Что такое эпический стиль

Что значит эпический. Что такое эпос и эпик фейл

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Что такое эпос

Эпосом иногда называют всю повествовательную литературу, в отличие от драмы и лирики.

Примеры эпических произведений: древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», индийские «Рамаяна» и «Махабхарата», вавилонский эпос о Гильгамеше, французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», карело-финская «Калевала», древнерусские былины о богатырях.

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Зачастую эпопеями называют масштабные героические произведения: «Эпопея Льва Толстого «Война и мир»», «Киноэпопея «Мстители»».

Синонимы к слову «эпический»

Примеры употребления

Все роды поэзии… были мною разобраны, оценены, и я непременно решился на эпическую поэму, почерпнутую из Отечественной Истории.
А.С. Пушкин. «История села Горюхина» (1830)

Неторопливые, эпически спокойные, простосердечные рассказы.
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет» (1911)

Писатель Георгий Семенов с беззлобным смехом когда-то рассказал об одном писателе, у которого роман начинался эпической фразой: «У оленя болела голова…»
Фазиль Искандер. «Понемногу о многом» (2000)

― Иду я позавчера по Караванной, ― начал он эпическим речитативом, ― останавливает меня одна дамочка.
Леонид Юзефович. Князь ветра (2001)

Но Бондарчуку уже не дали сойти с орбиты эпического кино: «Ватерлоо», затем «Красные колокола», «Они сражались за Родину».
А.Е. Рекемчук. «Мамонты» (2006)

Былинный отказ. Что такое эпик фейл

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

В русском машинном переводе «эпик фейл» превратился в « былинный отказ » (это выражение полюбили носители так называемого «боярского языка» в интернете).

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Источник

Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эпические произведения сопровождают нас всю жизнь.

Мы думаем, что всё эпическое огромно и размашисто, но на самом деле даже маленькая детская сказка – осколок эпоса.

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Какими жанрами представлен этот род литературы и как они менялись в течение времени – попробуем разобраться.

Эпос — это.

Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.

Традиционно эпические жанры делят на:

Отдельно принято говорить о фольклорном эпосе, «прадедушкой» которого считается древний миф. Он имеет богатую историю, которая уходит корнями в детство человечества.

Когда появился и как развивался эпос

Изначально миф повествовал о сотворении мира, разделении на свет и тьму, землю и небо, о происхождении человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий отдаляет нас от эпохи складывания первых мифов. Предположительно они зародились около 3000 лет до н.э.

Объясняя космогонию вещей (порядок мироустройства), люди создавали образы богов-прародителей, титанов, героев, чудовищ и приписывали им свойства стихийных явлений. Позже миф продолжил трактовать историю мировых событий через систему героических образов (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которой повели свой род смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились воинские повести, саги, героические предания о славных воинах древности, предводителях народов.

Например, многочисленные сказания об Александре Македонском, источником которых стал греческий роман «Александрия» (несохранившийся первоисточник, предположительно, был написан в I-II вв до н.э.) «разбрелись» по многим уголкам мира, оставшись и в древнерусской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. На Руси после её христианизации стали популярны воинские повести и былины, героем которых выступают князь Владимир и витязи его дружины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и собственно авторскими сочинениями о вере и её хранителях (притчи, жития святых), об устройстве жизни на земле (сборники поучений «Измарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «хожения», жизнеописания и «житейские повести». Например, знаменитое сочинение путешественника и купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного романа-путешествия или путевого очерка.

В литературу 18 века вошли более привычные современному читателю жанры: роман и повесть. Через сто лет к ним присоединились новелла, очерк, рассказ.

Наконец, в ХХ веке система эпических жанров приобрела общеевропейский вид, оставив на память о нашей исторической самобытности лишь позаимствованный из фольклора жанр сказа.

Пока развивалась официальная литература, народные сказители продолжали бережно хранить культурный код мифа. Некогда единое знание о мире, словно гигантское зеркало, разбилось на множество кусочков и превратилось в сказки.

Гипотеза (что это такое?) о родстве всех сказок народов мира и общности «бродячих сюжетов» приводит нас к этой мысли. В сказке сохранились образы богов, мифологических персонажей, сакральных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как первоисточник сюжетов и образов «взрослой» авторской литературы.

Помимо сказки, фольклор произвёл более простые, приближенные к повседневной жизни жанры: быличку, «страшную повесть» (в ХХ веке она получила у детей именование «страшилка»), байку, побасенку, анекдот.

Получается, что роман «Война и мир» Л.Н.Толстого и народная быличка «Самоглядное зеркало» — кровные родственники. Просто один из них зрелый и большой, а другой – наивный и крошечный.

Признаки эпоса

Отличительными особенностями эпических произведений считаются следующие:

Эпос неторопливо и обстоятельно рассказывает, медленно раскрывая перед нами страницы личной и общественной истории: сцены битв, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов, частные разговоры простых людей о смысле бытия и существовании Бога.

Жанры эпоса

К крупным жанрам эпоса относят эпопею и роман, а также сагу.

