальный стиль, как пачанга. Яркими представителями стиля сегодня стали: Селия Крус, Сильвио Родригес и Пабло Миланес.

Латин-рок – пожалуй, самое известное направление современной этнической музыки. Латин-рок объединяет в себе силу звучания классического рока с латиноамериканскими ритмичными и танцевальными мелодиями. В популяризацию современного латин-рока большой вклад сделал известный американский исполнитель Карлос Сантана.

Этно-электроника – поистине уникальное и своеобразное направление. Жанр объединяет в себе, казалось бы, совсем не совместимые течения – электронную и этническую музыку. Представителями жанра являются Hidden Tribe, Yarga Sound System, State of Bengal, а также Enigma и Deep Forest. Главная цель этно-электроники – подарить гармонию и наслаждение своим слушателям. Исполнители этого жанра вдохновляются традициями буддизма и индуизма. В этно-электронике часто слышны именно индийские мелодии и мотивы.

С популяризацией фолка в мире начали активно развиваться и различные фестивали. Первым в этом направлении стал WOMAD – фестиваль этнической музыки и танца. Его организатор – популяризатор этноса и бывший участник группы Genesis – Питер Габриел. Фестиваль проводится каждый год и за тридцать лет своего существование побывал в двадцати семи странах мира: Великобритания, США, ОАЭ, Канада, Германия, Япония и другие. Цель фестиваля – продемонстрировать красоту и самобытность этнической музыки.

Главные инструменты для исполнения этнической музыки

Классическая этническая музыка народов мира исполняется на особых национальных музыкальных инструментах:

Благодаря работе многих групп и ансамблей, этнос не придалась забвению, а, наоборот, с каждым годом набирает все большей популярности. Ведь именно этнос способен вернуть человека к его корням, напомнить о традициях и уникальной культуре его народа. Сегодня, народные звучания кардинально преобразились, объединились со многими популярными направлениями и заиграли с новой силой. Но, несмотря на это, этническая музыка всегда останется гимном традиций и уникальности каждой страны и народов мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *