Что такое этика в психологии

Что такое этика в психологии

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: Методика психологического сопровождения женщин на этапе грудного вскармливания

ВЕБИНАР: Методы арт-терапии в работе с перинатальными утратами

Скоро

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Размышления об этике в психотерапии и обычной жизни

Автор

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Психотерапия без этики делает из человека психопата. Отношения без этики делают из человека пограничника.

Это занимает меня все последние месяцы: тонкие, трудно уловимые вещи в отношениях, которые имеют огромное значение. Меня занимает этика не столько как система правил, которую можно выучить и соблюдать (например, этический кодекс психотерапевта), сколько сама способность человека руководствоваться чем-то вне собственной личности. Этика – не самая популярная тема в наше время фетишизированной свободы, но как же много она значит!

«Мы ссорились с парнем, и я попробовала сказать ему о своих чувствах, как ты советовала, а он начал кричать на меня, оскорбил, оттолкнул. Аргументировал так: ну ты же говоришь, что тебе важно проявлять чувства, что без этого ты не чувствуешь себя живой. Вот и мне важно проявлять чувства, а ты меня взбесила».

«Мой терапевт советует мне высказать отцу всю накопленную злость и говорит, что без этого я никуда не сдвинусь. Папа, конечно, многое сделал неправильно, и я до сих пор пытаюсь что-то доказывать его голосу в моей голове. Но вообще-то папа уже старенький, после инсульта, я не хочу, чтобы ему было плохо. Но вроде терапевт лучше знает? Она говорит, что мой отец это заслужил».

«Я понял, что у меня слишком много проблемных друзей для того, чтобы быть счастливым. То болезни, то разводы, то еще какие-нибудь проблемы, и все они идут ко мне. Мне нужно понять, почему я окружаю себя проблемными людьми. Себя надо любить, а не кого-то еще».

Идея о том, что любить нужно себя, а не кого-то еще, характерна для поп-психологии или для работы начинающих терапевтов. Содержательно в этой идее все безупречно. В ней есть серьезные этические проблемы.

Этика – это способность понимать и принимать чувства другого человека и особенности его личности с уважением, без желания изменить или использовать. Это система ценностей, выстроенная за рамками собственных интересов. Речь здесь идет не о жертвенности, а о доброте и всех тех навыках, которые развиваются только в присутствии доброты: уважение к границам, поддержка, бережность к телу и сердцу другого, способность принять его выборы, его ограничения, его темп и много чего еще.

Клиент, приходящий в терапию, в отношении собственной психики похож на ребенка. У него еще нет ресурса на этику и экологию в отношениях, он измотан неврозом и нуждается в облегчении, которое приносит проявленность чувств и ощущение того, что он имеет на них право. Но у взрослого невротика, всю жизнь живущего во внутренних и внешних запретах, способы выражения чувств будут примитивными. Это логично. Впервые попасть в зону своей чувствительности – это как оказаться на огромном игровом поле, на котором можно делать все, что захочется.

Но свобода без этических границ может оказаться разрушительной.

«Делай только то, что нравится».

«Это нормально, что родители дают, а ты берешь».

«Ты никому ничего не должен».

«Пусть звонит первым, ты не должна его обслуживать. Чем больше он вложит в эти отношения – тем ты будешь для него ценнее».

«Ну и что, что ты обещал, это было сто лет назад».

«Просто скажи все, что ты думаешь, кто захочет – тот услышит».

«Ты не отвечаешь за чувства других людей».

«Она сама отвечает за свое здоровье».

«Он же знал, на ком он женится».

Это неправильно. Так быть не должно. Терапевтические посылы должны звучать по-другому. Терапевт должен не только учить клиента быть более свободным, но и помогать ему адаптироваться к ограничениям.

«У решений и поступков есть своя цена. Хорошо, если ты будешь идти на нее осознанно».

«Заботиться о родителях – это здоровая и наполняющая потребность выросших детей, хотя это не значит, что в этих отношениях не должно быть границ».

«Ты имеешь полное право не общаться с тем, кто тебе не нравится, даже если это твоя мать. Только не избегай чувств по этому поводу. Это важно – прожить горе по тому, что ничего так и не получилось».

«Ты – часть социума. Быть собой – не значит обрекать себя на то, чтобы быть изгоем. Ты сможешь позаботиться о том, чтобы твои важные отношения не разрушились».

«Я ценю твою ответственность перед другими».

«Это нормально – делать что-то для другого человека, даже если ты не совсем понимаешь, для чего именно ему это нужно. Другой человек отличается от тебя и у него есть свои потребности, которые, возможно, ты никогда не поймешь, но ты вполне можешь их принять и учитывать».

Вседозволенность у взрослого – это психопатия.

Психопатом при этом становиться довольно приятно: это не приносит внутренних страданий, напротив – изнутри выглядит как освобождение, как собственная правота и удовольствие. Обычно это ненадолго: взрослые ценности личности и разрушающиеся отношения приводят человека в чувство, но сначала наш внутренний ребенок воспринимает такую новую жизнь как однозначно хорошую и с радостью в нее погружается.

Становиться пограничником намного сложнее.

Если в отношениях нет этики – то это серьезно ухудшает уровень функционирования личности и тот, кто вынужден сталкиваться с отсутствием доброты и эмпатии в партнере, чувствует себя все хуже и хуже. Психика расшатывается. Энергии становится меньше. Возникает большое количество невротизаций, то есть попыток объяснить происходящее через настоящие или мнимые дефекты собственной психики.

«Мама не любит меня потому, что я всегда была непослушным ребенком. Сейчас у меня тоже бывают приступы агрессии. Иногда я срываюсь на мужа и очень порчу этим отношения. Причем головой я понимаю, что он взрослый человек, у него есть полное право делать все, что ему хочется, я ему не мама, но когда он пропадает со связи – то я очень тревожусь и злюсь. У меня, наверное, тревожное расстройство».

«Я поссорилась с подругой. Она пришла ко мне в гости и сидела в телефоне весь вечер. Я не смогла с этим справиться, мне стало больно, и я на нее наехала. Она ушла. А потом написала мне, что со мной всегда такие проблемы и мне пора повзрослеть. Она права, конечно. Я предложила ей взять паузу в нашей дружбе до тех пор, пока я с этим не справлюсь».

«Я прочитала твою книгу и теперь понимаю, что я нарцисс. Поэтому я делаю больно мужу и детям. Вечно мне нужно, чтобы они крутились вокруг меня и заботились обо мне. Они должны жить собственной жизнью, а не слушать мои жалобы на здоровье и собственную неустроенность. Это же моя ответственность. Они так и говорят мне – да сколько можно, у тебя одно и то же, сделай уже что-нибудь, а то только жалуешься».

Но ведь тревожиться, когда пропадает муж, нормально. Пропадать со связи – это отсутствие заботы о другом человеке. Эта женщина имеет право не только на тревогу, но и на гнев. Вытеснение такого гнева действительно будет создавать тревожное расстройство.

И хотеть поддержки близких нормально. Ожидать, что после таких разговоров все мгновенно изменится – это неадекватно. Мы все говорим о том, что нас волнует, снова и снова, пытаясь найти свой путь к исцелению. Запрещать такие разговоры и ожидать немедленных и эффективных действий – значит создавать недостижимые планки, на пути к которым человек будет чувствовать себя несчастным и недостойным, что только усилит его психосоматику и ощущение бесполезности проживаемой жизни.

Обычное отсутствие доброты. Такое повседневное, что никто этому не удивляется. Это даже не проблема. Большинство людей никогда не произносили фраз типа «Ты поступаешь неэтично по отношению ко мне» или «Мне нужно, чтобы ты сейчас поступил по-доброму». Тем более, большинство людей никогда не говорили «Я хочу поступить по-доброму», «Я хочу принять уважительное решение», «Я не делаю этого потому, что это неэтично». Это даже звучит странно. Как другой язык.

А зря. Потому что без этики нам не справиться. Миру нужна наша несовершенная, живая, неоправданная доброта.

Потому что иначе нам останутся только повседневные психические расстройства.

Источник

6 этических принципов, которые сохранят репутацию психолога

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Статья создана при участии эксперта

Пантюшиной Ольги Игоревны

Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.

Читайте в статье:

Соблюдение профессиональной этики в работе психолога защищает репутацию специалиста и его клиентов. Разберемся, на какие принципы нужно опираться консультанту. И на примерах рассмотрим, чем может обернуться их нарушение.

Принцип уважения

Психолог уважает достоинство и права клиента. Он свободен от предрассудков, против любой дискриминации, толерантен к мировоззрению и образу жизни клиента.

Консультант сохраняет беспристрастность, полностью и безусловно принимает клиента. Он не навязывает ему своих ценностей, убеждений и принципов.

Пример. Девушка обратилась к психологу с запросом: «У меня все хорошо — есть любимый человек, хорошая работа, друзья, но я все равно не чувствую себя счастливой». Психолог спросил, есть ли у нее дети. Клиентка ответила, что нет, и это ее осознанный выбор. Консультант проигнорировал это и начал транслировать свои ценности и убеждения: «Вам нужно выйти замуж и родить ребенка. В этом женское счастье и предназначение». Клиентка отказалась продолжать терапию. Если бы консультант придерживался принципа уважения, то принял бы позицию клиентки и предложил объективно во всем разобраться: когда появляется это чувство, от чего усиливается и ослабевает и т. д.

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Принцип конфиденциальности

Согласно профессиональной этике психолога — все, что рассказывает клиент, остается втайне. Однако есть несколько исключений.

До того, как клиент начнет говорить, специалист озвучивает исключения из правил конфиденциальности, чтобы разделить ответственность между участниками процесса консультирования: собой и клиентом.

Исключения:

В таких случаях можно опираться на план действий, предложенный Р. Кочюнасом в книге «Основы психологического консультирования»:

Принципы этики психолога требуют, чтобы специалист предварительно сообщил клиенту о своих намерениях. Например, сказал: «Вы понимаете, что это преступление, за которое положено уголовное наказание? Я должен сообщить об этом в полицию».

А как же клиентские кейсы? Если психолог хочет поделиться случаем клиента с супервизором или опубликовать историю как пример из практики, нужно письменное согласие клиента. В нем указывают, что именно и где человек разрешает рассказывать о себе.

Частные психологи и специалисты по найму действуют в рамках законов:

Если консультант публикует или рассказывает кому-то историю клиента без его согласия, он нарушает Закон о персональных данных. Если имена в истории заменены, но по другим данным можно понять, о ком идет речь, — это нарушение Закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Принцип ответственности

Профессиональная этика практического психолога базируется на принципе «не навреди». Он отвечает за выбор методов терапии, свои слова и действия. Консультант должен рассказать клиенту понятными словами о плане и методах терапии, возможных рисках, если они есть.

Пример. Во время сеанса EMDR (ДПДГ) клиент почувствовал себя плохо: закружилась голова, охватила тревога. Он оказался не готов к встрече с травматическими воспоминаниями — эмоции поглотили его. Психолог планировал решить проблему клиента за несколько сеансов, но на следующую сессию клиент не пришел, испугавшись своей реакции. Чтобы этого не случилось, психолог должен был заранее рассказать о методе и возможных рисках: «Иногда клиенты отмечают, что в процессе проработки воспоминания становятся ярче. Из-за этого боль может усилиться, вы можете испытать страх, грусть, злость. Может закружиться голова, захочется кричать. Я обучу вас технике саморегуляции, чтобы вы могли бороться с подобными проявлениями. А если тревога станет слишком сильной и понадобится помощь, то я буду рядом».

Специалист также должен сообщить клиенту, если планирует использовать:

Кроме правила «не навредить», принцип ответственности включает важное правило «не вступать в личные отношения с клиентами». Между психологом и клиентом могут быть только профессиональные отношения, а не дружеские или любовные.

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Привнесения личного аспекта в деловые отношения ведет к негативным последствиям.

Пример. После длительной терапии клиентка предложила специалистке стать подругами. Психолог согласилась, но со временем заметила, что граница между дружбой и работой стирается: подруга звонит и поднимает темы, относящиеся к терапии, вынуждая психолога консультировать ее в свободное время. Специалистка понимает, что нарушает уже не только принцип ответственности, но условия сотрудничества. Она прекращает дружбу — клиентка обижается и прекращает терапию — проблема не решена. Согласно принципу ответственности, психолог должна была отказать клиентке: сказать, что дружба противоречит этике, и предложить обсудить это на сессии. Важно разграничить понятие дружбы и терапевтического альянса — определить, какие чувства и потребности скрываются за предложением клиентки.

Получите подборку этических кодексов!

Они помогут решить множество дилемм в работе.

Принцип честности

Психолог несет ответственность за информацию, которую он дает клиентам или коллегам. Следит за тем, чтобы она не была искажена.

Например, в рекламе консультант должен объективно рассказывать о себе и о своей работе.

Пример. Психолог в рекламе обещал 100% гарантию решения проблем. На терапию пришел сложный клиент и бросил ему вызов: «А вы сможете пробить мои слои защиты? У других психологов не получилось». Клиент не выполнял домашние задания и не хотел брать на себя ответственность за изменения. Он занял детскую позицию и ждал, что психолог даст «волшебную таблетку». Прогресса нет, реальность не соответствует рекламной «100% гарантии». В итоге клиент бросает терапию и оставляет на странице психолога негативный отзыв. Чтобы подобного не случилось, нужно трезво оценивать свои возможности и быть честным в рекламе.

Принцип компетентности

Чтобы консультировать, психолог должен иметь соответствующее образование и документ, подтверждающий его.

Начиная работу с клиентом, специалист гарантирует, что обладает знаниями и навыками для работы с его запросом.

Если до или в процессе работы психолог понимает, что случай выходит за его компетенции, он должен отказаться от клиента или передать его своему коллеге, который более компетентен в этом вопросе.

Пример. Консультант специализируется на работе с парами, но в рекламе позиционирует себя как семейного психолога. К нему обращается пара с ребенком — 10-летний сын часто врет. У психолога нет компетенций для решения таких семейных проблем, но он соглашается, боясь потерять клиента и получить плохой отзыв. По его мнению: признать некомпетентность = признать свой непрофессионализм. Он не знает, что причину проблем у детей до 16 лет нужно искать в поведении родителей, и сконцентрирован на ребенке. Ребенок врет, потому что боится наказания от строгих родителей. Ища проблему в нем, психолог поддерживает дисфункцию семьи. Проблема не решится. Согласно принципу компетентности, психолог должен был сразу отказаться от работы с запросом, для которого у него нет подходящей квалификации.

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Обсуждение условий сотрудничества

Перед началом работы психолог озвучивает стоимость услуг. Он определяет ее исходя из своей квалификации и платежеспособности клиента. Цена фиксируется в психологическом контракте. Там же прописывают и другие условия сотрудничества, например, частоту встреч, оплату пропущенных консультаций, опоздания.

Пример. Клиент написал на странице психолога негативный отзыв: «Консультант специально увеличивает количество сессий, чтобы получить больше денег. В работе он использует странные методы — просит, чтобы я представил себя в прошлой жизни, в роли отца, бабушки, дедушки и других»‎. Оказалось, что психолог не сообщил клиенту о том, сколько планирует провести консультаций, не уточнил, что использует метод регрессивной терапии — все это он должен сделать перед первой консультацией, до начала работы. Он не обсудил с клиентом условия сотрудничества и нарушил еще один принцип — ответственности, так как регрессивная терапия — это не общепринятый и не доказанный наукой метод.

Этические принципы — это основа работы психолога. Независимо от того где, с кем и в каком направлении работает специалист, он должен опираться на эту базу. Так он защитит своих клиентов и свою карьеру — не останется без работы и не потеряет репутацию.

Полезные материалы по теме:

Что такое этика в психологии. Смотреть фото Что такое этика в психологии. Смотреть картинку Что такое этика в психологии. Картинка про Что такое этика в психологии. Фото Что такое этика в психологии

Статья создана при участии эксперта

Пантюшиной Ольги Игоревны

Специалист с 16-летним опытом работы психологом-практиком, кандидат психологических наук, доцент, семейный и клинический психолог-психотерапевт, руководитель частного центра практической психологии, преподаватель департамента психологии.

Источник

Психология и этика: существуют ли точки соприкосновения

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА: СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

В современном обществе сформировалось несколько точек зрения на проблематику взаимосвязи этики и психологии. Психология и этика были неразделимы на протяжении длительного периода развития психологии в недрах философских систем вплоть до ее выделения в самостоятельную науку в конце XIX века. Автор первой целостной системы психологических знаний – Аристотель, в контексте решения этической проблемы ответственности человека за свои поступки трактовал психологическую природу воли как «действия по разумному стремлению» [5, с. 85]. В статье «Проблема культурного развития ребенка» Л.С. Выготский указывает, «культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития». [2, с. 7]

Иными словами всякий культурный прием поведения, даже самый сложный, может быть всегда полностью и без всякого остатка разложен на составляющие его естественные нервно-психические процессы, как работа всякой машины может быть в конечном счете сведена к известной системе физико-химических процессов.

Этика как раздел философской концепции мира требовала онтологических, гносеологических, и психологических обоснований. В связи с этим психологические представления о мотивах поведения, его волевой регуляции, страстях и аффектах разрабатывались именно в рамках этических учений. Тем самым этика служила не столько обоснованием психологических концепций, сколько определялась их содержанием, выражающим необходимый «срез» с бытия человека в мире. Психология же, с этой точки зрения, выступала одним из источников, или «инструментом» решения этических проблем.

И психология и этика решает проблемы внутреннего мира следовательно человек должен стать морально-ответственной личностью — не только выступать в роли субъекта морали, но и стать таким субъектом. Этика выдвигает требования человеку, не обучая.

Способность совершать моральный выбор, поступать морально в ситуации морального выбора предполагает наличие у субъекта свободной воли. Психология чаще всего исследует детерминацию человеческих решений. Психология не обязана объяснять феномен морального поведения, но она может исследовать со своей точки зрения этот феномен, выделяя в нем психологические компоненты. Этика дает свои рекомендации, не считаясь с психологией, но для психологии вполне уместно исследовать субъекта перед лицом этих рекомендаций. Психология не этична именно потому, что она обязана исходить из того, что субъекту свойственно нарушать этические рекомендации или, по меньшей мере, желать, этого. Поскольку данная тема еще явно недостаточно проработана, то само обращение к этим проблемам уже является первым шагом к их осмыслению и разрешению.

В ситуации перестройки всех сфер современной жизни неуклонно возрастают требования к членам общества, их моральному облику. Сензитивным периодом для формирования нравственной ответственности личности выступает подростковый возраст, так как здесь закладываются основы для мировоззренческих и нравственных позиций. Но при этом, для подростка характерна нравственная неустойчивость, что в совокупности с неоднозначными требованиями общества к нравственному поведению проявляется в непоследовательности подростка, и его деятельность определяется собственными мгновенными желаниями, а не общепринятыми нормами.

На основе нравственных убеждений, овладением необходимыми средствами, сознательное регулирование поведения на основе лично значимых норм, принципов, правил является показателем психического развития, взросления подростков. По мере приобретения опыта регуляции поведения, систематичности формируется подлинная нравственность.

Рассматривая версию об отсутствии связи психологии и этики, возникает вопрос о психологе, как о личности, так и о профессионале, должен ли психолог иметь глубокие нравственные знания?

Недостаточная разработанность данной темы позволяет обозначить собственную позицию. Самоопределяющаяся личность («духовное Я») рефлексируя и обращаясь к внутреннему миру, основанного на этических понятиях, осознавая их, по меньшей мере позволит человеку сохранить себя как личность в самых сложных жизненных ситуациях.

Остается дискуссионным вопрос существует ли связь психологии и этики?

Братусь, Б.С. Психология и этика / Б.С. Братусь. – М., 2008. – 55 с.

Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 488 с.

Мюнстенберг, Г. Психология и учитель / Г. Мюнстенберг. — М., 1997. — 320 с.

Умрихин, В. В. Психология неотторжима от этики / В.В. Умрихин / Психология и этика: опыт построения дискуссии. — Самара: БАХРАХ, 1999. — С. 84—86

Источник

Профессиональная этика в работе психолога

Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная этика психолога — это совокупность нравственных принципов и норм, регулирующих его взаимоотношения с коллегами, научным сообществом, респондентами, а также людьми, обращающимися за психологической помощью.

Особенности этики психолога

В прикладной психологии этика психолога необходима для того, чтобы обеспечить гуманистическую направленность его деятельности. Она помогает решать профессиональные задачи и достигать социально значимых целей с сохранением психологического благополучия личности и общества.

Профессиональная этика предназначена для формирования стандартов поведения специалистов. Она рассматривает качество их работы в разрезе эффективности услуг с учетом их соответствия духовным ценностям и нормам морали.

Профессиональная работа психолога предполагает работу с конкретными людьми и социальными группами. По этой причине влияние на них, которое реализуется в форме психологической помощи и сопровождения в решении задач, создает духовный и нравственный фундамент мировоззрения специалиста. В современных условиях работа психологов стала приобретать особенное значение, которое связано с воздействием на сознание (самосознание) человека и группы людей с дальнейшим изменением в их деятельности.

В системе ценностей профессиональной подготовки психологов стала утверждаться ценность лидерства, которую оказывает воздействие на действительность. Предмет профессиональной этики представляет собой совокупность специальных этических проблем, которые проявляются в работе профессионального психолога. Они возникают в практической работе с клиентами и пациентами, в отношениях с коллегами и руководством.

Профессиональная этика включает формулировку совокупности моральных императивов о долге психолога, включая его нравственные обязанности, пределы профессиональной и личной свободы. Она определяет требования к специалисту, работа которого связана с вмешательством в личную жизнь других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие нормы профессиональной этики психолога

Профессиональная этика психолога прописывается в этических кодексах. Каждая организация имеет свой кодекс. Вариантов таких кодексов множество, при этом каждый психолог сам определяет, каких норм он будет придерживаться в соответствии с требованиями профессиональной организации.

Существуют общие нормы и правила. Их соблюдение должно обеспечиваться психологом. В состав общих норм необходимо включить:

Психологи должны вести свою профессиональную деятельность только в рамках компетентности. Она определяется образованием, повышением квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Специалист, который ведет профессиональную деятельность в новых сферах, берет за основу новые методики лишь после их тщательного исследования, обучения или консультирования.

Если психолог принимает решение, которое связано с профессиональной деятельностью, то ему нужно учесть квалификацию и опыт работы с людьми, наделенными индивидуальными различиями.

В работе с людьми специалист должен использовать понятия и термины, которые понятны для клиента, являющегося непрофессионалом в области психологии. Перед началом сеанса нужно обговорить вопрос разглашения (неразглашения) получаемых результатов. Решение здесь принимается, в первую очередь, на основе мнения клиента.

В соответствии с профессиональной этикой психолога нужно проявлять уважение и обеспечивать выполнение прав других людей. В профессиональной деятельности психологу необходимо уважительно относиться к правам других людей в области установок, мнений, моральных норм.

В работе психолога специалист должен исключать дискриминацию по возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, сексуальной ориентации, наличию физического или психического расстройства, языку, социально-экономическому статусу и др. Ему необходимо не допускать действия, способные оскорбить или унизить честь и достоинство клиента.

Психологу в своей работе необходимо исключить внепрофессиональные контакты с клиентом в ситуации, которая способна нанести вред клиенту.

Процедурные нормы профессиональной этики

В ходе формирования профессиональных отношений между психологом и клиентом нежно с самого начала обсудить, что будет происходить в процессе сеанса. В этой сфере большую роль играет соблюдение конфиденциальности и решение финансовых вопросов.

Специалист должен получать осознанное согласие на консультацию, используя понятный язык для участника. Если клиент не способен дать официальное согласие, то психологу необходимо получить осознанное разрешение от людей, которые несут ответственность в соответствии в законом.

Когда специалист вынужден оказывать услуги нескольким людям, вступившим в близкие или родственные отношения, ему в начале беседы нужно выяснить, кто является клиентом и какие отношения предполагаются с каждым участником консультации.

При неожиданном прекращении своих услуг (например, по причине болезни, потери работоспособности, переезда, финансовых ограничений) психологу важно планировать возможность продолжать работу с клиентом. Об этом клиент заранее уведомляется.

По завершению профессиональных отношений должны обеспечиваться следующие пункты профессиональной этики:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *