Что такое экстренная ситуация определение

Психология экстремальных ситуаций

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Stefan Keller с сайта Pixabay

Поведение человека, пережившего страх или панику в чрезвычайной ситуации, ощутимо меняется. Он может страдать провалами в памяти, нарушениями психики, речи или координации движений. Экстремальная психология изучает факторы, которые вызывают изменение состояния и поведения людей в критической ситуации, занимается разработкой мер по устранению стресса и профилактической подготовкой людей к нестандартным событиям. Сегодня мы подробно поговорим об этом виде психологии, его задачах и методах.

Какие задачи решает экстремальная психология?

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Myriams-Fotos с сайта Pixabay

Направление «Экстремальная психология» ставит перед собой задачи:

улучшить психоэмоциональное состояние личности для работы в нестандартных условиях (безвоздушное пространство, солнечная радиация, высота, вода);

разработать методы, способные защитить людей от отрицательного психогенного воздействия;

решить проблемы насильственного, техногенного или природного характера.

Чтобы разрабатывать методику борьбы с кризисными проявлениями, нужно знать, что представляет собой экстремальное событие и как оно может повлиять на состояние человека.

Критическая ситуация – это неконтролируемое изменение обстановки, угрожающее жизни, здоровью или благосостоянию. Такое явление может привести к человеческим жертвам и/или тяжким последствиям для общества. Экстремальная ситуация характеризуется внезапным наступлением, насыщенностью событий, ростом сложности и напряженности, порождением опасности.

Факторы, которые негативно воздействуют на психику, поведение, физическое здоровье и общее состояние личности – это:

природные катастрофы стихийного (лесной пожар, горный обвал, землетрясение, ураган, наводнение) или климатического типа (ливень, град, снег, аномальная жара или холод);

проблемы социального характера (конфликты, военные действия);

биологическая опасность (эпидемии, болезни, инфекции, которые поражают людей, животных, растения);

техногенные чрезвычайные ситуации (происходят в связи с производственной деятельностью людей, могут привести к взрывам, авариям, выбросу радиоактивных веществ, загрязнению природы).

Сопутствующими катализаторами негативного состояния личности в экстремальной ситуации могут быть:

невозможность получить сведения о здоровье близких людей и сохранности имущества;

монотипия (состояние, возникающее из-за повторяющихся действий и способствующее ухудшению памяти, внимания, появлению скуки и потере интереса к происходящему);

смена часовых поясов;

групповая принудительная изоляция;

необходимость пребывания на публике (такое состояние знакомо публичным личностям);

угроза жизни и здоровью.

Стресс и его признаки

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay

Стресс – это реакция человека на внешние негативные раздражители физического или психологического характера. Организм во время и после стресса реагирует ухудшением состояния: у человека может подняться давление, температура, начаться головокружение, тошнота, может заболеть голова или спина.

Определить, что человек пережил стресс, можно, если он:

ощущает себя беспомощным;

чувствует явную нехватку времени;

невнимателен к себе;

испытывает сильное чувство голода;

замечает у себя дрожание рук;

ощущает тревожность или страх;

не может сконцентрировать внимание или принять решение.

Психология экстремальных ситуаций выделяет три этапа развития стресса:

Ощущение тревоги (повышение давления, учащение пульса) при первоначальном действии внешних раздражителей. На этой стадии организм самостоятельно включает защитную функцию, и зачастую ее действия бывает достаточно для преодоления стресса.

Сопротивление. Если раздражитель продолжает негативно воздействовать на человека, активизируются дополнительные защитные резервы организма.

Истощение организма. На этой стадии ресурсы человека на исходе из-за активного сопротивления стрессу, из-за чего может ухудшиться состояние здоровья.

Понятно, что каждая личность индивидуальна и переживает стресс по-разному, в зависимости от состояния организма, возраста, индивидуальных особенностей характера и психологической подготовки. Некоторые люди отличаются хорошей устойчивостью и даже в экстремальных ситуациях сохраняют способность адекватно думать и действовать.

Последствия пребывания в экстремальных ситуациях для человека

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Pete Linforth с сайта Pixabay

Если не бороться с проявлениями стресса, организм может не справиться, и тогда неизбежно возникнут неприятные последствия: нарушится привычный образ жизни, разовьются заболевания, человека будут преследовать чувства ужаса, страха и беспомощности.

Если человек выжил в критической ситуации, постепенно шоковое состояние проходит. Но люди, получившие физические и/или психологические травмы, могут и по прошествии значительного времени испытывать негативные реакции: появляются фобии (боязнь замкнутого пространства, воды, высоты, определенных звуков); преследуют кошмары во сне, галлюцинации; нарушается память (провалы в памяти, непрошенные воспоминания); возникает чувство вины (например, за гибель людей или родственников).

Способы диагностики в экстремальной психологии

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Chokniti Khongchum с сайта Pixabay

Кризисные психологи разрабатывают способы определения уровня тревожности и методы борьбы с ней. Степень тяжести состояния пациента можно выявить при помощи бесед и тестов.

Важен также и тип возникшей тревожности. Реактивная тревожность может проявиться после некоторых значительных событий как плохих, так и позитивных. Личностная же тревожность – это хроническое состояние, которое способствует восприятию человеком большинства ситуаций как угрозы.

Основные вопросы в тесте на определение уровня стресса следующие:

Испытываете ли вы сожаление?

Вы возбуждены или спокойны?

Чувствуете, что вам угрожает опасность?

Вы испытываете радость?

Вас волнует вероятность неудачи?

Вы хладнокровны и сконцентрированы?

Вы стараетесь избежать экстремальных событий и ситуаций?

Вы часто отвлекаетесь на мелочи?

Обычно на каждый вопрос пациент может предложить четыре варианта ответа, кризисный психолог выставляет баллы, которые и подсчитываются в финале теста. По набранному количеству таких баллов выносится диагностический вердикт.

Какие существуют методы борьбы со стрессом?

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Мы собрали для вас советы, которые помогут справиться со стрессом:

Безусловно, если стрессовое состояние человека становится явным и влияет на качество жизни, необходимо обратиться к коррекционному специалисту (психологу, психотерапевту, психиатру).

При желании и возможности можно самостоятельно пройти курс обучения на кризисного психолога. Опытные преподаватели курса в дистанционном формате расскажут об эффективных способах коррекции психики. Вы не только получите новую профессию и изучите направление «Кризисная психология», но и сможете оказывать оперативную помощь себе и другим людям, попавшими в экстремальную ситуацию.

Пытайтесь отвлечься на любимое дело (чтение, рисование, игра).

Сложная и ответственная работа даст возможность отключиться от негативных эмоций, как бы сместив фокус от переживаний на другие важные дела.

Спорт не только отвлечет от случившегося, но и даст положительные мысли о том, что с помощью активных упражнений можно наладить здоровье и приобрести красивую фигуру.

Осваивайте дыхательные техники. Чтобы успокоиться помогает дыхание животом (выдыхайте медленно, вдыхайте насколько возможно глубоко).

Подумайте о приятном – это приглушит чувство тревоги.

Запишите на бумаге все мысли и переживания, которые вас тревожат.

Выстраивайте график и соблюдайте гармоничный режим питания, прогулок, спортивных упражнений и работы.

Откажитесь от вредных привычек.

Наберитесь терпения, помните, что вам придется пройти большой путь и изменить в себе и своей жизни многое, чтобы преодолеть стресс.

Источник

Что такое экстренная ситуация определение

В ходе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что однозначной точки зрения в трактовке «экстремальная ситуация» нет. Очень часто термин «экстремальная ситуация» заменяют термином «чрезвычайная ситуация». Для уточнения обратимся к Федеральному закону РФ. Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [8].

В психолого-педагогических исследованиях можно встретить классификации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, где данные термины используют как синонимы. Учёные выделяют трудные, кризисные, травматические ситуации основанием которых служит источник происхождения, а также их длительность.

Приведём некоторые существующие трактовки понятия «чрезвычайная ситуация». И.Г. Малкина-Пых, как было уже отмечено выше, чрезвычайную ситуацию рассматривает как синонимичную экстремальной. Под чрезвычайной (экстремальной) ситуацией она понимает обстановку на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4]. Проанализировав данное понятие, мы пришли к выводу, что в данную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация» нельзя включить многие ситуации, которые рассматриваются как экстремальные, например, социального характера.

В свою очередь З.И. Кекелидзе даёт иное определение понятию «чрезвычайная ситуация». Под ним он понимает события, вышедшие, за рамки обычного житейского опыта человека и с точки зрения психологии может вызвать стресс [2]. В психологических исследованиях встречается понятие травматическая (травмирующая) ситуация. Данное понятие Н.В. Тарабрина раскрывает, как экстремальные или критические события, обладающие мощным негативным воздействием, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладению с последствиями воздействия [6]. Л.В. Трубицына при рассмотрении проблемы, связанной с процессом травмы, выделяет травмирующие ситуации. Например, пожары, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и др. В свою очередь Е.О. Лазебная, понимает под травматическими ситуациями ситуации, которые угрожают жизни человека [1].

В научных исследованиях широкое распространение получило понятие «трудная жизненная ситуация». Данное понятие включает в себя термины перечисленные выше. В процессе анализа научной литературы мы под трудными жизненными ситуациями понимаем события, угрожающие жизни человека и содержащие в себе субъективные переживаемые неудобства для конкретного человека и не содержащее объективные угрозы и опасности его физическому и психическому благополучию.

Ряд исследователей, например, И.А. Баева, используют сущность содержания понятие «трудная жизненная ситуация» как обобщающее для перечисленных выше понятий, но встречаются и трактовки этого термина в более узком значении. Такие учёные, как К.Н. Василевская и В.В. Нурковая описывают трудные жизненные ситуации с помощью взаимодействия пяти факторов. Первый фактор вероятностного прогнозирования. Второй – витальный фактор, то есть субъективное ощущение невозможности жить в навязанной ситуации. Третий – когнитивный – отсутствие необходимых знаний, умений, навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость имеющихся когнитивных схем. Четвёртый – поведенческий – отсутствие сформированных моделей поведения. И, наконец, пятый – экзистенциальный – ощущение смысло-утраты [1].

В связи с широкой вариативностью употребления выше проанализированных понятий необходимо определить их соотношение между собой. Для этого рассмотрим наиболее подробно категорию «экстремальная ситуация». В настоящее время единого определения экстремальной ситуации не существует. По мнению В.Д. Небылицына, экстремальные ситуации – это ситуации, которые переживаются человеком как источник дискомфорта. В свою очередь М.Ш. Магомед-Эминова, в экстремальных ситуациях указывает на особые условия жизнедеятельности [3].

Рассмотрим некоторые из них: экстремальная ситуация является новой реальностью для современного человека и принципиально отличается от повседневных условий. Необходимо помнить, что экстремальная ситуация обладает двойственностью, так как, с одной стороны, несёт угрозу, опасность, разрушение для личности, а с другой – апеллирует к стойкости, мужеству, содержит возможности для конструктивных изменений. Экстремальная ситуация всегда сопровождается появлением триадической структуры «расстройство – адаптация – рост», поэтому она разрушает целостность жизненного мира человека, деля его на жизнь до произошедшей ситуации и жизнь после, т.е. берётся во внимание временной отрезок, связанный с непосредственным воздействием экстремальных факторов [7].

Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что понятие экстремальные ситуации отражает не просто чрезвычайное, а только исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью человека, его существованием или участием, и на сегодняшний день нет единой трактовки понятия «экстремальные ситуации». Хотя некоторые учёные высказывают точку зрению, что данное понятие является синонимом понятий «чрезвычайные ситуации», «трудные жизненные ситуации». С данным мнением мы не согласны, и это связано с тем, что каждое из перечисленных понятий отражает различные сущностные характеристики, некоторые из них не пересекаются, а также не могут входить в понятие «экстремальные ситуации».

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса “Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее” 2013 – Тульская область: “Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям”. Номер проекта: 13-16-71006 в РГНФ

Источник

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть фото Что такое экстренная ситуация определение. Смотреть картинку Что такое экстренная ситуация определение. Картинка про Что такое экстренная ситуация определение. Фото Что такое экстренная ситуация определение

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *