Что такое эстетический идеал
идеал эстетический
Полезное
Смотреть что такое «идеал эстетический» в других словарях:
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Энциклопедия социологии
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — (фр. ideal, от греч. idea идея, первообраз) вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И. э. высший критерий эстетической оценки, к рая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех… … Эстетика: Словарь
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, конкретно чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Практическое осуществление и выражение И. э. предполагает в качестве своей необходимой предпосылки свободу во всей… … Литературный энциклопедический словарь
идеал эстетический — см. эстетический идеал … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
идеал эстетический — (от греч. idea идея, понятие, первообраз, представление) художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. И. э. высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе… … Словарь литературоведческих терминов
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Толковый словарь по социологии
ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия
эстетический идеал — (франц. ideal образец) воплощение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке. Рубрика: Эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: возвышенное, единство содержания и формы, прекрасное… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
Краткий словарь по эстетике
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (фр. ideal от греч. idea образец, образ, норма) — исторически конкретное, чувственное представление или понятие о должном как прекрасном, материализуемое в искусстве, в практике общественной жизни и производственной деятельности людей. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала, противоречивого в разделенном на классы обществе.
В домарксистской философии эстетический идеал преимущественно имел нормативный характер Обыкновенно он противополагался реальной жизни (прекрасное как обобщающая идея у Платона и т. д.). Даже в тех случаях, когда эстетический идеал подсказывался самой жизнью, он рассматривался неподвижно в качестве некоего «прообраза» (просветители Дидро, Лессинг). Как чувственное проявление идеи прекрасного определял эстетического идеала Гегель. С материалистической — марксистской точки зрения нормативные, зависимые в конечном счете от материальной жизни людей идеальные эстетические представления находятся в постоянном развитии и многообразно отображаются в искусстве.
Они связаны не только с тем, что изображает художник, но и как он это делает, какое отношение выражает к создаваемому им образному ряду произведения. Прекрасно-должное в данном случае иногда выступает в изображении такого общественного устройства, где наиболее полно раскрываются сущностные силы человека («Телемская обитель» у Рабле, «четвертый сон» Веры Павловны в романе «Что делать?» Чернышевского). В антагонистическом обществе, когда эстетический идеал расходится с существующим общественным устройством, развернутым воплощением позитивного идеала обычно служило утопическое изображение «золотого века», которое либо отодвигалось в мифическое прошлое, либо в столь же желаемое мифическое будущее.
Не менее полно идеал материализовался в виде его конкретного носителя — положительного или лирического героя, который иногда даже вопреки логике реальных обстоятельств торжествовал и утверждался как эталон совершенства, образец жизненного поведения. Сюда относится плеяда литературных героев от Прометея Эсхила до «новых людей» и «особенного человека» Чернышевского, статуи — каноны Поликлета, Лисиппа, скульптурные изваяния героев, канонические изображения святых и т. п.
Представления об идеальных сторонах жизни, о самом эстетическом идеале зачастую отображаются в лирических стихах, в пейзажах, натюрмортах, музыкальных пьесах, программах симфоний. В опосредствованном виде позитивный идеальный настрой произведений каждый раз находит своеобразное выражение в методе художественного творчества (романтизм, реализм и т. д.). Этому же выражению в той или иной мере служит и форма художественных произведений. Она может героизировать, наделять мыслимым совершенством реальность жизни (классицизм), поэтизировать по сути прозаическую ее обыденность (романтизм, отдельные проявления символизма в различных видах искусства).
В то же время реалистическое искусство, как правило, вскрывает конкретные противоречия действительности, дает правдивое изображение положительных сил эпохи. Современное реакционное буржуазное искусство демонстрирует утрату позитивных общественных и эстетических идеалов. Этот процесс сказывается в том, что безобразное эстетизируется, т. е. изображается в дегуманизированном искусстве как прекрасное, место утопии занимает пессимистическая антиутопия.
Основополагающее значение идеала в искусстве и самой жизни подтверждает его место в системе ведущих категорий эстетики. По существу, эстетический идеал сливается с представлением о прекрасном, тогда как его отсутствие вызывает представление о безобразном и низменном, комическом и трагическом. В своем высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое.
В условиях социализма эстетический идеал имеет тенденцию к слиянию с общественным идеалом и в первую очередь с нравственным идеалом. Воплощаясь в искусстве, эстетический идеал становится средством познания и преобразования действительности.
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Полезное
Смотреть что такое «ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ» в других словарях:
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Энциклопедия социологии
идеал эстетический — представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом… … Литературная энциклопедия
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, конкретно чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Практическое осуществление и выражение И. э. предполагает в качестве своей необходимой предпосылки свободу во всей… … Литературный энциклопедический словарь
идеал эстетический — см. эстетический идеал … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
идеал эстетический — (от греч. idea идея, понятие, первообраз, представление) художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного. И. э. высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе… … Словарь литературоведческих терминов
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Толковый словарь по социологии
ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия
эстетический идеал — (франц. ideal образец) воплощение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке. Рубрика: Эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: возвышенное, единство содержания и формы, прекрасное… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
ИДЕА́Л ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ, конкретно-чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Практическое осуществление и выражение И. э. предполагает в качестве своей необходимой предпосылки свободу во всей жизнедеятельности общественного человека. Будучи тесно связан с эмоциональным отношением людей к окружающему миру, И. э. находит свое воплощение в чувственных формах в отличие от нравственных, политических и других общественных идеалов, которые могут существовать как отвлеченные понятия. В то же время он находится с ними в единстве и, подобно им, имеет исторически определённое содержание, обусловленное в конечном счете общественной практикой, развитием материальной жизни и классовой борьбы, а также процессом развития искусства. Передовой И. э. в каждую эпоху не противоречит действительности, а опирается на объективно заложенные в ней возможности, являясь конкретно-чувственным выражением ее развития.
В античной эстетике проблема И. э. была впервые поставлена Платоном. Выступив с критикой тенденций к индивидуализму и изнеженности в искусстве своего времени, он выдвигал такие критерии эстетической оценки, которые стояли бы выше чувственного и индивидуального, связывая эти критерии с вечными и неизменными «идеями» красоты, добра и т. д. Другая точка зрения на И. э. вырастала из материалистической трактовки теории подражания. Согласно Аристотелю, художник должен создавать свой И. э., заимствуя у разных типов людей наиболее прекрасные и совершенные черты. С понятием И. э. в Древней Греции было тесно связано учение о калокагатии (совершенном типе человека), основанном на представлении о гармонии души и тела, внутреннего и внешнего. В поздней античности дуалистическое противопоставление идеального и материального выдвигает в эстетическом плане проблему идеала как «внутреннего зрения», позволяющего отличать прекрасное от безобразного, «истинное» бытие от низменного (Плотин). В эстетике средневековья происходит окончательное вычленение понятия идеала, что было связано с необходимостью узаконить «идеальное», «духовное» как основной критерий оценки художественной деятельности; вместе с тем И. э., воодушевлявший художников средних веков, наполняется преимущественно религиозным содержанием, что получает прямое воплощение, например, в древнерусской живописи, западноевропейской готической архитектуре.
Новое содержание И. э. получает в эпоху Возрождения, когда идеальной нормой красоты провозглашается сам человек, богатство его чувств и познавательных способностей. Понимая красоту как пропорцию и строгое соответствие частей, мыслители Возрождения основу ее видели в гармонии, которая трактовалась как некое идеальное целое, обнимающее собой все части. Классицизм, с его культом долга, должного, развивает идею об «улучшении» действительности средствами искусства. Эстетика Просвещения (Д. Дидро, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг) расширила понятие «подражания природе», включив в него и общественную среду, поставила проблему соотношения идеала и действительности, идеала и правды. У Винкельмана И. э. выступает как цель художественного творчества: утверждение высшей красоты есть кульминация искусства, без чего художник обречен на простое подражание. В то же время И. э. рассматривался им как художественная мера, следование которой способствует очищению красоты от посторонних элементов. Если для Винкельмана мера-идеал стоит выше правды, то Лессинг, выдвинув идеал человеческой личности, гармонически сочетающей личное и общественное, героическое и человеческое, считал, что типичность и общезначимость образов нисколько не страдают от изображения второстепенных черт, противоречий, «низменных» чувств. Связав И. э. с типизацией и отражением жизненной правды, Лессинг утверждал тем самым реалистическую концепцию красоты.
Философия классического немецкого идеализма (И. Кант, Ф. Шиллер) связала трактовку И. э. с основными гносеологическими проблемами. В эстетике Г. Гегеля идеал является центральной категорией; понятие идеала связывается с изменением эстетического сознания, истолкованным как исторически необходимый процесс. Таким образом, Гегель впервые осмысливает И. э. не как нечто привносимое искусством в действительность и присущее лишь художественным произведениям, а как реальное жизненное отношение, осознаваемое и выражаемое через искусство. Соответствующее идеалу состояние мира Гегель видел в античной Греции, искусство которой характеризуется им как классическое. В новое время, по мысли философа, общественное содержание перерастает рамки личности, духовное господствует над чувственным, художественная мысль приобретает абстрактный характер, что ведет к господству рассудочных интересов над эстетическими, а тем самым к разрушению И. э.
Классики марксизма ставили проблему И. э. как проблему идеального и реального в условиях антагонистических общественных отношений. Идеальные цели и стремления людей впервые были поставлены в связь с задачей практического преобразования мира. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике всякого рода иллюзии и утопические идеалы, показали, какие «идеалы, художественные формы и средства самообмана» возникают в процессе развития общества и как все это связано с экономикой, классовой борьбой, развитием художественной культуры. Полное осуществление И. э. основоположники марксизма видели не в прошлом, а в будущем, в социалистической революции, в коммунистическом преобразовании общественных отношений, при котором только и возможно действительно свободное и гармоничное развитие человеческой личности, слияние общественных и эстетических идеалов. В. И. Ленин, развивая в новых исторических условиях эстетику марксизма, утверждал мысль о том, что подлинно коммунистическая политика и подлинное искусство совпадают в своих идеалах. Он призывал показывать « во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 103). Ленин выдвинул идеал искусства, поставленного на службу интересам пролетариата (см. Партийность литературы), связанного с народом, уходящего своими корнями в народную жизнь.
В трудах советских эстетиков и литературоведов проблема И. э. получила обстоятельную разработку главным образом в связи с особым значением, которое имеет для искусства социалистического реализма утверждение положительного начала, образ героя, воплощающего передовые идеалы эпохи (см. Положительный герой). Будучи персонифицирован в конкретных образах, И. э. обретает силу примера, становится средством воспитания человека социалистического общества. Вместе с тем он, как правило, не может быть сведен ни к какому отдельному образу, а выражается всем содержанием произведения. Более того, как показывает опыт литературы, непосредственное воплощение И. э. в положительных характерах отнюдь не является обязательным. Присутствие И. э. может живо ощущаться и в произведениях, лишенном положительных персонажей (например, в сатире), выступая в виде нравственного пафоса произведения, его идейной направленности (см. Идея художественная, Идейность литературы, Тенденция в литературе), критерия эстетической оценки изображаемых жизненных явлений.
Сила социалистического искусства в истинности его И. э., который создает возможность полного слияния в творчестве писателя художественных устремлений и общественных потребностей.
Литература:
Гей Н., Пискунов В., Эстетич. идеал сов. литературы, М., 1962;
Муриан В. М., Эстетич. идеал, М., 1966;
Коровин В., Эстетич. идеал сов. искусства, М., 1967;
Нигматуллина Ю., Нац. своеобразие эстетич. идеала, Каз., 1970.
идеал эстетический
Смотреть что такое «идеал эстетический» в других словарях:
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Энциклопедия социологии
идеал эстетический — представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства. Впервые проблема эстетического идеала поставлена в философии Платона – для него высшим идеалом… … Литературная энциклопедия
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — (фр. ideal, от греч. idea идея, первообраз) вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И. э. высший критерий эстетической оценки, к рая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех… … Эстетика: Словарь
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, конкретно чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Практическое осуществление и выражение И. э. предполагает в качестве своей необходимой предпосылки свободу во всей… … Литературный энциклопедический словарь
идеал эстетический — см. эстетический идеал … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — англ. ideal, aesthetic/esthetic; нем. Ideal, asthetisches. Образ должной и желаемой эстетической ценности; высший критерий эстетической оценки; уровень обобщения эстетической практики ч ка, об ва, эпохи. И. э. неразрывно связан с конкретной… … Толковый словарь по социологии
ИДЕАЛ — (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия
эстетический идеал — (франц. ideal образец) воплощение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке. Рубрика: Эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: возвышенное, единство содержания и формы, прекрасное… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Идеал (философия) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия
Идеал (эстетика) — Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα образ, идея) высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о… … Википедия