Что такое экстрадиционная проверка

Что такое экстрадиция?

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны. При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях. Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина. Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно. Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации. Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ. Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон. Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан. Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ). Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя. Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности». Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

Как же проходит сама процедура экстрадиции? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура экстрадиции проходит так:

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Экстрадиционная проверка

Прокофьева Дарья Евгеньевна, старший специалист прокуратуры Санкт-Петербурга.

Значительный опыт практики применения экстрадиционных норм показал необходимость совершенствования этого института на внутригосударственном уровне. В статье освещены актуальные вопросы проведения экстрадиционной проверки и указаны основные направления развития российского уголовно-процессуального законодательства в сфере экстрадиции.

Ключевые слова: экстрадиционная проверка, временное задержание, сроки содержания под стражей, требование о выдаче.

Considerable experience in extradition practice denotes the necessity of enhancement this institute in national legislation. The article covers the actual issues of extraditable revision and presents main trends of Russian criminal procedure legislation development in extradition area.

Key words: extraditable revision, provisional arrest, terms of detention, extradition request and supporting documentation.

Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. М., 2005. С. 22.

В Российской Федерации такая регламентация осуществляется на основе положений гл. 54 УПК, анализ которых с учетом практики их применения обнаруживает существенные пробелы в правовом регулировании, прежде всего, в части обеспечения выдачи лиц. В целях выявления таких пробелов и внесения предложений по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, исходя из понятия экстрадиции как совокупности уголовно-процессуальных действий компетентных органов и должностных лиц запрашиваемого государства, представляется необходимым рассмотреть вопрос о проведении экстрадиционной проверки.

Право на судебную защиту в уголовном процессе: Европейские стандарты и российская практика / Под ред. М.К. Свиридова. 2007. С. 207.

В процессе экстрадиционной проверки, порядок проведения которой регламентирован указанием Генерального прокурора от 18 октября 2008 г. N 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения», прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписывается обеспечить задержание лиц, разыскиваемых компетентным органом иностранного государства, при отсутствии на момент задержания данных, исключающих выдачу, на 48 часов. Порядок такого процессуального действия нормами УПК не предусмотрен, при этом задержание, будучи мерой процессуального принуждения, влечет ограничение прав лица, по отношению к которому она применяется.

Международные договоры (Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Минская конвенция 1993 г., некоторые другие международные договоры, регулирующие вопросы экстрадиции) содержат общие положения о задержании лиц до получения запрашиваемым государством требования о выдаче, но не устанавливают порядка его проведения, отсылая правоприменителя на уровень внутригосударственной регламентации.

Таким образом, исходя из принципа добросовестного исполнения взятых на себя международных обязательств, в целях обеспечения прав задержанных лиц российскому законодателю следовало бы предложить урегулировать рассматриваемый вопрос путем дополнения гл. 54 УПК статьями, регламентирующими порядок задержания лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, права задержанного, а также основания освобождения, срок содержания такого лица.

Проведение первичных проверочных мероприятий, следующих непосредственно после задержания лица, находящегося в международном (межгосударственном) розыске, существенно для решения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в целях обеспечения возможности выдачи такого лица при поступлении соответствующей просьбы запрашивающего государства. Так, территориальные прокуроры путем получения объяснений задержанного лица устанавливают цель прибытия в РФ, место, время проживания и адрес регистрации, гражданство, наличие или намерение получить убежище в связи с возможным преследованием в иностранном государстве по дискриминационным признакам или политическим убеждениям, обстоятельства и мотивы уголовного преследования или осуждения в иностранном государстве, возможные препятствия для выдачи. Данные, с учетом которых в выдаче может быть отказано или выдача может быть отсрочена (ст. 465 УПК), верифицируются, и при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанного, такое лицо подлежит безусловному освобождению. Необходимо отметить, что такие проверочные мероприятия производятся еще до направления иностранным государством соответствующего запроса о выдаче, поэтому основанием для освобождения задержанных лиц также будет и неподтверждение инициатором розыска намерения запрашивать выдачу.

Таким образом, к лицу, в отношении которого по результатам проведения первичных проверочных мероприятий не было установлено оснований для освобождения в течение 48 часов с момента задержания, в целях обеспечения его возможной выдачи, в соответствии с требованиями международных договоров, должна быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу, при этом вопрос о порядке ее избрания в настоящее время также является сложным в правоприменении по причине слабой регламентации в российском уголовно-процессуальном законодательстве. В действующем УПК нормам об избрании или применении избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица посвящена лишь ст. 466, анализ которой позволяет выявить причины затруднений, возникающих при ее реализации в практической деятельности работников правоохранительных органов.

Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 101-О.
Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».
Чекулаев Д.П. Вопросы исчисления сроков содержания лица под стражей при рассмотрении запроса о выдаче в сфере международного сотрудничества // Международное уголовное право и уголовная юстиция. 2008. N 2. С. 17.

Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Длительность сроков содержания под стражей лиц, запрос о выдаче которых уже поступил и рассматривается компетентными органами запрашиваемого государства, не устанавливается международными договорами, стороной которых является Российская Федерация, и в УПК также не регламентирована. В целях обеспечения прав экстрадируемых лиц и исключения случаев необоснованного затягивания процедуры экстрадиции представляется возможным введение в УПК нормы о сроке рассмотрения компетентными органами поступившего запроса о выдаче (например, путем дополнения ч. 4 ст. 462). Такой срок может быть установлен по аналогии с положениями ст. 71 Кишиневской конвенции 2002 г. (Российской Федерацией не ратифицирована, однако ее нормы могут быть основой для внесения изменений в действующий УПК) и составлять 30 суток с момента поступления запроса о выдаче в Генеральную прокуратуру РФ с возможностью его продления еще до 30 суток в случае необходимости представления иностранным государством, направившим запрос, дополнительных сведений, имеющих значение при принятии решения о выдаче.

Источник

Прокурор разъясняет

Разъясняет прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Яковлева С.А.

Экстради́ция представляет собой форму международно-правового сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Суть сотрудничества заключается в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, либо лиц, осуждённых судебными органами другого государства для исполнения приговора.

Законодательством Российской Федерации решение вопроса экстрадиции отнесено к компетенции органов прокуратуры.

Выдача указанных лиц осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.

Конвенцией либо международным договором предусматривается ряд обязательных условий при соблюдении которых выдача становится возможной. К таковым относятся: наказуемость деяния по законодательству обеих сторон, тяжесть, совершенного преступления, наличие не истекшего срока давности привлечения к уголовной ответственности или срока давности обвинительного приговора суда, гражданская принадлежность разыскиваемого лица.

Рассмотрим каждое из условий более детально.

Так, наказуемость деяния по законодательству обеих сторон означает, что как в запрашивающем государстве так и в запрашиваемом, совершенное деяние является уголовно-наказуемым, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года. Если же выдача требуется с целью исполнения приговора суда, то наказание назначенное судом должно быть в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев. Кроме того, за совершение указанного преступления лицо не должно быть привлечено к уголовной ответственности на территории запрашиваемого государства, в нашем случае, на территории Российской Федерации.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки давности обвинительного приговора суда устанавливаются уголовным законом Российской Федерации в зависимости от тяжести, совершенного преступления. Факт истечения срока давности является препятствием для уголовного преследования лица соответственно делает невозможным выдачу такого лица иностранному государству.

Гражданская принадлежность. Лицо выдача которого запрашивается не должно являться гражданином запрашиваемой стороны. Так, Конституция Российской Федерации не допускает экстрадицию своих граждан.

Важно знать, что при реализации экстрадиции, выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или осуждено за преступление не указанное в запросе о выдаче. В связи с этим, запрашивающее выдачу государство должно гарантировать, что разыскиваемое лицо будет привлечено к уголовной ответственности только за то преступление, за которое разрешена его выдача. Кроме того, в целях соблюдения прав человека, гарантируется также, что выданное лицо не будет подвергнуто пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Таким образом, один лишь факт установления на территории Российской Федерации лица, разыскиваемого иностранным государством не является безусловным основанием для его выдачи. Каждый такой случай требует детальной проверки соблюдения всех условий для решения вопроса экстрадиции.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

28 августа 2019, 00:49

Что такое экстрадиционная проверка

Разъясняет прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Яковлева С.А.

Экстради́ция представляет собой форму международно-правового сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Суть сотрудничества заключается в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, либо лиц, осуждённых судебными органами другого государства для исполнения приговора.

Законодательством Российской Федерации решение вопроса экстрадиции отнесено к компетенции органов прокуратуры.

Выдача указанных лиц осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.

Конвенцией либо международным договором предусматривается ряд обязательных условий при соблюдении которых выдача становится возможной. К таковым относятся: наказуемость деяния по законодательству обеих сторон, тяжесть, совершенного преступления, наличие не истекшего срока давности привлечения к уголовной ответственности или срока давности обвинительного приговора суда, гражданская принадлежность разыскиваемого лица.

Рассмотрим каждое из условий более детально.

Так, наказуемость деяния по законодательству обеих сторон означает, что как в запрашивающем государстве так и в запрашиваемом, совершенное деяние является уголовно-наказуемым, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года. Если же выдача требуется с целью исполнения приговора суда, то наказание назначенное судом должно быть в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев. Кроме того, за совершение указанного преступления лицо не должно быть привлечено к уголовной ответственности на территории запрашиваемого государства, в нашем случае, на территории Российской Федерации.

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки давности обвинительного приговора суда устанавливаются уголовным законом Российской Федерации в зависимости от тяжести, совершенного преступления. Факт истечения срока давности является препятствием для уголовного преследования лица соответственно делает невозможным выдачу такого лица иностранному государству.

Гражданская принадлежность. Лицо выдача которого запрашивается не должно являться гражданином запрашиваемой стороны. Так, Конституция Российской Федерации не допускает экстрадицию своих граждан.

Важно знать, что при реализации экстрадиции, выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или осуждено за преступление не указанное в запросе о выдаче. В связи с этим, запрашивающее выдачу государство должно гарантировать, что разыскиваемое лицо будет привлечено к уголовной ответственности только за то преступление, за которое разрешена его выдача. Кроме того, в целях соблюдения прав человека, гарантируется также, что выданное лицо не будет подвергнуто пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Таким образом, один лишь факт установления на территории Российской Федерации лица, разыскиваемого иностранным государством не является безусловным основанием для его выдачи. Каждый такой случай требует детальной проверки соблюдения всех условий для решения вопроса экстрадиции.

Источник

Указание Генпрокуратуры РФ от 20.06.2002 N 32/35 «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июня 2002 г. N 32/35

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ ИНОСТРАННЫХ

ГОСУДАРСТВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ

УПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в целях обоснованного и своевременного рассмотрения ходатайств иностранных государств о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления на территории других государств, обеспечения их прав и законных интересов, осуществления действенного прокурорского надзора за законностью задержания и заключения под стражу этих лиц в порядке и на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, руководствуясь п. 1 ст. 17 и п. 2 ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предлагаю:

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур при рассмотрении вопросов, связанных с выдачей иностранному государству обвиняемых, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора, руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, а также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей международному и российскому законодательству. При этом исходить из того, что решение о выдаче принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей.

При разрешении вопросов, связанных с рассмотрением ходатайств других государств об экстрадиции, учитывать, что порядок задержания на территории Российской Федерации лиц, находящихся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске, заключения их под стражу и продления сроков содержания под стражей определяется международными договорами Российской Федерации. С учетом этого положения статей главы 54 УПК РФ, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста для обеспечения возможности выдачи лица, а также продления сроков передачи выдаваемых лиц, применяются в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

2. Территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче:

2.1. В течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.2. Получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Российскую Федерацию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи.

2.3. Проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство.

2.4. В необходимых случаях истребовать заключения паспортно-визовых служб органов внутренних дел субъектов Российской Федерации или консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанных к гражданству Российской Федерации.

2.5. Проверять наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (ст. 464 УПК РФ), его выдача может быть отсрочена (ч. 1 ст. 465 УПК РФ) либо лицо может быть выдано на время (ч. 2 ст. 465 УПК РФ).

2.7. При подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачу указанных лиц и представления постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах в соответствии со сроками, предусмотренными многосторонними и двусторонними договорами Российской Федерации.

2.8. Все материалы экстрадиционной проверки с соответствующим заключением об обоснованности задержания, гражданской принадлежности задержанных лиц и возможности их выдачи в течение трех дней после задержания представлять прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.9. Освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации после принятия решений об отказе в выдаче или при непоступлении в установленный срок запроса о выдаче, а также по решению суда.

2.10. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

2.11. При установлении фактов совершения лицами, не подлежащими выдаче, особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, бандитизм и т.п.) не допускать проявлений формализма, немедленно извещать инициатора розыска для срочной постановки перед компетентными органами запрашивающего государства вопроса о направлении ими поручений и уголовных дел в Генеральную прокуратуру Российской Федерации об уголовном преследовании этих лиц на территории России.

2.12. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации письменно уведомлять содержащееся под стражей лицо о принятом в отношении его Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решении о выдаче иностранному государству.

2.13. В срок до 10 суток со дня обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче направлять в суд субъекта Российской Федерации материалы, подтверждающие законность и обоснованность принятого решения, уведомлять прокуратуру субъекта Российской Федерации о направлении в соответствующий суд жалобы и материала, подтверждающего обоснованность принятого решения.

2.14. Усилить надзор за своевременным исполнением решений о выдаче лиц. О каждом случае невыполнения или несвоевременного их исполнения, а также освобождения указанных лиц, в том числе судом, незамедлительно докладывать в отдел экстрадиции международно-правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. Систематически проверять законность принимаемых территориальными прокурорами решений об освобождении лиц, не подлежащих выдаче другим государствам.

3.2. При получении от территориальных прокуроров материалов экстрадиционных проверок в отношении задержанных лиц проверять полноту проведения проверочных мероприятий, обоснованность выводов о гражданской принадлежности задержанных, наличии препятствий к выдаче и в течение 3 дней направлять эти материалы в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации со своими заключениями по указанным вопросам.

3.3. При получении из Генеральной прокуратуры Российской Федерации по каналам быстрой связи сообщений о принятии Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем решений о выдаче лиц другим государствам обеспечивать через территориальных прокуроров незамедлительное (в течение 24 часов) письменное уведомление о данном решении задержанного.

3.4. В случае обжалования выдаваемым лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче (экстрадиции) совместно с территориальными прокурорами обеспечивать представление в суд субъекта Российской Федерации пакета необходимых документов, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, а также участие прокурора при рассмотрении судом жалобы на решение о выдаче.

3.5. При вынесении судом определения об отмене решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче незамедлительно по каналам быстрой связи представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, работающему в соответствующем федеральном округе, проект жалобы на состоявшееся судебное решение в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации; учитывать при этом, что жалоба заместителя Генерального прокурора Российской Федерации приносится в течение 7 суток через суд, вынесший обжалуемое судебное решение.

3.6. Если от нескольких иностранных государств поступили ходатайства о выдаче одного и того же лица, направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю аргументированные предложения о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению.

3.7. Возложить на конкретных работников прокуратуры обязанности по организации и исполнению поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об экстрадиции, систематически анализировать и обобщать практику по вопросам выдачи и принимать необходимые меры по недопущению нарушений требований международных договоров, Конституции Российской Федерации, УПК РФ и настоящего указания. О ходе выполнения указания докладывать в докладных записках по итогам года.

4. Возложить на отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

4.1. Обеспечение обжалования в кассационную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации незаконных или необоснованных судебных определений об отмене решений Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче в течение 7 суток со дня их вынесения.

4.2. Представление копий жалоб на незаконные или необоснованные определения судов и состоявшихся судебных решений в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5. Управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечить поддержание в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации жалоб заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, работающих в федеральных округах, на необоснованные определения судов субъектов Российской Федерации о признании решений о выдаче (экстрадиции) лиц в другие государства незаконными и их отмене.

5.1. Копии решений кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации по указанным жалобам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации направлять в международно-правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6. Международно-правовому управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации при удовлетворении запроса о выдаче своевременно принимать меры к уведомлению запрашивающей стороны, задержанного лица (через прокурора субъекта Российской Федерации), заинтересованных федеральных ведомств о принятом решении, давать поручения об организации передачи выдаваемых лиц представителям правоохранительных органов запрашивающих государств.

6.1. Если ходатайство о выдаче не подлежит удовлетворению, готовить проект уведомления об этом в компетентный орган запрашивающего государства с указанием мотивов отказа.

7. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

В связи с изданием настоящего указания считать утратившим силу с 1 июля 2002 г. указание Генерального прокурора Российской Федерации от 23 июня 1998 г. N 42/35 «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции».

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов и приравненным к ним прокурорам, военным и другим специализированным прокурорам, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также руководителям федеральных правоохранительных органов.

Лист экспресс-опроса заполняется территориальным прокурором и передается по факсам 292-33-54, 921-41-86 в отдел экстрадиции Генпрокуратуры РФ в течение 24 часов с момента задержания. Передача листа не отменяет обычную экстрадиционную проверку с направлением документов по факсу и почтой в Генпрокуратуру РФ (в т.ч. фельдсвязью).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *