Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Использование электронной подписи

Электронная подпись необходима, чтобы сдавать отчетность, участвовать в закупках, вести юридически значимый электронный документооборот, подавать арбитражные иски, обращаться в госорганы и т.д. Посмотрим, в каких ситуациях без нее точно не обойтись.

В России применение электронной подписи регулируется федеральным законом от 06.04.2013 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Закон устанавливает виды электронных подписей, правила признания юридической силы подписанных документов, правила выдачи и использования электронной подписи.

В России используют три вида электронной подписи:

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Подробнее о каждом из видов можно прочитать в этой статье.

Простая и неквалифицированная электронная подпись придают документу юридическую силу только на основании нормативных актов, выпущенных Правительством РФ, или договоренностей между участниками электронного документооборота. В обоих случаях должна быть возможность проверить личность подписанта.

Электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью обладает такой же юридической силой, как и бумажный, который завизирован собственноручной подписью.

Если действующее законодательство не обязывает применять конкретный вид подписи для тех или иных действий, то участники электронного документооборота могут использовать любой вид подписи по договоренности между собой.

Использование ЭП в работе

Отчетность через интернет

Основная сфера применения электронной подписи — это сдача электронной отчетности. Большинство категорий бизнеса обязаны через интернет представлять отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы. Для отправки отчетности через интернет потребуется квалифицированный сертификат электронной подписи (далее — КЭП), выпущенный на сотрудника, который обладает полномочиями подписывать электронную отчетность организации.

Отчетность в ЕГАИС ФСРАР

Особняком стоит взаимодействие с единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС) ФСРАР. Система создана, чтобы контролировать алкогольный рынок: производство, оптовую и розничную продажу спиртосодержащих напитков.

Для подключения к системе и взаимодействия с ней организации или индивидуальному предпринимателю нужна специальная квалифицированная электронная подпись — КЭП для ЕГАИС ФСРАР. Это связано с требованиями безопасности и техническими особенностями ключевых носителей: криптографические операции происходят в самом носителе, а не на компьютере пользователя.

Участие в электронных торгах

Больше половины закупок всех бюджетных организаций проводятся в формате электронных аукционов. До июля 2018 года для участия в госзакупках нужна неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — это требование 44-ФЗ «О контрактной системе».

С помощью НЭП участники госзакупок аккредитуются на электронных торговых площадках и подписывают контракты в случае победы в закупке. Но специалисты рекомендуют сразу же оформить КЭП, необходимую для других действий, связанных с участием в госзакупках: например, она нужна, чтобы оформить банковскую гарантию через интернет, обратиться в ФАС или арбитраж.

Кроме того, КЭП подойдет для участия в электронных закупках компаний с госучастием и коммерческий компаний, которые тоже проводят часть своих закупок на электронных площадках.

Чтобы приобрести подходящую электронную подпись для участия в торгах в качестве поставщика, уточните требования к виду подписи на тех площадках, на которых планируете участвовать в электронных торгах.

Планируете участвовать в электронных торгах впервые? СКБ Контур поможет разобраться в сложных процедурах государственных и коммерческих торгов с помощью услуги Сопровождение торгов. Вы пройдете полный цикл от аккредитации на площадке до подписания контракта вместе с нашими специалистами. Услуги сопровождения торгов предотвратят ошибки, которые допускают новички. Мы проанализируем документацию, правильно составим и подадим заявки. Для победы вам останется подготовить конкурентное предложение.

Электронный документооборот

Все больше организаций, особенно с большим количеством контрагентов, переходят на электронный документооборот, оценив плюсы этой технологии:

По договоренности между собой стороны могут использовать любой вид электронной подписи, но гарантом юридической силы электронных документов без подписания дополнительных соглашений между участниками документооборота является только КЭП. Кроме того, государство установило обязанность использовать квалифицированную электронную подпись для счетов-фактур.

Работа с государственными информационными системами

Многие ведомства и госорганы предоставляют услуги или принимают отчетность в электронном виде. Чтобы работать на этих порталах, также понадобится электронная подпись.

Большинство площадок принимают базовые квалифицированные подписи, например:

Для некоторых нужен квалифицированный сертификат, который содержит в структуре специальный идентификатор, например:

Выберите сертификат для работы с конкретным ведомством с помощью Мастера подбора сертификатов.

Использование ЭП в частной жизни

С квалифицированной электронной подписью физические лица могут:

Как получить электронную подпись?

Пакет документов для получения электронной подписи различается для юридических и физических лиц. Но общий порядок действий одинаков:

Источник

Что такое электронная подпись

Что такое электронная подпись? Польза для ИП и физических лиц, виды ЭП, зачем они нужны и какие изменения нас ждут в 2022 году – расскажем в статье.

Холл университета, переполненный абитуриентами и их взволнованными родителями. Они стоят не первый час. Волонтеры уже выбились из сил. Так выглядела подача заявлений в вуз всего несколько лет назад.

Подруга рассказывала, как, простояв два часа в такой же толпе при подаче документов в медколледж, она передумала туда поступать. Просто развернулась, вышла из здания и отправилась в юридический университет.

Теперь, когда цифровое пространство заполнило все, любую документальную процедуру можно провести онлайн.

Виды электронных подписей

Что такое электронная подпись? Это зашифрованная последовательность символов – цифр и/или букв, которые еще называются паролем или ключом.

Можно сказать, что ЭП – это ключ, с помощью которого заключают сделки, расписываются о получении товаров без личного присутствия.

ЭП (ранее ЭЦП) начала иметь юридическую силу еще в 2011 году, а сейчас приобрела новую форму, описанную в 63-ФЗ.

ЭП стала особенно популярна во время эпидемии коронавируса 2020 года. Благодаря ей многие смогли покупать квартиры, подписывать рабочие договоры, не подвергая риску себя и своих близких.

Электронная подпись особенно важна для бизнеса: даже в условиях спокойной обстановки возможность избежать персональных походов в налоговую здорово экономит время и бюджет.

Существует несколько видов ЭЦП:

У каждой из них свой уровень и возможности доступа.

Простая ЭП

Только подтверждает личность подписавшегося.

К примеру, когда мы проходим авторизацию на сайтах или в приложениях, то используем только ее. ПЭП не обладает юридической силой. Используется только физическими лицами, не может защитить ваши данные.

Неквалифицированная ЭП

Хранится на внешнем USB-носителе (флешке) и этим напоминает цифровой ключ. Электронная подпись серьезнее, чем простой пароль.

НЭП – это зашифрованная последовательность символов, которая хранится на флешке. Запомнить ее практически невозможно.

Чтобы получить доступ к файлу или документу от имени владельца подписи, нужно вставить носитель символов в USB-порт.

НЭП можно использовать на сервисе nalog.gov.ru или во внутреннем документообороте компании. Такой ключ может сделать хороший программист или удостоверяющий центр.

Самое главное – если после того, как документ подписали, в него внесут изменения, владелец подписи может об этом узнать. В этом и заключается основной защитный эффект НЭП.

Квалифицированная ЭП

Во многом похожа на НЭП. Но в отличие от предыдущей, ее можно взять только в удостоверяющем центре, который был аккредитован министерством цифрового развития РФ.

Возможностей у нее больше, так как она равна обычной рукописной подписи. Хранятся КЭП не на обычных флешках, а на защищенных токенах. Подробнее о них мы расскажем ниже.

Для чего нужна электронная подпись

Переход на электронную версию – это удобно. Но в каких случаях?

Простая электронная подпись создается автоматически, когда мы регистрируемся на сайтах, совершаем покупки, а банк запрашивает код, который приходит нам на номер телефона.

ЭП нужна для подтверждения, что тот, кто входит в аккаунт, действительно имеет на это право.

Бóльший интерес вызывают НЭП и КЭП. Конечно, без них не обойтись ИП и владельцам малого бизнеса: бухгалтеры, секретари, да и сами руководители могут освободить свое время от личных походов из кабинета в кабинет, из налоговой в налоговую.

НЭП

У них достаточно маленький «радиус действия», как может показаться на первый взгляд:

Несмотря на то, что диапазон ее возможностей довольно ограничен, неквалифицированная электронная подпись немного дешевле ее квалифицированной «сестры», а кроме того, она в несколько десятков раз удешевляет производство.

Не надо тратиться на курьеров, тратить время рабочих на гонки за подписями. А если компания ведет дела с другой фирмой, расположенной в другом городе, то можно обойтись без лишних поездок с помощью такого ключа.

КЭП

Квалифицированная электронная подпись хороша тем, что с ее помощью возможно практически все, что и с рукописной. В этом случае и сами документы – подписанные рукой и КЭП – будут иметь одинаковую силу. Так сказано в 63-ФЗ.

КЭП необходима, чтобы сдать отчетность или войти в свой аккаунт в определенных сервисах:

Кроме того, с ее помощью возможно участие в интернет-торгах и госзакупках. И, конечно, подача заявлений на обучение в вузы.

Важно: в одном пакете документов нельзя использовать разные ЭП, если, конечно, у них не разные владельцы.

Иностранные КЭП также считаются действительными.

Как получить ЭП

ПЭП создается автоматически, а вот НЭП и КЭП нужно получать в удостоверяющих центрах. Для этого достаточно обратиться к ним лично или по телефону – УЦ проинструктируют вас.

Именно они занимаются созданием электронных подписей, и они же могут аннулировать ключ или передать его полиции в случае необходимости. Но в их обязанности входит, прежде всего, сохранение конфиденциальности – основная задача шифрования подписей.

Вместе с ЭП центры выдают сертификаты, в которых указано, что и кому принадлежит. Сертификаты могут быть в бумажной или электронной форме.

Бесплатные электронные подписи с 1 января 2022 года

Несмотря на то что последние поправки были внесены в ФЗ совсем недавно, с 1 января 2022 года планируются новые изменения. В частности, теперь квалифицированный ключ можно будет получать бесплатно – в налоговой службе.

Прежние КЭП будут недействительны. Но есть несколько нюансов.

К ним относятся марки: Рутокен, JaCarta, Esmart и другие. На одном носителе можно держать до 32 подписей.

Ключи, выпущенные в форме «Пилотного запуска», будут полностью действительны только в течение 15 месяцев. Ими также можно будет подписывать отчетные бумаги.

Чтобы заменить ключ, выданный ранее, позвоните по телефону: 8-800-222-2222.

Зачем нужен новый закон

Все довольно просто. Владельцам бизнеса и финансовым организациям так будет легче вести отчетность ИП.

Помимо того, что электронные ключи бесплатны и удобны, они еще и полезны с точки зрения правительства. Благодаря им легче выявлять правонарушения и/или неуплату налогов.

Например, внутри компании можно пользоваться неквалифицированными подписями. Но если уже есть КЭП, зачем переплачивать за дополнительный ключ?

Кроме того, ФНС обеспечивает ключами многие компании, но не все. Например, представители власти обращаются в УЦ Федерального Казначейства, а владельцы малых и крупных финансовых организаций (МФО, банки и др.) – в УЦ от ЦБ.

Пять лет назад я пришла в вуз и просидела несколько часов в ожидании своей очереди, чтобы написать заявление на поступление. Получив диплом бакалавра, я вернулась туда же, чтобы продолжить обучение на магистра. Но меня развернули, сказав, что это можно сделать онлайн.

Тем же вечером я подала заявки в несколько хороших вузов за чашкой чая в кафе. В прошлом осталось много хорошего, но километровые очереди – не часть этого.

Источник

Электронный ключ

Электронный ключ — это аппаратный инструмент, который используется для защиты ПО и электронных документов от незаконного копирования, несанкционированного применения или распространения третьими лицами. Также встречается другие его названия — электронная (или цифровая) подпись, etoken. Сегодня это обязательный реквизит для подтверждения подлинности ряда электронных документов. Его используют, чтобы зафиксировать определенное состояние информации — например, внесение или, наоборот, отсутствие каких-либо изменений с момента подписания документа.

ЭП или ЭЦП?

Ранее в обходе была аббревиатура ЭЦП — электронная цифровая подпись. Но после вступления в силу ФЗ № 63 это название сократилось до ЭП, электронная подпись. Именно для электронной подписи используется электронный ключ. По законодательству РФ под ЭП понимают эквивалент подписи, которая ставится «от руки» и обладает аналогичной юридической силой. Электронная подпись позволяет физическим лицам удаленно (через интернет) подписывать документы с государственными, финансовыми, медицинскими, учебными и другими учреждениями. Юридические лица могут с ее помощью участвовать в электронных торгах, вести электронный документооборот (ЭДО), сдавать отчеты в налоговую и т. п.

Техническая реализация

Электронный ключ подписи выполнен в виде микросхемы или микроконтроллера, оснащенного энергонезависимой памятью. Чаще всего это устройства в виде флеш-накопителя, который подключается к компьютеру или ноутбуку через USB-порт. Чуть реже выпускаются аппаратные ключи с LPT- или PCMCIA-интерфейсами.

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Если по роду деятельности вам приходится регулярно сталкиваться с электронными ключами, наверняка у вас часто возникали сомнения в их защищенности, а также том, насколько надежны они в системах хранения денежных средств или важной информации. Об этом не стоит беспокоиться. Когда такой ключ подсоединяют к компьютеру или ноутбуку, он начинает взаимодействовать с защищенной программой. Та посредством драйвера отправляет ему определенную информацию, цифровой носитель с электронным ключом ее обрабатывает и отправляет обратно. Если информация корректная (т. е. ключ «ответил» правильно) программа может продолжить свою работу, в противном случае дальнейшие действия с ней будут немедленно заблокированы. Целостность, аутентичность и подлинность документов, которые подписываются электронной подписью, гарантируют надежные криптографические протоколы и алгоритмы, а также программно-аппаратные решения, которые работают на их базе.

Иногда используется другое определение тому, что такое электронный ключ. Альтернативный вариант исполнения электронного ключа или etoken’а — программное приложение. Его также называют виртуальным электронным ключом. В таком формате особенно часто его используют для подтверждения банковских и других финансовых операций через интернет. Однако портативные устройства в виде USB-флешек считаются более защищенными, так как в них подтверждение каждой транзакции происходит внутри устройства, то есть физически не покидает его пределов.

Как получить персональный электронный ключ

Вариантов сделать это два: для тех, у кого уже есть ЭЦП, и тех, у кого ее еще нет. Один из самых популярных способов создания ЭП базируется на способе ассиметричного шифрования. При этом шифруется не весь файл целиком, а только часть — хэш. При этом генерируются два типа ключа: закрытый и открытый. С помощью открытого узнать значение закрытого невозможно, поэтому если он попадет в свободный доступ, у вас не будет поводов для волнений. Однако открытый ключ потребуется для расшифровки закрытого, по отдельности друг от друга они не представляют никакой ценности.

Для создания электронного ключа потребуется действующий сертификат, который подтверждает подлинность электронной подписи. Получить сертификат можно в любом Удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию в Минкомсвязи РФ. Ознакомиться с перечнем всех доступных и выбрать ближайший к вам Удостоверяющий центр можно на официальном веб-сайте ведомства.

Как сделать точную копию электронного ключа? Для этого необходимо перенести его вместе с сертификатами на иное устройство — компьютер или ноутбук. Есть как минимум два способа сделать это на практике.

Рекомендации по работе для пользователей ЭП

Разберемся подробно, для чего нужен электронный ключ и как его получить разным категориям населения. Электронная цифровая подпись массово используется в системах ЭДО, особенно для подготовки отчетности в налоговую индивидуальными предпринимателями. Им удобнее делать это в удаленном режиме, без посещения налоговой службы лично — так они экономят время и могут использовать его на развитие своего дела. Но при этом нужно учитывать, что нет универсального электронного ключа, который можно применять для разных задач. Отдельно придется получать квалифицированную ЭП для налоговой, подпись для ЕГАИС и электронных торгов. Однако временные затраты на эти мероприятия оправдывают себя в 100 % случаев, так как:

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Как получить электронный ключ ИП?

Как получить электронный ключ юрлицам?

Им так же регулярно, как и ИП, приходится ставить электронную подпись. Но для получения электронного ключа они обязаны предъявить иной пакет документов:

Согласно действующему законодательству РФ электронная подпись выступает аналогом печати для юридического лица, но без физического его присутствия таким образом она не работает. Доступ к электронной подписи может иметь генеральный директор компании или другой ее представитель, наделенный приказом соответствующими полномочиями.

Если требуется изготовить усиленную цифровую подпись, сделать это можно в Удостоверяющем центре. Забрать ее оттуда имеет право только учредитель компании или гендиректор. Накопитель можно выбирать произвольно: токен или флеш-накопитель. В комплекте к такой электронной подписи всегда идет комплект ПО, которое устанавливается для обмена информацией с партнерами организации, а также ключ и сертификат. Все компоненты являются обязательными для использования.

Как получить электронный ключ физическому лицу?

Изначально электронные ключи были предназначены только для ИП и юрлиц, но в последнее время ими активно пользуются обычные интернет-пользователи (физические лица). Где им будет полезна электронная подпись:

Сколько стоит и как долго действует электронный ключ?

Здесь нужно разделять понятия «электронный ключ» как цифровой носитель информации и непосредственно электронная подпись. Стоимость электронной подписи будет отличаться в зависимости от ее типа, комплектации и целевого назначения. Например, ЭП для подписи документов в налоговой будет отличаться по стоимости от ЭП, предназначенной для участия в электронных торгах. Срок действия независимо от выбранного типа составит ровно 12 месяцев со дня оформления, но с возможностью продления, что значит следующее: после вам необходимо заново подготовить пакет документов и подать заявку в Удостоверяющий центр.

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Как избежать проблем при использовании электронных ключей

Несмотря на то, что электронный цифровой ключ — это безопасно и надежно, необходимо придерживаться определенных правил по работе с ними. Это поможет избежать ряда типичных проблем, с которыми сталкиваются неподготовленные пользователи ЭП.

Надеемся, из этой статьи понятно, что такое электронный ключ подписи, где и при каких обстоятельствах он используется и как его получить разным категориям населения — физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Источник

Что такое ЭЦП

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Из нашей статьи вы узнаете:

Электронная цифровая подпись — это современная альтернатива традиционной подписи от руки. Под такой подписью следует понимать информацию в электронном формате. Её обеспечивает комбинация определённой символики, которая является уникальной. Благодаря этому любая документация обретает юридическую силу.

В целом, ЭЦП выполняет следующие функции:

Для электронного оборота документов она незаменима, равно как и при необходимости регулярно подавать отчёты в государственные инстанции. Что касается электронных площадок для торговли, в этой сфере без неё точно не обойтись.

Справочная информация об ЭП

Какими бывают ЭЦП

Различают две их разновидности:

Последняя тоже делится на: квалифицированную и неквалифицированную.

О простой ЭЦП

В ней сочетаются пароль и логин, которые владельцу необходимо вводить, когда он посещает личные кабинеты разных организаций или сервисов. Простую подпись создаёт система информации, использующая её. Также существует и информационное подтверждение того, что она принадлежит конкретной личности.

Сфера применения простой ЭП такова:

Для того чтобы придать юридическую силу документации, заверенной ЭП, стороны должны заключить ряд соглашений.

Простой ЭП недопустимо подписывать документацию в том случае, если она содержит гостайну. Один из минусов простой ЭП заключается в том, что она недостаточно надёжно защищена. Автор документа будет ясен, но файл от подделки, к сожалению, защитить невозможно.

Об усиленной неквалифицированной ЭП

НЭП идентифицирует человека, которому принадлежит документация, а также определяет наличие изменений, внесённых в тот или иной файл до его официального подписания сторонами. Этот вид ЭЦП создают, используя специализированные программы.

Их суть заключается в сложном криптошифровании, а ключ, применяемый в ЭП, является закрытым. В целом, речь идёт о подписи, снабжённой средней степенью защиты.

Итак, что такое НЭП:

НЭП — не полноценный аналог подписи, поставленной под документом вручную. Тем не менее если её владелец оформляет отношения с определённым предприятием или организацией, документ может стать юридически значимым, при условии, что речь идёт именно об этой компании и об электронном обороте документов.

Об усиленной квалифицированной ЭЦП

УКЭП обладает самой высокой степенью защиты, и любой подписанный такой подписью электронный документ считается аналогом бумажного документа, который подписан собственноручно. Этот вид ЭП позволяет точно сказать, кто именно подписал документ и не изменялся ли после этого данный файл.

На заметку! Квалифицированная электронная подпись (сокращённо КЭП) и неквалифицированная электронная подпись (сокращённо НЭП) имеют в своей основе криптографические алгоритмы.

Области применения

Применяют электронную подпись в разных областях:

Процесс получения ЭЦП

На самом деле, он не так сложен, как может показаться. Создать сертификат ЭЦП вы можете, если обратитесь в центр удостоверения, имеющий официальную аккредитацию. Главное, чтобы у него было разрешение, выданное Минкомсвязи.

Удостоверяющий центр «Астрал-М» всегда поможет клиенту с выбором подходящего тарифа. Сотрудники проконсультируют вас, как должен выглядеть пакет документов.

Для получения ЭЦП нужно:

После выполнения всех этих условий вы станете обладателем готовой и уникальной электронной подписи.

Источник

Электронная подпись (ЭЦП): для чего нужна и как ее получить физическим и юридическим лицам

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Электронные документы постепенно вытесняют бумажные, и без электронной подписи, позволяющей подтвердить подлинность документа, в современном мире не обойтись. Электронная подпись стала обязательным инструментом для ведения бизнеса. Для физических лиц — это удобный способ взаимодействия с госорганами, работодателями и вузами.

В этой статье мы поговорим о видах цифровых подписей, способах их получения и областях применения.

Что такое электронная подпись

Электронная подпись (ЭП), иногда называемая также электронно-цифровой подписью (ЭЦП), представляет собой информацию в электронной форме, присоединяемую к подписываемому с ее помощью электронному документу. Она позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ, подтвердить авторство этого документа и придать подписанному файлу юридическую силу.

ЭЦП различаются степенью защиты и могут использоваться физическими или юридическими лицами для разных целей:

Виды ЭЦП

Существует два вида электронной подписи: простая ЭЦП и усиленная, которая может быть как квалифицированной, так и неквалифицированной.

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Простая ЭЦП

К простой электронной подписи (ПЭП) можно отнести сочетание логина и пароля, которые пользователь вводит при входе в личный кабинет различных онлайн-сервисов, коды доступа, получаемые по SMS, а также коды на скретч-картах. ПЭП создается самой информационной системой, в которой используется такая электронная подпись, и подтверждает, что ее создал определенный человек.

Простую ЭП часто применяют при совершении банковских операций, для идентификации пользователя в разнообразных информационных системах, при получении услуг на портале «Госуслуги», также ПЭП можно заверить документы, но только внутри корпоративного электронного документооборота (ЭДО). Для придания подписанному ПЭП документу юридической значимости между подписантами должны быть заключены соответствующие соглашения, регламентирующие правила применения и признания ЭП.

Простая электронная подпись не может быть использована для подписания электронных документов, содержащих государственную тайну. Недостатком простой ЭП является низкая степень защиты. Она позволит определить автора документа, но не защитит файл от подделки.

Усиленная неквалифицированная ЭЦП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (НЭП) позволяет не только идентифицировать личность владельца документа, но и определить, были ли внесены в данный файл какие-либо изменения после того, как он был подписан. Такая ЭЦП создается при помощи специальных программ криптошифрования с применением закрытого ключа ЭП. Степень защиты такой подписи считается средней.

НЭП представляет собой два уникальных набора символов, идущих в определенной последовательности и связанных между собой. Одна из этих последовательностей является электронным ключом, а другая используется в качестве ключа проверки ЭЦП. Чтобы сформировать такую связку, применяют специальное программное обеспечение — СКЗИ (аббревиатура расшифровывается как «средства криптографической защиты информации»).

Сама по себе усиленная неквалифицированная электронная подпись не является полным аналогом собственноручной подписи, однако при подписании соглашения с конкретной организацией о признании ее таковой, может придавать документу юридическую значимость, но только в ЭДО с этой компанией и для внутреннего и внешнего электронного документооборота.

Усиленная квалифицированная ЭЦП

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) обладает самой высокой степенью защиты, и любой подписанный такой подписью электронный документ считается аналогом бумажного документа, который подписан собственноручно. Этот вид ЭП позволяет точно сказать, кто именно подписал документ и не изменялся ли после этого данный файл.

Этот вид ЭЦП не требует подписания дополнительных соглашений — усиленная квалифицированная электронная подпись придает документам юридическую силу автоматически. КЭП позволяет организовать сдачу отчетности в любые контролирующие органы власти, принимать участие в электронных торгах, вести ЭДО как внутри организации, так и с ее внешними контрагентами и госструктурами.

Как получить электронную подпись

Рассмотрим, какие шаги необходимо предпринять для получения электронной подписи физическим и юридическим лицам.

Получение ЭП физическим лицом

Физлицам проще всего обратиться для получения электронной подписи в МФЦ. Все, что для этого нужно, — это записаться на прием и предоставить ряд документов:

Простую ЭП частные лица могут получить бесплатно, тогда как за усиленную электронную подпись придется заплатить.

Также можно оформить сертификат в специальном удостоверяющем центре. Стоимость сертификата зависит от тарифного плана. Заявку на получение сертификата можно оставить онлайн, а уже после посетить центр. Для этого нужно:

Получение ЭП юрлицами или ИП

Юридические лица также получают квалифицированные сертификаты ЭЦП в удостоверяющем центре либо в МФЦ. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте Минкомсвязи России. Поскольку получить ЭП удаленно нельзя, следует выбрать центр, имеющий филиал в вашем городе.

Вам понадобятся следующие документы:

После проверки документов специалистами удостоверяющего центра в течение 4-10 рабочих дней сертификат будет изготовлен. Чтобы получить его быстрее, можно оплатить срочный тариф.

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Срок, на который выдается сертификат ЭП, обычно составляет один год. Если срок электронной подписи еще не истек, ее можно продлить с помощью действующего сертификата. Если срок действия предыдущего сертификата истек, то придется заново подавать заявление и предоставлять полный пакет документов. Однако подписанные документы считаются действительными и после окончания срока действия сертификата ключа проверки ЭЦП.

Владельцу электронной подписи выдается специализированный цифровой носитель — USB-токен, который выглядит как обычный флеш-накопитель, и сертификат в бумажном и электронном варианте. Для работы с электронной подписью потребуется установить на компьютер специальные программные средства.

Как подписать документ электронной подписью

Процесс подписания документа ЭЦП различается в зависимости от программы, в которой он создавался либо редактировался. При этом на ваш компьютер предварительно должны быть установлены специальные, выданные в организации, которая регистрировала ЭЦП, сертификаты. Рассмотрим, как происходит подписание в приложении Microsoft Word:

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

Как проверить подлинность подписи

Во многих информационных системах имеется встроенная функция проверки электронной подписи. Но проверить ЭЦП можно и самостоятельно с помощью специальных приложений и веб-сервисов. Проверки подлежат НЭП и КЭП — электронные подписи, которые базируются на инфраструктуре закрытых и открытых ключей. При помощи закрытого ключа происходит создание подписи, а открытый ключ как раз позволяет проверить ее подлинность.

Существуют две разновидности усиленных ЭП:

Проще всего провести проверку ЭП через онлайн-сервисы. Для этого нужно просто перейти по ссылке, загрузить документ и подождать результата проверки. Таким образом проверить электронную цифровую подпись можно в специальном разделе на портале государственных услуг:

Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Картинка про Что такое электронный ключ и для чего он нужен. Фото Что такое электронный ключ и для чего он нужен

По завершении проверки сервис покажет сведения о владельце сертификата, удостоверяющем центре, в котором он был получен, и о сроке действия ЭЦП. Если будут найдены несоответствия либо обнаружена версия сертификата с истекшим сроком действия, система выдаст соответствующее предупреждение.

Кроме того, имеются и другие сервисы для проверки электронных подписей, например, бесплатный сервис «Контур.Крипто» и отдельные программы, такие как «КриптоАРМ». Также существуют плагины для программ Microsoft Word и Excel, которые позволяют провести проверку прямо в интерфейсе самих приложений, а также плагины для продуктов Adobe для проверки документов PDF.

Соблюдайте меры предосторожности

Необходимо помнить о том, что любая ЭЦП открывает доступ к личной информации о ее владельце и дает возможность совершать важные действия, поэтому нельзя допускать попадания электронной подписи в чужие руки. ЭЦП, хранящаяся на флешке-токене, должна быть надежно защищена от кражи. Добровольно передавать электронно-цифровую подпись третьим лицам запрещается, об этом сказано в Федеральном законе № 63 «Об электронной подписи».

Если электронная подпись была утеряна или украдена, необходимо как можно скорее написать заявление на отзыв подписи в удостоверяющий центр. Так вы избежите ситуации, когда вашей подписью могут воспользоваться злоумышленники для незаконных операций, совершенных от вашего имени. После чего нужно будет написать заявление на выпуск нового сертификата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *