Что такое экстенсивное образование
Экстенсивное и интенсивное образование
Отделять ли зёрна от плевел на одном участке или осваивать новые территории? Разговор про количество и качество знания в XXI веке приобретает новую остроту.
Экстенсивное земледелие предполагает расширение посевных площадей без улучшения качества посевов. При этом земледельцы получают много урожая, но на каждом отдельном участке урожаи низкие. В задачу интенсивного земледелия, наоборот, входит максимальное развитие потенциала одной площади. Для этого над сортами культур работают так, чтобы они стали как можно более урожайными.
Примерно так же выглядят два научных и образовательных подхода, один из которых подразумевает освоение разных областей знания, а другой — углублённое изучение узкой специальности. Какие взгляды на этот счёт были в разные эпохи и является ли сегодня актуальным противопоставление «широкого» и «узкого» образования?
«Человек-энциклопедия» в классической традиции
Греческие философы со знанием дела говорили об устройстве природы, математике, законах государства и канонах литературного творчества одновременно. В корпус сочинений Аристотеля, например, входят труды по логике, физике, ботанике, зоологии, политике, риторике, теории драмы и многом другом. Такой же подход существовал и в эллинистическом образовании — считалось, что юноше следует быть развитым всесторонне.
Мыслители Возрождения в полной мере взяли на вооружение античный подход. О том, что Леонардо да Винчи занимался, кроме живописи, ещё и музыкой, архитектурой, естественными науками и инженерией, знает всякий. Да Винчи иногда называют гением из-за этого, однако гениален он был вовсе не потому, что умел заниматься разными вещами. Широта интересов и умений была нормой образованного человека его эпохи. Все гуманисты, пусть и не такие прославленные, говорили на нескольких языках и писали труды, а также, сочетая эти занятия в разных комбинациях, занимались натурфилософией (естественными науками), точными науками, конструированием устройств, историей, живописью, ваянием, музыкой.
Ещё по этой теме :
В эпоху Просвещения энциклопедический канон был в почёте. Наука XVIII века — это целый парад энциклопедистов. Проще говоря, до довольно недавнего времени предполагалось, что, если уж ты учёный — разбирайся в науке. В какой именно. В науке вообще! Можно, конечно, поделить всё знание о мире на науки о духе и науки о природе, однако и тут мыслитель не ограничивался только одной половиной.
Классическое образование стремилось закрепить этот идеал и передать его новым поколениям. Изящные искусства тоже входили в программу развития личности. Барышни и молодые люди из общества всегда «немного рисовали», пробовали себя в поэзии, играли на музыкальных инструментах. Однако теперь не только привелегированный класс получил доступ к знаниям. Просвещение с его идеей tabula rasa активно занималось становлением проекта всеобщего обучения.
Специалисты «машинного века»
Это может быть интересно :
Еще в эпоху Возрождения переход к городской культуре и развитие рыночных отношений стали предпосылкой для формирования профессии как явления. Впоследствии в результате индустриализации и появления всё более сложных машин возникла необходимость в большом количестве технических специалистов.
Вместо одного учёного, который делал опыты в домашней лаборатории — и, по мнению многих, знался с дьяволом, ведь отношение к опытной науке довольно долго оставалось настороженным — над изобретениями теперь стали трудиться целые организации, институты, конструкторские бюро.
Специализация делалась всё более узкой по мере развития и усложения каждой области знания и отрасли. В результате между областями образовался разрыв, а между «физиками» и «лириками» и вовсе пролегла пропасть. Теперь никто не стал бы ожидать от исследователя, что он проведёт химический опыт, а потом разразится поэмой или напишет трактат по антропологии, хотя прежде учёные с этим справлялись.
Междисциплинарный подход
Читайте также :
В конце XX века стали очевидны новые изменения: теперь появилась потребность рассматривать вопросы комплексно. То, что работает для индустриального общества, не подходит для мира постиндустриального, информационного, в котором появляются сложные структуры, а явления утрачивают бинарность.
Классическая культура верила в существование абсолютной причины и в истинность, которая может быть запечатлена на страницах книги. Эта установка предполагает, что носитель объективного знания, будь то священник или учёный, придёт и растолкует, как всё устроено на самом деле. Однако со временем выяснилось, что картина мира становится все более относительной по мере того, как расширяются научные представления. Ницшеанская идея «смерти бога» как раз об этом — с какого-то момента объективное перестаёт существовать, а онтологическое состояние мира бесконечно усложняется. Теория относительности, квантовая физика, нейробиологические исследования мозга скорее лишают почвы под ногами, чем дают определённость.
Сегодня востребованы творческие способности специалистов, большую актуальность приобретает умение конструировать новые идеи. Системы, заточенные под обучение узкой профессии, и образование, которое сводится к натаскиванию на конкретные задания, требуют сегодня модернизации. Например, в современной Японии вследствие такого подхода сейчас востребованы курсы и тренинги по креативности. Набирают популярность образовательные программы, построенные по модели свободных искусств, которая поддерживает индивидуальный маршрут и междисциплинарность.
Профессионал стремится повышать свою квалификацию и концентрироваться на мелочах своей области. Такой метод обучения позволяет хорошо разбираться в частностях и быть хорошим практиком. В то же время, он сужает круг интересов, отдаляя человека от классического энциклопедического идеала, и снижает его творческие способности в своей же сфере, поскольку не дает возможности видеть картину в целом и под неожиданными углами. Сейчас всё чаще говорят о комплексном подходе, а быстрое развитие технологий стирает границы между профессиональными областями.
Свободное распространение знания
В античные времена ученики собирались вокруг философов на прогулках и пирах, чтобы послушать об устройстве мира. В Новое время студенты заполняли аудитории немецких прижизненных классиков, чтобы приобщиться к их мудрости. Преподаватель и учёный был источником и носителем знания, живой интерактивной энциклопедией.
В узком смысле слова энциклопедист — это тот, кто составляет энциклопедии. Сегодня энциклопедистом можно назвать любого, кто активно участвует в написании и проверке статей в вики-проектах. С одной стороны, это выглядит как воплощённая мечта учёных Возрождения, которые мечтали об общей грамотности, и философов Просвещения, которые обожали энциклопедии. Однако к объективности, грамотности и глубине статей Википедии часто бывают претензии.
Количество данных о мире растёт, и теперь кажется нереальной задача держать в голове всю информацию по всем дисциплинам на уровне специалиста. Теперь важнее обладать методом и уметь думать самостоятельно. Образно говоря, нужно не знать наизусть все статьи энциклопедии, а понимать принципы её устройства, концепцию и структуру разделов, уметь при необходимости пересматривать правила.
Энциклопедическое мышление нового типа предполагает не составление справочников как таковое, а способность фильтровать информацию, формировать собственные стратегии доверия и проверки знаний.
Что такое экстенсивное образование
До настоящего времени обучение нацеливалось главным образом на усвоение знаний, на овладение умениями и навыками, а не на развитие обучающихся. Это явилось следствием традиционного информационно-объяснительного подхода к построению содержания образования, когда большой объем знаний дается учителем в готовом виде, без опоры на самостоятельную работу обучающихся.
Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Следует, конечно, заметить, что без усвоенных знаний и сформированных у обучающихся умений и навыков невозможно сколько-нибудь эффективно строить процесс обучения; образно говоря, «пустая голова не творит». А.В. Луначарский по этому поводу отмечал: «Чем выше ум человека, тем больше в состоянии объять его духовный взор, тем социальнее его личность». Этому высказыванию созвучна мысль А.Н. Леонтьева: «Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношения к самим знаниям. В этом суть сознательного учения» [2, с.301].
Под компетентностным подходом понимают «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [1, c.16].
В рамках указанного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимают «способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем» [1,с.22].
Уровень образованности человека, в контексте компетентностного подхода, определяется способностью действовать в ситуации неопределенности, и для оценки достигнутого уровня можно указать такие характеристики: сфера деятельности; степень неопределенности ситуации; возможность выбора способа действия и его обоснования.
Способность решать проблемы, в отличие от сформированных умений и навыков, характеризуется такими составляющими как: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для осуществления определенных видов деятельности; теоретические и прикладные знания, обеспечивающие понимание сущности проблемы и оптимальность выбора путей ее решения.
Формирование ключевых компетентностей происходит не только через изучение учебных дисциплин, но и через организацию всей школьной жизни, а поэтому нельзя отождествлять учебный процесс с образовательным процессом. Образовательный процесс, помимо учебного процесса, включает в себя и дополнительное образование обучающихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Это обстоятельство накладывает дополнительные требования к целеобразованию: цели школьного образования нельзя представлять лишь как некую совокупность целей учебных предметов.
Должны быть определены не только цели, достижение которых гарантировано изучением учебных дисциплин, но и цели, которые определяют направление движения: формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих установок; развитие интересов, формирование потребностей и др.
Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование
Оба подхода приносят свои полезные плоды. Если рассмотреть данные принципы в других отраслях, эффект будет следующий. Например, интенсивное земледелие занимается развитием производительности определённого кусочка площади, отдавая ему все силы и внимание. С него обязательно соберут прекрасный урожай. Тогда как в задачу экстенсивного земледелия входит максимальное расширение площади под посев. Урожая будет собрано много, если учитывать территорию в целом. Однако на каждом отдельно взятом участке показатели окажутся низкими. Так какое же направление наиболее эффективно: вглубь или вширь?
Человек-энциклопедия: идеал философа
Античность. Во времена Аристотеля греческие философы уверенно рассуждали на любые темы. Одинаково мудрые речи лились как и о государственных законах, так и вопросах искусства, как о точных науках, так и о бытии в целом. Сам Аристотель, создавая всестороннюю систему философии, затронул множество сфер развития человека: собственно философию, политику, социологию, логику, физику. Кроме этого в его сочинения входят труды по риторике, ботанике, зоологии, теории драмы. Аристотель считал: «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым». Подобный «всесторонний охват знаний» наблюдался и в эллинистическом образовании — если ты развит, то развит во всём.
Возрождение. Философы Ренессанса продолжили античные принципы формирования личности. Широта кругозора и навыков — вот норма любого образованного человека. Великий Леонардо да Винчи был не только художником. Его поле деятельности включало в себя занятия скульптурой, архитектурой, музыкой, анатомией. Да Винчи был естествоиспытателем, писателем и изобретателем. Сейчас для нас такое кажется невероятным, гениальным, но в ту эпоху каждый гуманист владел несколькими языками, писал труды, уделял внимание точным наукам и искусству.
Просвещение. Эта эпоха породила настоящего «человека-энциклопедию». Учёному невозможно было заниматься конкретным направлением в науке, посвятить себя изучению одной проблемы. Нет, мыслитель обязан разбираться в науке в целом. И даже если наблюдалось разделение на изучение духа и науку природы, учёный не мог ограничиться познать лишь одну часть.
Классицизм. Классическое образование с готовностью подхватило модель всесторонне развитого человека — как писал А. С. Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Умения из арсенала изящных искусств также обязательно наличествовали у каждого образованного человека. Молодые люди и девушки из общества умели «всего понемногу»: слагали стихи, рисовали, музицировали, танцевали. Юноши фехтовали и ездили на лошадях.
Век индустриализации: появление «физиков» и «лириков»
Предпосылки для появления профессии как явления появились еще в эпоху Возрождения. Индустриализация, экономические отношения, возникновения сложных машин — всё это отчаянно требовало большого количества профессионалов, мастеров своего дела. В XIX веке неустанно развивающаяся промышленность, новые технологии стали нуждаться в более тщательном изучении различных сфер наук.
Если раньше учёные сами по себе трудились в собственных домах, совершая никому не известные (и потому — страшные) опыты, то теперь науке посвятили себя целые организации и институты.
С развитием и углублением в определённую науку и конкретные проблемы появилась потребность «отделить» ту или иную область знаний. Учёный отдавал все силы изучаемому предмету и после своих опытов и изысканий уже не мог вечером прочесть гостям рассказ, поэму или «вот эту вещичку из последнего». Произошёл тот самый раскол между «физиками» и «лириками».
Современность: расширение взглядов и творческий подход
Конец ХХ века принёс с собой новые веяния: наука усложнилась, а образование начало тяготеть к междисциплинарности. Во времена классического образования предполагалось, что мыслитель, несущий знания в массы, донесёт эти самые знания просто и легко. Но с течением времени стало понятно, что многое в нашем мире относительно, и всё не так просто, как хотелось бы. Квантовая физика, нейробиология порождают больше вопросов, чем ответов.
В настоящее время творческие способности и креативность «подняли голову» из забвенья. Если раньше в образовании существовала некая «заточка» под конкретную задачу, а профессии становились узконаправленными, то теперь понадобилась свежая струя. С каждым годом растёт количество курсов по развитию креативности, тренингов, обещающих научить мыслить нестандартно. Становится популярной идея свободных искусств, построенных на индивидуальной траектории, самостоятельной работе, обсуждениях и ощущении себя в этом мире.
Человек, желающий добиться успеха в карьере, постоянно совершенствуется. Повышение квалификации, курсы, изучение тонкостей своей профессии делает его отличным практиком, однако мешает расширению кругозора. Понемногу профессионал теряет способность видеть все грани одной проблемы, так как его знания слишком ушли вглубь. Именно поэтому всё актуальнее становится комплексный подход, который бы уменьшал разницу между профессиональными областями и позволял тем самым «расширить взгляд».
Произошёл некий синтез расширения и углубления. Теперь поля знаний раздвигаются, вбирают в себя максимум, но и глубокое изучение конкретного предмета никуда не исчезает.
Образование без границ: каждый человек как источник знания
Во времена Античности ученики внимали философам на пирах и собраниях. В Новое время последователи немецких мыслителей посещали их мудрые выступления. Ученики следовали за своими учителями. Но с тех пор многое изменилось. Теперь, чтоб получить новые знания, необязательно даже покидать собственный дом. В интернете мы можем впитывать любую полную, рассмотренную с разных сторон информацию. Однако здесь и поджидает проблема. За кем следовать и у кого учиться?
Сейчас буквально каждый может писать статьи, вести блог, быть тренером (иногда самостоятельно изобретенной дисциплины), редактировать информацию в Википедии. Само понятие энциклопедии (пусть и виртуальной) исказилось.
Человек-энциклопедия соединился с той самой идеей свободных искусств. Школа и институт учат умению искать информацию, вбирать в себя нужное, формировать собственное мнение и выдавать нестандартные решения. Осуществился настоящий синтез энциклопедичности человека, стремящейся развиваться вширь и вглубь, порождая новые идеи.
Для слаженной работы всех механизмов в стране требуется непрерывное развитие всех её сфер, в том числе и экономики, где выделяют экстенсивный и интенсивный путь развития.
Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, однако для начала стоит рассмотреть их особенности подробнее.
Экстенсивный путь развития экономики
Экстенсивность хозяйства проявляется в увеличении используемых в производстве ресурсов, привлечении дополнительной рабочей силы. То есть источником развития такого типа можно назвать повышение объема факторов производства.
Разберем на наглядных примерах.
На первых этапах зарождения цивилизации и образования государств обществу был характерен экстенсивный метод развития. Люди не испытывали нехватки ресурсов, ведь большинство было не только не израсходовано, но даже и не исследовано.
В частности, и жители Восточно-Европейской равнины были уверены, что природные ресурсы неисчерпаемы. В то время ни о какой экономии или стремлении совершенствовать технологии и речи не шло.
У жителей Древней Руси на востоке простирались огромные неисследованные территории, которые таили в себе неоценимый потенциал для ведения сельского хозяйства и ремесел: земля, полезные ископаемые, деревья, меха.
Кроме того, присоединенные в ходе военных побед земли также увеличивали экономический потенциал России. Все это свидетельствует об экстенсивном характере развития нашей страны.
Для удобства выделим факторы экстенсивного пути развития:
увеличение штата сотрудников;
привлечение дополнительных ресурсов, территорий;
увеличение вложений без введения новых технологий.
Насколько же он эффективен?
Преимущества и недостатки экстенсивного пути развития
Среди положительных сторон можно отметить рост производственных показателей и освоение новых земель. Благодаря увеличению рабочих мест сокращается уровень безработицы, что также хорошо влияет на экономику в целом.
Однако, существуют и негативные аспекты данной системы, причем весьма ощутимые. В связи с тем, что нет абсолютно никакой мотивации к разработке современных технологий, что, безусловно, забирало бы дополнительные средства и время, в государстве происходит технологический застой.
Кроме того, рост произведенных товаров под действием экстенсивных факторов тормозит развитие производительности труда.
Интенсивный путь развития экономики
Этот тип развития экономики, в отличие от экстенсивного, характеризуется повышением эффективности труда.
Интенсификация производства свойственна прогрессивным с точки зрения социально-экономического развития странам. Среди ее факторов выделяют:
повышение квалификации кадров;
внедрение достижений науки;
использование современного оборудования;
использование технологий, экономящих ресурсы.
В качестве наглядного примера можно привести появление на пашнях комбайнов, тракторов, пришедших на замену ручному труду.
Машины значительно ускоряют процесс сбора урожая, а для работы требуется уже не несколько сотен людей, а лишь пара-тройка водителей.
Интенсивный путь развития экономики воспринимается как более инновационный. В условиях стремительного истощения ресурсов на нашей планете, действительно ценным является их экономия и рациональное распределение.
Повышение профессионализма рабочих улучшает качество товара, что не может не радовать потребителя. Кроме того, это поднимает общий уровень жизни в стране, а это важная категория оценивания уровня экономического развития.
Но не может быть все так хорошо, и здесь есть свои подводные камни. Интенсификация перекладывает многие задачи на машины, оставляя людей без работы. А также таким способом развития весьма сложно достичь быстрых темпов.
Как ускорить экономический рост
Как мы убедились выше, каждый вариант экономического развития имеет свои сложности и негативные стороны. Поэтому, когда вы стоите перед выбором, какой же из них лучше, помните о том, что нет единственно правильного пути.
Для того, чтобы результат получился максимально приятным и удовлетворяющим, нужно периодически анализировать ситуацию на рынке и вашем предприятии в частности, применять различные способы. Нет необходимости следовать выбранной траектории до упора, отбросьте свои принципы.
Итак, сформулируем вкратце основные принципы ускорения экономического роста:
Улучшение уровня образования работников.
Повышение эффективности распределения ограниченных ресурсов. Расширяться за счет привлечения дополнительных ресурсов рано или поздно станет достаточно проблематично. А вот научиться распределять уже имеющиеся материалы более грамотно не помешает ни одному предприятию.
Расширение производства. Как ни крути, а одно небольшое пастбище не будет приносить огромного количества молока, даже с самыми профессиональными доярками.
Публикации, материалы экзистенциальных конференций
Темп! Темп!
Можно прожить жизнь за один день.
Но что тогда делать с оставшимся временем?
Станислав Ежи Лец
Для начала нужно определиться с пониманием того, какие риски несёт интенсивное образование. С позиции психолога развития культурно-исторического подхода, можно предположить, что интенсивное образование может быть опасным, если оно осуществляется без учёта зоны ближайшего развития ребёнка, то есть без учёта того, с чем ребёнок может справиться в сотрудничестве со взрослым. Согласно культурно-историческому подходу, «исследуя, что ребёнок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» [1, с.907].
Согласно получившимся результатам, в течение четверти 44% учащихся чувствуют себя вполне бодро и хорошо, а 31% (29 человек) отмечают, что в течение четверти они утомлены и плохо себя чувствуют. И 24% не смогли определить, как они себя чувствуют в течение четверти. При этом, на вопрос про ощущения от нагрузки около 70% учащихся отвечают, что в целом они справляются с нагрузкой в старшей школе. И около 7% отмечают, что не справляются с нагрузкой и им тяжело. 21% учеников не смогли оценить, насколько они справляются с нагрузкой.
То есть мы можем говорить, что в гимназии, которая известна во внешнем мире как учебное заведение с интенсивной нагрузкой, только около 4% детей чувствует себя плохо и не могут справиться с нагрузкой, около 16% справляются с нагрузкой при плохом самочувствии, но при этом, им интересна организация жизни в школе.
Мы можем предположить, что интенсивность в образовании может приносить пользу, если учащийся психологически готов к напряжённому по темпу, насыщенному по событиям и стремительному по скорости процессу образования и если напряжённость процесса приносит обучаемому помимо усталости эмоциональный подъём, потому как ему интересно. Получается, что, несмотря на интенсивность в смысле объёма и учебной нагрузки, которая задаётся самим учебным заведением, учащиеся получают и интенсивность в виде насыщенности школьной жизни событиями, они испытывают различные положительные эмоции и чувства.
Таким образом, в данной работе мы постарались обсудить, как может пониматься интенсивное и интенсивность в образовании и обучении. С нашей точки зрения, интенсивность в образовании задаётся не только институтами образования, но и самим учащимся. Для института образования тема чувствительности детей к интенсивности обучения должна быть важна для достижения поставленных педагогических целей и большей эффективности. Для самого учащегося также важно понимать, зачем ему/ей интенсивность обучения, какую цель ставит он/она перед собой на период обучения, как распределяет свои ресурсы для достижения цели. Главное, чтобы при выбранном уровне интенсивности он/она могли чувствовать не только усталость, но и положительные эмоции, связанные с интересной школьной жизнью, различными мероприятиями, внеурочной активностью и т.п.