Что такое электронная таможня

Электронная таможня

Электронная таможня (англ. E-Customs)это многофункциональная комплексная система, которая существует в таможенных органах страны и объединяет информационно-коммуникативные технологии и совокупность механизмов их применения и дает возможность повысить качество таможенного регулирования и усовершенствовать таможенное администрирование.

Цель и принципы применения

Целью автоматизированной системы «Электронная таможня» является обеспечение таможенной безопасности государства, благодаря:

Применение электронных систем в таможенном деле в мире

В Японии для электронного декларирования используется автоматизированная система NACCS (Nippon Automated Cargo and Port Consolidated System), которая объединяет между собой участников ВЭД с участниками таможенных служб государства. Для оформления грузов с использованием такой системы декларанту нужно лишь заполнить со своего персонального компьютера необходимые сведения о товаре, о его наименовании, стране происхождения, контрактную стоимость товара, а также стоимость транспортировки.

В США действует аналогичная система. Американская система АКС (автоматизированная коммерческая система) является прототипом японского.

В странах ЕС для передачи данных в электронном виде используется система NCTS (New Computerized Transit System). В ЕС электронное декларирование товаров является обязательным. Такая система дает возможность декларантам предоставлять декларации в электронном виде до прибытия груза, проводить анализ рисков и ускорять обработку данных.

Источник

Электронная таможня дает «добро» бизнесу

Недавно о результатах масштабного реформирования таможенной службы рассказал руководитель ФТС Владимир Булавин главе Правительства Михаилу Мишустину на встрече 11 августа. Своим мнением о том, как совершенствуется работы таможенной службы делится старший научный сотрудник Института контрольно-надзорной деятельности РАНХиГС Галина Баландина.

Практически полный переход организации таможенного администрирования на цифровые технологии потребовал изменения структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в центрах, работающих только с электронными документами. В прошлом году завершилось введение в строй 16 таких центров, где теперь сосредоточено 99,8% таможенного оформления. Под действие технологии автоматической регистрации и выпуска подпадает каждая четвертая декларация.

Участники ВЭД уже оценили удобство использования единых лицевых счетов. На профессиональных форумах положительно отзываются о сокращении времени таможенного оформления, оптимизации процесса декларирования и более комфортных процедурах, повышающих открытость и предсказуемость таможенных операций.

У таможни амбициозные планы. Стратегия развития службы до 2030 г. направлена на «формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства». В краткосрочных планах ФТС – наладить систему управления рисками на товарные партии, построить интеллектуальные пункты пропуска и внедрить «туннельные технологии» с выпуском товаров в пунктах пропуска.

Чего не хватает?

Прежде всего, объединения усилий с другими госструктурами, контролирующими перемещение товаров через границу. Без синхронизации и интеграции таможенных процессов с информационными технологиями других ведомств и служб, на прохождение административных процедур для перевозчиков, импортеров и экспортеров можно лишь снизить излишние затраты, но не устранить их полностью.

Использование бумажных документов при прохождении товаров через границу, дублирование сведений при их представлении в различные органы, неоднократные осмотры и досмотры товаров – по-прежнему реалии сегодняшнего дня, хотя их доля и уменьшается. Но чтобы «насовсем» расстаться с устаревшими процедурами, требуется большая вовлеченность таможенной службы в развитие механизма «Единого окна». ФТС вполне способна занять роль лидера (организатора, координатора, держателя) этого механизма!

Также нуждаются в упрощении сами таможенные процессы. Двухуровневое таможенное законодательство (ЕАЭС и России), несмотря на множество источников, имеет «серые зоны» и разночтения в толковании и правоприменении. А классификация товаров по ТН ВЭД, определение таможенной стоимости, определение и подтверждение страны происхождения товаров, применение условий таможенных процедур подчиняются довольно сложным правилам. Снять эту напряженность можно только взаимодействием консультативного характера между таможенной службой и участниками ВЭД и их объединениями, что исключает полную автоматизацию процессов.

Руководитель ФТС России отмечает взаимное движение таможни и бизнеса навстречу друг другу – и эта положительная тенденция нуждается в развитии. Каждый участник ВЭД должен точно и детально понимать свои обязанности в связи с ввозом и вывозом товаров, и рассчитывать на определенные сроки выпуска (что пока не всегда происходит на практике). Поэтому разрыв личного контакта между выпускающим инспектором и участником ВЭД с целью исключить даже потенциальные коррупционные связи не должен пагубно сказываться на клиентоориентированности таможенной службы.

В заключение отметим, что сейчас к низкой категории риска относятся лишь крупные компании, составляющие менее 10% всех импортеров и экспортеров. Дальнейшая настройка таможенных и иных административных процедур поможет их упростить для остальных компаний. Что, в свою очередь, поспособствует вовлечению в круг участников ВЭД новых организаций и предприятий, которые предпочитают не выходить на внешний рынок или отдавать внешнеэкономическую деятельность на аутсорсинг.

Источник

Центральная электронная таможня

Становление Центров электронного декларирования началось после Решения коллегии ФТС РФ от 29.05.2018 г. С этого момента один за одним были введены в строй 36 ЦЭДов, расположенных по всей территории России.

Создание ЦЭлТ

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

В соответствии с приказом ФТС России от 7 февраля 2020 года №145 «О создании Центральной электронной таможни» был образован главный управляющий центр – первая Центральная электронная таможня. Если сравнивать с ЦЭДом, то это вышестоящий орган, который имеет более высокую компетенцию и его решения более значимы. В ЦЭДе таможенный инспектор фактически не принимает самостоятельных решений, потому что действует в соответствии со строгой инструкцией. В ЦЕлТ сотрудники выполняют более тщательный контроль деклараций. Они же будут принимать решение, если по какой-либо причине в ЦЭД возникнут проблемы с выпуском груза.

Структура центра таможенного оформления

В структуру Центральной электронной таможни входит пять отделов:

отдел государственной службы и кадров;

отдел документального обеспечения;

отдел таможенных процедур и таможенного контроля;

отдел таможенных платежей.

Здесь будут работать порядка 1000 сотрудников, и обслуживать они будут всю Россию.

Контактные данные ЦЭлТ

Центральная электронная таможня или ЦЕлТ расположена по адресу:

г. Москва, Комсомольская площадь, д. 1, строение 3, индекс 107140.

Реальность и риски

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

Создание нового таможенного органа, подчинённого Центральному таможенному управлению, проводится в рамках цифровизации и автоматизации таможенного декларирования. Это одно из направлений масштабного реформирования, нацеленного на преобразование таможни и задействование искусственного интеллекта. Внедрение новейших технологий необходимо для быстрого и удобного информационного взаимодействия с внутренними и внешними партнерами. Считается, что данное преобразование создаст более комфортные условия для работы бизнеса, обеспечит прозрачность работы таможни, сокращение сроков выпуска товаров и единообразие совершения таможенных операций, избавит от необходимости перевозки нерастаможенных грузов вглубь страны.

Таким образом, создавая ЦЭлТ, руководство ФТС обещает оптимизацию работы таможни, но на деле непонятно, как именно будет достигнут этот прогресс. Пока, особенно на этапе становления и преобразований, велики риски задержек и неразберихи при экспорте и импорте товаров. И на то есть причины. Главная из них – отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Если в Москве прогноз достаточно благоприятный, то в регионах ситуация по этому вопросу складывается менее оптимистично. Кадров не хватает. Не способствует заполнению вакантных мест высокая ответственность должностных лиц и сравнительно низкая оплата труда. ЦЭлТ укомплектовывают кадрами из таможенных органов Центрального федерального округа. Последние сокращаются.

После перехода ЦЭДов в ведение ЦЭлТ ожидаемо замедлится оформление документов. К инновациям и изменению бизнес-процессов нужно будет привыкнуть, возможно, переобучить сотрудников на местах. На стабилизацию работы потребуется какое-то время. Особенно остро проблема будет заметна в отраслевых ЦЭДах и ЦЭДах в крупных городах. Справедливости ради, нужно сказать, что обучение персонала на местах уже проводится на виртуальных тренажерах, что должно обеспечить адаптацию к реальному режиму работы и снизить вероятность возникновения проблем.

Поскольку информация из ЦЭДов теперь будет передаваться в ЦЭлТ и для этого задействуют дополнительные мощности, есть вероятность на начальном этапе технических и программных сбоев, что также негативно скажется на скорости таможенного оформления.

Потенциальные риски существуют, и участникам ВЭД нужно быть готовыми к задержкам таможенного оформления грузов. Радует, что эта проблема временная. Если ориентироваться на опыт запуска Авиационного ЦЭДа, то примерно через полгода после запуска ЦЭлТ заработает в постоянном ритме.

Основные тренды реформирования

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

Вместе с образованием нового таможенного органа с 29 июня 2020 года по 1 марта 2021 года в соответствии с распоряжением ФТС №228-р проводится эксперимент по разделению компетенции в сфере совершения таможенных операций.

С 31 июля 2020 года в ведомстве находится Центральный таможенный пост Центр электронного декларирования (101 310 10), телефон – (495) 276 36 62. Планируется включить в ведение ЦЭлТ и некоторые отраслевые столичные ЦЭДы. Свои электронные таможни будут и в регионах. Ориентировочно они появятся уже до конца 2020 года. Помимо существующих Уральской, Сибирской, Северо-Кавказской, Приволжской, заработают Южная, Северо-Западная, Дальневосточная таможни.

В целом, основные тренды реформирования – объединение некоторых СВХ и ЦЭДов, разделение полномочий и сужение компетенции, подчинение региональных таможенных постов Главному центру. Это значит, что в регионах уже нельзя будет самостоятельно растаможить или затаможить груз. Необходимо будет отправлять информацию в ЦЭлТ по открытым каналам связи. В данном случае все взаимодействие между региональными таможенными брокерами, таможенными постами, логистическими участками и Москвой происходит по электронной почте.

Если ЦЭДы подчиняются ЦЭлТ, то таможенные посты фактического контроля теперь не могут выпустить грузы без участия ЦЭДов. Другими словами, оформить региональный груз, подготовить необходимую документацию на месте уже скоро будет невозможно. Оформление теперь будет происходить с помощью Центра электронной таможни. Региональные тампреды с помощью почты связываются с сотрудниками этого центра, подают соответствующие запросы. А сотрудники, находящиеся в Центре электронной таможни, оформляют необходимую документацию в электронном и бумажном виде, делают всю подготовительную формальную работу. Чтобы импортный груз разгрузить на таможенной территории РФ, должно поступить одобрение именно из Главного Центра. Когда все это совершено, можно уже далее совершать растаможку/затаможку.

В данный момент происходит полная перестройка всей системы, разрушение старых связей и создание новых. Все это вносит разлад в привычные отлаженные схемы, что конечно же негативно сказывается на скорости таможенного оформления. Если раньше количество участников процесса таможенного оформления было минимизировано, и все они могли свободно взаимодействовать между собой, решая самостоятельно те или иные спорные вопросы, то теперь это не в их компетенции: все процессы проходят через Москву, а взаимодействие становится максимально прозрачным.

Помощь СБ Карго

Наша компания позитивно оценивает происходящие изменения. СБ Карго предоставляет услуги таможенного оформления в Москве и Московской области, является участником «Хартии добросовестных участников ВЭД» и соблюдает законодательство. Мы готовы помочь региональным компаниям, региональному бизнесу и производствам в таможенном оформлении грузов. У нас есть в этом положительный опыт, и мы в курсе всех последних нововведений.

Региональный таможенный брокер с помощью электронного взаимодействия с Центром электронной таможни может оформить всю необходимую документацию, но таможенные брокеры Москвы и Московской области находятся в непосредственной близости к Центру, поэтому специфические ситуации, проблемы в Москве обрабатываются намного оперативнее. Если будет какое-то нововведение в работе ЦЭлТ, наши представители смогут быстрее изменить свою тактику и оперативно оформить груз.

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.

Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.

Источник

Первая электронная таможня откроется в России 25 октября

Увольнять не будем

Руслан Валентинович, вы не раз говорили о создании электронных таможен. Когда и где появятся первые из них?

Руслан Давыдов: 25 октября запустится первая электронная таможня в Приволжье. А до конца года они появятся на Урале, Северном Кавказе, в Московской и Калининградской областях, а также в Новороссийске и Владивостоке.

И как выглядит электронная таможня?

Руслан Давыдов: Это офис, в котором работают сотрудники таможенных органов двух категорий. Это инспекторы, которые занимаются выпуском деклараций, не попавших в автоматический режим обработки. И функциональные отделы, которые работают по отдельным направлениям: контроль таможенной стоимости, код товара, запреты и ограничения. Повторюсь, это, прежде всего, офис, в котором идет работа с документами в электронном виде, где нет присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Нет их контакта с таможенниками и никакой коррупции. Всего же будет 16 Центров электронного декларирования, которые разместятся в основном в региональных центрах страны.

Грядут ли сокращения в связи с таким активным внедрением автоматизации?

Руслан Давыдов: Что касается кадрового состава, то численность таможни уже сократилась почти на треть за последние годы. Правда, этого никто не заметил. Сегодня речь о сокращении не идет. Основной упор мы хотели бы сделать все-таки на переквалификацию сотрудников. Например, перевести их на другие направления, например, на контроль после выпуска товаров, усилить пункты пропуска на границе. В любом случае мы предполагаем делать маневр штатной численностью.

Однако все еще есть жалобы на сбои в работе таможни из-за отказов оборудования.

Кроме этого, у нас создана круглосуточная служба технической поддержки по всем таможенным органам в России. Мы стремимся к тому, что все должно работать как часы.

Дотянуться до «облака»

Теперь речь идет о создании глобального информационного «облака»?

Руслан Давыдов: Да. Оно позволит объединить информационные возможности всех контролирующих органов: ФТС, ФНС, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, транспортного и пограничного контроля. По идее, все эти ведомства должны будут как давать информацию, так и брать оттуда все то, что им нужно.

Сейчас создание такого единого окна находится в процессе разработки, но с налоговой службой у нас такое «облако», по сути, уже есть. Пилотный совместный проект будет запущен в этом году, а вообще это перспектива ближайших нескольких лет.

Как в эти планы впишется международное сотрудничество?

Руслан Давыдов: Действительно, мы хотели бы создать всемирную, или, если хотите, глобальную таможенную сеть.

Это когда таможенные службы разных стран обмениваются информацией о движении товаров и выпущенных таможенных декларациях. Сейчас мы ведем переговоры с китайскими коллегами, учитывая, что 18 процентов нашей внешней торговли на сегодня приходится на долю КНР.

Схема проста: экспортная декларация, которую представил китайский поставщик в китайскую таможню, должна соответствовать импортной декларации, которую представляет наш импортер в ФТС России.

С одной стороны, все просто, но как движется дело?

Руслан Давыдов: Переговоры длятся уже несколько лет. Решена большая часть возникающих вопросов. Но одна проблема остается: китайская таможня упорно не желает озвучивать цену товара, поступающего к нам, ссылаясь на коммерческую тайну. Обо всем договорились, кроме цены.

То есть китайский продавец заявляет своей таможенной службе достоверные данные. Причина понятна: потом в налоговой надо подтвердить льготу по уплате НДС с экспортного товара. А нам импортер зачастую показывает уже заниженную стоимость, чтобы меньше платить таможенных платежей.

Справедливости ради стоит отметить, что это касается не только Китая. Страны ЕС вроде бы законопослушные, но тоже не торопятся давать ценовую информацию. А это уже около 40 процентов нашего внешнеторгового оборота. Никто не хочет даже косвенно мешать своему экспорту. И если при таких условиях импортному товару легче заходить в Россию, то на это закрывают глаза.

Вверх по Doing Business

Как вы думаете, перемены на таможне помогут нам подняться в рейтинге Doing Business?

Руслан Давыдов: Решение экспертов Всемирного банка по этому вопросу мы узнаем в конце октября. Я боюсь сглазить, но полагаю, что оно должно быть довольно позитивным.

На чем основана такая надежда?

Руслан Давыдов: В новом письме, присланном нам Всемирным банком, впервые за последние шесть лет признано сразу восемь наших реформ в области таможенного администрирования. Это огромный скачок в их понимании, за которым должны последовать выводы.

И какое же место нас может ждать в новой табели о рангах?

Дни стали минутами

Десять лет назад на таможне появилась первая электронная декларация. Как она изменила ситуацию?

Руслан Давыдов: Если бы десять лет назад вы пришли на таможенный пост, то увидели бы примерно такую картину: кишит толпа народа, битва за место «у окошечка», толстенная пачка документов, которые люди пытаются протиснуть, и инспектор, который еле успевает всем ответить. Тогда сроки оформления документов исчислялись днями.

Внедрено автоматическое категорирование компаний. Для того, чтобы компании попасть в низкий уровень риска, компьютер автоматически обсчитывает ее по 38 параметрам, оценивает ее историю. И в итоге, присваивает определенный балл. Причем абсолютно беспристрастно.

И сколько сегодня в стране «низкорисковых» компаний?

Руслан Давыдов: Более 8,2 тысячи из 70-80 тысяч участников внешнеэкономической деятельности.

Источник

Электронная таможня – дальнейшая реализация

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

Центральными положениями нового Таможенного кодекса, по которому мы начали жить с 01.01.2018 года были обозначены:

Заканчивается первый год жизни по новому Кодексу. Особого прорыва, пожалуй, не получилось. При этом, надо заметить, что по некоторым моментам стало действительно лучше: например, введение ЕЛС значительно ускорило зачисление денежных средств на счет таможенного органа, упростило уплату таможенных платежей, контроль за расходованием и движением средств, появилась возможность внесения денег по единому коду (10000010), в ближайшем будущем возврат обеспечения, и излишне уплаченных, излишне взысканных платежей будет также осуществляться без лишней волокиты. ФТС обещает, что переход к использованию ЕЛС всеми участниками ВЭД закончится до конца текущего года.

Набирает обороты автоматическая система регистрации и выпуска товаров: за 2018 год доля автоматически регистрируемых деклараций увеличилась в 1,7 раза, а доля автоматически выпускаемых деклараций в 1,3 раза по сравнению с 2017 годом (правда, что касается выпуска, то речь идет об участниках ВЭД низкого уровня риска).

Что же касается электронного декларирования, как вы помните, в России поэтапно создается единая сеть электронных таможен, которая будет насчитывать 16 мест декларирования: 8 региональных, 7 специализированных – две из них отличаются видами оформляемых товаров (Центральная энергетическая таможня и Центральная акцизная таможня), и 1 электронная авиационная таможня (московский узел).

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

Часть из этих таможен уже работает: в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях, в Калининградской, Московской областных таможнях, во Владивостокской и Новороссийской таможнях. Все остальные таможни, после создания 16 ЦЭДов будут преобразованы в таможни фактического контроля. Между таможнями будут распределены полномочия: за электронными таможнями закрепят оформление таких процедур, как экспорт, импорт и свободная таможенная зона. Таможни фактического контроля будут заниматься вопросами, связанными с фактическим контролем: открытие / закрытие процедуры транзита, проверка документов, осмотр / досмотр товаров и транспортных средств, оформление других процедур и т.д. ФТС обещает, что к концу 2020 года в автоматическом режиме будет регистрироваться 99% всех деклараций и не менее 64% деклараций выпускаться в автоматическом режиме. Но таможня говорит, что от участников ВЭД здесь тоже много чего зависит: относится или нет компания к низкому уровню риска, насколько правильно заполнена декларация на товары, все ли документы, подтверждающие сведения в ДТ есть в наличии, и правильно ли они формализованы, каждая мелочь может сыграть против автовыпуска. Давайте посмотрим, что же изменилось что еще будет меняться.

Начнем, пожалуй, с регистрации ДТ: срок регистрации (отказа в регистрации ДТ) сокращен до 1 часа. И это работает.

Пополнился список оснований для отказа в регистрации:

На выпуск товаров теперь дается 4 часа. Но если у вас запросили документы из перечня в гр. 44, назначен таможенный досмотр, или, например вы сами обратились в таможенный орган с внесением изменений или дополнений сведений, заявленных в ДТ, либо не выполнили вовремя требование таможенного органа о внесении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ (причем в первые 4 часа с момента получения такого требования), то срок выпуска продлевается на 1 рабочий день. Дальше больше, срок выпуска по определенным основаниям может быть продлен до 10 дней и более.

Как будет осуществляться диспетчеризация деклараций на товары? На Международном таможенном форуме первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, наглядно продемонстрировал, по каким критериям и параметрам декларации будут распределяться по ЦЭДам:

Что такое электронная таможня. Смотреть фото Что такое электронная таможня. Смотреть картинку Что такое электронная таможня. Картинка про Что такое электронная таможня. Фото Что такое электронная таможня

На первом этапе ДТ будет проверена на наличие в ней энергетических и акцизных товаров, они подпадают под компетенции энергетической и акцизной таможен и такие декларации автоматически будут уходить в эти таможенные органы.

Далее по месту налогового учета декларанта. Т.е., если декларант на учете в налоговом органе Московского региона, то его декларация будет отправляться на обработку в Центр электронного декларирования, который обслуживает Московский регион. Будут, конечно, учитываться и место нахождения товара, и нештатные ситуации, но в целом предполагается именно такая схема.

Бизнес уже несколько раз обращался к таможенным органам с запросом по расширению возможности электронного декларирования, например, при помещении товаров под процедуры переработки (пока это будет осуществляться в таможнях фактического контроля). Руководство ФТС обещает в будущем проанализировать востребованность этих процедур и возможность их перевода в формат электронных таможен.

Что касается пожеланий бизнеса и его ожиданий от электронного декларирования, которые были озвучены в ходе Международного таможенного форума 2018:

По мнению бизнеса-сообщества, реализация этих ожиданий позволит в дальнейшем сократить издержки, связанные с таможенным оформлением и снизить влияние человеческого фактора на принимаемые решения.

Зачастую наше мышление оказывается не готовым оценить преимущества перспективных технологий, но как показывает практика – научно-технический процесс способствует улучшению качества жизни людей. Так технологии, внедряемые ФТС России, в ближайшем будущем позволят оптимизировать, и сделать более прозрачными процессы, связанные с таможенным оформлением товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *