что делать если я мусульман
Трудности и вопросы, возникающие с принятием Ислама
Когда человек осознанно становится мусульманином, начинает соблюдать религиозную практику, в его жизни могут возникать трудности, связанные с непониманием со стороны родственников, коллег и знакомых. Поэтому новообращенному мусульманину важно подходить ко всему постепенно и без максимализма. Сам Ислам формировался на протяжении многих лет. Все запреты Господь миров вводил через Своего заключительного посланника поэтапно, в течение 23 лет.
Своим читателям мы рекомендуем знакомиться с Исламом через наш сайт, где, начиная с 1999 года, собрано много тысяч материалов в виде текстового, аудио- и видеоконтента на самые разные темы.
Вопросы новообращенных мусульман
Я работаю дизайнером, – пишет Анастасия, – разрабатываем разную продукцию. В том числе и упаковку. Скажите, пожалуйста, можно ли мне участвовать в разработке упаковки для явно запретных продуктов (например, алкогольных напитков)?
На наш взгляд, нежелательно (в определенной степени запретно), так как в таком случае вы невольно соучаствуете в греховном деле. Постарайтесь, чтобы та часть работы, которую вы выполняете в дизайнерском бюро, не была связана с разработкой дизайна для спиртных напитков и сигарет. Наверняка этим могли бы заняться другие ваши коллеги, а вы бы разрабатывали, к примеру, дизайн для продуктов питания, упаковок детских игрушек и т.п. Хорошо, что вы задумываетесь над такими вопросами, дай вам Бог сил и мудрости, чтобы преодолеть эти временные трудности, сохранить любимую работу и поступать так, как велит вам ваша совесть!
До тех пор пока я не смогу принять Ислам, я хотела бы искупить свои грехи. Я очень много грешила, и мне ужасно стыдно. Это мучает меня ежедневно. Я не знаю, как можно все это исправить, как можно очиститься от этого ужаса перед тем, как стать мусульманкой официально?
Посланник Всевышнего передал следующие слова Господа миров:
«Творец сказал: «О человек! До тех пор, пока ты молишь Меня и просишь у Меня [о прощении с сильным и искренним желанием], Я буду прощать тебе, несмотря ни на что! О потомок Адама! Даже если грехи твои по многочисленности своей поднимутся до небес, но ты все-таки раскаешься и попросишь Меня о прощении, то Я прощу тебе несмотря ни на что! О сын Адама, даже если ты придешь ко Мне с таким количеством ошибок, которым можно заполнить всю эту Землю, но предстанешь предо Мною, являясь приверженцем Единобожия, то Я дам тебе столько же прощения Своего [то есть по количеству ошибок твоих и промахов]!»[1]
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «[Во вневременном пространстве] Сатана закричал: «Клянусь Твоим могуществом, о Господи! Я буду сводить людей с пути [праведности и покорности Тебе, ввергать их в пучину сомнений, заблуждений и грехов] и не оставлю их в покое, доколе души не покинут тела! [До последнего мгновения их жизни!]» Господь миров [не ограниченный ни местом, ни временем, управляющий всем и вся] сказал: «Клянусь могуществом Своим и величием! До тех пор пока люди будут просить у Меня прощение [и раскаиваться в совершенных проступках, исправляя то, что можно поправить], Я буду прощать им!»[2]
Ко всему прочему, естественное и гармоничное становление верующим подчищает прошлое человека и является своего рода вторым рождением, началом новой жизни. Посланник Всевышнего говорил: «Если становится мусульманином [покорным Богу, соглашаясь с постулатами веры и религиозной практики] кто-либо из людей [мужчина или женщина], притом что данный шаг является хорошим преобразованием для него [нравственные ценности, мысли, устремления, слова, поступки – все это постепенно изменяется в положительную сторону, происходит своего рода гармоничный позитивный рост внутри и извне], тогда Всевышний прощает ему ранее совершенные грехи. Воздаяние, а также возмездие [на последующие годы осознанного бытия мусульманином] Господь миров определяет для него следующим образом: за единицу благого – десятикратное воздаяние, которое может удвоиться семьсот раз, а за единицу греха – равное ей возмездие, кроме случая когда Всевышний простит ему [в результате исправления ошибки, греха, а также – раскаяния]» [3].
С некоторых пор я интересуюсь исламской верой. Около года назад я начала общаться с мусульманами. Мне очень приятно общаться с этими людьми, порой мне кажется, что общение с ними дает мне душевное равновесие. Я очень часто советуюсь с ними по разным вопросам, и их советы мне морально помогают воспринимать в положительном ключе эту порой жестокую жизнь и людей, поведения которых я не понимаю. Как не впитывать всю отрицательную энергию в себя, причем эту энергию можно получить где угодно: в общественном транспорте от просто ругающихся людей, на работе от сплетен и т.д. Многие мои знакомые и даже родственники смеются над моим интересом к Исламу. Возможно, я просто запуталась в себе, но я не знаю, что мне делать и как себя вести?
Как вести себя? Думаю – обычно и естественно, ведя своего рода диалог-обращение к Создателю, моля Его о гармонии с самим собой, окружающими нас людьми и развивающимся рядом с нами миром.
Я хочу принять Ислам, однако не знаю родного языка. С чего начать?
Не тревожьтесь, ведь верить – так легко и естественно. Веру не могут ограничить ни языки, ни территории, ни отрицательность сильных мира сего. Вера бесконечна и вечна, но вместе с этим человеческое сердце – тот сосуд, который способен вместить это огромное, прекрасное, величественное чувство.
В духовном росте будьте последовательны и постепенны.
Родители и принятие Ислама
Недавно я приняла Ислам. Я шла к Исламу очень долго, и моя вера очень дорога для меня. Мой муж горячо поддерживает, хотя сам пока свидетельства не произносил. А вот мать отреклась от меня. Произнесла слова проклятий неоднократно. И через некоторое время даже вынесла мои вещи из своей квартиры, принесла их к нашему порогу, на мою просьбу зайти в дом отказалась, еще раз наговорила множество злых слов в мой адрес, повернулась и ушла. После этого даже не звонит. Права ли я в том, что не побежала за ней, не стала унижаться и уговаривать ее? Я была абсолютно спокойна. Сама этому удивилась! Господь творит чудеса в душах и умах наших.
Вниманием и подарком (подарками) постепенно снимите с ее души этот негатив и озлобленность. Будьте внимательны к тому, о чем и как ее информировать. Пожилые люди крайне чувствительны.
Советую вам спокойнее воспринимать всплески ваших религиозных чувств и эмоций, анализируйте свое поведение взглядом на себя со стороны.
Я недавно приняла Ислам, взяла также мусульманское имя. И, конечно же, хочу, чтобы мое новое имя признали все, то есть зарегистрировать его в паспорте. Что мне для этого нужно сделать? Нужно ли разрешение родителей, так как я несовершеннолетняя?
Конечно, с родителями посоветоваться надо. Уважение и почтительное отношение к родителям являются одним из важных моральных ценностей Ислама. Им необходимо очень мягко и убедительно объяснить мотивы и значение вашего шага, доказать, что принятие вами Ислама – не катастрофа для них, что отношения с ними, любовь к ним остаются прежними.
Я русская, приняла Ислам три года назад, – отмечает Марина, – но соблюдаю все периодами. В моей жизни все не по религии: работа, одежда, учеба, родители. Дома все категорически против моей веры. Что мне делать?
Не стоит все так усложнять. Вы еще молоды, и переход от юношества к взрослой осознанности, зрелости и мудрости еще не завершился.
Приумножайте свои профессиональные познания и будьте искренним и любящим своих родителей ребенком. Пусть эта любовь будет выстроена на любви к Создателю.
У меня верующая семья, – пишет школьница Катя, – но больше года назад я задумалась об Исламе. Прочитала достаточно литературы, для того чтобы изменить свое мировоззрение и принять Ислам. Живу с родителями, хожу в школу, поэтому у меня нет возможности надевать платок и совершать молитву, хотя я стараюсь хоть немного соблюдать обязательное: не ем свинину, не употребляю алкоголя, каждый раз перед сном молюсь (но на русском языке) и прошу укрепить мою веру.
Учитесь, всесторонне просвещайтесь, любите и уважайте своих родителей, ставьте перед собой благородные цели и задачи и достигайте их усилиями, упорством, трудом и молитвой.
Все окружающие меня люди против моей веры, даже родители, и мне приходится скрывать ее от окружающих (т.к. в некоторых случаях мне даже угрожали лишением жизни), но я нисколько не собираюсь уступать им. С тех пор как я приняла Ислам, прошел год, и весь этот год я борюсь за свое вероубеждение. Но мне так трудно одной, я не очень много знаю об Исламе. Посоветуйте мне, пожалуйста, что делать с окружающими, как им объяснить все величие Ислама?
Когда вы станете олицетворением успеха, порядочности, вежливости, любви во имя Всевышнего, усидчивости и грамотности, тогда атмосфера, которая образуется вокруг вас, начнет положительно влиять и на окружающих. Они перестанут видеть в вас «непримиримого борца», а найдут порядочного и надежного человека. Но, прежде чем это случится, предстоят многие годы работы над собой.
Изменяясь и совершенствуясь, вы увидите, что изменяется вслед за вами и окружающий вас мирок, обстоятельства, круг людей, коллеги, соседи. Бог вам в помощь.
Я год назад приняла Ислам, начала соблюдать религиозную практику. Все это скрытно от моих родителей-христиан. Все время я понимала, что эта ложь губительна для меня как мусульманки. Родители просто предупредили меня, что если я приму Ислам, то они выгонят меня. Я ушла из дома. Стараюсь еще больше следовать заветам Бога. Уже (слава Богу) надела хиджаб. Я единственный ребенок в семье. Их маленькая дочурка. Я тоже страдаю непосильно, порой боль моя мне кажется почти физической. Как мне наладить с ними отношения, не идя против явных законов Ислама? Может, я спешу либо неправильно действую?
Кто-то поспособствовал вашему становлению мусульманкой, но сам не понимал, что это такое, потому и не научил вас. Вы имеете веру, но не умеете ею пользоваться, не умеете делать жизнь светлой и счастливой. Вы «закрыли все шторы на окнах» и «ради Аллаха» сидите в темноте, боясь посмотреть на свет. Вас насытили терминами (отдельные из которых мы удалили из вашего письма), хотя не научили понимать их, проецировать на жизнь и применять. Но вы не одиноки в данной проблеме, поэтому излишне не беспокойтесь.
Оживите духовно, возлюбите ради Всевышнего своих близких и родных и возвращайтесь домой. Прислушайтесь к своим маме и папе, найдите золотую середину компромисса.
Это невежество, когда человек рубит себе кисть ради высоких целей или с именем Творца. Героизм же – когда человек умеет использовать сохраненную во имя Всевышнего кисть в многочисленных благих поступках и делах, выполняя это на протяжении всей жизни. Часто люди путают «Божий дар с яичницей», особенно начитавшись сухой переводной литературы и не поняв, что же там на самом деле имелось в виду.
Брак и принятие Ислама
Приняли ли в итоге жены-немусульманки пророка Мухаммада Ислам? – вопрошает Искандер.
Да, они приняли заключительное Божественное Откровение – Коран своим жизненным руководством и стали мусульманками. Важно четко понимать, что принятие Ислама касается не принуждения в этом, а просвещения и показательного примера. Обязательным условием, например для невесты-христианки, становление мусульманкой не является, но само собой проистекает из правильности и привлекательности постулатов веры ее жениха-мусульманина, конечно же, если он хоть что-то смыслит в них.
До того момента как мы познакомились, каждый из нас был в поиске. Я посещала церковь какое-то время, потом поняла, что мне этого недостаточно, стала искать дальше: у меня есть склонность к философии – я перечитала очень много всевозможной литературы. Мне кажется, я определила для себя направление, в котором хочу развиваться. Мой муж тоже определился в своем выборе – он принял Ислам. Он увещевал меня, я прочитала очень много исламской литературы и сейчас читаю, осмысленно интересуюсь этим вопросом. Я верю в Единого Бога, я полностью разделяю взгляды исламской культуры, но намерений принимать Ислам не имею. Моя жизненная цель – быть праведной женой, матерью, дочерью, а главное – цельной личностью (в это понятие я вкладываю очень много, поэтому, наверное, не смогу объяснить в нескольких словах). Я стараюсь приблизиться к идеалу, совершенствую себя каждый день, работаю над собой, хотя считаю этот процесс бесконечным, нужно себя совершенствовать ежесекундно во всем, начинать нужно со своих мыслей. Для моего мужа, безусловно, важно, чтобы я приняла Ислам, но для меня это непринципиально, мне кажется – гораздо важнее то, что у меня в душе, то, что у меня внутри, а не формальность этого процесса. Каждый сам отвечает за свои поступки и мысли. Я стремлюсь к высокой степени сознания, воспитываю себя. Очень люблю своего мужа, но у меня есть опасение: если учесть приказ второго праведного халифа ‘Умара (о разводе с теми женами из числа людей Писания, которые не стали мусульманками), наши пути могут разойтись, я очень переживаю по этому поводу. Правильно ли я поняла данное толкование?
Конечно, важна суть, важен смысл, начинка, понимание человеком себя, своей жизни, целей, приоритетов, но это не должно превратиться в огромный философский знак вопроса и многоточие.
Многое ценное, важное, возлагающее на нас определенные обязательства, ответственность, но одновременно дарующее радость и красоту бытия, все то, что окружает нас в этом мироздании и называется «жизнь», обретает смысл именно в вере в Единственного Творца. Вам не хватает совсем немного, чуть-чуть до того, чтобы ваши долгие поиски, стремления, познания и самосовершенствование увенчались успехом. Больше прислушивайтесь к своему сердцу, и тогда для вас станет актуальным совсем другой призыв второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Всевышний): «Если кого-то из вас постигло чувство высокой благородной любви к брату по вере (в вашем случае – супруг), не относитесь к этому чувству легкомысленно (не думайте о плохом, не отягощайте себя домыслами). Держитесь за него (умейте прислушиваться к людям, которых любите), потому что оно (такое чувство) дается очень редко (мало кого постигает)» [4].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 979, хадис № 3549.
[2] Св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 180.
[3] Хадис от Абу Саида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 133, хадис № 41, а также С. 135, хадис № 42; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 33, хадис № 438, «сахих».
[4] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 195, 196.
Что делать с мусульманами?
Кроме того, есть и другой, «ползучий» ислам, который постепенно и незаметно окружает нас со всех сторон. В магазине мы с неприязнью косимся на смугло-бородатых продавцов, а в транспорте — на водителей и таксистов с характерной внешностью и отталкивающим акцентом. Заказ с пиццей нам приносит какой-нибудь экзотичный Ибрагим с непроизносимой фамилией, а выгребающий мусор дворник едва бормочет по-русски.
Потом мы идем в банк и общаемся в окошке с операционисткой — милой и улыбчивой девушкой по имени Асель. У соседей ребенок в школе дружит с Мурадом, и он приходит к ним домой, а фамилия учительницы — Загитова, она учит вашу дочь английскому. В поликлинике вас принимает хирург Гуссейнов — хороший и внимательный врач, о котором никто не скажет дурного слова. А местный нотариус — Зульфия Сулейманова, она очень толково консультирует население по вопросам наследования имущества.
Все это тоже мусульмане, но какие-то другие, цивилизованные, нормальные, «свои», иногда даже — лучше русских. Отношение к ним тоже другое: мы, в общем-то, готовы принять их в свое общество, особенно если они будут не слишком выпячивать свое мусульманство. Какая нам разница, какая медсестра делает нам укол — христианка, мусульманка или атеистка? Лишь бы она делала это хорошо.
О самом исламе мы тоже не хотим ничего знать. Нам наплевать на Коран и всякие там хадисы. Никому не интересно, были ли у мусульман какие-то великие поэты или математические школы, что происходило в их истории и каким они видят этот мир и почему. Все, что от ислама, для нас по умолчанию плохо, а что от России — хорошо. Мы с удовольствием замыкаемся в патриотическом высокомерии «местных», которые правы уже потому, что они у себя дома.
Разве мы не имеем на это права? Мы живем в своей стране, и если кто-то приехал к нам в гости, пусть не лезет со своим уставом в чужой монастырь и уважает наши традиции. Тут мы, правда, предпочитаем не вспоминать, что большинство приезжих мусульман живут на территориях, которые были завоеваны и присоединены — пусть из самых лучших побуждений, — Российской империей. Так что это скорей мы пришли к ним в гости, чем они к нам, и теперь — ответный визит. И гастарбайтеров мы тоже заводим сами, потому что многим у нас выгодно иметь рабочую силу за бесценок, а ради этого бизнес и власть готовы закрывать глаза на закон и вообще на все на свете. Судьба родной России их — чистокровных россиян — похоже, совершенно не волнует.
В итоге остается вопрос — а что со всем этим делать? Мусульмане в нашей стране никуда не денутся, они уже здесь и их будет еще больше. Можем ли мы сосуществовать с ними в мире? Должны ли мы пытаться найти общий язык или надо отвечать ненавистью и агрессией на агрессию? Как нам поступать с иммигрантами с Востока — принимать в духе пресловутой «толерантности», как говорит Европа, или вышвыривать обратно за границу, как предлагает Трамп? Может быть, принимать хороших и выбрасывать плохих, каким-то чудесным образом отличая одних от других?
Честно говоря, у меня нет ответов. А как вы сами отвечаете себе на такие вопросы? Что такое для вас ислам и как вы к нему относитесь? Хотели бы вы жить в мире с мусульманами или предпочли бы никогда с ними не общаться? Чувствуете ли вы с их стороны угрозу — обществу и лично себе? Или для вас все национальности и религии равны, лишь бы «человек был хороший»?
Может быть, и мусульмане захотят как-то высказаться со своей стороны.
Вопрос важный и касается каждого из нас. Напишите ваше мнение.
8 вещей, которые нужно знать о тех, кто недавно принял Ислам
Человек, обратившийся в ислам, сделал едва ли не самый важный шаг в своей жизни: принял религию, о которой, в сущности, знает очень немного.
Часто он испытывает неудобство в новом непривычном окружении. В его жизни недавно произошла огромная перемена, и каждый человек реагирует на нее по-разному.
Зная, с какими трудностями сталкиваются новые мусульмане, мы сможем лучше помочь братьям и сестрам почувствовать себя комфортно в исламе.
1. Прямо сейчас в голове у нового мусульманина мелькает множество мыслей
«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (Коран, 2:155)
Когда до или после шахады человек познает основы ислама, то постоянно сталкивается с новыми вещами, о которых раньше не слышал. И ему требуется довольно много времени на то, чтобы встать на твердую почву ясного понимания, позволяющего почувствовать себя комфортно в своей новой религии.
Этот процесс чем-то похож на поиск себя в чужой стране, языка, обычаев и жизни в которой ты почти не знаешь. Часто недавно принявший Ислам понятия не имеет о природе тех или иных обычаев, относятся ли они к исламу или к определенной культуре, и ему нужно время на то, чтобы в этом разобраться.
2. Пошатнувшиеся отношения с родными
Однажды один человек спросил Пророка (мир ему и благословение): «Каково право родителей над их детьми?» «Они твой рай и ад», — ответил Пророк (Ибн Маджа)
Одно из преимуществ того, кто родился в исламе, в том, что он имеет прочное основание в отношениях с родителями и вообще родными. Он с детства видел на полке Коран, в его семье употребляли арабские слова, значение которых все понимали без объяснения и т.д. Словом, он жил в окружении традиции, во многом обусловившей его мировоззрение.
В случае новообращенного дело обстоит как раз наоборот. Он разрывает прошлые религиозные связи с семьей, нередко его решение стать мусульманином воспринимается родителями и прочими родственниками в штыки.
Даже если их реакция не столь резко отрицательная, вокруг него нет ни одного родного по крови человека, с которым он мог бы поговорить об исламе, прояснить для себя какие-то вопросы, связанные с религией, в конце концов, просто получить опору.
Все эти факторы становятся для него причиной стресса и разочарования. Моментами такой человек готов все бросить, чувствуя, что стал чужим среди своих. Несколько легче тому, кому повезло иметь близкого друга или наставника, на чью помощь он может рассчитывать в минуты отчаяния, но это все равно не то, что пребывать под крылом любящей семьи.
Итак, чтобы неофит обрел уверенность в статусе мусульманина, ему особенно нужна поддержка людей, принадлежащих к его новой религии.
3. Потеря друзей
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас внимательно выбирает себе друга» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи)
Известно, что в отношениях с близкими друзьями мы предельно откровенны. Когда новый мусульманин сообщает друзьям о принятии ислама, он может встретить самую разную реакцию.
Даже если друзья в целом настроены одобрительно, они все равно засыпают новичка миллионом вопросов, которые могут озадачить даже мусульманина с рождения. Понятно, что большинство обращающихся в ислам не имеют ученой степени по исламским наукам: неудивительно, что разнообразные вопросы друзей ставят их в тупик.
Кроме того, продолжая поддерживать отношения со старыми друзьями, со временем новый мусульманин начинает понимать, что их общество для него нежелательно, так как их поведение идет в разрез с предписаниями Аллаха. А ведь известно, что достаточно пару раз отказаться от приглашения на вечеринки, и тебя просто перестают звать.
Ощущение потери друзей провоцирует депрессию и чувство одиночества. А на то, чтобы приобрести достойных друзей среди мусульман, нужно определенное время.
4. Неумение иначе проводить досуг
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари)
Помимо возникновения дистанции с семьей и друзьями, человек, обратившийся в Ислам, с трудом находит способы заполнить свободное время или занять себя так, чтобы порой не чувствовать уныние.
Он неизбежно ощущает, что прежние способы времяпровождения — встречи с друзьями, походы на концерты, вечеринки, — теперь ему не подходят, и ему нужно искать какие-то новые. Это особенно сложно в небольшом городе, где предлагают на так уж много видов досуга, приемлемых для мусульман.
В этой ситуации у новообращенного может возникнуть желание вернуться к старым привычкам, чтобы снова почувствовать себя «нормальным», или стремление быть одному, в стороне от людей.
Ислам не поощряет ни монашество, ни гедонизм, и это создает проблемы в обществах, где ислам исповедует меньшинство населения. Рано или поздно эти проблемы решаются, человек находит, чем себя занять, но поначалу ему бывает очень сложно сохранять бодрое расположение духа.
5. Непонятно, чему учиться и у кого
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Облегчай, а не затрудняй, неси радостную весть, а не ненависть» (Бухари)
Как правило, поначалу новые последователи ислама испытывают определенные трудности в вопросах фикха (исламского права).
Кто-то думает: «Нужно ли в намазе поднимать руки после поклона или нет? Что будет правильно, а что неправильно?» На самом деле, ислам допускает различные мнения по таким вопросам, и все они считаются верными.
Часто обращенный оказывается перед выбором, остановиться на том, что предлагает легкий путь, или предпочесть то, что требует более серьезных усилий. В лучшем случае, это вызывает у него замешательство. Вспомним, что у него нет семьи, которая помогла бы ему определиться с такими вещами, и он получает информацию о них из других источников.
Одно из основных решений, которые приходится принимать обращенному, касается возможности употребления в пищу мяса забиха, т.е. животных, умерщвленных в соответствии с исламским ритуалом. Дело в том, что относительно мяса для ахль аль-китаб («людей книги», т.е. иудеев и христиан) у ученых есть разные мнения, но обычно новый мусульманин чувствует потребность выбрать для себя только одно мнение, продиктованное чьим-то ограниченным знанием вопроса.
6. Боязнь совершить ошибку
«А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Коран, 42:43)
Чувствуя себя в мечети, словно в чужой стране, новый мусульманин может только догадываться, как поведут себя окружающие, если он допустит ошибку. Нередко окружающие с полной уверенностью в собственной непогрешимости поправляют его, не осознавая, что их подсказки основаны лишь на ограниченном понимании. Со всех сторон новичку колют глаза его невежеством. Это тем более обидно, если делается в резкой форме.
Между тем, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) дал нам идеальный пример отношения к принявшим Ислам, в основе которого лежало, в первую очередь, терпение и понимание.
Вспомним, что никто из сподвижников Мухаммада не родился мусульманином, и ему приходилось учить их религии от А до Я, он делал это корректно и вежливо, не скупясь на похвалу. Об этом нужно всегда помнить, давая советы новичку, который может воспринимать их более болезненно, чем мусульманин с рождения.
7. Неуверенность в доброжелательности остальных мусульман
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари)
В большинстве случаев община встречает новообращенных с похвалой и одобрением, но иногда они чувствуют к себе враждебность, чуждую нашей уме и имеющую больше общего с доисламскими расовыми предрассудками, чем с исламом.
Например, новый человек в мечети может чувствовать иное отношение из-за того, что он «не араб», и чтобы преодолеть отчужденность, он старается скорее усвоить какие-то внешние проявления этой культуры, хотя они не имеют отношения к исламу. Или новичок начинает одеваться как пакистанец или представители иный национальностей, чтобы в данной мечети его считали за своего.
Между тем, община не должна вынуждать нового члена отказываться от собственной культуры, если ее выражения не противоречат исламу. Она должна вселять в него гордость тем, что он мусульманин, а не сводить суждение о нем к узким критериям национальной или культурной принадлежности.
Неофиты способны дать общине нечто новое и полезное, и отнимать у них такую возможность — преступление.
Например, сподвижник Салман аль-Фарси, перс по национальности, подсказал Пророку (мир ему и благословение) новую стратегию в сражении с курайшитами, которое получило название «битвы у рва». Если бы он чувствовал к себе враждебность и предубежденность из-за того, что он не араб, возможно, он не решился бы высказать мнение, которое обеспечило победу мусульманам.
Помните, что новые братья и сестры должны чувствовать себя важной частью общины, открытой для любых культур.
8. Новообращенный может пожалеть о своем решении
«Кто не милует, не будет помилован» (Бухари, Муслим)
Худшее, что может произойти с новообращенным, это то, что он пожалеет о своем решении принять ислам. Под тяжестью множества проблем, навалившихся на него после обращения, он может настолько отчаяться, что отречется от ислама. Тем не менее, община может многое сделать, чтобы те, кто принял ислам, чувствовали себя уверенно в новой религии. Для этого общине нужно не так уж много, как правило, только отказаться от местечкового мышления и перфекционизма, не имеющего отношения к реальности.
Исследование доктора Ильяса Ба-Юнуса (Ilyas Ba-Yunus) показало, что 75% американцев, принимающих ислам, через несколько лет отрекаются. Это трагедия, и она отражает неспособность американской мусульманской общины позаботиться о своих новых членах.
Глядя на эту статистику, мы должны спросить себя: что каждый из нас может сделать, чтобы помочь новым братьям и сестрам почувствовать себя комфортно в исламе? Все, кто родился мусульманами, должны с пониманием относиться к тем, кто пришел в ислам, должны быть готовы помочь им словом и делом. Не отвергать их, а принимать с открытыми объятиями.