Что такое экспериментальная психология

Информационный портал

Что такое экспериментальная психология. Смотреть фото Что такое экспериментальная психология. Смотреть картинку Что такое экспериментальная психология. Картинка про Что такое экспериментальная психология. Фото Что такое экспериментальная психология

Экспериментальная психология‎

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований. В более узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.

Цель экспериментальной психологии – исследование психики экспериментальными способами.

Задачи экспериментальной психологии:

Объектом является непосредственно психологический эксперимент и прочие объективные методы психологического исследования, а предметом – его законы и закономерности.

Что такое экспериментальная психология. Смотреть фото Что такое экспериментальная психология. Смотреть картинку Что такое экспериментальная психология. Картинка про Что такое экспериментальная психология. Фото Что такое экспериментальная психология

Имена экспериментальной психологии

Фундамент экспериментальной психологии был заложен немецкими учеными-физиологами в 19 веке. Именно их работы способствовали признанию психологии наукой. Основоположником экспериментальной психологии одни называют Гюстава Фехнера, другие – Эрнста Вебера.

Г.Гельмгольц (1821-1894 гг, Германия) – этот физиолог и физик заложил основы экспериментальной психологии. Он изучил физиологию восприятия, измерил скорость передачи нервного импульса. В целом, он во многом способствовал появлению у психологии эмперической доказательной базы.

Э.Вебер (1795-1878 гг, Германия) – физиолог, его основным интересом стала физиология ощущений, чувств – он ставил эксперименты по чувствительности мышц и кожи. Доказал наличие двухточечного порога: до какого-то расстояния между касаниями два воздействия на кожу воспринимаются как одно. Ставил эксперименты по способности различить вес предметов, выяснил, что вес двух предметов должен различаться на 1/40, чтобы испытуемый смог почувствовать разницу при их поднятии.

Г.Фехнер (1801-1887, Германия) – физиолог и психолог, обнаружил логарифмическое соотношение между интенсивностью ощущения и физиологического раздражителя, названное в последствие «законом Фехнера». Также уделял внимание психологии восприятия искусства, эстетики.

В.Вундт (1832-1920, Германия) – физиолог, психолог, языковед, основатель первой в истории психологической лаборатории. Ставил эксперименты по психологии сознания и восприятия, а также высших психологических процессов – например, речи, языка.

Э.Эббингауз (1850-1909 гг, Германия) – проводил эксперименты с памятью. Он стремился выяснить закономерности запоминания, создать технику заучивания. Сам того не подозревая, он доказал наличие краткосрочной и долговременной памяти.

Ф.Гальтон (1822-1911 гг, Англия) – эксцентричный человек, путешественник, в какой-то момент заинтересовавшийся психологией и психометрией, создавший систему тестов, ряд приборов для измерения психических реакций. Интересовался широчайшим кругом вопросов, к примеру, первым выяснил, что отпечатки пальцев индивидуальны.

Важным для экспериментальной психологии стало создание системы тестов. Дж.Кеттел, А.Бине, К.Спирмен занимались разработкой разнообразных психологических видов тестирования. На сегодня тесты могут быть групповыми или индивидуальными, личностными (например, для определения темперамента или уровня интеллекта), объективными, проективными (с ответом в свободной форме).

Основные понятия экспериментальной психологии

Для экспериментальной психологии характерен ряд специфических терминов:

Экспериментальная психология – очень спорный раздел науки. Ряд ученых настаивает на несостоятельности любых видов лабораторных экспериментов над психикой, так как само нахождение в лабораторных условиях является неестественными условиями для человека, и, соответственно влияет на чистоту исследования. Ученые с противоположным мнением говорят о невозможности изучения психики без эксперимента, поскольку опыты – составляющая исследований любой науки. Компромиссное мнение сводится к тому, что экспериментальный подход вполне применим для изучения низших уровней психологической организации (физиологического, психофизиологического), но его эффективность стремится к нулю, когда дело касается более высоких уровней (личности, индивидуальности).

Сегодня экспериментальная психология изучает психологические функции: ощущения, восприятие, скорость реакции, объем памяти (кратковременной и долгосрочной). Психологический эксперимент применяется во многих отраслях: педагогике, подборе персонала, подготовки военных, спортсменов, космонавтов.

Источник

Экспериментальная психология

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

2. Cпецифичные для психологии принципы:

Основные события в создании

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

1. Организационная группа:

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

4. Вербально-коммуникативные методы

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

7. Интерпретационные методы

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Источник

экспериментальная психология

Полезное

Смотреть что такое «экспериментальная психология» в других словарях:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в области психологии чувств, а также при… … Философская энциклопедия

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии; общее название различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Э. п. обогащает методику результатами исследований, касающихся закономерностей произвольного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Экспериментальная психология — Экспериментальная психология общее обозначение всех видов научно психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой то особый вид психологии … Википедия

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — исследование психических явлений с помощью экспериментальных методов наблюдения теста и анкеты. Достижения экспериментальной психологии получили широкое распространение в различных сферах человеческой деятельности от дошкольной педагогики до… … Профессиональное образование. Словарь

Экспериментальная психология — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов … Словарь-справочник по педагогической психологии

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики на основе установления связи между двумя явлениями через заданные изменения в одном и наблюдаемые в другом. В Э. п. разрабатываются методы организации и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Очень общий термин, который может быть употреблен относительно любого подхода к изучению психологических проблем, при которых используются экспериментальные процедуры. Ранее этот термин ограничивался лабораторной психологией, но сейчас он… … Толковый словарь по психологии

Экспериментальная психология — общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов … Словарь по педагогической психологии

Экспериментальная психология (журнал) — Экспериментальная психология Специализация: экспериментальная психология … Википедия

Источник

Экспериментальная психология

Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Содержание

Общие сведения

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

Основные события в создании

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

Критика экспериментальной психологии

Что такое экспериментальная психология. Смотреть фото Что такое экспериментальная психология. Смотреть картинку Что такое экспериментальная психология. Картинка про Что такое экспериментальная психология. Фото Что такое экспериментальная психология

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Что такое экспериментальная психология. Смотреть фото Что такое экспериментальная психология. Смотреть картинку Что такое экспериментальная психология. Картинка про Что такое экспериментальная психология. Фото Что такое экспериментальная психология

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

При работе с животными:

Источник

Основы психогенетики, экспериментальная психология

Тема № 9
«Основы психогенетики, экспериментальная психология»

Ермолаев Андрей Алексеевич

В современном обществе все науки настолько переплетены между собой, что иногда не сразу и понимаешь какие направления к каким, относятся.

В наши дни психология успешно уживается с биологией, медициной, высокими технологиями в области компьютеризации и другими направлениями деятельности человека.
Современная психология подразделяется на два основных направления:
1.Фундаментальная психология.
2. Прикладная психология.

Кроме того, современная психология на данном этапе своего развития определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отдельных отраслей исследований, например, в таких как:
-Общая психология;
-Зоопсихология;
-Военная психология;
-Клиническая психология;
-Психология научения;
-Инженерная психология;
-и многие, многие другие направления.

Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

В данной статье мы попробуем совсем кратко разобрать некоторые из разновидностей этой интересной и в тоже время сложной науки…
а именно:
-психогенетику;
-экспериментальную психологию.

Для полного понимания данного направления, основным трудом которым мы будем пользоваться это Учебник /И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000 «Психогенетика».

Некоторые краткие выдержки из данного учебника будут представлены в этой статье.
Но кроме обращения к данной статье мы будем использовать и другую литературу, при этом кратко и сжато стараясь описать данную тему.

Итак, поехали…
Психогенетика

Предметом Психогенетики является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании.

Большинство работ в психогенетики посвящено тестовым исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций.

Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью.
Основные задачи Психогенетики — выяснение механизмов, роли, особен¬ностей природной обусловленности неисчерпаемого разнообразия личностей, тех законов, которые лежат в основе такого разнообра¬зия.
Решение этих задач имеет не только научное, но и прак¬тическое значение.

Историю возникновения психогенетики условно можно разделить на пять этапов:

Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина.
Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта» — (Hereditary Genius, 1869) и основоположником психогенетики считается Фрэнсис Гальтон.

1.На первом этапе (1865-1900-е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (в том числе психологических).

3.Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Идет накопление фактического материала.
Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.

4.На четвертом этапе (до конца 80-х годов) в психогенетике вновь большое внимание уделяется совершенствованию методологии науки и поиску новых путей исследования.
Совершенствование информационных технологий стимулировало применение методов компьютерного моделирования.
Доминирующими направлениями становятся изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития. Все более популярными становятся лонгитюдные исследования, более подробно анализируются различные аспекты средовых влияний.

5.Пятый этап (начиная с 90-х годов XX века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека».

Что же такое Геном?

Геном содержит биологическую информацию, необходимую для построения и поддержания организма.
Большинство геномов, в том числе геном человека и геномы всех остальных клеточных форм жизни, построены из ДНК, однако некоторые вирусы имеют геномы из РНК.

Существует также и другое определение термина «геном», в котором под геномом понимают совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.

Гаметы (от греч. ;;;;;; — жена, ;;;;;;; — муж) — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности, половом размножении.

Эукариоты (устар. эвкариоты; лат. Eukaryota от др.-греч. ;;- «хорошо; полностью» + ;;;;;; «орех; ядро»), или я;дерные — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядро.
Все организмы, кроме прокариота (бактерий и архей), являются ядерными.

Под геномом эукариотического организма в настоящее время понимают суммарную ДНК гаплоидного набора хромосом и каждого из внехромосомных генетических элементов, содержащуюся в отдельной клетке зародышевой линии многоклеточного организма. Геном эукариот избыточен.

У других представителей животного и растительного мира число хромосом в соматических клетках может быть значительно больше (до 100 и более).

Хромосомы (др.-греч. ;;;;; — цвет и ;;;; — тело) — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотическая клетки, в которых сосредоточена бо;льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.

Простым языком можно определить, что хромосома — это носитель полной информации о всех потомках индивидуума.

Когда говорят о размерах генома эукариот, то подразумевают именно это определение генома, то есть размер эукариотического генома измеряют в парах нуклеотидов ДНК или пикограммах ДНК на гаплоидный геном.

Преобладающим направлением исследований в генетике является геномное, включающее поиск конкретных генов, связанных с регуляцией поведенческих характеристик («поведенческая геномика»).
Большое внимание уделяется также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий («средовая инженерия»).

Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических, социальных биологических медицинских вопросов в том числе и геномики.

В настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими.

Благодаря этому психогенетика, опиравшаяся ранее лишь на вариационно-статистические методы, получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека.

Проект генома человека начат в 1990 г. Первая (черновая) версия последовательности нуклеотидов была закончена в 2000 г.

Последняя версия последовательности содержит 2,85 миллиардов пар нуклеотидов с 341 брешью, то есть в этих местах по каким-то причинам секвенировать геномную ДНК не удалось.

Секвенирование (sequencing) – это общее название методов, которые позволяют установить последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК.

В настоящее время нет ни одного метода секвенирования, который бы работал для молекулы ДНК целиком; все они устроены так: сначала готовится большое число небольших участков ДНК (клонируется молекула ДНК многократно и «разрезается» в случайных местах), а потом читается каждый участок по отдельности.

Дидезоксинуклеотидный метод, или метод «обрыва цепи», был разработан Ф. Сенгером в 1977 году и в настоящее время широко используется для определения нуклеотидной последовательности ДНК.

Генетика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в России в 10-х годах XX столетия.

Первые психогенетические исследования в России были связаны с развитием евгенических идей.

В конце 20-х годов евгеническое направление теряет свою популярность.
Основным центром психогенетических исследований становится Медико-генетический институт в Москве, где начали проводиться широкомасштабные близнецовые исследования.

В связи с политическими репрессиями в СССР в конце 30-х годов отечественные исследования по психогенетике были прерваны вплоть до 1972 года.

Методические возможности психогенетики ограничены:
— невозможность произвольного экспериментирования, объект – человек;
— позднее наступление репродуктивного периода;
— малое число потомков.

Однако психогенетика пользуется достаточно профессиональными методами и применяет методы современной генетики.
Основными методами психогенетики являются:
— метод популяционный;
— метод генеалогический;
— метод приемных детей;
— метод близнецов.

1.Популяционный метод.
Популяция – совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенное пространство, внутри которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии (случайное, не зависящее от генотипа и фенотипа особей образование родительских пар) и нет заметных изоляционных барьеров.

Эта совокупность особей отделена от соседних таких же совокупностей особей данного вида той или иной степенью давления тех или иных форм изоляции.

Человек относится к одному из видов живых организмов, для него характерно образование определенных популяций.

Помимо биологических причин, на формирование человеческих популяций влияют и различные социальные факторы.

Человеческие популяции могут иметь различную численность.

Термин «популяция» можно применить к населению не только городов, но и целых стран.
Так, например, при развале СССР началась миграция различных слоев населения из одной страны в другую.
Также как пример, можно привести Москву и –Нью-Йорк.
Где ежедневно перемещается огромное количество людей различных наций и сообществ, которые населяют различные места не входящие в эти мегаполисы.

В популяции существует изменчивость признаков, по типу изменчивости выделяют 2 вида признаков:
-Качественные признаки;
-Количественные признаки;

-Качественные признаки.
Качественные (дискретные) признаки встречаются в ограниченном числе вариантов, различия между индивидами четко выражены, и промежуточные формы отсутствуют.
Внешние условия относительно мало или почти совсем не влияют на их проявление.
К таким признакам относятся, например, группы крови у человека.

-Количественные признаки.
Количественные (континуальные) признаки обладают непрерывной изменчивостью, к ним относится основная масса поведенческих характеристик человека.

Любой количественный признак можно измерить и все требования к психологическим измерениям в генетике поведения остаются теми же, которым должны удовлетворять психодиагностические процедуры:
-надежность;
-валидность;
-репрезентативность.

Генетическая структура популяций – один из важнейших факторов, определяющих особенности передачи по наследству различных признаков.
Специфика изучаемой популяции должна учитываться при исследовании механизмов передачи по наследству любого признака человека.
Генетические изменения на популяционном уровне принято анализировать в рамках двух основных математических подходов
-Детерминистический подход
-Стохастический подход.

Задачи метода:
-установление наследственного характера признака;
-определение типа наследования признака (аутосомный, сцепленный с полом, доминантный, рецессивный);
-выявление лиц, носителей;
-определение прогноза потомства.

«Он основан на простой логике: если какой-либо признак кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди.
Вот почему обязательное условие использования генеалогического метода — наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную («ядерную») семью;
-к ним относятся пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг;
— они — и только они — имеют в среднем 50% общих генов.
Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей.

Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.

Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы.

Человек, ради которого собирается родословная (например, обладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом.

Члены родословной располагаются, но поколениям-строкам, которые, в случае необходимости, обозначаются слева римскими цифрами:
-от предыдущих поколений — к более поздним;
-дети в каждой семье — слева направо по порядку рождения, они обозначаются либо номерами, либо годами жизни.
Для некоторых задач, например, психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений; тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их.

Такое изображение некоторые исследователи предлагают называть генограммой.

Генограмма — это формат для изображения семейного древа, которое регистрирует информацию о членах семьи и их связях по крайней мере в пределах трех поколений.
Генограмма изображает семейную информацию графически таким способом, который дает образ комплексного семейного паттерна и является дополнительным источником для предположения о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и с динамикой одного и другого по времени». Учебник «Психогенетика» /И. В. Равич-Щербо.

3.Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

С одной стороны, имеются достаточно жесткие ограничения метода:
-Юридические
-Психологические.
-Возможность не случайного распределения детей по семьям;
-Субъективные «легенды» о родных родителях/ усыновителях.

Однако не взирая на недостатки этот метод в психогенетике имеет и ряд преимуществ.
В первую очередь он является теоретически наиболее чистым методом, обладающим максимальной разрешающей способностью.

В исследование метода приемных детей включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям – усыновителям, их биологические и приемные родители.

Одним из вариантов метода приемных детей – является исследование так называемых приемных (сводных) сиблингов, т.е. нескольких детей – не родственников, усыновленных одной семьей.

Выделяют две схемы этого метода:
-полную схему
-частичную схему.

Полная схема объединяет данные, полученные на двух группах:
-схема разлученных родственников (биологические родители и их сиблинги);
-схема приемных сиблинги.

Частичная схема объединяет или одну, или другую группу данных. Метод приемных детей является одним из основных методов современной психогенетики.

«…близнецовый метод позволяет установить, какие именно факторы среды ответственны за появление того или иного признака.
Наконец, близнецовый метод может быть использован «и для дифференциации внешне сходных, но биологически различно детерминированных признаков», Учебник «Психогенетика» /И. В. Равич-Щербо.

Разновидности близнецового метода.

-Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
-Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
-Лонгитюдное близнецовое исследование.
-Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
-Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночно рожденных детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
-Сопоставление близнецов с не близнецами.
-Метод разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
-Метод частично разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время.
Классификация методов изучения наследственности человека.

Наследственность человека трудно поддается изучению:
— примерно одинаковая продолжительность жизни исследователя (врача) и пациента, максимально может изучить 3-4 поколения в семье;
— поздно наступающая половая зрелость человека и малое число потомков;
— большое число хромосом и генов;
— отсутствие записанных родословных в семье;
— гибридологический метод применять нельзя.

Существует ряд методов, которые позволяют проследить наследование признаков.
Это позволяет установить диагноз, бороться с болезнями, провести консультацию лицам, нуждающимся в ней.
Методы:
— клинико- генеалогический;
— биохимический;
— цитогенетический;
— близнецовый;
— популяционно-статестический;
— имунно-генетический.

Большинство работ в Психогенетики посвящено исследованию меж-индивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта, с помощью разнообразных тестов.
Вместе со сменой механизмов перестраивается отношение психических функций к генотипу:
-чем больше роль специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов, тем меньше доля генетической изменчивости в формировании индивидуальных психологических особенностей.

Экспериментальная психология – раздел психологии, изучающий и обобщающий методологические основы проведения психологических исследований.

Экспериментальная психология имеет четыре значения:

1. Экспериментальная психология вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных.
Здесь Экспериментальная психология приравнивается к научной психологии одновременно с этим противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.
Немецкий психолог В. Вунд в своих трудах описал общие направления экспериментальной психологии, а П. Фресс и Жан Пиаж данную проблематику внесли в учебник «Экспериментальная психология».

2. Экспериментальная психология является системой экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.
Здесь понимание Экспериментальной психологии характеризуется как узко направленная дисциплина, предназначенная для экспериментальных изучений личности и конкретных условиях с конкретными мероприятиями по отношению к изучаемому индивиду.
В узком смысле, экспериментальная психология – это наука о психологическом эксперименте.
Типичным учебником, который предлагает такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин [Matlin M. W.,1979].

3. Термин «Экспериментальная психология» также употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.
Здесь Экспериментальная психология занимается проблемой методов психологического исследования в целом.

Основная цель экспериментальной психологии – исследование психики любыми доступными способами с помощью экспериментов.

Основными задачами экспериментальной психологии является:
-исследование принципов организации научных знаний;
-разработка условий к эксперименту;
-изучение методов эксперимента;
-исследования причин формирования ошибочных выводов экспериментов (артефактов);
-создание плана эксперимента.

История экспериментальной психологии

Экспериментальная психология – сравнительно молодая наука.
В XIX веке нашей эры в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода.
Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776–1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике.

Несмотря на то что Гербарт признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Немецкий физиолог, физик, философ Г.Т. Фехнер (1801–1887) достиг во всех этих областях значительных результатов, но в историю вошел как психолог.
Г.Т. Фехнер стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические.
В своих исследованиях Г.Т. Фехнер опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета Э.Г. Вебером (1795–1878) зависимость между ощущением и раздражителем.
В результате Г.Т. Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил имя – закон Фехнера.

Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Г.Т. Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, представляющей собой экспериментальную психологию того времени.
Г.Т. Фехнером были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»:
— метод минимальных изменений (или метод границ);
-метод средней ошибки (или метод подравнивания);
-метод постоянных раздражителей (или метод констант).

Главный труд Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами.

Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.
Крупный вклад в развитие экспериментальной психологии внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека.

Работа В.М. Бехтерева «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.
На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.
Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).
В 1884 году Ф. Гальтон основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными).
Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.
С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик.
Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.
Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке.
В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода.
Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей.

Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Методология экспериментальной психологии

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические.

При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме.
В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений.

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:
-Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
-Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
-Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:
-Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
-Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
-Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
-Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Самыми удачными разработками в области определения методов изучения в области психологии можно назвать знаменитого ученого Б. Г. Ананьева который объединил все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

Ниже приведена краткая классификация Б.Г. Ананьева
1. Организационная группа:
-Сравнительный метод;
-Лонгитюдный метод;
-Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода).

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
-Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция);
-Экспериментальные методы;
— Лабораторный эксперимент;
— Естественный эксперимент;
— Формирующий или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы:
-Социометрия;
-Стандартизированные и проективные тестовые методики;
— Тест Люшера;
— Графологияю

4. Вербально-коммуникативные методы:
-Метод беседы;
-Интервью;
-Клиническое интервью;
-Метод опроса;
-Анкеты и вопросники;
-Личностные тесты.

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы):
-Хронометраж;
-Циклография;
-Профессиография;
-Метод моделирования;
-Биографический метод.

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
-Методы математической статистики;
-Методы качественной характеристики полученного материала.

7. Интерпретационные методы
-Генетический метод (анализ фаз развития)
-Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
-Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии.

Существует две полярных точки зрения:

1. Первая точка зрения. Применение эксперимента в психологии принципиально невозможно и недопустимо.
Эта точка зрения основана на том, что:
-Предмет исследования в психологии слишком сложен.
-Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
-В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
-Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
-Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

2. Вторая точка зрения. Психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления.
Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать.
Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Но существует еще одна точка зрения которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми.
Основная идея этой точки зрения состоит в том, что, существует так называемая шесть уровней психической организации/регуляции.
0 — физиологический уровень;
1 — психофизиологический уровень;
2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов;
3 — интегративный уровень психики;
4 — уровень личности;
5 — уровень индивидуальности.

В данной работе мы разобрали два направления в психологии. Кратко определили задачи и цели, поставленные перед психогенетикой и экспериментальной психологией.

Постарались выяснить основные методы изучения двух, казалось бы, на первый взгляд разных направлений в психологии.

Кроме того, рассмотрели историю возникновения психогенетики и экспериментальной психологии.

А также разобрали необходимость данных наук в изучении отдельного индивидуума и различных сообществ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *