Что такое эпитет русский язык
Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе
Эпитет в русском языке — это средство художественной выразительности речи, используемое для емкого образного описания предмета. Эпитет отвечает на вопрос “какой?”, в предложении играет роль определения. В таком качестве обычно выступают прилагательные, наречия, реже существительные.
Литературоведческий термин эпитет полезен при анализе текста, оценке его стилистики. Устную речь люди обогащают этим средством художественной выразительности, даже не замечая этого. Статья расскажет, что такое эпитет, как его распознать, проиллюстрирует использование.
Чаще всего слова, представляющие собой эпитет, употреблены в переносном значении или неожиданном контексте. Это помогает эмоционально окрасить речь, сделать описание богаче.
Так, словосочетание “морозный воздух” давно на слуху, его считают обыкновенным определением, а фраза “колючий воздух” звучит любопытнее, здесь прилагательное колючий уже представляет собой эпитет.
Виды эпитетов
Эпитеты бывают общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально-авторские, постоянные. Рассмотрим их по отдельности.
Общеязыковой
Общеязыковой эпитет — описание предмета, которое используют повсеместно. Определение относительно устойчиво по отношению к определяемому, в употреблении закреплено для обозначения конкретных признаков.
Например, в русском языке многократно употребляют словосочетание “сильный мороз”.
Прилагательное сильный употреблено в переносном значении, показывает степень проявления мороза, постоянно воспроизводится в таком контексте, поэтому его относят к общеязыковым эпитетам.
Народно-поэтический
Народно-поэтический эпитет — это устойчивое выражение, закрепившееся в речи благодаря народному творчеству. Такие определения часто используют при написании художественных произведений для имитации разговорной или устаревшей речи.
Классическим примером является словосочетание “лето красное”. Прилагательное красный здесь употреблено не в привычном лексическом значении (название цвета), но устаревшем “красивый”.
Для кратких прилагательных характерно играть роль народно-поэтических эпитетов, например, “чисто поле”, “ясно солнышко”.
Индивидуально-авторский
Индивидуально-авторский эпитет в литературе — характеристика предмета, построенная на оценке автором его свойств. Такое определение используют в художественных текстах для придания им большей образности и уникальности.
Стихотворение “Ниоткуда с любовью” Бродского узнают по фразе “мычащее ты”. Это настолько неожиданное применение причастия “мычащий”, что конструкцию даже прозвали “бродской”, что указывает на авторство выражения.
Постоянный
Постоянный эпитет — неизменно повторяющееся описание, ассоциирующееся с определенным объектом.
Примерами служат часто встречающиеся словосочетания “проливной дождь”, “синее небо”, “красна девица”.
Как найти эпитеты в тексте
Чтобы найти данное средство художественной выразительности в тексте необходимо выяснить, какие слова составляют характеристику объекта. Из них выбрать те, что отвечают на вопрос “какой?” по отношению к предмету. Из списка получившихся прилагательных, наречий, причастий выписать те, что создают наиболее глубокий образ, проявляют переносное или малораспространенное значения.
“Невидимая из-за темноты угрюмая стена возвышалась каменной громадой”.
Для описания стены автор предложения пускает в ход определения “невидимая” и “угрюмая”, оба отвечают на вопрос “какой?”. Изучаемым средством выразительности будет прилагательное “угрюмая”, поскольку традиционно к нему не прибегают при изображении неживых объектов. Фраза содержит олицетворение, значит слово, которое применяют для создания приема, употребляют в нетипичном значении.
Примеры
Эпитеты используются везде: художественной литературе, стихотворениях, кино, в обычных разговорах. Рассмотрим примеры использования.
Примеры из художественной литературы
Артур Хейли, “Колеса”
“Белое безмолвие” — так называется рассказ Джека Лондона. Слово “белый” традиционно описывает цвет предмета, но безмолвие не обладает таким качеством, значит, прилагательное приобретает переносное значение.
“Контора требовала от него неусыпного внимания с девяти утра до трех пополудни”.
Теодор Драйзер, “Финансист”
В стихотворениях
“И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
Александр Блок, “Незнакомка”
“Я видел, как два колоска воскового цвета,
мёртвые, хоронили гряду вулканов”.
Федерико Гарсия Лорка, “Маленькая бесконечная поэма”
“Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф”.
Николай Гумилев, “Жираф”
“Августовские любовники проходят с цветами,
невидимые зовы парадных их влекут”.
Иосиф Бродский, “Августовские любовники”
В кино
Диалоги кинофильмов нередко содержат предложения с эпитетами, служат хорошими примерами всех их видов. Народно-поэтические и общеязыковые окрашивают речь героев, но ими она не ограничивается, поскольку сценарист может добавить авторские ради создания, к примеру, комического эффекта.
“Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах…”.
“Достучаться до небес”, реплика главного героя.
“Его разум был острее, чем у остальных, и он был способен видеть всех обитателей города со стороны”.
“Догвилль”, озвучивает закадровый голос.
“Но не для того пришла наша сборная института, чтобы отмечаться, а для того, чтобы выяснить, кто же этот «Таинственный Математический Волшебник»».
“Умница Уилл Хантинг”, фраза принадлежит герою.
Использование эпитетов — распространенный прием. Знания о функции описания, которую они выполняют, помогут при анализе литературных произведений, а обогащение собственной устной речи сделает выступления ярче.
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Филологические науки
Черная роза и драдедамовый платок (об эпитете)
Эпитет (от гp. epitheton – «приложение») – вид тропа. Это слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета и тем самым его выделяющее, подчеркивающее: море синее; радость легкокрылая (А. С. Пушкин); мысли, дышащие силой (М. Ю. Лермонтов); чародейка зима; волны несутся, гремя и сверкая (Ф. И. Тютчев).
В зависимости от контекста одно и то же слово может выполнять разные функции: в сказке все волки – серые, на охоте – важны оттенки. В художественной речи определение, оставаясь логическим, актуализирует в сознании читателя не столько логические связи (т. е. побуждает к суждениям, умозаключениям), сколько создает представление, образ предмета. Так, в стихотворении Блока «В ресторане» лирический герой дарит героине черную розу:
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Еще один пример совмещения в слове логического определения и выразительной, емкой, эмоциональной характеристики предмета – первый снег в одноименном стихотворении П. А. Вяземского. В отличие от белого снега – традиционного украшающего эпитета, создающего зрительный образ, не сужая объема понятия (вспомним народную песню: «Снежки белые, пушисты. »), первый снег – определение логическое, он знаменует начало зимы. В стихотворении Вяземского слово «первый», не утрачивая своего прямого значения, получает дополнительные смыслы благодаря аналогии между первым снегом и первой любовью, ее первым вздохом, первой думой. Меланхолический поэт сближает между собой «праздник зимы» и «счастливые лета» человеческой жизни как явления преходящие, временные. Первый снег, преобразовавший «природу бледную, с унылостью в чертах», – «хрупкий», и он растает, он «первенец зимы, блестящей и угрюмой»; первая любовь пройдет, она «приводит к опыту безжалостным уроком / И, чувства истощив, на сердце одиноком / Нам оставляет след угаснувшей мечты». Пушкин взял из «Первого снега» Вяземского эпиграф к первой главе «Евгения Онегина»: «И жить торопится и чувствовать спешит».
Если в рамках оппозиции: эпитет / логическое определение – выбор эпитета ограничен (ведь нужно называть наиболее типические, очевидные свойства предмета), то более широкий взгляд на эпитет, согласно которому в слове могут совмещаться различные функции, резко увеличивает объем понятия. В индивидуально-авторском творчестве, где особенно ценится новизна, свежесть, оригинальность поэтических определений, писатели нередко прибегают к необычным словосочетаниям, в том числе к оксюморонам. Так, в «Театральном романе» М. А. Булгакова Максудов называет свою пьесу «Черный снег»; «Горячий снег» – роман Ю. В. Бондарева о войне. Одна из функций заглавия – заинтересовать читателя, сразу взять его «в плен», и оксюмороны здесь очень к месту. Они мотивированы тематически: ведь изображаются войны, события страшные, противоестественные.
Поскольку при классификации тропов применяются разные основания, возможно совмещение в одном словосочетании различных тропов. Наряду со словосочетаниями, где определение используется в одном из его прямых значений (пески сыпучие), выделяют эпитеты метафорические: облако ходячее и дерево стоячее. Они яркая примета авторского стиля: «Ты – мое васильковое слово, / Я навеки люблю тебя. / Как живет теперь наша корова, / Грусть соломенную теребя?» (С. А. Есенин. «Я красивых таких не видел. »); «Как жадно мир души ночной / Внимает повести любимой!» (Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?»). Выразительны и метонимические эпитеты: «Одна скала, гробница славы. » (Пушкин. К морю).
Этимологическое значение термина «эпитет» – приложение, но это такое приложение, без которого трудно представить художественный текст.
1 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1971. с. 222. [Вернуться]
2 Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. с. 201. [Вернуться]
4 См.: Чернец Л. В. Черная роза, или Язык цветов // Русская словесность. 1997. № 2. [Вернуться]
5 Жирмунский В. М. К вопросу об эпитете // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. с. 359. [Вернуться]
6 «Драдедам – один из самых дешевых видов сукна в XIX в. Как признак бедности драдедам встречается у многих писателей» (Кирсанова P. M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. с. 78-79). [Вернуться]
7 Веселовский А. Н. Из истории эпитета // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. с. 59. [Вернуться]
9 Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1992. с. 72. [Вернуться]
10 Мережковский Д. С. В обезьяньих лапах (о Леониде Андрееве) // Мережковский Д. С. В тихом омуте. М., 1991. с. 13. [Вернуться]
11 Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 1996. с. 295. [Вернуться]
12 Веселовский А. Н. Указ; соч. с. 65. [Вернуться]
13 Записана от Т. Г. Рябинина // Гильфердинг А. Ф. Онежские былины. Т. 2. М.; Л., 1950. [Вернуться]
Текущий рейтинг:
Эпитет
4 класс, 5 класс, 6 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Виды эпитетов
Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.
По сфере употребления
Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.
Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.
Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.
Свойства народно-поэтических эпитетов:
Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);
Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);
Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).
Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).
Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.
По характеру обозначения признака
По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.
Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.
Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».
Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:
По степени устойчивости связи с определяемым словом
Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.
Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.
С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.
Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:
К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.
Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.
Примеры эпитетов из литературы
Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.
Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:
Примеры эпитетов в русской литературе:
А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой.
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
Эпитет и метафора
И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.
Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..
Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.
Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:
Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:
Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе
Лингвистическое понятие «эпитет» приведет нас к художественному слову, к стилю речи, используемому писателями и поэтами в литературе, к народному творчеству.
Эпитет — это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Слово «троп» греческого происхождения и буквально значит «поворот, оборот речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово используется не традиционно, а с неожиданной стороны, которую смог заметить художник слова. Такое переосмысление слов создает художественный яркий образ, для чего служат эпитеты в русском языке.
Определение
А вот какое определение, что такое эпитет в русском языке, дает Википедия:
Прилагательные в роли эпитетов
В русском языке чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные. В народном творчестве за эпитетами сохранилось эмоционально-оценочное значение, благодаря чему они превратились в своеобразные, легко узнаваемые поэтические штампы.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
Примеры эпитетов из художественной литературы
Эпитеты помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей его действительности, например, читаем у Игоря Северянина:
Марина Цветаева создает поэтический образ с помощью эпитетов:
У М. Волошина привлекают взгляд строки:
Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена.
Непревзойденным мастером лирики является Сергей Есенин. В его поэзии существует удивительная гармония чувства и мысли, связи с родной природой и землей, которые звучат в стихах:
Эпитеты помогают создать поэту вот этот неповторимый поэтический образ:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Прочитаем отрывок стихотворения Николая Гумилева «Старина» и убедимся, сколько в нем эпитетов, создающих яркий образ, которым хотел поделиться поэт с читателями:
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.
Авторские эпитеты
Иногда писатели создают свои авторские эпитеты:
Видео «Тропы. Эпитет»
Эпитет – это выразительнейшее средство в литературе, которое используется нами ежедневно. Людям очень повезло, что они не общаются на уровне машин, не обмениваются голой и скудной информацией без каких-либо эмоций.
Обедненная и невыразительная речь мешает восприятию сказанного и нахождению общего языка. И в то же время одно-единственное меткое слово способно не только преподнести слушателю целую увлекательную историю, но и отразить вызванные ей эмоции. И этим словом является «эпитет».
Что такое эпитет
Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.
Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».
В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:
Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:
прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;
существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;
наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;
деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется. Дон..».
Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.
Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.
Виды эпитетов
Данные выразительные средства классифицируются:
простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;
сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;
составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».
2. По степени освоенности:
3. По семантическому признаку:
цветовые («алый сумрак»);
оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).
изобразительные и лирические («золотые листья»);
эмоциональные («очаровательное утро»).
5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:
свободные («робкая любовь»);
постоянные («добрый молодец», «светлое будущее»).
6. По способу обозначения признака:
с прямым значением («седой старик»);
с переносным значением («седой туман»).
Отличия эпитета от сравнения и метафоры
Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».
Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:
«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов).
Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:
Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:
Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.
Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.
Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте.
«тяжелый характер» (эпитет);
«костер рябины красной» (метафора).
Примеры эпитетов в литературе
Без использования эпитетов, как одних из самых выразительных и потому важных средств, невозможно представить русский язык и ни один текст литературного произведения. Без них не составить подробное мнение автора о каком-либо объекте, не создать полноценное признание в любви.
Вот яркие примеры вышесказанного из стихов и романов:
«Как соломинкой, пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен» (А. Ахматова);
«Ночь была свежая и неподвижно – светлая» (Л. Толстой);
«Льстивые ивы и травы поклонные,
Вольнолюбивого юношу – славьте» (М. Цветаева);
«Задумчивый и нежный мой край» (С. Есенин).