Что такое экономическая самостоятельность
Экономическая самостоятельность
Важным признаком предпринимательства является экономическая свобода (самостоятельность) предпринимателя.
Она предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:
— вида, сферы деятельности и методов деятельности;
— хозяйственных решений и выбора средств их реализации;
— поставщиков продукции и услуг
— источников получения трудовых ресурсов, систем их стимулирования и развития;
— уровня цен и тарифов на услуги и продукцию, а также каналов их сбыта;
— направлений распоряжения прибылью от предпринимательской деятельности.
Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса. Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:
— создание новых сфер деятельности;
— появление новых функций бизнеса;
— развитие новых институциональных форм организации и форм взаимодействия предпринимателей.
Экономическая самостоятельность
Важным признаком предпринимательства является экономическая свобода (самостоятельность) предпринимателя. Она предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:
· Вида, сферы деятельности и методов деятельности
· Хозяйственных решений и выбор средств их реализации;
· Поставщиков продукции и услуг
· Источников получения трудовых ресурсов, систем их стимулирования и развития;
· Уровня цен и тарифов на услуги и продукции и каналов их сбыта;
· Направлений распоряжения прибылью от предпринимательской деятельности.
Но самостоятельность бизнеса это не право произвола, она конструктивна. Бизнес активно развивается сам и видоизменяет экономическую систему по собственной инициативе. Стимулом развития самостоятельности является стремление снизить риски ведения бизнеса и расширить потенциальные возможности получения прибыли. Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса.
Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:
· Создании новых сфер деятельности,
· Появлении новых функций бизнеса,
· Развитии новых институциональных форм организации и форм взаимодействия предпринимателей.
Создание новых сфер деятельности бизнеса.
Появление и расширение функций бизнеса.
Функции— самостоятельные направления, методы и процедуры ведения регулярного (процедурного бизнеса).
К основным функциям бизнеса относят: менеджмент, логистику, управление производством, управление человеческими ресурсами, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент.
Развитие институциональных форм организации фирм и форм взаимодействия предпринимателей.
Укреплению независимости бизнеса способствует и более четкое оформление механизмов взаимодействия предпринимателей внутри фирмы и за ее пределами с помощью организационно-правовых форм бизнеса и принципов заключения сделок и развития сферы предпринимательского права.
11.4 Принципы бизнеса
Принципы бизнеса проявляются в деловых отношениях и возникают при зарождении данных отношении. Их воздействие на развитие системы бизнеса происходит независимо от воли и желания людей, вступающих в деловые отношения.
Каждый из субъектов бизнеса является только одной из сторон сделки, а его эгоистические деловые интересы противоположны эгоистическим интересам других субъектов бизнеса. Каждая из сторон сделки совершает противоположные действия. Их объединяет, прежде всего, определенный продукт или группа продуктов — объектов бизнеса, вокруг которых совершается данная сделка. Конструкция же самой сделки обусловливается принципами бизнеса.
Выделяют двадцать семь принципов бизнеса, а именно:
1 принцип ограниченности;
2 принцип обмена результатами деятельности;
3 принцип возвышения потребностей;
4 принцип неограниченности потенциала человеческих способностей;
5 принцип состязательности;
6 принцип общности;
7 принцип развития собственности;
8 принцип компромисса;
9 принцип свободы выбора;
10 принцип субъективизма;
11 принцип ценности;
12 принцип неопределенности;
13 принцип стремления к определенности;
14 принцип ассоциативности;
16 принцип рациональности;
17 принцип анализа;
18 принцип стоимости;
19 принцип ответственности;
20 принцип синтеза;
21 принцип взаимодействия со средой;
22 принцип концентрации ресурсов;
23 принцип диссипативности;
24 принцип креативности или инноваций;
25 принцип дифференциации;
26 принцип системной интеграции;
27 принцип системной самоорганизации.
1 Принцип ограниченности
Деловая деятельность субъектов бизнеса осуществляется в условиях ограниченности материальных благ, ограниченности возможностей, ограниченности способностей. Ограниченность материальных благ предопределила необходимость взаимодействия субъектов бизнеса для удовлетворения своих потребностей.
Именно ограниченность материальных благ создает замкнутое пространство, определенную сферу, в рамках которой и возможна человеческая деятельность по удовлетворению потребностей каждого конкретного индивидуума и потребностей всего общества в целом. Удовлетворяя свои личные потребности, субъекты бизнеса вынуждены создавать блага для других, чтобы в обмен на блага, доступные им, получить то, что не доступно и в чем есть нужда.
2 Принцип обмена результатами деятельности
Ограниченность материальных благ делает их недоступными для многих членов общества. Среди всех живых существ на земле только человек обладает способностью обмениваться результатами своей деятельности. Для большинства субъектов бизнеса важным способом удовлетворения потребностей служит обмен.
3 Принцип возвышения потребностей
Стремление субъектов бизнеса получить доступ к благам заставляет их действовать различными способами. Если нет хлеба насущного, то человек ищет способ заработать. Каждый день ему необходимо заботиться о своем пропитании, удовлетворении других постоянно растущих потребностей, в том числе потребностей в деловой деятельности, креативных потребностей. Развитие способностей субъектов бизнеса происходит одновременно с возвышением его потребностей.
4 Принцип неограниченности потенциала человеческих способностей
Ограниченность благ заставляет субъектов бизнеса постоянно искать наиболее эффективные пути доступа к ним, а это, в свою очередь, вместе с возвышением потребностей людей обусловливает необходимость постоянного развития разнообразных способностей людей, которые могли бы проявиться в их деловой деятельности. Прогресс любого общества зависит от потенциала людей, которые в нем живут, а этот потенциал неисчерпаем.
5 Принцип состязательности
Ограниченность материальных благ обусловливает необходимость состязательности (конкуренции) между субъектами бизнеса. Разделяя с другими субъектами бизнеса ограниченные блага, каждый участник деловых отношений оказывается втянут в состязательность по поводу товаров (услуг) и рынков. Он становится участником конкурентной борьбы, результаты который изначально никому не известны.
6 Принцип общности
Стремясь преодолеть ограниченность благ, обмениваясь результатами деятельности, субъекты бизнеса развивают общественный характер деловой деятельности.
7 Принцип развития собственности
Вступая в деловые отношения, субъекты бизнеса стремятся реализовать свои эгоистические и общественные деловые интересы. Укрепить свое положение в обществе каждый из субъектов бизнеса может, последовательно расширяя перечень объектов собственности. Развитие собственности субъектов бизнеса — одно из важнейших условий устройства общества, организации деловых отношений. Поэтому развитие собственности является одним из важнейших принципов бизнеса.
8 Принцип компромисса
Компромисс — это один из ключевых принципов формирования и развития деловых отношений. Удовлетворяя свои потребности в ограниченных благах путем обмена результатами деятельности, субъекты бизнеса сталкиваются с необходимостью учитывать интересы других субъектов бизнеса.
Под компромиссом понимается отказ от обязательности реализации собственных интересов в текущем периоде деловой деятельности в пользу интересов других субъектов бизнеса во имя стабильного и гарантированного существования в перспективе.
9 Принцип свободы выбора
Свобода выбора является и предпосылкой и следствием способности субъектов бизнеса заключать сделки, вступать в деловые отношения между собой. У каждого субъекта бизнеса всегда имеется право выбора и партнеров по сделкам и объекта бизнеса.
10 Принцип субъективизма
Принцип субъективизма состоит в том, что общественный прогресс обусловливается активной деловой деятельностью субъектов бизнеса. Поэтому субъективизм пронизывает всю систему деловых отношений. Деловые отношения, осуществляемые субъектами бизнеса, и объединяют их, и разъединяют. Все решения, принимаемые в процессе подготовки и проведения сделок, основаны на свободном и субъективном выборе. Этот выбор производится с критериями, избираемыми каждым из субъектов бизнеса в отдельности. Данные критерии обусловлены представлениями каждого из субъектов бизнеса о рациональном и нерациональном в бизнесе, о ценности, стоимости объектов бизнеса, об определенности, неопределенности, риске, ответственности в бизнесе.
11 Принцип ценности
Каждый из объектов бизнеса обладает ценностью, по которой понимается способность данного объекта удовлетворять потребности, а также способность быть предметом сделки, в ходе которой субъекты бизнеса осуществляют обмен результатами деловой деятельности, сделав свободный выбор. Ценность объектов бизнеса является критерием для осуществления свободного выбора благ.
12 Принцип неопределенности
В развитой экономической системе имеет место многообразие видов деловой деятельности, ни один из которых не может быть полностью изначально спланирован из-за необходимости постоянного обеспечения свободы выбора всеми участниками сделок. Постоянные динамические изменения и асинхронные индивидуальные действия субъектов бизнеса постоянно усиливают неопределенность развития событий.
13 Принцип стремления к определенности
Осуществляя свой субъективный выбор в условиях относительной неопределенности, субъекты бизнеса постоянно стремятся к достижению определенности. Субъектам бизнеса необходимо анализировать спрос и предложение объектов бизнеса, а также своих потенциальных партнеров но сделкам и детерминировать собственные действия. Именно для этого субъекты бизнеса занимаются организацией собственной деятельности, в том числе прибегают к таким действиям, как материально — техническое обеспечение, организация производства или потребления, работа с персоналом, финансовая деятельность и маркетинг.
14 Принцип ассоциативности
Деловая деятельность субъектов бизнеса находится под воздействием его способности к осознанию принципов бизнеса, деловых интересов, состава объектов бизнеса и потенциальных партнеров по сделкам.
Принцип ассоциативности состоит в том, что в любых действиях субъектов бизнеса всегда отражаются ассоциативные связи по отношению к другим субъектам бизнеса. С одной стороны, субъекты бизнеса, даже те из них, кто занят исключительно инновационным предпринимательством, вынуждены считаться с достигнутыми формами деловых отношений и воспроизводить их в собственных действиях, с другой стороны, сделки, заключаемые между двумя любыми субъектами бизнеса, отражаются на состоянии всей системы деловых отношений в обществе.
Неопределенность условий протекания деловых отношений обусловливает риск каждого из субъектов бизнеса, на который он вынужден идти, осуществляя свободный выбор. Данный риск воплощается в возможности несения убытков, в том числе из-за действий необязательных партнеров, действия макроэкономических, политических и природных факторов, вхождения в состояние банкротства.
16 Принцип рациональности
Поскольку деловые отношения всегда связаны с риском, в основу рискованных действий необходимо заложить рациональность выбора. Каждое решение в условиях неопределенности должно быть максимально взвешенным, продуманным, обоснованным — рациональным. Первым действием всякого субъекта бизнеса в любом деле должен быть расчет соотношения спроса и предложения, сопоставления собственных деловых интересов и интересов других субъектов бизнеса. Субъекту бизнеса следует задаться вопросом: «Что выгодно, а что невыгодно делать», а также получить на него ответ. Если действия субъекта бизнеса нерациональны, он гарантированно проигрывает в конкурентной борьбе. Если же его действия рациональны, то он, конечно, добивается большей определенности в процессе выбора и, следовательно, оказывается более конкурентоспособным.
17 Принцип анализа
По мере развития деловых отношений рационализм формирует у субъектов бизнеса потребность в осуществлении системного анализа всей совокупности деловых связей, постоянного стратегического и оперативного наблюдения и контроля ситуации, оценки собственной деятельности и деятельности других субъектов деловых отношений. Стратегический анализ позволяет обнаружить и оценить перспективу деятельности, оперативный анализ позволяет ответить на вопрос о том, что выгодно, а что невыгодно в проектируемой сделке.
18 Принцип стоимости
Все блага, за доступ к которым конкурируют между собой субъекты бизнеса, имеют стоимость. Стоимость является денежной оценкой благ и, следовательно, параметром оценки рациональности выбора. С помощью стоимостного оценивания благ субъекты бизнеса могут соизмерять собственные затраты с затратами конкурентов. С помощью стоимостного оценивания степени рациональности своего выбора они могут сопоставлять степень своей конкурентоспособности. Благодаря стоимостным оценкам они могут соотносить свои затраты с доходами, а объемы инвестиций в развитие бизнеса с объемами личного потребления.
19 Принцип ответственности
Выбор, который совершает каждый из субъектов бизнеса, обязывает его ответственно выполнять условия сделки. Ответственное исполнение принятых обязательств не только предусматривается международным законодательством и законами стран с рыночно ориентированной экономикой, но и выступает необходимым обстоятельством долговременного развития системы деловых отношений. Напротив, безответственное отношение к принятым обязательствам подрывает основу делового сотрудничества субъектов бизнеса, заключивших сделку.
20 Принцип синтеза
Реализация деловых интересов приводит к синтезу частного (эгоистического) и общественного в интересах субъектов бизнеса и в их действиях. Деловые отношения субъектов бизнеса объединяют их, между тем, каждый из них отстаивает свои эгоистические интересы, и для их реализации вынужден удовлетворять интересы общества.
21 Принцип взаимодействии со средой
Деловые отношения конкретных субъектов бизнеса всегда складываются и развиваются в определенной среде, имеющей внутреннее и внешнее содержание. Среда бизнеса включает внутреннюю организацию каждого из субъектов бизнеса, а также и совокупность экономических, политических, социальных, природных и иных факторов и условии, являющихся внешними для участников данных деловых отношений. Развитие бизнеса происходит под воздействием среды и, в свою очередь, отражается в трансформации данной среды.
22 Принцип концентрации ресурсов
Развитие деловых отношений проявляется в постепенном освоении субъектами бизнеса элементов природы, из состава которой черпаются естественные ресурсы для всех видов деловой деятельности, и общества. Все ресурсы имеют природную основу, за исключением социальных ресурсов, формирующихся в ходе коммуникаций между людьми (они называются социальным потенциалом экономики). И природные ресурсы, и социальные ресурсы анализируются, отбираются и концентрируются субъектами бизнеса для осуществления своей деятельности. Именно деловая деятельность субъектов бизнеса позволяет постоянно осваивать и развивать природный и социальный потенциал экономики.
23 Принцип диссипативности
Диссипативность — это потеря энергии. Объединяя разрозненные элементы природы и человеческого общества, субъекты бизнеса своей деятельностью способствуют ограничению возможностей неэффективного использования природных и социальных ресурсов. По мере развития деловых отношений постоянно происходит разрушение любых функционирующих неэффективно форм деловой деятельности, что в свою очередь ведет к постоянной трансформации состава субъектов того или иного типа бизнеса. К примеру, в результате слияний, поглощений, преобразований, банкротств, разделений субъектов предпринимательского бизнеса состав предпринимательских фирм, действующих на рынке, постоянно меняется, причем неэффективные фирмы при этом, просто прекращают свое существование.
24 Принцип креативности или инноваций
Креативность является оборотной стороной диссипативности. Креативная (или инновационная) деятельность — это конструирование, привнесение в бизнес, экспериментальная апробация и запуск новых идей и решений. В основе креативности лежит стремление каждого из субъектов бизнеса действовать рационально, ответственно и созидательно. Креативность проявляется посредством освоения новых технологий создания продукции, оказания услуг, выполнения работ, потребления благ, других форм деятельности субъектов бизнеса, новых способов представления объектов бизнеса, а также новых приемов конкурентного поведения.
25 Принцип дифференциации
Развитие деловых отношений сопровождается дальнейшим углублением разделения труда между субъектами бизнеса и дифференциацией отдельных видов деловой деятельности.
26 Принцип системной интеграции
Соотношение интеграции и дифференциации в бизнесе напоминают соотношение интегрального и дифференциального исчисления в высшей математике. С развитием деловых отношений становится все более очевидным, что все расчеты в бизнесе имеют условный характер в том случае, если разделение труда и связанная с ней специализация субъектов бизнеса, порождая потребность в устойчивых деловых отношениях в обществе, не сопровождается интеграцией упомянутых субъектов бизнеса в одно целое. Эго целое называется системой бизнеса. Бизнес представляет собой систему потому, что ему необходимо избегать превращения конфликта интересов в неустранимые антагонистические противоречия между их носителями и их конкурентного противостояния — в борьбу каждого из них до полной победы над всеми противниками без исключения.
27 Принцип системной самоорганизации
В условиях системной интеграции бизнеса каждому ее субъекту и обществу как единому целому приходится становиться самоорганизующейся субстанцией, которая развивается по законам органической природы. По мере усложнения ее внутренних связей, данная субстанция делается достаточно динамичной.
Экономическая самостоятельность фирмы и ее ограничения в рыночных условиях
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ И ЕЕ
ОГРАНИЧЕНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Орловский государственный технический университет, Орел, Россия
Углубление экономических реформ, их распространение на уровень микроэкономики, практика реформирования и реструктуризации предприятий вновь актуализируют проблему экономической свободы предпринимателей, понимания противоречивого единства экономической самостоятельности и экономической ответственности предприятий (фирм). До сих пор в сознании многих предпринимателей не преодолено понимание самостоятельности как анархической вседозволенности действий. Сохраняются поползновения со стороны органов власти и отдельных чиновников к тотальному контролю деятельности предприятий.
В таком понимании самостоятельность фирмы рассматривается во взаимодействии с рыночной средой и государством. Экономическая самостоятельность предприятия как свобода выбора стратегии и тактики поведения в конкретной рыночной среде и в правовом поле государства не может пониматься как вседозволенность действий. Свобода выбора должна учитывать как реальные степени свободы, так и реальную ответственность за «избыточную свободу», нарушающую свободы других предприятий и наносящую вред государству. Ограничения степени свободы и самостоятельности предприятий видны по всем его основным ролевым функциям.
Изучение современных представлений о социально ответственном рыночном хозяйстве позволяет выделить пределы степеней свободы и меру ответственности за неоправданные действия предприятий, обобщенно представленные в таблице 1.
Экономическая самостоятельность предприятий
в социальном рыночном хозяйстве
Экономические функции предприятия
Мера экономической ответственности
Выбор формы собственности
Согласие инвесторов и Гражданский кодекс РФ
Выбор организационно-правовой формы предприятия
Гражданский кодекс РФ и технологические особенности бизнеса
Согласие собственников, менеджмента и органов госрегистрации
Конкуренция и состояние рынка
Неконкурентоспособность и убытки
Конкуренция и трансак-ционные издержки
Вытеснение с рынков и чрезмерные издержки
Выбор хозяйственных партнеров (поставщиков и покупателей)
Число и устойчивость выбранных партнеров на доступных рынках
Уровень издержек и прибыли
Выбор технологии бизнеса
Динамика объема продаж
Выбор направлений и форм использования чистого дохода
Состояние капитала и социальное законодательство
Конкурентоспособность капитала и фирмы
Состояние внешней и внутренней среды предприятия
Эффективность и качество управления
Демократическое развитие рыночных реформ может привести к расширению степеней свободы предприятия, но никогда не может обеспечить абсолютной экономической свободы. Предприятие действует в конкретной правовой, социальной и экономической среде и должно всегда соразмерять свои решения и действия с реакцией среды, с внешними эффектами, с поведением других рыночных агентов и позициями органов власти.
Рассмотрим основные экономические ограничения степеней свободы, а значит и пределы экономической самостоятельности предприятий.
Ограниченность ресурсов. Экономической наукой давно признана исходная роль ограничений по ресурсам. Лучшие земли и полезные ископаемые находятся в собственности или арендуются на срок, что рождает монополию собственности или хозяйствования в обороте и ограничивает свободу межотраслевого и межрегионального перелива капиталов. Конкуренция на рынке свободных капиталов ограничивает его доступность для предприятия по цене и срокам. Квалифицированные специалисты и рабочие нанимаются по контракту на срок, что ограничивает наем работников. Наконец, есть секреты, ноу-хау, ограниченная информация, что препятствует бизнесу в высокоэффективных отраслях высоких технологий. Российские предприятия, пытающиеся выйти на мировые рынки, со всей полнотой прочувствовали силу этих ограничений.
Технологии. Доступность высоких технологий ограничена. Развитые страны и лидирующие мировые фирмы предоставляют предприятиям технологии 10-20-летней давности. Мало кто из них хотели бы иметь нового мощного конкурента на глобальном рынке. Освоение высоких технологий ВПК связаны с режимом секретности и сроками адаптации этих технологий на предприятиях гражданского сектора, отличающегося, как правило, устаревшей и изношенной технической базой.
Право собственности. Идеологизированное преувеличение возможностей частной собственности на капитал и имущество стали оправданием ускоренной приватизации, которая привела к глубочайшей деформации прав собственности. Как в государственном секторе, так и в корпорациях менеджмент оказался вне контроля собственников, что приводит к массовому расхищению государственной и акционерной собственности, к криминальным разборкам черного передела собственности. Криминальную деформацию прав собственности по социальным последствиям профессор приравнял к «открытому фашизму» [2, с.44].
Угрозы и риски. Предприятия действуют не в идеальном абстрактном рынке полной свободы и совершенной конкуренции, а в реальном мире, в котором достаточно агрессивных сред и событий, наносящих вред (ущерб) предприятиям. Ураганы, наводнения, засухи, пожары порождают естественные риски дополнительных издержек по предупреждению и возмещению ущерба. Техногенные катастрофы типа аварии на Чернобыльской АЭС, порождают необходимость, например, в пищевой промышленности очищать сырье от радионуклидов, а государству нести социальные издержки по выплате «чернобыльских» пособий. Действия партнеров по бизнесу могут нанести ущерб при невыполнении обязательств, что требует наличия резервов и запасов, расходов на страхование от коммерческих и финансовых рисков. Стремление к уменьшению рисковых потерь и ущерба также свидетельствует о том, что свобода требует ответственного поведения в реальной среде.
Внешние эффекты (экстерналии). Каждое предприятие, добиваясь достижения своих основных экономических целей, например, максимизации прибыли, само воздействует благотворно или отрицательно на окружающую среду. Загрязнение воздушного и водного бассейнов, эрозия почвы, гибель растений и животных выражают экологические последствия индустриализации. Недобросовестная конкуренция увеличивает издержки бизнеса и тем самым наносит ущерб другим предприятиям, равновесию экономики. Обогащение предпринимателей и менеджеров может достигаться за счет уменьшения заработков персонала, вызывая социальное недовольство и протесты. Учет внешних эффектов (экстерналий) хозяйственной деятельности необходим в менеджменте и оценке эффективности бизнеса.
Ответственность предприятия за ущерб другим и обществу Р. Коуз раскрывает в теории трансакционных издержек, включающих альтернативные затраты по приобретению и защите прав частной собственности, альтернативные издержки рыночного поведения, административные издержки расширения сферы управления, издержки привлечения возможностей государства. Сущность теоремы Коуза состоит в том, что предприятие (фирма) стремится максимизировать ценность результатов деятельности, выбирая наименьшие из альтернативных трансакционных издержек: через свободный контрактный обмен на рынке, через расширение административного контроля, через обращение к силе закона и государства.
Более полную структуру трансакционных издержек предложил Д. Норт, развивший идеи Р. Коуза об альтернативных издержках. В структуру трансакционных издержек он включал:
— издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условий движения товаров и услуг;
— издержки по определению условий и оформлению сделок (контрактов);
— издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков и промышленной собственности;
— издержки по защите правового режима с помощью юридической системы;
— потери за счет необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке [4, с. 97].
В достижении экономии по всем статьям трансакционных издержек наглядно видны возможности государства. Государственные и муниципальные базы данных облегчают доступ к рыночной информации. Контрактное право уменьшает издержки на ведение переговоров и заключение сделок. Государственная система стандартов снижает издержки сертификации и защиты прав потребителей. Правоохранительные органы государства предупреждают и могут защитить права фирмы на промышленную собственность и условия выполнения сделок. Государственное профессиональное образование, системы повышения квалификации способствуют уменьшению издержек оппортунистического поведения.
Таким образом, экономическая самостоятельность предприятия не противопоставляется государству и закону, а заключается в ответственном рыночном поведении фирмы. Точно также и государство обязано соблюдать экономические права предприятий. Именно во взаимодействии предприятий и государства достигается цивилизованное поведение и социально-экономическая эффективность бизнеса.
1. Бляхман фирмы. – СПб., 1999.
3. Фирма, рынок, право./ Пер. с англ. – М.: Экономика, 1980.
4. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: Фонд эконом. книги «Начала», 1997.