Самым крупным эпическим жанром принято считать эпопею (или собственно эпос). Она описывает жизнь нескольких поколений, разворачивается на территории одного или нескольких государств, охватывает множество столетий. В северной Европе (на Скандинавском полуострове) такое масштабное повествование получило название саги.

В этом жанре написаны сказания о королях, самым известным из которых можно назвать сагу «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В 19 веке это жанровое обозначение использовал англичанин Дж.Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Роман менее масштабен по охвату пространства и времени, зато более вариативен в способах освещения разнообразной проблематики. Классические примеры соединения романа и эпопеи из школьной программы:

Роман может быть огромным, как многотомная «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, или компактным, как «Брисбен» Е.Водолазкина.

Средняя форма эпоса – повесть – закрепилась в русской литературе как лидирующий жанр в эпоху становления реализма (что это?), во второй четверти 19 века. С тех пор этот жанр обрёл множество разновидностей и модификаций.

К примеру, можно вспомнить «Повести Белкина» А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В.Гоголя или «Повесть о Сонечке» М.И.Цветаевой.

Среди малых жанров эпоса в России наиболее популярен рассказ. В нём идёт речь об одном или нескольких героях, события разворачиваются в краткий срок и недалеко друг от друга, фабула (что это?) проста и лаконична. В последнее время набирают популярность самые малые жанры эпоса: этюды, краткие рассказы, эссе.

Заключение

Время велеречивых преданий уходит в прошлое, жизнь требует краткости и быстроты, но нестареющий эпос, как полноводная река, продолжает вливать в литературу молодые живительные ручейки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Жанры эпоса наиболее разнообразны, поверхностными их уж точно не назовешь. Лирика и драма, при всем их изяществе, это скорее для развлечения. Но это уже от предпочтений зависит.

А я рассказы люблю, потому как, пока дочитаешь, не успеет наскучить, а Тихий Дон вообще нудный роман и чего Шолохову Нобелевскую премию за него вручили.

Так выходит, что любое литературное произведение — это эпос, а я раньше считал, что это отдельный вид, наряду с романом, повестью, рассказом.

Источник

Основные черты эпического стиля. Принципы создания образов в поэмах Гомера.

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Что такое эпический стиль. Смотреть фото Что такое эпический стиль. Смотреть картинку Что такое эпический стиль. Картинка про Что такое эпический стиль. Фото Что такое эпический стиль

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа) Но личность, в которой еще не проснулось ее «я» подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

Источник

Что такое эпический стиль

«Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющий себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, и поэтому всякая отдельная личная жизнь получает для нас интерес только в связи с общей жизнью ее коллектива.

б) антипсихологизм:

Так и у Гомера почти нет никакого изображения внутренних переживаний человека, о них можем только догадываться по внешней ситуации излагаемых у него событий: не сказано о любви Париса и Елены, но, тем не менее, красавица уезжает с молодым человеком. Не описываются их отношения дальше, хотя Парис не желает отдавать Елену мужу, пусть это и грозит гибелью Трои, поэтому мы только догадываемся о его чувстве. Изображение любви в поэмах есть, но оно эпическое: например, любовь Одиссея и Пенелопы скорее изображена с экономической и патриотической стороны, чем психологически.

Внутреннее состояние человека и поведение героев может также объясняться божественным вмешательством:
Ахилл раздраженный нападками Агамемнона, готов уже броситься на него с обнаженным мечом, как вдруг спустившаяся с Олимпа и видимая только одному Ахиллу Афина хватает его сзади за кудри и передает ему желание богов.

Легко понять смысл этого эпизода и без вмешательства Афины: разгневанный Ахилл в последнюю минуту видит, каковы могут быть последствия его поступка, и смиряя себя, опускает меч в ножны. Однако эпическому певцу еще недоступно изображение такого сложного психического акта, каким является борьба между сердцем и рассудком; в эпосе нет еще даже понятия, обозначающего совокупность психических свойства и проявлений индивида, как единое целое. Больше того, психические свойства нередко трактуются как нечто отдельное от человека, существующее в нем самостоятельно и потому открытое для воздействия внешних сил, в частности богов, которые могут «вложить» в «дух» человека отвагу, мужество желание, а могут «погубить», «повредить», «изъять» у него разум. Воздействие богов на человека есть передача через внешнее внутреннего состояния героя: Гомер стремится объяснить его внешним, чаще всего божественным вмешательством.

в) внешнее изображение внутренних переживаний в эпосе:

В эпосе преобладает в передаче психологического состояния человека внешняя симптоматика: при страхе стучат зубы, прерывается голос, дрожат колени и т.д. Такая ограниченность художественных возможностей вполне объяснима: внутренний мир человека еще не представлял самостоятельный интерес для эстетического сознания. Однако, эта особенность является источником высокой и своеобразной художественной ценности эпоса древних греков.

Например, в «Одиссее» (21 глава, 43-57) Пенелопа плачет в кладовой над луком Одиссея. Это чисто эпическое изображение любви, т.к. узнаем о ней только из соответствующей чисто внешней ситуации.
Или Ахилл, который узнал о гибели своего друга Патрокла:
« … и Пелида покрыло мрачное облако скорби.
Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.»

Итак, тонкая наблюдательность Гомера в изображении внешних проявлений чувств облегчает восприятие характеристики героя.

г) статичность образов:

д) вечное возвращение:

Эпический человек хорошо знал быстротечность человеческого счастья и даже всей человеческой жизни, знал также и то, что мировая жизнь есть вечное чередование жизни и смерти, что за всяким счастьем следует несчастье, но зато и наоборот, за всяким несчастьем следует счастье. Эпический человек еще в малой степени осознает неповторимость собственной личности, и так как он живет в основном только общими закономерностями жизни, которые и заменяют ему его внутреннюю психологию, то в результате такого максимально простого и наивного мировоззрения и возникает эта идея вечного возвращения, которая обосновывает для него мудрую постоянную настроенность и, в частности, его постоянное эпическое спокойствие.

Первобытный человек очень близок к природе, настолько близок, что считает себя ее частью, ее проявлением, ее более или менее случайным свойством. Закономерность природы (чередование жизни и смерти на земле) эпический человек и считает для себя основной, понимая в этом смысле вообще, что существует.

Поэтому гомеровский человек отнюдь не ощущает судьбы как чего-то враждебного, противоположного ему самому, только как «долю» выделенную в жизни каждому человеку, появившемуся на свет и вынужденному рано или поздно его покинуть. При этом осознание неизбежности смерти как естественного закона не обрекает гомеровских героев на бездействия: напротив, поведение их отличается максимальной активностью и полнотой жизненных проявлений, делающих их образы столь привлекательными. Что же касается эпических представлений о судьбе и богах, то они соответствуют уровню развития общественных отношений родового строя, при котором человек воспринимает себя в неразрывном единстве с окружающей его природой и действующими в ней стихийными силами.

е) индивидуальность образов:

Источник

Что такое эпический стиль

2. Сущность эпического стиля

Самое важное во всей проблеме эпического стиля — это отношение общего и индивидуального. Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, и потому всякая отдельная личная жизнь получит для нас интерес только в связи с общей жизнью ее коллектива.

Это не значит, что в эпосе решительно нет никакого изображения личной жизни. Но это значит, что всякая личная жизнь в эпосе получает свой смысл и свое закономерное развитие только от того коллектива, к которому она принадлежит. Эта личная жизнь может быть полна самых глубоких, самых жгучих чувств. Но эти чувства, если речь идет об эпосе, вызваны жизненными задачами коллектива и получают свое удовлетворение только в связи с жизнью этого коллектива.

Нельзя также думать, что эпический индивидуум совершенно лишен всяких других чувств и не ставит себе никаких других задач, кроме как только чисто коллективистических. Этих чувств может быть здесь сколько угодно. Но это значит, что подобного рода неколлективистические чувства и поведение являются для эпического субъекта чем-то второстепенным и третьестепенным и не играют в его жизни никакой решающей роли, хотя и могут вносить в нее весьма разнообразное содержание.

Итак, если специфика всякого стиля заключается в том, в каком виде и в какой мере общее и внутреннее воплощается в индивидуальном и внешнем, то специфика эпического стиля есть несомненный примат общего над индивидуальным, когда всякий индивидуум оказывается не чем иным, как самосознанием рода во всех его отдельных представителях. Этот примат общего над индивидуальным в эпосе особенно хорошо понимали русские писатели и среди них Белинский и Гоголь.

«Итак, содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделившегося от индивидуального источника своей жизни. Посему народность есть одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт еще смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности» (страница 37). «Действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа; но герой преимущественно должен выражать своею личностью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанциального духа» (там же, страница 38). «Каждое из действующих лиц «Илиады» выражает собою какую-нибудь сторону национального греческого духа» (там же, страница 39).

«…В древнем мире существовало общество, государство, народ, но не существовало человека, как частной индивидуальной личности, и потому в эпопее греков, равно как и в их драме, могли иметь место только представители народа — полубоги, герои, цари» (там же, страница 41). «Древний мир был мир внешний, объективный, в котором все значило общество и ничего не значил человек» (там же, т. III, 1953, страница 424).

У Гоголя в статье «Учебная книга словесности для русского юношества» читаем об эпопее: «Она избирает в герои всегда лицо значительное, которое было в связях, в отношениях и в соприкосновении со множеством людей, событий и явлений, вокруг которых необходимо должен созидаться весь век его, и время, в которое он жил. Эпопея объемлет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество. Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, и не одно частное лицо, но весь народ, а часто и многие народы совокупляются в эпопею, оживают на миг и восстают точно в таком виде перед читателем, в каком представляет только намеки и догадки история».

Конечно, во времена Белинского, Гоголя и Герцена (из которых еще можно было бы привести много интересного) еще не владели точными методами марксистско-ленинской науки и не понимали всего принципиального различия между общинно-родовой и рабовладельческой формацией. Поэтому и разница в положении личности там и здесь не могла формулироваться точно. Тем не менее интуитивно весьма глубоко понимался примат общего над индивидуальным, как он отразился в греческой эпической поэзии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *