что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Источник

Синтаксический разбор предложения в начальной школе

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.

Порядок разбора предложения

Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.

Все предложения делятся по цели высказывания на:

Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.

Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:

Одно и то же предложение можно произнести с восклицательной и с обычной интонацией: «Маше купили карандаши» — «Маше купили карандаши!».

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Основа основ — грамматическая

Грамматическая основа предложения – то «сердечко», самая важная часть, без которой предложение существовать не сможет. Составляют ее подлежащее и сказуемое. С их определения начинается синтаксический разбор.

Подлежащее

Возьмем слово — «зелёный». Кто зелёный? Что – зелёный? Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай – уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании – о чем, о ком говорится в нем. Это слово – «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения.

У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее? Аргументов два:

Слово «телефон» можно заменить другим – «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился – Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? что?

О чем говорит сказуемое

Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.

При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Второстепенные — не значит ненужные

Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.

Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:

Группа подлежащего

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.

В предложении оно может выражаться:

При разборе определение подчеркивают волнистой линией:

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Группа сказуемого

Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:

Дождь будет идти — до каких пор? — до вечера.местаЯ буду — где? – дома.

Она вернулась — откуда? — из школы.

Мы поедем — куда? на море.целиЯ иду в библиотеку — зачем? — за книгами.условияПри каком условии? — при необходимости можно принять таблетку.причиныИз-за чего? — из-за дождя пришлось остаться дома.уступкиНесмотря на что? — несмотря на снегопад, мы двинулись в путь.меры и степениЯ — в какой степени? — очень люблю маму

У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:

В нашем озере водится щука.

Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:

водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;

водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.

Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:

То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:

Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:

Ветер колыхал ветки ели.

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)

Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.

Найдите подлежащее – предмет высказывания.

Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.

Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.

Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).

Осенью птицы улетают на юг.

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Синтаксический разбор предложения памятка

Школьная программа о членах предложения

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.

В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.

Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:

Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).

В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.

Разобрав и выучив несложные правила, спорные случаи, ученики смогут без труда справиться с синтаксическим разбором. В начальной школе рассматривается только простое предложение, сложное предложение изучается в средней школе.

Видео «Синтаксический разбор простого предложения»

Источник

Синтаксический анализ словосочетания и предложения

теория по русскому 🐻 синтаксис

Синтаксис занимается разбором словосочетаний, предложений, порядком слов, их ролью в предложениях, а также словосочетаниями и фразеологизмами.

Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, состав и строение предложения.

Синтаксический разбор словосочетания – это определение грамматического значения словосочетания и средства связи слов внутри него.

Последовательность синтаксического разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения;

2. Определить главное и зависимое слово (поставить вопрос от главного к зависимому);

3. Определить, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

4. Составить схему (модель) словосочетания;

5. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное или наречное;

6. Обозначить средства грамматической связи слов в словосочетании: выделить окончание у зависимого слова и при наличии — предлог. Указать те случаи, когда слова в словосочетании связаны только по смыслу;

7. Определить тип подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

Образец синтаксического разбора словосочетания

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин)

1. Роняет тихо — словосочетание;

2. Роняет (как?) тихо, роняет — главное слово, тихо — зависимое;

3. Главное слово — глагол, зависимое — наречие;

4. Над главным словом ставится крестик и рисуется стрелочка по направлению к зависимому слову;

6. Слова связаны только по смыслу;

7. Тип связи — примыкание;

Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:

И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное

Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное

Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:

Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)

Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:

Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое

И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное

Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:

Простое предложение

Сложное предложение

4. Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;

5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);

7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.

8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.

4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;

5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.

Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть — круглыми.

Синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор сложного предложения

4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;

4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

Источник

Памятка «Синтаксический разбор» ( 2-4 класс)

Синтаксический разбор предложения.

Подчеркиваем __________. Выражено …..(сущ., местоим…)

Выражено….. (глаг., кратким прилаг)

И главные члены предложения ( грамматическая основа предложения).

Находим группу подлежащего какой? Чей?. Это определение. Подчеркиваем что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классаВыражено прилагательным.

Находим группу второстепенных членов……

1.По цели: повествоват., ∕ побудит. ∕ вопросит.

2.По интонации: восклиц. ∕ невоскл.

3.По наличию главных членов предложения: простое ∕ сложное

4.По наличию второстепенных членов: распрастр. ∕нераспр.

5. Ничем не ослажнено ∕ Осложнено …. (однородными членами∕ обращением…)

Глаг. мест. сущ. прилаг. предл. сущ. союз глаг. мест. прилаг. сущ.

Отпустил он рыбку золотую в море и сказал ей ласковое слово. что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

( Повеств., невоскл., простое, распр., осложнено однор. сказуемыми и ) что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 классачто такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

отпустил (кого?) рыбку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

отпустил (куда?) в море что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

сказал (кому?) ей что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

сказал (что?) слово что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

слово (какое?) ласковое что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

Источник

Синтаксический разбор предложений

что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Смотреть картинку что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Картинка про что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса. Фото что такое синтаксический разбор в русском языке 4 класса

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».

Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *