Что такое экономическая культура

Экономическая культура

Экономическая культура — совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.

Экономическая культура не существует сама по себе, вне ткани социальных и политических структур, культурных форм и структур самосознания. Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Общество, в котором жили античные философы Платон, Аристотель, представлено ими как «общество-государство», характерной чертой которого была нерасчлененность, нераздельность. Понятия экономическая и политическая система, власть и собственность не дифференцировались, они, как правило, совпадали друг с другом.

В ближневосточной модели мира середины 1 тыс. до н. э. выделяют три основных аспекта экономической культуры. К первому аспекту относится «вещесозидательная», производственная деятельность человека, в которой наибольшее внимание уделяется строительной активности главных действующих сил, особенно царей.

Второй аспект связан с «вещераспределительной» деятельностью, направленной на получение военной добычи и дани. Причем, севере потребления вещи уделяется большее внимание, чем ее производству, изготовлению.

Б третьем аспекте вещь, как и хозяйственная деятельность предстает силой, способной активно воздействовать на человека и людские общности. Активная, Бездействующая роль связывается с войной, с военным действием.

«Вещераспределительный» аспект обнаруживает в себе древний архетип перераспределительства, возникший в эпоху неолитической революции, когда произошло обособление скотоводства и землепашества. Кочевники, как отмечает А. С. Панарин, «создали эффективную перераспределительную культуру мирового масштаба и глобальных амбиций».

Один из первых, кто выдвинул теорию хозяйства (домоводства), был Ксенофонт. Его работа «Домострой» («oikonomikos»)»He что иное, как свод советов по рациональному ведению домашнего хозяйства, а также земледелия. Самым благородным занятием объявляется земледелие, которое позволяет наилучшим образом заботиться о себе, друзьях и отечестве. Забота об отечестве является не менее важным делом, чем первое.

В эпоху средневековья экономическая культура, как и общественно-государственная жизнь в целом, пронизывалась религиозно-теоцентрическим мировоззрением и интерпретировалась в духе догматов Священного Писания. Экономическая культура еще не была структурирована в качестве самостоятельной, автономной системы.

За всю историю человечества можно установить два основных способа экономического воспроизводства. Соответственно определяются две основные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществляться в форме «централизованно управляемого хозяйства», т. е. регулироваться планами одного составителя планов. Если экономическая ячейка невелика, и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой семье, то речь идет о «собственном натуральном хозяйстве» (пример » «Домострой»). Или же ситуация, в которой экономический процесс планируется в масштабах целой нации. Здесь необходим административный аппарат. Эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяйства.

Другой базовой моделью является экономическая культура рыночного хозяйства, в которой многочисленные индивидуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой в формах рынка, функционируют по принципу самоорганизации. Координация действий хозяйствующих субъектов осуществляется через цены и другие составные рыночного механизма (спрос и предложение, конкуренция). Данная экономическая культура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI-XVIII вв.

Перекликаются с этим рассуждением мысли А. Смита (1723-1790), наиболее яркого представителя шотландской школы.

«Человек» писал А. Смит,- обычно рассматривается государственными деятелями и прожектерами как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел, надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществления ее собственных проектов. Для того, чтобы поднять государство с са-

мой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны, чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».

Смит в своих исследованиях большое внимание уделил природе человека, соотношению человека и общества и, соответственно, общества и государства. Разработка концепции «человека экономического» привела А. Смита к формулировке всемирно известного принципа «невидимой руки». Он убеждал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека в классической школе политэкономии признавался своекорыстный интерес. Человек реализует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «. В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям, жесткой регламентации со стороны государства. Экономика, гражданское общество в новых капиталистических условиях стали приобретать статус всеобщего, числящегося раньше за политикой, государством. Соответственно изменяется содержание структурных компонентов экономической культуры.

В гражданском обществе понятие человек выражает частный интерес, имеющий как производственные, так и потребительские аспекты, и носит экономический характер. Человек в качестве производителя и потребителя представляет экономическую сферу общества, персонифицирует ее, становится человеком экономическим, действующим свободно и самостоятельно, руководствуясь собственным интересом и принципом выгодности.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует) по Веберу, «целерациональному тину действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической необходимости. Каждодневному решению экономических задач обязано человечество своей начальной подготовкой в области рационального мышления и поведения. Вся логика начинает строиться по образцу экономических решений.

Человек экономический инициирует рационализацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие — рационализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом. В. Зомбарт (1863-1941) отмечает в своей работе «Буржуа»: «В той мере, в какой требовался экономический рационализм, его создание сделалось самостоятельной деятельностью, осуществляемой в виде основной или добавочной профессии. Многие тысячи людей занимаются ныне ни чем иным, как измышлением и проведением в жизнь наилучших методов ведения дел, начиная с профессоров и кончая полчищами бухгалтеров-ревизоров, калькуляторов, регистраторов и фабрикантов самых усовершенствованных счетных машин. Порождается массовый интерес к усовершенстванию деловых методов, колоссальная энергия направляется по этому пути».

Экономический рационализм, следовательно является неотъемлемой чертой современной экономической культуры, т. е- культуры «рыночного хозяйства».

Характеристика экономической культуры «рыночного хозяйства» будет неполной без рассмотрения основных компонентов экономической демократии.

Современная экономика в 80-е гг. вступила в новую стадию, которая получила название «иннова-п,ионной». В последней четверти XX в. новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства немыслимы без творческой личности. В этом отношении свобода в экономической, интеллектуальной, политической, культурной областях для главного субъекта общественных отношений продвинулась далеко вперед. Творческое начало начинает приобретать первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. А это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана главным образом с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах и половине всей рабочей силы.

Формируется новая система так называемой «экономики участия» («система участия», «демократия участия»). По-новому ставится проблема мотивации человека труда, включая в себя создание условий для полноценного проявления его творческого потенциала, участия работника в процессе принятия решений.

К основным формам системы участия относятся: а) участие в прибылях или «успехе предприятия»; б) в собственности; в) в управлении.

Участие в прибылях. Стратегия подчинения и жесткого контроля, которая сложилась в классической модели социально-экономического развития, стала переходить к стратегии «вовлечения» и партнерства. Изменения произошли в системе оплаты.

Участие в собственности. Какие бы системы материального стимулирования ни вводились, экономическая демократия не наполнится реальным содержанием без наделения работника статусом «владельца собственности». Опросы свидетельствуют о том, что 70% работников желали бы работать в компаниях, которыми совладеют или полностью владеют сами работники.

Задача создания механизма саморегуляции общественного воспроизводства заставляет наиболее развитые государства изменять роль мелкого собственника и акционера. В новом свете предстают проблемы занятости, социальной структуры, отношения собственности. Государство целенаправленно стало стимулировать мелкое и мельчайшее предпринимательство, а также расширять институт индивидуального акционера. Все индустриально развитые страны имеют государственные программы развития мелкого и среднего предпринимательства, что предполагает различные налоговые льготы и условия кредитования.

Неэксплуататорский характер собственности.. увеличение доли труда не по найму прослеживаются в акционерном коллективном партнерстве. Широкое распространение получило совместное владение собственностью в формах акционерного, кооперативного, арендного, посреднического капитала, менеджерства и т. д.

Экономическая революция решает как минимум проблему децентрализации и демократизации собственности. Под децентрализацией собственности понимается распространение акционерного капитала корпораций среди граждан.

Становление нового субъекта производственных отношений, совмещающих в одном лице работника и хозяина, происходит и благодаря процессу демократизации собственности. Под демократизацией собственности понимается создание различных форм коллективной собственности, т. е. переход компаний в собственность работников наемного труда.

Участие в управлении. Создание коллективной собственности неотделимо от проблемы власти и контроля. Начавшийся процесс демократизации собственности влечет за собой и демократизацию управления.

Контроль над использованием средств производства есть обязательный элемент самоуправления непосредственных производителей.

Где бы ни осуществлялись эти основные принципы, в каждой стране имеется своя, явно выраженная «национальная специфика». Так же свою специфику будет иметь Россия при переходе к рыночным отношениям. Российский путь не может стать путем «третьего Рима», за какой ратуют славянофилы, но нельзя не учитывать и российские особенности. К ним можно отнести следующие: громадная территория, многонациональный и полирелигиозный состав населения; 70 лет существования тоталитарного общества с доведенной до «совершенства» планово-командной экономикой; исторически сложившийся антисобственнический, антирыночный менталитет населения; социально-иждивенческая, уравнительная психология; сверхмилитаризованная структура экономики, громадный вес в ней добывающей промышленности и крайне неэффективное сельское хозяйство.

Перестройка отношений собственности, которая наблюдается в сегодняшней России, необходима для того, чтобы людей сделать хозяевами средств производства, собственниками произведенной продукции. Для того, чтобы свободно распоряжаться продуктами своего труда, свободно выбирать покупателя и свободно определять условия продажи, человек должен стать субъектом экономики, что и происходит в условиях действующего рыночного механизма. Только в повой экономической среде, в среде полнокровного рынка, появится и субъект политики на уровне человеческой личности. Экономически свободный человек обладает полнотой прав и свобод. Жестко централизованной экономике с необходимостью соответствует административно-командная система с тоталитарными политическими структурами, в которой человек всегда «винтик», «элемент», «средство». Личность не представляет самостоятельного значения, исходной величиной является коллектив, а точнее, община, «центр». Такому состоянию соответствует натуральная форма хозяйствования.

Коренное преобразование в отношениях собственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры допустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы, создадут реальные возможности для становления и укрепления современной экономической культуры, что позволит России стать составной, органической частью цивилизованного мира.

Источник

Экономическая культура

Урок 40. Обществознание 10-11 класс. Экономика. ФГОС

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Конспект урока «Экономическая культура»

Что включает в себя экономическая культура? Какого человека можно назвать экономически культурным? Давайте для начала вспомним значение термина культура. В широком смысле слова, культура – всё, что создано человеком. Разумеется, не каждым по отдельности, а человеческим обществом в целом. А оно создало много всего: различные материальные блага и способы их производства, социальные нормы и модели поведения, моральные ценности, религиозные верования, научные теории … Перечислять можно очень долго. Вот и язык, которым мы привычно пользуемся, чтобы всё это рассказать, – тоже часть культуры. То, что, так или иначе, связано с хозяйственной жизнью общества, мы можем считать экономической культурой.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Овладеть культурой – означает получить определённые знания и умения ими пользоваться. Причём пользоваться таким образом, чтобы удовлетворять собственные потребности, реализовывать личные интересы, не вступая в непримиримое противоречие с интересами других людей и общества в целом. Человек, овладевшей культурой общества, адекватно обстоятельствам играет различные социальные роли.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Какие роли нам приходится играть в сфере экономики? Потребителя и производителя, продавца и покупателя, работника и работодателя, собственника, предпринимателя, налогоплательщика… Исполняя каждую из этих ролей, мы вступаем в определённые отношения с другими людьми, руководствуемся определёнными нормами, стараемся действовать наиболее рационально.

Вот, например, как ведёт себя культурный потребитель? Он отдаёт себе отчёт в том, что ресурсы для удовлетворения его потребностей всегда ограничены. Кстати, осознавать этот факт важно в любом случае – это одна из самых фундаментальных экономических идей, выработанных человечеством. Но вернёмся к нашему культурному потребителю. Усвоив основную идею, он классифицирует свои потребности, выделяя те, удовлетворение которых должно происходить в первую очередь. И соответствующим образом формирует бюджет, личный или семейный. Да, кстати, он знает, как этот самый бюджет вести и понимает важность учёта доходов и расходов.

Кроме того, он помнит о возможности непредвиденных расходов (в случае форс-мажорных обстоятельств) и старается хоть что-нибудь отложить «на чёрный день».

И тут возникает потребность в особых знаниях – каким образом это отложенное сохранить: в какую банку или в какой банк положить деньги? А может, перевести их в иностранную валюту или ценные бумаги? Или лучше вложить в недвижимость?

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Грамотный, рациональный потребитель будет руководствоваться при приобретении товара или услуги идеей о лучшем (для него) соотношении цены-качества, будет помнить о возможности сэкономить на дисконтных картах, сезонных и акционных скидках, о выгодности мелкооптовых закупок. И не будет при этом слепо доверять рекламе. Нет, разумеется, не все рекламодатели врут или стремятся ввести потребителя в заблуждение. Без рекламной информации нам было бы трудно разобраться в том море товарного изобилия, которое нас окружает, узнать о появлении какой-то новой продукции. Но любая реклама – это попытка манипулировать сознанием потенциального покупателя. В этом надо отдавать себе отчёт и уметь критически её анализировать. Вы хотите приобрести товар, потому что он действительно вам необходим или вам навязывают представление о том, что без него не будет вам счастья?

· Разделяет потребности на первоочередные и второстепенные.

· Ведёт учёт доходов и расходов.

· Откладывает средства на непредвиденные расходы.

· Выбирает рациональные способы сбережения.

· Выбирает лучшее соотношение цены и качества.

· Использует возможности сэкономить.

· Критически относится к рекламе.

Экономически культурный потребитель, хотя бы в какой-то мере, и юридически подкован. То есть знает свои права. Как, например, поменять некачественный товар или компенсировать причинённый его использованием ущерб. Куда обратиться за судебной защитой, в случае необходимости.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

При приобретении дорогостоящих товаров хорошо бы уметь оценить целесообразность взятия кредита. Сколько в итоге придётся переплатить, стоит ли овчинка выделки? Да и договор с банком нужно уметь правильно прочитать, не пропуская то, что написано мелким шрифтом. Чтобы не было потом неожиданностей.

Многовато получилось? Можно, конечно, и не думать обо всех этих вещах: есть деньги – трать на то, что хочется, и будь что будет! Ну, что при этом будет, предсказать достаточно легко. Вы именно этого хотите?

Культурному производителю необходимо знать и уметь гораздо больше. В первую очередь ответить на основные вопросы экономики. Помните их? Что производить? Как производить? Для кого производить? А далее – целый список… Подходы к решению некоторых из этих вопросов вы изучали на уроках. Какие бывают издержки производства и как их подсчитать? Что влияет на рентабельность и прибыльность предприятия? Где найти источники дополнительного финансирования? Какие налоги нужно уплатить в государственную казну? Как мотивировать работников к более эффективному труду? Какой из видов и методов маркетинга использовать при продвижении своей продукции?

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Производитель вступает в отношения с потребителями, владельцами ресурсов, конкурентами, государством. Все эти отношения регулируются правовыми нормами. Но не только ими. Есть ещё этические, нравственные нормы: честность, ответственность, добросовестность. Можно, конечно, ссылаясь на волчьи законы рынка, попробовать о них забыть. Увы, примеров такой забывчивости вокруг нас хоть пруд пруди. Но законы морали гораздо более универсальны, чем экономические или юридические.

· Знает, как ответить на основные вопросы экономики.

· Умеет подсчитать издержки производства.

· Способен организовать рентабельное и прибыльное производство.

· Сможет найти дополнительные источники финансирования.

· Вовремя платит в госбюджет.

· Умеет мотивировать работников.

· Разбирается в вопросах маркетинга.

· Соответствует моральным нормам.

Целый ряд вопросов встаёт и перед собственником. Как можно стать собственником? Что включает в себя право собственности? Каким образом это право защищается? Какие доходы может получить владелец собственности? Ну, и про ответственность собственника за последствия использования его имущества не стоит забывать.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Особенно важное значение экономическая культура человека приобретает для него в условиях рыночной системы. Почему, догадаться несложно. Отличительным её признаком является свобода субъектов экономической деятельности, производителей и потребителей. Государство определяет правовые рамки их действий, а остальное они должны решать сами, делать самостоятельный выбор. Опираясь на знания и умения, о которых мы с вами говорили.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Что способствует формированию экономической культуры? Другими словами, как человек может стать экономически культурным?

Во-первых, влияние на него оказывает социальное окружение. Умение рационально тратить деньги, разумно относиться к удовлетворению своих потребностей формируется в семье. А если взять социальное окружение в широком смысле этого слова, общество в целом, то именно оно определяет, какие отношения и нормы господствуют в сфере экономики. В какой экономической системе человеку придётся.

Во-вторых, знания об экономической сфере могут вкладываться в сознание человека целенаправленно. Один из способов осуществления этого – изучение основ экономики в массовой школе. Или сам человек, ощущая недостаток этих знаний, будет его восполнять, займётся самообразованием. В конце концов, существует сеть средних и высших экономических профессиональных учебных учреждений самого разного профиля.

В-третьих, каждый из нас ежедневно сталкивается с экономическими отношениями, становится их участником. Деятельность в этой сфере обогащает жизненным опытом, полученные теоретические знания проверяются на прочность, вырабатываются экономические умения и навыки.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

В результате всех этих воздействий и формируется экономическая культура, которая включает в себя экономические знания и поведенческие стереотипы, то есть определённые способы деятельности человека, группы людей или общества в целом в сфере экономики.

Источник

Понятие экономической культуры: её структура, элементы и функции

Экономическая культура общества – это комплекс ценностей и мотивов деятельности в области хозяйства, степень и качество знаний в области экономики, оценок и поступков человека, смысл традиций и норм, которые нужны для регулирования финансовых отношений и хозяйственного поведения.

Структура экономической культуры:

Функции экономической культуры:

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Элементы экономической культуры

Культура производства:

Культура потребления:

Экономический интерес – это мотивы экономической человеческой деятельности, стремление удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности. Ярким образцом экономического интереса считается решимость покупателя приобрести более высококачественный товар по адекватной цене, и готовность продавца реализовать этот товар. Ключевым регулятором экономических интересов членов социума выступает рыночный механизм, предоставляющий право на удовлетворение интереса одной стороны, не затмевая при этом интересов другой.

Что такое экономическая культура. Смотреть фото Что такое экономическая культура. Смотреть картинку Что такое экономическая культура. Картинка про Что такое экономическая культура. Фото Что такое экономическая культура

Классификация экономических интересов

Задача общества – поиск способов разрешения противоречий, которые возникают между интересами в обществе.

Экономическая свобода состоит из свободы принятия экономических решений, свободы экономических действий.

Она проявляется в подборе форм собственности, в сфере применения собственных способностей и знаний, в методах распределения прибыли.

Экономическая свобода осуществляется на основе законодательных правительственных норм, она нераздельна от экономической ответственности. Такой вид свободы без регулирования прав собственности с помощью традиции, морали или закона превращается в хаос. При таком положении первенствующее значение приобретает право силы.

Ответственность – своеобразная общественная и морально-правовая позиция личности по отношению к социуму в целом и к остальным людям, которая характеризуется исполнением собственного нравственного долга и законных норм. Первоначально общественная ответственность была связана прежде всего с исполнением законов. Спустя время её непременным признаком стало предвидение будущего (формирование «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, общественной и политической стабильности, поднятие образовательного и культурного уровня).

Социальная ответственность участников экономической деятельности ныне безгранично увеличивается благодаря прорыву науки, техники и, в целом, НТП. Обострение экологических проблем привело к изменению позиции предпринимателей к окружающей среде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *