Что такое чтение общение

Что такое чтение общение

Но в процессе чтения-общения сам «гово­рящий» всегда отсутствует, хотя именно он-то и выступает как субъект обучающий. Вто­рой субъект общения — тот, кто, читая, слу­шает и должен услышать говорящего, может включиться в процесс чтения-общения лишь в меру того, насколько к моменту чтения-оо-щения он обучен и приучен готовить себя к встрече с тем, кого как бы нет, но с кем пред­стоит вести диалог: настроиться на беседу; озвучивать речь говорящего, да не как-ни­будь, а как можно более адекватно тому, как это могло быть озвучено самим говорящим; вслушиваться и вдумываться в «чужую» речь, запоминать сказанное, чтобы не исказить смысла и не подменить этот смысл уже име­ющимся у читателя-слушателя к моменту об­щения с книгой своим опытом, а представ­лять, переживать и критически оценивать применительно ко времени и к себе именно то, что ему говорит книга-собеседник, не упу­ская ни одной детали сказанного. Только в этом случае тот, кто читает, действительно выступает в процессе чтения-общения тоже как субъект, но субъект самообучающийся.

Как видим, чтение-общение для читате­ля — это всегда процесс, во-первых, творче­ский: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит, т.е. создает в вооб­ражении и собеседника, и тот мир, который создан «говорящим» и куда тот мысленно вводит своего «слушателя» как соучастника событий, мыслей, душевных движений и сле­дующих за этим намерений или поступков. Во-вторых, чтение-общение — процесс для читателя-слушателя спонтанный, т.е. само­произвольный, так как вызван для него не внешними влияниями, а внутренними причи­нами: ведь, если я не хочу слушать и «расслы­шать» своего собеседника, никто не заставит меня этого сделать.

А кто же «запускает» процесс творческого взаимосодействия двух субъектов говорящего и слушающего — книги и читателя? Кто зада­ет этому процессу спонтанность? Означен­ную задачу решает лицо совершенно особое и для процесса чтения как бы постороннее. Это лицо никогда не может и не должно быть включено в процесс чтения-общения, т.е. в спонтанную творческую беседу двух основ­ных субъектов. Но оно организует их встречу, обучает «слушающего» языку, на котором с ним общается «говорящий», и приучает «слушающего», руководствуясь собственным мо­тивом и целью чтения-общения, вкладывать в этот процесс со своей стороны все имеющие­ся у него на данный момент силы и знания и все время контролировать себя: слышу ли, что мне говорят и как говорят, представляю ли себе, о чем идет речь, понимаю ли сказан­ное и правильно ли понимаю, ясно ли пред­ставляю себе, хочу ли слушать и продолжить беседу? И т.д., и т.п.

Источник

Раздел I. Кардинальные параметры, ограничивающие область исследования и практического применения полученных знаний

1. Наука становления личности средствами чтения-общения 2. Содержание науки становления личности средствами чтения общения 3. Чтение-общение 4. Обучение чтению-общению 5. Личность

1. Наука становления личности средствами чтения-общения [н/п]– это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о влиянии чтения на становление формирующегося читателя как личности.

1.1.Исторически сложившаяся − значит имеющая вполне определенную, зафиксированную в чьих-то трудах точку отсчета и линию развития с целью ее анализа, перспективную или не имеющую перспективы.

1.2.Система, т.е. совокупность объективно существующих в окружающем нас мире компонентов и связей, возникающих между ними, всегда (безусловно, аксиоматично) или при определенных условиях, обеспечивающая реализацию какой-то функции или достижения какого-то результата: в нашем случае – становления личности обучаемого средствами чтения-общения, которым он овладевает. Профессионально значимое свойство любой системы, которое учитель должен принять и которым должен постоянно руководствоваться, состоит в том, что система – это единый организм, нацеленный на выполнение определенных функций. Изменение любого, самого, казалось бы, малозначительного компонента системы, обязательно приводит либо к ее гибели (она ломается, перестает функционировать), либо к непредсказуемой смене ее функциональных свойств (холодильник начинает вырабатывать тепло вместо того, чтобы замораживать продукты, а обучение чтению – вызывает у обучаемых явное нежелание читать и брать книгу в руки вместо любви к чтению).

1.3. Объективно-истинные знания − знания о компонентах и связях в исследуемой области бытия, поддающиеся точной фиксации и сформулированные учеными в виде понятий и законов, существование которых и их влияние на человека не зависят ни от человека, ни от человечества в целом. Другими словами, эти компоненты и возникающие между ними – в самой читательской деятельности и между читателем и книгой при реализации читательской деятельности − связи существуют и действуют даже тогда, когда люди о них и не догадываются.

1.4. Компоненты, о которых идет речь,– это и объективно существующие явления в той области, которая исследуется: в данном случае «учитель ↔ книга ↔ ученик», «человек Что такое чтение общение. Смотреть фото Что такое чтение общение. Смотреть картинку Что такое чтение общение. Картинка про Что такое чтение общение. Фото Что такое чтение общениекнига Что такое чтение общение. Смотреть фото Что такое чтение общение. Смотреть картинку Что такое чтение общение. Картинка про Что такое чтение общение. Фото Что такое чтение общениеобщество», и понятия, отражающие сущностные характеристики этих явлений и фиксирующиеся в научных источниках. Новые понятия служат признаком появления частных открытий или появления новых отраслей знаний, например науки становления личности средствами чтения-общения.

1.5.Связи между компонентами– это и объективные зависимости между явлениями, и законы и закономерности, формулируя которые, исследователь надеется управлять результатами формирования у обучаемых творческой читательской деятельности, т.е. чтения-общения, и получением при этом гарантированного результата, т.е. становления личности средствами обучения чтению-общению.

· Светловская Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования типа правильной читательской деятельности. / Начальная школа, 1990, №9. с. 2-5.

2. Содержание науки становления личности средствами чтения-общения [н\п] – это в настоящее время три закона, отражающие объективные связи между явлениями в системе «читатель Что такое чтение общение. Смотреть фото Что такое чтение общение. Смотреть картинку Что такое чтение общение. Картинка про Что такое чтение общение. Фото Что такое чтение общениекнига Что такое чтение общение. Смотреть фото Что такое чтение общение. Смотреть картинку Что такое чтение общение. Картинка про Что такое чтение общение. Фото Что такое чтение общение», а также системы понятий, выявляющих сущность соответствующих этим понятиям изучаемых явлений. В содержание названной науки может быть включена и теория формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, т.к. объективная истинность ее доказана наукой и проверена практикой.

2.1.Сущностное минимизированное содержание любой науки, в том числе и науки становления личности средствами чтения-общения,согласно общему толкованию – это единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, т.е. знание сущности изучаемых данной наукой явлений, сформулированных учеными как понятия, а также условных и безусловных связей, т.е. законов и закономерностей, объективно существующих или возможных между этими явлениями.

2.2.Понятие «теория» мы определяем как систему руководящих указаний, т.е. выводов, найденных учеными логическим путем на основе собственно научных знаний (понятий, законов и закономерностей). Точная реализация руководящих указаний обеспечивает целесообразное внедрение этих знаний в практику человеческой деятельностии гарантирует достижение цели. Теория включается в содержание науки, с нашей точки зрения, только в том случае, если вытекающие из нее руководящие указания всесторонне научно обоснованы, а их результативность апробирована на практике. Такая теория перестает быть гипотетичной и становится собственно научной. Именно такова теория формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в конце ХХ века и защищенная на уровне докторской диссертации.

3. Чтение-общение [н/п]–это творческий личностно-ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человечеством опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться.

3.1.Чтение-общение в современную эпоху – это единственное надежное средство изъять растущего человека (в первую очередь, − ребенка 6-9 лет) из оглушающего его потока в большей своей части ненужной информации и сосредоточить на желании и умении учиться думать о себе и о мире, опираясь на опыт мудрецов, оплативших этот опыт «потом и кровью», и получая безвозмездную возможность использовать этот бесценный и ничем не заменимый дар для того, чтобы постараться искать и найти себя в этом мире, становясь при этом полезной и значимой для окружающих его людей личностью.

3.2.Чтение-общение по отношению ко всем другим видам чтения (прежде всего механическому, информативному) – это универсальный вид читательской деятельности, в котором механическое раскодирование (правильное, беглое воспроизведение текста) и восприятие информативного содержания текста (сознательность) являются обязательными составляющими основного процесса. Но этот процесс непременно дополняется его адекватным содержанию текста эмоциональным читательским восприятием, интонированием (выразительностью) и самостоятельным для читателя установлением личностных отношений с книгой-собеседником, а затем вычленением и осмыслением заключенного в тексте (в «чужой речи») социально-нравственного опыта, применительно к себе.

3.3.Чтение-общение – это читательская деятельность, а не читательское действие. Основным отличием первого от второго – согласно исследованиям проф. А.Н. Леонтьева – является связь процесса с такими компонентами как его цель и мотив. В том случае, когда цель процесса чтения и его мотив для читателя совпадают, мы имеем дело с читательской деятельностью. Отличительные признаки этого совпадения – наличие при реализации деятельности особого класса психических переживаний – эмоций и чувств, которые всегда определяются осознанием читателем жизненной значимости и собеседника (книги), и беседы с ним (чтения) для удовлетворения потребности понять свое отношение к себе и к миру в данный момент (в момент чтения), вычленив из беседы недостающий ему социально-нравственный опыт. В этом случае механическое раскодирование текста и понимание его информативной сущности в процессе чтения-общения следует рассматривать как читательские действия.

3.4.Структура чтения-общения как деятельности[н/п] (это удалось определить впервые) складывается из пяти последовательно и взаимно связанных компонентов:

− умением увидеть в книге собеседника и сформировать к нему свое первоначальное отношение;

−способности его услышать, бегло, правильно, выразительно, сознательно озвучив оставленный им текст;

−запомнить «речь» книги-собеседника (т.е. текст литературного произведения) как можно более точно;

−осознать ее содержание, т.е. максимально адекватно тексту представить, понять и пережить сказанное;

−оценить выявленный при чтении социально-нравственный опыт применительно к потребностям, побудившим читателя обратиться к книге, и уточнить свое отношение к ее автору как собеседнику для себя.

3.5.Чтение- общение – это обязательно творческое чтение [у/п], потому что нетворческого общения, как справедливо утверждают философы (в частности, Каган М.С.) не существует: общение или есть, т.е. слушатель слышит, запоминает, представляет, эмоционально реагирует на то, что ему говорят, – и тогда он входит в мир рассказчика и является его сотворцом, или его нет. Другой случай, когда потенциальный слушатель не слышит того, что ему говорят, никак на «чужую» речь не реагирует, а лишь убивает время. Это процесс бессмысленный – и в том случае, когда смысл речи собеседника разбивается о слушателя «как о стенку горох», и тогда, когда слушатель вместо восприятия «чужой» речи замещает содержащийся в ней опыт своими фантазиями «по поводу» и без повода.

· Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. – М.: 1998.− 158с.

· Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.: 2009. – 173с.

· Каган М.С. Человеческая деятельность. – М.: 1974. – 328с.

· Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд. – М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с. – с.509 и след.

4. Обучение чтению-общению –это научно обоснованная система методических технологий включения обучающихся сначала в возможно более широкий круг книг-собеседников с целью овладения принципом и практикой опознания читателем их ценности лично для него с помощью книги как инструмента для чтения, а затем привычки выбирать из любого доступного круга чтения собеседников для себя, приучаясь присваивать в процессе обучения чтению-общению заключенный в книгах опыт, чтобы познавать и творить себя.

4.1. Система методических технологий обучения чтению-общению [н\п]– это как минимум 1) технология знакомства с миром книг; 2) технология работы с книгой как инструментом для чтения; 3) технология озвучивания текста литературного произведения в манере и стиле собеседника-книги; 4) технология творческого восприятия опыта, закодированного в литературном произведении, помещенном в книге; 5) технология накопления личностно-ориентированных сведений о писателях и их творчестве, заданных книгами-собеседниками.

4.2. Научное обоснование современных методических технологий обучения чтению-общению [у/п]– это руководящие указания к организации учебно-воспитательного процесса при формировании у учащихся типа правильной читательской деятельности на уроках и во внеурочное время, правомерность которых определяется системой законов и понятий, управляющих процессом становления личности средствами чтения-общения.

4.3. Обучение чтению-общению в качестве обязательного условия предполагает владение обучающим и освоение обучающимися системы специально созданных учебных материалов (см. раздел IV).

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика. – М.: 2001. – 288с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Первый год обучения. – М.: 2006. – 192с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Второй год обучения. – М.: 2007. –208 с.:илл.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа): Третий год обучения. – М.: 2010. –224 с.:илл.

5. Личность (в контексте рассматриваемой нами науки применительно к ребенку 6-9 лет)[у/п] –это образованный человек, пока еще не владеющий достаточно устойчивым комплексом знаний, умений, навыков и привычек, формирующих у него способность и потребность перманентно отбирать, анализировать и «примерять на себя» заключенный в книгах чужой опыт, но охотно обучающийся этому и в меру индивидуальных способностей впитывающий доступные ему представления о культуре, социальных нормах, установках, ценностных ориентациях и менталитете родного народа, осознавая и совершенствуя при этом самого себя, чтобы позитивно влиять на окружающий мир, чего он уже хочет.

5.1.Образованный человек – это общепринятый термин, скорее, бытовое представление, чем научное понятие о типе человека, полезного и нужного обществу. С нашей точки зрения, лучше всего сущность этого типа людей определил известный книжник Н.А. Рубакин. Именно он поставил перед всеми нами два главных вопроса: что такое образованный человек и ради чего делать из себя такового. А поставив эти два вопроса, дал на них исчерпывающий, во всяком случае, для нашего понимания, ответ: «Действительно образованный человек, − утверждает Н.А. Рубакин, − не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже и высшее, учебное заведение – мало ли неучей, узких специалистов, или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования. Самая его суть – в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь. Понимать окружающую жизнь – первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения – вот пробный камень его оценки».

5.2.Способность и потребность в перманентном обращении в мир доступных книг и квалифицированное их чтение – это результат систематического освоения читателем умения работать с книгой-инструментом, знания мира доступных книг, привычки выбирать книгу-собеседника в расчете на себя и воспринимать заключенную в книге «чужую» речь (текст литературного произведения) на максимально доступном данному читателю уровне в данное время; это гарантия формирования у ребенка-читателя желания читать, личностно-ориентированных читательских интересов и психического новообразования – читательской самостоятельности (см. с. )

5.3.Личностная культура [у/п]– в широком смысле слова – это все, что создано человечеством в каждой отрасли знаний и деятельности, а в узком смысле слова – это степень совершенства в овладении той или иной отраслью знаний или деятельности. Оба эти значения в рамках науки становления личности средствами чтения-общения приобретают особую значимость при решении вопросов технологий обучения младших школьников чтению-общению. В собственно же научном смысле мы принимаем этот термин прежде всего как синоним термина менталитет, т.е. как проявляющееся в родном языке мировосприятие, эстетическое кредо, жизненные позиции, определяющие для человека–личности прежде всего его самооценку, а возможно и поведение. Что же касается русского менталитета, то его основные характеристики, приводящиеся в названных ниже источниках, таковы:

«Любить ближнего и все живое на земле;

душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, социального статуса, национальной принадлежности и даже вероисповедания;

накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного, немощного и оказать им помощь;

не обижать вдов и сирот, детей и стариков;

относиться к человеку с добром, независимо от того, как он к тебе относится;

ответить ему куском хлеба, если он бросит в тебя камнем (иначе умножишь зло, а не добро);

считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, вредящую его «животу» (т.е. жизни);

бояться лжи, лени, злословия – такие и подобные нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков (абзацы выделены нами – Н.С., Т.П.)

К сказанному выше, как нам кажется, необходимо добавить и такие обязательные для русских людей черты, как беспримерная любовь к Родине и, бескопромиссное отношение человека к самому себе. Таков, в сущности, русский народный идеал…

Хорош ли он? Думается, что хорош. И с социальной точки зрения даже не суть важно, насколько он обществомреализуется (хотя лучше бы реализовался!). Гораздо важнее то, что он должен быть известен всем и каждому в России с детских лет; он должен признаваться нормой поведения русского человека и критерием личной самооценки для любого из нас, в том числе и для писателей и их профессиональной оценки учителем начальных классов.

· Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: 1962.

· Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. // Журнал «Начальная школа», 1983, № 10, с. 27-35.

· Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М.: Просвещение, 1990.- 303с.

Источник

ЧТЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Мефодьева Елена Борисовна,

учитель английского языка,

ГБОУ ООШ № 4 имени И.И.Миронова,

Г.Новокуйбышевск, Самарская область

ЧТЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Что ж такое чтение?

Рассмотрим несколько определений данного термина.

В энциклопедическом словаре «Книговедение» термин «чтение» понимается как специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из форм опосредованной коммуникации.

В процессе чтения происходит смысловое восприятие читателем информации, знаний, заключенных в текстах. В ряде словарей чтение рассматривается как коммуникативно-познавательная деятельность, направленная на удовлетворение различных потребностей посредством печатной информации.

На взгляд автора статьи полное определение чтению дано в «Словаре-справочнике по методике русского языка», в котором чтение интерпретируется как процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь.

Это же термин в Словаре по «Информатике на русском и английском языках» трактуется как процесс зрительного восприятия и распознавания письменного текста, приводящий к пониманию текста.

Огромное количество таких определений можно объяснить многообразием подходов к самой сути чтения.

Среди них выделяются познавательный (или информационный), процессуальный коммуникативный, речемыслительный, знаковый и психологический поход. Выбор того или иного подхода объясняется целью, которую преследует учитель в процессе обучения учащихся.

В основе информационного похода лежит извлечение информации из текста в зависимости от поставленной цели.

Деятельностный подход подразумевает наличие целей, средств, операций, результата чтения.

В процессуальном подходе в основе лежит идея развития, смены фаз, их последовательность, скорость протекания.

При коммуникативном подходе устанавливаются связи автора с читателем, вид общения одного с другим.

Основой психологического подхода основой является восприятие текста, анализ сознания читающего человека.

По мнению ряда русских педагогов и психологов чтение следует рассматривать как вид творчества, сходный по природе с литературным творчеством. Создавая произведение, автор рассчитывает на читателя, на его самостоятельное мышление, на его эмоциональную реакцию, на способность создавать образы в ответ на образы писателя, на активность ассоциативных связей.

Именно наличие субъективного творчества читателя позволило Н.Рубакину сформулировать вывод: «Сколько читателей, столько и содержаний в произведении.» «При этом,»-отмечает Н. Рубакин,-«главное в чтении не текст, а мысли, образы и вопросы, которые он вызывает у читателя.»

К.С. Станиславский так описывает этот процесс: «Мы пересоздаем произведение. Мы вскрываем то, что скрыто под словами, мы вкладываем свой подтекст в чужой текст, мы пропускаем через тот

материал, который получен от автора, мы перерабатываем его в себе и оживляем, дополняя своим воображением.»

В результате этого возникает новая культура- метатекст. Силой творчества читателя события, описываемые в произведении, оживают. С одной стороны, они строятся на основе сюжетной линии автора, а с другой стороны- на основе переосмысления этой линии учащимися.

Знание, полученное их текстов вдумчивым читателем,- это абсолютно новое знание. При этом происходит не только восприятие текста, но и создание своего.

Если принять творчество за основную характеристику деятельности человека, то можно выдвинуть следующую гипотезу: чтение – это творчество, воссоздание содержания текста сознанием читателя.

Воссоздание в отличие от восприятия несет в себе продуктивное начало.

Ценность культуры чтения тогда приобретет силу, когда станет моментом созидания.

При первичном прочтении читатель следит более всего за сюжетом книги. Всё, что выходит за рамки сюжета, не входит в его поле зрения.

И только повторное прочтение текста является подлинным чтением, при котором происходит осмысление текста как произведения искусства. По мнению Н. Рубакина «…чтение и перечитывание- это не самоцель. Чтение- это только начало. Творчество- цель.»

Читая, школьник не только заполняет свой внутренний мир, но и строит систему отношений к себе, к окружающему миру, вырабатывает жизненные установки и ценности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *