Что такое элотмент и комитмент
Что такое Элотмент и комитмент
Элотмент и комитмент понятия близкие, под которыми понимают два основных вида сотрудничества между туроператорами и гостиницами. Поэтому логично рассмотреть их в одной статьей, чтобы лучше проиллюстрировать их различия, а также достоинства и недостатки.
Итак, понятие элотмент, как и большинство специальных терминов имеет английское происхождение. В переводе с английского allotment означает «часть, доля, квота», зная перевод данного термина легко уловить и его суть. А суть его состоит в том, что туроператор получает блок мест в гостинице, не оплачивая его заранее, а расплачиваясь с гостиницей непосредственно перед заселением гостей. Данная форма сотрудничества является для отеля более рискованной, а для туроператора наоборот более выгодной. Чаще всего на условиях элотмент соглашаются сотрудничать не самые популярные отели, у которых есть проблемы с загрузкой. Также часто отели практикуют данную форму сотрудничества в наиболее низкие туристические сезоны.
Разобраться с комитмент также может помочь перевод этого термина с английского. Поэтому полезно помнить, что переводится commitment, как «обязательство». А в туристическом бизнесе он описывает форму сотрудничества туроператора и гостиницы, когда туроператор часть номеров на определённый период времени выкупает на условиях предоплаты, не имея права в дальнейшем отказаться от этого блока номеров. Учитывая, что для гостиниц комитмент гораздо выгоднее, чем элотмент, то и цена для туроператора в случае комитмент оказывается гораздо выгоднее. Однако и риски существенно выше, ведь не распродав выкупленный блок, туроператор может понести существенные финансовые убытки. Кстати, попытка минимизации финансовых потерь связанных с термином комитмент и породило такое популярное явление в туризме, как «горящие номера» или «горящие туры».
На практике, чем более солидные объёмы туристических потоков имеет туроператор, тем проще ему договориться об элотменте с отелями.
Комитмент, как возможный подарок туристу
Это выгодно отельеру, так как даёт ему возможность получения наличных средств за будущие продажи своих комнат еще до наступления сезона и снимают возможный риск простоя номеров.
С другой стороны, комитмент позволяет туроператору получить довольно крупный дисконт на стоимость койко-дня в отеле, в обмен на принимаемый им в полном объеме риск отельера.
При этом туроператор не может отказаться от заявленного блока до окончания сезона.
Попытка минимизации финансовых потерь туроператора связанных с простоем уже оплаченных, но не проданных номеров и связано с таким популярным явлением, как «горящие туры».
А если к этому прибавить ещё и оплаченные «оптом», но не проданные кресла в самолёте, мы получаем «полноценный подарок туристу».
Элотмент
На комитменте туроператоры работают, как правило, либо с популярными отелями, либо с отелями, которые собираются «раскрутить» сами.
Но с большинством отелей объектов сотрудничество проходит на т. н. элотменте, при котором оператор лишь заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, но оплачивает его, как правило, перед каждым заездом туристов.
А если запланированное число номеров продать не удалось, оператор может уменьшить размер блока без штрафных санкций со стороны отеля.
Покупка блока мест на условиях элотмента
Элотмент — Данная схема взаимной работы туроператора и хотельера специфична для операторов, либо не имеющих возможности для оплаты комитмента, а тем более для аренды отеля, либо реально осознающих собственный риск, связанный с необеспечением рентабельной загрузки приобретенные, комнат. В случае элотмента оператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить оплату хотельеру непосредственно перед каждым заездом поставляемых туристов. Работать на условиях элотмента обычно соглашаются либо малоизвестные, либо непопулярные среди туристов отели, либо отели в низкий сезон. При элотменте стороны договариваются о планируемом блоке, хотельер ставит номера оператора в постоянную резервацию, однако деньги за зарезервированные комнаты отель получает непосредственно перед каждым новым заездом туристов (график заездов туристов — наиболее распространены заезды, кратные неделе проживания, — также согласовывается сторонами при подписании договора). Это значит, что до истечения оговоренного срока (обычно это 7-14 дней) до момента заезда туристов, оператор информирует хотельера, передает информацию о заезжающих и необходимую сумму оплаты за резервирование комнат. В случае жесткого блока мест, размер оплаты за элотменты постоянный, не зависящий от реального количества заезжающих (оператор просто оплачивает свой блок комнат за срок типового заезда). Если же блок мест мягкий, оператору может быть предоставлена возможность не оплачивать пустующие номера, либо, наоборот, увеличить количество резервируемых комнат на срок определенного заезда, в случае улучшения конъюнктуры туристического рынка.
Как видно из определения, работа на элотмент-условиях (особенно при мягком блоке мест) менее выгодна хотельеру (владельцы популярных отелей в пиковые сезоны никогда не соглашаются на элотмент), поскольку риск простоя комнат остается на нем, следовательно, и размер дисконта с каждого койко-дня в сравнении, например, с комитментом, сильно уменьшится. С другой стороны, элотмент позволяет работать с отелями мелким туроператорам, не имеющим финансовой и рыночной возможностей для аренды гостиницы или приобретения комитментов, давая им возможность зарабатывать пусть гораздо меньшие, но все-таки деньги.
Размер платы по элотменту зависит от тех же условий, что и комитмент. Однако здесь большое влияние оказывает тот факт, какой блок — жесткий или мягкий — заявляет туроператор (элотмент по жесткому блоку сравним с арендой определенного количества комнат, плата за которую вносится с периодичностью, равной одному заезду туристов) и какова будет средняя длительность планирующихся им заездов (чем длительность заездов будет больше, тем более крупные средства за комнаты будет получать хотельер каждый раз, следовательно, тем больше будет шанс оператора получить хороший дисконт).
В практике работы туроператоров с отелями комитмент- и элотмент-условия зачастую сочетаются и дополняют друг друга. Так, оценивая собственные возможности по отправке туристов, оператор, обычно, приобретает комитментов на 20-30% от размера регулярных отправлений, добирая остальной объем элот-ментами. Это хоть и приводит к некоторому удорожанию покупаемых гостиничных услуг, зато значительно снижает риск туроператора и не требует от него «замораживания» крупных денежных сумм перед сезоном (что было бы, например, при покупке комитментов на все 100% отправлений). В дальнейшей работе оплату гостиничных услуг, входящую в турпакет, он либо полностью оставляет себе (если турист отправляется в номера, приобретенные на комитмент-условиях), либо перечисляет хотельеру перед заездом туриста (если постоялец будет проживать в номерах, приобретенных на условиях элотмента).
Что такое комитмент. Объясняем простыми словами
Обычно этот термин используют в контексте «джентльменских соглашений», часто при инвестициях в стартапы.
Комитмент — неюридическое понятие, и с точки зрения закона он не обязателен к исполнению. Как заявил основатель конференции бизнес-ангелов Сиэтла Джон Сечрест, расстояние от «да, я вложу деньги» до «чека в банке».
Пример употребления на «Секрете»
«Комитмент — подтверждение от инвестора, что он будет участвовать в проекте. Бывает хард (письменное) и софт (устное, предварительное)».
Нюансы
Заключить подобное соглашение можно в любое время и в любом месте, предметом может быть что угодно, рассказал консультант по стратегическому развитию КПК «Капитал регионов» Григорий Пахомов. По его словам, в российском бизнесе этот термин распространён, хотя чаще используется договор о намерениях. Впрочем, это не одно и то же: если договор — это чёткая договорённость что-то сделать, то комитмент — фиксация некоего промежуточного этапа договорённостей.
У этого термина есть и другие значения:
приверженность, преданность идеалу, делу, группе — и социальная активность, вытекающая из этой приверженности (самообязанность);
условие приобретения туроператором блоков мест/номеров в гостиницах, отелях и т. п. на сезон по полной или частичной, но не менее 50%-й предоплате. Отель при этом даёт существенную скидку, но туроператор не сможет отказаться от выкупленных мест и несёт риск не распродать их.
Способы бронирования мест в гостиницах. Комитмент и элотмент
Одним из ведущих направлений работы туроперейтинга являются взаимоотношения с предприятиями гостиничной индустрии, деятельность которых направлена на оказание людям двух основных услуг – размещение и питания.
Существует несколько схем технологии сотрудничества туроператора и хотельера (бронирования мест):
— приобретение блоков комнат на условиях комитмента и элотмента;
— работа на условиях повышенной комиссии;
— разовые заявки на условиях стандартной комиссии
Покупка блока мест на условиях комитмента
Это наиболее распространенная форма работы туристического оператора и отеля, ее популярность объясняется гораздо меньшими, по сравнению с арендой отеля расходами и риском туроператора. В случае приобретения блоков мест, оператор имеет возможность выбирать количество комнат, риск за продажи которых он готов принять на себя, регулируя его, основываясь на собственном опыте работы, возможности продаж, эффективности функционирования своей агентской сети.
В зависимости от условий продажи, блоки подразделяют на несколько видов:
строго фиксированные — туроператор приобретает конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору покупки блока. В результате оператор знает не только категорию и вместимость номера, но и этаж, на котором номер расположен, куда выходят окна этих номеров, специфика номеров и т. д.
свободно фиксированные — туроператор приобретает комнаты конкретной категории или вместимости без указания их номера. Это означает, что клиенты туроператора могут расселяться в различных номерах, на различных этажах отеля по распоряжению хотельера, но при условиях полного совпадения категории и вместимости номеров.
. Покупка блока мест на условиях элотмента
Данная схема взаимной работы туроператора и хотельера специфична для операторов, либо не имеющих возможности для оплаты комитмента, а тем более для аренды отеля, либо реально осознающих собственный риск, связанный с необеспечением рентабельной загрузки приобретенных комнат. В случае элотмента оператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить оплату хотельеру непосредственно перед каждым заездом поставляемых туристов. Работать на условиях элотмента обычно соглашаются либо малоизвестные, либо непопулярные среди туристов отели, либо отели в низкий сезон. При элотменте стороны договариваются о планируемом блоке, хотельер ставит номера оператора в постоянную резервацию, однако деньги за зарезервированные комнаты отель получает непосредственно перед каждым новым заездом туристов