Что такое эммаус в библии
Эммаус
Смотреть что такое «Эммаус» в других словарях:
Эммаус — Эммаус: Эммаус селение в Израиле, упомянутое в Евангелии от Луки. Эммаус посёлок в Тверской области. Эммаус село в Тверской области Эммаус бывшее название селения Раздзог. «Эммаус» музыкальный фестиваль. См. также… … Википедия
ЭММАУС — • Emmaūs, Έμμαου̃ς, позже Никополь, н. Амвас, город в Палестине по пути из Ионны в Иерусалим (на расстоянии 22 миль или 176 стадий), был насколько раз завоеван и сожжен. Отличен от этого второй Эммаус, в 60 стадиях от Иерусалима, н.… … Реальный словарь классических древностей
Эммаус — село, где Спаситель в день Своего воскресения преломлял хлеб с двумя учениками, которых Он нашел печальными на пути из Иерусалима (Лук. 24:13 и дал.). По Евангелию, это село было расположено в 60 стадиях (10 км) от Иерусалима. Наверно, это… … Словарь библейских имен
Эммаус — см. Еммаус … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эммаус — см. Еммаус … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Эммаус (фестиваль) — Эммаус … Википедия
Эммаус (Тверская область) — Эммаус: Эммаус посёлок в Тверской области Эммаус село в Тверской области … Википедия
Эммаус (Никополь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эммаус. Древний город Эммаус חמת Страна Израиль … Википедия
Эммаус (Новый Завет) — Византийский храм (базилика) Эммауса Никополя (5 7 в.в.), восстановленный крестоносцами в 12 ом в. Координаты … Википедия
Эммаус-Никополь — Византийский храм (базилика) Эммауса Никополя (5 7 в.в.), восстановленный крестоносцами в 12 ом в. Координаты … Википедия
Еммаус
Еммаус [от евр. хаммат, «горячий источник» ]. Местонахождение этого селения, «отстоявшего на 60 стадий» (ок. 11,5 км) от Иерусалима ( Лк. 24:13 ), вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают Е. в своих «Ономастиконах» (списках геогр. названий) как родной город Клеопы ( Лк. 24:18 ), называвшийся в свое время Никополем. В 1 Макк. 3 есть упоминание о Е., как о поселении, располож. на равнине вблизи гор (ср. 1 Макк. 4:16–21). Согл. этому сообщению, Е. следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, которое позднее стало называться Никополем, – совр. Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. ок. 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Ев. от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Е., вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Е. ( Лк. 24:29 ), было прим. 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Е. до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Т.о., не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании.
В качестве места, где находился Е., исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, располож. сев.-зап. Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Е.; к тому же, здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км зап. Иерусалима. Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной рим. виллы действительно были обнаружены развалины визант. базилики, вероятно, V в. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидетельствуют о наличии горячих источников, которые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиб. оживленной рим. дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возможно, более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознат. исправлением, которое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении Е. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика, но, возможно, также, что это было сделано сознательно.
Эммаус
Эммаус — древний город в Аялонской долине, располагавшийся на пути из Иоппии (Яффа) в Иерусалим. В Эммаусе был большой рынок, где продавали скот. Древние отцы Церкви периода признавали Никополь как Эммаус, упоминаемый в Евангелии от Луки (св. Евсевий Кесарийский, св. Иероним, Изикий Иерусалимский, Феофан Исповедник, Созомен, Феодосий («О местоположении Святой Земли») и др.). В Эммаус прибывали многочисленные паломники на пути из Яффо (Иоппии) в Иерусалим. В течение всего Византийского периода Никополь был единственным местом в Святой Земле, почитавшимся в качестве новозаветного Эммауса, в продолжение традиции, существовавшей уже в Римскую эпоху.
Фрагмент карты Птолемея (II в. от Р.Х.), где Эммаус указан под именем «Emmaunta».
Фрагмент римской карты, называемой «Табула Пейтингера», датируемой II в. от Р.Х., на которой Эммаус указан как Amauante.
Благодаря своему стратегическому положению Эммаус играл на определенных этапах своей истории важную административную, военную и экономическую роль. Первое упоминание Эммауса встречается в книге Маккавейской, главы 3–4, в рассказе о войне Иуды Маккавея против греков (II в. до Р.Х.). В эпоху Хасмонеев Эммаус стал стратегическим поселением в районе долины Аяалон и приобрёл статус регионального административного центра (центра топархии). Иосиф Флавий также упоминает об Эммаусе много раз. В период римского правления население Эммауса подвергалось гонениям за непокорность: в 43 г. до Р.Х. за неуплату налогов часть жителей была продана в рабство (Иосиф Флавий, Иудейская война, 1:222), а в 4 г. до Р.Х. за участие в антиримских волнениях город был сожжен (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17:291). В 4 г. до Р.Х. еврейские повстанцы уничтожили в Эммаусе отряд римских легионеров, и, призванный на помощь прокуратором Иудеи Сабином, римский легат в Сирии Вар подавил начавшуюся в Иудее смуту, предав при этом город Эммаус огню. Опустошенный римлянами, Эммаус превратился в небольшое селение, о котором и говорится в Евангелии от Луки. Здесь стоял дом Клеопы, в котором Иисус Христос преломил хлеб перед двумя Своими учениками. После поражения восстания в первой половине II в. от Р.Х. в Эммаусе поселились римляне и самаритяне.
Позднее, при христианском ученом и писателе Юлии Африкане, Эммаус был переименован в Никополь. Согласно историкам Византийской эпохи Юлий Африкан возглавил делегацию местных жителей к римскому императору Элагабалу, получившую для Эммауса статус города (полиса) и название «Никополь», которое он носил в конце римской и в византийскую эпохи. «Название „Никополь“ было дано этому месту римлянами после взятия Иерусалима и победы над евреями» (Созомен, Церковная история, книга V, гл. 21, PG LXVII, 180). «. Эммаус, откуда был Клеопа, упоминаемый в Евангелии от Луки. Сегодня это Никополь, знаменитый город в Палестине» (св. Евсевий Кесарийский, Ономастикон, 90:15–17, датируется 290–325 гг. от Р.Х.).
В византийскую эпоху превратился в крупный город с епископским престолом. В эпоху крестовых походов возобновилось христианское присутствие в Эммаусе, византийский храм был восстановлен, но вместе с тем память о явлении Христа в Эммаусе начала совершаться и в других местах Святой земли: (в км. от Иерусалима), Кубейбе, (в км. от Иерусалима). Арабская деревня Амуас была заново идентифицирована как библейский Эммаус и Никополь в новое время трудами ученых Эдварда Робинсона (Edward Robinson, 1856), Герена (érin, 1868), ( 1874), Гиймо (J.-B. Guillemot, 1880; 1888; 1899).
Руины базилики в Эммаусе-Никополе, построенной на месте дома Клеопы.
J.-B. Guillemot, Emmaus-Nicopolis, 1886
Монета Валерия Грата, римского прокуратора Иудеи 15–26 гг. от Р.Х., найденная в Эммаусе.
Римские милевые столбы по дороге в Эммаус (близ перекрёстка ).
Могильные камни солдат пятого Македонского легиона. Это может служить подтверждением тому, что Иосиф Флавий имел в виду именно Эммаус при долине Айалон (Иудейская война. Кн.4,гл.8:1).
Сегодня руины Эммауса (Никополиса) расположены в 26 км от Иерусалима, на Латрунском перекрестке. Среди них находится одна из древнейших христианских построек в Святой Земле — византийская базилика середины IV века; сохранились мозаики виллы, служившей местом собрания первых христиан, и крестильня, высеченная в скале.
Еврейское захоронение в Эммаусе (1-ый в. от Р.Х.).
Прозрение учеников в Эммаусе
Продолжается празднование Воскресения Христова. И сегодня Святая Церковь радует нас рассказом о явлении Христа ученикам на пути в Эммаус.
Мы привыкли к тому, что от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна. Но вдруг, в третий день по Пасхе, в Светлый вторник, мы слышим удивительное Евангелие от Луки, 113 зачало, глава 24, стихи 12–35. Оно рассказывает нам о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе и узнавании Христа в преломлении хлеба.
В чем причина подобной резкой смены порядка чтения? Она связана с Иерусалимской традицией, с литургическим воспоминанием этого чуда на третий день Пасхи в Эммаусе. Профессор А.А. Алексеев считает, что чтение этого отрывка пришло из Иерусалимского лекционария в Константинопольский не позднее VII века. А нынешний круг чтения восходит к Константинопольской традиции. И потому это иерусалимское вкрапление подобно драгоценному камню в золотой диадеме.
Помимо исторических причин для появления этого чтения есть и духовные. Ибо это Евангелие говорит о явлении Воскресшего, о нашей слепоте и прозрении.
Вначале в нем говорится о приходе св. апостола Петра на гроб: «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук. 24:12). Примечательно, что евангелист Лука не упоминает о приходе св. апостола Иоанна вместе со св. Петром. И это не случано: он стремился выделить обращение и уверение Первоверховного апостола. По словам святителя Григория Двоеслова, св. апостол Петр, входящий во гроб и видящий пелены, символизирует Церковь язычников, которая познала, что Посредник Бога и человеков, Человек Иисус Христос умер плотью, уверовала в Живого Бога (22 беседа на Евангелие). И действительно, пелена (или плащаница) в святоотеческой традиции — символ плоти Христовой, умершей, но и воскресшей. Не исключено, что удивление св. апостола Петра связано не только с пустым гробом и аккуратно свернутым сударем, но и наличием нерукотворенного изображения на Плащанице.
А тем временем двое учеников «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус, и разговаривали между собою о всех сих событиях». (Лук. 24:13). Как звали этих учеников? Евангелие от Луки дает имя только одного из них — Клеопа, но устойчивое древнее церковное предание считает, что первым был сам евангелист Лука, врач и художник, один из 70 апостолов. То, что он не называет имени второго ученика — лишь веский довод в пользу того, что им был сам автор третьего Евангелия.
Ученики направлялись в селение Эммаус, находившееся в расстоянии 60 стадий от Иерусалима (то есть 10–12 километров, поскольку стадий включал в себя около 190 метров). Что мы знаем об Эммаусе? То, что название его восходит к древнееврейскому слову «Хаммат» или «Хамта», что означает «горячий источник». И это название, как мы увидим ниже, промыслительно. Впервые Эммаус упоминается в 3–4 главах Первой Книги Маккавеев при рассказе о войнах Иуды Маккавея против эллинов. Некогда он был значительным и величественным городом, но был разрушен римлянами во время восстания 3–4 года до Рождества Христова и стал простым селением.
Почему же ученики шли в Эммаус? Он находился на дороге в Иоппию, морскую гавань. Оттуда в свое время пророк Иона пытался бежать в Фарсис, в Испанию. Не исключено, что Лука и Клеопа в горести и страхе решили вообще покинуть Палестину. Исполнялось пророчество Захарии, припомненное Христом: «Поражу пастыря, и разбегутся овцы».
И вот ученики идут и рассуждают о происшедших событиях, споря друг с другом, недоумевая и сомневаясь. Подобно тому, как корабль с пророком Ионой попал в страшную бурю, так и о корабль их мысли бьются волны сомнений, недоумений и страхов.
И вот в этот час духовной бури и смятения подходит Христос, подобно тому, как некогда Он по водам пришел к апостолам на Генисаретском озере, и однако, и в том и другом случае Он был сразу узнан своими учениками: Но очи их были удержаны, так что они не узнали Его (Лук. 24:16).
Что означает удержание очей? Разве Бог специально наводит незнание, притворяется и играет с человеком? Конечно, нет! Метафорически так отображается горесть, отчаяние и неведение учеников, которые «видя не видели», подобно Марии Магдалине, принявшей Христа за садовника. С другой стороны, если бы Господь хотел, он немедленно бы рассеял их тяжкие и мрачные чувства. Но ему неугодно было сделать это сразу. Как говорит Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки, Бог хотел,
«чтобы они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтобы после долгого промежутка явиться им более Приятным; чтобы научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть Узнанным; чтобы они лучше поверили, что Тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что хотя воскресло то же самое, которое и пострадало, однако же видимо бывает только для тех, кому Он благоволит».
Одна из самых страшных вещей на свете — «слеза несбывшихся надежд», катастрофа сокровенных упований, дальних и величественных планов, которые, казалось, были разбиты для Луки и Клеопы страшной реальностью Креста. И поэтому такая горечь, скорбь и разочарование звучит в их словах: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Не так ли и мы строим великие планы и создаем себе иллюзии, своеобразные идолы, неважно какие: общественно-политические, квазирелигиозные, культурные и т.д., которые Господь беспощадно рушит, чтобы на развалинах «великого разочарования» создать настоящую веру.
И ещё немного о «великом разочаровании». Этот термин возник в ΧΙΧ в. в связи с хилиастическими сектами, ожидавшими Второго Пришествия и распавшимися после того, как оно не свершилось. Если христианство после распятия Христа не погибло, а напротив — расцвело, значит, воистину воскрес Христос!
Господь приступает к исцелению учеников, которых не смогли исцелить от скепсиса и отчаяния ни явление Ангелов у гроба мироносицам, ни приход на гроб Петра и Иоанна. И тогда Христос обращается к ним: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук. 24:25). Как и в Евангелии от Марка (16:14), Господь порицает жестокосердие и неверие учеников. Неверие связано не только с невероятностью событий, но и с духовным настроем человеком, нежеланием вместить радостную весть. И далее Он возвещает им благовестие страдания и славы: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26)
Удивительна связь Евангелия от Луки с Евангелием от Иоанна и богословием страдания, как восхождения к славе Божией. Неслучайно, идя на Крест, прощальную беседу в Евангелии от Иоанна Господь начинает словами: «Ныне прославился Сын человеческий и Бог прославился в нем» (Ин. 13:32).
И далее Спаситель, «начиная от Моисея, из всех пророков изъясняет им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:27).
61. Проповедуется же и пророческим голосом таинство Господа.
Ибо Моисей говорит к народу:
«И узрите жизнь вашу, висящую пред очами вашими ночью и днем
и не поверите в жизнь вашу».
62. Давид сказал:
«Отчего взволновались язычники
и народы замыслили тщетное?
Предстали цари земли
и собрались князья воедино
на Господа и на Христа Его».
63. А Иеремия:
«Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание,
замышляли на меня сказавшие злое:
“Придите, вложим древо в хлеб его
и истребим его от земли живых,
и имя его не вспомнится”«.
64. И Исаия:
«Как овца, на заколение веден Он,
и как агнец безгласный пред стрегущим его,
так не отверзает уст Своих.
Род же Его кто изъяснит?»
Христос, Лука и Клеопа приближаются к Эммаусу. Господь «показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лук. 24:28–29). Святитель Григорий Двоеслов считал, что этот поступок Господа явился призывом к гостеприимству, который поспешили исполнить ученики и чрез это они уверовали.
«Но для чего мы говорим “приглашают”, когда там написано: “они удерживали Его”? Из этого именно примера выходит заключение, что странники не только должны быть против воли заводимы в гостиницу, но и влекомы туда. Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу и Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились; потому что написано: “не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут” (Рим. 2:13). Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите» (22 беседа).
И вот здесь и происходит отверзение духовных очей учеников: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30–31).
Перед нами литургическое таинство. Преломление хлеба очевидно носило евхаристический характер. Но и шествие в Эммаус имело характер литургии, как она нам известна из Деяний и Первой апологии Юстина Философа, когда, по его словам, вначале читаются Писания пророков и воспоминания апостолов, затем предстоятель в проповеди увещевает подражать этим прекрасным вещам, а затем приносится чаша и хлеб, которые освящаются призыванием Слова. Точно так же и Господь вначале приводит Писание и изъясняет его, а затем как Первосвященник нашего спасения совершает Евхаристию.
И вот очи учеников отверзаются, но Христос становится невидимым для них. Однако, теперь они понимают главное: воистину воскрес Иисус! « И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? « (Лук. 24:32). Воистину Эммаус стал горячим источником, от которого загорелось сердце Апостолов.
Они в радости возвращаются в Иерусалим и там узнают от одиннадцати апостолов радостную весть: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лук. 24:34). О явлении Симону Петру говорится также в 1 послании к Коринфянам св. апостола Павла (15:3). Но для нас главное другое. Господь открывается нам в Евхаристии: пребывая Невидимым телесными очами, для достойных видим духовными. Да сподобит Господь и нас доброго достойного причащения, чтобы сердце наше всегда горело и от Его слов и от Его присутствия.
Еммаус
Полезное
Смотреть что такое «Еммаус» в других словарях:
Еммаус — Еммаус, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Еммаус — или Эммаус местечко, упоминаемое в Евангелии от Луки (XXIV, 13 15); в рассказе о том, как два ученика, шедшие в это местечко, случайно встретились с таинственным странником, который оказался воскресшим Христом. По свидетельству Луки, Е. отстоял… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Еммаус — или Эммаус местечко, упоминаемое в Евангелии от Луки (XXIV, 13 15); в рассказе о том, как два ученика, шедшие в это местечко, случайно встретились с таинственным странником, который оказался воскресшим Христом. По свидетельству Луки, Е. отстоял… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Еммаус — Емма’ус (Лук.24:13 ) селение в 10 12 км от Иерусалима (точное положение не известно) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Еммаус — Византийский храм (базилика) Эммауса Никополя (5 7 в.в.), восстановленный крестоносцами в 12 ом в. Координаты … Википедия
Еммаус — селение к северо западу от Иерусалима, в 10 ти верстах от него … Краткий церковнославянский словарь
Еммаус — Емма’ус (Лук.24:13 ) селение в 10 12 км от Иерусалима (точное положение не известно) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Еммаус — іменник чоловічого роду стародавнє місто іст … Орфографічний словник української мови
Еммаус — Деревня, находившаяся в 13 км от Иерусалима. Возможно, это современная Эль Кубейба. В день Своего Воскресения Иисус явился двум Своим последователям, шедшим в Эммаус. Лк.24:13 … Подробный словарь библейских имен