Что такое честь на руси

«Честь»: что она значит для русского народа

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Понятие «честь» не поддается осознанию индивидуумов, которые в силу границ и состояния собственного бытия, по воли Провидения, не являются носителями этой самой чести.

Честь нельзя спровоцировать, вызвать, сымитировать: это все равно, что пытаться силой воли поменять себе резус-фактор с положительного на отрицательный или отрастить, каприза ради, тридцать третий зуб.
Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Честь индивидуальная – качество наследственное, которое складывается деяниями нескольких поколений, главной целью которых является стяжание славы. Со времен Римской империи считалось, что совершенные на поле брани подвиги оказывают физиологическое влияние на кровь героев.

Гийом де Бар, один из герольдов Французского королевства времен Столетней войны писал: «Кровь насыщается славой. В ней является искра Божия, которая будет освящать кровь на протяжении многих поколений, даруя бессмертие храбрецу, стяжавшему эту славу». Маркировкой чести и крови одновременно, как правило, служат титул и родовой герб, который, по сути дела, является формулой крови. Одна осечка в цепочке поколений, скажем, факт трусости на поле боя или брак с представительницей низшего сословия, способна пустить насмарку славные подвиги, храбрость, героизм всех вместе взятых пращуров. Кровь будет «заражена», «вещество» чести необратимо испорчено, а бессмертие утрачено; герб станет пустышкой, и все нужно будет начинать с нуля.

«Честь» понятие феодальное – оно тесно связано с землей. Ее наличие обозначало право на владение вотчинами и окружение себя вассалами, а также привилегию наследственного почета, повод для которого порой скрывался в деяниях давно ушедших поколений.

Но это дела, так сказать, индивидуальные, западные. На Руси все по иному. Наша Родина, как известно, глуха к достижениям личностным и индивидуально-клановым, «кровным» селекциям и поискам материального бессмертия. А по сему с почетом да уважением у местных «баринов-бояринов», «графов-аристократов» исторически не складывалось. Нет, конечно, народ оказывал знаки уважения, но, не исходя из изощренной кровяной формулы и наличия и расположения атрибутов на родовом гербе нобиля, а, так сказать, «согласно штатному расписанию».

Русский народ почитал аристократию с фигой в кармане, полагая местных князьков бессмысленной и надуманной прокладкой между собой и помазанником Божием. Периодически он эту самую прокладку старался убрать. В последней своей попытке, роковой попытке, убрал весте с царем. Но это совсем другая история.

На Руси понятие чести по смыслу всегда было ближе к понятию «правда». И бояре, а позднее дворянство, озабоченные бесконечной оптимизацией своей крови, заботой о присутствии «гения рода» в гемоглобине, как раз с этой категорией испытывали определенные сложности. Носителей правды на Руси всегда было два – это царь и народ. А все остальное – от лукавого.

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Кровь европейской аристократии «улучшалась» на столетних, тридцатилетних и всяких «цветочных» феодальных войнах, где безродные бойцы относились к расходному материалу. В беспощадных же бранях на Русской земле славу стяжал весь народ, а «командиры» являли собой попытку олицетворить неописуемый хаос народного подвига. Одни получали зарубки на гербах, другие – народную память.

Классическая феодальная война, война носителей чести, подобна размеренностью и регламентируемостью игре в гольф. И стяжаемая честь здесь хрупка – брак с простолюдинкой, подобный промаху на последней лунке, пустит под откос всю многовековую родословную.

Война народная, война за Родину сравнима с отчаянной рубкой сына за родную мать, над которой нависла угроза. Здесь нет правил и регламентов. Только чистая, сконцентрированная любовь, вылившаяся в лютую беспощадность в отношении обидчиков матери. Только правда, которая утверждается жертвой собственной жизни. Жертвой, которая, как правило, остается анонимной и которую обязательно припишут себе «люди чести» и получат за это очередной бессмысленный знак на погонах и привилегии.

У них слава в крови, а у нас, русских, в душе! А душа, как известно, вечна…

Источник

Новое в блогах

Понимается всеми сословиями общества и во все времена не одинаково.

Поэтому и говорят преступившему что-либо: «Нет у тебя ни чести, ни совести». Сохранение чести в чистоте дело очень сложное и дорогостоящее. Вплоть до стоимости жизни.

Муки совести тоже не подарок. Поэтому частым пожеланием на Руси, да и не только на Руси, было пожелание и завет потомкам жить по чести и совести.

В жизни мы практически всегда сталкиваемся с дилеммой: поступить по совести и не замарать свою честь или получить какую-либо выгоду, чаще материальную, поступившись честью. На востоке это можно приблизительно сравнить с понятием кармы, которая портится и которая способна передаваться от поколения к поколению. Давно подмечено, что люди добросердечные способны очень переживать о своих, проблемных, с точки зрения совести, поступках или не поступках.

И если человек в своей душе уверен что честь имеет и это соответствует восприятию личности окружающими людьми, то он действительно имеет чистую совесть и незапятнанную честь. Берегите свою честь, делайте добро, сейте любовь, боритесь со злом.

С детства взрослые помогают нам сделать правильный выбор, тем самым, развивая в нас личные достоинства. Взрослея, человек уже сам начинает создавать себе репутацию.

Доброе имя и честная совесть проявляются в самых незначительных мелочах, а затем и в более значимых жизненных ситуациях. Человеку, так или иначе, приходиться делать выбор, хоть это и не всегда бывает легко.

Но у знаменитого немецкого философа Артура Шопенгауэра немного другое виденье чести.

Он выдвигает несколько классификаций видов чести, а именно гражданская, служебная и половая, каждая из которых имеет дальнейшие разновидности.

Гражданская честь исходит из предпосылок, что каждый человек уважает права другого и никогда не посмеет воспользоваться для своей выгоды не дозволенными средствами.

Эта честь служит условием для участия во всяком мирном общении. Ни один человек не может обойтись без гражданской чести, и «она есть дело весьма серьезное, легкого отношения к которому должен остерегаться каждый». Нарушающий доверие и веру утрачивает их навсегда, что бы он потом ни делал и кто бы он ни был.

Философ убежден, что эта честь имеет отрицательный характер. Она рассматривается, как противоположность славе с ее положительным характером.

Служебная честь требует почтительное и добросовестное отношение к должности ради своих коллег и приемников путём пунктуального исполнения своих обязанностей.

Разновидности служебной чести будут: честь чиновника, врача, адвоката, всякого официального наставника, даже всякого получившего ученую степень, то есть всякого, за кем официально признано право на известное занятие духовного характера и кто именно поэтому взялся за него.

А вот половая честь распадается по своей природе на честь женскую и честь мужскую, которые имеют прямое влияние на формирование института семьи, а также на сами семейные отношения.

Если о чести можно говорить как о более глубокой категории, которая формирует сразу несколько понятий, таких, как благородство и справедливость, то совесть не столь сложное понятие, но не менее значимое

Но, по мнению знаменитого советского и российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва, между честью и совестью есть одно существенное различие.

Совесть всегда исходит из глубины души.

Совесть никогда не бывает ложной. Она либо приглушённая, либо преувеличенная. Но представления о чести часто могут быть ложными, более того, они способны нанести огромный ущерб обществу. Дмитрий Сергеевич убежден, что в обществе понятие дворянской чести утратило свой смысл, но осталось такое понятие, как «честь мундира».

Её Лихачёв и называет ложной честью. Например, она заставляет руководителей отстаивать неудачные проекты или бороться с обществами, охраняющими памятники.

Филолог считает, что под так называемым «мундиром» уже не может биться сердце честного и совестливого человека. Таким образом, истинная честь всегда находится в гармонии с совестью. Ложная же честь является «миражом в пустыне», в нравственной пустыне человеческой души.

Безусловно, мораль имела большое значение в мировом развитие. Все мы это прекрасно понимаем. До наших времен дошло очень много пословиц и поговорок, посвященных теме чести и совести.

Например, «Совесть – глаз народа», «Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека», «Береги честь смолоду», «Честь мундира священна для командира». Честь и совесть всегда были главными категориями, делающими историю.

В средние века доблести и чести придавали невероятно большое значение.

Люди отстаивали ее, готовы были заплатить любую цену за неё.

Во все времена в высшем обществе любой знак неуважения, проявления трусости, бесчестия заканчивался дуэлью, потому что честь ценилась превыше всего, даже жизни.

Кроме того, важно отметить, что честь и совесть в условиях современного мира неразрывно связаны с таким понятием, как репутация.

Во-первых, человек, обладая данными качествами, будет вызывать доверие у других. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

Например, в бизнесе очень сложно стать успешным и востребованным без чести. Можно заключить какую-либо сделку и обмануть своего партнера и получить легкую прибыль.

Однако, возможен такой вариант, что распространится слух о недобросовестном и бесчестном бизнесмене, который вызовет недоверие у партнеров. В результате с таким бизнесменом никто не захочет сотрудничать, опасаясь обмана и подлости.

Во-вторых, репутация, подкрепляемая совестью, обеспечивают некую надежность. Человек, проверенный временем, получает огромный «кредит доверия».

В дальнейшем это будет выгодно ему самому, ведь ему могут поручить любое, даже самое важное, дело. Или же просто его будут ценить друзья и близкие, ведь он никогда не подведет их и не предаст

Источник

Слово честь и его производные в древнерусской литературе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Курский государственный университет »

Слово честь и его производные в древнерусской литературе

ученица 10 А класса

Слово честь и его производные

в древнерусской литературе

Где честь, там и правда

II. Этимология и значения слова честь

III. Примеры употребления слова честь в былинах.

Слово «честь» — одно из самых загадочных в русском языке. Потому что оно многозначное, можно сказать, многоярусное.

Начинается оно на земле и означает почет, уважение, порядочность и заканчивается на небе, являясь атрибутом святости. Рассмотрим изменение семантики этого слова подробнее.

Общеславянское cesti восходит к индоевропейскому корню сes-, тот же корень можно встретить в словах «чтить», «почитать», «честный». Слово честь является производящей основой для слов честный, честность, чествовать, честолюбивый и пр. Этимология этого слова отсылает нас к таким неочевидным «родственникам», как «читать, счёт, считать, тесть (отец жены)».

Произношение слова честь в родственных славянских языках очень похоже:

• украинское – честь. (За ради честi (укр.) – (рус.) из уважения )

• болгарское – чесць. (Честна дума (болг.) – рус. честное слово.)

• чешское и словенское – cest (чест)

• сербохорватское – cast (част)

По-сербски это слово значит «и почёт, и угощение».

Однако, такое сходство прослеживается не у всех славянских народов.

Вот, к примеру, польское слово «гонор», которое у самих поляков имеет то же значение, что и у нас слово «честь», в русском языке, приобрело значение чувства собственной важности, распухшей до размеров, пригодных для помещения в кунсткамеру. Это говорит нам о фундаментальной разнице в том, как русские и поляки понимают конкретное содержание слова «честь».

Понятие чести развивалось на протяжении нескольких тысячелетий. Представления о чести занимали значимое место в общественной жизни, с ними связаны разнообразные формы социального поведения, обычаев и ритуалов.

В своём историческом развитии представления о чести образовали значимый отпечаток в культуре, а само понятие обрело целый ряд смысловых оттенков, зачастую противоречивых, раскрывающихся в различных ситуациях и запечатлённых в различных речевых оборотах.

В.И. Даль в своём словаре помимо толкования слова «честь» и родственных слов приводит почти сотню различных выражений и пословиц, иллюстрирующих различные оттенки смысла и ситуации применения этого слова.

Вот некоторые из них.

1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

2. Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он, да высоко стоит, в чести.

3. Внешнее доказательство отличия; почет, почесть. Отдать честь

4. Угощать, потчивать, подносить, принимать за хлебом-солью. Не чести меня пивом, медом, почести (почти) меня зеленым вином.

6. Хвалиться, гордиться чем, ставить себе что-либо в честь, в славу, в заслугу;

7. Церк. предмет почитания, святыня.

В словаре также приводятся большое количество разнообразных производных слов:

— Честунина – пск. Брань;

Д.Н. Ушаков в своем словаре упоминает о таком значении чести, как:

— Целомудрие, непорочность (женщины; устар.), а также приводит забытое значение прилагательного честной

— установленный законом, добрым обычаем или традицией (честной пир).

Остановимся подробнее на древнерусском понятии чести, которое нашло отражения в древних памятниках литературы, таких как «Слово о полку Игореве», Повести временных лет, а также «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Попытаемся понять, что в Древней Руси подразумевали под понятием «честь»?

Изучению понятия чести большое внимание в своих трудах уделяли ученые-филологи и историки.

По мнению Ю.М. Лотмана «честь» является атрибутом «младшего феодала», она «всегда имеет материальное выражение», и ее надо получить от старшего по иерархической лестнице. Практически это означало добычу, которая была завоевана в битве или те дары, которые получала дружина от побежденных врагов. В отличие от «Славы», которая была наградой идеального, а не материального характера.

При этом Ю.М. Лотман отталкивается от одного известного (особенно в наших краях) выражения в «Слове о полку Игореве», повторённого дважды в этом произведении. Сначала «куряни, св‡доми къмети» — дружинники Всеволода Святославича — сравниваются с «серыми волками», которые скачут в поле «ищучи себе чти(чести), а князю сла⇻. Затем, когда объединённые силы двух князей уже пришли в половецкую степь, о русских воинах говорится следующим образом: они «великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себ‡ чти (чести), а князю славы».

Тем не менее, большинство исследователей считает, что этот термин далеко не всегда имел буквальное понятие добычи. В Киевской Руси слово честь также означало выдающийся социальный статус и применялось в этом смысле к князьям, воинам, церковным иерархам, а также родителям.

Таким образом, понятие «честь» в древней Руси имело лишь косвенное отношение к современному пониманию чести как к личному достоинству.

Так, П.С. Стефанович в своих работах подчеркивает, что правильнее исходить из тех основных значений слова «честь», которые дают словари старославянского и древнерусского языков: 1) «уважение», «репутация», «почёт», «почтение», «почести» и т. п., 2) «сан», «чин», «высокое положение, статус», «должность», «звание» и т. п.

Более специфические значения слова развились, по всей видимости, из этих основных: например, «награда, отличие, дар» (награда или дар подразумевают оказание уважения, почёта тому, кому они предназначаются) или «празднование, званый пир, угощение» (торжественная трапеза также является способом оказать уважение гостям).

В Древней Руси даже известна подать (своего рода налог) под названием «почестье» — дары (зависимого населения своему господину).

Нетрудно заметить во всех этих значениях социальное содержание; понятие чести так или иначе связано с общественным положением человека, обозначает то, что вызывает или поддерживает его уважение перед другими людьми. Логично предположить, что именно социальное содержание было изначальным и восходит к древнейшему «праславянскому лексическому фонду».

В Повести временных лет в рассказе о «местях» Ольги описывается, какую «честь велику» сотворила Ольга послам деревлян: их несли в ладье от реки к городу. Такой способ встречи рассматривался как нечто исключительно почётное: киевляне проделали эту процедуру «неволей», а послы сидели в ладье «гордящеся». Ладью с людьми сбросили в предварительно выкопанную яму, и со зловещей иронией Ольга спросила послов, догадавшихся, что их похоронят заживо: «добра ли вы честь? Они же р#ша: пуще ны Игоревы смерти».

В произведениях Кирши Данилова лексема честь фиксируется в большинстве контекстов в основном значении ‘почет, уважение ’, однако присутствуют и другие лексические оттенки.

Нечестно за столом сидит,

Нечестно хлеба с солью ест

Без должного уважения, почтения

Подарки принял от них,

Чести не воздал им

И вдовы-та бесчестити,

Красные девицы позорите,

Надо всеми наругатися,

Девичья честь, нравственное достоинство

У славнова князя Владимера

Было пированье — почестной пир,

Установленный законом или добрым обычаем

Приходил он во Церкву Соборную,

Просит честные милости.

И понести они честные подарки,

Злато-серебра и скатного жемчуга.

Дорогие подарки в знак уважения

Честна вдова Афинья Александровна

Наливала она чару зелена вина

Почтенная, высокого положения в обществе

Сажал за убранные столы

Из приведенных примеров видно, что в древнем понятии чести яснее всего просматривается материальная и социальная сторона.

Христианское мировоззрение наполнило понятие новым содержанием, соотнеся его с сакральным началом, поскольку первым и основным объектом почитания был Бог и поскольку правильное (благочестивое) поведение стало обуславливаться соблюдением определённых религиозных заповедей. «Честь» уже может обозначать не только внешний почёт и уважение, но и внутреннее достоинство «честных» старцев или святых, некую ценность, соотнесённую с вечным и нетленным (Честной животворящий крест).

Проанализировав изменение семантики существительного честь в некоторых текстах древней русской литературы, мы установили, что термин «честь» употреблялся во множестве значений: от доли (части) в имуществе рода, от которого далее пошло дар, почет, уважение, высокий социальный статус до понятия благочестия и святости.

И в правду большой путь – от земли до неба!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Журналист Андрей Норкин об Александре Захарченко

Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла.

Метки

Рубрики

Приложения

Ссылки

Новости

Музыка

Музыкальный плеер

Всегда под рукой

Шутливый гороскоп блоггера

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Сообщества

Статистика

Честь и Правда. Руси

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на русиПонятие «честь» не поддается осознанию индивидуумов, которые в силу границ и состояния собственного бытия, по воли Провидения, не являются носителями этой самой чести.

Честь нельзя спровоцировать, вызвать, сымитировать:

это все равно, что пытаться силой воли поменять себе резус-фактор с положительного на отрицательный

или отрастить, каприза ради, тридцать третий зуб.

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Честь индивидуальная – качество наследственное,

которое складывается деяниями нескольких поколений,

главной целью которых является стяжание славы.

Со времен Римской империи считалось, что совершенные на поле брани подвиги оказывают физиологическое влияние на кровь героев.

Гийом де Бар, один из герольдов Французского королевства времен Столетней войны писал:

«Кровь насыщается славой.

В ней является искра Божия,

которая будет освящать кровь на протяжении многих поколений,

даруя бессмертие храбрецу,

стяжавшему эту славу».

Маркировкой чести и крови одновременно, как правило, служат титул и родовой герб, который, по сути дела, является формулой крови.

Одна осечка в цепочке поколений,

скажем, факт трусости на поле боя

или брак с представительницей низшего сословия,

способна пустить насмарку славные подвиги,

храбрость, героизм всех вместе взятых пращуров.

Кровь будет «заражена», «вещество» чести необратимо испорчено, а бессмертие утрачено;

герб станет пустышкой, и все нужно будет начинать с нуля.

«Честь» понятие феодальное – оно тесно связано с землей.

Ее наличие обозначало право на владение вотчинами и окружение себя вассалами, а также привилегию наследственного почета, повод для которого порой скрывался в деяниях давно ушедших поколений.

Иными словами, маркизы, графы и герцоги, согласно теории чести, подлежат беспрекословному уважению независимо от чинимых ими свинств,

если, конечно, это не затрагивает вопросы воинской доблести и преданности сюзерену. Аргументация подобного почета почти «ленинская»

— «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно».

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Но это дела, так сказать, индивидуальные, западные.

На Руси все по иному.

Наша Родина, как известно, глуха к достижениям личностным и индивидуально-клановым,

«кровным» селекциям и поискам материального бессмертия.

А посему с почетом да уважением у местных «баринов-бояринов», «графов-аристократов» исторически не складывалось.

Нет, конечно, народ оказывал знаки уважения,

но, не исходя из изощренной кровяной формулы и наличия и расположения атрибутов на родовом гербе нобиля,

а, так сказать, «согласно штатному расписанию».

Русский народ почитал аристократию с фигой в кармане,

полагая местных князьков бессмысленной и надуманной прокладкой между собой и помазанником Божием.

Периодически он эту самую прокладку старался убрать.

В последней своей попытке, роковой попытке, убрал вместе с царем.

Но это совсем другая история.

На Руси понятие чести по смыслу всегда было ближе к понятию «правда».

И бояре, а позднее дворянство, озабоченные бесконечной оптимизацией своей крови, заботой о присутствии «гения рода» в гемоглобине, как раз с этой категорией испытывали определенные сложности.

Носителей правды на Руси всегда было два – это царь и народ.

А все остальное –от лукавого.

Что такое честь на руси. Смотреть фото Что такое честь на руси. Смотреть картинку Что такое честь на руси. Картинка про Что такое честь на руси. Фото Что такое честь на руси

Кровь европейской аристократии «улучшалась» на столетних, тридцатилетних и всяких «цветочных» феодальных войнах, где безродные бойцы относились к расходному материалу.

В беспощадных же бранях на Русской земле

славу стяжал весь народ,

а «командиры» являли собой попытку олицетворить

неописуемый хаос народного подвига.

Одни получали зарубки на гербах,

другие – народную память.

Классическая феодальная война, война носителей чести, подобна размеренностью и регламентируемостью игре в гольф.

И стяжаемая честь здесь хрупка – брак с простолюдинкой,

подобный промаху на последней лунке,

пустит под откос всю многовековую родословную.

Война народная, война за Родину

сравнима с отчаянной рубкой сына за родную мать,

над которой нависла угроза.

Здесь нет правил и регламентов.

Только чистая, сконцентрированная любовь, вылившаяся в лютую беспощадность в отношении обидчиков матери.

Только правда,

которая утверждается жертвой собственной жизни.

Жертвой, которая, как правило, остается анонимной и которую обязательно припишут себе «люди чести»

и получат за это очередной бессмысленный знак на погонах и привилегии.

Но что стоит такая честь перед правдой,

которая не зависит от превратностей судьбы.

Правда же бесконечна и безгранична, как бездонна любовь матери к своему несчастному сыну,

который однажды сложил голову за нее просто по той причине,

что она родила его на свет.



Рубрики:города России/РУСЬ

Метки: честь правда мировое сообщество Русь

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *