Что такое экономический институт

Экономический институт

Смотреть что такое «Экономический институт» в других словарях:

Экономический институт — Центральный научно исследовательский при Госплане РСФСР, Северо Западный филиал (6 я Красноармейская улица, 24), образован в 1973, разрабатывает проблемы экономического и социального развития областей Северо Запада СССР, готовит… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Экономический институт — Экономический институт, Центральный научно исследовательский при Госплане РСФСравни Северо Западный филиал (6 я Красноармейская улица, 24), образован в 1973, разрабатывает проблемы экономического и социального развития областей Северо Запада… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Экономический институт Госплана СССР — научно исследовательский (НИЭИ), научное учреждение в области разработки методологических проблем перспективного народно хозяйственного планирования, исследования экономических и социальных проблем развития народного хозяйства СССР.… … Большая советская энциклопедия

Всероссийский заочный финансово-экономический институт — (ВЗФЭИ) Международное название All Russian State Distance Learning Institute of Finance and Economics (ARDLIFE) Год основания 1930 год … Википедия

Военный финансово-экономический институт — Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВФЭИ ВУ МО РФ) Прежнее название до 1942 Военно финансовое училище до 1944 Центральные военно финансовые курсы Красной Армии до 1961 Военно финансовое училище до … Википедия

Санкт-Петербургский торгово-экономический институт — (СПбТЭИ) Год основания 1930 Ректор Нина Владимировна Панкова Студенты 4500 … Википедия

Харьковский торгово-экономический институт КНТЭУ — Харьковский торгово экономический институт (ХТЕІ КНТЕУ) … Википедия

Московский инженерно-экономический институт — Государственный университет управления (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия

Казанский государственный финансово-экономический институт — (КГФЭИ) Международное название Kazan State Finance and Economics Institute Девиз Мы решаем реальные проблемы реального бизнеса … Википедия

Источник

Экономические институты

Полезное

Смотреть что такое «Экономические институты» в других словарях:

Экономические институты — под ними понимается набор правил и законов, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены общества, ибо эти правила оказывают непосредственное влияние на организацию и экономическое… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Экономические институты (научно-исследовательские) — Экономические институты научно исследовательские, в СССР научные учреждения, ведущие исследовательскую работу в области экономики. В России первое специальное научное учреждение, занимавшееся экономическими проблемами, было создано в 1915 ‒… … Большая советская энциклопедия

Экономические институты (высшие учебные заведения) — Экономические институты в СССР, высшие учебные заведения, готовящие высококвалифицированные кадры экономистов и инженеров экономистов для различных отраслей народного хозяйства. Обучение в них ведётся по специальностям: экономика и планирование… … Большая советская энциклопедия

Финансово-экономические институты — в СССР, готовят экономистов для системы Госбанка и министерства финансов, организаций и учреждений финансовой и кредитной работы, финансовых служб предприятий. В 1976 действовало 5 Ф. э. и.: Всесоюзный заочный (основан в 1958 в Москве),… … Большая советская энциклопедия

Торгово-экономические институты — готовят специалистов по экономике торговли (См. Торговля), товароведению и организации торговли продовольственными и промышленными товарами, а также экономистов по бухгалтерскому учёту, финансам и кредиту, инженеров по технологии и… … Большая советская энциклопедия

Экономические системы — Экономическая система (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

Институты экономические — см. Экономические институты … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ИНСТИТУТЫ — научно исследовательские, учреждения, занятые специальной разработкой научных проблем и ведущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научно исследоват. И. является объединение научн. сил вокруг определенных проблем … Большая медицинская энциклопедия

Экономические реформы в России (1990-е годы) — Основные статьи: Экономика СССР, 1990 е в экономике России См. также: Реформы правительства Ельцина Гайдара Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990 е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию… … Википедия

СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи — Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… … Большая советская энциклопедия

Источник

2.3. Экономические институты

Экономические институты – это устойчивые формы взаимодействия людей. Это своего рода нормы и правила, которые выполняют функцию ограничения поведения экономических агентов и упорядочивают взаимоотношения между ними.

Рынок (как экономический институт) – это форма общения равноправных лиц, физических и юридических – производителей (собственников) и потребителей (пользователей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также посредников между ними. Это добровольная взаимная передача прав собственности субъектами, результатом чего является договор (добровольная сделка). При этом происходит общественная оценка благ, перераспределение доходов. Рынок сегодня – это социальный механизм (связь между потребителем и производителем), а не просто место купли-продажи.

Купля-продажа – это одновременно взаимная передача агентами полных прав собственности на обмениваемые блага. Аренда – это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту. При аренде любой может быть в убытке.

Спот-сделка: выполнение договора сразу после его заключения.

Срочные контракты: момент заключения контракта и выполнения его разнесены во времени (хеджирование, спекуляция, арбитраж).

Хеджирование – сделки на бирже. Спекуляция – операции при колебании цен, связанные с изменением конъюнктуры рынка. Арбитраж – одновременное проведение операций с одним товаром на срочном рынке и рынке наличности и извлечение прибыли от разницы цен.

Трансакционные издержки (операционные издержки) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Формы трансакционных издержек: поиск информации; издержки ведения переговоров и заключения контрактов; издержки измерения (ошибки в подсчетах, приобретение измерительной техники); издержки защиты прав собственности; издержки, связанные с противоречивым поведением партнёров.

Собственность – это совокупность прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между субъектами по поводу использования экономических благ.

Для бизнеса важное значение имеет отношение собственности на средства производства, которые выражаются в 2-х видах экономических прав: право собственника и право хозяйствования (использования).

2. Право пользования (хозяйствования или использования средств производства) – аренда, лизинг и т.д. На время право владения и пользования отдаётся собственником другому.

Отношение экономической реализации собственности – это когда использование средств производства приносит собственнику доход (прибыль, налог, арендная плата, ройалти – плата за использование чужой собственности).

Источник

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Экономический институт— исторически сложившийся механизм, регули­рующий деятельность людей (при помощи распределения и закрепления за ними определенных общественно полезных ролей: потребитель, брокер, предприниматель и т.д.), контролирующий соблюдение ими определенных норм, традиций, правил и законов и, наконец, позволяющий удовлетворить максимум потребностей при минимальном использовании дефицитных ре­сурсов.

Деньги— один из важнейших экономических институтов общества. Это исторически сложившийся стихийный механизм регулирования взаимоот­ношения людей. Когда их нет, отношения приходится выяснять силой, дав­лением, авторитетом, приказом и прочими аналогичными силовыми спосо­бами. Но когда они есть, то все получается чинно и благородно: я сдаю в прачечную белье и плачу за услуги деньги, за которые раньше я «повкалы­вал» на предприятии.

Вряд л и кто будет сомневаться в том, что долгая история денег связана с традициями, обычаями, нормами и прочей социальной атрибутикой, при­писываемой социальному институту. А о том, как умело и мудро они конт­ролируют наши действия (особенно, когда их на все не хватает), или о том, что только они способны удовлетворить максимум потребностей при мини­муме затрат на их изготовление, и говорить не приходится. Какова себесто­имость изготовления бумажных или металлических денег? Сколько раз они оборачиваются, принося государству несметную выгоду? Скольких людей делают счастливыми или несчастными?

Таким образом, деньги — это общественный институт, который увеличива­ет богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами.

Банки— еще один экономический институт общества, функционирующий в сфере обмена. Главная функция банков — обеспечивать сохранность вкла­дов, фондов и быть источником ссуд.

Банки как финансовые посредники передают деньги от вкладчика заем­щику, т.е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает ис­пользовать их в настоящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как знают, что эти деньги будут возвращены по их первому требованию, посколь­ку банки обеспечивают физическую сохранность денег от пожара и грабежа, предоставляют страховку по вкладам.

Деятельность банков жизненно важна для нормального функционирова­ния экономики. Коммерческие кредиты позволяют фирмам оплачивать теку­щие счета и финансировать расходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков.

Банки сосредоточивают значительную часть свободных капиталов, имею­щихся в стране (пассивные операции), и передают их в руки предпринимате­лей, которые нуждаются в расширении своих оборотов (активные операции).

Банки занимаются покупкой и продажей акций. Они берут на себя раз­мещение акций вновь возникающих промышленных предприятий, а равно и скупку акций для тех предпринимателей, которые пожелали бы стать их

Биржевая игра на понижение и по­вышение для банков — способ сосредо­ Что такое экономический институт. Смотреть фото Что такое экономический институт. Смотреть картинку Что такое экономический институт. Картинка про Что такое экономический институт. Фото Что такое экономический институтточить у себя ценные бумаги и акции. Банки не ограничиваются посредниче­ством, ной сами владеют промышленными предприятиями либо принима­ют то или иное участие. Так, до революции 1917 г. подавляющее большин­ство голосов на общих собраниях русских металлургических заводов принад­лежало нескольким коммерческим банкам; в их портфеле находились акции десятков промышленных предприятий, которые таким путем становились предметом собственности банков. Капитал, вложенный банками в акции промышленных предприятий, называется финансовым капиталом. Он ставит промышленность в полное подчинение банков.

Банки живут насыщенной и беспокойной жизнью: они сливаются и ук­рупняются, разоряются и поглощаются, расширяются (создают филиалы), выходят на международную арену, их счета могут арестовать, государство может назначить временную администрацию, которая берет все руководство на себя. Из всех моделей поведения банки предпочитают слияние. Они мень­ше конкурируют между собой, чем фирмы и предприятия. Проникая в про­изводство, банки заинтересованы в том, чтобы между однородными промыш­ленными предприятиями, им принадлежащими, не было конкуренции. Они стремятся слить однородные предприятия, ранее принадлежавшие разным владельцам, в хозяйственное целое. Этим самым банки поддерживают стрем­ление промышленности к организации синдикатов и трестов.

Коммерческий институт— любое учреждение, где покупают и продают товары. Это магазин, оптовый рынок, биржа, закупочная база и т.д. Они дей­ствуют в сфере экономического обмена.

Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно — через специальные инсти­туты, которые называют институтами обмена. Их роль в обществе огром­на. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позво­ляя избегать хаоса и неразберихи. Товаром могут быть рабочие руки, земля и даже воздух. Короче говоря, все, что продается и покупается. Товар, а не деньги удовлетворяет человеческие потребности в пище, жилье, здоровье и т.п. Деньги всего лишь посредник, средство, упрощающее хождение то­варов по всему свету.

Надо различать товары и услуги. Товары суть вещи, которые производят­ся: продукты питания, одежда, дома, автомобили и т.д. Товары также мож­но называть продуктами или предметами потребления.

Услуги не являются продуктами, хотя при их оказании используется мно­жество предметов, скажем, шетка, пылесос, стиральный порошок. Показ фильма — это оказание услуги населению. А создание фильма — это изготов­ление товара. Кинозрители, уходя домой, ничего вещественного с собой не забирают, хотя эмоциональных впечатлений у них много.

Наде различать два близких понятия — ПОКУПАТЕЛЬ и ПОТРЕБИ­ТЕЛЬ. Покупают товар, а потребляют и товар, и услуги. Но услуги не покупают. Поэтому понятие «потребитель» несколько шире по­нятия *покупатель->. Хотя оазница между ними настолько стерлась, что они употребляются как синонимы.

Между услугами и товарами существует и другая разница. Продукты и предметы потребления в совокупности составляют благосостояние общества, или национальное богатство. Но совокупность услуг нельзя именовать бла­госостоянием или богатством. Они выполняют иную функцию — создают комфорт среды обитания. Чистить обувь, стирать белье, приносить почту и т.п. — это то, без чего нельзя представить себе цивилизацию и цивилизо­ванное общество. В примитивном обществе список услуг очень ограничен. Кочевники, говорят, не моются неделями, если не месяцами, а современный горожанин делает это иногда два раза в день.

Результатом накопительной деятельности населения выступает богатство. Его нужно понимать как совокупность товаров и выражающей их суммы денег, которые могут находиться в ведении отдельной семьи или целого государства.

Богатство относится к сфере накопления. Основными экономическими институтами сферы накопления выступают коммерческие и государствен­ные банки, однако их нельзя относить только к этой сфере; они выступают институтами и сферы накопления, и обмена одновременно.

Товары, деньги и услуги выражают степень развития общества, его про­цветание. Современные державы — развитые капиталистические страны типа США, Германии или Японии — обладают пропорционально развитыми сфе­рами товаров и услуг. Их еще можно причислить к самым богатым обществам. В бедных странах (Бангладеш, Мавритания, Эфиопия) сфера услуг очень узка. Люди здесь едва удовлетворяют насущные потребности и не могут даже мечтать о дорогом медицинском обслуживании (рис. 41).

Общества, накопившие большие богатства, развиваются быстрее, чем те, что не умели этого сделать. Отсюда следует, что по мере технического прогресса богатые страны становятся богаче, а бедные относительно них беднее. Ины­ми словами, разрыв между бедными странами и богатыми увеличивается.

Общество, предоставляющее своим гражданам максимальную свободу экономической предприимчивости, как правило, получает в конечном ито­ге максимальное число богатых или благополучных людей. Таковы Соеди­ненные Штаты. Общество, ограничивающее экономическую свободу, полу­чает наименьшее число богатых людей. Таковы древневосточные империи. Советский Союз занимал на этой шкале промежуточное положение.

Не существует такого общества, в котором все способы обогащения были бы исчерпаны. Всегда находятся новые возможности. Часто обогащаются там и те, кто первым придумал оригинальный способ обогащения. Ярким при­мером служит история одного американца, который стал миллионером бук­вально на отбросах. Он первым догадался, что городская свалка может при-

носить огромную прибыль, если ее правильно использовать. Взяв кредит в несколько сотен тысяч долларов в городском банке по совету мэрии, заин­тересовавшейся оригинальным проектом уничтожения зловонных помоек вокруг города, предприимчивый американец санировал, а затем заасфальти­ровал одну из них. На образовавшейся территории он построил супермаркет, куда в отличие от тесных городских магазинчиков можно было подъезжать на машинах. Идея понравилась американцам. Вскоре предприниматель со­здал по стране широкую сеть супермаркетов.

Что такое экономический институт. Смотреть фото Что такое экономический институт. Смотреть картинку Что такое экономический институт. Картинка про Что такое экономический институт. Фото Что такое экономический институт

Рис. 41. Богатые и бедные страны находятся на противоположных полюсах шкапы товаров и услуг

Рынок относится к числу важнейших экономических институтов общества, причем не только рынок товаров и услуг, ной рабочей силы. По мнению про­фессора Д. Карда из Принстонского университета, трудящиеся считают ры­нок труда и социальным институтом, и экономическим. Когда предлагают более высокие заработки, люди ищут работу; получив ее, они больше думают о справедливом характере оплаты труда, что влияет на его результативность.

Рынки специализируются по предмету продажи в зависимости от того, что предлагают продавцы. Например, место, где беднейшие слои населения про­дают подержанные вещи — старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвозди, гайки, замки и т.д., именуется толкучкой, а еше базаром. Места, где продавцы, обычно солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образ­цы продукции и, рекламируя их, призывают потенциальных покупателей зак­лючать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии товаров первой необходимости — крупы, масло, овощи, мясные и рыбные изделия, по ценам, более низким, чем в магазинах, именуют опто­выми рынками. Место, где продают и покупают акции, называют/?&/«/сол?г

Источник

Институты правят экономикой

Что такое экономический институт. Смотреть фото Что такое экономический институт. Смотреть картинку Что такое экономический институт. Картинка про Что такое экономический институт. Фото Что такое экономический институт

В книге в научно-популярной форме объясняется важность институтов как правил, регулирующих экономику. Изложены теоретико-методологические основы применения институтов, обеспечивающих согласование экономических интересов, обоснован вред импорта чужих институтов и опасность институциональных ловушек. Даны практические рекомендации по реализации институциональной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации. Работа предназначена для руководителей различного уровня, предпринимателей. Она будет полезна для ученых, аспирантов, магистрантов, студентов-дипломников и для всех, кто интересуется современными подходами к управлению экономикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Институты правят экономикой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Институты и их роль в экономике

Свободны люди или нет — это определяется правами и обязанностями, установленными главными институтами общества.

Свобода — это некоторая структура социальных форм.

Джон Ролз. Теория справедливости

Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норт, «институты — это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике» [4, с. 37]. Институциональные ограничения включают как запреты совершать определенные действия, так и указания, при каких условиях разрешены эти действия. На бытовом уровне их можно отождествить со спортивными правилами. Они включают в себя формальные писаные нормы и неписаные кодексы поведения, которые лежат глубже формальных правил и дополняют их.

Основная задача институтов состоит в минимизации неопределенности в деятельности организаций и индивидов путем установления устойчивых механизмов взаимодействия между участниками общественных отношений. Институты могут создавать благоприятные условия, выступать как нейтральные факторы или становиться препятствием для развития общественных процессов и экономической деятельности. Таким образом, институты, по сути дела, устанавливают ограничения в деятельности людей. При этом институты, создаваемые государством, далеко не всегда внедряются для того, чтобы быть эффективными. Часто они нужны только для закрепления сложившихся отношений собственности или властных полномочий. В результате они служат интересам тех, кто занимает ведущие позиции в обществе.

К сожалению, плохо знакомые с современными экономическими теориями управленческие работники часто путают институты (правила игры) с учреждениями и, говоря об институциональных реформах, нередко имеют в виду создание новых или переименование старых административных структур, которыми будут продолжать руководить прежними методами. В результате появляются такие фразы: «в целях содействия развитию инвестиционной деятельности в регионе созданы и функционируют специализированные институты развития инвестиционной инфраструктуры: региональный центр инвестиций, парк высоких технологий…» и другие организации [5]. Такой подход бесперспективен для целей реформирования национальной экономики.

Проблемы с трактовкой институтов появились еще в начале XX в. во времена становления институционализма как теории, объединившей экономический, социологический и исторический подходы. Классики того времени Дж. М. Кларк, Дж. Коммонс, У. Гамильтон, У. Митчел, Т. Веблен так и не сумели сформулировать однозначное определение категории «институт». Дж. Коммонс писал: «При определении сферы применения так называемой институциональной экономики сложность заключается в неопределенности значения слова “институт”» [6, с. 105].

Значительно позже сторонники неоинституционального направления придали термину «институт» однозначную трактовку как правила или нормы, которая организует и регулирует взаимоотношения между людьми. Подавляющее большинство русскоязычных последователей институциональной теории также разделяют такую точку зрения на институты. Один из наиболее известных российских исследователей этой проблемы профессор Г. Клейнер дал следующее определение: «Под институтами будем понимать относительно устойчивые по отношению к изменению поведения или интересов отдельных субъектов и их групп, а также продолжающие действовать в течение значимого периода времени формальные и неформальные нормы либо системы норм, регулирующие принятие решений, деятельность и взаимодействие социально-экономических субъектов (физических и юридических лиц, организаций) и их групп» [7, с. 19].

К сожалению, еще остались авторы, до сих пор считающие, что «институциональное регулирование осуществляется путем создания специальных органов и организаций, оказывающих целенаправленное воздействие на принятие экономических решений» [8, с. 243]. При этом есть мнение, что упрощенная, пусть и неверная трактовка институтов нужна «…для коммерциализации разработок институциональных экономистов, их возмездной передачи (трансфера) агентам хозяйственной практики» [9, с. 62]. Мол, сложные понятия не дано понять бизнесменам. Но это неправда, ведь хватило у них ума успешно заниматься бизнесом, а не сидеть на бюджетных зарплатах в научных или учебных заведениях.

Устаревшее понимание сущностной категории «институт» может привести к серьезному искажению отчетности. В частности, в статистических сборниках в разделе «Институциональные преобразования» любят давать информацию о том, сколько организаций создано и сколько ликвидировано, но не сведения, отражающие изменения социально-экономической и правовой среды.

Отождествление институтов с учреждениями резко сужает сферу институционального регулирования, делая его менее эффективным инструментом воздействия на общественное развитие. Из него выпадают, в частности, направления деятельности, регулирующие общественные отношения.

Перечень макроэкономических институтов достаточно длинный, но важнейшими из них являются следующие:

институты макроэкономического регулирования, определяющие взаимоотношения между государством и экономическими агентами (организациями, индивидуальными предпринимателями, населением), возникающие в процессе государственного управления экономической деятельностью;

институты рынка, регулирующие взаимоотношения, возникающие между экономическими агентами в процессе обмена;

монетарные институты, регулирующие кредитно-денежные отношения между экономическими агентами и банковской системой страны;

фискальные институты, определяющие взаимоотношения между государством, экономическими агентами и населением при взимании налогов и сборов, а также при перераспределении централизованных финансовых ресурсов через бюджеты всех уровней;

инвестиционные институты, устанавливающие условия и порядок инвестиционной деятельности в стране;

институты права, регулирующие правовые взаимоотношения в обществе;

институты регламентации внешнеэкономической деятельности, определяющие процессы взаимодействия экономических агентов с иностранными партнерами.

Формальные и неформальные институты

Выучите правила и играйте лучше всех.

Просто, как и все гениальное.

Формальные институты — это официально устанавливаемые нормы и правила, которым должны подчиняться организации и граждане. Наказание за их нарушение прописывается в законах и других нормативных документах.

Неформальные институты представляют собой нормы поведения, принятые в обществе. Они включают в себя общепринятые правила, определяющие отношения в семье, школе, на работе, а также так называемые кодексы поведения (честность, порядочность и пр.). Именно потому, что эти ограничения являются более стойкими во времени, их гораздо сложнее изменить, чем формальные правила. Кроме того, они необязательно совпадают с формальными институтами.

В 1994 г. на футбольном турнире «Shell Caribbean Сир» по правилам соревнования в случае ничьей в основное время назначалось дополнительное; игра в дополнительное время шла до первого забитого мяча; мяч, забитый в дополнительное время, засчитывался за два. В последнем матче группового этапа встречались команды Барбадоса и Коста-Рики, причем Барбадосу для первого места нужно было победить с разницей минимум в два мяча, а Коста-Рику устраивал любой другой результат. И вот на 83-й минуте — счет 2:1 в пользу Барбадоса. Что начинают делать команды Барбадоса и Коста-Рики? Барбадос забивает гол в свои ворота, чтобы получить дополнительное время. Команда Коста-Рики пытается забить мяч себе, а защитники Барбадоса защищают ворота Коста-Рики от нападающих Коста-Рики. Вот так работают институты! [10].

Неформальные нормы и правила часто появляются как следствие плохой отработанности официальных нормативных документов.

Именно неформальные институты определяют, например, отношения, складывающиеся при получении официально бесплатных медицинских услуг, и появление шутливого лозунга: «Доктор цветы и конфеты не пьет».

Такие институты способствуют координации взаимоотношений между людьми, причем стороны на практике заинтересованы в том, чтобы все поддерживали это негласное соглашение.

Социологические опросы показывают, что предпринимателям бывает проще решать свои проблемы при помощи взяток, чем следовать официальным формальным процедурам. Аналогично подарки медицинским работникам (в натуральном или денежном выражении) преподносятся не только из чувства благодарности, но и из желания получать «бесплатную» медицинскую услугу в дальнейшем.

Для обеспечения эффективности создаваемых людьми новых институтов необходимо, чтобы они соответствовали культуре общества, в которое внедряются. Если же требования соответствия среде не учитываются, будут необъяснимыми ситуации, когда действенный «сам по себе» экономический институт оказывается неэффективным в неадекватной ему среде. Поэтому, формируя институциональную среду, необходимо учитывать предшествующий период развития общества, его историю, традиции, психологию и отличительные свойства общественного самосознания, определяемые понятием «менталитет».

К особенностям постсоветского менталитета относится недоверие к частной собственности, стремление к социальной справедливости, рассматриваемое как обеспечение приблизительно равных доходов, и воспитанное веками признание господства государства над человеком (не государство для людей, а люди для государства). В условиях постсоветской Беларуси рыночное реформирование не соответствовало традициям и привычкам большей части населения, поэтому подавляющее число граждан проголосовало за сохранение патерналистского государства.

Между тем известны такие варианты исторического развития, когда новые институты внедрялись в разрез с неформальными ограничениями.

В качестве примера можно привести реформы Петра I, индустриализацию и коллективизацию в Советском Союзе. Проведение реформ вопреки сложившимся традициям потребовало применения систематического насилия над носителями неформальных ограничений (т. е. людьми). В. Найшуль считает, что гарантией против рассогласования между требованиями неформальных норм и требованиями навязанных сверху новых узаконенных правил является только тоталитарное государство, сохраняющее за собой право вмешиваться в любой аспект обыденной и частной жизни людей [11, с. 77].

Институты обусловливают тип экономической системы. Важно то, что формальные правила могут быть изменены государством, а неформальные ограничения изменяются очень медленно. И формальные правила, и неформальные ограничения в конечном счете формируются под воздействием мировосприятия людей, на которые влияют прежде всего господствующие в обществе идеологические установки.

Противоречие формальных и неформальных институтов

Все вокруг народное, все вокруг мое.

Рассогласование между неформальными нормами и формальными нормативными актами приводит к серьезному снижению эффективности экономики и росту институциональных издержек на преодоление такого рассогласования институтов. Однако это не значит, что формальные правила должны следовать за неформальными нормами. В этом случае привитые за годы советской власти подходы к выживаемости на бытовом уровне весьма отрицательно будут влиять на развитие страны. Неслучайно в обществе существуют поговорки, оправдывающие воровство («Если от много отнять немножко, то будет не кража, а просто дележка»), низкую результативность работы («Они думают, что они нам платят, так пусть думают, что мы работаем») и т. д.

Неформальные институты могут весьма серьезно влиять на устойчивость институциональной системы.

Есть мнение, что «…система рушилась не тогда, когда предпринимала самые суровые репрессии по отношению к народу или когда усиливались экономические проблемы населения, а тогда, когда народ полностью разочаровывался в системе и терял все иллюзии. Как это разочарование уничтожило коммунистическую систему в 1991 г., так и разочарование в царизме уничтожило его в 1917 г.» [12].

Для обеспечения стабильности институциональная система должна создавать заинтересованность в своем сохранении у максимально широких слоев населения, используя как социальные программы поддержки малоимущих слоев населения, так и идеологические методы воздействия с применением средств массовой информации. При этом управленческие работники должны жить не только под страхом наказания, но и иметь определенные преимущества в оплате труда, медицинском обслуживании. В период дефицита потребительских товаров они имели пайки, персональный транспорт, обслуживались в спецателье и т. д., а в наше время умудряются строить коттеджи, учить детей за границей и иметь зарубежную собственность.

Недоучет роли неформальных институтов привел к результатам, отличным от ожидаемых инициаторами реформ.

Российские реформаторы руководствовались либерально-монетарной теорией и опытом достаточно успешных консервативно-либеральных преобразований, проводившихся в США и Великобритании. Однако в этих странах реформы опирались на твердо закрепленные на уровне культурных традиций неформальные институты, обеспечивающие разумное согласование индивидуальных и общественных интересов и определяющие специфическую модель экономического поведения их граждан. По сути, реформы в данных странах носили эволюционный характер и были приняты обществом. Попытка же внедрения в России модели западного рынка при сохранившейся привычке советских граждан присваивать максимально возможное количество благ (что при социализме не дозволялось эффективным репрессионным аппаратом) привела к формированию «дикого» капитализма и олигархической системы.

Поведение экономических субъектов обусловливается личными или групповыми интересами, сложившимся порядком заключения сделок, национальными особенностями деловых отношений. Это затрудняет адаптацию к принимаемой властями нормативно-правовой базе, заставляет искать в ней лазейки.

Российский опыт показал, что в период неотработанности нормативно-правовой базы находились решения, которые позволяли создавать крупные состояния без серьезного нарушения действующего в то время законодательства. Потом уже задним числом приходится доказывать, что законодательство тем не менее было нарушено (например, дело «Юкоса»). При этом законодательные компоненты далеко не всегда играют ведущую роль не только в российской, но и в белорусской институциональной системе.

Формальные и неформальные институты могут противоречить друг другу. Поэтому принятый новый «официальный» закон не обязательно будет исполняться так, как хотели законодатели. Если требования нового нормативного акта противоречат действующим неформальным нормам, то могут возникнуть серьезные проблемы.

Например, принятие решений по усилению налогового бремени на субъекты хозяйствования может привести к развитию теневой экономики, вывозу капитала из страны, общему снижению деловой активности и в итоге — к сокращению доходов бюджета. Исследования показали, что юридические системы со сложными процедурами регистрации предприятий или лицензирования их деятельности тормозят экономический рост, а также ведут к уходу предпринимателей в неофициальный сектор экономики — с широким диапазоном отрицательных последствий.

После принятия новых законодательных актов возможны два варианта развития событий. Первый реализуется в том случае, если новые правила не противоречат господствующим в обществе неформальным институтам и при этом существуют предпосылки для их эволюции в желаемом направлении, но в силу различных обстоятельств эта эволюция тормозится и появляется необходимость ускорить естественный процесс. При втором варианте — требования новых нормативных актов противоречат действующим неформальным нормам — могут возникнуть серьезные проблемы.

Рассогласование между неформальными нормами и формальными нормативными актами приводит к серьезному снижению эффективности экономики и росту институциональных издержек на преодоление такого рассогласования институтов. Однако это не значит, что формальные правила должны следовать за неформальными нормами. В этом случае привитые за годы советской власти подходы к выживаемости на бытовом уровне весьма отрицательно будут влиять на развитие страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *