Что такое эффект попутчика
Эффект попутчика
Эффект попутчика — это психологический феномен, при котором люди проще рассказывают о своих чувствах и делятся мыслями с незнакомцами, нежели с близкими людьми.
Объяснение [ править ]
Этот феномен может быть объяснен с точки зрения беспристрастности слушающего и отсутствия последствий у разговора. Попутчик предстает в образе человека, с которым встречаешься случайно лишь раз в жизни. Именно с этой же стороны советы попутчика воспринимаются легко: никто не проследит за тем, последовали ли вы совету, не станет упрекать. Также существует определенный момент неразглашения – не имея общих знакомых, заинтересованных в получении той или иной информации, попутчику просто некому рассказывать ваши секреты, а если это и произойдет, то в обобщенном виде. Термин «попутчик» является условным и представляет собой любого случайного человека. Отмечается, что эффект попутчика максимально часто проявляется в моменты эмоционального напряжения или долгой изоляции.
Упоминания [ править ]
Этот феномен отмечается в литературных произведениях; «На другой день в его купе второго класса подсел внимательный слушатель… Ему Антон Антоныч рассказал подробно всю свою жизнь, начиная с малых лет» (С. Сергеев-Ценский, Движения).
Оценки [ править ]
Понятие «эффекта попутчика» является в обществе скорее принимаемым и носит нейтральную окраску. Но такое поведение как повышенная откровенность относительно своих мыслей, переживаний и обстоятельств жизни, иногда в состоянии алкогольного опьянения, не всегда является одобряемым и может рассматриваться с негативной точки зрения (излишняя откровенность, невоспитанность)
Зачем люди общаются: эффект попутчика
Люди обычно тянутся к общению, но среди знакомых и близких людей в обычной жизни часто бывают скованы страхом и условностями: вдруг их не поймут. Намного проще открыться случайному человеку – попутчику в дороге. Абсолютно незнакомые люди готовы доверить друг другу свои сокровенные мысли, тайны, иногда делятся такими проблемами, которые не готовы доверить никому. При этом нередко случается так, что чем больше вы рассказываете о себе, тем больше узнаете о собеседнике.
Кто такой случайный попутчик
Случайный попутчик представляет собой понятие довольно условное. Вовсе не обязательно, чтобы это оказался попутчик в поезде. Просто оказывается, что в поезде у нас чересчур много свободного времени, вот тогда за стаканом чая и может начаться задушевный разговор. Случайным собеседником может стать соседка по очереди в поликлинике. Это — человек, с которым довелось встретиться, случайно пообщаться, и с которым, почти наверняка, больше никогда не придется встретиться.
Со случайным попутчиком человек готов вести себя раскованней, искренней. Можно поплакаться в жилетку, выговориться, рассказать все, что угодно, приукрасив действительность.
Вероятность повторения встречи остается ничтожной, так что то, как воспримет собеседника посторонний человек, не имеет особого значения, а отсутствие общих знакомых веская гарантия тому, что разговор не будет передан по принципу испорченного телефона.
О чем говорят попутчики
В дороге зачастую люди, у которых, кажется, нет ничего общего, способны найти массу разнообразных тем для разговора. Невидимые точки соприкосновения в человеческом подсознании позволяют на равных общаться профессору и строителю, инженеру и водителю, домохозяйке и врачу. С большим азартом и страстью люди включаются в спор, причем ногда — на темы, в которых могут ничего не смыслить.
Логическое объяснение эффекту случайного попутчика
Когда человек имеет возможность выговориться о наболевших проблемах, ему становится легче. Незнакомый собеседник, вероятней всего не осудит, поможет советом. К тому же советы от посторонних людей всегда выслушивать проще, ведь к ним прислушаться не обязательно.
Легко объяснить и то, что разным людям удается найти общий язык. Когда человек вырывается из некоего жизненного круговорота — дом – работа-дом, где обычно ограничено число тем для обсуждения, хочется просто расслабиться, отвлечься, вести ник чему не обязывающий разговор, от которого на душе становится легче, проблемы отступают.
Эффект попутчика
Вы поддерживаете отношения со своими героями?
Отношения с героями — очень больной вопрос для режиссера-документалиста. Самый тяжелый шаг, на который всегда трудно решиться, — показать герою фильм. Поэтому фильмы со своим участием герои часто не видят.
Просят, а вы не показываете?
Герой должен быть человеком с именем, чтобы потребовать показа фильма до премьеры. А когда мы снимаем «безымянных» людей, мы ничего им, как правило, не показываем.
Почему?
Известно, что они себе не нравятся. Всегда им кажется, что их сняли плохо.
Почему?
Потому что если ты, взяв камеру, радуешься жизни, ты еще кинолюбитель. А когда начинаешь думать, задаваться проклятыми вопросами, ты уже приходишь к людям со знанием того, что ты — вор и негодяй. Ты крадешь их жизнь и их обманываешь. В первую очередь, обманываешь их ожидания. Люди приблизительно знают, какой фильм хотели бы увидеть о себе. Образцы-то им хорошо известны: мексиканские сериалы. Вот что там у Диего с Лаурой, то и у наших Маши с Ваней. Они думают, мы снимем все 365 серий их сложных отношений с миром. А мы их со свиньями в свинарнике показываем. Конечно, герои огорчаются. Многие считают, что мы поступаем с ними нечестно. И поэтому дальнейшее общение становится не нужно ни им, ни нам. Шурочка, героиня фильма «Просто жизнь», когда случайно увидела по телевизору кино, была разочарована. Двадцать минут, а снимали почти месяц. И все спрашивала: «Вы там то-то снимали, а не показали — почему? Это в другом фильме будет?» Но она хотя бы не озлилась, потому что урона мы ей никакого не нанесли, даже деньги небольшие заплатили. Я обычно этого не делаю, но она уж очень бедно жила.
То есть с Шурочкой вы все же общаетесь?
Да, с Шурочкой отношения сохранились. Но это — специфические, телефонные отношения. Она оказалась очень деликатным человеком. Когда приезжает в Москву, всегда мне звонит. Но если приглашаю в гости — никогда не придет. Значит, понимает, что здесь другое пространство, другие отношения. А она их боится. И правильно делает.
Вы сказали, что она бедно живет. Не было возможности чем-то ей помочь?
Разовая помощь ничего толком не даст, кроме ложных иллюзий. А чтобы по-настоящему помочь человеку, нужно вступать с ним в другие отношения. Герои — это все-таки не родственники, не друзья. Это чужие жизни. И любое вмешательство, любая одноразовая помощь могут изменить структуру отношений с героем, навредив фильму. При этом всерьез надеяться на то, что ваша помощь как-то изменит чужую жизнь — очень наивно. Для того чтобы помочь человеку по-настоящему, нужно взять ответственность за его жизнь.
А если вы снимаете не «простого человека», а, например, своего друга?
Я стараюсь не снимать друзей. Как бы ни был широк человек, всегда выясняется, что не настолько, чтобы увидеть себя на экране. Съемка друзей — это расставание и потеря.
Для вас расставание с героем не предполагает возвращения?
Случается, что жизнь героя изменилась настолько, что можно снять уже другое кино. Возвращение как прием возможно. И у кого-то получается интересно.
Я имею в виду возвращение без камеры.
А разве не интересно увидеть, как изменилась их жизнь, как фильм повлиял на человека?
Журналистам, наверное, полезно посмотреть, как действует их публикация. Потому что в их профессии присутствует социальный пафос, пафос изменения реальности. Но мы все-таки не публицисты. И режиссеру сложно тащить груз этих отношений. Авторская документалистика вообще очень выматывает. Гораздо быстрее, чем, к примеру, игровое кино. Приходится общаться с невероятным количеством людей. И специфика этого общения сильно разрушает личность. Через какое-то время почти все, кто всерьез занимается документальным кино, становятся мизантропами. Наверное, самые законченные человеконенавистники среди людей — режиссеры-документалисты. Слишком глубоко нам приходится погружаться в чужие человеческие судьбы. И выныривать оттуда — очень трудно. По доброй воле возвращаться к своим героям совсем не хочется.
Но ты приходишь к человеку, вступаешь с ним в довольно близкие отношения. Разве он знает, что они оборвутся сразу же после того, как закончится съемка?
Я никогда не делаю вид, что пришла дружить. И для меня первое дело — установить дистанцию между собой и героем.
Дистанция с героем? А мне казалось, что документалист, наоборот, должен максимально скоратить дистанцию, чтобы получилось кино.
Не сократить, а определить. Нужно очертить пространство отношений, а для каждого оно свое: к кому-то нужно нос к носу подойти, от кого-то, наоборот, полезно отодвинуться. Нужно, чтобы сработал «эффект попутчика». Незнакомцы в поезде, понимая, что больше никогда не увидятся, говорят о себе то, что никогда не сказали бы маме, мужу, подружке. Они чувствуют замкнутое пространство и понимают, что человек никуда от них не денется. Удобный момент, чтобы свалить на попутчика все свое говно и все свое счастье. Самого себя сложить в другого человека. Документальное кино — это такое купе, в котором происходит сеанс бытовой психотерапии. Но лично я больше не могу ехать этим поездом. Концентрация людей, которые во мне существуют, такая, что они уже из носа лезут, из ушей, изо рта.
Так, значит, дистанцию сохранить не удавалось?
Представьте себе большую коммунальную квартиру, где проживает множество людей. Они поселяются там в силу производственной необходимости. И выписывать их оттуда очень сложно. Я же их к себе не звала.
Постойте, как же это не звали? А кто звал?
Я их поселила здесь на время съемок, а они хотят остаться пожить навсегда. Понимаете разницу? Герой интересен мне, я хочу снять о нем кино. Вот все, что я хочу. Много это или мало — не знаю. В этом сволочизм нашей профессии. Ты не хочешь его обманывать, не обещаешь любви и дружбы…
А когда ты приходишь и говоришь: «Здравствуйте, я хочу делать фильм», разве не приходится улыбаться, отвешивать комплименты, говорить «какой вы интересный человек»?
Как бы ты ни объяснял герою, что ты ему не друг, он в это не поверит. А если и поверит, то кино вряд ли получится. Мои герои — из тех людей, которые почти никому не интересны в реальной жизни. А тут происходит такое чудо: к ним пришел кто-то, кто хочет знать про них все. И они воспринимают мое вторжение как начало новой жизни. Но я все равно стараюсь как-то держать дистанцию, не обещать невозможного, стараться взять для фильма ровно столько, сколько нужно — и ни капли больше.
Всегда ли удавалось пройти по этому тонкому лезвию?
Не всегда. В последнем фильме «Каникулы» не удалось.
Герои были слишком далеко или слишком близко?
Они были слишком другие. Возможно, с такими закрытыми сообществами, как манси, нужно жить очень долго, чтобы добиться контакта. До нас к ним приезжали телевизионщики на один день. Опускался вертолет, с него сходили хорошо одетые люди, манси надевали национальные одежды, плясали, пели. Когда чужие улетали, манси снимали костюмы, надевали куртки, купленные на рынке за двести рублей, и возвращались к обычной жизни. То, что мы застряли у них на две недели, их очень испугало. Сначала они расстроились, что мы проигнорировали их переодевания. И они не знали, что нам еще предложить. Все они поголовно пьющие, при этом очень своего пьянства стесняются. И стоило нам подойти с камерой, как манси, до этого не подававший признаков жизни, кое-как прикрывался руками и говорил: «Опозорить хотите?» И так фраза «опозорить хотите?» стала главной темой нашего общения. Они поняли: если русские не хотят снимать национальные достижения манси, значит, русские приехали, чтобы опозорить манси. На этих съемках я впервые не смогла наладить с героями отношения, нужные для фильма.
У вас часто возникает конфликт с героями?
Она видела фильм?
Да. И я поняла по отзывам общих знакомых, что он ей не понравился. Она тоже оказалась не готова к тому, что мы ей показали.
Вы пробовали следить за тем, как складывается жизнь ваших героев после фильма?
А чтобы кино повлекло за собой перемену участи героя — было такое?
Как вы выбираете героя?
Мне всегда были интересны люди, в жизни которых ничего не происходит. Так называемые «скучные люди». Попробуйте на протяжении пятидесяти лет вставать в семь утра, к восьми приходить на работу, в шесть возвращаться домой, выпивать бутылку пива, смотреть телевизор, ложиться спать. Прожить такую жизнь… Мне всегда интересно, что держит этих людей на поверхности, о чем они думают, о чем мечтают. А жизнь, где ставят рекорды и совершают подвиги, — мне неинтересна. Потому что она абсолютно самодостаточна. В детстве я жила в окружении летчиков-испытателей. Это были блестящие мужики. Но когда их комиссовали, они оказывались настолько не способны жить обычной жизнью, что через полгода превращались в спившиеся развалины. И я поняла, что эти люди перестали мне нравиться.
Скажите честно, вы хотели бы к кому-нибудь из своих героев вернуться?
Честно скажу: ни к кому. Я не люблю возвращений. Когда два года назад я оказалась в своем родном городе Казани, мне стало страшно. Я увидела людей, которые двадцать лет назад вместе со мной о чем-то мечтали, чего-то хотели добиться. И нашла их ровно в том же состоянии. Только им уже не по двадцать лет, и понятно, что мечты их уже никогда не сбудутся. Как у той же Шурочки, которой шестьдесят лет, а она все думает, что вот-вот появится принц на белом коне. Нам понятно, что он не появится, а она его ждет. И моим друзьям непонятно, что уже ничего не будет. Поэтому я боюсь возвращаться, боюсь оглядываться назад.
Но разве эти люди не живут вашей любимой «просто жизнью»?
Нет, они не живут своей жизнью. Они мечтают о другой.
А может быть, мы с вами съездим к Шурочке? Или ее к вам приведем? Она часто бывает в Москве?
У нее здесь дочка и внуки. Она когда-то родила незнамо от кого. У дочки тоже судьба… Шурочка все время путается: у нее муж то ли кореец, то ли вьетнамец. Но по своей женской сути Шура — не бабушка. И не мама. Она же нам ничего не рассказывала, случайно как-то про дочку проговорилась. Ей все это неинтересно, потому что у нее своя мощная внутренняя жизнь, мощное ожидание будущего счастья. И все, что мимо этого, мало ее волнует.
Уильям Генри Фокс Талбот. Стог сена. 1844-45
Скажите, как ваша мизантропия совмещается с любовью к «просто жизни»?
Когда режиссер находится в процессе съемок, он увлечен своим героем. Я не скажу слово «любит», заменим его на слово «увлечен». Вот, сформулировала: в основе нашей профессии не любовь или ненависть, а увлеченность героями. Но как только ты переводишь эту увлеченность на пленку или на цифру, ты вдруг понимаешь, что эти люди заняли в тебе очень много места. И ты испытываешь постоянное желание освободиться.
Они начинают тебя раздражать?
Да, они начинают раздражать.
То есть человек, к которому ты вчера лез в душу, сегодня тебя уже раздражает?
Да. Ты закончил кино, и тебе надо от него избавиться. Вот тут просыпается мизантропия. Ты думаешь: а на фиг он во мне сидит? Кино-то закончено, предмет увлечения прошел. И все это невозможно объяснить живому человеку. Он-то не виноват, что ты с ним жить не собирался, а так, увлекся на минуту. Ты его выдернул — по страсти. В режиссуре страсть стоит на первом месте.
Эффект случайного попутчика
Эффект случайного попутчика
В народе этот прием называется «эффектом случайного попутчика», на которого вы выливаете все свои переживания и потом забываете о них. Случайный попутчик хорош тем, что он больше вам не встретится, и вам не нужно «фильтровать базар», то есть контролировать свои слова, что вы обязательно будете делать, когда общаетесь со знакомым человеком.
Где легче найти этого самого случайного попутчика? В традиционных местах скопления людей, которые проводят там много времени в расслаблении. У мужчин это баня или пивная, у женщин – это та же баня или салон красоты, например. В таких местах люди редко пребывают в суете, поэтому вам легче будет отловить зазевавшегося слушателя и вылить на него ваше переживание.
Потом, правда, вам придется выслушивать его исповедь, но постарайтесь пропустить ее мимо ушей и считайте, что это своего рода плата за вашу психотерапию.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Метод случайного стимула
Метод случайного стимула В качестве стимула может использоваться слово из книги, первый увиденный объект, газетные вырезки (метод использования газетных заголовков предложила бизнес-тренер Анна Глотова). Задача – выдать как можно больше идей по принципу «Ассоциации по
Эффект тусовки
Эффект тусовки Следующий шаг заключается в том, чтобы люди считали ваш тренинг чем-то вроде тусовки. Дайте понять, что придут те, кто уже в теме. От продвинутых можно получить много полезной информации, и это цепляет.Типичный пример – Инфоконференция (см. http:// infoconference.ru/). В
49. Используйте метод случайного стимула
49. Используйте метод случайного стимула Используйте в качестве стимула случайное слово из книги, первый увиденный объект, газетные заголовки. Задача – выдать как можно больше идей, используя ассоциации. Никак не ограничивайте себя в реалистичности идей. Записывайте
Стадный эффект
Стадный эффект Рабочая сила выдающихся сотрудников не только способствует получению превосходных результатом, но и привлекает еще больше выдающихся людей[100]. Лучшие сотрудники подобны стаду: они склонны следовать друг за другом. Заполучите нескольких таких – и вы
Эффект края
Эффект края Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите: Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число
Метод случайного слова
Метод случайного слова Этот метод основан на том, что наш мозг является самоорганизующейся системой, способной устанавливать взаимосвязи между, казалось бы, не связанными вещами.Какую бы задачу вы ни пытались решить, вы в любой момент можете выбрать новую начальную
Разговор с незнакомцем или что такое «эффект случайного попутчика»
Оказывается, такая удивительная человеческая способность, как завести разговор с незнакомцем в поезде или в самолете заинтересовала и психологов. Они даже изобрели для нее свое название – «эффект случайного попутчика».
Если кто не понял, объясним, о чем идет речь. Наверно каждый из нас попадал в такие ситуации, что приходилось ехать далеко-далеко в гордом одиночестве. Хотя это нельзя назвать одиночеством, ведь всегда найдется тот, с кем можно будет поговорить обо всем на свете, а потом расстаться, выйдя на своей станции.
И вот вопрос. Почему мы так легко доверяемся абсолютно чужим людям? Что побуждает нас рассказывать им все наши сокровенные тайны?
У такого поведения есть несколько причин. Живя своей обычной жизнью, каждый человек общается с определенным кругом людей: родственниками, друзьями, коллегами. Но иногда у него возникают такие вопросы, которые он не может им высказать. Возможно, ему кажется, что его осудят или потом припомнят в самое неудобное время.
И вот, оказавшись в совсем иной обстановке, где его никто не знает, он решает наконец-то высказать вслух, то, что его гложет. Особенно к этому располагает наличие заинтересованного слушателя.
Следующее, что можно назвать дополнительным плюсом такой беседы – еще одна точка зрения на проблему. Порой мы настолько погружаемся в свой внутренний мир и его проблемы, что не замечаем самого простого выхода из ситуации.
Чужой человек мыслит совершенно по-другому. У него вся жизнь складывается не так, как у нас и потому он видит все в несколько ином свете. А потому может предложить такое решение, которое нам бы никогда не пришло в голову.
Самое интересное тут то, что двое попутчиков могут разговориться настолько, что без всякого стеснения расскажут друг другу о самом сокровенном, возможно раскроют какую-то тайну. И все это получается потому, что они наверняка знают, что больше никогда не встретятся. А это означает, что мнение друг о друге им не очень важно, как и то, расскажут ли они потом своим друзьям все услышанное или нет.
Хотя тут не помешает проявить некую осторожность. Иногда жизнь преподносит нам неожиданные подарки, и тот незнакомый человек может оказаться другом друга вашего друга и информация, которую вы ему доверили, может через некоторое время возвратиться к вам. Но никто не скажет с уверенностью, что пройдя через столько лиц, она окажется правдивой или полной.
Как показывает практика, излить душу случайному попутчику – вполне возможно, ведь это даже хорошо, так как позволяет немного успокоиться и во время рассказа понять, что ваша проблема не такая уж и страшная, как казалось прежде.
Конечно, далеко не всегда посчастливиться встретить единомышленника или внимательного слушателя. Но, как правило, если такое случается, оно запоминается на всю жизнь. Подобным образом судьба посылает нам подсказку, к которой нужно внимательно прислушаться.
А с другой стороны, разговор с чужими людьми дает возможность придумать для себя немного хороших качеств, которые, возможно, в реальной жизни вы не проявляете. Все равно никто не знает, какими вы являетесь на самом деле. А тут такая прекрасная возможность немного «поиграть» в того, кем вы мечтаете быть.
Как видно в мире действительно существует «эффект случайного попутчика». Ведь разговор с незнакомцем – далеко не редкое явление и почти каждый из нас позволяет себе немного расслабиться во время него, скинуть с себя образ того человека, которым вы кажетесь своим знакомым. Ведь это временно, только на пару часов, а потому ничего плохого в этом нет.
Общайтесь и открывайтесь миру, и тогда он откроется вам!