Что такое эдо в японии
Всё о Японии
В начале 17 в. в Японии установилось правление самураев, которое продлилось больше 260 лет. Произошло это в 1603 году, когда к власти пришел Токугава Иэясу, получивший от императора титул сёгуна. Токугава в городе Эдо создал новый сёгунат, что привело к свержению императорской власти. Токугава и его преемники правили страной в течение 264 лет, до 1867 г., когда снова была восстановлена власть императора, а правительство самураев ликвидировано.
Для Эдо было характерна стабильность во всех сферах жизни, расцвет культуры, в том числе самурайской, полный запрет на исповедование христианской религии. Но были и негативные явления установления сегуната Токугава. Япония и без того не особо поддерживала внешнеполитические связи, в эпоху Эдо попала в полнейшую изоляцию. В стране были запрещены любые контакты со странами Западной Европы, США. Возможно, такой подход в управлении Японией и создал предпосылки для стабилизации ситуации в политической и экономической сфере, в обществе.
Формирование сегуната Токугава
Столицей нового режима Японии стал город Эдо, который в 17 – середине 19 вв. исполнял роль политического и административного центра государства. Все началось, как уже отмечено выше, с вассала Токугава Иэясу, владевший землями в регионе Канто. Тут располагался замок семьи нового сегуна. Ему удалось в самом начале 17 в. получить помощь и поддержку самурайских семей и домов. Они предоставили ему армию, что помогло Токугаве одержать победу в битве над своими противниками при Сэкигахара. Избавление от оппозиции способствовало получение Иэясу поста сегуна и основаванию нового сегуната Эдо (от города, где он был создан). В течение нескольких лет Токугава занимался чисткой собственных противников, что позволило укрепить ему власть и стать единым правителем в регионе.
В подчинении у сегуна находились вассалы, которых называли гокэнин и хатамото. Они управляли 25% всех земель Японии, что делало Токугаву одним из самых сильных правителей страны. Новое правительство занималось такими делами, как:
В сегунате существовала собственная система иерархии, основанная на степени близости к дому Токугава. Историки выделяют такие социальные группы в японском обществе, существовавшие в период Эдо:
Дома самураев, которые имели прибыль с земли, достигающей 10 тыс. коку, стали называть дайме. Они руководствовались специальным законодательством, которое было опубликовано правительством. Среди основных требований сегуна к самураям стоит отметить:
Если дайме нарушали запреты, то у них отбирали все, а потом переводили в удаленные районы страны. Для властей режима Эдо важно было полностью контролировать дайме, поэтому они разработали особую систему наблюдения за ними. Она состояла из нескольких элементов, главными из которых были – финансовый и политический контроль. Каждый дайме обязан был раз в год съездить в командировку, отработать воинскую повинность и принять участие в строительстве различных объектов.
Дайме было сложно, но это не мешало им приносить доход в казну сегуната и обогащаться в индивидуальном порядке.
Одной из проблем внутренней жизни режима Эдо была сильная власть императора и его приближенных. В связи с этим сегун приказал ограничить права двора, взяв под полный контроль систему управления. Император за это получил полную финансовую поддержку от правительства, сидевшего в Эдо. За это правитель отказался от всех своих земельных владений в Японии.
Ситуация внутри страны во времена Токугава
Правительство Эдо старалось максимальное внимание уделять различным сферам экономической жизни. В частности, поддерживалась торговля. Все торговцы, работающие за границей, были наделены грамотами с официальными печатями. Это не только активизировало международную торговлю, но и подняло международный авторитет Японии. Корабли государства перестали путать с пиратскими, для них стали открывать свои порты Макао, Тайвань и другие страны Юго-Восточной Азии.
Благодаря торговле японцы стали создавать первые иностранные колонии и города, в которых проживали торговцы, купцы, чиновники. Уже в начале 17 в. количество японцев, переехавших жить в колонии, достигло 10 тыс.
Несмотря на успехи в торговой сфере, сегунат был вынужден ограничить торговлю. Причиной такой политики стало разворачивание противостояния борьбы между европейскими странами на японских рынках. Англия обвиняла Португалию, Голландия – Испанию. При этом каждая из стран предпринимала попытки захватить Страну Восходящего Солнца. Это привело к таким последствиям, как:
Подобные меры вызвали полнейшую изоляцию Японии от внешнего мира. Прекратились регулярные поступления в казну, стали быстро сокращаться объемы внутренней и внешней торговли, крестьяне оказались в сложном экономическом положении. Чтобы исправить ситуацию и наполнить казну, власти увеличили размеры налогов и количество поборов. Это вызвало волну народных восстаний, среди которых самым крупным был бунт, охвативший полуостров Симабара и остров Кюсю. Восстание возглавил самурай А. Токисада, которому на 1637 г. было всего 15 лет. Под его руководством восставшие быстро захватывали населенные пункты, сжигали дома знати, отказывались выполнять ее требования. Бунт принимал угрожающие размеры, что заставило правительство отправить против Токисада 120-титысячную армию. Остановить восставших удалось только через год. Последствия выступления были ужасными:
Подобная антихристианская политика сегуната и усиление контроля за верой не нравилась японцам, но восстания теперь поднимались все реже. На каждое выступление правительство быстро реагировало – высылалась армия, с бунтовщиками жестоко расправлялись, усиливалось экономическое давление.
«Закрытые двери» Японии
После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.
Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:
Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.
Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.
Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.
Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.
Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:
Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован. Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии. Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.
Социальное развитие японского общества в XVII – XIX вв.
В Японии существовало в указанный период четыре основных класса:
Все ключевые должности в стране занимали только представители самурайских родов. Другие классы к управлению сегунатом не допускались.
Отдельно существовали парии, которых не включали в социальную структуру общества. В их обязанности входило:
Общество функционировало по законам двух основных религий – синтоизма и буддизма. При этом официальной государственной религией было неоконфуцианство. Его основы преподавали в школах и высших учебных заведениях. В национальной академии под влиянием неоконфуцианства был разработан особый кодекс самураев бусидо.
Христианство полностью запретили к середине 1640-х гг., все общины, исповедовавшие эту религию, вынуждены были уйти в подполье и скрываться.
Монастыри стали важными религиозными, политическими, культурными и духовными центрами. Например, они обязаны были выдавать справки о том, что человек состоит в буддийской общине.
Экономическое развитие
Несмотря на активное развитие внешней и внутренней торговли, Япония продолжала оставаться аграрной страной. Вся экономика строилась на натуральном хозяйстве. В обороте ходили монеты, отчеканенные из золота и серебра. Дань, различные виды налогов, заработную плату принимали только рисом.
Выращивание риса было основой аграрного сектора. Населенные пункты, которые занимались выращиванием и поставкой риса, имели особый статус в государстве. Высокое положение занимали те, кто выплачивали дань рисом.
Интересной была система управления в сельской местности. Села возглавляли головы, а решения принимали все члены населенного пункта. Крестьянам нельзя было оставлять села, продавать свои земельные наделы, переезжать на работу в город. В результате чего, произошло расширение площадей пахотных земель. На них выращивали такие технические культуры:
Вместе с развитием сельского хозяйство активно развивались сельские ремесла и создавались новые орудия труда, необходимые для обработки земли.
Огромную роль в процветании сельского хозяйства и аграрного сектора сыграли транспорт и промышленность. В Японии постоянно развивалось изготовление глиняных изделий, солеварений, лесное хозяйство, производство товаров, которые нужны были населению сегуната.
Попытки реформ и распад режима Эдо
В начале 1700-х годов Японию охватил глубокий экономический кризис. Его причинами были:
Эти факторы заставили сегуна в 1716 г. перейти к проведению масштабных общеяпонских реформ. Их называют реформами Кехо, построенные на том, чтобы распахать целинные земли, повысить налоги и заставить чиновников экономить.
За государственными служащими следили очень внимательно. Всех провинившихся и тех, кого подозревали в измене стране, судили по новому Положению о судах. Его приняли специально, чтобы отрегулировать судебные процессы, сделать их прозрачными и не такими запутанными.
За этими реформами последовало еще три этапа радикальных преобразований:
Конец эпохи Эдо наступил неожиданно под влиянием комплекса факторов. Сначала на Японию обрушился период постоянных неурожаев, принесшие с собой массовый голод. Власть народу помочь была не в состоянии. Сегунат отдал приказ закупать рис в регионах и передавать в центр. Это вызвало серию массовых восстаний крестьян и ремесленников. К ним присоединились самураи, которые многие годы считались стабильной и постоянной опорой Эдо. Очередные попытки реформировать сельское хозяйство и улучшить качество жизни сельского населения вызвало снижение авторитета сегуна и его соратников.
Таким образом, к 1867 г. режим Эдо полностью потерял власть в стране, потерял влияние над народом, не мог решить важные экономические проблемы. Поэтому сегунат ликвидировали и восстановили императорский режим.
Период Эдо
Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 году.
Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.
В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом.
В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).
Произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение самой идеи сёгуната.
Культура периода Эдо
Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времён доминирования Киото и Осаки принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассэй. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров.
Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных рассказов укиё-дзоси, описывающих повседневную жизнь горожан. Танец кабуки трансформировался в театральное искусство. Кукольный театр нингё-дзёрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Римпа, Кано и Тоса. Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, таких как математика и агрономия.
Кроме правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание «неофициальной истории Японии» Рая Санъё.
Высокое искусство мелочей эпохи Эдо
Период Эдо — время расцвета японской культуры, культуры самураев. Одежда, украшения и многие мелочи, необходимые для повседневных дел, служили индикатором социального статуса их владельца, а также украшением (в самом прямом смысле) жизни, свидетельствовавшем не только о ранге и достатке, но и о вкусе и утонченности. И даже скорее о последнем — поскольку эстетическая сторона этих аксессуаров развилась до такой степени, что их декоративные качества были куда важнее практических.
Индивидуальность и стиль были важны не только среди класса самураев, но и среди горожан, что привело к развитию невероятного уровня и искусности изготовления украшений, используемых для аксессуаров. Нетрадиционные и остроумные конструкции и сложные техники, разнообразие материалов и способов обработки — многие вещи выглядят стильно даже в XXI веке.
Хотя сегодня аксессуары, как правило, по большей части женские, не стоит забывать, что в истории культуры многих, в том числе и европейских стран, были периоды, когда мужчины были не менее озабочены модой, чем женщины. Великолепие и разнообразие модных аксессуаров периода Эдо и Мэйдзи тому пример.
СУМОЧКИ и МЕШОЧКИ. Сумки, сумочки, мешочки — кисеты, чехля для табака и трубок, чехлы для зеркала, мешочки для зубочисток, мешочки-амулеты. Любая вещь, необходимая в быту, имела свой чехол или мешочек, изысканный и изящно декорированный. Любая вещь, окружавшая человека Эдо, служившая ему в быту и состоавлявшая его жизнь, была предметом внимания — и должна была быть изысканной.
Мешочек Hakoseko из фиолетовой шерстяной ткани с рисунком аронии и татеваки на хрустале; из коллекции Nomura Shojiro.
Hakoseko это аксессуар в форме небльшой коробочки, один из обязательных аксессуаров невесты, или девочки в костюме Shichi-go-san (七五三, праздник трех- и семилетних девочек и трех- и пятилетних мальчиков в Японии). Изначально hakoseko было сложенным листом тольстой бумаги, куда заворачивали гребень и зеркало. Такой аксессуар был очень популярен во времена Эдо.
Hakoseko из красного хлопка с вышитой вистерией (глицинией), из коллекции Nomura Shojiro Collection
Hakoseko из желтой шерстяной ткани с вышитым бамбуком, из коллекции Nomura Shojiro
Hakoseko из белого шелка с вышитыми ирисами, из коллекции Nomura Shojiro
Набор из кисета и футляра для трубки из окрашенного в технике сибори шелка; из коллекции Hoshino Heijiro
Кисет для табака из морщинистой дубленой кожи с рисунком оксалиса; из коллекции Hoshino Heijiro
Набор из кисета и футляра для трубки из гобеленовой парчи украшенных рисунком тростника и диких гусей; из коллекции Хосино Хэйдзиро
Чехол для бумажных салфеток из кожи с золотым тиснением, с изображением обезьяны, коллекция Hoshino Heijiro
Чехоля для бумажных салфеток из гобелена с золотым шитьем с изображением предметов театра Но, коллекция Nomura Shojiro
УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ВОЛОС. Гребни, наборы заколок и шпилек.
Шпилька из серебра и черепахового панциря в виде цветов хризантемы, сливы, орхидеи и бамбука. Принадлежала знатному роду приода Мейдзи.
Шпилька из никелированного серебря в виде блинной табачной трубки с подвешенным украшением в форме табакерки, из коллекции Nomura Shojiro
Шпилька из серебра с кораллами в форме шлема, украшенного гирляндами цветов.
Шпилька из панциря черепахи в виде волн и рыбок, принадлежала знатному клану позднего Мейдзи
Гребень в технике maki-e с рисунком осенних трав и кузнечика, из коллекции Nomura Shojiro
В период Эдо женская одежда и аксессуары были строго регламентированы, в соответствии со стасусом и родом занятий владелицы. Только по ее внешнему виду можно было сказать, кто она и чем занимается. Но даже при такой строгости, женщины стремились к выражению своей индивидуальности в аксессуарах для волос, наслаждаясь свободой самовыражения с помощью различных kushi (гребней) и kanzashi (заколок для волос), сделанных невероятно стильно и художественно. Огромная коллекция украшений занимает целый музей kushi и kanzashi в Японии.
Гребень с цаплей. Техника Maki-e. Сделано мастером Hokkyo Korin, период Эдо
Свадебная шпилька kanzashi в виде летящего журавля, сосны и черепахи, благопожелательные символы долголетия и благополучия невесте.
Гравюры периода Эдо детально изображают костюмы, прически и аксессуары. На гравюре выше высокая прическа благородной дамы украшена гребнем и несколькими kanzashi.
ФУТЛЯРЫ ДЛЯ ПЕЧАТЕЙ И НЕЦКЕ. Украшения модного человека
Inro в технике maki-e с рисунком в виде игральных карт, из коллекции Makino Yoshikazu
Маки-э — особое направление в изобразительном искусстве Японии; это лаковые изделия, украшенные при помощи «высыпания» рисунка золотам или серебряным порошком сразу на незасохший лак. Для нанесения порошка используется бамбуковая трубка макизуцу или кисть кэбо. В настоящее время это искусство почти утрачено, и вещи в технике маки-э ценятся очень высоко.
Инро(印籠) — это традиционный японский футляр для хранения небольших предметов, подвешенный к Оби (кушаку), который носят вокруг талии. Инро зачастую были богато украшены, в различных материалах и техниках, часто с использованием лака.
Поскольку в традиционных японских одеяниях не было карманов, предметы носили, подвешивая их к Оби в контейнерах, известных как сагемоно (японский общий термин для подвешивания предмета, прикрепленного к поясу). Большинство сагемоно были созданы для специализированного содержимого, такого как табак, трубки, кисть для письма и чернила, но инро создавались для переноски совсем небольших вещей.
Сам контейнер инро — это стопочка крошечных, вложенных одна в другую коробочек, и чаще всего они использовались для хранения личных печатей и лекарств. Стопка коробок удерживается вместе шнуром, который продевается через отверстия, проходит под днищем и возвращается вверх. Концы шнура крепятся к нэцке, своего рода рычагу, крепится над поясом. На шнурах между инро и нэцке имеется одзимэ, бусина, которая удерживает коробки вместе. Этот шарик скользит шнурам к верхней части инро, удерживая стопку вместе, пока инро висит, или поднимается вверх к нэцке, когда коробки нужно распаковать, чтобы получить доступ к их содержимому. Инро делали из различных материалов, в том числе дерева, слоновой кости, лака. Лак также использовался для украшения инро из других материалов.
Inro в технике maki-e с хризантемами, из коллекции Makino Yoshikazu
Инро в технике maki-e с хризантемами и опавшими листьями гинкго, из коллекции Makino Yoshikazu
Inrô с хризантемами и Нецке с цветами, облаками и фигурой.
Inrô с двумя португальцами. Нецке в виде собаки. Появление иностранцев в Японии, в первую очередь португальцев, отразилось и в искусстве. Инро украшен двумя чудными фигурами — в панталонах, жакетах и огромных кружевных воротниках.
Конверт для бумажных платков, шелк с росписью, из коллекции Nomura Shojiro
Три актера кабуки играющие в Hanetsuki (ca. 1823) Utagawa Kuniyasu
Этот триптих посвящен Новому году. Три актера израют в игру, похожую на бадминтон, hanetsuki, — традиционное занятие для новогоднего времени. Центральный и левый актер в костюмах женщин. Их прически, как и положено, украшены гребнями и шпильками, изображенными достаточно тщательно. Гребень и шпильки дамы в центре сделаны из слоновой кости или черепахового панциря, шпилька украшена резным цветком хризантемы. Шпилька с подвесками дамы справа сделана из серебра, свободно свисающие детали на ней при движении издавали легкий мелодичный звон.
Utagawa Kunisada (歌川国貞) / Toyokuni III (三代豊国)
Триптихf Mitsuuji с двумя красавицами подле цветущих вишен. Красавицы справа и слева держат в руках предметы, скрытые в богато украшенных чехлах. Красавица слева держит hakoseko, а у дамы слева в руках, скорее всего, чехол с курительной трубкой.
Kunisada Utagawa (1785-1865)
Koto (箏), начало XVII века, работа Goto Teijo, XIX поколения мастеров Goto.
Это кото, уникальное благодаря своей богатой инкрустации и замечательной работе по металлу Тейо, девятого мастера и, возможно, самого искусного члена знаменитой семьи мастеров по металлу Гото. Отделка отражает статус его владельца. Все части инструмента, кроме игровой, богато декорированы. Золотые медальоны с журавлями, установленные на корпусе, украшают все боковые стороны, которые обрамлены инкрустацией из дерева, рога, слоновой кости и проволоки. Торцы из дерева тагаясан и шитан украшены геометрическими узорами и металлическими львами и цветами в рамах из слоновой кости. Замысловатый черный лакированный футляр, датируемый началом девятнадцатого века, украшен золотыми журавлями Макай-э (символ семьи Карасумару) и гусями, а его внутренняя отделка выложена золотой фольгой с рисунком летящих гусей. Тканевый чехол более поздний, конца XVIII века, и он составлен из двух полотнищ богато вышитого шелка.