Что такое экземпляр бизнес процесса
Что такое экземпляр бизнес процесса
Все хоть что-то да слышали о бизнес-процессах — что каждой уважающей себя компании их нужно выстраивать, а ещё лучше оптимизировать. При этом определений бизнес-процесса много, и у любого более-менее авторитетного консультанта или вендора (разработчика софта для работы с процессами) оно своё. Попробуем внести ясность.
Типичное среднестатистическое определение бизнес-процесса, которое можно за минуту найти в интернете, выглядит примерно так:
Бизнес-процесс — это многократно повторяющаяся, логически связанная последовательность действий, направленная на создание ценности и формирование результата.
Определение состоит из трёх смысловых блоков:
1. Бизнес-процесс многократно повторяется.
2. Это логически связанная последовательность действий.
3. Бизнес-процесс направлен на создание ценности и формирование результата.
Разберём каждый из блоков отдельно.
1. Бизнес-процесс многократно повторяется
Процессы в компании должны идти один за другим, как на конвейере. Например, в банке процесс «Открытие счёта» происходит десятки тысяч раз в месяц, а магазин электроники десятки раз в неделю оформляет возврат товара по рекламации. Всю эту повторяющуюся деятельность можно и нужно выстраивать и оптимизировать, потому что она напрямую влияет на эффективность всего бизнеса. И наоборот, нет смысла заниматься оптимизацией разовых задач. Например, банку, скорее всего, не нужно автоматизировать ремонт офисной мебели.
Многократная повторяемость и всегда одинаковый результат отличает процесс от проекта. Важно их не путать:
Ещё разницу между проектом и процессом популярно объяснила Наталья Бабаева. Примеры бытовые, но суть отразить удалось.
Каждое открытие счёта в банке, выполненное по выстроенному бизнес-процессу, называется экземпляром процесса:
Экземпляр процесса — единичное выполнение действий процесса, которое приводит к результату.
2. Бизнес-процесс — логически связанная последовательность действий
Каждый экземпляр процесса должен выполняться одинаково по одной и той же логике. Логика — это то, как в компании договорились распределять работу по отделам и сотрудникам. Эта договорённость может прописываться в регламентах или автоматизироваться с помощью ИТ-инструментов. В рамках договорённости действия по процессу выполняются его участниками — людьми или софтверными роботами (RPA, Robotic Process Automation). Часть действий может выполняться автоматически — например, процедура KYC (Know Your Customer) при открытии счёта или эскалация до руководителя, если реакция ответственного сотрудника магазина на рекламацию затянулась.
Помимо участников у каждого процесса должен быть владелец:
Владелец процесса — реальный сотрудник компании или коллегиальный орган управления, который несёт ответственность за логику и результат процесса.
Владельцем, как правило, назначается топ-менеджер компании, отвечающий за направление деятельности, к которому относится процесс. Оргструктура компании при этом сохраняется. Если банк открывает счета, чтобы выдавать потребительские кредиты, то владельцем процесса будет замдиректора по кредитам для физлиц. Владелец процесса «Возврат товара» — замдиректора по качеству.
Владелец процесса наделён всеми возможностями и полномочиями, чтобы влиять на бизнес-процесс. Он проводит мониторинг того, как ведётся работа, анализирует все обстоятельства, сопровождающие действия по процессу, предлагает улучшения, собирает совещания по этому поводу, определяет, как изменения будут внедряться, и проверяет, пошли ли они на пользу.
3. Бизнес-процесс направлен на создание ценности и формирование результата
После совершения всех действий процесс должен заканчиваться одинаковым результатом — открытым банковским счётом, заменой товара или возвратом денег.
Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK говорит о создании ценности для клиентов, как о главной цели BPM (Business Process Management). Когда мы говорим о создании ценности в результате процесса, то мы имеем в виду ценность для клиента. При этом нужно чётко понимать, что само понятие «клиент» в BPM трактуется довольно широко. Клиент — это необязательно тот, кто открывает счёт в банке или возвращает бракованный товар. Это может быть и «внутренний потребитель» — сотрудник компании, который будет работать с результатом дальше, в следующем бизнес-процессе.
Если клиент открывает счёт в банке, чтобы получить кредит, то «Открытие счёта» будет частью (подпроцессом) процесса «Выдача кредита». Если после открытия счёта идёт процесс оформления страховки, сотрудник отдела страхования будет внутренним потребителем процесса открытия счёта. В результате открытия счёта будет создаваться ценность для сотрудника отдела страхования — вся информация, необходимая для выполнения процесса страхования.
Процесс выдачи кредита — пример сквозного (кроссфункционального) процесса:
Сквозной процесс — это бизнес-процесс, в исполнении которого задействовано несколько функциональных подразделений компании.
Сквозной процесс называется цепочкой создания ценности, если он связан с основной деятельностью компании и его клиент — это внешний потребитель. К примеру, «Выдача кредита» — одна из цепочек создания ценности банка. Этот термин перешёл в BPM CBOK из работ американского экономиста Майкла Портера (Michael Porter).
Для процессов, связанных с основной деятельностью компании (той самой которая и приносит деньги), есть ещё и отдельное название — основные процессы. Подробнее о разделении бизнес-процессов на основные, сервисные и процессы управления в ролике:
Важно запомнить и уметь объяснить все три составляющие определения бизнес-процесса. Без этого невозможно перейти к обсуждению самой концепции BPM и разбору кейсов внедрения. Важно понимать, что бизнес-процессы, даже если они не описаны и не автоматизированы, существуют в вашей компании прямо здесь и сейчас. Их даже можно увидеть — попробуйте, например, ответить на вопросы:
1. Какие процессы вашей компании можно отнести к основным, какие — к сервисным?
2. В каких сквозных процессах компании участвуете лично вы?
3. Как связан результат вашей работы с той ценностью, которую получает внешний потребитель?
Что такое экземпляр бизнес процесса
Процесс может выполняться несколько раз, и каждый раз ождиается, что все шаги данного Процесса будут выполняться в соответствии с последовательностью их расположения. К примеру, Процесс на фигуре 10.1 повторяется каждую пятницу, а в каждом из его экземпляров сначала выполняется Задача «Receive Issue List», затем Задача «Review Issue List» и т.д., т.е. ожидается последовательность выполнения, отображенная на диаграмме. Также ожидается, что каждый экземпляр этого Процесса является верным для данной модели, однако, некоторые экземпляры таковыми не являются (к примеру, если Процесс содержит Действия для ручного выполнения, а у исполнителей этих Действий нет соответствующей инструкции по их выполнению).
В некоторых программах моделирования для выполнения Процесса предусмотрено использование большего числа Действий и Событий, нежели указано в модели данного Процесса. Это позволяет осуществлять переход к нужному шагу без внесения изменений в саму модель. Например, изображенные на фигуре 10.1 экземпляры Процесса могут выполнять дополнительное Действие на отрезке между Задачами «Receive Issue List» и «Review Issue List». Данные экземляры являются верными для этого Процесса, поскольку они все так же выполняют содержащиеся в нем Действия (в указанном порядке и в указанных условиях).
Существует 2 способа определения того, что в Процессе возможно использование немоделируемых Действий:
Ограничение использования немоделируемых Действий, определенное посредством значений атрибутов isClosed и isImmediate, может быть применено только при выполнении Процессов и его экземпляров, содержащих такое ограничение. Немоделируемые Действия МОГУТ встречаться в экземплярах других Процессов.
В случае, если Процессом предусмотрено возможное использование немоделируемых Действий, то такие Действия могут появляться и в моделях других Процессов и их экземплярах, выполнение которых может быть верным для исходного Процесса. Рассмотрим пример Процесса, схожего с Процессом на фигуре 10.1, содержащим дополнительное Действие на отрезке между Задачами «Receive Issue List» и «Review Issue List». Процесс на фигуре 10.1 может содержать атрибут isClosed или isImmediate, что позволяет Действиям появляться на этом отрезке. По мере выполнения Процесса на фигуре 10.1 для него становятся верными экземпляры другого Процесса, содержащего дополнительные шаги на отрезке между Задачами «Receive Issue List» и «Review Issue List»). Разработчики модели могут указать, что все экземпляры одного Процесса становятся верными для другого Процесса, и эта связь осуществляется осредством поддерживающей ассоциации между Процессами. В ходе разработки моделей данных Процессов такая ассоциация может не учитываться, поскольку она является лишь отображением намерений разработчиков.
Как правило, такая поддержка осуществляется между приватным и публичным Процессами (см. Общее представление). Публичный Процесс содержит Действия, видимые для внешних объектов (например, Участников Взаимоотношения), в то время как приватный Процесс содержит остальные Действия, недоступные для внешних объектов. Скрытые Действия приватного Процесса для публичного Процесса не моделируются. Однако предполагается, что экземпляры приватного Процесса будут доступны для внешних объектов, как если бы они были экземплярами публичного Процесса. Это означает, что приватный Процесс поддерживает публичный (ожидается, что все экземпляры приватного Процесса будут верны и для публичного).
Процесс, поддерживающий другой Процесс (как в случае с приватным и публичным Процессами), не должен полностью его копировать. НЕОБХОДИМО лишь, чтобы экземпляры этого Процесса появлялись так же, как если бы они были экземплярам другого. В верхней части фигуры 10.127 отображен публичный Процесс с Задачами Отправка и Получение. Поддерживающий его приватный Процесс отображен в нижней части фигуры. Приватный Процесс отправляет и получает те же сообщения, что и публичный, однако, для выполнения этих операций вместо Задач в нем используются События. В нем также содержатся Действия, не входящие в состав публичного Процесса. При этом все экземпляры приватного Процесса будут появляться так, как если бы они были экземплярами публичного, т.к. сообщения отсылаются и принимаются в ТРЕБУЕМОМ публичным Процессом порядке. В публичном Процессе допускается появление немоделируемых Действий.
Фигура 10.127 – Процесс, поддерживающий другой Процесс
Фактически, публичный Процесс выглядит как недостаточно углубленный приватный. То, что не указано в публичном Процессе, есть в приватном. К примеру, если ни один из Потоков операций, направленных от Эксклюзивного Шлюза, не содержит условного выражения, то в приватном Процессе будет указано то, какое из Действий, служащих целями Потоков операций, появится. Другим примером является Событие Таймер, для которого не указано значение элемента EventDefinition. То, когда выключится таймер, указывается в приватном Процессе.
10.9 Аудирование
Элемент Auditing и его ассоциации позволяют указывать значения атрибутов, связанных с проверкой. Посредством его использования достигается способность BPMN к расширению. Данный элемент используется Элементам потока и Процессами. Однако данный документ не содержит описания атрибутов проверки, т.к. в BPMN 2.0 указан собственный набор атрибутов и семантики для них.
Фигура 10.128 – Диаграмма классов элемента Auditing
10.10 Мониторинг
Элемент Monitoring и его ассоциации позволяют указывать значения атрибутов, связанных с проверкой. Посредством его использования достигается способность BPMN к расширению. Данный элемент использьзуется Элементам потока и Процессами. Однако данный документ не содержит описания атрибутов проверки, т.к. в BPMN 2.0 указан собственный набор атрибутов и семантики для них.
Фигура 10.129 – Диаграмма классов элемента Monitoring
10.11 Представление XML-схемы для пакета Процесса
Таблица 10.136 – XML–схема для элемента Process
xsd:element name =»process» type =»tProcess» substitutionGroup =»rootElement»/>
xsd:complexType name =»tProcess»>
xsd:complexContent >
xsd:extension base =»tCallableElement»>
xsd:sequence >
xsd:element ref =»auditing» minOccurs =»0″ maxOccurs =»1″/>
xsd:element ref =»monitoring» minOccurs =»0″ maxOccurs =»1″/>
xsd:element ref =»processRole» minOccurs=»0″ maxOccurs=»unbounded»/>
xsd:element ref =»property» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element ref =»laneSet» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element ref =»flowElement» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element ref =»artifact» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element ref =»resourceRole» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element ref =»correlationSubcription» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element name =»supports» type =»xsd:QName» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:sequence >
xsd:attribute name =»processType» type =»tProcessType» default =»None»/>
xsd:attribute name =»isExecutable» type =»xsd:boolean» use =»optional»/>
xsd:attribute name =»isClosed» type =»xsd:boolean» default =»false»/>
xsd:attribute name =»definitionalCollaborationRef» type =»xsd:QName» use =»optional»/>
xsd:extension >
xsd:complexContent >
xsd:complexType >
Таблица 10.137 – XML–схема для элемента Auditing
Таблица 10.138 – XML–схема для элемента GlobalTask
xsd:element name =»globalTask» type =»tGlobalTask» substitutionGroup =»rootElement»/>
name =»tGlobalTask»>
xsd:complexContent >
xsd:extension base =»tCallableElement»>
xsd:sequence >
xsd:element ref =»resourceRole» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:sequence >
xsd:extension >
xsd:complexContent >
Таблица 10.139 – XML–схема для элемента Lane
xsd:element name =»lane» type =»tLane»/>
name =»tLane»>
xsd:complexContent >
xsd:extension base =»tBaseElement»>
xsd:sequence >
xsd:element name =»partitionElement» type =»tBaseElement» minOccurs =»0″ maxOccurs =»1″/>
xsd:element name =»flowNodeRef» type =»xsd:IDREF» minOccurs =»0″
maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:element name =»childLaneSet» type =»tLaneSet» minOccurs =»0″ maxOccurs =»1″/>
xsd:sequence >
xsd:attribute name =»name» type =»xsd:string»/>
xsd:attribute name =»partitionElementRef» type =»xsd:QName»/>
xsd:extension >
xsd:complexContent >
Таблица 10.140 – XML–схема для элемента LaneSet
xsd:element name =»laneSet» type =»tLaneSet»/>
name =»tLaneSet»>
sd:complexContent >
xsd:extension base =»tBaseElement»>
xsd:sequence >
xsd:element ref =»lane» minOccurs =»0″ maxOccurs =»unbounded»/>
xsd:sequence >
xsd:attribute name =»name» type =»xsd:string»/>
xsd:extension >
xsd:complexContent >
Таблица 10.141 – XML–схема для элемента Monitoring
Таблица 10.142 – XML–схема для элемента Performer
xsd:element name =»performer» type =»tPerformer» substitutionGroup =»resourceRole»/>
name =»tPerformer»>
xsd:complexContent >
xsd:extension base =»tResourceRole»/>
xsd:complexContent >
Привет!
Понятие бизнес-процесса очень широкое, существует масса трактовок. Для правильного понимания информации из рассылки необходимо знать, что под процессами понимает международное сообщество.
Официальное определение (ABPMP.ORG)
Существует общественная организация — The Association of Business Process Management Professionals. Она создана в 2003 году, в США.
Задача организации — обобщать опыт экспертов в области процессов, проводить обучение, издавать книги и глоссарии.
Ассоциация не зависит от производителей софта или методологии и существует полностью на взносы членов, поэтому я ей доверяю.
Коллеги из ABPMP написали свод знаний по управлению процессами. В нём подробно описан термин “процесс”.
Перевод определения на русский язык без изменений с комментариями
Официально | По-человечески | И в чём польза определения? |
Набор функций, выполняемых в определённой последовательности для создания потребительской ценности. | Последовательность работ. | Не процесс, если нет ценности для потребителей или последовательность не определена. |
Процесс начинается с чётко определенных внешних событий. | Процесс начинается с внешних событий. | Процессы не начинаются случайно. |
Процесс — сочетание всех действий, требуемых для достижения цели, получения результата, продукции или услуги, вне зависимости от того, где они выполняются. | Процесс включает всё необходимое для получения результата. | В процесс всегда должна включаться вся работа, чтобы достигнуть цели. Процесс не может окончиться безрезультатно. |
Такое объединение действий, выполняемых совместно для создания продукции или услуги, обычно выходит за рамки функциональных границ и границ организации. | Обычно в процессе задействованы несколько отделов или организаций. | Если в вашем процессе один человек(или отдел, роль), то это повод всё перепроверить. |
Действия, показанные в контексте их взаимосвязей, образуют последовательность или поток. | — | — |
В таком контексте определяется набор действий, выполняемых людьми, системами или совместно теми и другими для достижения одной или нескольких целей | В процессе могут участвовать люди и программы. | На схемах процессов надо рисовать задачи для программ, если программы делают работу для результата процесса. |
Процессы запускаются определёнными событиями и порождают определённый результат (или несколько результатов) в виде завершения процесса или передачи ответственности другому процессу | Результатом работы процесса является его завершение или запуск\изменение другого процесса. | Процессы должны иметь возможность завершаться. Процессы можно соединять с другими процессами. |
Процессы состоят из набора взаимосвязанных задач или действий, нацеленных на решение конкретной проблемы | — | — |
В контексте управления бизнес-процессами «бизнес-процесс» определяется, как сквозная работа, создающая потребительскую ценность | — | — |
Понятие сквозной работы является принципиальным. В нём подразумевается вся работа, необходимая для создания потребительской ценности в полном объёме, невзирая на функциональные границы | В BPM “сквозная работа” является принципиальной. Процесс должен быть полезен потребителю, несмотря на то, кто делает работу для получения пользы. | “Сквозная” работа — это та, которая пришла из внешнего мира (“Хочу доставку воды!”, запрос клиента”) и в него же (“Вот вода, вот акты, подписывайте!”) пройдя через вашу организацию(Записи в CRM, отгрузки, оплаты). BPM — это о процессах, а не про служебки на ремонт мышки в ИТ-отдел. |
Что такое экземпляр процесса
Представьте, что у вас есть чертеж холодильника, который включает в себя 2 модели: с одной и двумя ручками. Чертеж будет называться бизнес-процессом, а конкретный холодильник (с одной или двумя ручками) — экземпляром процесса.
Что дальше
Поговорим про 3 уровня моделирования схем в BPMN: описательный, аналитический и ИТ-уровень.
Денис Котов
Ведёт рассылку и проектирует процессы
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бизнес-процессы: Как все запущено и запутано. Глава Первая
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт БиПиЭм …
Термин «управление бизнес-процессами» — он же BPM (Business Process Management) прочно вошел в словарь важных слов современного (продвинутого) управленца. Реально этот термин должен отражать его повседневную деятельность (т.к. «само собой» ничего не работает и требует управления), но «с легкой руки» консалтеров это словосочетание стало обозначать нечто иное, но «очень эффективное и нужное», недешевое и, соответственно, сложное и непонятное (иначе, зачем столько BPM-консультантов?).
Тема активно муссируется с 80-х годов, за это время написано очень много умных книжек и статей, с конца 90-х в России ведется агрессивное продвижение «BPM-флагмана» ARIS и внедрение других «чуть менее» эффективных программных комплексов. Но до сих пор без помощи консалтеров назначение «модного» BPM не всем понятно, а его эффективность не однозначна. В очередной раз «просто о сложном» B-P-M или «Бизнес-процессы: Как все запущено и запутано».
1. Глава скептическая
1.1 BPМ-мантры
Каждый тор-менеджер сталкивается с «выгодным» предложением о внедрении загадочного Business Process Management. Мантры BPM-консалтеров обычно включают текст, приведенный в десятке абзацев ниже (кто знаком с мантрами, может их пролистнуть).
Для возбуждения интереса к теме, вступительные Мантры к вопросу «а зачем?» содержат:
— Необходимо комплексное восприятие бизнеса как системы взаимодействующих бизнес-процессов и переход на качественно новый уровень в организации производства, повышение операционной эффективности компании.
— Поэтому, эффективные бизнес-процессы — это залог успеха, конкурентоспособности и прибыльности компании (т.е. «правильности» компании).
— Следовательно, Управление бизнес-процессами (BPM) – эффективный инструмент повышения эффективности бизнеса и непрерывного улучшения вашей работы (не волнуйтесь, мы научим вас любить «бизнес-процессы вашу»).
Далее обычно говорится:
— Используя «самые передовые технологии» нужно провести работу по формализации (описанию, моделированию и т.п.), анализу и оптимизации бизнес-процессов, выявить «узкие» места в системе управления и причины постоянных операционных сбоев; «выровнять» ИТ и бизнес, выполнить гибкую настройку процессов и т.п.
— «Конечно же», это позволит: снижение стоимости и времени процессов (сокращение затрат и минимизацию потерь), повышение качества их исполнения, обеспечит «сквозную» автоматизацию бизнес-процессов (автоматизацию сквозных процессов, STP-процесс), «бесшовное» управление, прозрачность деятельности компании.
Реинжиниринг и автоматизацию: «Вместе с нами Вы сможете выделить те процессы, которые необходимо перестроить и автоматизировать в первую очередь, что существенно повысит качество конечного продукта и финансовый результат работы компании».
Обязательно скажут про «чудесное» процессное управление, про интеграцию приложений в рамках бизнес-процессов, бизнес-аналитику и операционный контроллинг. Много будет эффектных слов: стратегия развития (дорога в «светлое будущее»), непрерывное совершенствование управления и самих процессов, Business Process Improvement / Excellence / Resilience (нужное подчеркнуть). Много будет сокращений — и всего из трех букв: ABC, BSC, KPI, BAM, PPM и т.п. Итого: Управление бизнесом, процессами, качеством, рисками и даже управление самим процесс-менеджментом: Process Control — Process Management — Process Governance. Ведь согласно букварям по ARIS:
«При помощи методологии и инструментов ARIS можно управлять не только бизнес-процессами компании, но и процессом «управление бизнес-процессами» (управление управлением). Возможности „настоящего“ BPM, как правило, безграничны (включая управление временем, пространством и счастьем).
Пример 1. „BPM номер один“ в мире — «Волшебная» Платформа ARIS
(не путать с aris.ru) третье десятилетие подряд (EPC увидела свет в 1992) нам щедро дарит (правда совсем не дешево) следующие блага (цитата):
Повышение гибкости процессов: Гибкие бизнес-процессы и ИТ-системы позволяют быстро реагировать на меняющиеся условия рынка и изменения бизнес-модели.
Сокращение сроков внедрения: благодаря повторному использованию существующих процессов.
Повышение эффективности процессов: Повысьте эффективность ваших процессов с помощью их анализа и моделирования для устранения «узких мест», выявления дублирующихся звеньев,
Улучшение качества: Улучшите качество процессов и работу ИТ-систем за счет лучшего определения процессов, предотвращения сбоев в системах и более эффективной коммуникации между сотрудниками.
В итоге: „Благодаря более эффективным процессам, а также слаженной работе ИТ- и SAP- систем ваше Цифровое Предприятие сможет быстрее реагировать на изменения требований бизнеса и рынка“.
Пример 2. Почти погодка (1996) и того же продавца Платформа webMethods:
творит еще более впечатляющие «чудеса» (цитата):
Возможности: Создание процессов, ориентированных на заказчика. Предотвращение проблем. Быстрое реагирование на меняющиеся потребности бизнеса. Ориентация на создание ценности, а также: Улучшение производительности, контроля, последовательности и гибкости. Автоматизация процессов для уменьшения объемов работы, выполняемой вручную. Снижение расходов за счет повышения эффективности. Внедрение основанных на процессах решений с использованием существующей ИТ-инфраструктуры.
Преимущества. Эффективность: Непрерывное улучшение бизнес-процессов и достижение более высокого уровня эффективности … Прозрачность: … Принятие решений на основе информации, полученной путем анализа процессов в реальном времени. Контроль: Выявление узких мест … Качество: Обеспечение последовательности и исключение ошибок, связанных с выполнением работы вручную. Снижение расходов за счет оптимизации и стандартизации процессов. Быстрое внедрение изменений: Быстрое реагирование на меняющиеся условия бизнеса. Оперативное внедрение изменений процессов и ускоренная разработка новых приложений …
Концовка цитирования мантр.
Оказывается, что BPM системы «простые в освоении» и сразу приносят отдачу от внедрения (жутко мгновенный возврат инвестиций). Менеджерам они дают простой способ контролировать ситуацию в организации, линейному персоналу – четкое распределение ответственности и эффективное управление своим рабочим временем (система поддержки приятия решений), потребителям – более быстрый и качественный продукт или сервис.
Таким образом, как становится всем „очевидно“ — без BPM развитие бизнеса невозможно в принципе: или наш консалтинг плюс покупка BPMS или „сушите весла“. Современные Андерсены (которые Ханс Кристиан и Ганс Христиан) переключились на более прибыльные сказки для взрослых, особенно в жанре „Hовое платье BPM. Corporate Edition“.
Мантры консалтеров и производителей методологий и BPM-систем (BPMS) «убедительно подтверждаются» горами книг, статей и «священных писаний». Одни религиозные течения сменяют другие: старые и новые BPM-заветы (хронология ), включая ГОСТ 19.701-90, RUP-UML, IDEF, ARIS EPC, webMethods BPMN или Metasonic s-BPM, и „BPM-технологии спасения цивилизации» типа UFO
Замещаются BPM-пророки (обычно немецкие профессора) и мавры: Мавр сделал свое дело. Ему на смену пришел другой мавр
Причем часто речь идет не о “всего лишь» графических нотациях (системах условных обозначений) или пакетах программ, а «о целых» BPM-парадигмах (точнее пирамидах), «салюшенах» и метамоделях (надмодели, модели моделей и прочая эквилибристика), например, «BPM-домах» («дом ARIS») или «Business Process Meta Model» / «фреймворках метамоделей» (ADONIS\ADOit). Не только вендор, но и каждый «уважающий себя» консалтер норовит изобрести свою BPM-концепцию: от методологий и методов до архитектур и методик.
Жестко, но прямо. Парадокс: имеется масса трудов по BPM, но информации (не рекламы, спама и информационного мусора) — мало. Энтропия (количество полезной информации на страницу) минимальна. Откровения вендоров, консалтеров и внедренцев собираются в BPM-библиотеки. Наиболее «продвинутые» прямолинейные специалисты сразу дают к ним пояснения, к разделу: Публикации / Бизнес-процессы, процессная система управления:
«… считаю что 95% публикаций – бесполезны и даже вредны». Далее, подчеркивается, что если у вас есть деньги, то «… не стоит читать всякую лабуду в интернете. Цена ошибки слишком высока, время теряется даром. Пригласите меня – профессионального консультанта по управлению! Я помогу вашему бизнесу стать конкурентоспособным. Повысится рентабельность, управляемость, мобильность. Я выполню для вас комплексный консалтинговый проект: стратегия, реструктуризация, мотивация, бизнес-процессы. За качество и жизнеспособность консалтинга отвечаю».
Именитые BPM-монетизаторы конечно себе такую откровенность не позволяют и «зуб не дают» (какие гарантии? Это же BPM!), но под приведенными вначале статьи мантрами, как правило, скрывается та же суть, но под более «наукообразным соусом». Более того: что «широкопрофильные» консалтеры «большой четверки»
, что именитые BPM-методисты во главе с Scheer что «топовые» столичные и региональные интеграторы непременно возьмутся за ваш проект. Возьмутся за моделирование и оптимизацию БП, а также за «любое-любое управление», в том числе, когда BPM-проект под вывеской «моделирование бизнес-процессов» подменяется управленческим консалтингом, включая оценку текущего состояния и тенденций развития предприятия, выявление проблем, анализ и т.п.
Интересно, но оказывается, что для «успешных» проектов по моделированию, оптимизации и даже управлению (менеджменту) бизнес-процессами не требуется профильных специалистов. Так на проекте по розничному или корпоративному бизнесу банка со стороны консалтера не будет человека, хоть день проработавшего в банке, а на проекте по моделированию бизнес-процессов Генштаба не будет человека, прошедшего армию.
Ведь используется методология «правильная» и унифицированная, поэтому и специалисты не должны привязываться к какой-то конкретной отрасли. Во всех случаях и отраслях результат будет один – «успех». «BPM маркетинговый» просто обречен на успех.
«Поймать и улучшить»: Выявить, автоматизировать, контролировать, управлять, изменять, корректировать … BPM-мантры складно звучат и завораживают. Однако за четверть века вам не удалось найти ни одного подтвержденного примера с цифрами о результативности внедрения?
Хотя за это время приобретены и «успешно» внедрены километры BPM-методологий и тонны BPMS-ов, ежегодно осваивались миллиарды долларов, см. рынок BPMS
Где эффект от формализации (моделирования), анализа и оптимизации процессов? Исключим примеры внедрения обычной автоматизации под видом (эгидой) BPM.
За 25 лет торжественного шествия IDEF & EPC нотаций сколько было по ним только в России «замоделировано» бизнес-процессов (БП), заключено бизнес-объектов в репозитарии, нарисовано бизнес-квадратиков, бизнес-кружков и стрелок? Миллиарды моделей БП? Триллионы кружков? И еще столько же, но уже «оптимизированных»? Однако кроме заверений об успешности проектов (видимо всех) – ничего более о результатах не известно. Лишь качественная оценка? Вообще, что значит успешный BPM-проект?
Например, артиллерийские стрельбы выполнены «на отлично», когда подразделение без происшествий прибыло на огневой рубеж и отстрелялось в сторону мишеней (даже не поразив ни одной). Непонятно вообще, Как измерить успех BPM
По результату? Где замеры? В рублях, в вероятности операционных ошибок, в других единицах?
BPM очень «любит» метрики (количественные характеристики), включая KPI и BSC, а вот измерить СВОЮ эффективность не в состоянии? Нормой считается декларация результатов проекта в не измеряемых величинах: процессы стали более оптимальные, а управление более эффективное (выше, глубже, шире).
Пресловутая коммерческая тайна – надежное «прикрытие» и основной сподвижник пиара, манипулирования и монетизации «BPM-фишек» (впрочем, как и других «IT-фишек», причем «золотых»). Подтвержденный ROI хоть одного проекта внедрения BPM имеется? Эффективность инвестиций в BPM, измерение результата BPM-проекта, оценка достигнутого уровня оптимизации бизнес-процессов компании?
Часто: «одно лечим, другое калечим», поэтому важна картина не по отдельным процессам, а в целом, и по различным метрикам, включая, снижение издержек, времени исполнения и операционных рисков. Не научились считать ни коэффициент автоматизации БП, ни уровень стандартизации БП. Зато без цифр можем судить об оптимальности и эффективности.
На протяжении многих лет основной девиз BPM: «результат – ничто, процесс — все!». Причем «Процесс» — как процесс монетизации «BPM –фишек», поэтому под разным соусом можно (нужно) продать все и вся. Схожий девиз (во всяком случае, формально) имеет ведущий BPM блог страны: «Главное не результат, главное процесс».
Маркетологи сходятся в одном: У российского рынка BPM — очень большие перспективы. Видимо, в первую очередь, по монетизации его «фишек». Ведь российскому BPM-детине уже за 25, а «взрослеть» он и не думает. В 2015-ом специалисты, продвигающие BPM с начала 90-х, нас «обнадеживают»: Сейчас большинство российских компаний находится на этапе, который мы называем «ранний BPM»
Можно задавать и другие «десятки вопросов»: 10 вопросов к BPM
Почему автоматизация бизнес процесса не увеличивает производительность самого процесса? Почему после внедрения ВРМ, процессы усложняются? Почему процессы, требующие автоматизации, оптимизируются для автоматизации, но никак не для бизнеса…
1.3 BPM-тройники и карусель абсурда
Читаешь одну статью по BPM, читаешь другую. Часто возникает ощущение, что авторы вкладывают в это понятие нечто разное. Даже bpm.com признает, что десятилетиями смысл «BPM» был противоречив и спорным (в том числе и для экспертов!). От себя добавлю: сегодня ничего не изменилось, и сегодня — как в старом анекдоте, где слово «приборы» заменим на «бизнес-процессы» или BPM:
Летят на аэроплане (с «полетным» BPM) Петька и Чапаев. Сперва полет нормальный.
— Петька, бизнес-процессы!
— 90-60-90, Василий Иванович.
— Молодец Петька! Так держать!
Спустя время аэроплан начал заваливаться в штопор:
— Петька-а, бизнес-процессы-ы!
— стабильно: 90-60-90, Василий Иванович.
— Петька-а-а, а шо значит 90-60-90?
— Василий Иванович, а что значит «бизнес-процессы»?
Тема «что такое BPM» и что такое «бизнес-процесс», да и просто «процесс» — одна из «излюбленных» как среди новичков, так и «профессоров BPM». Имеет место различная трактовка как терминов, так и наличие схожих аббревиатур.
Кроме традиционной существуют следующие расшифровки BPM:
— Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса (Corporate Performance Management), см. BPM vs. BPM: и зачем так народ-то путать.
— Business Process Modelling (моделирование БП), Business Process Monitoring (мониторинг бизнес-активности, Business activity monitoring, BAM), которые часто рассматривается как составляющие BP-Менеджмента.
Performance.
В свою очередь, Business Performance Management (реже обозначается как BP Performance Management) — «он же»:
Corporate \ Enterprise Performance Management, Strategic Enterprise Management, т.е. BPM=BPPM=CPM=EPM=SEM
В понятие вкладывается управление эффективностью финансовой и операционной деятельности. Этот «Performance» по формальным признакам за исключением части Financial Management (Бюджетирование) содержится в общеупотребимом Business Process Management.
«Терминологический коктейль как будто специально создается, чтобы запутать читателя» … В русском языке, к сожалению, пока также отсутствует единое название для ПО класса BPM. Возможно, это расплата за традиционные уловки маркетологов, «маркетоложество» Когда такое публично заявляют сами директора по маркетингу, то это означает что ситуация далеко ушла из под их контроля («вы хоть сами понимаете, что натворили?«).
Раз «коктейли зажигают» (Молотова), значит это кому то нужно? Одна из версий: создать «новый» класс систем и занять в его рейтинге призовое место. Т.е. самый правильный (реальный) перевод Performance = спектакль.
Вспомните «Служебный роман», современный BPM это такой же «Перформанс на потолке»: красиво, крутится, круто (скорее любопытно), но вот практическая значимость пока под вопросом.
Используются термины Business Process Planning and Control (BPPC, планирование и контроль бизнес-процессов), BPA:
Business Process Automation \ Business Process Analysis.
Поразительно, но долгое время позиционируемый как самый что не наесть «правильный» BPM, сегодня АРИС продается не как BPM, а как BPA: ARIS Business Process Analysis, а BPM-пьедестал занял webMethods Business Process Management (по версии Software AG)
За «терминологические первенства» ведутся идеологические войны, например, используя трактовки, что ARIS это не инструмент BPM, а всего лишь BPR (business process reengineering), т.к. дескать «настоящий» BPM непременно должен иметь «исполняемый движок» (executing process-based applications). Также известны принципы: «Чистое моделирование не есть BPM», BPMS — это инструмент окучивания толстого клиента, которому можно показать на экранчике схемку как работает его компания
Путаница и вольная трактовка понятий «бросает тень», отождествляя BPM с «цифровым герболайфом», и влечет противостояния типа: BPM vs BPR в частности, ARIS vs BPM
Все смешалось: кони, люди, BPMы.
ARIS, предъяви свой мандат: Ты BPM или кто? Что на самом деле нам продавал столько времени IDS Scheer (компания была образована 1984)? BPM или не BPM? Этим вопросом самого профессора Шеера, видимо, так «достали», что вынудили отвечать прямо на страницах книги Agility by ARIS Business Process Management
Мировое светило подтверждает: «ARIS Platform известен во всем мире как BPM, Business Process Management. Но, в то же время, этот термин все чаще используется при обсуждении самых разных мероприятий» (глава: BPM – A Question of the Definition). Немецкий профессор «не так прост» и далее в книжке приводит новые термины: «business BPM» и «technology BPM».
Эдакий, «бизнес-бизнес» процесс-менеджмент. Похоже это перспективная тема для диссертаций и «научных открытий». Интересно, а если все же докажут, что «ARIS это не BPM», то деньги вернут тем, кто купил ARIS Toolset «как BPMS»? Житейская аналогия приведена в конце статьи (Вставка: Зоя, верните деньги! или ARIS BPM vs ARIS BPA).
Прежде всего, BPM — это бренд и за место под раскрученным брендом (под солнцем) каждый монетизатор бренда, товаров и услуг под этим брендом будет биться «до последнего вздоха» и, если верить Марксу, пойдет на любые преступления даже под страхом виселицы (читаем «Капитал»).
Одно из обсуждений классов BPM: Сколько разновидностей BPM нам нужно?
«Некоторые называют BPM старый добрый реинжиниринг с его «as-is» и «to-be», другие — регламентацию бизнес-процессов и/или внедрение Системы менеджмента качества, третьи — автоматизацию бизнес-процессов в ERP-системе, четвертые — покупку и внедрение BPMS, пятые — workflow в ECM-системе и т.д.».
Если нужно подчеркнуть, что BPM-система это нечто «исполняемое», то нужно и называть это как «система программирования» или «система (среда) исполнения» бизнес-процессов, как например, в термине: IT Business Process Management Environment.
Борьба «за бренд BPM» будет длиться долго, т.к. главное не «товарный» результат (товар, производство товаров и услуг, развитие технологий и т.п.), а результат «финансовый», т.е. «чистая прибыль» (основной закон капитализма, снова читаем «Капитал»).
Иногда BPMS расшифровывают через «Suite» (набор инструментов), причем wikipedia со ссылкой на Forrester Research в таком Suite выделяет:
human-centric BPM, integration-centric BPM (Enterprise Service Bus), document-centric BPM (Dynamic Case Management). Как то вот так Рис. BPM-свиты глазами Forrester:
Идеологически направление Suite (единый «большой» набор подсистем в рамках одной системы) – обычно противопоставляется решениям класса «Best of Breed» — лучший представитель породы. Но для BPM Suite зачастую это напоминает сложение яблок с апельсинами – уж слишком разноплановые эти Свиты.
BPM-ов — как можно больше и разных, а еще лучше — новых! («свежих»)
Есть масса других BPM-терминов: от привычных и уже монетизированных до новомодных из BPM 2.0: Subject-oriented BPM и Intelligent BPM и других «перспективных»
Мода на BPM скоро пройдет? Не опасайтесь, — на небосклоне уже появилась новая «звезда» BPaaS (Business Process as a Service, например, Scheer BPaaS) \Cloud BPM. Копите деньги, — вам скоро расскажут на что их «очень эффективно» потратить. В сравнении с «тоже BPM» — BPM 37093 земные «BPM-звезды» такие же «переменные» и «пульсирующие» (фетишовые), а вне «мыльного пузыря» пиара — реальные белые (и пушистые) «карлики».
Неудивительно, что при исчерпании ресурсов BPM в части пиара, «на помощь» приходит кооперация с другими «ИТ-фишками». Кроме «облачного BPM» (скорее «заоблачного»), есть разные «парные i-фишки» (сладкие парочки), например, BPM + Business Intelligence = BPI, business process intelligence: «BPM в сочетании с BI делает бизнес более разумным«, конечно же, за счет эдаких «шибко сообразительных» i-бизнес-процессов.
А что еще делать, если продажи BPM падают или очень хочется «чего то новенького» (свеженького)? Правильно: придумаем «интеллигент BPM», нарисуем новый квадрат Intelligent BPM — iBPMS (Gartner «iBPMS Magic Quadrant»).
Снова встречайте: BPI, но это который уже не «Intelligence», а Business Process Improvement, CPI (continuous process improvement — «непрерывное совершенствование процессов»), CPM (corporate performance monitoring — «мониторинг эффективности предприятия»), process mining (см. Анализ процессов — мост между BI и BPM ) и другие «модные» направления и «звездные» термины.
С одной стороны можно согласиться, что BPM переживет и «ЭВМ и капитализм»: бессмертный BPM, Ken Carraher, What is BPM and Why Will it Never Die?
Только после смерти капитализма и соответственно «одурачиваемого нас» маркетинга, понятие BPM должно измениться (надеюсь, в лучшую сторону).
Еще есть «BPMs без BPM – наиболее распространенный на сегодняшний день вариант отечественной реализации»
1.4 Процессное управление и автоматизация
«Говорим BPM — подразумеваем процессное управление»: на протяжении десятилетий от ведущих BPM-консалтеров слышим дифирамбы по процессному управлению. До сих пор считается, что с BPM призван в организации заместить «древний и неэффективный» функциональный подход на «новый и прогрессивный» процессный. Мало того, что оба этих направления образуют дуализм управления (как дуализм света в физике) и разные проекции процесса — проецирование одного процесса на плоскости процессную и функциональную, так еще имеют давнюю историю.
Во-первых, проектное мышление в Советском союзе подразумевало параллельно мощный институт (как концепцию) Главных конструкторов (отдельно от орг-штатной структуры были должности ГК изделия и ГК его составных частей), который был самый, что не наесть «процессный», следовательно: «назад в будущее». Пример из проектной области, но в ее основе тот же самый процессный подход, поэтому странно, когда проектную организацию работ противопоставляют процессному подходу.
Во-вторых, любая организация конвейерной сборки изделия (даже программного) вынуждает наличие процессных принципов организации производства. Есть примеры «чисто» процессного предприятия? Разве можно проводить оценку зрелости предприятия на основе величины замещения процессным управлением функционального (впрочем, как и по наличию полного описания на все-все бизнес-процессы)? Скорее полностью процессное предприятие — это утопия: «Ведь выходит, что до процессного откровения управленческая практика двигалась в направлении злостного вредительства …«, см. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность
«Процессная Смесь». Похоже «управление процессами» — универсальная «добавка» типа БАД. Часто встречается: «управление процессами и ресурсами», «управление процессами и кейсами», «управление процессами и проектами», в целом «управление процессами и «все равно» чем».
Другим спорным утверждением является: BPM — как автоматизация бизнес-процессов. BPM, где «М» — и как «управление» (management) и как «моделирование» (modeling) может иметь право на жизнь даже в компаниях, где вообще нет компьютеров или имеется лишь одно средство автоматизации — система описания бизнес-процессов.
Кроме того, управление и описание бизнес-процессов часто имеет уклон в сторону взаимодействия подразделений, где показываются лишь сущности и события, фиксирующие «передачу эстафетной палочки» и часто неважно бумажные или безбумажные это документы.
Иногда основная задача BPM-проекта — фиксация и анализ бизнес-логики «вообще без» или «с минимальным» рассмотрением инструментов автоматизации. В том числе, поэтому делаются упорные попытки переименовать «старый BPM» в «реинжиниринг» (BPR) или анализ (BPA).
Вообще, до полного отказа от бумажных носителей — еще далеко, как из-за вопросов надежности обработки и хранения, так и легитимности. Например, до сих пор достаточно неоднозначным вопросом являются предоставление произвольных электронных документов в суд или другие госорганы. Остается задача формализации (моделирования) и управления (оптимизации) неавтоматизированных и частично автоматизированных процессов.
Бизнес-процессы могут быть инвариантны к средствам автоматизации или вообще реализовываться без их участия, однако все равно процессами нужно управлять. Изначально, BPM – это управленческая концепция, с автоматизацией или без нее. Следовательно, BPMS (система) — лишь программное обеспечение для поддержки концепции «управления процессам» (BPM) в компании.
Поэтому BPM имеет право на существование и без «упора на автоматизацию» процессов компании, а лишь для поддержки самой концепции «управлять» (упорядочивания, наведения порядка).
Типовая ситуация, когда все есть — и ERP и BPMS и еще 50 других систем от крутых вендоров, только все одно — «счастья нет». И виноваты всегда — «бизнес-процессы», что при наличии автоматизации, что без нее. Точнее крайним будет «автоматизированный» либо «неавтоматизированный» хаос. Еще вопрос, что страшнее.
1.5 BPM vs всех
Если не удается с кем то скрестить BPM, например, с BI, то нужно противопоставлять. Интересно противопоставление BPMS другим системам автоматизации: достаточно набрать в поисковике: «BPM vs», а далее поисковик сам предложит наиболее частые варианты запросов — против кого воюет сегодня BPM. Например, BPM and ECM – The War Begins
Большинство современных (и не очень) систем класса ERP, CRM, ECM имеют (причем давно) встроенные движки workflow (BPM-Engine) и реализуют элементы натурного (графического) моделирования с помощью самых что не наесть BPM-нотаций, включая BPMN.
В то же время: из исполняемой BPMS можно сделать не очень сложную ERP, CRM, ECM и вообще любую другую программу, т.к. исполняемая BPMS потому и «исполняемая» — что позволяет иметь на выходе обычную программу. Причем не так важно — будет ли она «крутиться» на Web Process Server или будет скомпилирована в «exe» (java), например, через промежуточное преобразование UML (или иных) моделей в C++ (ранее популярное направление от Rational).
Как правило, вопрос лишь в производительности BPMS (исполнении конечного кода), надежности и особенности проектировании (например, наличие тематических конфигураций — шаблонов). В ряде случаев можно проектировать алгоритмы в дизайнере «настоящей» BPMS (включая неисполняемые) и выгружать их в целевую ERP, CRM, ECM.
Скорее современные ERP, CRM, ECM с поддержкой BPM можно рассматривать как специализированные BPM, — типовые для конкретной задачи с оптимизированным вычислительным процессом и соответствующим набором сущностей предметной области. Что бы это стало очевиднее, прямо в аннотациях к системам СЭД стали явно указывать: «системы управления документами и бизнес-процессами»: ECM + BPM: два в одном (Docsvision).
Кроме того, не всегда справедливо делать упрек: «… уровень этих обсуждений зачастую весьма невысок. Представителям отечественного ИТ-сообщества пока не хватает знания основ», т.к. как было показано выше, даже выдающиеся профессора и светила BPM часто выступают в роли «Сусанина» и делают все возможное, что бы запутать и, видимо, на этом заработать (хотя бы репутационные бонусы).
«Сказочная окраска» BPM и реклама — что ни статья или даже книга — так и «тянет откровенным маркетингом», что ни BPM-направление, — во главе «процесса» почему то маркетологи, а ключевые должности в BPM-сообществах не «Заместитель по науке», а непременно «Вице-президент по маркетингу». Почему так?
Заключение к первой главе
Главная черта современного BPM — «великая вавилонская путаница», что в терминологии и базовых понятиях, что в концепциях и сфер применения. Среди категорий: «научное направление», «инженерная дисциплина», «теология» – сегодняшний BPM ближе всего скорее к последней, даже несмотря на огромное число специальных программок BPM-направленности. Кроме этого, маркетинговая составляющая доминирует над содержательной.
В очередной раз: само «управление бизнес-процессами» непосредственно к автоматизации не имеет ровно никакого отношения. Управлять можно и неавтоматизированными бизнес-процессами, а те, кто ставит во главу угла программную реализацию процесса через BPMN и другие нотации – пусть называет это не BPMS, а «программирование процессов с помощью схемок из квадратиков».
В принципе не важно: BPM и («или», «не») BPMS — это то, что рисует квадратики (EPC, методологии) или умеет их оживить (исполнять квадратики модели в BPMN, ПО). Потому что, в реальности BPMS это не программный комплекс, а BPM — не инженерная технология и не концепция управления, базирующаяся на научном подходе. BPM(s) уже давно маркетинговая целевая программа (культовая «фишка»), божественная IT-конфессия, проще говоря — икона с принципом: «Быстрее, лучше, дешевле и»… Бесконечный путь по магистрали монетизации с узеньким тротуарчиком (тропой) инженерной мысли.
Чтобы разобраться «What is BPM» и в чем смысл [жизни] BPM полезно посмотреть, что об этом говорят на what-is-bpm.com или com/what-is-bpm или на *.ru и т.п. Но понятного и правильного ответа не нашел и там. Такие же «мухи с котлетами», а многие толкования слишком широкие, чтобы быть полезными, например, «BPM – это то, что вы делаете».
Глупо искать ответы на эти вопросы на сайтах поставщиков BPM, BPMS и подобного. Это их бизнес, их «хлеб». И от «капитализации» самого термина и его значения, расставленных акцентов многое значит в их бизнесе, т.к. главная их цель не «хороший BPM», а «хороший доход». В лучшем случае, можно рассчитывать на откровенность типа: «What is BPM?», «Не знаю, а и знал бы — не сказал бы».
. Вставка: Зоя, верните деньги! или ARIS BPM vs ARIS BPA
На протяжении десятилетий ARIS позиционировался и продавался как настоящий BPM (BPMS). Теперь он вроде как совсем не BPMS. Посмотрим на ситуацию по-житейски с использованием аналогии Ricardo Passchier в BPM — Великая Вавилонская путаница: Сравнивать BPA и BPMS, что сравнивать яблоки и апельсины
Представьте ситуацию, что вы живете на крайнем севере и ранее яблоки и апельсины не ели и не видели.
Придя в буфет, видите коробку с надписью «Очень вкусные Апельсины» (читай Best BPM). На ценнике к тому же очень много циферок и не в рублях, т.к. удовольствие не дешёвое: Апельсины же! (смотрим ARIS Price). Но, «что делать?»
Приносите коробку домой — порадовать гостя (Ricardo Passchier): «Отведай апельсинчика» (спелого BPM-чика)! А он в ответ (он же не с крайнего севера): это же яблоки (BPA), а не апельсины (BPM)! Апельсины должны иметь такие то и такие то свойства.
Вы — в магазин: Зоя, что же ты меня обманула, это не апельсины (Это же не BPM!), верни деньги за апельсины, за моральный ущерб, а этикетку замени на «яблоки» (на BPA)! Зойка-буфетчица с невозмутимым видом: Спокойствие, Главное спокойствие, позвоню поставщику в Берлин (вендору). «Hello, Herr Professor? У нас «eine kleine problem»… Что Вы говорите! Это «апельсиновые апельсины» (по аналогии «Бизнес бизнес процессами управление», Business Business Process Management, см. выше в основной части статьи «business BPM»). КонГениально профессор! Auf Wiedersehen».
Слышь, Петрович, а так и думала: ты разбираешься в яблоках (знаешь толк в BPM) «как свинья в апельсинах» (русская народная пословица). Это оказывается «апельсиновые апельсины», которые могут быть не похожи на другие апельсины. Поэтому «не парься», а кушай «на здоровье», да смотри не обляпайся. Еще одну коробку (Suite) возьмешь?
. В целом, почти как с ARIS-ом. Для успешных продаж «взбрасываются» новые термины и подменяются прежние названия, выдумываются модные фишки, проводится ре-брендинг, вводится тавтология и путаница (см. выше «управление управлением»), а потом создается ореол «успешности» и необходимости внедрений т.п. Главное: воду сделать мутной, а остальное — «дело техники».
В далеком 2000-ом, в основном употреблялся единственный термин: CASE. И его было достаточно. Когда при проектировании «системы» формализовывали бизнес-логику и укрупненные алгоритмы взаимодействия исполнителей (систем), то в слове CASE понимали S=System и использовали соответствующие инструменты, например, ARIS\EPC.
Когда формализовывали детальные алгоритмы при проектировании ПО, то понимали S=Software и использовали, например, RUP\UML. Уже тогда Rational позволял генерировать код из моделей UML. При этом обходились без разных «BPM\BPMS» и «BPM-like» направлений.
Напомню, что CASE-технология — это инструментарий для системных аналитиков, проектировщиков и программистов, заменяющий бумагу и карандаш компьютером, автоматизируя процесс проектирования систем и разработки ПО. Проблема в том, что этот термин был монетизирован, поэтому нужен «свежий», на котором «еще можно заработать».