что такое современная семья
Семья в современном обществе
Семья – первый социальный институт в жизни ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что человек представляет из себя во взрослой жизни – в большей степени результат семейного воспитания.
История пока не дала альтернативы семье. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества.
Представления о семье бывают самыми разными. Для одного это наивысшая ценность, для другого – пустой звук. Ячейка общества, островок безопасности, пережиток прошлого или предел мечтаний – каждый из нас по-своему понимает, что такое семья. Кто-то включает в неё себя и мужа, кто-то гражданского партнёра и собаку. Для кого-то она невозможна без родителей и детей. А кто-то видит себя как члена большого рода.
Семья есть малая социально-психологическая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, все члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются.
Семья является первичной ячейкой общества. На ней, так или иначе, отражаются все процессы, происходящие в обществе. В 20 веке классическая семья представляла собой мужчину и женщину в официальном браке, с детьми и общим хозяйством. Сегодня же бывает по-разному.
Какие же перемены произошли с институтом семьи? Хотим мы или нет, современная семья отличается от той, что была раньше.
•Появились альтернативные виды брака: гражданский, гостевой, сезонный, открытый и другие. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее. «Заграничные» браки распространяются все больше. Возрастает число лиц, которые предпочитают браку одиночество или осознанное решение женщины материнские семьи. Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи: «семья-конкубинат»: мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. В сфере интимной жизни изменился идеал любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». «Чистые отношения» в отличие от романтических не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное эмоциональное и интимное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.
• Повысился возраст вступления в первый брак (28 лет и старше). Это связано с тем, что, чтобы стать взрослым,человеку требуется больше времени для подготовки: современный восемнадцатилетний по определённым параметрам не готов к включению во взрослую жизнь, поэтому ему требуются промежуточные стадии «адаптации» к ней.
• Ответственность между матерью и отцом делится поровну. Уменьшается численность семьи, а её состав упрощается. В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.
•Происходит разделение супружества и родительства: увеличивается доля бездетных семей, и количество семей, где родители не состоят в браке.
• Снижается ценность брака и детей для семьи. Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. У молодых людей отсутствует страх потери семьи. Они знают, что всегда можно разбежаться, поделив при этом не только имущество, но и детей. Молодые люди менее ответственно подходят к отношениям, меньше сил вкладывают в них, воспринимая каждое новое взаимодействие лишь как один вариант из множества возможных.
• Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм. Наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека.
• Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.
• На первый план выходят ценности индивидуализма, демократии. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели. Повышается уровень ожиданий по отношению друг к другу, но реализовать его многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. Появляются так называемых «двухкарьерные» семьи, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. В современной семье отмечается тенденция перехода к биархату, то есть отсутствию доминирования одного из партнеров по моногамному браку.
• Ослабление влияния семьи на воспитание молодого поколения и все возрастающее влияние средств массовой информации, несущее во многом неадекватную информацию.
• Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.
В современном мире наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи.Воспитывать своих детей мешает:
• нехватка времени на воспитание из-за чрезмерной трудовой занятости родителей.
• усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез;
• недостаток совместного времяпрепровождения и общения детей и родителей;
• неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
• общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха,отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и вне учебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
•недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).
• разрастание ценностной пропасти между поколениями, а как следствие – их отчуждение;
• усиление влияния внешних неблагоприятных факторов на микроклимат в семье.
Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.
Опросник для тематической проверки по разделу «Ребенок в семье и обществе; патриотическое воспитание» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию вопросы для тематической проверки по одному из разделов работы в области «Социально-коммуникативное.
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.
Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.
Что такое семья
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.
Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции
Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.
В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
Как возникла семья: экскурс в историю
На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.
Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.
Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.
Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.
У каждой ячейки есть несколько составляющих.
Признаки и функции
Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:
Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:
Функции:
Структура семьи
В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.
Ресурсы семьи и их виды
Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.
Ресурсы можно разделить на несколько категорий.
Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.
Для чего необходима семья
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Что такое современная семья и каково её значение
В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени
Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
Роль семьи в жизни человека
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Что происходит с нашей семьёй?
Правда ли, что современные люди не стремятся к семейным отношениям? Отвечают психологи.
Зазубренное определение из курса школьного обществознания «семья — это социальный институт…», кажется, теряет актуальность: мир вокруг меняется, традиции, на которых веками базировалась семья, разрушаются. Если раньше она зависела от обычаев, общественных нравов и во многом была обусловлена экономической необходимостью, то теперь она переживает стадию своеобразной романтизации: любовь, взаимопонимание, «сходство характеров» становятся её основой, люди не спешат обзаводиться детьми, а для многих официально оформленный брак и вовсе неприемлем.
Какие факторы влияют на создание «новой ячейки общества» сегодня и что ждёт институт семьи в дальнейшем, постараются рассказать (а в некоторых случаях — и предсказать) российские психологи.
Читайте также :
Есть ли определённый возрастной период, перешагнув который человек начинает задумываться о семье? Едва ли. Тем не менее, тенденция к более позднему вступлению в брак очевидна, и во многом на это повлияло увеличение продолжения жизни: так, вполне возможно, что через пару десятилетий и 40 лет будет считаться крайне молодым возрастом для брака.
На принятие решения о создании семьи в первую очередь влияют индивидуально-психологические особенности, которые и воздействуют на наш выбор — и они во многом обуславливаются культуральным уровнем: проще говоря, культурой, в которой человек вырос. И в то время как европейская культура тяготеет к индивидуализации, восточные страны больше нацелены на соблюдение традиций, коллективизм. Россия же вполне органично совмещает в себе и западные, и восточные тенденции.
До XX века включительно экономический фактор был одним из решающих в создании семьи, поскольку люди жили натуральным хозяйством и проще было выжить именно в группе. Сейчас, в эпоху постиндустриального общества, когда работают и мужчины, и женщины, нередко жить одному, напротив, дешевле. Кроме того, если раньше появление детей являлось не обсуждаемым условием для семьи, сегодня люди далеко не всегда отождествляют брак и продолжение рода. Выбор в пользу рождения ребёнка теперь принимает прежде всего женщина, что связано и с упадком патриархальной модели, и с развитием контрацепции.
Рассматривая современную семью как партнёрство, любовь, совместное бытие, мы можем отметить, что количество параметров, по которым люди принимают решение о создании семьи, увеличилось. Человек, с одной стороны, стремится достигнуть личных целей, но в то же время не может избежать и тех, что накладывает на него общество, особенно если цели общественные напрямую связаны с сохранением жизни. Последние сейчас реализуются в том числе через развитие и усложнение информационных технологий, отнимая множество времени, внимания и интеллектуальных ресурсов людей.
Помимо соперничества между «личным» и «общественным», нередко возникают внутриличностные конфликты, когда потребность иметь близкого человека в качестве партнёра, создать пару натыкается на другие потребности — потребность в саморазвитии и самореализации, достижении профессиональных результатов и прочих. Кроме того, мало кого из молодых людей учат формировать отношения и строить семью, и, когда приходит время для создания своей семьи, они часто воссоздают родительскую модель. Если она была хорошей, её дублируют с учётом своих особенностей и качеств партнёра. Если же родительская семья не была счастливой, то создание своей семьи для человека не является приоритетом, и он обращает своё внимание на другие, более важные, на его взгляд, сферы жизни. Переживания родом из детства могут оттолкнуть от отношений гораздо больше, чем какие-либо рациональные мотивы.
Современная семья. Какая она?
Шмелева Елена
Современная семья. Какая она?
Шмелева Е. А., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 119 Невского района
«Современная семья, – какая о на?»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или не намеренно…
Семья может жить духовными интересами… а может целиком уйти в дрязги, заботы о копейке.
А. Н. Островский, русский писатель и педагог.
Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам.
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. В современной семье в первую очередь встает финансовый вопрос, нежели бытовой, и порой в погоне за деньгами и карьерой родители забывают про общения не только между собой но и ребенком. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несем ответственность за счастье и здоровье детей.
Народная мудрость гласит: «Хорошо и спокойно бывает на душе у человека только тогда, когда он находится между тем, кто дал ему жизнь и тем, кому он сам дал жизнь».
Светлые дни детства связаны с бабушкой:
* Она по-особому воспринимает ребенка.
* Ласково и осторожно вводит его в мир людей.
* Она мягче и терпеливее родителей.
* Она многое поймет и простит, скорее пожалеет, чем обидит.
В современной семье общение в дефиците:
* Ребенок не получает тепла и внимания. Мама на работе с утра и до вечера, папа тоже (если он имеется). Ребенок в саду почти 12 часов.
* Эмоциональное общение вообще близко к нулю.
Например, мама пришла за ребенком в детский сад – целует, обнимает, ласковыми словами одаривает, понятно, что соскучилась – то как?
А почему мама ты за ним без пяти семь-то каждый день приходишь? Это не общение как таковое, а поток бурных эмоций после долгого отсутствия.
На подобном примере хорошо прослеживается, какое место в семье занимает ребенок. А дальше не трудно просчитать каким он станет, какой сложится его жизненная позиция.
Сначала можно наблюдать безразличие маленького ребенка к страданиям животного, к горю человека, к его боли, так как сам обделен лаской, вниманием и общением.
Например: упала девочка, а он смеется!
Педагог в детском саду учит жалеть! А ведь этому, ребенок уже должен научиться в семье!
* Потом наступает следующей этап, «изощренная жестокость», когда делается все с явным удовольствием, иногда игнорируя замечания воспитателя.
— Насмешки над физическими недостатками.
— Издевательства над тихими и робкими детьми.
— Злобность в делах, действиях, поступках.
Встает вопрос: значит в семье есть жестокость, физические наказания, дефицит внимания, сострадания.
У ребенка из сегодняшней современной семьи чувства фиксированы только на собственных переживаниях, и чтобы привлечь внимание других детей, и воспитателя.
В чем это проявляется?
— Ребенок царапается, кусается.
— Конфликтность, нарушение установленных правил.
— Ребенок дезорганизует детский коллектив.
— Не умеет себя сдерживать.
То есть ребенка с подобными проявлениями можно встретить в каждой группе. Но надо помнить и о том, что многие родители стремятся хорошо и правильно воспитывать ребенка: просто им не всегда удается находить правильное решение. Чаще всего молодые современные родители перекладывают воспитание своего ребенка на детский сад, и забывают, что в первую очередь воспитатели являются они сами. Воспитатели ДОУ хорошо знают психофизиологию, закономерности возрастного развития ребенка. Профессионально владеют методами и приемами воспитания в современной семье – поэтому могут оценить возникшую ситуацию в семье и оказать родителям всегда квалифицированную помощь. Поэтому создается и проводится в ДОУ родительские клубы, собрания, круглые столы, что бы родители могли больше участвовать в жизни детского сада и конечно своего ребенка. Любая «мелочь» в эмоционально-нравственном микроклимате современной семьи оказывает влияние на личностное развитие ребенка. Наибольшее внимание педагог должен оказывать современной семье, если ребенок выделяется среди сверстников в группе: современная семья нуждается в персонифицированном подходе: сколько членов семьи, столько и вариантов общения у педагога-профессионала должно быть.
«Вот она какая, вода». Конспект исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Конспект познавательно – исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы с задержкой психического.
Конспект НОД по развитию речи «Осень: какая она?» Вторая младшая группа Тема, форма: Конспект НОД по развитию речи «Осень-какая она?» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, закрепление и обобщение.
Конспект открытого занятия «Чудо природы вода, а какая она?» Средняя группа Конспект открытого занятия «Чудо природы вода, а какая она?» (средняя группа) Цели: • в процессе опытов познакомить детей с некоторыми свойствами.
Конспект занятия на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» Занятие на развитие сенсорного восприятия детей с нарушением зрения «Какая она, весна?» (старший дошкольный возраст) Цель: систематизировать.
Консультация для родителей «Современная семья. Основы воспитания детей» Консультация для родителей СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ:ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Здравствуйте, сегодня бы мне особо хотелось обратить ваше внимание.
Консультация «Современная семья и духовно-нравственное воспитание» Консультация «Современная семья и духовно-нравственное воспитание» Большинство взрослых людей – родители. Роль родителя – особая и очень.
Презентация «Вода. Какая она бывает и кому она важна» Материал может быть быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим. Текст к слайдам может быть разным. Я использовала презентацию.
Проект к Дню матери «Вот она какая, мамочка родная» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок» Проект «Вот она какая, мамочка родная» МАМА-это зелень лета,.
Стенгазета «Современная семья глазами воспитателя» Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития.
Конспект занятия «Вот она какая, осень золотая!» Подготовила воспитатель Болотова С. С. Цель: Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.