Что такое черный список банков
Черный список клиентов банков
Главная цель кредитно-финансовых организаций – получение прибыли. Если клиент своими действиями препятствует этому, он попадает в специальную базу данных, так называемый черный список клиентов банка. Что это такое и можно ли вычеркнуть свое имя из подобного списка?
Что такое черный список?
Блэк-лист, стоп-лист, черный список – суть у этих названий одна. Если клиент попадает в такую базу данных, у него будут проблемы. Скорее всего, банки откажут в выдаче кредита без объяснения причин. Самый худший вариант – могут быть заблокированы все счета в финансовых организациях.
Информация о черном списке – это, к сожалению, не миф. Такие списки формируются в разных организациях. Есть несколько разновидностей “черных” баз данных:
Причины для зачисления в черный список клиентов банков
В блэк-лист могут попасть не только физические лица, но и компании. Но мы сфокусируемся на причинах попадания в список частных лиц. Почему можно там оказаться?
Причина отказа в сотрудничестве может скрываться не только в кредитных долгах, но и в других задолженностях. Кредитные учреждения могут получать сведения и о просрочках в выплате алиментов, погашении штрафов, оплате коммунальных счетов и т.д. Черный список банковских должников создается и в таком случае.
Еще один важный фактор в формировании стоп-листа – достоверность указанных данных при анкетировании. Если служба безопасности банка решит, что клиент имел умысел обмануть организацию, то он не сможет обслуживаться там. Нельзя подавать недействительные справки и другие документы, вносить лживые сведения о себе или своей работе.
Попасть в черный список могут люди с судимостью, особенно, если человек был наказан за экономическое преступление. Статус банкрота в недавнем прошлом тоже автоматически закроет дорогу в банк.
На попадание в «черную» базу данных повлияет также поведение клиента с сотрудниками. Если менеджер или другой работник отметит, что человек в офисе или по телефону грубил, хамил или был в состоянии алкогольного опьянения, то его фамилия тоже будет отмечена банком. Любое неадекватное поведение вызовет серьезные последствия.
Банк может заблокировать счета клиента, если туда будут поступать крупные суммы денег. По федеральному закону №115 кредитные учреждения должны помогать государственным органам препятствовать поступлению средств, полученных от преступной деятельности.
Краткое резюме причин:
Четкие список причин в каждом банке разный, он зависит от политики учреждения. Для некоторых достаточно даже подозрение в перечисленных пунктах. Другие могут закрыть глаза на некоторые причины и принять меры только при повторяющихся нежелательных действиях.
Как выйти из черного списка банков?
Убрать личные данные из такой базы данных достаточно сложно. Главная загвоздка – некоторые сведения конфиденциальны. Разглашается информация только от бюро кредитных историй и от Росфинмониторинга. Внутрибанковские сведения клиентам не сообщаются. Поэтому часто даже непонятно, по каким причинам финансовые учреждения отказывают.
При этом можно даже не знать о своем статусе. Ведь при оформлении дебетовых карт или вкладов банк охотно обслужит гражданина. А вот с кредитными картами или займами могут возникнуть проблемы.
Самая частая причина попадания в блэк-лист – плохая кредитная история. Чтобы проверить себя в черных списках банков, нужно для начала сделать запрос в БКИ. Каждый гражданин РФ может сделать это бесплатно два раза в год. Один – на бумажном носителе, второй – на электронном. Если нужно больше отчетов, придется заплатить за получение информации.
Почему важно знать данные из БКИ? Часто в системе могут произойти сбои и в кредитной истории окажутся просрочки по ошибке. Тогда можно будет написать заявление, подтвердить ошибочность сведений и удалиться из черного списка.
Если задолженности не ошибочные, кредитную историю можно исправить:
В ситуации с другими задолженностями (алименты, штрафы) нужно погасить долги и отправить в банк соответствующие справки.
Самая сложная ситуация – с попаданием в базу Росфинмониторинга. Очистить свою репутацию часто можно только через суд. Даже несмотря на то, что организация чаще всего вносит клиента в свои списки ошибочно. Но перед этим можно попробовать написать заявление в банк, который перенаправит его в ЦБ РФ.
Как не попасть в черный список должников банков?
Чтобы обезопасить себя от неприятных последствий, нужно:
Черный список в банках
Черный список в банках или стоп-лист – это не миф. Кредитные компании действительно создают базы данных клиентов, которые вызывают сомнения или нарушают договорные обязательства. Причины попадания в такие списки в чем-то схожи, а чем-то отличаются для физических и юридических лиц. Также отличаются и пути исключения из числа неблагонадежных.
На кого заводят черный список в банках, как в него не попасть и что сделать, чтобы из него выйти тем, кто все-таки в него угодил, расскажет Бробанк.
Что такое «черный список»
Черный список банка – это база клиентов, которым банки отказывают в обслуживании, так как их подозревают в совершении мошеннических сделок или нарушении закона. Информация в этом списке строго конфиденциальна. Другим лицам персональные сведения из него не передают.
У каждого банка свои критерии, внесения в черный список, поэтому определить причину довольно сложно. Кроме этого, ненадежный клиент может попасть даже в несколько списков в зависимости от того, какие услуги ему оказывает банк, или как взаимодействуют банк и клиент.
Клиент может попасть в черный список банка не только при возникновении нарушений. В него могут занести даже тех, кто вызывает подозрение службы безопасности или специалистов банка.
Например, заемщик регулярно берет кредиты и погашает их в течение короткого периода или вступает в постоянные споры с банком по каким-либо аспектам. Таких клиентов тоже могут включить в базу данных. Скорее всего, при очередном обращении, банк откажет в выдаче займа, потому что задача кредитора получить прибыль, а с таким заемщиком невыгодно сотрудничать. А с теми, кто слишком глубоко копается в сути или создает конфликты, банки тоже предпочитают не связываться.
Варианты черных списков
Клиенты могут попасть в разные черные списки:
Клиент может быть только в одном или во всех списках одновременно.
Как физлица попадают в черный список банка
Главные критерии для внесения в черный список банка:
Любая из этих причин приведет к внесению клиента в отдельную базу данных. Каждый банк формирует свой расширенный перечень критериев. Некоторые финансовые учреждения могут вносить в стоп-листы за малейшие провинности, другие – только после наличия повторных нарушений. В ряде компаний из списка извлекут тех клиентов, которые «исправились» и не повторяют ошибки, в других – поблажек не дают.
Также клиента могут внести в черный список в самом начале сотрудничества, если он не прошел проверку. У каждого финансового учреждения свой регламент, как оценивать гражданина, в том числе и по его внешнему виду. Проверка банка может быть с подвохом, когда клиенту предоставляют мнимое право выбора: сказать правду или соврать. Например, создают ситуацию в виде случайной ошибки сотрудника банка, если клиент ее не исправит и решит предоставить ложную информацию, его включат в черный список. Могут проводить и психологические проверки на выявление лжи в каких-либо словах гражданина.
Как выйти из списка неблагонадежных клиентов
Выйти из черного списка банка очень сложно. Проблема в том, что информация в базах данных конфиденциальная, банк может и не уведомлять клиента о включении в список. Не всегда сотрудники банка объяснят причину попадания в перечень ненадежных лиц. И даже если получится устранить причины, по которым клиента занесли в стоп-лист, ему будет сложно восстановить деловую репутацию. Скорее всего, в персональных данных сделают пометку об устранении ошибок, но выносить из внутрибанковского реестра не станут.
Иногда включение в черный список не сказывается на компании или физическом лице напрямую. Некоторые клиенты даже не подозревают о своем нахождении в числе неблагонадежных. Например, при оформлении дебетовой, зарплатной, пенсионной карты или вклада никаких ограничений не будет. Чаще всего сложности возникают при подаче заявки на займы.
Если отказ в кредитовании следуют один за другим, высока вероятность, что банки занесли клиента в черный список. Чтобы это выяснить наверняка, запросите отчет о кредитной истории заемщика. Дважды в год граждане РФ могут получить эту информацию бесплатно. Один из двух раз – это отчет на бумажном носителе. Если сведения нужны чаще, можно запросить отчет на платной основе. Такую услугу оказывают разные квалифицированные компании. Количество платных обращений не ограничено, их можно подавать хоть еженедельно.
Чтобы получить отчет в электронном или распечатанном виде, обратитесь в Бюро кредитных историй напрямую или через госуслуги. Обратите внимание, что сведения об одном гражданине или компании могут храниться в нескольких БКИ. Выяснить, в каких из них точно находится информация, можно через Центральный каталог кредитных историй. После этого можно подавать запросы в конкретные БКИ и собирать сведения воедино.
Из отчетов станет ясно, все ли в порядке с кредитной историей, есть или нет задолженности и просрочки. Если они не соответствуют реальности, можно подать заявку на корректировку ошибочных данных.
Исправление кредитной истории заемщика
Если кредитная история испорчена по вине заемщика, придется самостоятельно исправлять ситуацию:
Макс. сумма | 300 000 Р |
Ставка | 31,5% |
Срок кредита | До 18 мес. |
Мин. сумма | 4 999 руб. |
Возраст | 20-85 лет |
Решение | 1 день |
Можно также воспользоваться альтернативным вариантом – просто ждать. Информация из кредитной истории по истечении 10 лет автоматически исчезнет. Но за этот период не должно возникать никаких долговых обязательств перед кредиторами и взаимоотношений с судебными приставами. Однако нулевая кредитная история не гарантирует, что по истечению срока банки согласятся на сотрудничество.
Как действовать, если попал в список по ФЗ-115
Если клиент вызвал подозрения или нарушил закон 115-ФЗ, его включат в черный список в ЦБ РФ. Выйти из него в разы сложнее, чем из базы данных неблагонадежных клиентов внутри банка. Для начала выясните причину внесения в черный список в обслуживающем банке или в том, где было отказано в проведении операций. Напишите заявление и соберите документы, из которых будет видно, что отказ безоснователен.
Банк рассмотрит поданные документы, и после этого возможны 2 варианта развития событий:
После внесения поправок в ФЗ-115 банки обязали давать пояснения всем клиентам, которых вносят в черный список. Поэтому самый простой и надежный способ из него выйти – выяснить, какие операции и действия вызвали сомнения у банка и исправить их. После этого гораздо легче избежать повторного попадания в базу данных неблагонадежных клиентов.
Как не попасть в черный список
Так как критерии попадания в черный список нельзя перечислить в полном объеме из-за конфиденциальности, полностью исключить включение в стоп-лист очень сложно. Но риски можно свести к минимуму:
Если следовать этим рекомендациям, у банка будет меньше оснований для внесения в черный список. А если такая ситуация произойдет, можно быть уверенным, что это случилось скорее всего из-за ошибки.
Что будет, если компанию внесли в черный список
Организации попадают в черный список банка, если нарушают ФЗ-115 и их подозревают в легализации доходов и содействию терроризму. Если у банка возникают сомнения в проводимых операциях, сотрудник приостанавливает движение по счетам клиента до выяснения всех обстоятельств. По этому закону проверяют как юридических, так и физических лиц. Его нарушения приводит к попаданию в черный список ЦБ РФ любого клиента банка.
Компаниям могут отказать в выдаче карты, открытии счета, выполнении ряда других операций, которые относятся к обслуживанию юридических лиц. Но клиента не вносят в черный список без дополнительной проверки и попытки прояснить ситуацию. Для начала сотрудники банка запросит дополнительные подтверждения.
Причины
Операции, которые могут вызвать сомнение у сотрудника банка и повлечь занесение в черный список:
Полный перечень операций указан в ФЗ-115.
В большинстве случаев ситуацию можно урегулировать диалогом с клиентом. Но если он не идет на контакт, банк приостановит движение и передаст информацию в Росфинмониторинг, что приведет к внесению компании в черный список Центробанка.
Выход
У компаний для восстановления деловой репутации и исключения из черного списка несколько путей:
При судебных разбирательствах, бизнесмену могут запретить выезжать за границу. Кроме того суды отнимают много времени и денег на юридическое сопровождение. Поэтому некоторые компании принимают решение о регистрации нового юридического лица.
Каждый банк решает сам, сотрудничать с клиентами, которые вызывают подозрения или нет. Например, при подаче заявки на открытие счета от сомнительной компании, которая отчисляла слишком мало налогов, в новом банке увидят, что фирма занесена в черный список. Сотрудники банка потребуют дополнительные документы: выписки по счетам в предыдущем обслуживающем банке и пояснения к сложившейся ситуации.
При проведении проверки могут выявить, что минимальные отчислению в бюджеты и фонды – это ошибка бухгалтерии. Если фирма устранит ошибку и докажет, что повторений не будет, ей откроют счет в новом банке. Для этого ей потребуется собрать все подтверждающие документы по операциям и корректировкам. Если никаких новых нарушений не выявят, компанию продолжат обслуживать в новом банке. Таким образом Центробанк рекомендует поступать со всеми клиентами из черных списков. То есть если компания попала в базу данных, она сможет реабилитироваться и продолжить свою деятельность.
Как юрлицу избежать попадания в черный список
Несколько советов помогут компаниям не попасть в черный список неблагонадежных клиентов:
Не всегда смена обслуживающего банка окажется лучшим решением. Правила проверки клиентов, их операций и рекомендации ЦБ РФ одинаковы для всех банков.
Полезные ссылки:
Вы попали в черный список банков. Как из него выйти?
Согласно официальному отчету Росфинмониторинга, в 2017 году банками было принято 620 000 решений об отказе в заключении договора обслуживания и в проведении операций. Предприниматели продолжают попадать в так называемый черный список, что вызывает напряжение и беспокойство в бизнес-сообществе. К тому же недавно появилась информация о скором появлении нового черного списка.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, который направлен на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, обязывает банки проверять компании при открытии счета и в процессе их работы с этим счетом. Если в результате проверки банк подозревает клиента в неблагонадежности, то он вправе отказать ему в заключении договора банковского обслуживания, блокировать проведение операции или расторгнуть договор банковского обслуживания.
Информацию о подозрительной компании банк передает в Росфинмониторинг, который и занимается формированием черного списка. Он обязан передавать этот список в Центробанк. Последний, в свою очередь, делится сводной информацией о сомнительных компаниях со всеми банками, как бы предупреждая их о возможных проблемах с клиентами из списка.
Таким образом, компания с подозрительным «резюме» попадает в черный список, который становится доступен всем банкам (Положение ЦБ от 30.04.2018 № 639-П).
Как вы можете попасть в черный список
Нахождение клиента в списке — это не черная метка, предупреждает заместитель председателя Центробанка Дмитрий Скобелкин. Это просто некая информация для другого банка, которая должна использоваться для оценки риска того или иного клиента. Например, они вправе не открыть счет подозрительному клиенту, а могут просто детальнее проверить его.
Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017.
Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18-МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:
Также рекомендации по выявлению неблагонадежных клиентов содержатся в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 № 18-МР. Под неблагонадежными в этом документе понимаются юрлица, по банковским счетам которых операции либо продолжительное время (в среднем три месяца) не проводятся, либо проводятся, но в незначительных объемах. Впоследствии счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и необычный характер, без очевидного экономического смысла и законной цели.
Речь идет о совокупности следующих признаков:
Клиенты, о которых говорится в методических рекомендациях, обычно обладают двумя или более нижеследующими признаками:
Стоит изучить и те признаки, которые приводятся в более раннем документе – Методических рекомендациях ЦБ РФ от 02.04.2015 № 10-МР.
Благодаря комплексу мер по устранению номинальных юридических лиц в 2017 году, по данным Росфинмониторинга, удалось пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб.
В 2016 году на 24% возросло количество решений об отказе в регистрации юрлиц. За полтора года из ЕГРЮЛ исключено около 1 млн юрлиц.
Количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума: по состоянию на 1 июня 2018 года их 7,3% от общего числа юрлиц.
Комплекс мер, которые осуществляет государство по устранению номинальных юридических лиц:
Реабилитация компаний, попавших в черный список банков
Как показала практика, некоторые банки стали формально относиться к критериям неблагонадежности. Это привело к тому, что к октябрю 2017 года, с начала года, банки заблокировали около 500 000 счетов предпринимателей (данные общественной организации «Деловая Россия»).
В ноябре 2017 года заработал механизм реабилитации добросовестных клиентов, попавших в черный список по ошибке. По словам заместителя председателя Центробанка Дмитрия Скобелкина, чтобы выйти из черного списка, клиенту нужно обратиться в банк, где специальная комиссия или специально назначенные должностные лица рассматривают претензии, связанные с вопросами ограничения в обслуживании. Однако сразу же стало возникать много вопросов о том, как именно этот механизм работает. Он явно нуждался в проработке.
30 марта 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ, который внес поправки в «антиотмывочный» закон. Они, в частности, внесли коррективы в процесс выхода из черного списка банков и фактически создали систему двухуровневой реабилитации банковских клиентов. На первом уровне банк проверяет клиента и, удостоверившись в том, что он попал в черный список случайно, устраняет основания для включения его в список и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг.
Если банк отказывается пересматривать решение, клиент может воспользоваться вторым уровнем реабилитации — обратиться в Центробанк, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.
Как поэтапно выглядит механизм реабилитации:
В июне 2018 года Госдума внесла законопроект № 492235-7, предлагающий обязать банки предоставлять письменный мотивированный отказ в открытии счета (поправки в ст. 846 и ст. 859 ГК РФ). Причем этот отказ может быть обжалован в суде.
На днях Центробанк выпустил Информационное письмо от 12.09.2018 N ИН-014-12/61, в котором, в частности, говорится о порядке информирования клиентов финансовых организаций о причинах отказа.
Как выйти из черного списка банков: необходимые документы
Законодательно список документов, которые необходимо предоставить банку для выхода компании из черного списка, не установлен. Поэтому компания сама вправе решать, как и с помощью чего доказывать легальность своей деятельности. В ряде случаев банк подсказывает, какие именно документы нужны. Например, он может запросить налоговую декларацию и некоторые другие документы, если отказывает в переводах со счета.
Если с банком так и не удалось решить проблему по исключению компании из черного списка, придется обратиться в Центробанк с соответствующим заявлением (требования к заявлению). Вы можете отправить заявление почтой или через интернет-приемную Банка России. Опишите сложившуюся ситуацию в свободной форме, укажите, когда и к кому вы обращались (ФИО сотрудника банка, его должность).
На руках нужно иметь:
Что известно о новом черном списке банков
Центробанк опубликовал проект указа, который вводит порядок информирования банками регулятора о несанкционированных переводах со счетов их клиентов. Он создан с целью исполнения Федерального закона от 27.06.2018 № 167-ФЗ о защите средств клиентов банков от хищений, который вступит в силу 26 сентября 2018 года. То есть на этот раз будет создан черный список дропперов.
Документ примечателен тем, что:
Алгоритм взаимодействия кредитных организаций с Центробанком, который предусматривает проект указа, довольно прост. При выявлении подозрительной операции банк передает в Центробанк номер карты, электронного кошелька, мобильного телефона или счета получателя средств. Центробанк запрашивает у банка данные паспорта и СНИЛС для идентификации получателя. Далее Центробанк обобщает и доводит до всех кредитных организаций информацию о лицах, на счета которых был осуществлен вывод денег. Банки, которые «вычислят» дропперов среди своих клиентов, будут ограничивать им перевод денежных средств и снятие наличных.
У вас заблокировали счет? Разберемся в ситуации и поможем с разблокировкой
Эксперты не сомневаются, что в новый черный список банков снова могут попасть добропорядочные компании и физлица, как это уже было в прошлом году, когда вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Один из сценариев-ловушек может быть таким: хакер обращается с просьбой к знакомым, чтобы они получили деньги на свои карты, при этом знакомые не догадываются об источнике происхождения денег.
Экспертов беспокоит и тот факт, что в проекте указа не прописано право на реабилитацию. Кроме того, добропорядочные компании могут не догадываться о своем присутствии в черном списке. Возникнет угроза новой массовой блокировки счетов клиентов банков.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Сложные вопросы: «черный список» Центробанка
Что делать тем, кто в него попал
Что за список? Он правда черный?
По сути, это список неблагонадежных клиентов или тех, кого какие-то банки посчитали неблагонадежными. Черным его называют обыватели, потому что у тех, кто в этом списке, появились проблемы с открытием счетов и обслуживанием в банках.
Как в него попадают?
Когда клиент ведет себя подозрительно, банк запрашивает у него документы и пояснения. Если по мнению банка операция сомнительная, клиенту отказывают в проведении операции и даже закрывают счет.
По закону № 115- ФЗ о таких случаях банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг. Там информацию анализируют и на ее основании принимают решение о включении клиента в список.
Список неблагонадежных клиентов формируют не банки. Они только передают информацию о своих подозрениях, потому что обязаны это делать по закону.
Банки за мной следят?
Да. По закону все банки должны следить за операциями и проверять, куда и за что клиенты перечисляют деньги. Если что-то кажется подозрительным, банк не может провести операцию. А если клиент не предоставляет документы и пояснения, ему могут закрыть счет. Это требование федерального закона.
Ни один банк не хочет навредить своим клиентам и не запрещает операции просто так. Но с другой стороны, если банк будет плохо проверять клиентов, то у него будут проблемы, которые коснутся всех.
Что будет, если я в него попаду?
У клиентов из этого списка могут возникнуть проблемы с открытием счета и банковским обслуживанием. Из-за этого некоторым пришлось даже свернуть бизнес или заново регистрировать фирму.
В Тинькофф-банке проблему со счетами клиентов решают так.
Компания пришла в Тинькофф-банк. Банк видит, что компания есть в списке, и просит у нее дополнительные документы: выписку по счету из другого банка, пояснения или что-то еще с учетом конкретной ситуации.
При проверке может выясниться, что небольшая сумма налогов «Ромашки» — это ошибка бухгалтера. Если компания обещает исправить ситуацию и сможет это подтвердить, ей откроют счет.
Первое время придется предоставлять подтверждающие документы почти по всем операциям. Если проблем не возникает, «Ромашка» будет дальше обслуживаться в банке.
А как это будет работать в других банках?
Это знают только сами банки.
В каждом из них есть подразделение, которое проверяет клиентов, их документы и следит за их операциями. Стандарты и принципы работы таких подразделений могут отличаться. У Тинькофф-банка один подход, у другого банка может быть похожий или другой.
Это не хорошо и не плохо. То, что подойдет для одного клиента, окажется неприемлемым для другого. Все ситуации разные. Чтобы узнать, как это работает в других банках, лучше там и спросить.
Можно ли выйти из этого списка?
Теоретически можно, но это не главное. Можно быть в этом списке и все равно открывать счета и проводить операции.
Банк в любом случае проверит клиента и его бизнес. Если всё в порядке, бояться нечего.
ЦБ говорит, что можно не выходить из списка. Банки не должны отказывать клиенту в работе только на том основании, что он там есть. Но у банка могут быть и другие основания, потому что каждая ситуация индивидуальная.
Почему все так сложно?
Потому что обнал — это серьезная проблема и с ней нужно бороться.
Справедливости ради: есть вещи посложнее. Центробанк хотя бы пытается что-то объяснить: выпускает рекомендации, инструкции и письма. Может быть, они не очень понятные и не все гладко работает, но они хотя бы помогают разобраться.
В других сферах бывает сложнее. Например, никто до сих пор точно не знает, какие данные считать персональными, хотя за нарушения можно получить огромный штраф.
Или вот еще: плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам, но пока считают по нормативам, и это законно. А нотариусы уверяют, что могут проверять дееспособность участников сделки, но на самом деле нет. Даже Конституционный суд спорит с Верховным. Сложно — это смотря с чем сравнить.
Подпишитесь, чтобы вовремя узнать, как работают законы, разобраться в сложных вещах и не потерять деньги: https://journal.tinkoff.ru/subscribe/
Это правда?
Еще правда в том, что в этом законе не все понятно, а наказание за нарушение строгое. Список неблагонадежных клиентов начали формировать несколько месяцев назад: механизм до сих пор дает сбои и причиняет неудобства. Центробанк выпускает информационные письма и рекомендации по работе с клиентами из списка, но пока не все вопросы решены.
Еще правда в том, что некоторые клиенты некоторых банков на самом деле занимаются обналичкой, транзитом и другими нехорошими делами. Государство и Центробанк пытаются с этим бороться. Такая борьба связана с ограничениями для людей и бизнеса, но уж как есть.
Юристы Тинькофф-банка просили предупредить вас, что эта статья написана экономистом и предпринимателем, а не сотрудником банка и может не совпадать с позицией Тинькофф-банка, Центробанка или любого другого банка. Если есть сомнения и вопросы, пишите письма в банк и ЦБ — официальная бумага всяко надежнее, чем статья в блоге.